0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство системы обогрева и вентиляции салона автомобиля

Система отопления автомобиля

Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.

Как работает система отопления и вентиляции автомобиля

Современные автомобили сконструированы таким образом, что постоянный поток свежего воздуха обдувает салон, поддерживая нужную температуру даже с закрытыми окнами. Поступающий снаружи воздух может нагреваться двигателем, чтобы окна не запотевали.

Стандартная система отопления

Вентиляционная система современных автомобилей обеспечивает постоянный приток свежего воздуха и нагревает его при необходимости.

Поток воздуха

Воздух входит в большое отверстие, расположенное в передней части автомобиля. При движении в этой области создается давление, вталкивающее воздух в воздуховод. Затем воздух попадает в отопитель, который при необходимости нагревает его. Решетка для приема воздуха может располагаться в верхней части капота.

Воздух попадает в салон через отверстия, расположенные на приборной панели и в нижней части кузова. Вентиляторы можно повернуть так, чтобы они направляли потоки воздуха на водителя и пассажира, занимающего переднее сиденье.

В некоторых автомобилях предусмотрены вентиляторы, направляющие воздух на пассажиров, занимающих заднее сиденье.

Воздушный поток из отверстий в планке, расположенной в нижней части лобового стекла, препятствует его запотеванию. В более поздних моделях такая функция предусмотрена и для боковых стекол.

Во многих современных автомобилях воздуховоды снабжены клапанами, которые открываются и закрываются по необходимости.

В задней части корпуса предусмотрены выходные отверстия. При движении давление на них снижено, и воздух беспрепятственно выходит наружу.

Отопитель (печка)

В автомобилях с водяной системой охлаждения в корпус отопителя монтируется пучок труб. Получившийся небольшой радиатор принимает от двигателя горячую воду.

Захваченный воздух согревается при прохождении сквозь пучок труб с горячей водой.

В вентиляционной системе также присутствуют электровентиляторы, которые обеспечивают перемещение потоков воздуха, когда автомобиль стоит на месте или движется недостаточно быстро.

Электровентиляторы могут работать в разных режимах в соответствии с потребностями водителя и пассажиров.

Способы терморегуляции

Система отопления с водяными клапанами

В отопителе с водяными клапанами воздух проходит сквозь пучок труб. Температура в пучке определяется количество проходящей сквозь него горячей воды.

Система отопления на основе смешивания воздуха

В системе на основе смешивания воздуха трубы нагреваются до определенной температуры, и теплый воздух смешивается с холодным за счет движения створки.

Температура, до которой нагревается воздух, определяется водяными клапанами или системой смешивания. Водяные клапаны часто встречаются в старых моделях.

Датчик температуры, расположенный на приборной доске, посылает сигнал крану, который регулирует количество горячей воды, подаваемой в трубы. Эта система медленно реагирует на изменения, поэтому установить точную температуру практически невозможно.

Трубы системы с воздушным отоплением нагреваются постоянно. Датчик температуры изменяет положение створки, которая смешивает уже нагретый воздух с холодным воздухом, захваченным извне.

Зачастую такая система может подавать холодный воздух на вентилятор для обдува лобового стекла, даже если все остальные вентиляторы работают с теплым воздухом.

Створки, контролирующие подачу воздуха в отопитель, можно запустить вручную, переключив рычаг, который находится на приборной панели и соединен со створками тросами.

В дорогих автомобилях можно увидеть электронные элементы управления, которые получают информацию от датчиков, установленных рядом с входными отверстиями.

Автомобили с воздушным охлаждением

В автомобилях с воздушной системой охлаждения двигателя воздух во внутреннем отопителе может согреваться при движении по охлаждающим ребрам рядом с горячим выпускным коллектором.

Благодаря системе смешивания с термочувствительными клапанами воздух доводится до нужной температуры и поддерживает комфортную атмосферу в салоне.

При необходимости воздух дополнительно подогревается с помощью устройства теплообмена, которое получает тепло при сжигании топлива.

В отличие от водяных систем, в воздушных системах теплообменник позволяет отопителю работать от двигателя. В остальном же способы распределения тепла идентичны.

Устройство системы

Модуль HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) включает в себя сразу три отдельных устройства. Это системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Основная функция каждой из них – поддерживать комфортные условия и температуру воздуха в салоне транспортного средства.

