0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое пожар двигателя

Что такое помпаж двигателя самолета

Если коротко, помпаж (pompage —фр.) двигателя — это нарушение правильного течения воздушного потока через турбину турбореактивного двигателя. По различным причинам поток меняет своё направление, встречные потоки создают в двигателе турбулентные завихрения, давление на входе становится равным или даже превышает давление на выходе. Проявляется он сильной вибрацией, хлопками, появлением дыма и падением тяги.

Специалисты различают три вида нарушения воздушного потока в турбореактивном двигателе:

  • Вращающийся срыв — выражается в образовании «срывных зон», вращающихся с меньшей угловой скоростью, относительно ротора. Приводит к снижению напора и сильной вибрации лопаток.
  • Внезапное уменьшение напора и расхода воздуха — приводит к «зависанию двигателя»: расход топлива больше, температура растёт, а тяга не увеличивается.
  • Собственно помпаж двигателя — продольные колебания потока во всём воздушном тракте двигателя.

Впервые этот термин стал применяться в 1946 году.

Возможные последствия

Вибрация, возникающая при помпаже, способна разрушить двигатель. Кроме того, при возникновении помпажа в двигателе стремительно поднимается температура, на сотни градусов в секунду, поэтому, если не принимаются срочные меры, может произойти возгорание двигателя.

Очень опасно возникновение помпажа на земле, во время разбега самолёта перед взлётом.

Бывают ситуации, когда скорость ещё недостаточна для отрыва, но уже слишком велика, чтобы самолёт успел остановиться в пределах полосы. Катастрофа в этом случае практически неизбежна.

Причины

Чтобы понять из-за чего возникает помпаж, нужно разобраться, как устроен турбореактивный двигатель. Ну, хотя бы в общих чертах.

Устройство турбореактивного двигателя

Двигатель подвешен под крылом самолёта или прикрепляется к фюзеляжу. Состоит он из трёх частей — компрессора, камеры сгорания и турбины.

Работает он приблизительно так:

  1. Компрессор через воздухозаборники всасывает воздух и под давлением подаёт его дальше, в камеру сгорания.
  2. В камеру сгорания через форсунки впрыскивается авиационный керосин, смешиваясь с воздухом в пропорции 1:14, и смесь эта здесь горит
  3. Продукты сгорания через турбину выбрасываются наружу, образуя реактивную струю, которая и двигает самолёт вперёд, как это и описал в своё время К.Э.Циолковский.

Из-за чего возникает помпаж

Причин возникновения помпажа может быть несколько:

  • работа двигателя с запредельной нагрузкой, например, при выполнении сложных элементов пилотажа;
  • ошибки экипажа;
  • разрушение лопаток турбины вследствие выработки ресурса;
  • попадание в двигатель постороннего предмета, птицы, например;
  • чрезмерно низкое давление воздуха при взлёте в очень жаркую погоду;
  • некоторые атмосферные вихри:
  • на военных самолётах причиной помпажа может быть попадание в воздухозаборник поровых газов от выстрелов или пуска ракет.

Например, при попадании в двигатель птицы, события развиваются следующим образом:

  1. попавшая птица на некоторое время парализует работу компрессора, и воздух перестаёт поступать в камеру сгорания;
  2. соотношение керосина и кислорода в рабочей смеси нарушается и горение прекращается;
  3. керосин продолжает поступать и накапливается в камере сгорания;
  4. возобновляется работа компрессора, и из-за повышенного содержания керосина в рабочей смеси в камере сгорания происходит взрыв, хотя и не настолько сильный, чтобы разрушить двигатель;
  5. поток раскалённых газов сильно раскручивает турбину, это влечёт за собой усиленный приток воздуха в камеру сгорания;
  6. соотношение керосина и кислорода рабочей смеси снова нарушается и горение прекращается опять;
  7. в камере сгорания накапливается керосин…

Если не принять меры, процесс принимает циклический характер, что выглядит как череда непрерывных взрывов, и может привести к повреждению жизненно важных узлов и магистралей.

Не всегда причины, вызывающие помпаж можно предвидеть, поэтому особую важность имеют меры по предотвращению этого опасного явления и борьбе с ним.

Предупреждение

Чтобы не допустить помпажа, в современных двигателях предусмотрено несколько, обычно три, независимых валов турбины. Поэтому при выходе одного вала из строя, остальные в состоянии обеспечить устойчивую работу двигателя. Компрессоры также имеют конструктивные особенности, позволяющие контролировать направление и давление создаваемого потока.

Антипомпажная автоматика без участия экипажа предотвращает возникновение помпажа, выявляя с помощью датчиков, установленных на всём протяжении воздушного тракта, помпажные явления и мгновенно реагируя изменением подачи топлива и настроек компрессора.

Устранение во время полёта

При возникновении помпажа летчик немедленно уменьшает тягу в двигателе или даже на время глушит его. При падении давления, создаваемого компрессором, помпаж пропадает сам собой, нормальная работа двигателя восстанавливается. Современные двигатели оснащены противопожарной автоматикой, которая при пожаре в двигателе прекращает подачу топлива и устраняет возгорание.

Самолёт снижается для набора скорости и производится «холодная продувка двигателя», во время которой он освобождается от паров топлива. Затем подача топлива возобновляется, либо самолёт продолжает полёт на оставшихся в строю двигателях.

Помпаж двигателя может представлять серьёзную угрозу во время полёта, но оснащение современных самолётов средствами контроля и диагностики работы двигателя и наличие дублирующих систем позволяют свести риск к минимуму и сделать полёты безопасными.

Читать еще:  Двигатель akl сколько клапанов

Как действовать во время возгорания в автомобиле

Возгорание автомобиля по праву считается одной из самых чрезвычайных ситуаций на дороге. Ведь из-за большого количества легко воспламеняемых материалов, входящих в конструкцию машины, пожар возникает и распространяется за считанные минуты. Последствиями этого могут быть значительные повреждения автомобиля или его полное уничтожение. Кроме того, огромной опасности подвергается жизнь водителя и пассажиров. Поэтому человек должен не только знать о возможных причинах возгорания, но и владеть навыками тушения при его возникновении.

Основные причины

Чтобы принимать эффективные меры при возможном воспламенении, необходимо знать, какие существуют причины возгорания автомобиля.

Одной из самых распространенных причин, несомненно, является утечка топлива. Это наглядно демонстрируют статистические данные крупных страховых компаний. Достаточно нескольких капель бензина, оказавшихся на раскаленных цилиндрах или элементах системы охлаждения, чтобы мгновенно появилось пламя.

Главным признаком утечки является устойчивый запах топлива в салоне автомобиля. При его обнаружении необходимо заглушить машину, открыть капот и исследовать мотор на наличие каких-либо загрязнений бензином, после чего удалить их.

Следующей причиной возгорания могут являться различные неисправности в электрической проводке.

При нарушении изоляции возникают пробои электрического тока, приводящие к нагреву провода в месте повреждения.

Если вовремя не исправить эту поломку, образуются оголенные участки, которые и становятся причиной короткого замыкания. Как правило, это предваряют всевозможные проблемы и сбои в электронике машины, а также случаи спонтанной разрядки аккумулятора. Поэтому необходимо своевременно устранять подобные неполадки и внимательно следить за электрической составляющей автомобиля.

Работа машины на пределе возможностей часто вызывает перегрев двигателя, что в свою очередь тоже может привести к возгоранию. Такое нередко можно увидеть на гоночных трассах.

Это происходит во время максимальных нагрузок на мотор, когда масло из-за повышения температуры теряет свойства и начинает просачиваться сквозь различные швы и соединения. Попав на раскаленные цилиндры, оно тут же воспламеняется. Для избежания подобной ситуации, не следует подвергать средство передвижения излишним нагрузкам.

Ошибки, допущенные при разработке машины, также могут стать причиной пожара. Случается, что производители допускают серьезные конструктивные недочеты, приводящие впоследствии к возгоранию. К примеру, дефект бензобака вызывающий вытекание топлива или неправильное расположение проводки, приводящие в итоге к короткому замыканию.

Поэтому нужно внимательно следить за новостями об отзывных кампаниях той или иной серии машин, в случае необходимости отправлять ее на доработку. Если же производитель откажется от таких мер, следует решать этот вопрос в судебном порядке.

Прочие причины

Последствия дорожно-транспортного происшествия нередко приводят к возгоранию автомобиля. В ходе аварии транспортное средство получает существенные повреждения, происходит вытекание топлива и выделение излишнего тепла в области двигателя.

За этим следует задымление, и появляются языки пламени. Если это произошло, нужно немедленно покинуть транспортное средство. При блокировке дверей, стекла стоит разбить и выбраться из салона. После чего отойти от места пожара на достаточное расстояние.

Бывает, что причиной воспламенения становится намеренный поджог, совершенный злоумышленниками. Во избежания подобного нужно оставлять автомобиль лишь на хорошо охраняемой парковке и использовать современные виды сигнализации.

К тому же, существует другое универсальное средство, а именно страхование своего имущества. В случае ущерба страховая компания обязуется возместить все убытки.

Зачастую беспечность водителя также приводит к возгоранию машины. Тряпки, бутылки, различные предметы и даже емкости с горючими жидкостями, забытые им под капотом, легко загораются под действием температуры двигателя и системы охлаждения. Поэтому нужно проявлять должную внимательность, не оставляя посторонних вещей.

Действия при воспламенении

В случае возникновения ситуации возгорания действовать необходимо быстро и четко, не поддаваясь панике и следуя определенному алгоритму:

  1. если возгорание произошло во время движения, нужно остановиться, прижавшись к обочине. Затем выключить двигатель и поставить автомобиль на ручной тормоз. Далее вывести всех пассажиров из салона и забрать документы. Но не задерживаться внутри машины более чем на полторы минуты. В ситуации, когда возгорание случилось в гараже или другом закрытом помещении, нужно попытаться вытолкнуть транспортное средство наружу;
  2. следующим шагом должно быть определение очага пожара. Он может находиться под капотом. Тогда открывать его стоит со всей осторожностью, ведь получив приток воздуха, пламя многократно усилится. Отчего возникает опасность получить сильные ожоги рук и лица. Если огонь охватил бензобак, следует незамедлительно удалиться на безопасное расстояние. Ведь в любую секунду может прогреметь взрыв;
  3. оценив степень возможной опасности, и вызвав сотрудников противопожарной службы, необходимо приступить к ликвидации возгорания при помощи первичных средств пожаротушения. К ним относится огнетушитель, песок, плотное покрывало. Огнетушитель направляют на очаг пламени, затем открывают клапан запорного устройства. От очага нужно находиться на расстояние струи, подходя с наветренной стороны. Надо стремиться отрезать огонь от основного источника. Также можно засыпать очаг песком или накрыть плотным покрывалом.
Читать еще:  Что такое падушки двигателя

Проводить эти меры стоит до тех пор, пока положение не стало критичным. Если возникла угроза здоровью или жизни, следует немедленно отойти от горящей машины на безопасное расстояние.

Профилактические меры

В первую очередь пожарная безопасность автомобиля зависит от бдительности и ответственности его владельца, от соблюдения им правил и норм эксплуатации. Кроме того, немаловажным является наличие огнетушителя для автомобиля.

К самым действенным огнетушителям относятся порошковые. Они заправляются специальным составом, который дает возможность тушить различные горючие вещества, а также электрическое оборудование, находящееся под напряжением.

Для легковых и грузовых машин подойдут модели объемом до 2 литров, автобусы комплектуются 2 огнетушителями объемом от 1 до 5 литров. Приобретать их нужно лишь в специализированных магазинах, проверяя перед этим сертификаты пожарной безопасности и паспорт, в котором должен быть прописан срок годности.

Размещать огнетушитель лучше в салоне, в непосредственной близости от автовладельца. Не рекомендуется оставлять его в багажнике, так как во время чрезвычайной ситуации доступ к нему может быть затруднен.

Огнетушитель, располагаемый вне кабины, надлежит защитить от влияния окружающей среды. Кронштейн, на котором он закреплен, должен препятствовать его выпадению в случае движения или аварии, но при этом давать возможность беспрепятственного извлечения огнетушителя.

Самый эффективный способ уберечь себя от пожара в автомобиле, это предотвратить возгорание. Среди распространенных причин, приводящих к таким последствиям, прежде можно назвать несоблюдение простейших правил пожарной безопасности.

Чтобы избежать подобного, нужно содержать электрооборудование машины в надлежащем состоянии, следить за исправностью топливной системы двигателя. Не оставлять посторонних вещей в моторном отсеке и перевозить легко воспламеняющиеся вещества лишь в полностью герметичных емкостях.

Необычные советские и российские пожарные машины

10 декабря 1926 года ленинградский завод «Промет» выпустил первую серию советских пожарных машин — АМО-Ф-15. К этой знаменательной дате Novate.ru подготовил обзор самых интересных и необычных пожарных машин, созданных на территории Советского Союза и России.

Первая советская пожарная машина АМО-Ф-15

Первый советский автонасос массового производства был построен на базе грузовика АМО-Ф-15. Именно с этой модели началась история отечественных пожарных машин. Автомобиль оснащался двигателем, мощностью 35 л.с.. Его бак вмещал около 350 литров воды, который он опустошал примерно за пол-минуты. Машины изготавливались вплоть до 1929 года. Из 308 построенных машин остались «в живых» только две.

Пожарный автомобиль ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА

В конце 1932 года была выпущена пожарная машина ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. Она оснащалась 50-сильным двигателем, позволяющим развивать скорость до 70 км/ч с полной нагрузкой. Автомобиль сразу полюбился пожарным за быстроту и плавность хода, а также гораздо более простые условия эксплуатации, по сравнению с АМО.

Пожарный автомобиль с электрическим прожектором

Первый пожарный автомобиль с электрическим прожектором для тушения в темное время суток появился в 1929 году. Машина на базе ЯЗ, а позже — на базе ЗИС-8 оснащалась генератором и несколькими прожекторами, которые пожарные использовали для нахождения очагов возгорания.

Послевоенные годы: пожарный ЗИЛ-157

После окончания Великой Отечественной войны, советские инженеры позаимствовали многие элементы конструкции у зарубежных машин. Модель ЗИЛ-157 отличалась крайне высокой проходимостью и удобством, благодаря двойной отапливаемой кабине для пожарного расчета. Существовало несколько модификаций машины для тушения пожаров разной сложности. Несколько моделей ПМЗ-27 и поныне находятся в полностью рабочем состоянии.

Аэродромный пожарный автомобиль на шасси МАЗ 7310

Аэродромный пожарный автомобиль АА-60

Основной аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310) был разработан в 1973 году. Машина на базе МАЗ-7310 оснащается цистерной на 11 тысяч литров воды и 800 литров порошка. Огромная база и, как следствие, грузоподъемность, позволяет оборудовать пожарный автомобиль всем необходимым оборудованием для аварийно-спасательных работ на аэродромах и местах крушения воздушных судов.

Концепт пожарного автомобиля на шасси ЗИЛ-130

Концепт пожарной автоцистерны вагонного типа

Пожарная автоцистерна вагонного типа была разработана в 80-е годы. Испытания подтвердили эффективность и надежность машины, однако дальше дело так и не продвинулось — средств на дальнейшую разработку и запуск машин в серию попросту не было.

Пожарная машина пенного тушения АТ-С

Пожарная машина на базе артиллерийского тягача (посередине)

Создание пожарной машины на базе артиллерийского тягача позволило достичь высокого уровня проходимости и грузоподъемности. Многие водители отмечали превосходное управление и высокую скорость на любой местности, однако жаловались на некоторые неудобства в техническом обслуживании.

Читать еще:  Двигатель ауди ack характеристики

Бронированный пожарный танк ГПМ-54

ГПМ-54 предназначен для тушения самых сложных пожаров в экстремальных условиях. Благодаря своей броне, машина способна защитить экипаж в самом центре очага, что дает ряд преимуществ перед обычными пожарными автомобилями. Такие машины зачастую используются для работы на горящих складах боеприпасов или в ветхих зданиях.

Уникальный пожарный комплекс «Гюрза»

Пожарный комплекс Гюрза почти не имеет аналогов в мире: помимо баков с водой и пеной, он оснащается емкостью с абразивным материалом, который, смешиваясь с водой, под высоким давлением способен буквально разрезать стены. Эта технология позволяет аккуратно разрушать здания и избавляться от обломков, чтобы быстро добраться до очага возгорания.

«Двуглавый» спасательный автомобиль ПСА-Ч-20

Пожарно-спасательный автомобиль Ч-20 не оборудован инструментами для тушения, однако позволяет быстро и эффективно извлекать людей из-под завалов. Его преимущество состоит в том, что ему не надо разворачиваться — достаточно передать управление на другую кабину. Особенно полезным этот автомобиль будет при работах в узких тоннелях.

Распространенные причины возгорания техники и способы их не допустить

Мероприятия по предотвращению пожара касаются каждого, однако есть человек, который сможет предотвратить пожароопасные ситуации на тяжелой спецтехнике лучше, чем кто-либо другой – это техник. Если и возникает в машинах возгорание, то причиной этому становится плохое техническое состояние либо пренебрежение своевременным обслуживанием. Также, никто не знает о технике больше и не несет столько же ответственности за неё, чем обслуживающий механик.

Для того чтобы лучше понять причины возникновения возгорания, было опрошено большое количество различных механиков. По их ответам были сделаны выводы, которые и приведены ниже.

Возгорание

Для того чтобы начался любой пожар, необходимо два фактора: источник возгорания и горючий материал. Источником может послужить любая искра либо большая температура, однако в современной тяжелой технике может быть множество источников:

  1. Турбонагнетатель — является постоянным источником высоких температур. Как рассказывает Дэниель Олсон, лицензированный инженер и сертифицированный пожарный инспектор, на экскаваторах главный гидравлический клапан расположен в баке сразу за двигателем. Большинство производителей ставят хорошую огнеупорную перегородку, однако при достаточно высоком давлении может образоваться пар гидравлической жидкости, который вместе с воздухом создаст отличную горючую смесь. В зависимости от концентрации, может произойти что-то действительно плохое. Турбонагнетатель же будет иметь достаточную температуру, чтобы зажечь любой тип горючего, в том числе мусор и загрязнения. Самое главное, что должны делать механики, это сохранять двигатель в постоянной чистоте.
  2. Раскаленные детали. Существуют и другие источники больших температур, которые должны беспокоить механиков и водителей. В тяжелой спецтехнике раскаленные выхлопная система, заклинившие тормоза или подшипники могут создать достаточно тепла, чтобы поджечь различные источники топлива.
  3. Изношенная проводка. Пожалуй, этот источник чаще всех остальных становится причиной пожаров. Инспекторы часто видят повреждённую проводку на тяжелой спецтехнике.

Топливо

Причины возгорания, связанные с топливом могут быть следующие:

  • Дизельное топливо. Температура воспламенения для данного топлива должна быть выше 55 градусов Цельсия. Это значит, что источник возгорания должен быть не ниже этой температуры, чтобы топливо загорелось. А вот температура самовозгорания начинается от 345 градусов. Это значит, что при достижении данной отметки дизель загорится независимо от того, есть ли источник возгорания или нет. Источники горючего во время пожаров довольно очевидны: это неисправные инжекторы, дырявые шланги, ослабшие хомуты или случайные пролития. Причиной этого может стать небрежное обращение и нерегулярное обслуживание.
  • Гидравлическая жидкость. Воспламеняется не так легко, а температура возгорания равна 205 градусам по Цельсию. Самовоспламенение происходит при 345 градусах. Утечки в основном возникают из-за некачественного обслуживания и несоблюдения правил эксплуатации. Так, часто механики допускают ошибки при обслуживании шлангов, меняя их на некачественные, с меньшим максимальным давлением либо просто некачественно устанавливая.
  • Мусор. Среди всех причин, эта наиболее опасная и частая. Уборка улиц, а также лесозаготавливающая промышленность оставляют на спецтехнике довольно большое количество легковоспламеняющихся материалов. Для уборочных машин это может быть бумага или пакеты, которые засасываются в охладительную систему либо цепляются за днище. По этим причинам технику необходимо постоянно содержать в чистоте, а также можно воспользоваться дополнительным оборудованием, которое защитит различные системы от попадания мусора.

В заключение хотелось бы отметить, что правильный уход за машиной может существенно снизить риск возникновения пожароопасных ситуаций. Необходимо тщательно чистить машину как от мусора, так и не оставлять пятен и подтеков воспламеняемых жидкостей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector