Неустойчиво работает двигатель на холостых оборотах инжектор
Двигатель неровно работает на холостых оборотах: возможные причины
Причин, по которым неровно работает двигатель на холостом ходу, довольно много. Автомобилистам стоит иметь о них представление, чтобы избежать лишних растрат, решив проблему самостоятельно и выполнив ремонт своими руками. С другой стороны, также можно будет избежать более серьезных проблем благодаря своевременной диагностике.
Плавают обороты только на неисправном двигателе
Для начала, хотим заострить внимание читателей, что неприятности с движком начинаются именно с того, что плавают обороты на холостом ходу. Если такое происходит с вашей машиной, то не стоит откладывать в долгий ящик посещение автосервиса, поскольку последствия плавающих оборотов могут быть очень серьезными и если вовремя не выявить неисправность, то есть большая вероятность попасть на серьезные денежные траты.
Причиной плавающих оборотов может быть очень много, начиная от пробоев в свечных проводах, что наименее страшно, до потери компрессии в цилиндрах, что уже намного хуже.
Нестабильные обороты и причины их возникновения
Нестабильные обороты двигателя могут быть вызваны заеданием дроссельной заслонки, в основном, из-за ее невозвращения в исходное положение. Чаще всего причина кроется в неисправной механике привода заслонки, либо в большом количестве отложений на внутренних стенках нижней части карбюратора.
Дроссель
В этом случае необходимо проверить элементы привода дроссельной заслонки и прочистить дроссельный узел. Действие привода лучше проверять с помощником: помощнику необходимо плавно нажать до упора на педаль газа, а водителю – проследить за рычагом привода дроссельной заслонки. Заслонка должна занять вертикальное положение и вернуться без заеданий в исходное положение. Если привод вторичной камеры механический, то в конце хода заслонки первой камеры должна открыться и заслонка вторичной камеры, а затем также вернуться в исходное положение.
Когда помощник утопит до конца педаль газа, нужно проверить полный ход рычага привода дроссельной заслонки, пытаясь рукой дожать рычаг в крайнее положение. Если рычаг имеет ход, то необходимо добиться полного его хода от педали газа.
Когда наблюдается неровный ход заслонок (они закрываются рывками или не полностью возвращаются в исходное положение), карбюратор необходимо снять, разобрать и прочистить корпус дроссельных заслонок.
Если автомобиль эксплуатируется преимущественно в черте города, то заслонка вторичной камеры может вообще быть заклинена, так как, в основном, движение в городе осуществляется на первой камере. Не стоит пытаться приложить силу для ее разработки. Для этих целей существует аэрозоль «Очистка карбюратора», отлично справляющийся с этой работой.
С помощью этого средства очищается и дроссельный узел на инжекторных моторах. К тому же, его можно применять, не разбирая карбюратор: при снятом воздушном фильтре необходимо вспрыснуть небольшую дозу промывки в первичную камеру, одновременно добавляя газ. Мотор как бы «захлебнется », сбросив обороты, и тут же отзовется повышением. Повторив эту процедуру 2-3 раза, можно быть уверенным, что узел дроссельной заслонки промыт. Однако чтобы досконально «навести порядок» в корпусе заслонок, все же лучше разобрать карбюратор и промыть его детально.
Двигатель работает неустойчиво на всех режимах
Ситуация, когда двигатель работает неустойчиво на всех режимах, довольно часто имеет место на карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ. То есть он не только «троит» на холостом ходу, но и работает с рывками, дерганьем и провалами оборотов на режиме средних нагрузок и мощностных режимах. Хотя, казалось бы, полностью открытые дроссельные заслонки обеих камер, ускорительный насос и экономайзер мощностных режимов должны питать двигатель богатой топливной смесью.
Исключающей такую проблему как неустойчивые обороты. Чаще всего, в такой ситуации, следует искать причину такого поведения двигателя не в карбюраторе, а в системе зажигания.
Вот несколько причин этой неисправности применительно к карбюраторным двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, связанных с их бесконтактной системой зажигания
— Неисправны высоковольтные провода
«Пробита» изоляция, окислились контакты, провода выгорели изнутри.
Поможет визуальный осмотр проводов на предмет выявления дефектов, очистка их от загрязнения, проверка сопротивления тестером или проверка свечением, на работающем двигателе в темноте.
Измерение сопротивления высоковольтных проводов
— Неисправен распределитель зажигания (трамблер)
«Пробиты» крышка или «бегунок», окислились или повреждены контакты в крышке, сгорел помехоподавительный резистор в «бегунке», неисправен вакуумный или центробежный регуляторы опережения зажигания, неисправен датчик Холла.
Подробнее про неисправности трамблера и их причины есть статья «Неисправности трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Бегунок — распределитель зажигания
Крышка трамблера
— Неисправны свечи зажигания
«Пробит» изолятор, обгорели или сильно загрязнены (например, замаслены) контакты. Проводим визуальный осмотр, проверку зазора, очистку электродов. В ряде случаев это помогает. Но лучше всего в запасе иметь комплект заведомо исправных свечей зажигания и заменять ими установленные при возникновении таких проблем.
Черный нагар на свечах зажигания
— Неисправен коммутатор
Форма импульсов на первичную обмотку катушки зажигания не соответствует норме. Проверить работу коммутатора в полной мере можно специальным оборудованием, в противном случае приблизительно (по работе вольтметра) — См. «Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Коммутатор системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Примечания и дополнения
— В случае если виновником неустойчивых оборотов двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 на всех режимах является карбюратор Солекс, то в первую очередь следует проверить работу электромагнитного клапана карбюратора, ускорительный насос, работу воздушной заслонки и дроссельных заслонок обеих камер и экономайзер мощностных режимов.
4 Неисправности топливной системы
От того, что двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах или глохнет, не застрахованы ни владельцы раритета, ни самых современных автомобилей. Значительная доля причин подобной ситуации кроется в карбюраторах, инжекторах и бензонасосах.
Основное место занимает поломка или загрязненность следующих узлов:
- неисправен регулятор холостого хода;
- засорена дроссельная заслонка, каналы карбюратора, инжектора;
- грязные топливные жиклеры холостого хода;
- забит топливный насос, воздушный фильтр;
- отказали датчики расхода воздуха (ДМРВ), дроссельной заслонки (ДПДЗ), кислорода;
- засорилась вентиляция картера.
Почему карбюраторный двигатель глохнет?
Бывает, двигатель ведет себя непонятно: долго не заводится, вроде уже схватил, но стоит отключить стартер, сразу замолкает. Когда удается тронуться и разогнаться, отказывается реагировать на педаль газа – не падают обороты или невозможно их набрать. Часто виновник такого поведения – дроссельная заслонка, в которую попала соринка, и она начинает клинить.
Такое возникает при долгой езде на некачественном бензине, или если грязь поступает с воздухом. Устраняют проблему чисткой: рекомендуется применять аэрозольный очиститель карбюраторов. Как альтернатива – разобрать и продуть сжатым воздухом.
Обращают внимание на маслоуловитель вентиляции картера, который со временем забивается. Двигатель задыхается от переизбытка газов в поддоне, у него низкие обороты, работает неуверенно, затем глохнет. Следят за состоянием фильтра и регулярно промывают.
В некорректной работе на холостом ходу виноват электронный блок управления, если он подвергался перепрошивке. Иногда чрезмерно увлекающиеся тюнингом владельцы просят накрутить ЭБУ на хорошую динамику при высоких оборотах. В результате с этим порядок, но холостых машина не держит и глохнет. В таком случае возвращаются к заводской версии программы.
Но чаще виноваты датчики, которые работают нестабильно: ДМРВ и ДПДЗ. Их следует регулярно проверять на диагностике, иметь запасные – стоимость невысокая. Лямбда-зонд при повреждении или отравлении выдает ошибочный сигнал о несгоревшем кислороде, и состав смеси получается неправильным, возникают проблемы.
Если неисправен датчик, загорается check engine. Когда на «Жигулях» установлен «Делфи», следует быть готовым к сюрпризам. Элемент выходит из строя очень рано и без видимых причин, сильно изменяет работу двигателя.
Во многих случаях виновник перебоев на холостом ходу – карбюратор:
- Нарушен или неправильно установлен регулировочный винт холостого хода. На старых моделях ВАЗ это очень больное место, обороты меняются произвольно в любую сторону. Качественная наладка у специалиста способна исправить ситуацию.
- Подсасывает воздух через зазоры в осях заслонок. Проверяют и заменяют изношенные детали.
- В пусковом устройстве диафрагма негерметична. Снимают крышку, проводят осмотр, меняют изношенные детали.
- Уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме. Из выхлопа валит черный дым, отрегулировать холостой ход невозможно. Разбирают карбюратор, проверяют клапан, поплавок. Непригодные части меняют, проводят регулирование.
Если машина заводится, сразу глохнет, и так несколько раз, пока не заработает, причина в бензонасосе, который плохо качает. Сначала в камере остается немного топлива, оно сгорает, а новая порция не успевает поступить. Требуется долго гонять стартер при заводке, пока не наполнится поплавковая камера. С таким дефектом на холостых мотор работает нестабильно, наблюдаются провалы.
Что можно сделать с инжектором самостоятельно?
Устройство сложное и просто так к нему не подступиться. Если причины в системе зажигания, то никакой разницы с карбюраторным движком нет: те же поломки и способы устранения. За правильную работу двигателя отвечают датчики, проверить которые можно компьютером со специальной программой.
Чтобы не обращаться лишний раз в автосервис, многие водители имеют запасные датчики, которые меняют, не зная, какой нерабочий, пока не попадут на неисправный. Если таким способом проблема не решается, требуется профессиональная диагностика. Например, если нарушена герметичность впускного коллектора, проверяют прокладки, шланги, заглушки, вакуум тормозов.
Двигатель работает с перебоями при пониженном давлении в рампе или неисправности одной из форсунок. Если они электромагнитные, подобно применяемым на авто Лада Калина, то неработающую находят и в условиях гаража. По очереди отключают питание клапана, и слушают работу двигателя. Если характер не меняется – неисправность найдена.
Качество работы форсунок проверяют на стенде. Только там узнают основные характеристики: производительность и качество распыления. Если отверстия грязные, нарушается смесеобразование, двигатель работает неравномерно.
Недостаточное давление в рампе возникает по вине регулятора или бензонасоса. Чтобы определить его, используют манометр, который должен показать 2,5–3,0 бар с вакуумом или без него соответственно.
Инжектор управляется контроллером, который на Калине и других автомобилях находится под радиатором отопителя. Если он негерметичный, жидкость попадает на прибор, что провоцирует его на подачу неправильных сигналов.
Причины и симптомы неисправностей
Нестабильная работа мотора на холостом ходу – это реакция силового агрегата на неполадку, возникшую в одной из следующих систем автомобиля:
- элементы схемы зажигания;
- электроника, управляющая инжектором;
- топливоподача;
- неисправности самого мотора.
Чтобы разобраться, почему «плавают» обороты двигателя, рекомендуется действовать методом исключения, двигаясь от простого к сложному. Сначала нужно проверить собственные подозрения – ведь только автолюбителю известно, что происходило с машиной незадолго до появления «трясучки» мотора. Припомните последние мероприятия по ремонту или замене деталей в одной из перечисленных систем и копайте в этом направлении.
Совет. В процессе диагностики обращайте внимание на дополнительные симптомы, проявляющиеся на холостом ходу и рабочих оборотах двигателя. Эти признаки помогут сузить круг «подозреваемых» элементов и узлов автомобиля.
Неполадки системы зажигания
В данном случае неустойчивая работа двигателя на холостом ходу сопровождается пропусками циклов зажигания в одном либо нескольких цилиндрах – мотор начинает «троить». Причины кроются в неисправности таких элементов:
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода;
- катушка высокого напряжения (на инжектор ставится один общий модуль зажигания);
- в карбюраторных моторах – главный распределитель (трамблер).
Нерабочая свеча или бронепровод обнаруживается старым «дедовским» методом – поочередным снятием наконечников со свечных контактов при работающем двигателе. Если при отключении «люльки» обороты силового агрегата не падают, нужно проверить сопротивление данного провода и состояние электродов. Желательно вывернуть все свечи, дабы сравнить цвет нагара рабочей части. На неисправную свечу укажет черная сажа – остатки несгоревшего топлива.
Важный момент. Проблемы системы зажигания характеризуются стабильной «трясучкой» мотора и выстрелами во впускной коллектор. Если «плавают» обороты двигателя (периодически возрастают и падают), причину следует искать в другом месте.
Высоковольтные провода легко проверить на обрыв мультиметром – сопротивление должно находиться в диапазоне 3,5–10 кОм. Катушки или модуль зажигания диагностируется в условиях СТО. Отдельная история – неполадки трамблера, установленного на карбюраторных версиях авто. Причиной нестабильной работы могут быть такие неисправности:
- трещина в крышке распределителя, куда подсоединяются провода;
- вышел из строя подвижный контакт – бегунок;
- датчик Холла сильно загрязнен металлической стружкой;
- подгорели контакты механического зажигания;
- износился подшипник контактной пары.
Проблемы с электроникой
Вибрация и повышенные обороты холостого хода на прогретом двигателе нередко возникают по причине накопления ошибок в памяти контроллера. Очистка производится просто: отключите минусовую клемму аккумулятора на 15 минут. Зачастую такой прием сразу дает положительный результат – силовой агрегат начинает работать в нормальном режиме.
Рекомендация. Если очистку приходится выполнять постоянно, стоит обратиться на станцию техобслуживания. Причину накопления ошибок должен выяснить мастер – электронщик.
Причиной неустойчивых оборотов силового агрегата зачастую становится алгоритм работы электронного блока управления. Когда приходит в негодность один из ключевых датчиков, контроллер включает аварийный режим и готовит топливовоздушную смесь, ориентируясь по исправным приборам. Характерные симптомы:
- Мотор трясется и работает нестабильно.
- Инжектор подает обогащенную топливовоздушную смесь, отчего возрастает расход бензина.
- Из выхлопной трубы идет черный дым.
- На электродах свечей откладывается сажа.
В современном автомобиле далеко не один датчик отвечает за обороты двигателя на холостом ходу. Информацию контроллеру передает несколько основных приборов:
- ДМРВ – измеритель расхода всасываемого воздуха либо его преемник – датчик абсолютного давления (ДАД);
- лямбда – зонд – измеритель количества кислорода в выхлопных газах;
- ДПДВ – определитель положения дросселя, подключенного к педали акселератора;
- датчик положения коленчатого вала (ДПКВ).
Простейший способ проверить указанные приборы – поочередно отключать электрические разъемы, наблюдая за поведением мотора.
На каком датчике отсоединение колодки не принесет изменений, тот элемент и вышел из строя. Обязательно почистите рабочую поверхность ДПКВ – к ней часто намагничивается металлическая стружка, мешающая нормально регистрировать вращение зубчатого шкива.
Неисправности с подачей топлива
Перебои на холостых оборотах могут быть связаны со следующими неполадками системы топливоподачи:
- Поломка регулятора холостого хода, встроенного в блок дроссельной заслонки.
- Недостаток горючего, обусловленный падением давления в топливной рампе. Причины – засорение фильтров грубой и тонкой очистки, неисправность перепускного клапана либо электробензонасоса. В карбюраторных моторах – выработка механического привода насоса.
- Застрял в открытом положении продувочный клапан адсорбера.
- Износ или сильное загрязнение форсунок инжектора.
Важный нюанс. Если двигатель не в состоянии развить нормальные обороты из-за недостатка топлива, неисправность проявится во всех режимах, а не только на холостом ходу. Низкое давление в топливной рампе ведет к падению мощности силового агрегата и «провалам» в процессе движения.
Проблема с подачей бензина или солярки обнаруживается путем измерения давления в топливной рампе, где установлен специальный штуцер. Если оно недостаточное, проверяются фильтры, сбросной клапан и насос. Зависший клапан адсорбера несложно разобрать и заменить в случае необходимости.
Загрязненные либо изношенные форсунки неспособны создавать устойчивый «факел» из топлива – они брызгают струей и протекают при неработающем моторе. Поломка диагностируется проверкой распылителей на стенде, поэтому без разборки не обойтись.
Износ деталей двигателя
На автомобилях с большим пробегом неустойчивые обороты – показатель критического износа элементов силового агрегата. Симптом проявляется в таких случаях:
- Покрылась нагаром задняя часть тарелки клапана, отчего последний перестал закрываться. Цилиндр отказывает, поскольку в нем падает компрессия.
- Снижение давления в одном или нескольких цилиндрах в результате неравномерного износа поршневой группы.
- Растянутая цепь или ремень перескочила на 1 зубец шкива. Нарушены фазы газораспределения, мотор теряет мощность и вибрирует на всех режимах.
- Проблемы в системе вентиляции картера – засорен жиклер либо в масле присутствует бензин, чьи пары поступают в цилиндры на дожигание – двигатель «задыхается».
- Пробой прокладки под головкой цилиндров – в камеры сгорания проникает антифриз. Верный признак – белый пар из выхлопной трубы и масло в расширительном бачке.
Износ клапанов и поршневой группы диагностируется измерением компрессии. Нерабочий цилиндр можно отыскать описанным выше методом – снимать провода со свечей на холостом ходу. Для проверки газораспределительного механизма нужно демонтировать клапанную крышку и совместить метки на шкивах коленчатого и распределительного вала с рисками на неподвижных деталях двигателя.
Основные причины вибрации двигателя на холостых оборотах
Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана несколькими причинами. Основных причин — 3 (три):
- неисправности текущего характера в самом двигателе (например, троит мотор), а вот причин его «троения» может быть множество;
- естественный износ деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) в процессе эксплуатации, когда их вес начинает отличаться от нормированного заводом изготовителем автомобиля (или двигателя);
- ослабление или поломка деталей и узлов креплений ДВС.
Троит мотор
Двигатель может сбоить по самым разным причинам:
- Система питания.
- В зависимости от типа вашего ДВС (дизель или бензин/газ), в зависимости от типа системы питания (карбюратор либо впрыск) — в цилиндры двигателя может попадать разное количество топливной смеси и разный ее состав. Когда система зажигания пытается ее воспламенить (различную по составу в разных цилиндрах), то могут возникать, и обязательно возникают, паразитные и/или аритмичные возгорания, отсюда и вибрация двигателя на холостых оборотах, и не только утром.
- В силу естественного износа деталей ЦПГ двигателя в разных цилиндрах со временем образуется разная компрессия, отсюда нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, и не только на холостых.
- В силу загрязнения жиклёров (в карбюраторной системе питания) или форсунок (во впрысковом инжекторном моторе) также может образовываться разный состав топливной смеси с большим или меньшим соотношением объема воздуха к количеству топлива. Это — также причины вибрации автомобиля.
- Аналогичные причины влияют и на работу дизельного мотора, тем более, что на воспламенение топливной дизельной смеси существенно влияет давление в топливной системе, которое обеспечивает такой важный узел как Топливный насос высокого давления. Он у специалистов так и называется — ТНВД. Вот вам еще причины вибрации автомобиля.
- Система зажигания (для бензиновых и газовых ДВС).
- Когда вибрирует двигатель на холостых (независимо от типа зажигания, батарейное оно или электронное), то причины зачастую кроются в «разнобойном» искрообразовании. Сбои проявляются как в механизмах прерывания искры, так и на этапах ее распределения по цилиндрам.
- От состояния компонентов системы зажигания может зависеть также и сила (энергия) самой искры, причем не только на выходе из катушки зажигания (или катушек зажигания, если их несколько), но и на электродах свечей. Это — еще одна причина, почему вибрирует двигатель на холостых. И — повторюсь в очередной раз — не только на холостых оборотах и/или не только ранним утром.
- Вибрация в автомобиле может возникать и от состояния самих свечей, и в первую очередь от величины зазора между электродами — центральным и боковым (или боковыми, если свеча имеет их несколько). Обычно и чаще всего выгорает центральный электрод. Если эти зазоры будут разными на разных свечах, даже в пределах десятых долей миллиметра, а именно так это и происходит, то и данный параметр также может являться причиной вибрации ДВС.
На качество искры, а, следовательно, и на механизм воспламенения топливной смеси, влияют еще и такие факторы, как:
- состояние проводов высокого напряжения,
- состояние катушки (или катушек) зажигания,
- короткие замыкания на массу,
- пробои высокого напряжения в самых разных и самых неожиданных местах.
По этим и по многим другим причинам вибрирует двигатель на холостых, и не только на холостых оборотах, и не только (повторюсь) по утрам.
2. Загрязнения системы вентиляции картерных газов
В картере любого двигателя присутствуют картерные газы, их количество напрямую зависит от степени износа цилиндропоршневой группы. При возникновении повышенного давления в картере, часть газов через открытый клапан вентиляции картерных газов подается во впускной коллектор. Вместе с большим объёмом картерных газов масляный туман из картера также попадает во впускной коллектор. Масло оседает на поверхности элементов клапана и может привести к его заклиниванию. Заклинивший клапан нарушает расчетное поступление воздуха во впускной коллектор и двигатель работает на обогащенной топливной смеси и обороты двигателя начинают плавать.
На большинстве автомобилей клапан вентиляции картерных газов имеет несложную конструкцию и выполнить его очистку можно при помощи самостоятельно, механическим путем или при помощи средств автохимии.
Для поддержания системы вентиляции картерных газов в чистоте рекомендуем при каждой замене масла выполнять промывку маслосистемы двигателя при помощи:
- «VitaFlush — Очиститель маслосистемы»;
- «Очиститель маслосистемы двигателя TotalFlush».
Масляный туман, который прорывается из картера, оседает на дроссельной заслонке, что приводит к её залипанию и двигатель начинает работать не стабильно.
Очистка дроссельной заслонки поможет вернуть стабильность работы двигателя, это процесс не сложный и его можно выполнить самостоятельно. Для очистки дроссельной заслонки рекомендуем использовать:
Неустойчиво работает двигатель на холостых оборотах инжектор
Причин этой неприятной неполадки может быть несколько:
Нарушена работа РХХ- регулятора холостого хода
Частота оборотов «движка» на холостом ходу сама собой изменяется и он может даже остановиться, часто мотор не желает запускаться без нажима на педаль «газа». А лампа «Проверьте двигатель», при этом, может и не гореть. При средних и больших оборотах мотор держит обороты ровно, потерь мощности не замечается.
Неполадки в ДМРВ ( датчике массового расхода воздуха)
Если неисправен ДМРВ, обороты могут меняться не только на оборотах холостого хода, а и при любом другом открытии дросселя даже при движении под нагрузкой. Автомобиль может поставить своего хозяина в очень опасную ситуацию, внезапно сбросив «тягу» во время выполнения обгона. Лампа «Проверьте двигатель», как правило, горит. Если вы заметили эти признаки, придется заменить неисправный датчик. Как это выполнить читайте здесь
Подсос воздуха через трещины в шлангах и уплотнениях
Лишний воздух, который попадает во впускной тракт двигателя минуя ДМРВ обедняет горючую смесь. Обороты и мощность мотора меняются, контроллер пытается это исправить. В результате обороты и «тяга» меняются. Но в отличии от случая с неисправным ДМРВ, это происходит не так резко. Лампа «Проверьте двигатель» не горит.
Внимательно осмотрите все трубочки и шланги, которые отходят от корпуса дроссельной заслонки, уплотнительные прокладки, сам корпус заслонки и впускной коллектор на обнаружение трещин. Особое внимание обратите на шланг, идущий к вакуумному усилителю тормозов, так как он часто растрескивается. Случается и такое, что сам вакуумный усилитель начинает «травить» воздух и тогда при нажатии на педаль тормоза обороты мотора поменяются. Устраните все эти неисправности и мотор снова начнет работать ровно.
Другие причины
Автомобиль очень сложная система и описать все невероятное множество возможных сочетаний поломок просто невозможно. «Дергаться» при движении и менять обороты двигатель может и из-за неисправности системы зажигания, форсунок, плохого бензина, попадания воды в бак, загрязнения фильтров и т.д. В каждом конкретном случае нужно внимательно анализировать все признаки и делать выводы. Если ничего не получается, всегда можно пройти проверочную диагностику мотортестером.
Что такое регулятор холостого хода
Когда мы отпускаем педаль «газа», дроссельная заслонка полностью закрывается, перекрывая путь воздуху во впускной коллектор. Работу двигателя в этом случае обеспечивает небольшой по сечению обходной канал, по которому и идет поток воздуха для работы на холостом ходу. В канале установлено устройство, имеющее возможность изменять его проходное сечение и даже полностью его перекрывать. Вот этот механизм и есть регулятор холостого хода. С его помощью ЭБУ-контроллер может поддерживать и менять обороты двигателя на холостом ходу. Зачем? Например, когда мы запустили холодный двигатель и он работает неустойчиво, когда включили обогрев или кондиционер, тем самым добавив нагрузку. Получив информацию с датчиков оборотов коленвала, положения дроссельной заслонки, датчика скорости, температуры контроллер её обрабатывает и отправляет команду на регулятор холостого хода- «добавить воздух» или «убавить воздух». В результате мы имеем стабильную и ровную работу двигателя при отпущенной педали «газа».
Как он это делает? Внутри корпуса скрыт шаговый электродвигатель. На его две обмотки статора подаются попеременно короткие импульсы и вал ротора проворачивается на определенный угол. Связанный с ротором винт воздействует на дросселирующий элемент (иглу) выдвигая или задвигая его в отверстие. Проходное сечение канала меняется, соответственно меняются и обороты холостого хода.
Регулятор холостого хода- устройство, подключение, общий вид
Регулятор может перестать работать по разным причинам. Чаще всего отказывает механическая часть- ломаются или заклинивают детали привода иглы. Особенно «грешат» этим регуляторы холостого хода, купленные в магазинах «по дешевке» из-за их низкого качества. Реже случаются отказы электрической части- перегорание обмоток, обрывы проводов износ или коррозия контактной колодки.
Перед заменой регулятора нам нужно убедиться в том, что причина именно в нем, а не в подводящих питание проводах и разъемах. Для чего, включив мультиметр в режим до 20 вольт, проверьте напряжение на контактах «B» «D» при включенном зажигании. Оно должно составлять около +12 вольт. Если напряжении =0 или оно намного ниже, то причина неисправности где-то в другом месте. Нужно проверить все цепи от контроллера до регулятора и сам контроллер.
Какой купить на замену?
Подойдет регулятор от Вазовских инжекторных моделей, например вот этот 2112-1148300-02 от двенадцатой модели. При выборе обратите внимание на качество сборки, упаковку. Лучше покупать изделие крупных известных производителей. И не мешает спросить у продавца какие берут чаще.
Порядок замены регулятора
Отключите «минусовую» и «плюсовую» клеммы от аккумуляторной батареи.
Отсоединяем клеммы аккумуляторной батареи
Отсоедините трос привода дроссельной заслонки. Освободите хомуты и отцепите шланги и патрубок от воздушного фильтра.
Ослабив хомут патрубка снимаем его
Отверните гайки крепления корпуса дроссельной заслонки и сдвиньте его со шпилек. Снимите шайбы и окончательно снимите корпус. Отсоедините контактные колодки датчика положения дроссельной заслонки и регулятора холостого хода. Отверните винты крепления регулятора холостого хода и снимите его. Установите на новый регулятор уплотнительное кольцо и соберите все в обратной последовательности.
Не забудьте установить новое уплотнительное кольцо
Некоторые умельцы выполняют замену регулятора не снимая корпус дроссельной заслонки, некоторые снимают корпус и поворачивают его не отсоединяя шланги. Можете действовать так, как вам удобнее, главное ничего не перепутать.
Настройка после установки
После замены регулятора нужно дать компьютеру возможность настроить его. Для этого нужно включить зажигание и не запуская двигатель выдержать, примерно, десять секунд. Затем выключить зажигание и выждать не меньше трех секунд. Снова включить зажигание и запустить двигатель. Проехать несколько метров вперед или назад. Регулировка завершена, компьютер получил все необходимые данные и откалибровал регулятор холостого хода.