Модуль HVAC. В нем также предусмотрено место для установки салонного фильтра

Выбор той или иной системы обуславливается климатическими условиями: в холодное время года задействуется система отопления, в жаркие дни в автомобиле включается кондиционер. Для того чтобы воздух внутри оставался свежим, применяется вентиляция.

Читать еще:  Доработка системы охлаждения ваз 2110

Система отопления в автомобиле включает в себя:

  • отопитель смешивающего типа;
  • центробежный вентилятор;
  • направляющие каналы с заслонками.

Потоки нагретого воздуха направляются на лобовое и боковые стекла, а также на лицо и ноги водителя и пассажира, сидящего спереди. В некоторых автомобилях также устанавливаются воздуховоды для задних пассажиров. Дополнительно используются электрические устройства для обогрева заднего и ветрового стекол.

Система вентиляции помогает охлаждать и очищать воздух в автомобиле. При работе вентиляции задействуются основные элементы отопительной системы. Дополнительно применяются фильтры очистки, задерживающие пыль и улавливающие посторонние запахи.

Наконец, система кондиционирования способна охлаждать воздух и уменьшать влажность в салоне машины. Для этих целей используется автомобильный кондиционер.

Система HVAC позволяет не только охладить салон в жаркую погоду, но и избавиться от запотевания стекол при повышенной влажности воздуха

Система HVAC позволяет не только обеспечить комфортную температуру, но и необходимую видимость, когда стекла автомобиля могут замерзать или запотевать.

Система кондиционирования

Назначение системы кондиционирования

Зимой дискомфорт создает холодный воздух, летом же – горячий. И если зимой в крайнем случае за руль можно сесть, надев на себя помимо зимней куртки еще и ушанку, а на руки натянув перчатки или варежки, то летом спастись от жары будет не так просто. Для того чтобы от знойной жары попасть в оазис, который будет находиться на водительском месте, придумали и внедрили в жизнь систему кондиционирования, по своей сути очень напоминающую холодильник.

Устройство системы кондиционирования

Простейшая система кондиционирования устроена следующим образом (показана на рисунке 10.16): компрессор установлен на двигателе и приводится во вращение от коленчатого вала посредством ремня, к компрессору подсоединены два патрубка линий высокого и низкого давления, впереди перед радиатором системы охлаждения установлен конденсатор (также имеющий вид радиатора). К конденсатору подсоединены патрубки высокого и низкого давления. На конденсаторе установлен ресивер-осушитель, он, в свою очередь, соединен патрубками с расширительным клапаном. В самом салоне установлен испаритель, на вид — тот же радиатор, только в уменьшенном виде. Заполняется вся система кондиционирования специальным хладагентом.

Примечание
Стоит добавить, что кондиционер в автомобиле используется не постоянно, даже в летнее время года, потому в перекачке хладагента вхолостую по системе нет надобности. Именно для этого привод компрессора осуществляется через электромагнитную муфту, интегрированную в шкив компрессора. Эта муфта разъединяет шкив и вал компрессора, когда в кондиционере нет надобности.


Рисунок 10.16 Упрощенная схема системы кондиционирования.

Принцип действия

Итак, вам стало жарко, на панели управления в салоне вы нажали на соответствующую кнопку, при этом муфта подключила шкив к валу компрессора и он заработал. Компрессор сжимает газообразный фреон (хладагент), отчего тот сильно нагревается, и перекачивает его по трубопроводу в конденсор, где сжатый фреон охлаждается. В помощь конденсатору — дополнительный электровентилятор. Охладившись, сжатый фреон конденсируется и поступает из конденсора уже в жидком виде. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь происходит фильтрация хладагента от продуктов износа компрессора и воды.

Примечание
Ресивер-осушитель имеет еще одну немаловажную функцию — гасителя пульсаций хладагента.

После очистки и выравнивания давления фреон течет в сторону салона автомобиля, где находится расширительный клапан. Проходя через расширительный клапан и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит), при этом сильно охлаждаясь. Холодный фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Примечание
Та часть патрубков, которая находится между компрессором и расширительным клапаном, называется напорной, или магистралью высокого давления. Ее всегда можно определить по горячим металлическим тонким трубкам. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она изготавливается из толстых трубок и на ощупь холодная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает одной-двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

8.2 Система отопления и вентиляции кузова

Система отопления и вентиляции кузова предназначена для вентиляции салона предупредительным потоком свежего воздуха, а в холодное время — и для обогрева салона, ветрового стекла и стекол передних дверей теплым воздухом, нагретым жидкостью из системы охлаждения двигателя.

Читать еще:  Адаптация дросселя – важная процедура при техническом обслуживании автомобиля

Основным элементом системы отопления и вентиляции является отопитель, который состоит из радиатора и элекгровентилятора. К радиатору отопителя при помощи шлангов подводится жидкость из системы охлаждения двигателя, поступление которой ограничивается специальным краником отопителя. Управление краником отопителя осуществляется при помощи соответствующей ручки управления на панели приборов. Отопитель имеет воздуховоды для подвода холодного воздуха и распределения нагретого отопителем воздуха для обогрева пассажиров и стекол кузова.

Нагрев холодного воздуха осуществляется за счет соприкосновения его с нагретым радиатором отопителя. Для увеличения интенсивности потока нагретого воздуха, поступающего в салон автомобиля, служит электровентилятор, который имеет ступенчатую регулировку частоты вращения, обеспечивающую увеличение или уменьшение подачи воздуха.

Рассмотрим конструктивные особенности систем вентиляции и отопления кузовов изучаемых автомобилей.

Рис. 184. Система отопления и вентиляции кузова автомобиля ВАЗ-2109:

1 — заслонка управления отопителем; 2 — шланги подсоединения радиатора отопителя; 3 — входной и выходной шланги подсоединения крана отопителя к системе охлаждения; 4 — краник; 5 — радиатор; 6 — уплотнитель; 7 — алеюровентилятор; 8 — воздухопровод обогрева ветрового стекла; 9 и 10 — заслонки обогревателя; 11 — заслонка центрального сопла; 12 — центральные сопла; 13 и 14 — рукоятки подачи воздуха соответственно на ветровое стекло и нош водителя и пассажиров; 15 — рукоятка управления отопителем; 16 и 17 — тяги заслонок обогрева ветрового стекла и ног; 18 — тяга рукоятки управления отопителем; 19 — тяга управления краном; 20 — окно в кожухе отопителя; 21 — воздухопровод внутренней вентиляции

Система отопления и вентиляции кузова автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 184) включает в себя радиатор 5 со шлангами 2, 3 и краником 4, электровентилятор 7 и систему воздухопроводов с заслонками, управляемые рукоятками 13-15 при помощи тяг 16-19. В теплую погоду воздух снаружи может поступать в салон кузова для его вентиляции через: окна при опущенных стеклах боковых дверей; верхние щели на панели комбинации приборов путем перемещения рукоятки 14 вправо, а рукоятки 13 влево; боковые и центральные сопла при открытых заслонках и тех же перемещениях рукояток 13 и 14; окна 20 в кожух отопителя с перемещением рукоятки 14 влево.

Виды обогревателей

Наряду с жидкостными обогревателями встречаются еще жидкостные электроподогреватели и воздушные обогреватели. Они используются как дополнительные отопители.

В жидкостных электроподогревателях используется электрическая энергия. Такой обогреватель напоминает обычный кипятильник. Но бывают и усложненные его модели. В них входит зарядное устройство для аккумулятора и таймер. Главный минус таких устройств – зависимость от электросети.

Принцип работы воздушных отопителей напоминает работу жидкостных. Только греют они не жидкость, а сам воздух. Эти устройства подогревают только кабины, двигатель они не подогревают. Преимущество их в меньшем расходе топлива.

Неисправности в механизмах управления печкой

Частая проблема с плохо работающей печкой возникает из-за крана перекрытия подачи антифриза в радиатор. Он просто может заклинить в закрытом или полуоткрытом положении, из-за чего жидкость не будет доходить к радиатору.

В процессе обслуживания системы обогрева салона обязательно следует проверить работоспособность крана. Если же он заклинил, его можно попробовать разработать или же просто заменить.

Немного по механизму управления. При помощи рычагов или ползунков на панели посредством тросов осуществляется открытие и закрытие крана или заслонки, а также перенаправляются потоки воздуха. Так вот, если наконечник троса соскочит с крана или заслонки, то нарушается управление. Устранить все можно, просто установив наконечник обратно.

Видео: Плохо дует печка?

Как работает вентилятор печки

Вентилятор системы обогрева салона автомобиля представляет собой обычный двигатель переменного тока. Это может быть как простейший осевой вентилятор, так и диаметральный вариант, который чаще всего устанавливается на современных автомобилях. Устройство внутренней части вентилятора печки ничем не отличается от устройства обычного электродвигателя переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

Больший интерес для нас представляет работа электродвигателя на разных скоростях. Реализуется эта возможность включением в схему дополнительного сопротивления. Резисторы увеличивают сопротивление, что приводит к уменьшению протекающей в цепи силы тока. Следовательно, вентилятор начинает вращаться медленней. Номинал резистора определяет, насколько сильным будет падение тока в цепи. Последняя скорость вентилятора является прямой, поскольку в цепь не включено сопротивление. Это позволяет вентилятору отопителя оставаться работоспособным, даже если сопротивление вышло из строя.

Схема подключения

На рисунке показана простейшая принципиальная схема подключения вентилятора печки. Когда плюсовой вывод переключателя, защищенный предохранителем, замкнут с контактом H, ток протекает к электродвигателю напрямую, заставляя его вращаться с максимальной скоростью. Когда же плюсовой контакт замкнут с контактом V, ток течет через сопротивление, что снижает скорость вращения вентилятора.
Электродвигатель отопителя моделей ВАЗ 2108, 21099 имеет уже 3 скорости вентилятора. Когда плюсовой вывод переключателя режимов замкнут на 1 контакт, в цепь включены последовательно 2 сопротивления, поэтому скорость вращения электродвигателя будет минимальной. При подаче питания на второй контакт переключателя режимов ток будет протекать через один резистор, что будет соответствовать средней скорости вращения. Соответственно, 3 контакт предназначен для подачи питания в обход дополнительного резистора и соответствует самой быстрой скорости вращения.

Читать еще:  Замена радиатора печки газель бизнес умз 4216

Именно такой принцип включения электродвигателя отопителя на большинстве автомобилей. Для лучшего понимания схемы предлагаем посмотреть видео.

Система автоматизированного управления

На схеме мы все так же видим дополнительный резистор, вот только теперь все команды передаются электровентилятору не напрямую от ручки переключения скоростей, а через блок управления системой отопления (№3). Также блок управляет электромагнитным клапаном рециркуляции салона и микромоторедуктором привода заслонки. В данной схеме используется лишь один датчик температуры в салоне, но в более продвинутых вариантах присутствуют также датчики температуры заборного воздуха, а также датчики, измеряющие в нескольких точках температуру подаваемого в салон воздуха.

Как правильно подобрать и установить блок управления отопителем

В блоке управления отопителем могут возникать различные неисправности, в основном — поломка или некорректная работа органов управления, а в электронных БУ наиболее часто возникают проблемы с микросхемами. Многие поломки можно устранить, однако в ряде случаев проще и дешевле купить новый блок управления. На замену следует брать то же устройство, что стояло на автомобиле ранее — так можно гарантировать, что сохранятся все функции системы вентиляции и отопления. Однако вполне допустимы и замены — главное, подобрать такой блок, чтобы он обеспечивал необходимый функционал, имел соответствующие электрические характеристики (был на 12 или 24 В) и подходил по установочным размерам. К такому варианту часто прибегают владельцы автомобилей, желающие провести модернизацию или просто улучшить работу печки. Для новых автомобилей на гарантии установка блока управления отопителем другой модели недопустима.

Замену блока необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями, приведенными в инструкции по ремонту автомобиля. Обычно работа сводится к демонтажу старого БУ из приборной панели (для чего может потребоваться снятие декоративной панели и выворачивание нескольких винтов), снятию с него электрических соединений, и установке нового блока. При этом нужно обесточить электросистему автомобиля и позаботиться о других мерах безопасности.

При верном подборе и установке блока управления система отопления и вентиляции будет обеспечивать комфорт в автомобиле независимо от погоды.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector