0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает двигатель вариатор

Вариатор — автомобильная коробка передач будущего?

Вариатор — это оптимальный способ изменения передаточного отношения между силовым агрегатом автомобиля и его колёсами. Новые природоохранные предписания и улучшенная конструкция могут сделать бесступенчатую трансмиссию с ременным приводом системой переключения передач будущего.

Вариатор — бесступенчатая коробка передач с неограниченным количеством передаточных чисел — почти так же стар, как и сам автомобиль. В 1886 году, в Германии, например, пионеры автомобилестроения Даймлер (Daimler) и Бенц (Benz) свой первый автомобиль с бензиновым двигателем оснастили резиновым клиноременным вариатором.

С тех пор было предпринято множество попыток оборудовать автомобили такими автоматическими коробками передач, вспомните, к примеру, британскую тороидальную тягово-роликовою вариаторную систему «Torotrak». Сегодня их аналоги с зубчатой передачей — и ручные, и автоматические — взяли на себя задачу передачи мощности и крутящего момента от двигателя автомобиля колесам. В течение прошлого столетия автомобилестроители и фирмы-поставщики трансмиссий совершенствовали традиционную конструкцию коробки передач и инвестировали огромные денежные суммы в заводы, необходимые для их массового производства.

Несмотря на бесспорное господство коробки передач, автомобильная бесступенчатая трансмиссия (continuously variable transmission — CVT) всё ещё в ходу, и, если верить инженерам нидерландского «Van Doorne’s Transmissie B.V.» («VDT») из Тилбурга — разработчикам современной вариаторной технологии, — её время приближается. Эмери Хендрикс (Emery Hendriks) — генеральный директор научных исследований и разработок компании «Van Doorne» — считает, что для этого много причин, но главным образом две: во-первых, экономия топлива и динамические характеристики, обеспеченные новейшим вариатором, не уступают и даже оставляют позади сегодняшние сложные и дорогостоящие коробки передач, которые, как утверждает Хендрикс, начинают достигать пределов практичности и экономической целесообразности. Во-вторых, все более ужесточающиеся правительственные нормативные акты в отношении расхода топлива (требования американского Закона о среднем расходе топлива автомобилями, выпускаемыми корпорацией) и выхлопных газов вынуждают автоинженеров рассмотреть возможность использования высокоэффективных стационарных двигателей, предназначенных работать в ограниченном диапазоне числа оборотов — все в пользу бесступенчатой трансмиссии. В дальнейшем все эти природоохранные предписания, наверно, вынудят разработку транспортных средств с гибридным приводом, использующих разнообразные односкоростные силовые агрегаты — применение бесступенчатой трансмиссии тут как нельзя кстати.

Современная бесступенчатая трансмиссия CVT состоит из многосегментного стального толкающего ремня, который проходит между парой шкивов переменной ширины, чьи внешние поверхности образуют мелкие конусы. Ремень, который включает в себя сотни тонких стальных пластин или элементов, скрепленных стальными пружинящими лентами, перемещается в клиновидных канавках, образованных внешними сторонами конусов. Каждый шкив нажимает на элементы ремня по мере их движения по кругу. Управляемый коленчатым валом входной шкив выталкивает стек элементов в выходной шкив, вызывая его вращение. Данная конфигурация толкающего ремня может передавать крутящий момент, который разорвал бы обычный «тяговый» приводной ремень на кусочки. При необходимости изменения передаточного числа, конусы шкивов гидравлически сдвигаются (раздвигаются), вызывая дальнейший ход ремня от (к) вала, эффективно увеличивая (уменьшая) диаметр шкива. В результате мы получаем плавное переключение передач, «неограниченное» число этих «передач», и потенциально больший диапазон механического преимущества.

Несмотря на свою относительную неизвестность, есть несколько признаков того, что вариаторные технологии идут в гору. Большинство американцев с удивлением узнают, что в настоящее время более чем у миллиона малолитражных автомобилей японского и европейского производства, в том числе «Fiat», «Ford», «Nissan», «Subaru», и «Volvo», — под капотом CVT, разработанная «Van Doorne». Используя технологию, лицензированную у «Van Doornе», такие блоки бесступенчатых трансмиссий производятся в основном «Fuji Heavy Industries Ltd.» и предприятием «Ford of Europe» на больших специализированных заводах, расположенных соответственно в Ойзуми (Япония) и Бордо (Франция).

Улучшение топливной экономичности

“Мы думаем, что будущее вариатора в его топливной экономичности”, — заявил Билл фон Шэарденберг (Bill van Schaardenburgh) — менеджер по специальным проектным операциям компании «Ford of Europe», которая инвестировала значительные средства в производство вариаторных технологий. “После долгого и трудного старта, «Ford of Europe» начала производство вариаторов для 16-клапанных моделей двигателей — 1,3-литровых «Fiesta» и 1,6-литровых «Escort»”. По его словам, завод компании «Ford» в Бордо обладает годовой производительностью в 125 тыс. единиц, с возможностью расширения до 150 тыс. штук в год.

Тем временем, «Fuji Heavy Industries» («FHI») продолжает сборку вариаторов, лицензированных «Van Doorne», для «Subaru», «Nissan» и «Fiat» на своем заводе в Ойзуми, который способен производить около 200 тыс. коробок в год. “Мы были убеждены в надежности конструкции и производственного процесса вариаторов”, — сказал Йошиаки Касай (Yoshiaki Kasai), директор «FHI» по проектному планированию.

КАК РАБОТАЕТ ВАРИАТОР CVT

Впервые патент на вариатор CVT был зарегистрирован в далёком 1886 году, эта технология совершенствовалась и оттачивалась. Сегодня многие производители автомобилей, включая General Motors, Audi, Honda, Mitsubishi, Toyota и Nissan, разрабатывают трансмиссии по технологии CVT.
В данной статье мы познакомимся, как работает вариатор CVT в типичной заднеприводной машине, а также по ходу ответим на некоторые вопросы:
Насколько эффективен вариатор CVT по сравнению с обычной планетарной автоматической трансмиссией?
Из чего он состоит и как эти части работают вместе? Какие преимущества дает вариатор CVT по сравнению с классическим автоматом? Какие недостатки? Какие впечатления производит бесступенчатая трансмиссия CVT на ходу?
Какие производители используют CVT?
Где используют вариаторы CVT кроме автомобилей?
Во-первых, сравним вариатор CVT с традиционным автоматом.
ОСНОВЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КПП
Если Вы читали нашу статью «Как работает автомат», то Вам известно, что основная задача автомата – позволить двигателю работать в узком диапазоне входных скоростей и получать широкий диапазон скоростей на выходе.
Без трансмиссии машины ехали бы на одном передаточном числе, которое подбиралось бы исходя из желаемой скорости передвижения. Если такая скорость была бы 120 км/ч, то передаточное число соответствовало бы 3-й передаче современной механики.
Полагаем, что Вы никогда не пытались ездить только на 3-й передаче. А если попробовать, то станет очевидно, что машина совсем не ускоряется на средних оборотах, а на высоких скоростях двигатель ревет около красной зоны. Такая машина очень быстро бы ломалась.
Итак, КПП максимально эффективно использует крутящий момент двигателя для работы на определенной скорости.
В традиционном автомате шестерни передач буквально зацепляются. Комбинация планетарных передач создает все необходимые передаточные числа, обычно для 4-х передач вперед и одной задней передачи. Когда осуществляется переключение передач в таком автомате, водитель чувствует легкие толчки при включении каждой передачи.
ОСНОВЫ ВАРИАТОРА CVT
В отличие от традиционного автомата бесступенчатые трансмиссии не имеют внутри набора разных шестерен, что означает отсутствие зацепляющихся друг с другом зубчатых колес. Самый распространенный вариатор CVT работает на замысловатой системе из шкивов, позволяющей реализовывать бесконечное количество передаточных чисел между максимальными и минимальными значениями без дискретных шагов или переключений.
Далее рассмотрим различные типы вариаторов CVT: клиноременные, тороидные и гидростатические.
КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР CVT
Если заглянуть внутрь автоматической трансмиссии, мы увидим сложный мир шестерен, тормозов, сцеплений и управляющих устройств. Постоянно изменяющаяся трансмиссия по сравнению с этим миром – сама простота. Большинство вариаторов CVT состоят из трех основных компонентов:
Очень прочный металлический или резиновый ремень
Переменный «ведущий» шкив
Выходной «ведомый» шкив
Вариатор CVT имеет также различные микропроцессоры и датчики, но первые три элемента выполняют всю основную работу.
Шкивы с изменяемым диаметром – сердце любого вариатора CVT. Каждый шкив состоит из двух 20-градусных конусов, расположенных лицом друг к другу. Ремень ездит в желобке между этими конусами. Ремни из резины выполняются в форме клина. Сечение такого ремня напоминает форму V и увеличивает коэффициент трения такого ремня о шкив.

Читать еще:  Двигатель c16nz набирает обороты

Когда оба конуса расположены далеко друг от друга (диаметр увеличивается), ремень опускается ниже в желобе, а радиус петли ремня вокруг шкива уменьшается. Когда конусы сближаются (диаметр увеличивается), ремень поднимается в желобе, а радиус петли ремня вокруг шкива увеличивается. Вариаторы CVT могут использовать гидравлическое давление, центробежную силу или напряжение пружин для создания усилия, необходимого для смещения конусов относительно друг друга.
Шкивы с переменным диаметром всегда идут парами. Один шкив является ведущим и соединяется с коленным валом двигателя. Ведущий шкив также называют входным шкивом, потому что именно через него энергия двигателя входит в трансмиссию. Второй шкив называют выходным шкивом, так как он передает энергию к карданному валу.
Когда оба конуса расположены далеко друг от друга (диаметр увеличивается), ремень опускается ниже в желобе, а радиус петли ремня вокруг шкива уменьшается. Когда конусы сближаются (диаметр увеличивается), ремень поднимается в желобе, а радиус петли ремня вокруг шкива увеличивается. Вариаторы CVT могут использовать гидравлическое давление, центробежную силу или напряжение пружин для создания усилия, необходимого для смещения конусов относительно друг друга.
Шкивы с переменным диаметром всегда идут парами. Один шкив является ведущим и соединяется с коленным валом двигателя. Ведущий шкив также называют входным шкивом, потому что именно через него энергия двигателя входит в трансмиссию. Второй шкив называют выходным шкивом, так как он передает энергию к карданному валу.

Расстояние между центром конусов и местом контакта желоба и ремня называется радиусом основания делительного конуса. Когда конусы расходятся, ремень опускается, и радиус основания делительного конуса уменьшается. Когда конусы сходятся, ремень поднимается, и радиус основания делительного конуса (далее радиус) увеличивается. Соотношение радиусов основания делительного конуса ведущего шкива к ведомому определяет передаточное число. Когда один шкив увеличивает радиус, другой уменьшает свой радиус, чтобы поддерживать натяжение ремня. Изменение радиусов шкивов зависит друг от друга, что создает бесчисленное множество передаточных соотношений – от низкого до высокого и любого между ними. Например, радиус ведущего шкива мал, радиус ведомого шкива велик, тогда уменьшается скорость вращения ведомого шкива, что приводит к “низкой” передаче. Когда радиус ведущего шкива велик, то радиус ведомого шкива мал, тогда увеличивается скорость вращения ведомого шкива, что приводит к “высокой” передаче. Следовательно, в теории вариатор CVT реализует бесконечное число «передач» и может их выбирать в любое время на любой скорости двигателя и машины.
Эта простота и бесступенчатая природа вариатора CVT делают его идеальной трансмиссией не только для машин, но для многих других технических устройств и орудий. Вариаторы CVT используются во многих мощных инструментах и прессах для сверлильных станков. Их успешно применяют в тракторах, снегоходах и моторных скутерах. Во всех этих случаях трансмиссия работает при помощи резинового ремня высокой плотности, который может скользить и вытягиваться, что снижает его эффективность.
Применение новых материалов сделало вариатор CVT еще надежнее и производительнее. Важным шагом вперед стало использование металлических ремней для соединения шкивов. Эти гибкие ремни, состоящие из ряда (обычно 9 или 12) тонких стальных лент, фиксируют очень прочные пластины металла.

Металлические ремни не скользят и служат гораздо дольше, что позволяет вариатору CVT выдерживать больший крутящий момент двигателя. Они также тише, чем приводимые резиновыми ремнями вариаторы CVT.
ТОРОИДНЫЙ ВАРИАТОР CVT
Другой вариант вариатора CVT – тороидная система вариатор CVT – заменяет ремни и шкивы на колеса и ролики.

Эта система на первый взгляд кажется отличной от клиноременного вариатора, но все ее компоненты выполняют аналогичные функции и приводят к одному результату – к постоянно изменяющейся трансмиссии. Вот как она работает: Один диск соединяется с двигателем. Это эквивалент ведущего шкива.Другой диск соединен с карданным валом. Это эквивалент ведомого шкива.Ролики или колеса, расположенные между дисками, выполняют задачу ремней, передавая мощность с одного диска на другой.

Читать еще:  Электронная стабилизация оборотов двигателя

rotation — вращение, equal — ровно, slower — медленнее, faster — быстрее. Колеса могут вращаться вокруг двух осей. Они вращаются вокруг горизонтальной оси или наклоняются наружу или внутрь относительно вертикальных осей, что позволяет колесам соприкасаться с дисками в разных областях. Когда колеса контактируют с ведущим диском около центра, они вынуждены контактировать с ведомым диском около обода, что приводит к уменьшению скорости и увеличению крутящего момента (то есть низкая передача). Когда колеса контактируют с ведущим диском около обода, они вынуждены контактировать с ведомым диском около центра, что приводит к увеличению скорости и уменьшению крутящего момента (то есть высокая передача или овердрайв). Простой наклон колес непрерывно меняет передаточное соотношение механизма.
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР CVT
Клиноременный вариатор CVT и тороидный вариатор CVT – примеры фрикционных вариаторов CVT, которые работают за счет изменения радиуса контактных точек между двумя вращающимися объектами. Но есть еще один тип вариатора CVT, известный как гидростатический вариатор CVT, который использует насосы переменного объема для варьирования потока жидкости в гидростатические моторы. В данном устройстве вращательное движение коленвала двигателя приводит в действие гидростатический насос. Этот насос преобразует вращательное движение в поток жидкости. В свою очередь ведомый гидростатический двигатель на выходе преобразует поток жидкости обратно во вращательное движение.

Часто гидростатическую трансмиссию сочетают с планетарной передачей и сцеплением для создания гибридной системы, называемой гидромеханической трансмиссией. Гидромеханическая трансмиссия передает крутящий момент от двигателя к колесам тремя разными способами. На малых скоростях мощность передается гидравлически, а на больших — механически. Между этими крайними положениями трансмиссия использует и гидравлику, и механику для передачи крутящего момента. Гидромеханическая передача идеальна для спецтехники в тяжелых условиях работы, например, в сельскохозяйственных тракторах.
ПРЕИМУЩЕСТВА ВАРИАТОРА CVT
Постоянно изменяющиеся трансмиссии становятся все более популярными не просто так. Их выделяют несколько преимуществ, которые нравятся и водителям и сторонникам экологии. Таблица ниже описывает ключевые черты и преимущества вариатор CVT.
Постоянное, бесступенчатое ускорение от полной остановки до скорости трассы -Исключает «толчки переключения» – делает езду более гладкой
Позволяет двигателю постоянно находиться в оптимальной мощностной зоне независимо от скорости движения — Улучшает расход топлива
Лучшая реакция на команды водителя, такие как изменение положения дроссельной заслонки и скорости — Исключает поиск оптимальной передачи при потере скорости, особенно когда машина едет в гору.
Меньшие потери мощности в вариаторе CVT, чем в обычной автоматической трансмиссии — Лучшее ускорение
Более оптимальные обороты двигателя на любой скорости — Лучший контроль вредных выхлопов
Позволяет реализовывать автоматические версии механических трансмиссий — Замена неэффективного гидротрансформатора
Теперь рассмотрим ощущения водителя при езде в машине с вариатором CVT.

Выбираем между вариатором и классическим автоматом

Итак, если сильно упростить устройство двух обсуждаемых коробок, то разница лишь в том, что классический автомат имеет внутри зубчатое сцепление между ведомым и ведущим валом с несколькими ступенями (от 4 до 8 ступеней). А вариатор соединяет ведущий вал с ведомым бесступенчато посредством ремня или цепи. (Подробнее о том, что такое вариатор, читайте в нашей статье) В этом и кроется их основная разница. В остальном обе коробки сравнимы по своим возможностям и характеристикам. Во что вытекает эта, казалось бы, незначительная разница. Попробуем разобраться.

Плюсы вариатора в сравнении с обычным автоматом

Основные плюсы вариатора вытекают из того, что он «держит» двигатель почти всегда на оптимальных оборотах, регулируя лишь передаточное отношение между двигателем и колесами. Классический же автомат, имея ограниченное количество ступеней, вынужден оперировать и выбором текущей ступени и оборотами двигателя. Последнее означает, что двигатель вынужден работать в разных режимах, а не только на оптимальных оборотах. В итоге мы получаем следующие преимущества вариатора:

  • Экономия топлива
  • Щадящий режим работы двигателя и элементов привода
  • Низкий шум двигателя
  • Малые выбросы вредных веществ

Отсутствие ступеней переключения в вариаторе дают ему еще два преимущества:

  • Более быстрый разгон из-за отсутствия потерь времени в момент переключения передач
    Лучший комфорт для пассажиров из-за отсутствия характерных рывков при переключении, то есть более плавное движение автомобиля
  • Несмотря на все плюсы вариатора, есть и недостатки.

Минусы вариатора в сравнении с классическим автоматом.

  1. Несмотря на то, что впервые вариатор на автомобилях применили более 50 лет назад, массово в серийное производство он попал достаточно недавно. По этой причине вариатор – это новинка для большинства автосервисов. Специалистов по ремонту вариаторов мало, и такой ремонт – не дешевое удовольствие.
  2. Вариаторная коробка передач заполняется специальной жидкостью. Эта жидкость достаточно дорогостоящая. Заменять ее нельзя никакими аналогами. Использовать можно только жидкость выпускаемую производителем данного авто. Кроме качества жидкости, вариатор очень также очень чувствителен к уровню жидкости – протечки недопустимы.
    Как правило, вариатор устанавливают только на авто малой и средней мощности. Встретить мощный двигатель в паре с вариатором достаточно сложно. Но эта тенденция понемногу меняется в лучшую сторону. Новейшие вариаторы уже «переваривают» достаточно большой крутящий момент от двигателя.
  3. Вариатор идеально работает только при правильной работе многих датчиков автомобиля. При сбое некоторых датчиков, который на авто с другими КПП, вы даже не заметили бы, на авто с вариатором могут возникнуть серьезные проблемы. Этот момент также породил множество слухов о ненадежности вариатора, хотя сам по себе агрегат очень надежный при правильной эксплуатации.
  4. Вариатор имеет серьезные ограничения по прицепной нагрузке. То есть, существуют большие ограничения на буксировку тяжелых прицепов на авто с вариатором. Это ограничение перекликается с ограничением по установке мощных двигателей в паре с вариатором.
  5. Блок управления вариатором для правильной работы хранит в памяти большое количество параметров и настроек. После длительного отключения аккумулятора авто эти настройки сбрасываются по аналогии с блоком управления двигателем. Но последний самонастраивается после буквально нескольких пройденных километров, а настройки вариатора могут восстанавливаться вплоть до сотни км пробега.
Читать еще:  Mitsubishi outlander сколько масло в двигатель

Зная все плюсы и минусы вариатора перед стандартной АКПП, вам теперь проще будет сделать для себя выбор авто. Готовы ли вы сесть за руль автомобиля с новейшими современными агрегатами, как вариатор, или пока будете управлять классическим автоматом? В любом случае, у вариатора большое будущее с его неоспоримыми преимуществами, а недостатки постепенно нивелируются с каждым новым поколением.

Как научиться ездить на вариаторе?

Несколько лет назад немногие имели представление о том, что такое вариатор и как ездить на вариаторе. Отличие вариаторной коробки от механической, и, тем более, от автоматической, тоже оставалось неизвестным. В настоящее время многие производители создали авто с вариаторной КПП.

Устройство вариатора

Вариатором называется устройство, которое передает крутящий момент и имеет способность к плавной смене передаточного отношения в некотором диапазоне регулирования. Вследствие этого имеющаяся мощность двигателя используется наиболее эффективно. Подобные конструкции довольно часто встречаются в разной технике. Особенности данной коробки передач заключаются в том, что для водителя нет необходимости в переключении передач, как в случае с МКПП. Рывки при автоматическом переключении скоростей тоже минимизированы. Работа автоматики уменьшает время разгона и позволяет использовать наиболее оптимальный режим для работы мотора.

Управление вариатором

Общие правила о том, как пользоваться вариатором, довольно просты. Необходимо изменить положение селектора, который заменил рычаг всем известной механической коробки, и нажать на педаль акселератора. Управление вариатором немного похожим на управление автоматом. Дополнительные манипуляции селектору не нужны до тех пор, пока не будет выбран ручной режим управления. Чтобы водитель мог смело сказать: «Я правильно езжу на вариаторе», достаточно следовать нескольким простым правилам, изложенным ниже.

Обозначения селектора

Чтобы знать, как правильно ездить на вариаторе, необходимо быть достаточно осведомленным в обозначениях, используемых на селекторе. Буквы, которые стоят на коробке вместо цифр, используемых на механике, обозначают следующее:

  1. «P» — режим парковки. Применение этого режима необходимо при помещении авто на стоянку. Используя этот режим, вы минимизируете возможность движения автомобиля без вашего ведома.
  2. «D» — движение авто. Эта буква показывает на движение машины вперед. Передаточное число изменется автомобилем самостоятельно, а электронные системы позволяют обеспечивать большую результативность работы.
  3. «R» – задний ход. Устройство вариатора не предусматривает движение задним ходом из-за отсутствия реверсного движения ведомого вала, который передает вращение на ведущие колеса. Эта возможность движения была добавлена дополнительно.
  4. «N» — аналог «нейтралки». Данное положение отключает силовую установку от коробки. Не желательно использование нейтрального положения во время каждой остановки. Особенностью пользования данным режимом вариатора является блокировка вала КПП во время парковки, а не колес. Из-за этого при остановке авто педалью тормоза необходимо перевести селектор в положение N, активировать ручник, отпустить тормоз и снова на него нажать. После этого можно перевести селектор в положение парковки.

Следующие режимы являются дополнительными и могут присутствовать только на некоторых моделях автомобилей.

  1. «L» — повышение оборотов и эффект торможения двигателем. Езда с использованием данного режима управления обеспечивает тягу на ведущих колесах. Режим предназначен для сложных условий использования автомобиля.
  2. «S» — спортивный. Используется при необходимости экстремального способа вождения.
  3. «E» — экономичный. Данный режим обеспечивает небольшое потребление топлива благодаря максимальному взаимодействию мотора с КПП.

Буксировка

Буксировка авто с вариатором довольно небезопасна, так как это может обернуться неисправностью двигателя, не предназначенного для этого. Единственный вариант буксирования автомобиля – включить мотор и, желательно, быть уверенным в своих знаниях об эксплуатации авто. Есть смысл буксировки на жесткой или гибкой сцепке и обязательно при нейтральном положении селектора. При отсутствии этих условий возможен способ частичной погрузки, но только в том случае, если будут произведено вывешивание ведущих колес. Не взирая на это, возможен вариант поломки, поэтому для начала настоятельно рекомендуется узнать, как правильно пользоваться вариатором.

Контроль датчиков

Необходимо всегда быть уверенным в исправности всех датчиков, ведь в условиях длительной езды нужно быть уверенным в безопасности поездок. Если какой-либо из датчиков перестает функционировать, это может повлечь за собой неполадки в работе целого узла. При повреждении датчика контроля скорости блок управления делает следующее: сначала переводит ремень трансмиссии в среднее аварийное положение, после чего двигатель начинает экстренное торможение. Вследствие этого возможно деформирование ремня.

Эксплуатация вариатора с пробегом подразумевает замену датчиков скорости, уровня и давления масла.

Особенности вариаторной коробки

Вариатор реагирует на повышение оборотов мотора. Коробка реагирует на повышение оборотов нажатием на акселератор. Совершая обгон, необходимо помнить, что вариаторной коробки предусматривают постепенное добавление оборотов коленчатого вала, поэтому совершать маневр стоит только после добавления оборотов. При повторном вхождении в поворот рекомендуется нажимать на педаль в момент начала поворота руля, чтобы избежать непредвиденное поведение машины. Научитесь правильно эксплуатировать авто с вариатором, и у вас не возникнет проблем с данной коробкой передач.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector