0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем определяется ресурс двигателя

Чем определяется ресурс двигателя

На начальной стадии создания автомобиля (проектирование и конструирование) оценку его ресурса осуществляют в основном по результатам конструкторских расчетов и статистических данных об его аналогах. Прогнозируемый при этом ресурс является заданной величиной, соответствующей некоторой вероятности, с которой ресурс должен быть реализован в эксплуатации.

В реальных условиях эксплуатации ресурс автомобиля из-за воздействия на него множества случайных факторов варьирует в довольно широких пределах (рис. 1) и характеризуется дифференциальной функцией распределения наработок до предельного состояния f(t). Поэтому на стадии проектирования в качестве прогнозируемого ресурса в технической документации указывается некоторый средний ресурс tср – математическое ожидание наработки автомобиля до предельного состояния Yпр.

Предельного состояния автомобиль достигает в момент пересечения реализацией Y(t) уровня Yпр, устанавливаемого нормативно-технической документацией. Фактические моменты достижения объектами этого состояния могут существенно различаться в зависимости от их индивидуальных свойств и условий эксплуатации. Поэтому ресурс объекта следует считать случайной величиной, он может быть описан только вероятностными моделями. В качестве такой модели обычно используется плотность распределения наработок объекта до предельного состояния. В этом случае теоретическое значение среднего ресурса автомобиля от начала его эксплуатации до его списания может быть определено из выражения

где f(t) – плотность распределения наработки до предельного состояния.

Рис. 1. Графическая интерпретация реализации автомобилем прогнозируемого ресурса

Для некоторых изделий, к которым предъявляются повышенные требования к безотказности, в качестве прогнозируемого ресурса может быть использован гамма-процентный ресурс tγ, т.е. значение ресурса, обеспеченного с заданной вероятностью γ. При известной функции распределения ресурса γ – процентный ресурс находится из выражения

Существенным недостатком использования в качестве прогнозируемого гамма-процентного ресурса является то, что как показывает практика, наработки реальных объектов до предельного состояния значительно выше. В результате при использовании стратегии технического обслуживания и ремонта по наработке приводит к значительному недоиспользованию заложенных в них при проектировании и производстве индивидуальных ресурсов большинства изделий.

В отличие от стадии проектирования, когда прогнозируется ресурс всей генеральной совокупности создаваемых автомобилей, прогнозирование на стадии эксплуатации выполняют для конкретных автотранспортных средств (АТС), их агрегатов и узлов. В этом случае оценивается индивидуальный остаточный ресурс объекта, т.е. возможная продолжительность его эксплуатации от момента контроля технического состояния до достижения им предельного состояния. Отличается он от ресурса тем, что в качестве начала отсчета принимается текущая наработка, до которой объект уже какое-то время эксплуатировался, и часть установленного технической документацией ресурса уже реализовал.

Достижение автомобилем предельного состояния, соответствующего исчерпанию его ресурса, сводится не только к физическому износу. Оно может быть обусловлено также влиянием факторов функционального устаревания, недопустимости дальнейшей эксплуатации по требованиям безопасности, экономичности и эффективности. Поэтому установить точные признаки и параметры, при которых состояние автомобиля следует квалифицировать как предельное, представляет довольно сложную задачу. Обычно основанием для списания автомобилей служит резкое увеличение интенсивности отказов, продолжительности простоев из-за необходимости их устранения, расходов на проведение ремонтных работ.

Для надежного прогнозирования остаточного ресурса автомобиля необходимо выполнить его полнокомплектное техническое диагностирование с использованием соответствующих средств диагностики. Это требует больших затрат, из-за чего в практике технической эксплуатации автотранспортных средств за исключением случаев, когда оцениваются единичные и дорогостоящие автомобили, не находит применения. В условиях реальной эксплуатации АТС при проведении технических обслуживаний и ремонтов чаще всего оценивается остаточный ресурс их узлов, агрегатов и механизмов.

Современные методы прогнозирования технического состояния объектов подразделяются на три основные группы.

1. Методы экспертных оценок, сущность которых сводится к обобщению, статистической обработке и анализу мнений специалистов. Эксперты обосновывают свою точку зрения на собственном опыте, литературных данных, анализе эксплуатационной надежности узлов и механизмов автомобилей и т.д.

2. Методы моделирования, базирующиеся на основных положениях теории подобия, формировании модели изучаемого объекта, проведении экспериментальных исследований и пересчете полученных показателей с модели на натуральный объект.

3. Статистические методы, из которых наиболее широкое распространение получил метод экстраполяции.

Наиболее достоверными при прогнозировании индивидуального остаточного ресурса автомобиля в условиях эксплуатации являются статистические методы, основанные на объективной оценке его технического состояния в текущий момент времени. Процесс прогнозирования с использованием статистических методов предусматривает выполнение следующих этапов:

– оценку технического состояния объекта с помощью диагностического и контрольно-измерительного оборудования;

– разработку аналитического уравнения, описывающего закономерности изменения этого состояния во времени или по наработке;

– экстраполяцию полученного уравнения и определение остаточного ресурса или сроков выполнения очередного контроля технического состояния объекта.

При прогнозировании непосредственно измерить остаточный ресурс объекта практически невозможно. Поэтому необходимо определить аналоговый диагностический параметр или комплекс таких параметров, которые адекватно отражают техническое состояние объекта и реализацию его ресурса по наработке. Для агрегатов автомобиля это могут быть параметры эффективности функционирования (мощность, крутящий момент, расход топлива и др.), геометрические параметры (люфты, зазоры) и параметры сопутствующих процессов (герметичность рабочих объемов, вибрации, физико-химический состав отработавших эксплуатационных материалов и т.д.).

Исчерпание заложенного при проектировании ресурса (наступление предельного состояния) обусловлено постепенным накоплением различных повреждений. Если не учитывать грубые ошибки при проектировании и эксплуатации, наступление предельного состояния автомобилей с некоторой условностью можно отнести к одной из двух групп:

– из-за чрезмерных износов трущихся поверхностей контактирующих деталей;

– из-за постепенного накопления в материалах конструктивных элементов рассеянных повреждений, приводящих к зарождению и развитию микроскопических трещин (усталость).

Развитие таких повреждений в материалах деталей, узлах и агрегатах в зависимости от времени или пробега носит плавный, монотонный характер, приводящий к возникновению так называемых постепенных отказов, поэтому с некоторой вероятностью может быть описано каким-либо аналитическим уравнением. Для постепенных отказов изменение параметра технического состояния конкретного изделия или среднего значения для группы изделий аналитически достаточно хорошо описывается двумя функциями:

где t – наработка изделия; yн – начальное значение параметра технического состояния; a1 – интенсивность изменения параметра технического состояния, зависящая от конструкции и условий эксплуатации; b – показатель степени, характеризующий изменение параметра y от t.

Изменение аналогового диагностического параметра по наработке для большинства узлов и агрегатов автомобиля описывается теми же функциями, что и параметры технического состояния. При прогнозировании остаточного ресурса силовой установки автомобиля, например, изменение диагностического параметра по наработке с достаточной степенью точности может быть описано степенной функцией

где Sн – начальное значение диагностического параметра; υ – интенсивность изменения диагностического параметра по наработке; t – наработка изделия; α – показатель степени, определяющий зависимость диагностического параметра S от наработки t.

Графическая интерпретация этой зависимости представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема определения остаточного ресурса по реализации диагностического параметра: Si, Sн, Sп – текущее, номинальное и предельное значения диагностического параметра; ti, tо, tп – текущий, остаточный и полный ресурсы соответственно

Из приведенной схемы видно, что остаточный ресурс объекта tо представляет собой разность между полным ресурсом tп, который соответствует предельному значению диагностического параметра Sп, и продолжительностью его эксплуатации, предшествующей прогнозируемому периоду ti. Полный tп и остаточный tо ресурсы объекта после наработки t, предшествующей прогнозируемому периоду, при степенной зависимости диагностического параметра по наработке определяются из выражений

где Sн, Sп – номинальное и предельное значения диагностического параметра.

Для узлов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения или оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду, значения номинального и предельного диагностических параметров устанавливаются нормативно-технической документацией заводов-изготовителей. Это, например, зазоры в различных сопряжениях, люфты, углы установки колес, давление в цилиндрах двигателя в конце такта сжатия и т.д.

Предельные значения диагностических параметров, оценивающих техническое состояние узлов и механизмов, для которых они не установлены документацией завода-изготовителя, определяются с помощью статистического метода. Сущность метода заключается в том, что по результатам обследования представительной партии диагностируемого объекта строится гистограмма распределения оценивающих его значений диагностического параметра, аппроксимирующая ее теоретическая кривая и по заданному уровню вероятности безотказной работы P (0,85 или 0,95) находится его предельный норматив [1, 5].

Номинальное значение диагностического параметра Sн определяет исходное состояние объекта и соответствует новым, технически исправным машинам, агрегатам, узлам. Оно может быть задано техническими условиями (тормозной путь, люфт рулевого колеса, схождение и развал колес и др.) или найдено как средняя величина для данной совокупности объектов. Значения показателя α определяются опытным путем для различных сопряжений механизмов на основе обработки статистического материала и представляют собой некоторые усредненные величины для построения функции изменения диагностического параметра по наработке.

Читать еще:  Шаркающий звук на холодном двигателе

Определение остаточного ресурса рассмотрим на примере двигателя ЗМЗ-4063.10. Для оценки его технического состояния были выбраны следующие диагностические параметры: давление в конце такта сжатия; значение относительных утечек воздуха при положении поршня в ВМТ; расход картерных газов при 4000 мин‒1; значение давления в главной масляной магистрали. Использование других диагностических параметров приводит к значительному усложнению процесса диагностирования.

Нормативные значения параметров диагностирования технического состояния ЦПГ и показателя α для этих параметров

Пять систем, которые снижают ресурс двигателя автомобиля

Ресурс двигателя- основное понятие

Может показаться, что обычному автолюбителю, передвигающемуся в щадящем режиме городской езды, знать, какой моторесурс двигателя у его машины ни к чему – силовой агрегат проработает как минимум гарантийный срок.

Отчасти это верно, особенно для владельцев новых машин. Те же, кто приобретает автомобиль на вторичном рынке, должны ознакомиться с основными параметрами приобретаемого авто, в том числе и заявленным ресурсом двигателя. Зная пробег и ресурс, можно примерно представить, какие проблемы ожидают хозяина при эксплуатации транспортного средства, и принять взвешенное решение о покупке.

Пробег на одометре:

Важно помнить – пробег часто «скручивают» вручную, поэтому следует ориентироваться не только на показания счетчика, но и на косвенные признаки – потертости руля, педалей, обивки салона и т.д.

Но и для новых автомобилей этот параметр тоже важен: зная его, владелец машины будет знать, когда можно начинать ожидать первых неисправностей и как правильно делать ремонт с учетом реальных моточасов двигателя.

2-е место: Toyota

Хорошо зарекомендовавший себя мотор Toyota серии 1‑AZ трудился под капотом, например, Авенсиса второго поколения и кроссовера RAV4 предпоследней генерации.

Ресурс — около 200 000 км. Качество изготовления элементов очень хорошее. В нашем списке два явных лидера по этому показателю — Toyota и Subaru. Двигатель 1‑AZ опередил хондовский R20 и по другому параметру: оригинальные детали для него относятся к числу наиболее дешевых. Цена восстановления двигателя 1‑AZ — самая низкая в нашем рейтинге.


Средний ресурс современных двигателей

Распространено мнение, что многие старые иномарки обладают практически «неубиваемыми» двигателями, чей гарантированный запас работы – до миллиона километров пробега. И эта цифра вполне реальна, если проводить регулярную профилактику и обслуживание мотора.

«Миллионный» двигатель Toyota 1JZ-GE:

С течением времени, однако, бразды правления в автопроме перешли от инженеров к маркетологам, задача которых – обеспечить постоянную ротацию рынка и стабильный спрос на автомобильную продукцию. Поэтому двигатели перестали делать сверхнадежными.

Помимо чисто финансовых причин такого решения, есть еще одна: среднестатистический водитель просто не успеет «наездить» даже полмиллиона километров в приемлемый срок. При режиме перемещения «дом-работа-дача» и среднем пробеге в 30 тыс. в год на достижение двигателем 500-тысячной отметки понадобится около 15 лет, за которые машина безнадежно устареет и перестанет соответствовать актуальным стандартам и нормам. Поэтому о высокой надежности сегодня, за редкими исключениями, не беспокоятся.

Что это такое

Ресурсом называют сроки жизни автомобильных двигателей. Важно уточнить, что здесь речь идёт о максимальном количестве километров, которые способно пройти транспортное средство до момента, когда потребуется выполнить капитальный ремонт силовой установки.

Условность величины объясняется тем, что во многом моторесурс зависит от непосредственных условий эксплуатации автомобиля. Если это нормальные условия без сильных перегрузок и экстремальных нагрузок, машина с лёгкостью преодолеет заявленную производителем отметку по максимальному пробегу. Но при агрессивном вождении, постоянной эксплуатации мотора под нагрузкой ресурс закончится раньше. Также негативно на срок службы влияют всевозможные технические доработки, направленные на повышение мощности и производительности в ущерб надёжности и долговечности.

Из-за этого один и тот же автомобиль с аналогичными характеристиками, но при разных условиях эксплуатации, может выработать свой ресурс уже за 100-150 тысяч километров, либо проехать более 500 тысяч, и только потом потребовать капитального ремонта. А порой даже больше.

Сами автомобильные компании в большинстве случаев указывают только гарантийный ресурс. То есть пробег, в течение которого двигатель не пострадает, если соблюдать все предписанные правила эксплуатации. Но настоящий и полный ресурс намного больше, чем гарантийный.

На примере автомобилей производства АвтоВАЗ можно сказать, что первые модели, называемые классикой, имели гарантийный срок службы равный 125 тысячам километров. Когда появились ВАЗ 2110 и его собратья, ресурс подняли до 150 тысяч километров.

Но каждый прекрасно знает и сам лично наблюдал, как по российским дорогам ездят сотни, а порой и тысячи автомобилей от АвтоВАЗ, на одометре которых цифры перешли далеко за 200-300 тысяч километров. При этом сами машины находятся в адекватном состоянии, никаких намёков на капитальный ремонт не появляется.

Факторы, влияющие на ресурс

Жизнеспособность двигателя внутреннего сгорания зависит от целого ряда факторов. Мотор одной и той же марки может как проработать 600 тысяч, так и отправиться в капремонт уже через 50. А в случае с технологическими ошибками производства автомобили иногда отправляются в сервис с загнутыми клапанами двигателя, едва выехав из салона.

Стиль езды

Это один из ключевых факторов. Кто-то предпочитает двигаться спокойно и плавно, а кто-то «рвет» с места, раскручивая двигатель до «красной зоны». Экстремальные режимы эксплуатации существенно снижают моторесурс двигателя.

Выбор технических жидкостей

Многое зависит от моторного масла и соблюдения интервалов его замены. Некачественная смазка достаточно быстро приводит двигатель в негодность, равно как и езда на давно отработанной, утратившей смазочные свойства жидкости. То же касается и антифриза – следует лить только специальную жидкость высокого качества. Вода в радиаторе двигателя современного авто категорически не допускается!

Технологические особенности ДВС

Следует понимать, что современный автомобильный двигатель сильно отличается от образцов 30-40-летней давности. С одного и того же объема снимается больше мощности, при параллельном повышении экономичности агрегата. Достижение роста мощности двигателя обеспечивается за счет различных приемов форсирования – внедрения инжектора, турбонаддува, изменения фаз механизма газораспределения, и т.д. В новых двигателях выше степень сжатия, они оснащены сложными электронными системами впрыска, контрольными элементами, умеют работать на сверхбедных топливовоздушных смесях, и т.д.

Виден общий принцип: меньше объем, больше мощность двигателя. Форсирование агрегатов ведет к высоким нагрузкам, снижающим ресурс узла.

В конструкции моторов применяются новые материалы, более легкие, и вес двигателей становится меньше. Но, к сожалению, страдает прочность: если чугунный блок двигателя был практически «неубиваем», алюминиевые сплавы подвержены износу, от которого иногда не спасает даже специальное покрытие.

Что в итоге?

Все показатели являются усредненными, и зависеть длительность эксплуатации двигателя, как 1zr и 1nz для Тойоты, так mr20de или 30 для Ниссан, в большей степени от качества используемого топлива, регулярности замены масла и способа эксплуатации.

Например, при выборе масла, важно отдавать предпочтение тому, которое будет подходить для конкретного двигателя 1zr или 1nz.

Принято считать, что ресурс дизельного двигателя примерно вдвое превышает его бензиновый аналог. Поэтому использование дизеля получается более выгодным. Хотя каждый автомобилист делает свой выбор исходя из различных критериев.

При выборе автомобиля каждый покупатель ориентируется по обширному списку критерий и требований, которым должна соответствовать машина. Среди этих параметров практически всегда фигурирует понятие ресурса силовой установки.

Это действительно важная характеристика, во многом позволяющая понять о том, как долго можно будет эксплуатировать то или иное транспортное средство.

Ресурс мотора является хоть и во многом условным параметром, но он способен отразить возможности автомобиля. Не зря про моторесурс указывается в официальных документах на машину, а также автопроизводитель стремится добиться максимальных значений этой характеристики.

ГБО и ресурс

Газобаллонное оборудование на фоне постоянного роста цен на бензин стало крайне востребованным. Для переделки машины «на газ» приобретается комплект оборудования, а в топливную систему двигателя вносятся определенные переделки. А как влияет ГБО на ресурс двигателя, и есть ли это влияние?

Читать еще:  Двигатель воздушного охлаждения температур

Правильно настроенное ГБО не оказывает практически никакого влияния на двигатель, несмотря на распространенный миф о неизбежном прогаре из-за повышенной температуры сгорания. Ресурс двигателя на газе и бензине, при соблюдении норм установки и эксплуатации, одинаков.

Важно: ставить ГБО, настраивать его и двигатель должен квалифицированный специалист. Неправильные манипуляции могут привести к быстрому выходу из строя, равно как и несоблюдение эксплуатационных правил.

Основные проблемы двигателей с ГБО возникают из-за плохой настройки:

  • Обеднение газовоздушной смеси

Оно приводит к повышению температуры сгорания и удлинению цикла горения двигателя. Как следствие – прогорают седла и сами клапаны, быстро ломаются свечи зажигания, двигатель постоянно испытывает перегрев. Если на проблему не обратить внимания, она будет прогрессировать, нарушится процесс сгорания в цилиндрах, и ресурс двигателя на газу катастрофически упадет.

  • Переобогащенная смесь

Прогрев двигателя

Уход от карбюраторных ДВС привел к тому, что перестал считаться необходимостью прогрев двигателя. Инжекторная система обеспечивает равномерную подачу топлива в цилиндры с контролем этого процесса посредством ЭБУ. В результате нормальная работа двигателя не зависит от его температуры.

Отсюда следует, что движение машины возможно без предварительного прогрева агрегата. Это объясняется с точки зрения технологии, необходимостью сохранения окружающей среды и экономией топлива, но никак не ресурсом ДВС. А между тем любой двигатель – это металл, а он, как известно, подвержен расширению. Одни детали мотора нагреваются быстрее, а другие – медленнее.

Отсюда напрашивается вывод: желательно давать нагрузки на ДВС только после предварительного нагрева вне зависимости от времени года, хотя зимой это более важно

Как продлить моторесурс двигателя

Существует несколько простых советов, как продлить ресурс двигателя:

  • заливать в бак рекомендуемое топливо. Если производитель указывает 95 бензин, не стоит пытаться экономить на горючем с меньшим октановым числом. Двигатель будет работать в нештатном для себя режиме и быстрее выйдет из строя;
  • чтобы продлить моторесурс, нужно использовать правильное масло и соблюдать регламент его замены;
  • заливать качественный антифриз и менять его также в срок. Важно: воду в радиатор лучше не лить, поскольку ее коррозионная активность приведет в негодность всю систему;
  • следить за воздушным фильтром и своевременно менять таковой;
  • эксплуатировать авто без резких стартов и разгонов методом «тапок в пол», следить, чтобы двигатель работал не на слишком высоких оборотах;
  • своевременно проходить ТО двигателя и устранять найденные неисправности. Важно обращать внимание на любые неполадки, чтобы они не переросли в большие проблемы с ремонтом.

Способы повышения моторесурса

Автомобилисты, которые действительно любят, ценят и дорожат своим транспортным средством, ищут полезные советы относительно продления жизни двигателя.

Если говорить применительно к серийным гражданским автомобилям, которые преимущественно эксплуатируются в городских условиях и на трассах, периодически выезжая на лёгкое бездорожье за городом, можно дать 8 полезных рекомендаций. Эти советы вряд ли актуально применять в отношении спортивных машин, поскольку требования, предъявляемые к ним, очень специфичные. Да и эксплуатируются подобные авто в совершенно других условиях.

При желании увеличить срок службы мотору, обратите внимание на следующие нюансы:

  • процесс обкатки;
  • инструкции;
  • масло;
  • жидкости охлаждения;
  • горючее;
  • режимы эксплуатации;
  • катализатор;
  • вибрации;
  • изоляция жидкостей.

Ресурс двигателей современных авто

Не секрет, что вторичный автомобильный рынок на постсоветском пространстве всегда обгонял первичный по количеству продаж . На перепродаже подержанных авто неплохо наживаются спекулянты, которые выдают видавшие виды автомобили за «свежак».

Именно поэтому покупка «бэушной» машины несколько сродни лотереи, ведь, несмотря на первое положительное впечатление, под красивой оберткой может скрываться металлолом. В данной статье речь пойдет об оценке ресурса двигателя подержанной машины. Когда стоит остановить свое внимание на конкретной модели, а когда лучше обойти авто стороной во избежание проблем.

Стоит отметить, что это каcается не только двигателя, но и других основных узлов, например кпп. Ведь если не заметить износа её ресурса, ремонт будет очень дорогим.

Итак, несмотря на всеобщее недовольство отечественным автопромом, российские автомобили продолжают пользоваться спросом ввиду своей невысокой стоимости. Выбирая такую машину, следует обращать внимание на модели, которым не более пяти лет, ведь сегодня мало кто из автовладельцев надлежащим образом следит за своим транспортом. Как правило, регламентные работы проводятся нерегулярно, а машина ездит до того момента, пока не поломается. Хорошо, если удастся приобрести транспортное средство у пенсионера либо работяги, которые выезжают на своих автомобилях крайне редко. Машины, которые выполняли роль «рабочей лошадки» в коммерческих организациях либо работали в такси, — самый плохой вариант из всех возможных. Даже если продавец соблазняет относительно низкой ценой, важно понимать, что вложить в ремонт такого авто в дальнейшем придется кругленькую сумму.

Безусловно, на любой машине можно скрутить пробег. На советских автомобилях с механическим спидометром с этим заданием справится любой профан. На современных моделях сделать это несколько сложнее, поскольку данные о пробеге хранятся в бортовом компьютере. Но, как известно, нет ничего невозможного. Благо, оценить ресурс ДВС можно исходя из таких параметров как компрессия в цилиндрах, потеря уровня масла, разгонная динамика, посторонние шумы при работе на высоких оборотах и так далее. В любом случае на предварительный осмотр с собой всегда следует брать человека, который разбирается в моторах.

Итак, говоря о ресурсе современных ДВС, следует отметить, что 4-цилиндровые моторы автомобилей отечественного производства в среднем рассчитаны на пробег порядка 140 тысяч километров. Двигателя иномарок имеют несколько больший запас прочности. Приобретая такую машину, можно надеяться, что она пройдет минимум 200 тысяч километров. Немаловажно отметить следующую деталь – ресурс ДВС определяется не столько пройденным километражем, сколько количеством отработанных часов. В частности, если продавец авто проживает в крупном мегаполисе, он неизбежно проводит в пробках уйму времени. Соответственно, ресурс ДВС можно смело сокращать в 1,5-2 раза.

6-цилиндровые моторы обладают большим запасом прочности. До капитального ремонта они могут пройти 300-350 тысяч километров. Ресурс КПП в таких авто приблизительно равен ресурсу двигателя. 8-цилинровые силовые агрегаты можно смело назвать лидерами по продолжительности работы до необходимости проведения капитального ремонта. Так, они выхаживают вплоть до 1 млн. километров. Однако коробку передач за это время придется восстанавливать минимум 3 раза в связи с большими динамическими нагрузками, которым она подвергается.

8 правил: Как увеличить ресурс двигателя

Как увеличить срок жизни двигателя? Этим вопросом задаются все автовладельцы, вне зависимости от того, какая у них машина. Конечно, при одном условии — эта машина должна быть любимой. В статье речь пойдет о гражданских машинах, используемых для передвижений по городу и на трассе, а не на спортивном треке, ведь, как мы все понимаем, особенности эксплуатации спортивных машин, как и требования к ним, довольно специфичны, а жизнь спортивного авто разительно отличается от судьбы гражданской машины.

Как увеличить срок жизни двигателя? Этим вопросом задаются все автовладельцы, вне зависимости от того, какая у них машина. Конечно, при одном условии — эта машина должна быть любимой. В статье речь пойдет о гражданских машинах, используемых для передвижений по городу и на трассе, а не на спортивном треке, ведь, как мы все понимаем, особенности эксплуатации спортивных машин, как и требования к ним, довольно специфичны, а жизнь спортивного авто разительно отличается от судьбы гражданской машины.

1. Обкатка.
Если двигатель новый или только что после капитального ремонта, обязательно пройдите обкатку. Многие ошибочно полагают, что это медленная езда, этакий «дедушка-стайл», не выше третьей передачи. На самом деле важна не столько скорость, сколько количество оборотов двигателя и отсутствие резких торможений и перегазовок. Вот и все. На какой скорости Вы сможете ехать ровно, без рывков, чувствуете себя абсолютно уверенно за рулем и знаете, что сможете адекватно среагировать в случае опасности? Во время обкатки не «крутите» движок больше 3000 оборотов в минуту. Сколько длится обкатка двигателя Вашей машины? Об этом Вы прочтете в инструкции по эксплуатации, чаще всего 2000 км. Кстати, некоторые современные машины запрограммированы так, что пока авто не пройдет 1500 км, Вы не сможете «раскрутить» движок на полную мощь.

Читать еще:  G20d от чего двигатель

2. Чтение инструкции.
В предыдущем пункте уже заявлена часть пользы от прочтения инструкции к автомобилю в целом и двигателю в частности. Прочитайте ее, чтобы понять, каковы передаточные числа двигателя Вашего авто, какие масла рекомендованы заводом-изготовителем и как часто придется его менять. Соблюдайте эти правила в течение всего срока совместной жизни с машиной, чтобы эта жизнь не подкидывала неприятностей.

3. Маслом не испортишь?
При выборе масла из списка рекомендованных заводом, руководствуйтесь здравым смыслом. Как это? Ну, во-первых, не все машины дадут Вам почувствовать разницу между, скажем, полусинтетическими ТНК и ZIC. И не каждый водитель эту разницу почувствует, давайте начистоту. А если Вы решите пренебречь списком рекомендованных заводом масел, просто помните: далеко не каждое, даже элитное масло, подойдет двигателю Вашей машины, и залив его, Вы погубите мотор гораздо быстрее, чем израсходуете ресурс двигателя, работающего на недорогом, но рекомендованном заводом масле. Кстати, о присадках в масла. То, что некоторые фирмы рекомендуют потребителю самостоятельно долить в картер, якобы для улучшения работы двигателя, фактически лишь ускоряет его поломку и удорожает ремонтные работы. Все, что необходимо движку, уже есть в масле, рекомендованном заводом для Вашей марки и модели машины. Запомните эти слова и не «ведитесь» на рекламу!
Еще один «масляный» вопрос — вязкость. Для начала, что это такое? К маслу предъявляются нехитрые требования: оно должно постоянно смазывать внутренние детали мотора, задерживаться на них, при этом сохранять текучесть. Но ведь вязкость масла изменяется под воздействием температуры, не так ли? Вспомните: на упаковке масла стоит маркировка, разобраться в которой не так и сложно, а разобравшись Вы больше не растеряетесь при выборе масла для вашего климата. Скажем, на упаковке написано 10W-40. Цифры перед W означают, что такое масло позволит завести мотор при внешней температуре до — 30. Расчет прост: от цифры перед W надо отнять 40 и мы получим минимальную температуру воздуха, при которой масляный насос сможет прокачать это конкретное масло. Чтобы узнать минимальную температуру, при которой двигатель «провернет» масло при холодном запуске, вычитайте из цифры 35.
Вторая цифра, после дефиса, означает параметр куда более сложный. Это высокотемпературная вязкость, и чем больше число — тем больше вязкость масла при высоких температурах. А хорошо это или плохо для Вашей машины, опять же, знает только завод-изготовитель авто.
Как часто стоит менять масло? Каждый определяет частоту замены сам. Здесь нет единого совета по тысячам км пробега, зато есть условия, при которых масло менять нужно чаще, чем рекомендует производитель. Вот эти условия: пробки, длительная холостая работа двигателя; буксировка, езда по холмистой местности и бездорожью; нерегулярная езда, езда на короткие расстояния (двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры); низкое качество топлива; пыль и грязь; вакуумная (экспресс) замена масла. Все эти показатели относятся к тяжелым условиям эксплуатации и если Вы отметили плюсом хотя бы половину — смело делите рекомендованный заводом интервал пополам. Заменяя масло, покупайте оригинальное и только в специализированных магазинах.

4. Охлаждающие жидкости.
Качество охлаждающей жидкости для двигателя так же важно, как качество масла, поэтому прежде чем залить жидкость в расширительный бачок, вновь обратитесь к сервисной книжке и прочтите, что советует Вам завод-изготовитель. К слову, если изготовитель советует заливать тосол, помните, что это — имя собственное, а не название любого недорогого голубого антифриза со словом «тосол» на этикетке. Настоящий «Тосол» так и называется Антифриз «Тосол-АМ», будьте внимательны, потому что залив подделку, можно «запороть движок» очень быстро. Впрочем, исследовательский институт, разработавший «Тосол», не зарегистрировал на него свои права, что и послужило причиной появления на рынке огромного количества «тосолов». К слову, некоторые из таких «тосолов» — надлежащего качества и рекомендованы заводом, просто помните, что не все антифризы одинаково полезны и читайте внимательно сервисную книжку. Почему я постоянно называю тосол антифризом? Потому что по сути тосол — это антифриз, разница лишь в пригодности жидкостей для конкретных машин и, соответственно, в составе самих жидкостей. В нашей стране вообще распространена тенденция замещать названия, поэтому любой копир мы привычно называем ксероксом, внедорожник — джипом, а антифриз для карбюраторных отечественных машин — тосолом. Вот и все. Не верьте, если Вам будут говорить, что все антифризы одинаковых цветов безбоязненно можно смешивать. Это неправда, как неправда и то, что от цвет указывает на срок службы охлаждающей жидкости. Помните: это только красители, они ни на что не влияют и служат максимум для того, чтобы лучше видеть уровень антифриза в бачке и, если в антифриз добавлен флюоресцентный краситель, чтобы были заметны места утечки охлаждающей жидкости.

5. Топливо.
Казалось бы, как некачественное топливо может повлиять на двигатель? Сейчас я расскажу, почему сознательные водители только в самом крайнем случае заедут на незнакомую АЗС с сомнительным аншлагом и зальют там совсем чуть-чуть, чтобы дотянуть до проверенной станции. Самое главное — октановое число. Предположим, низкое октановое число у АИ-95 может быть обусловлено тем, что на самом деле Вам залили АИ-92, обильно сдобренный присадками. Вообще, эксперты советуют заправляться всегда на заправках одного и того же бренда и всегда брать кассовые чеки. Так Вы всегда сможете отследить причину поломки двигателя и попытаться решить проблему. Конечно, лишь в том случае, если экспертиза докажет, что двигатель сломался из-за некачественного топлива.
Двигатель современного автомобиля — это чудо инженерной мысли, но и требования он предъявляет нешуточные. Представьте, что Вы залили в современную машину суррогатное топливо. Что произойдет? Машина встанет. Дело в том, что части современного двигателя невероятно чувствительны к качеству топлива и при попадании грязи фильтры просто не справляются. Как результат —оседание продуктов сгорания топлива в масле, что приводит к закоксовке и даже удару. Не только грязь может вывести движок из строя, но и обыкновенная вода. Это тоже к слову о незнакомых бензозаправках. Кстати, еще более требовательным к топливу двигатель становится после чип-тюнинга.

6. Режим эксплуатации автомобиля.
Выше я уже писала, что на ресурсе двигателя пагубно сказываются короткие дистанции с длительными остановками — наши «любимые» дорожные пробки. Агрессивный стиль вождения — резкий разгон и резкое торможение — тоже негативно сказывается на двигателях большинства машин из-за повышенных нагрузок на мотор. Не так полезен, как хотелось бы, для машины и длительный отдых — отсутствие эксплуатации, как ни парадоксально это звучит, может привести к появлению поломок. Что делать? Ездить! Средние обороты, плавная езда — вот, что любят 99% автомобильных двигателей. Живете в городе? Устраивайте периодически своей машине «разгрузочный день», прокатившись по трассе. С соблюдением скоростного режима, конечно.

7. Неисправность катализатора
Если двигатель загрохотал, если Вы почувствовали необычные, неприятные вибрации — это повод для серьезной проверки. Сильная вибрация двигателя очень повышает износ деталей, даже исправных. Если сломался катализатор, выхлопные газы не будут очищены, что станет причиной коррозии, кроме того, из-за абразивного износа засорится масляный фильтр: за несколько часов ресурс двигателя может быть сильно сокращен.

8. Масло в тосоле? Тосол в масле?
Держите под контролем не только качество заливаемых жидкостей, но и их изоляцию друг от друга. Обнаружив масло в бачке охлаждающей жидкости или эмульсию на щупе и под заливной пробкой — бейте тревогу. Смешивание этих жидкостей как ничто другое ускоряет неприятную и дорогую процедуру капремонта! Обязательно следите, чтобы топливо не смешивалось с охлаждающей жидкостью и маслом.

Будьте внимательны к ритму «сердца» своей машины. Пусть ваша совместная жизнь будет долгой и счастливой!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector