Что такое экстренное торможение двигателем
Экстренное торможение в вопросах и ответах
Вроде бы ничего хитрого выдумывать не надо. Нажал на тормоз – машина остановилась. А если у Вас есть ABS и ещё ESP, то вообще все просто. Но сводки новостей не умолкают о каждодневных авариях «паровозиком» на светофорах, постоянных авто – кюветах и вылетах на встречку? Все это связано с неправильной техникой торможения. Чтобы научиться быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на дороге, нужно уметь быстро определять дистанцию и силу торможения.
Существует такая наука, которая занимается обучением автомобилистов при экстренном и простом торможении в городских условиях или за городом. В начале поговорим о том, что же все-таки такое замедление и торможение.
Правильное замедление
Начну с конкретных жизненных рекомендаций. Можно помочь своей машине на механической коробке передач притормаживать перед светофором, если ехать с включенным сцеплением. Этот эффект называется «торможение двигателем». Правда, малообъемные или турбированные современные двигатели плохо замедляются таким методом, чем старые, но все же.
Справедливости ради стоит отметить, что понижение передачи перед светофором, никакого результата не даст. Вы только дополнительно нагрузите синхронизаторы, а эффекта мало. Такую технику применяют за городом при затяжных спусках.
Есть дополнительный, так называемый, «бонус»: при рациональном замедлении двигателем немного экономится топливо, истирание тормозных колодок и дисков меньше. За целый день тормозить приходится не один десяток раз, поэтому экономия существенная.
АКПП, к сожалению, не позволяет регулировать подключение сцепления. Гидромеханическое устройство просто не даст разомкнуть передачи, а роботизированное КПП наоборот стремится к постоянному отключению сцепления, когда это позволяет движение.
Идеальное торможение выглядит так.
Основная скорость гасится заблаговременно, так чтобы до места остановки машина могла просто докатиться. Большинство водителей тормозят с «клевком» машины, но профессионалы советуют наработать методику, когда автомобиль останавливается без малейшего намека на «клевок». Точное владение педалью тормоза – полезная находка для того, чтобы прочувствовать свой автомобиль!
Необходимость правильного замедления кроется еще в паре вещей. Во-первых, Вы намного повышаете комфорт своих пассажиров. Постоянные подергивания при остановках порой не замечаются самим водителем, а вот на пассажирах изрядно сказываются и ведут к укачиванию. Во-вторых, дорожная обстановка часто меняется и Вы оставляете себе границы для маневра в случае необходимости.
Представьте себе такую ситуацию. Сухая дорога, но в зоне остановки намечается лужа. Вам нужно затормозить, но там, где планировалось, не получилось. В таком случае можно нарваться на ДТП.
В целом, неплохо иметь время для раздумий над сложившейся дорожной ситуацией. Ведь на месте лужи, может оказаться человек, животное или другой автомобиль. Это только спереди! А сколько скоростных автомобилей сзади! Перестраховывайте себя и любая ситуация на дороге станет более контролируемой. Вам же, наверняка, не хочется узнать сколько стоит задний бампер, багажник и пара фонарей Вашей машины…
Что такое тормозной путь и как правильно сохранять дистанцию
Простая логика: расстояние до объекта должно быть такое, чтобы машина успела полностью остановиться, если вдруг возникнет такая необходимость. Для этого нужно понимать, за сколько метров Вы должны начать тормозить, чтобы не возникла чрезвычайная ситуация. Проведите такие манипуляции – затормозите как можно резче, так чтобы сработала система ABS (при ее наличии).
Нельзя ограничиваться только сухим асфальтом. Попробуйте затормозить в дождь, снег, гололед. Тогда Вы наработаете реальный опыт вождения при экстренном торможении. Вам еще не стало интересно, сколько проедет Ваш автомобиль с тормозом «в пол»? Эксперимент может быть очень занимательным.
Теория тормозного пути, как и положено, прописана в нашем законодательстве. В соответствии с ним, на скорости 80 км/ч расстояние до полной остановки автомобиля не должно превышать 36 м. При том, что согласно физическим законам, если мы увеличиваем скорость в два раза, то тормозить придется уже в четыре раза дольше. А многие из нас любят погонять!
Любому автомобилю положено проходить обязательную сертификационную процедуру, в процессе которой проверяются основные характеристики всех систем, в том числе и тормозных. В исправном состоянии тормозной путь возможно и не будет превышать нормативной величины, но как много Вам дают эти знания? На практике проще всего применять метод измерения длины секундами. Вряд ли кто-то на глаз сможет точно посчитать расстояние в метрах, а вот сказать время реально.
Вначале еще немного теоретических выкладок. Время торможения в сумме представляет собой несколько величин. Это и реакция водителя, и срабатывание тормозов, и достижение максимального усилия при остановке. Ведь тормозной привод начинает работать с наибольшей отдачей не сразу.
1,5 секунды отведем на реакцию автомобилиста, схватывание тормозов начинается с 0,5 секунды. Прибавим еще 1 секунду – «про запас». В сумме получается 3. Примерно такое расстояние, чтобы считать его безопасным, должно быть до ближайшего с Вами объекта.
На практике имеется очень интересный метод измерения дистанции с помощью времени.
Для этого выберите простой ориентир: дорожную разметку, вывеску, светофор. С момента, когда впереди идущая машина пересечет этот объект задним бампером, начинайте считать. Причем не 1-2-3, а 221-222-223. Так Вы примерно приблизитесь к правильному секундному расчету. «123» пробежит уж больно быстро. Через три секунды Вы должны проехать свой ориентир, тогда можно сказать, что дистанция между Вами и впереди идущей машиной безопасная. Через какое-то время трехсекундная дистанция будет Вами держаться уже механически.
Вы можете не согласится и сказать, что это слишком большая дистанция для опытного водителя (а у нас тут каждый второй). Можно, конечно, остановится и на двухсекундном расстоянии. Кто же любит, когда перед «носом» его автомобиля перестраиваются, потому что там много места? Но вероятность того, что у Вашей машины окажутся тормоза слабее, чем у товарища впереди, достаточно велика. Риск – дело добровольное. Напомню только, что не груженая фура остановится гораздо быстрее Вас в любой ситуации.
«Личное пространство» существует и в отношении автомобилей. Не прижимайтесь слишком близко к остановившимся транспортным средствам, чтобы при необходимости их можно было объехать или они случайно на Вас не откатились. Есть такое понятие — «оставлять колеса на капоте». Проще говоря, Вы видите задние колеса автомобиля впереди.
Как тормозить в повороте
На эту тему споры ведутся до сих пор. Так и не понятно, что все-таки делать в повороте – тормозить или нет.
Много факторов отвечает за правильное прохождение автомобиля в повороте. Это скорость движения, конструктив подвески. «Многорычажка» управляется свободнее, чем подвеска с упругой балкой. Так же помогают не вылететь с заданной траектории хорошо подогнанные шины и степень их износа. Немаловажный фактор – качество самого дорожного покрытия и (даже!) его температурные показатели.
Все знают прописную истину про понижение скорости во время поворота. Такое действие может привести к непредвиденным последствиям, вплоть до заноса и выброса машины с дороги. Все же против физики не пойдешь. Тем не менее жизнь преподносит свои варианты, заставляя нас рисковать.
Рассмотрим на примере. Вы превысили скоростную границу при проходе поворота, тогда Вам ничего не остается, как тормозить, иначе центробежная сила выбросит автомобиль с дороги. Вопрос сейчас состоит в том, как тормозить?
Обычные методы торможения в данном примере не смогут обеспечивать Вам безопасность прохода дуги поворота. Надо не забывать, что в это время колеса машины неодинаково нагружены, и при нажатии на тормоз внутренние колеса могут легко заблокироваться.
Если у Вас заблокировались передние колеса, машина тут же теряет управляемость и переходит в режим сноса переда в сторону выпрямления. Таким образом Ваша траектория будет проходить либо по встречной полосе, либо на обочине. Все зависит от направленности поворота.
Если у Вас попала под блокировку задняя ось, автомобиль начинает заносить и вращать. Если же Вы ухитрились заблокировать всё враз, произойдет опять плохо контролируемый занос и машина будет двигаться по прямой навстречу своей судьбе.
Надеюсь с этим понятно. Что не сделаешь – получаешь занос. Тогда как правильно тормозить в дуге поворота? Важно предотвратить блокировку колес машины, так что методы интенсивного торможения сразу исключаются. В повороте можно только умеренно притормаживать. Навык владения тормозной педалью здесь будет как раз кстати (о чем уже говорилось в первых абзацах статьи).
Выводы
Оснащение современных автомобилей различными электронными помощниками, такие как ABS, ESP, позволяет регулировать тормозные усилия на определенном колесе, что в разы облегчает вождение. Но не заменяет водителя целиком. Для уменьшения рисков аварии при больших скоростях нужно не только правильно тормозить, но и не забывать рулить! Чем аккуратнее, тем лучше.
Как правильно тормозить двигателем и для чего это нужно
Торможение мотором — приём вождения, который применяют водители для снижения скорости транспортного средства без активации тормозной системы. Задействуют его в различных дорожных ситуациях: чтобы сэкономить топливо, сохранить управляемость либо при возникновении поломок. Тормозить двигателем следует аккуратно, соблюдая определённую последовательность действий. Неправильное выполнение манёвра приводит к поломкам трансмиссии или силового агрегата.
Что значит тормозить двигателем?
Приём управления автомобилем, когда замедление осуществляют мотором, называется торможение двигателем. Суть метода заключается в отпускании педали газа при включённой скорости. Одновременно с этим прекращается подача топлива в цилиндры и закрывается дроссельная заслонка (в бензиновых ДВС). С этого момента двигатель перестаёт генерировать избыточный крутящий момент и начинает создавать сопротивление движению.
Механизм замедления вращения коленвала объясняется физическими процессами, происходящими в моторе. Когда в цилиндры перестаёт поступать необходимое количество топлива для поддержания заданного числа оборотов, происходит уравнивание усилий, приводящих кривошипно-шатунную группу в движение, и сил трения. Последние возникают не только в моторе, но и в трансмиссии, а также в местах контакта покрышек с дорожным полотном. Силы трения способствуют замедлению автомобиля.
Компрессия двигателя — второй и более существенный фактор, обеспечивающий замедление вращения коленвала. В момент прекращения подачи топлива сжатие поступающего в цилиндры воздуха создаёт дополнительное сопротивление движению поршней. В нормальном режиме этот эффект нивелируется избыточной мощностью, развиваемой при сжигании топливной смеси, тогда как при торможении на холостом ходу компрессия препятствует вращению коленвала.
Последствия торможения двигателем
Замедление автомобиля без использования тормозной системы имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В числе первых механики называют:
- Уменьшение износа колодок и дисков: при замедлении они не задействованы.
- Увеличение устойчивости автомобиля на обледенелой дороге и крутых поворотах.
- Снижение потребления горючего (актуально для ДВС с электронным управлением). На время торможения электроника полностью прекращает подачу горючего, в отличие от езды накатом, когда мотор работает на холостых оборотах.
Негативные последствия возникают, как правило, из-за неправильного выполнения манёвра. Когда водитель включает передачу, не соответствующую текущей скорости автомобиля, многократно увеличиваются нагрузки на трансмиссию и двигатель. В коробке передач происходит интенсивный износ зубчатых колёс, а в моторе возможно западание поршневых колец, нарушение работы газораспределительного механизма.
Во время торможения двигателем увеличивается разрежение во впускном коллекторе, что приводит к разгерметизации системы питания и попаданию в неё масла. Оно сгорает вместе с топливом, образуя нагар на свечах и других узлах ДВС.
Зачем применяется торможение?
Опытные водители знают о том, что торможение двигателем — полезный приём, способный значительно упростить ситуацию на дороге. Однако не все автолюбители понимают, для чего и при каких условиях этот навык может пригодиться. Эксплуатируя машину в условиях города в качестве семейного автомобиля, этим приёмом пользуются редко. Однако в ряде ситуаций без него обойтись просто невозможно.
Часто двигатель в качестве тормоза используют на горных дорогах. Связано это с опасностью длительного задействования основной тормозной системы. На продолжительных спусках происходит чрезмерный нагрев колодок в результате их трения о диски или барабаны. Выработанное тепло постепенно нагревает тормозную жидкость, доводя её до кипения и перехода её части в парообразное состояние. Это означает, что происходит снижение эффективности тормозов вплоть до их полного отказа. Чтобы сохранить работоспособность системы, затяжные спуски преодолевают с включённой пониженной ступенью, замедляя транспортное средство.
Вторая распространённая причина, почему мотор используют при торможении, — сохранение управляемости шасси на скользком покрытии. Этот приём актуален для ТС, не оснащённых ABS. В этом случае при активации тормозов происходит остановка вращения колеса на скользкой поверхности, что приводит к появлению сил, стремящихся развернуть колёсное шасси. Задействование ДВС для остановки исключает возможность блокировки, сохраняя тем самым устойчивое положение транспортного средства на дороге.
Менее распространённая, но очевидная причина — отказ основной системы торможения. Находясь в пути далеко от дома или станций техобслуживания, машина не застрахована от возникновения поломок. Хотя в тормозной системе реализован принцип двухконтурного действия (при полном отказе одного из них тормоза частично сохранят работоспособность), возможна ситуация, когда неисправность компонентов не позволит остановиться. В этом случае использование трансмиссии и силового агрегата — единственный способ замедлить авто. Когда скорость снижена до минимума, для полной остановки на перекрёстках, светофорах или парковке задействуют ручной тормоз.
Передвижение транспортного средства с неработающими тормозами категорически запрещено Правилами дорожного движения. Если машина не реагирует на нажатие педали, во избежание возникновения аварийной ситуации следует транспортировать авто эвакуатором на СТО либо выполнить ремонт на месте.
Как правильно тормозить двигателем?
Инструкторы по безопасному вождению заявляют, что, используя замедление с помощью ДВС, можно повысить устойчивость и управляемость авто. Кроме того, одновременно с этим снижается износ колодок, дисков, улучшается экономичность в целом. Однако прием периодически подвергается критике из-за неоднозначности его применения, влияния на силовой агрегат и возможной потере управления при неправильном выполнении.
При замедлении силовым агрегатом водитель отпускает педаль акселератора, мотор не толкает машину, а напротив, останавливает её. Такой приём особенно эффективен на первой или второй скорости. Однако использовать его нужно осторожно и умело. Часто неправильные действия приводят к аварийным ситуациям, особенно при заезде авто на скользкий участок дороги. В этом случае приводные колёса, если резко бросить газ, будут проскальзывать, а шасси может сорваться в занос.
Как правильно тормозить мотором на МКПП
Сложностей в правильном торможении мотором на механической коробке передач нет, но есть определённые особенности. Прежде всего это возникновение критических нагрузок, воздействующих на трансмиссию и ДВС. Чтобы этого не произошло, соблюдают противоположный порядок переключения передач — с пятой на четвёртую и так далее. Одновременно с этим выполняют «перегазовку» — слегка надавливают на педаль акселератора при выжатом сцеплении. Приём позволяет снизить ударное воздействие на трансмиссию и ДВС за счет синхронизации оборотов коленвала и первичного вала коробки скоростей.
Переключаться с высоких скоростей сразу на первую или вторую допускается только в экстренных ситуациях, когда необходимо быстро остановить авто, пренебрегая возможными последствиями для двигателя или трансмиссии. Последовательность действий при замедлении:
- Отпускают педаль акселератора. Доводят обороты коленвала до холостых (примерно 1000 об/мин), контролируя параметр по тахометру.
- Выжимают сцепление, слегка надавливают на педаль газа для перегазовки и включают следующую, более низкую передачу.
- Аккуратно отпускают сцепление, не допуская рывка.
- Повторяют действия, понижая ступени МКПП до первой.
- Когда скорость автомобиля снизится до минимальной, задействуют стояночный тормоз для полной остановки.
Коэффициент сжатия у ДВС, работающих на дизеле, гораздо выше, чем у бензиновых. Они позволяют понизить скорость движения гораздо быстрее.
Торможение мотором с АКПП
Внедрение коробок-автоматов в современных авто вынуждает вносить поправки в процесс замедления. Конструкция АКПП сложна и по этой причине уступает в долговечности механике. В ней есть планетарные передачи, маслонасос, фрикционные системы переключения ступеней, а передача крутящего момента от мотора реализована через гидротрансформатор. Но остановить машину автоматическая коробка тоже сможет, хоть и не так эффективно, как механическая.
При разгоне гидротрансформатор блокируется, передавая крутящий момент напрямую. При замедлении — наоборот, обеспечивается свободное вращение его составляющих, предохраняя тем самым чувствительную «начинку» АКПП от разрушений. В силу этой особенности остановка происходит заметно медленнее, чем у машин с МКПП.
Кроме того, не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения передач. В коробках, где это предусмотрено, передаточные числа 1 и 2 ступени больше, чем в механике. Их ручное включение не приведёт к такому же замедлению, как в МКПП, а электроника не даст их активировать при избыточной скорости шасси. Замедление с АКПП похоже на езду с полувыжатым сцеплением: передача включена, ДВС раскручен, а машина останавливается недостаточно быстро. Водителю в любом случае приходится задействовать тормоза.
Торможение двигателем с вариатором
В трансмиссиях, где передача вращающего момента реализована бесступенчато с помощью вариатора, заводскими настройками предусмотрен режим торможения. Это базовая функция, которая активируется после отпускания педали акселератора. Однако в некоторых моделях реализована возможность ручного отключения опции. Для применения такого способа управления рычаг вариатора переводится в соответствующее положение. Если такая функция недоступна, а водитель хочет отключить торможение (для экономии топлива и улучшения динамических показателей), он может деактивировать режим через прошивку электронного блока управления.
Плюсы и минусы торможения двигателем
Автомобилисты должны обладать навыками выполнения этого приёма. В критической ситуации он может сохранить управляемость и обеспечить безопасность на дороге. Из плюсов приёма автоинструкторы выделяют:
- Дублирование основных тормозов. В случае их отказа у водителя есть дополнительная возможность остановить шасси и избежать столкновения с преградами либо другими транспортными средствами.
- Экономичность. При задействовании инерции ДВС для замедления снижается нагрузка на колодки и диски, что увеличивает срок службы расходных материалов. Потребление горючего также уменьшается.
- Обеспечение устойчивости шасси на скользком покрытии. Невозможность блокировки колёс (при правильном выполнении манёвра) снижает вероятность заноса и потери управления.
- Преодоление косогоров. Замедление двигателем — единственный верный способ движения на затяжных горных спусках, когда существует риск отказа основной тормозной системы.
Положительные стороны манёвра с помощью ДВС проявляются только при его правильном выполнении.
Наравне с плюсами, есть у приёма и недостатки. Из них инструкторы выделяют:
- Отсутствие предупреждения водителей, движущихся сзади. При использовании инерции ДВС стоп-сигналы не загораются, что приводит в замешательство других водителей. Оповещать их о начале совершения манёвра приходится дополнительным нажатием на педаль тормоза, на что может не хватить времени в сложной обстановке.
- Увеличение воздействия на узлы ДВС и трансмиссию. Частое злоупотребление приёмом либо его неправильное выполнение существенно сокращает межремонтный ресурс деталей, участвующих в процессе.
- Отсутствие «помощи» бортового компьютера. Приём подразумевает отказ от активации основных тормозов, в результате чего антиблокировочная система не задействуется при совершении манёвра.
- Увеличение расхода масла. Повышенное разрежение во впускном тракте способствует проникновению в него смазки через участки с нарушенной герметичностью.
Водителем, не умеющим снизить скорость, применяя торможение двигателем, следует пользоваться приёмом только в крайнем случае, при возникновении критической ситуации. В щадящем исполнении его можно применять на трассе, при приближении к перекрёстку. Уверенное обладание этим навыком позволит сэкономить на расходниках и горючем.
Торможение двигателем
Что же такое торможение двигателем и почему, а самое главное как оно происходит?
Если вспомнить устройство автомобиля то можно понять по каким причинам происходит торможение двигателем.
Во-первых торможение двигателем происходит в момент когда автомобиль двигается на скорости с включенной передачей и при этом водитель отпускает педаль газа и не выжимает сцепление.
- Что же такое торможение двигателем и почему, а самое главное как оно происходит?
- Торможение двигателем и его виды
- Первый способ торможения двигателем
- Второй способ торможения двигателем
Что же такое торможение двигателем и почему, а самое главное как оно происходит?
Если вспомнить устройство автомобиля то можно понять по каким причинам происходит торможение двигателем.
Во-первых торможение двигателем происходит в момент когда автомобиль двигается на скорости с включенной передачей и при этом водитель отпускает педаль газа и не выжимает сцепление.
То есть двигателю необходимо топливо для движения и при его дефиците (отсутствии) он начинает потреблять крутящий момент передающийся от колес к ведомому диску сцепления, а он в свою очередь соединен с коробкой передач которая имеет разный набор по диаметру шестерней.
Торможение двигателем и его виды
В принципе существует два основных способа торможения двигателем:
1) Торможение «компрессией»
2) Торможение «разгоном двигателя»
Первый способ торможения двигателем
Первый способ заключается в том, что:
Включается пониженная передача, акселератором выравниваются обороты двигателя и первичного вала, сцепление отпускается резко, однако ПССВКД (Провокация Срыва Сцепления Ведущих Колёс с Дорогой) не возникает.
Второй способ не требует «перегазовки»(кратковременное дросселирование ПЕРЕД включением пониженной передачи) и «подгазовки» (кратковременной дросселирование ПОСЛЕ включения пониженной передачи; применяется в случаях недостаточной «перегазовки» (когда речь идёт о торможении «компрессией»), а также в случаях, когда пониженная передача включается для увеличения отбора мощности от двигателя для последующего разгона или, к примеру, на подъёме.) и заключается в том, что: включается пониженная передача, отпускается акселератор, сцепление отпускается плавно и нежно, так, чтобы наблюдалась пробуксовка диска сцепления взамен пробуксовки ведущих колёс, полный контакт двигателя и первичного вала не допускается, равно как и выравнивание скоростей вращения, поскольку эффективность торможения прямо пропорциональна разности числа оборотов ведущего и ведомого дисков сцепления.
Второй способ торможения двигателем
Второй способ применяется на сухих покрытиях, для скользких покрытий предназначен первый.
Нужно овладевать техникой работы с КПП и сцеплением, которая является одним из ключевых звеньев водительского мастерства; без правильной работы с рычагом КПП и педалью сцепления «торможение двигателем» превращается в некий вид лотереи, причём, если на заднем приводе ПССВКД приводит «лишь» к заносу задней оси и оставляет возможность управления автомобилем, то на переднем приводе автомобиль просто рискует потерять управляемость с непредсказуемыми последствиями…
Техника владения переключением передач и сцеплением непроста и требует длительной тренировки. Водитель, владеющей этой техникой, переключает передачи на пониженные в любой последовательности за 0,3-0,4 секунды (включая «перегазовку» и «подгазовку»), даже если КПП не кулачковая, а стандартная, и ни на одной передаче нет синхронизаторов; даже очень внимательный наблюдатель не почувствует момента выключения и включения сцепления; об увеличении ресурса трансмиссии и тормозной системы я уж не говорю…
Для выполнения торможения двигателем отпускается педаль газа при включенном сцеплении на той передаче, которая была включена. Двигатель, не получая горючей смеси, но получая крутящий момент от трансмиссии, становится потребителем энергии, тормозя трансмиссию, а через нее и колеса.
При таком способе торможения передние колеса автомобиля загружаются дополнительным весом за счет инерции автомобиля на поворотах и спусках. При этом повышается устойчивость к заносу, так как колеса не блокируются тормозными колодками как при торможении с помощью рабочей тормозной системы, а происходит равномерное распределение тормозящего усилия между ведущими колесами автомобиля с помощью дифференциала.
Поэтому торможение двигателем рекомендуется как профилактическая мера против возможных заносов на поворотах, особенно на скользких дорогах или на дорогах с мокрым покрытием. Применяя торможение двигателем на спусках, особенно если речь идет о горном спуске, рекомендуется включение той передачи, на которой возможно въехать на такой уклон.
ВНИМАНИЕ: Нельзя переключаться сразу на первую передачу, потому что автомобиль может уйти в занос, его может развернуть на дороге, выбросить на полосу встречного движения. Снизив с помощью переключения передач скорость до возможного минимума, дотормаживать можно стояночным тормозом.
Что такое торможение двигателем и опасно ли оно для автомобиля?
Под понятием торможение двигателем подразумевают замедление транспортного средства без воздействия на педаль тормоза. Кто-то использует этот метод остановки машины для экономии топлива, кто-то так бережет ресурс тормозных колодок.
Однако, по мнению экспертов, такое торможение приходит на выручку во время заноса при езде по скользкой дороге или в горной местности, также оно способно спасти жизнь, если возникли проблемы с тормозами. Как бы там ни было, у данного явления есть как плюсы, так и минусы, о них мы сегодня и поговорим.
Что такое торможение двигателем
Распространенное выражение характеризует уменьшение скорости движения автомобильного транспорта посредством отпускания педали газа, когда передача включена. Такой способ торможения называют также принудительным холостым ходом.
Для лучшего понимания процесса покажем все на простом примере. Автомобиль, который движется, к примеру, на 3-й передаче, приближается к светофору. Его водитель, видя, что вот-вот загорится красный, убирает ногу с педали акселератора, из-за чего транспортное средство начинает двигаться по инерции, его скорость снижается. Как результат – перед светофором шоферу остается только слегка придавить педаль тормоза, чтобы машина остановилась. Выходит, что процесс торможения обусловлен постепенным снижением передачи и уменьшением количества оборотов двигателя.
Вот еще один пример, что называется, «на пальцах»: во время движения в городских условиях, где имеет место плотный поток машин, водитель включает первую передачу, авто трогается с места. После воздействия на педаль газа ТЗ разгоняется сильнее, затем шофер убирает ногу с акселератора – автомобиль тут же замедляется, но происходит это не благодаря тормозам, а именно за счет мотора. Имеет место торможение двигателем.
Многие ошибочно полагают, что замедление в данном случае обусловлено процессом трения. Исключение из данного правила составляют дизельные силовые установки, в которых дроссельная заслонка отсутствует. У бензиновых же моторов скорость снижается из-за перекрытия впрыска топлива. Водитель перестает давить на педаль газа, подача бензина в мотор прекращается, значит, он больше не передает свою энергию трансмиссии.
Снижение скорости происходит за счет сопротивления инерции, пытающейся увеличить вращение коленвала. Обороты падают, появляется эффект кардинально противоположный – через вращающиеся колеса, а также через КП энергия подается на мотор.
Коленвал работает вынуждено, в результате механических потерь падают обороты карданной передачи, увеличивается сопротивление внутри цилиндров, а скорость движения падает. Выходит, что торможение автомобиля происходит именно благодаря двигателю.
Электрическое устройство остановки двигателя (ELAB)
Рис. Схема электрического устройства остановки двигателя (ELAB)
Электрическое устройство остановки, использующее выключатель стартера внутри автомобиля, работающий от ключа, встречается все чаще и чаще благодаря удобству пользования для водителя.
На распределительном насосе соленоидный клапан для прерывания поступления топлива устанавливается в верхней части головки распределителя (3). Когда двигатель работает, на соленоид подается напряжение и клапан удерживает канал в камеру высокого давления ТНВД (5) в открытом состоянии (якорь с уплотняющим конусом втянут). Когда выключатель «зажигания» поворачивается в положение OFF (выкл.), то ток к обмотке соленоида также прерывается, магнитное поле уменьшается, а пружина прижимает якорь и уплотняющий конус обратно к гнезду клапана. При этом закрывается входной канал (1) к камере высокого давления, плунжер распределительного насоса (2) прекращает подачу топлива и двигатель останавливается. С точки зрения схематики имеются различные возможности для осуществления электрической остановки двигателя (втягивающий или выступающий соленоид (4)).
Случаи, в которых необходимо торможение двигателем
По мнению опытных автомобилистов, существует всего три веских причины торможения двигателем:
- Скользкая дорога. На таком дорожном покрытии высок риск заноса авто даже с работающей системой ABS. Сохранить устойчивость машины и ее управляемость позволит именно экстренное торможение мотором.
- Затяжные спуски. В этой связи отметим, что чем передача ниже, тем более эффективным будет торможение. Оно не несет никакого вреда силовой установке, а также исключает риск перегрева тормозов. Дело в том, что если воздействовать на педаль тормоза слишком долго, колодки могут раскалиться до предела, что чревато весьма неприятными последствиями, такими как уменьшение эффективности торможения и даже выход из строя всей тормозной системы.
- Отказ тормозов. Это уже ЧП, при котором необходимо постепенно, шаг за шагом переключать передачи с самой высокой вплоть до 1-й. Чтобы остановить машину полностью, необходимо либо затянуть ручник, либо попросту выключить мотор, повернув ключ зажигания в обратную сторону.
Когда следует использовать такой способ торможения
Правильная оценка ситуации позволит водителю определить, можно ли замедляться в конкретном случае либо нет. В определённых условиях выполнение торможения двигателем не только неактуально, но и опасно. Среди автомобилистов нередко разгораются споры по поводу того, можно ли тормозить двигателем на механике, вредно ли это для агрегата и коробки и оправдано ли применение метода на самом деле. Бытует мнение, что торможение за счёт снижения скорости вредит мотору, способствуя износу поршневых колец, а также негативно влияет на синхронизаторы КПП и другие элементы, увеличивает уровень потребления масла.
В действительности правильное применение навыков торможения никого вреда машине не нанесёт. К тому же, избежать нагрузок позволит грамотное исполнение техники. Также нецелесообразно тормозить двигателем регулярно, нужно смотреть по ситуации и не практиковать метод без необходимости. Применение метода актуально при определённых обстоятельствах:
- При частичном или полном отказе тормозной системы;
- На мокром и скользком дорожном полотне с целью лучшего сцепления с дорогой;
- На продолжительных спусках;
- На горной местности, серпантинах.
Когда дорога скользкая, работать со сцеплением необходимо очень аккуратно, потому как если его внезапно отпустить, за этим может последовать блокировка ведущих колёс. Рекомендуется на секунду задерживать педаль сцепления на моменте подхвата. Немаловажным моментом является дистанция тормозного пути — её, а также стремительность падения скорости важно учитывать при выполнении приёма.
Как правильно тормозить двигателем на механике
Выполнить торможение двигателем автомобиля, оснащенного механической коробкой передач, совсем несложно, необходимо только действовать согласно определенному алгоритму. Существует два варианта торможения – обычный и так называемая прогазовка. В первом случае действовать надо следующим образом:
- убрать ногу с педали акселератора;
- выжать сцепление;
- включить 3-ю передачу;
- постепенно, по мере замедления автомобиля, снизить передачи вначале до 2-й, затем – до первой.
Если перед началом торможения двигателем машина едет на более высокой передаче, снижать скорость следует именно через третью. Если резко перейти на низкую передачу, высок риск блокировки колес и потери управляемости, автомобиль может попросту закрутить. К тому же нагрузка на мотор и коробку передач окажется огромной, что чревато преждевременным их выходом из строя.
Второй способ, именуемый прогазовкой, характеризуется меньшим вредом для ключевых узлов и агрегатов транспортного средства. Смысл его состоит в том, что во время постепенного перехода на низкие передачи сначала выжимается сцепление, включается нейтральная передача, подается немного газа, и лишь после этого включается следующая по очередности низкая передача.
Механическое устройство остановки двигателя
Рис. Схема механического устройства остановки двигателя
На ТНВД механическое устройство остановки имеет форму рычага. Оно расположено в крышке регулятора и состоит из внешнего (1) и внутреннего (5) стопорного рычагов. Внешний рычаг приводится в действие водителем внутри кабины автомобиля (например, с помощью троса в оболочке). Когда трос вытянут, оба рычага поворачиваются вокруг их общей точки поворота (М), причем внутренний стопорный рычаг нажимает на пусковой рычаг (2) рычажного механизма регулятора. Он поворачивается вокруг своей точки поворота М (точка поворота для 2 и 6) и передвигает втулку управления (3) в направлении остановки. Поперечный канал (7) плунжера распределителя (4) остается открытым и плунжер не подает топливо. (6 — натяжной рычаг).
Правильная работа газом и сцеплением
Для лучшей наглядности опишем последовательность работы газом и сцеплением, а также объясним, как следует выбирать передачу при торможении двигателем. Итак, машина едет со скоростью около 75-ти км в час на 4-й передаче.
Для постепенного торможения необходимо выжать сцепление, включить 3-ю передачу и дождаться постепенного замедления ТС. Далее снова надо выжать сцепление, перейти на 2-ю передачу – снижение скорости станет более заметным.
Следующий шаг – очередное нажатие на педаль сцепления, включение первой передачи и дальнейшее снижение скорости вплоть до полной остановки автомобиля. Важно помнить, что чем ниже передача, тем интенсивнее торможение.
Три причины забыть про колодки
«Торможение двигателем полезно по трем причинам, продолжает Субботин. — Во-первых, езда на передаче при плавном замедлении помогает экономить топливо, нежели чем его жечь в бесполезных циклах „разгон-торможение“.
Во-вторых, лучше работает вакуумный усилитель. Тормоза при необходимости будут схватывать лучше. Ну и третья причина — это хорошая смазка мотора и трансмиссии».
При высоких оборотах масляный насос работает в полную силу и прогоняет масло через все скрытые каналы. Силовой агрегат прекрасно смазывается и происходит его дополнительное охлаждение. Снимаются локальные перегревы, вызванные дефицитом смазки, который всегда наблюдается при долгом движении на высшей передаче.
Поэтому полезно время от времени взбадривать мотор торможением перед светофором последовательным перебором передач вниз. А на первой передаче, когда машина замедлилась до скорости пешехода, ее можно зафиксировать штатными тормозами.
Как правильно тормозить двигателем на АКПП
С торможением двигателем в ТС с автоматической коробкой передач все куда проще.
Надо всего лишь убрать ногу с педали газа, остальное «автомат» сделает сам. Он выберет требуемую скорость торможения, снизит передачи с должным интервалом в нужной последовательности и остановит машину без участия в процессе водителя.
Последствия для узлов и деталей автомобиля
Критических последствий торможения двигателем для узлов транспортного средства не существует. Единственный негативный момент – когда скорость движения снизится до 20 км в час, машина попросту заглохнет. Однако есть и другое мнение, свидетельствующее о том, что обратные нагрузки негативно воздействуют на силовую установку.
Некоторые эксперты говорят об увеличении разряжения во впускном коллекторе, вследствие чего растет нагрузка на вентиляционную систему. Также при частом торможении мотором повышается риск утечки смазочных материалов, которые попадают в коллектор и цилиндры, приводят к образованию нагара на свечах и пр.
Плюсы и минусы
К плюсам торможения мотором относятся:
- Экономия бензина или ДТ
- Уменьшенный износ колодок и дисков
- Безопасность
- Улучшенный контроль над ТС в экстренных ситуациях
- Интенсивное охлаждение мотора
Минусов как таковых нет. Они появляются при неправильной технике замедления, которая приведет к износу ДВС и КПП.
Страхуем автомобиль: как оформить полис ОСАГО без “допов”, и стоит ли от них отказываться.
Время выветривания алкоголя из организма: расчеты далее в таблице.
Где и как получить права на снегоход: