0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

Как проверить ток утечки на автомобиле?

    46 2 22k
    241 13 171k

Калькулятор расчета времени разряда аккумулятора

Время разряда аккумулятора авто | Онлайн калькулятор расчета

Проверка утечки тока требуется не только на автомобилях с большим сроком эксплуатации, но и более новых. От того, что однажды утром двигатель не сможет запуститься из-за посаженного аккумулятора не застрахованы те водители, которые не следят за состоянием проводки, подключенными потребителями и узлами бортовой электроцепи в целом.

Чаще всего проблема потери/утечки тока возникает в подержанных машин. В связи с тем, что наши условия, как климатические, так и дорожные, приводят к разрушению, растрескиванию и перетиранию слоя изоляции проводов, а также к окислению гнезд подключения электроники и контактов клеммных колодок.

Для проверки вам будет необходимо всего лишь мультиметр. Задача состоит в том, чтобы методом исключения выявить цепь потребления либо конкретный источник, который даже в состоянии покоя (при выключенном зажигании) садит АКБ. Если вы хотите узнать как проверить утечку тока, какой ток можно считать нормой, где и как необходимо искать, то читайте статью до конца.

Такие утечки в системе электрооборудования авто могут привести к разряду аккумулятора, а в крайних случаях — к короткому замыканию и возгоранию. В современном автомобиле, при наличии множества электроприборов, риск такой проблемы повышается.

Одна из причин снижения ресурса аккумуляторов — это повышенные утечки тока при выключенном зажигании: за время стоянки машины аккумулятор разряжается, после запуска мотора увеличивается длительность цикла заряда. Каждый лишний цикл разряда/заряда изнашивает АКБ, и чем больше был разряд — тем сильнее падает ресурс. Зимой утечки тока могут даже привести к невозможности запуска.

Что такое нормальный ток потребления?

При выключенном зажигании автомобиль все равно потребляет определенный ток, даже простейший карбюраторный — остается небольшой ток, обусловленный несовершенством диодного моста генератора (так называемый обратный ток диодов). На практике же таких потребителей гораздо больше, особенно на современных автомобилях:

  • К аккумулятору постоянно подключена магнитола: хотя она при штатной схеме включения и отключается при извлечении ключа зажигания, это происходит за счет ее собственных цепей, то есть часть схемы, отвечающей за «засыпание» и «пробуждение», встроенные часы и память настроек остаются под напряжением и потребляют некоторый ток.
  • От аккумулятора запитано постоянное питание электронных блоков — как минимум это ЭБУ впрыска, цепи энергозависимой памяти которого всегда под напряжением, а сам контроллер при выключении зажигания переходит в спящий режим. В автомобилях с таких контроллеров больше, и даже отключение части из них специальным контроллером бортовых цепей для снижения токопотребления все равно оставляет нагрузку на аккумулятор.
  • Любая противоугонная система всегда подключена к аккумуляторной батарее, ее ток потребления может изменяться в широких пределах (сеансы обмена с брелоком или , срабатывание тревоги).

Совокупность всех этих токов и называется нормальным током потребления в «спящем» режиме. Для исправного автомобиля он невелик, и не оказывает большого влияния на состояние аккумулятора — только длительная стоянка способна заметно снизить заряд батареи.

Токи утечки

Ток утечки в автомобиле — это любое сверхнормативное потребление, которое может достигать заметных значений. Причины утечки тока в автомобиле могут быть различными:

  • Неправильно подключена магнитола — при подключении вывода ACC на общий «плюс» ее можно будет слушать и без ключей, зато при ручном выключении она уйдет в режим с гораздо большим потреблением тока, чем при корректном включении.
  • Мощные усилители акустических систем должны управляться с головного устройства — при выключении магнитолы питание усилителя отключается. Усилители способны создать самый большой ток утечки, так как при высокой выходной мощности даже при отсутствии сигнала на входе ток, проходящий через оконечные каскады, достаточно велик.
  • Установлена некачественная или неисправная сигнализация, которая либо постоянно потребляет слишком большой ток, либо часто переходит в режим повышенного энергопотребления. При неправильном использовании блокировочных реле (ошибка установщика) через их обмотки ток проходит именно в режиме охраны — это также влияет на утечки.
  • Неисправен генератор — чрезмерно возрос обратный ток диодного моста.
  • Не «засыпают» штатные контроллеры неисправности или помех, создаваемых подключенным к противоугонным устройством.
  • Некорректно настроен автономный GSM/, слишком часто выходящий на связь с сервером для передачи данных — при каждом таком сеансе потребляемый им ток вырастает.
  • Неисправны выключатели, коммутирующие нагрузку — не отключается подогрев стекол или зеркал, и так далее.

Простой пример: если на автомобиле установлен аккумулятор емкостью 65, А*ч, а его нормальный ток потребления при выключенном зажигании — 0,07, А, то до полного израсходования заряда батареи пройдет 65/0,07=928 часов. При регулярной езде этого более чем достаточно, чтобы не иметь проблем с запуском. Теперь представим, что токи утечки возросли до 0,3, А — аккумулятор выдержит уже 216 часов, и это при условии, что он абсолютно новый и полностью заряженный. На практике же при таком токе утечки уже через пару дней начнутся ощутимые проблемы.

Как найти утечку тока в автомобиле?

Для этого необходим обычный мультиметр в режиме амперметра, включаемый в разрыв между клеммой аккумулятора и силовым проводом.

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

При этом необходимо учитывать, что после отключения клеммы и нового замыкания цепи через мультиметр автомобиль частично «проснется» — нужно ориентироваться на то значение тока, которое установится спустя как минимум минуту. Какой ток утечки должен быть в автомобиле? Это зависит от его конструкции и количества установленного дополнительного оборудования, но в любом случае не должно превышать нескольких десятков миллиампер. Ток утечки, доходящий до десятых долей ампера — это уже явный признак неисправности, требующий внимательной диагностики.

Читать еще:  Не работает задний дворник ваз 2109

Поиск источника утечки ведется отключением различных групп потребителей с повторным замером тока. Например, если ток утечки значительно снижается при отключении генератора, то источником проблем определенно является дефектный диодный мост, аналогичным образом отключаются усилители или магнитолы (по статистике, именно это обычно вызывает проблемы с ускоренным разрядом аккумуляторных батарей).

Диагностика токов утечки в «АКБ Энерго»

Наша фирма предлагает Вам свои услуги по определению токов утечек на любых автомобилях. Почему стоит обратиться именно к нашим специалистам?

  • Мы не зарабатываем на ремонте автомобилей: Вы можете быть уверены, что нам нет смысла навязывать дорогостоящий и ненужный ремонт. Вы платите только за диагностику.
  • Квалифицированный мастер может измерить ток утечки быстро и точно, при этом к автомобилю на время отключения клемм подключается резервное питание. Благодаря этому не сбрасываются параметры адаптации электронных блоков, не блокируются магнитолы, не сбрасываются их настройки. Особенно это важно на тех автомобилях, где штатный или дополнительно установленный иммобилайзер блокирует автомобиль при отключении питания.
  • Дополнительно мы также можем измерить реальную емкость аккумулятора, что позволит Вам определить, сколько он еще сможет прослужить, не доставляя Вам проблем.
  • Оценка состояния аккумулятора специалистом поможет определить, нет ли повышенного саморазряда АКБ (то есть он сам со временем заметно снижает свой заряд независимо от нагрузки бортовых цепей).

Вы можете приехать к нам в любое рабочее время, а, если у Вас есть вопросы, то наши консультанты всегда смогут помочь по телефону. Появились подозрения, что именно ненормальный ток утечки? Обратитесь к нам, чтобы быстро узнать настоящую причину проблем.

avtoexperts.ru

Знакомая многим ситуация. С приходом минусовых температур запуск двигателя на холодную становится настоящей проблемой. Аккумулятор, который еще вчера был исправным, сегодня еле прокручивает стартер, либо вообще не отзывается на поворот ключа зажигания. Значит по какой-то причине аккумуляторная батарея разрядилась.

Причины разрядки аккумулятора

Это может быть неисправный генератор, перетертая проводка, не натянутый приводной ремень генератора, отказ реле-регулятора, неисправность самой батареи, либо забытые на ночь потребители. Но основной и частой причиной, разряженного аккумулятора, является большая величина утечки тока в цепях электрооборудования автомобиля.

Зачастую данная проблема возникает в каком-либо электронном приборе из дополнительного оборудования, наличие которого становится все больше в современных авто. Также питание к этому нештатному оборудованию выполняется самостоятельно, часто без надлежащей защиты проводки, где нередко возникают короткие замыкания.

Если же причину утечки не установить и ликвидировать (зачастую автовладельцы покупают новую батарею, считая, что старая уже выходила свой ресурс, либо неисправна), то не помогут никакие новые аккумуляторы, так как они также быстро разрядятся.

Следовательно, при быстром разряде батареи рекомендуется сразу, не откладывая на спасительное потом, найти и устранить проблему разрядки аккумулятора своими руками, либо обратиться за помощью в автосервис. Это вызвано тем, что помимо проблем с запуском, есть вероятность короткого замыкания, выхода из строя оборудования (которое совсем не дешево), а также возможность и возгорания автомобиля.

Почему важно знать величину тока утечки в автомобиле

При температуре наружного воздуха порядка -10 -15 градусов Цельсия пусковой ток стартера составляет порядка 276-280А. а при прогреве двигателя стартеру будет достаточно и 180-200А. Поэтому, если пусковой ток аккумулятора составляет порядка 450А, а батарея наполовину разряжена, то уменьшается и величина пускового тока, и при минусовой температуре она способна отдать ток лишь на одну две попытки запуска двигателя стартером. Далее, как правило, водитель услышит треск втягивающего реле, что подскажет о том, что батарея полностью разряжена и уже не в состоянии проворачивать стартер.

Плюс к этому любой свинцовой-кислотный аккумулятор имеет просадку при минусовых температурах, то есть теряет часть своих стартерных характеристик. Скажем даже исправная батарея имеющая пусковой ток 600А, простояв на морозе ночь будет иметь ток порядка 400А. Если вдобавок к этому имеется повышенный ток утечки, то аккумулятор может разрядится буквально за сутки.

Почему считается нормой потребление тока утечки до 0.05 -0.06А?

Основные потребители тока в покое:

• ЭБУ потребляет в покое 0.03А

• Блок сигнализации – 0.02А

• Магнитола — 0.01А (при правильном подключении питания)

Допускается потребление тока утечки до 0.08А (80мА) при наличии нештатного оборудования (видеорегистратор, навигатор и пр.).

Приборы для проверки тока утечки:

Порядок замера:

Мультиметр (тестер) – один провод прибора устанавливаем в гнездо «минус» (черный провод), второй в гнездо проверки постоянного тока 10А, а указатель прибора переводим в сектор «10А».
В данном положении гнезд проводов нельзя касаться ими клемм батареи (плюсу и минусу), во избежание короткого замыкания.

• Выключается зажигание, закрываются все двери, багажник;

• Снимается клемма «минус» с аккумуляторной батареи;

• Провода мультиметра устанавливаются в разрыв между выводом батареи и снятой минусовой клеммой;

• После подсоединения выводов тестера его показания могут быть завышены, так как электронные приборы должны будут уйти в спящий режим;

• По истечении порядка 2-5-7 минут. Показания сбросятся до реальных значений утечки тока в цепях авто;

• Нормой при этом считается потребление тока порядка 0.03 – 0.05 А;

• Повышенные показания тока «подскажут» что в цепи есть элемент, потребляющий большой ток при выключенном зажигании;

Токовые клещи – не снимая клемму с батареи (что очень удобно, так как не стирается память электронных устройств), защелкиваем их разъем на минусовом проводе, ставим прибор в положение измерение постоянного тока и смотрим на показания прибора.

Схема поиска потребителя тока:

• Мультиметр или токовые клещи, остаются в прежнем положении (между выводом батареи и минусовой клеммой, а клещи вокруг провода «минус»);

• Далее необходимо вынимать поочередно все предохранители, следя при этом за показанием прибора;

Читать еще:  Датчик давления масла Шевроле Нива: где находится, замена

• Как только при снятии очередного предохранителя показания придут в норму, значит найдена цепь, в которой находится «жук», съедающий емкость батареи;

• Это может быть один или несколько потребителей;

• Затем узнаем по документации к авто описания предохранителей, какие приборы защищает данный предохранитель, ставим его на место и начинаем поочередно отключать приборы этой цепи от питания;

• Когда при снятии очередного потребителя от питания, ток утечки придет в норму, значит данный элемент и является искомым «жуком»;

• Проверяем найденный элемент на предмет неисправности, восстанавливаем его, либо заменяем на заведомо исправный;

Если после снятия всех предохранителей ток утечки остается высоким, то нужно проверить такие мощные потребители как генератор и стартер. В редких случаях утечка тока может быть вызвана неисправностью генератора, где «жук» может находиться либо в диодном мосту, либо в реле-регуляторе, объединенном с щеточным узлом.

Для проверки утечки тока необходимо отдать провода от вывода «плюс» генератора и сравнить показания тестера. Если проблема с генератором, то его рекомендуется снять и выполнить полную профилактику и необходимый ремонт его элементов.

От стартера отдается провод «плюс», идущий от аккумуляторной батареи и показания прибора сравниваются до и после снятия.

Совет. При проведении проверки не лишним будет опустить одно из стекол автомобиля, в случае, если что-то пойдет не так и сигнализация закроет дверные замки.

Еще пару слов

Чтобы однажды не встать на дороге зимой вдалеке от населенных пунктов, при любых признаках неисправности батареи рекомендуется периодически проверять, дает ли генератор полноценную зарядку и попутно проверить ток утечки в цепях электрооборудования вашего авто.

Поиск и устранение утечки

Если значение, полученное в процессе измерения, превышает 80 мА, то утечка серьезная и нуждается в устранении. Если же проблема не была выявлена, то стоит также провести диагностику генератора подобным образом. Для этого:

  • Проверяем напряжение на АКБ – глушим двигатель, скидываем обе клеммы с аккумулятора и подключаем черный щуп к минусу, красный к плюсу, при этом прибор должен выдать показания от 12.5 до 12.9 вольт при полностью заряженной, исправной и свежей батарее.
  • Затем возвращаем клеммы на место, заводим двигатель и включаем обогрев стекла, климат-контроль, габаритные фонари для дополнительной нагрузки на генератор.
  • Подключаем щупы к АКБ (красный – плюс, черный – минус) и снимаем показания. В идеале должно быть примерно 13 -13.3 вольт, однако в зависимости от нагрузки пиковое напряжение может достигать отметки в 14.3 вольт.

Если напряжение не поднимается выше 12.8 вольт, то скорее всего неисправность кроется здесь. В таком случае самым правильным будет обратиться в сервисный центр, где вам проведут полную диагностику и предложат либо отремонтировать генератор (диодный мост или стертые щетки), либо заменить, если ремонт нецелесообразен.

В случае когда ток на генераторе находится в заданном диапазоне и аккумулятор показывает корректное напряжение, причина почти наверняка кроется в самой электросети.

Причины разрядки аккумулятора

Глубокая разрядка аккумулятора плохо сказывается на его работе. Но намного хуже, если эта ситуация повторяется изо дня в день. И вот тут стоит задуматься, в чем же именно причина такого поведения вашего железного коня. Из основных можно выделить:

  • изношенность аккумулятора;
  • несоответствие соотношения «зарядка/разрядка» от генератора;
  • выход из строя генератора;
  • плохая работа стартера;
  • внештатные токи утечки.

В первую очередь необходимо проверить сам аккумулятор. Если он у вас более 3-5 лет, то он теряет свои свойства удерживать заряд. Для проверки отсоединяем клеммы аккумулятора, оставляем его на 2-3 часа и проверяем напряжение на контактах. Для этого достаточно обычного мультиметра – подсоединяем его к клеммам аккумулятора, придерживаясь полярности (плюс к плюсу, минус к минусу). Оптимальное значение напряжения 12,65 В, минимально допустимое – 11,9 В.

Зависимо от характера использования автомобиля аккумулятор может не успевать восстанавливать заряд от генератора. На это могут влиять короткие поездки, простои в пробках, частые запуски и глушение двигателя. Эти факторы имеют большое влияние на аккумулятор в холодную пору года.

В автомобилях с большим пробегом достаточно часто причиной может быть выход из строя генератора. Как правило, на приборной панели должно появиться соответствующее предупреждение, но иногда мы можем на это не обратить внимания. Также причина может быть в стартере – из-за изношенности подшипника или заклинивания втулки он начинает брать больше питания при прокручивании. В таких случаях нужна замена запчасти новой или ее восстановление на СТО.

Причины и последствия

Для начала необходимо разобраться, что такое автомобильный АКБ. Как и любой другой аккумулятор – это химический источник тока, имеющий электрическую ёмкость, значение которой обычно наносится на этикетке батареи. Измеряется она в ампер-часах (А·ч).

Ёмкость АКБ измеряется в ампер-часах и показывает каким током будет происходить разряд автомобильного аккумулятора

Фактически ёмкость определяет количество электрической энергии, которую может отдать полностью заряженный аккумулятор. Утечка тока представляет собой ток, потребляемый от батареи. Допустим, у нас серьёзное короткое замыкание в автопроводке, и ток утечки составляет 1 А. Тогда приведённый в качестве примера аккумулятор на 77 А·ч разрядится за 77 часов. В ходе использования ресурс батареи и её эффективная ёмкость уменьшаются, поэтому стартеру может не хватать пускового тока уже при разряде АКБ наполовину (в холодное время до 75 %). С такой утечкой можно считать, что через сутки завести авто с ключа станет практически невозможно.

Главная неприятность заключается в глубоком разряде аккумулятора. При получении энергии с АКБ, серная кислота, входящая в состав электролита, постепенно преобразуется в соли свинца. До некоторого момента этот процесс является обратимым, так как подобное происходит при заряде аккумулятора. Но если напряжение в ячейках опускается ниже определённого уровня, электролит образует нерастворимые соединения, оседающие на пластинах в виде кристаллов. Эти кристаллы никогда не восстановятся, но будут уменьшать рабочую поверхность пластин, приводя к увеличению внутреннего сопротивления батареи, а, значит, к уменьшению её ёмкости. В конце концов, придётся покупать новый аккумулятор. Опасным разрядом считается напряжение ниже 10,5 В на клеммах АКБ. Если вы принесли домой на зарядку автомобильный аккумулятор и увидели более низкое напряжение, настало время бить тревогу и срочно разбираться с утечкой!

Читать еще:  Плюсы и минусы всесезонных шин: маркировка и обозначение

Кроме того, утечки, вызванные короткими замыканиями или расплавленной изоляцией проводки при достаточно больших токах могут привести не просто к порче АКБ, но и к возгоранию. Действительно, новый автомобильный аккумулятор способен отдавать в течение небольшого периода времени сотни ампер, которые по законам физики могут привести к плавлению и воспламенению за несколько минут. Старые батареи могут вскипеть или взорваться при постоянной повышенной нагрузке. Хуже того – всё это может произойти совершенно случайно в любое время, например, ночью на парковке.

Электрическая система автомобиля представляет собой комплекс сложных электронных систем, соединённых между собой

После рассмотрения всех неприятных последствий тока утечки стоит разобраться и в его причинах. Раньше, во времена карбюраторных автомобилей с минимумом электроники нормальным током утечки считалось полное его отсутствие. В тех машинах просто нечему было потреблять ток с батареи, когда зажигание было отключено. Сегодня всё изменилось: любой автомобиль просто напичкан различной электроникой. Это могут быть как штатные устройства, так и установленные водителем впоследствии. И хотя вся современная электроника под дружное шествие экологов с лозунгами об энергосбережении поддерживает специальные «спящие» режимы или режимы ожидания с очень низким потреблением энергии, какое-то количество тока потребляется дежурными цепями. Потому небольшие значения тока утечки (до 70 мА) являются нормой.

Из заводского оборудования в автомобиле в норме постоянно потребляют некоторое количество энергии следующие девайсы:

  • Диоды в выпрямителе генератора (20-45 мА);
  • Магнитола (до 5 мА);
  • Сигнализация (10-50 мА);
  • Различные коммутирующие устройства на базе реле или полупроводников, бортовой компьютер двигателя (до 10 мА).

В скобках указаны максимально допустимые значения тока для исправного оборудования. Компоненты с неисправностью могут резко увеличить своё потребление. О выявлении и устранении таких компонентов мы поговорим в последней части, а пока приведём список устанавливаемых водителями дополнительных устройств, которые часто могут добавить к утечке ещё добрую сотню миллиампер:

  • Нештатная магнитола;
  • Дополнительные усилители и активные сабвуферы;
  • Противоугонка или вторая сигнализация;
  • Видеорегистратор или радар-детектор;
  • GPS-навигатор;
  • Любое оборудование с питанием через USB, подключенное к прикуривателю.

Причины утечки

Они бывают штатные автомобильные, «накрылось» оборудование, которое установлено с завода. Это может быть:

  • Генератор
  • Стартер
  • Аудиосистема
  • Штатная сигнализация
  • Проводка

Это основные причины, в основном много энергии на себя может брать стартер, когда выходит из строя – например, заклинило у него подшипник (втулку), и он попросту плохо крутит. Но штатные причины утечки крайне редки, проявляются, в основном, после больших пробегов, в 150 – 250 000 километров, когда узлы изношены.

Приобретенные утечки тока. Это все то оборудование что вы устанавливаете сами в автомобиль, например:

  • Нештатная сигнализация
  • Нештатная магнитола
  • Камеры
  • Видеорегистраторы
  • Антирадары
  • Навигаторы

Перечислять можно долго, на моей практике был случай — когда утечка тока была из-за нештатного подогрева сидений, он был со своим регулятором, который подключили напрямую к предохранителю, и даже когда он не грел питание в 1Ампер жрал – за ночь АКБ разряжался капитально! Стояло его переключить нормальному электрику, через замок зажигания — все встало на свои места.

Скажу так ребята – 90% причин утечек, это реально нештатное оборудование, по статистике это сигнализация и магнитола! Так что если, даже новый АКБ быстро садится – проверяем в первую очередь именно эти элементы.

Хочется также отметить — если сами не понимаете, в бортовой сети машины, обращайтесь к специалистам электрикам на СТО!

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

А при чем тут работа генератора

Генератор отвечает за восполнение заряда АКБ и в норме должен удерживать ток на одном уровне и сам может создавать проблемы. Во-первых, при недостаточной мощности или технической поломке, из-за недостаточного натяжения приводного ремня, генератор не может выдавать нужное напряжение. Его неисправность сказывается на стабильности работы бортовой электрики. Во-вторых, избыточное напряжение, созданное генератором, может ускорить износ других элементов электрооборудования, включая АКБ.

При пробое диодного моста генератора и замыкании его обмоток он сам может превратиться из источника электричества в потребитель и способствует еще большим протечкам и после того, как аккумулятор отдаст весь заряд, автомобиль потеряет работоспособность.

Электрооборудование, это одна из базовых систем автомобиля, от исправной и стабильной работы которой во много зависит удобство и безопасность всех систем.

Протечки в бортовой электросети автомобилей, это одна из самых распространенных проблем. Их нельзя игнорировать, ведь со временем это может привести к серьезным поломкам.

Вовремя проводите диагностику электрооборудования на своей машине.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector