Что обозначает маркировка на двигателе tdi
Что обозначает маркировка на двигателе tdi
Главная
Расшифровка буквенных обозначений двигателей
Главная
В аббревиатурах современных двигателей часто встречается большое изобилие букв, значение которых порой непонятно. В данной статье мы рассмотрим, что же они означают, а также разберёмся с расшифровкой систем регулирования высоты подъёма клапанов и регулировки фаз.
Начнём с дизельных двигателей
Хоть у всех двигателей внутреннего сгорания принцип работы и одинаков. Поставщиков топливной аппаратуры вообще единицы, но некоторые производители всё-таки придумывают свои названия топливным системам.
TDI – расшифровывается как «Turbo Diesel Injection», это обычный дизельный двигатель с «прикрученной» к нему турбиной. Кажется, так может называться любой турбодизельный двигатель, но это не так. Такую аббревиатуру имеют только двигатели выпущенные концерном «Фольксваген». Только он имеет право использовать это словосочетание.
HDi – имеет расшифровку «High- pressure Direct injection», а если говорить русским языком, то «непосредственный впрыск высокого давления». Разработка принадлежит концерну «Пежо- Ситроен». На двигателях установлена система «коммон рейл».
JTD – носит название «Jet Turbo Diesel». Данные двигатели производится итальянским концерном «Фиат». Слово «Jet» в переводе с английского значит форсунка.
Но многие автопроизводители зашифровывают одни и те же слова: к примеру common rail diesel injection что означает впрыск по системе «коммон рэйл». Те же «мерседесовцы» зашифровали это в CDI, а корейцы из «Хёндай» и «КИА» в шильдик CRDi, концерн «Рено — Ниссан» это зашифровал в dCi.
CDTI – «Common rail Diesel Turbo Ihjection». «Опель» говорит что все его дизели имеют турбо наддув. Но ведь атмосферные дизели уже давно в истории.
Бензиновые двигатели
Благодаря тому, что непосредственный впрыск топлива начал быстро распространяться появилось множество аббревиатур имеющих «таинственное» значение.
CDI – «stratifield- Charged Gasoline Injection» эту аббревиатуру ввёл «Мерседес-Бенц» который представил первый двигатель с непосредственным впрыском топлива ещё в 1954 году на модели «300 SL». Двигатель с такой системой питания также имеет компрессор «Рутс».
GDI – «Gasoline Direct Injection». Первый двигатель с данной системой впрыска топлива появилась на рынке в 1996-м году на «Мицубиси Галант». На данный момент эту технологию используют и другие европейские автопроизводители.
D-4 – данную систему непосредственного впрыска представила «Тойота» через год после появления двигателей с системой GDI. D-4 в серию пошли в 1997-м году.
HPi – «High- Pressure injection» впервые появилась около 10 лет назад на двигателях концерна «Пежо-Ситроен».
THP – «Turbo High Pressure». Разработкой этого двигателя занималось БМВ совместно с «Пежо- Ситроен». Двигатель имеет подачу топлива прямо в камеру сгорания и оснащён турбонаддувом.
FSI – «Fuel Stratified Injection». Такие двигателя имеют послойный впрыск топлива. Одно один из многих вариантов подачи топлива в камеру сгорания. Это обозначение носят двигатели концерна «Фольксваген».
TFSI – «Turbo Fuel Stratified Injection», сначала эти буквы носили только моторы «Фольксвагена». Но теперь эти буквы можно увидеть и на автомобилях «Ауди». А двигатели для других дочерних автомобилей ( Сеат, Шкода) называют TSI. Также могут быть различные варианты сжатия воздуха: механический компрессор, турбонагнетатель и другие.
JTS – «Jet Thrust Stoichiometric». По аналогии с дизелем Фиат назвал и бензиновый двигатель с непосредственным впрыском с использованием слова jet.
Маркировка отечественных и иностранных дизелей и основные показатели, определяющие их техническую характеристику
Содержание
1. Определение ДВС, его назначение, маркировка и размещение на судне.
2. Основные технические характеристики ДВС.
3. Устройство ДВС (основные неподвижные и подвижные детали).
Условия их работы, материал и личные конструкции.
4. Основные неисправности деталей ДВС и метод их устранения.
5. Техника безопасности при обслуживании и ремонте ДВС.
6. Планово-предупредительные осмотры и ремонты ДВС.
Введение
В качестве энергетических установок для транспорта наибольшее распространение получили поршневые двигатели внутреннего сгорания.
Особенностью тепловых двигателей этого типа является то, что процесс сгорания топливовоздушной смеси и преобразование тепловой энергии в механическую происходят непосредственно в цилиндре двигателя.
Положительные свойства двигателей внутреннего сгорания: компактность, высокая экономичность и долговечность, а также возможность использования в них жидкого и газообразного топлива привели к тому, что после появления этих двигателей в начале второй половины XIXв. они вскоре заменили паровую машину.
Первыми двигателями внутреннего сгорания, работавшими на газовом топливе, были двухтактные двигатели Ленуара (1860 г., Франция), Н. Отто и Э. Лангена (1867 г., Германия) и четырехтактный двигатель с предварительным сжатием смеси Н. Отто (1876 г.).
Организация в конце XIXв. промышленной переработки нефти способствовала созданию, а затем и производству двигателей внутреннего сгорания, работающих на жидком топливе: карбюраторные двигатели с искровым зажиганием, калоризаторные двигатели и двигатели с воспламенением от сжатия — дизели.
В России первый двигатель с искровым зажиганием был построен в 1889 г. по проекту инженера И. С. Костовича. В 1899 г. на заводе Э. Нобеля в Петербурге (ныне завод «Русский дизель») был построен промышленный образец высокоэкономичного двигателя с воспламенением от сжатия. Этот двигатель в отличие от двигателя, построенного немецким инженером Р. Дизелем (1897 г.) и работавшего на керосине, мог работать на природной (сырой) нефти и ее погонах. В течение короткого времени конструкция этого двигателя, названного дизелем, была значительно усовершенствована и он стал широко применяться в энергетических стационарных установках, на судах и т. п. В настоящее время дизели применяются на тепловозах, тракторах, автомобилях средней и большой грузоподъемности и на других транспортных машинах.
Двигатель внутреннего сгорания — это наиболее распространенный источник энергии для транспортных средств. Этот двигатель вырабатывает мощность за счет преобразования химической энергии топлива в теплоту, которая затем преобразуется в механическую работу.
Преобразование химической энергии в теплоту осуществляется при сгорании топлива, а последующий переход теплоты в механическую работу осуществляется за счет внутренней энергии рабочего тела, которое, расширяясь, выполняет работу.
В качестве рабочих тел в двигателе внутреннего сгорания используются газы, давление которых возрастает за счет сжатия.
Чаще всего на судах используются ДВС — судовые дизели, обладающие наибольшей экономичностью из всех типов судовых двигателей. На транспортных, промысловых и вспомогательных судах применяются мало-, средне- и высокооборотные дизели с наддувом. Малооборотные судовые двигатели внутреннего сгорания используются как главные двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет 2,2—35 МВт, число цилиндров 5—12, удельный эффективный расход топлива 210—215 г/(квт×ч), частота вращения 103—225 об / мин. Среднеоборотные судовые двигатели внутреннего сгорания используются преимущественно в качестве главных двигателей судов среднего размера; их мощность достигает 13,2 МВт, число цилиндров 6—20, эффективный расход топлива 205—210 г/(квт×ч), частота вращения 300—500 об/мин. Высокооборотные судовые двигатели внутреннего сгорания применяются в основном как главные двигатели на малых судах, а также в качестве вспомогательных двигателей на судах всех типов; их агрегатная мощность до 2 МВт, число цилиндров 12—16, удельный эффективный расход топлива 215—230 г/(квт×ч), частота вращения свыше 500 об/мин.
Маркировка отечественных и иностранных дизелей и основные показатели, определяющие их техническую характеристику
Маркировка отечественных двигателей по ГОСТ 4393 – 74.
Каждый тип дизеля имеет условное буквенное и цифровое обозначение: Ч – четырехтактный; Д – двухтактный; ДД – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; Ц – с редукторной передачей; К – крейцкопфный; Н – с наддувом; Г – предназначенный для работы на газовом топливе и ГЖ – на газожидкостном топливе. Первая цифра обозначает число цилиндров. Затем после условного буквенного обозначения указывается диаметр цилиндра и ход поршня в виде дроби: число над чертой – диаметр цилиндра в сантиметрах; под чертой – ход поршня в сантиметрах.
Если в условном обозначении буква “К” отсутствует, это означает, что дизель тронковый, а если нет буквы “Р” – дизель нереверсивный.
Иногда после дроби дается цифра, характеризующая модернизацию двигателя. Например, марка 8ДК РН 74/160-2 означает, что двигатель восьмицилиндровый, двухтактный, тронковый, реверсивный, с наддувом, диаметром цилиндра 740 мм и ходом поршня 1600 мм, второй модификации.
Наряду с обозначениями двигателей по ГОСТу заводы-изготовители часто присваивают двигателям свои условные марки. Например, дизели типа “58” или “61” в соответствии с ГОСТ 4393 – 74 имеют марку 16ДРПН23 Х 30; заводские обозначения дизелей зависят от отдаваемой или полной мощности.
Иностранные дизелестроительные фирмы обозначают марки дизелей следующим образом.
“Зульцер” (Швейцария): А – газотурбонаддув; D – реверсивный; S – крейцкопфный; R – с управлением выпуска газов; Т – тронковый; В – четырехтактный; Р – с продувочным насосом; Н – вспомогательный; G – с реверсредуктором.
“Бурмейстр и Вайн” (Дания): V – двухтактный; W – двойного действия; T – крейцкопфный; В – с газотурбинным наддувом; F – реверсивный; М – четырехтактный; S – стационарный: Н – вспомогательный.
МАН (ФРГ): G – тронковый; K – крейцкопфный; Z – двухтактный; D – двойного действия; V – четырехтактный: С – с газотурбинным наддувом.
“Фиат” (Италия): С – крейцкопфный; S – с газотурбинным наддувом: E – четырехтактный; T – двухтактный тронковый; SS – с наддувом раздельным выпуском газов в из цилиндров; В – двухтактный крейцкопфный.
“Сторк-Веркспоор” (Голландия): Н- бескомпрессорный; O – реверсивный; Т -двухтактный; L – с прямоточно-клапанной продувкой; O – с газотурбинным наддувом.
К основным показателям работы двигателя относятся: мощность, частота вращения, среднее эффективное давление, средняя скорость поршня, удельный расход топлива.
ГОСТ 10150 – 75 устанавливает следующую номенклатуру мощностей:
— номинальная – длительная эффективная мощность, назначаемая предприятием-изготовителем при номинальной частоте вращения, причем длительность непрерывной работы не ограничивается;
— максимальная – кратковременная мощность, превышающая номинальную и используемая периодически в течение ограниченного времени;
— полная – длительная эффективная мощность, гарантируемая предприятием-изготовителем при соответствующей частоте вращения и условиях, для которых предназначается дизель, устанавливаемая с учетом недопустимости ее превышения.
По мощности двигателя подразделяются на маломощные – до 73,5 кВт (100 л. с.); средней мощности – 73,5 – 735 кВт (100 – 1000 л. с.); мощные – 735 – 7350 кВт (1000 – 10 000 л. с.) и сверхмощные – свыше 7350 кВт (10 000 л. с.)
Частота вращения является лишь первичным критерием быстроходности двигателя. Определение быстроходности двигателя по средней скорости поршня также не всегда отвечает требованиям практики. С этой точки зрения более удовлетворительной является характеристика, называемая степенью быстроходности. Тихоходные (2,5 – 4,5 м/с); средней быстроходности (4,5 – 7,5 м/с); быстроходные (7,5 – 10,5 м/с).
Удельный расход топлива характеризует экономичность работы двигателя и зависит от механических и тепловых потерь, качества смесеобразования и сгорания в цилиндре двигателя и других условий.
Как маркируются и обозначаются низковольтные электродвигатели
Маркировка – это своего рода визитная карточка электродвигателя. Она несет в себе очень важные сведения об агрегате. Какие же? Ниже пойдет речь о принципах маркировки и обозначения низковольтных электрических двигателей, которые приняты у производителей такого оборудования. Благодаря им вы сможете узнать, какие именно базовые характеристики имеет та или иная машина.
Обязательные характеристики, которые входят в маркировку:
- серия, включающая несколько знаков (АИР, АИВ, 4А, 5А ,6А, ВА и т.д.);
- модификация;
- ось вращения, высота в миллиметрах: 80, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 и т.д.;
- установочный размер (S, М, L) по длине станины или длина сердечника (А, В);
- количество пар полюсов 2р (2, 4, 6, 8, 10, 12 или 2/4, 8/6/4 и др.);
- класс размещения согласно ГОСТ 15150; может быть УЗ, Т2 и пр.; также вариант климатического выполнения.
Кроме того, имеется информация о:
- способе монтажа IM;
- категории защищенности IP;
- напряжении питающей сети: обычно 380 Вольт (220/380 Вольт и пр.);
- частота и мощность, с которой вращается электрический двигатель;
- прочие отличительные особенности от базовых моделей.
В обозначение входит несколько параметров назначения и модификации, которые являются отличительными особенностями.
1. Серия
Производство электродвигателей асинхронного типа происходит в виде стандартизированных рядов – серий, характеризующихся едиными конструктивными особенностями и парным комплексом величин (например, каждая отдельная высота оси вращения имеет конкретный показатель мощности). Сегодня выпускают серии электрических двигателей несинхронного типа 5А, 5АМ, 5АМХ, 7AVER, 5АИ, АИР, 7АИ, АДМ, АИРМ, АД, и пр., пришедшие на смену прошлым моделям АО, 4А, 4АМ. Что касается их габаритных величин, то они одинаковы. За счет такой особенности агрегаты этих серий отлично взаимозаменяемы в тех установках, где необходимо обеспечить надежность и высокую эффективность привода (редукторы, станки, насосы и т.д.). Главные отличительные особенности – это их технические параметры: коэффициент полезного действия, величину мощности и пр.
На фоне устаревших двигателей новая линейка имеет улучшенную защиту IP54 или IP55, тогда как раньше применялась IP44. Вдобавок, усовершенствованы технические характеристики двигателей.
2. Модификация
Серии включают двигатели базового назначения и двигатели, имеющие разные модификации. Среди последних особенно по популярности выделяются:
- Агрегаты повышенного скольжения, которые используют для привода устройств с большим моментом инерции, способных работать при нагрузках пульсирующего типа, устройств с частыми пусками и реверсами или машин со сложными пусковыми условиями.
- Агрегаты, имеющие повышенный пусковой момент – служат для привода устройств, обладающих высокими динамическими и статическими моментами на валу (мешалки, центрифуги и пр.).
- Агрегаты встраиваемого типа, самовентилируемые, однофазные, имеющие фазный ротор и принудительное охлаждение и пр.
- Агрегаты двухскоростного и многоскоростного типа.
3. Высота оси вращения
Это габарит двигателя, который показывает его поперечный размер. В агрегатах на лапах это отрезок от плоскости опоры до центра вала. В агрегатах с фланцем это диаметр — отрезок от края вала до его центра.
ГОСТ 13267 устанавливает следующие значения высоты: 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 миллиметров.
4. Установочный размер по длине станины
Такой размер показывает расстояние, соединяющее оси отверстий, в которые устанавливается и крепится двигатель. Условная длина обозначается как S, M, L, соответствующая конкретной высоте оси и величинам номинальной мощности, зависящей от частоты вращения. ГОСТ 51689-2000 определяет эти соотношения в 2 вариациях.
Первая из них действует в России и в некоторых странах СНГ и называется ГОСТом, а вторая – принята в Европейском союзе (CENELEC, DIN или IEC).
5. Количество полюсов
Количество пар полюсов 2р – это число полюсов, имеющихся в электрическом двигателе. Совокупность этой величины с частотой сетевого тока (обозначается f) равняется синхронной частоте вращения агрегата. Формула имеет следующий вид: nс=60 х f/2p.
Российские сети, имеющие частоту тока 50 Герц и синхронную частоту 3000 оборотов в минуту (2р=2), 1500 об/мин (2р=4), 1000 об/мин (2p=6), 750 об/мин (2p=8), 600 об/мин (2p=10), 500 об/мин (2p=12). ГОСТ 10683-73 устанавливает ряд синхронных частот вращения.
6. Климатическое исполнение и категория размещения
Производство оборудования может быть ориентировано на использование в разных климатических районах: в умеренном климате (У), в тропическом (Т), в умеренно холодном (УХЛ), в холодном климате (ХЛ) и пр.
Что касается категории размещения, то данный параметр показывает возможность эксплуатации двигателя в помещении или уличных условиях.
Цифра 1 указывает на эксплуатацию в уличных условиях.
Цифра 2 – работа под навесом или там, где нет воздействия солнечных лучей и осадков.
Цифра 3 – работа в закрытых помещениях, где нет искусственной наладки климатических условий.
Цифра 4 – работа в закрытых помещениях, где имеется искусственная наладка климатических условий. Данные параметры устанавливаются ГОСТом 15150.
7. Монтажное исполнение
В соответствии с монтажом и исполнением вала выделяют разные конструкции двигателей. Эти варианты определяются ГОСТом 2479 и имеют следующий вид: IM1001(1081), IM2001(2081), IM3001(3081) и пр., где:
IM – маркировка, обозначающая монтажное исполнение и конструктивные особенности.
Первая цифра указывает на конструкцию агрегата:
1 – электродвигатель на лапах, имеющий подшипниковые щиты;
2 – на лапах, имеющий подшипниковые щиты и фланец на одном из этих щитов;
3 – без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на одном из этих щитов.
2-ая и 3-я цифра указывает на вариант монтажного исполнения:
Конструктивное исполнение по способу монтажа | Обозначение | Диапазон применения по габаритам | Конструктивное исполнение по способу монтажа | Обозначение | Диапазон применения по габаритам | Конструктивное исполнение по способу монтажа | Обозначение | Диапазон применения по габаритам |
IM1001 | ![]() | 80-315 | IM2001 | ![]() | 80-315 | IM3001 | ![]() | 80-180 |
(IMB3) | (IMB35) | (IMB5) | ||||||
IM1011 | ![]() | 80-250 | IM2011 | ![]() | 80-250 | IM3011 | ![]() | 80-250 |
(IMV5) | (IMV15) | (IMV1) | ||||||
IM1031 | ![]() | 80-250 | IM2031 | ![]() | 80-250 | IM3031 | ![]() | 80-250 |
(IMV6) | (IMV36) | (IMV3) | ||||||
IM1051 | ![]() | 80-250 | IM2101 | ![]() | 80 | IM3601 | ![]() | 80 |
(IMB6) | (IMB34) | (IMB14) | ||||||
IM1061 | ![]() | 80-250 | IM2111 | ![]() | 80 | IM3611 | ![]() | 80 |
(IMB7) | (IMV18) | |||||||
IM1071 | ![]() | 80-250 | IM2131 | ![]() | 80 | IM3631 | ![]() | 80 |
(IMB8) | (IMV19) |
4-я цифра указывает на исполнение вала двигателя:
0 – без вала;
1 – один цилиндрический конец вала;
2 – два цилиндрических конца.
8. Степень защиты IP
Показатель, определяющий, насколько рабочие защищены от взаимодействия с частями агрегата, находящимися в движении, или элементами под напряжением. Кроме того, степень показывает, насколько защищен сам агрегат от проникновения в него капель воды и предметов извне.
Обозначение имеет 2 цифры и латинские буквы: IP54, IP55 и пр. Обозначения и характеристики регламентированы ГОСТом 14254.
Что означают цифры?
Первая цифра обозначает, насколько защищены работники и двигатель от проникновения частиц извне:
0 – нет защиты;
1 – агрегат защищен от проникновения предметов извне, размеры которых превышают 50 миллиметров, а также от попадания рук сотрудников;
2 – имеется защита от проникновения предметов извне, размеры которых превышают 12 миллиметров, а также от попадания пальцев сотрудников;
3 – имеется защита от проникновения предметов извне толщиной более 2,5 миллиметров ;
4 – имеется защита от попадания посторонних предметов, толщина которых превышает 1 миллиметр;
5 – имеется пылевая защита (конечно, небольшое количество пыли попадает внутрь агрегата, но оно не мешает работе);
6 – имеется полная защита от попадания в агрегат пыли.
Вторая цифра определяет степень защиты агрегата от проникновения влаги:
0 – нет защиты;
1 – имеется защита от воды, которая направлена вертикально к агрегату (сверху вниз);
2 – имеется защита от воды, направленной под углом до 15 градусов;
3 – имеется защита от воды, направленной под углом до 60 градусов;
4 – имеется защита от капель, направленных на двигатель в хаотичном порядке;
5 – имеется защита от струй: исключено попадание воды внутрь агрегата, даже если поливать его из шланга;
6 – имеется полная защита от воды.
Более подробная информация о маркировках электродвигателей присутствует в каталоге низковольтных агрегатов.
Маркировка электродвигателей
Подписка на рассылку
- ВКонтакте
- ok
- YouTube
- Яндекс.Дзен
- TikTok
Разнообразие электродвигателей впечатляет, разобраться в них помогает информация, наносимая на щиток, закрепленный на корпусе. На ней указывают номинальную мощность и напряжение, силу тока и частоту вращения, коэффициенты мощности и полезного действия. Но как узнать, с чем предстоит иметь дело, если из данных есть только информация о типе двигателя. Маркировка электродвигателей позволяет понять тип мотора, электрическую модификацию, установочные габариты, высоту оси вращения, число полюсов. Единой системы для всех без исключения двигателей, к сожалению, нет, о свойствах некоторых из них можно узнать только по каталогу завода-изготовителя. Однако расшифровка маркировки электродвигателей популярных серий АИР и 4А вполне доступна любому пользователю этого оборудования.
Маркировка двигателей серии АИР
Асинхронные двигатели серии АИР пришли на смену моторам серии 4А и их модификациям. Сегодня промышленность выпускает широкий диапазон этих двигателей мощностью до 315 кВт с различной номинальной частотой вращения. Маркировка электродвигателей серии АИР содержит в себе данные о конструктивном исполнении моторов, их номинальные значения важных технических параметров, а также информацию о способах монтажа. Более детально с расшифровкой маркировки можно познакомиться на примере двигателя АИР С 132 МА 8 БУЗ:
- АИ – единая серия (А – асинхронный двигатель, И – унифицированная серия в соответствие с положениями Интерэлектро);
- Р – система привязки мощности в соответствие со стандартом Р 51689;
- С – индекс модификации, он может содержать одну или несколько букв (в данном случае С обозначает повышенное скольжение);
- 132 – высота оси вращения (рассчитывается от опорной плоскости до оси вращения);
- М – индекс установочного размера, в данном случае М – средний (может быть S – короткий или L-длиный). Говорит о длине станины;
- А – буквенный индекс длины сердечника статора, в данном случае — короткая. Если он отсутствует, то длина сердечника одна;
- 8 – данная цифра обозначает число полюсов;
- Б – буквенный индекс конструктивной модификации мотора. В данном случае он говорит о том, что в нем предусмотрена температурная защита;
- У3 – буквенный индекс климатического исполнения данного двигателя.
Конструктивная модификация двигателей АИР
Наиболее разнообразная маркировка электродвигателей в части индексов конструктивной модификации и климатического исполнения. Так, двигатели серии АИР выпускаются в следующих вариантах, кроме как с температурной защитой:
- П – изготовленные с повышенной точностью к установочным габаритам;
- Е – мотор с электромагнитным тормозом;
- Е2 – двигатель укомплектован электромагнитным тормозом с устройством ручного растормаживания;
- Х2 – химостойкая конструкция;
- Ж – специальное исполнение с удлинением конца вала двигателя;
- А3 – двигатель разработан для использования на атомных станциях.
Климатическое исполнение двигателей серии АИР
Разобраться в маркировки климатического исполнения электродвигателей серии АИР довольно просто. Буква «У» говорит о том, что мотор предназначен для эксплуатации в зоне умеренного климата, «Т» — тропического климата, а «УХЛ» — умеренно-холодного климата. Цифра «3» – использование разрешено в закрытых помещениях без климатических установок. Соответственно, цифра «2» допускает применение двигателя под навесом от солнечных лучей и атмосферных осадков, а цифра «4» допускает эксплуатацию только в помещениях, где с помощью климатического оборудования можно установить нужный температурный режим.