0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое руд двигателя

Мой Уголок Земли

Cтроительство частных жилых домов

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

Болотное железо спасло Русь

Болотное железо спасло Русь

Сообщение Па 100 » 19 фев 2017, 13:34

http://www.mednyobraz.ru/stat/5-drevnya . eleza.html
В результате археологических раскопок в районах, прилегающих к Новгороду, Владимиру, Ярославлю, Пскову, Смоленску, Рязани, Мурому, Туле, Киеву, Вышгороду, Переяславлю, Вжищу, а также в районе Ладожского озера и в других местах обнаружены сотни мест с остатками плавильных горшков, сыродутных горнов, так называемых «волчьих ям» и соответствующие орудия производства древней металлургии. В одной из волчьих ям, выкопанной применявшей для выплавки железа, близ села Подмоклого в южной части Подмосковного угольного бассейна, была найдена монета, датированная 189 годом Мусульманской эры, что соответствует началу IX века современного летоисчисления. Это значит, что железо на Руси умели выплавлять еще в те далёкие, глубоко дохристианские времена. Фамилии русского народа буквально кричат нам о распространённости металлургии повсеместно по территории древней Руси: Кузнецов, Ковалёв, Коваль, Коваленко, Ковальчук.

Любой металл — это в первую очередь топливо (уголь или кокс для его выплавки), а во вторую очередь — сырьё для его производства.
Основным, причём наиболее качественным топливом для выплавки средневекового, кричного железа, служил древесный уголь. Даже сейчас, в современный просвещённый век, задача получения качественного древесного угля является отнюдь не такой простой, как это кажется на первый взгляд. Наиболее качественный древесный уголь получается только из очень ограниченного количества пород дерева — из всех достаточно редких и медленно растущих твёрдолиственных пород (дуб, граб, бук) и из архетипической русской берёзы. Уже из хвойных — сосны или ели древесный уголь получается гораздо более хрупким и с большим выходом мелочи и угольной пыли, а пытаться получить хороший древесный уголь из мягколиственных осины или ольхи практически нереально — выход годного падает по сравнению с дубом почти в два раза.

Топливо в Древней Руси есть, и с избытком. А что на Русской платформе с железом? А вот с железом есть вопросы. Качественной железной руды на Русской равнине нет.

В IX веке на Руси надо делать выбор из чего-то, входящего в этот список всех используемых сейчас человечеством железных руд:
— магнитный железняк — более 70% Fe в виде магнетита Fe3О4 (пример: как раз описанная нами Курская магнитная аномалия)
— красный железняк— 55-60% Fe в виде гематита Fe2О3 (пример: опять таки Курская магнитная аномалия или Криворожский бассейн)
— бурый железняк (лимонит) — 35-55% Fe в виде смеси гидроксидов трехвалентного железа Fe2O3—3H2O и Fe2O3—H2O (пример: загубленое Украиной Керченское месторождение).
— шпатовый железняк — до 40% Fe в виде карбоната FeCO3 (пример: Бакальское месторождение)
Магнетит и гематит на Русской платформе лежат глубоко, шпатового железняка на ней вообще нет.
Остаётся бурый железняк (лимонит).
Сырьё, мягко говоря, плохое — достаточно посмотреть на концентрации железа в нём, но основная особенность в том, что оно есть на территории тогдашней Руси почти что везде. Кроме того, это «почти что везде» чудесным образом оказывется в непосредственной близости от тогдашнего источника качественного угольного топлива — могучих лесов Русской равнины.
Речь, конечно же, о торфяных болотах и о лимоните, который ещё часто называют болотным железом.
Кроме болотного железа похожий генезис имеют луговое и озёрное железо.
Для понимания широты распространённости фактической добычи этого местного ресурса на Руси достаточно, как и в случае с «металлургическими фамилиями» просто открыть любую географическую карту и посмотреть на названия русских, украинских, белорусских или литовских деревень.
И сразу же вам в глаза бросится громадное количество топонимов со словами Гута, Буда, Руда. Вот их значения:
Гута: стеклоплавильный завод
Руда: добыча болотного железа
Буда: добыча поташа из растительной золы.
Вы найдёте такие деревни повсюду — широким поясом в Полесских болотах — от Бреста до Сум. Источников «болотной руды» на Руси было полно. «Болотное железо» образуется вообще практически везде, где происходит переход от кислородосодержащих почв к бескислородному слою (в аккурат на стыке этих двух слоёв).
В болотах просто эта граница расположена, в отличии от других типов местности, очень близко к поверхности, поэтому там конкреции железа можно копать буквально лопатой, лишь снимая тонкий слой болотной растительности.
Вот так непритязательно выглядит болотное железо (bog iron). Но именно оно спасло Русь.

Болотное железо спасло Русь

Сообщение Па 100 » 19 фев 2017, 13:40

Болотное железо спасло Русь

Сообщение Па 100 » 19 фев 2017, 13:47

Болотное железо спасло Русь

Сообщение Па 100 » 19 фев 2017, 13:53

Болотное железо спасло Русь

Сообщение Па 100 » 19 фев 2017, 13:58

Болотное железо спасло Русь

Сообщение onozdrachoff » 19 фев 2017, 14:31

Интересна сама конструкция аркаимской печи. В ней при совмещении очага и колодца создавалась естественная и сильная воздушная тяга. Воздух, поступающий в столб колодца (на иллюстрации ниже), охлаждался расположенной в столбе колодца водой и поступал в топку. Известно, что для плавления бронзы необходима достаточно высокая температура, которую невозможно получить без подачи большого объема воздуха к месту горения.

«Древние арии были обеспечены канализацией. Мало того, в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Зачем? Всё гениальное просто. Все мы знаем, что из колодца, если в него заглянуть, всегда тянет прохладным воздухом. Так вот, в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось только оттачивать своё мастерство, соревнуясь в этом искусстве! Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нём пониженную температуру». (Обряды Любви, гл. Аркаим — Академия волхвов, стр. 46).

Рядом с печью находился колодец, при этом поддувало печи было связано с колодцем через устроенный в грунте воздуходувный канал. Проведенные учеными-археологами эксперименты показали, что аркаимская «чудо-печь» может поддерживать температуру, достаточную не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды (1200-1500 градусов!). Благодаря воздуховоду, соединяющую печь со смежным с ней колодцем пятиметровой глубины, в печи возникает тяга, обеспечивающая требуемую температуру. Таким образом, древние жители Аркаима воплощали в реальность мифологические представления о воде, рождающей огонь.

Хотя практическое изготовление ведрусской печи и сложнее любой обычной печи, но результатом её работы будет решение фактически всех энергетических проблем поместья, вплоть до генерации электричества. КПД её не уступит знаменитой печи Спирина, (помните, у которого в печи все горшки поплавились?) а может и превзойти, если мы верно восстановим принцип её работы. Если забыли, процитирую немного эту публикацию А. Елахова:

Так вот, я думаю, что в печи Спирина как раз и был использован принцип, который применяли в своих чудо-печах волхвы Аркаима. Я имею ввиду то, что причиной колоссального разогрева печи является холодный воздух, подаваемый снизу в печь. Никакого абсурда здесь нет, ибо подача холодного воздуха использовалась и в старинных плавильных печах Европы:
Быстрый способ превращения чугуна в сталь разработал в 1856 г. англичанин Г. Бессемер. Он предложил продувать расплавленный жидкий чугун воздухом в расчете на то, что кислород воздуха соединится с углеродом и унесет его в виде газа. Бессемер опасался только, как бы воздух не остудил чугун. На деле же получалось обратное — чугун не только не остывал, но еще сильнее нагревался. Неожиданно, не правда ли? А объясняется это просто: при соединении кислорода воздуха с разными элементами, содержащимися в чугуне, например с кремнием или марганцем, выделяется немалое количество тепла.
Кстати говоря, наиболее близко к тайне чудо-печей подошёл наш русский учёный 18 века Михайло Ломоносов. Посещая уральские рудники, он обратил внимание на прохладный воздух, идущий из шахт и заинтересовался этим явлением. Вот что пишет о нём тот самый Владимир Ефимович Грум-Гржимайло, работу которого и нашёл на чердаке Александр Спирин: называя Ломоносова своим предшественником, он писал в предисловии к своей книге:

Читать еще:  Двигатель ваз 1600 расход

«В своей диссертации «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном» (1742) он дал кристально ясную мысль о движении воздуха в рудниках и дымовых трубах. Его теория выдавливания тяжелым, холодным, наружным воздухом теплого дыма была прекрасно усвоена всем миром. Но на этом дело и остановилось. В дальнейших попытках дать объяснение движению газа в печах запуталось слово «тяга», грамматически абсурдное, ибо глагол тянуть предполагает непосредственную связь между силой и предметом, который тянется. Тяги в печах и дымовых трубах нет: есть выдавливание теплого воздуха дыма тяжелым воздухом, как верно указал М.В. Ломоносов; ни разу не употреблявший слово «тяга».

В таком случае у меня возникает вопрос: какая сила является причиной движения холодного воздуха вверх? Для примера возьмем случай с двумя сообщающимися сосудами, в которых содержится вода. Можно взять гибкий строительный уровень. Как бы мы не меняли высоту какого-либо конца шланга, вода в обоих сосудах всегда находится на одном уровне. Может ли быть то же самое, если в сообщающихся сосудах находится не жидкость, а газ? Да, если диаметр сосудов одинаков. Но если один сосуд имеет диаметр дециметр, а другой сосуд имеет диаметр метр, займут ли газы одинаковый уровень относительно поверхности земли? Ведь в этом случае необходимо учитывать давление атмосферы на верхнюю площадь газа. Возьмём ведрусский колодец, соединённый каналом с печью. Диаметр выходного канала равен 8-12 см, поперечное сечение канала колодца равно квадратному метру. Очевидно, что давление атмосферного столба в колодец будет больше давления атмосферного столба в выводящий канал, плюс вес холодного воздуха находящегося в самом колодце, значит, холодный воздух будет тихонько выдавливаться в топочное пространство печи, выполняя назначение поддувала.

От 5-тонных «малышей» до 240-тонных гигантов. Какие машины возят руду на Михайловском ГОКе

В конце января стало известно, что Курская область названа пилотным регионом для развития промышленного туризма. Пожалуй, самым интересным предприятием для посещения станет Михайловский ГОК имени Андрея Владимировича Варичева (предприятие компании «Металлоинвест»). И не только для жителей других городов, но и для курян. Ведь многие пока так и не доехали до Железногорска, не видели карьер, эти серпантины «в будущее приоткрытого глаза» (так называл Михайловское месторождение Владимир Маяковский). Посмотреть, как суетятся, трудятся «букашки» – очень уж маленькими со смотровой площадки кажутся железнодорожные составы, гигантские экскаваторы и самосвалы. И стоя на самом верху карьера, сложно поверить, что некоторые машины высотой почти с трехэтажный дом!

Длина 240-тонного БЕЛАЗа – 14 метров, ширина – почти 8,5 метра, высота – 6,72 метра
Как все начиналось

Когда в далеком 1960 году был добыт первый ковш богатой курской руды, карьера как такового и не было. Породу грузили в небольшие грузовики ЗИЛ и МАЗ. Для сравнения, сейчас один БЕЛАЗ за рейс вывозит железных камней столько, сколько тогда не добывали и за целую смену. Вот мы и решили узнать, какая техника сейчас работает в карьере МГОКа, как она устроена и каково это – рулить 240-тонным БЕЛАЗом, сидя на высоте почти трехэтажного дома.

Карьер Михайловского ГОКа называют еще курским железным океаном. И бороздят его просторы уникальные машины, сухопутные лайнеры, увидеть которые в нашем регионе можно только здесь. Для таких гигантов места в привычной жизни просто не найдется – на обычной дороге не встретишь такой БЕЛАЗ!

А начиналось освоение Курской магнитной аномалии со скромных машин, составлявших автопарк предприятия. В сентябре 1957 года на Михайловский рудник для вывоза вскрышных пород (тогда еще богатую железную руду не добывали) прибыли самосвалы ЗИЛ-585 и МАЗ-205. По сравнению с новой техникой – малыши. Их грузоподъемность была всего 5–7 тонн. Через год на комбинат поступили ЯАЗ и КрАЗ c аналогичной грузоподъемностью. Именно эти машины и возили железные камни с момента начала добычи руды в 1960 году.

И только через пару лет в карьере начали работать самосвалы МАЗ-525. За рейс такой автомобиль вывозил уже 25 тонн. «Мощнее техники и не придумать», – были уверены тогда водители. Но все менялось очень быстро, и с 1964 года на вооружение комбината поступили первые БЕЛАЗы грузоподъемностью 27 тонн. В начале 1980-х парк техники пополнился японскими машинами «Комацу», которые перевозили уже по 110 тонн руды. С 2008 года на комбинат начали поступать большегрузы «Катерпиллер». Тогда казалось, что эти машины просто гигантские. Даже представить самосвал большего размера было сложно. А сейчас, если сравнивать с БЕЛАЗом – 240-тонником, не такой уж и гигант этот «Катерпиллер».

– В настоящее время на комбинате работают карьерные самосвалы БЕЛАЗ (их больше всего) грузоподъемностью 130, 160, 180, 220 и 240 тонн, а также «Катерпиллеры» грузоподъемностью 180 тонн, – пояснили на МГОКе.

Двум 240-тонным БЕЛАЗам присвоены имена ветеранов комбината – Надеина Ивана Дмитриевича и Зайцева Ивана Васильевича
Заслужить право управлять карьерным самосвалом

Металлоинвест постоянно обновляет и пополняет парк горно-транспортной техники Михайловского ГОКа. И работать на гигантских машинах доверяют лучшим из лучших.

Прежде чем сесть за руль 240-тонного БЕЛАЗа, Андрей Миронов водил бортовой ЗИЛ, потом пересел на 45-тонный самосвал, постепенно ему стали доверять автомобили мощнее. «На МГОК я пришел работать в 2000 году, – рассказывает он. – Вернулся из армии и постепенно стал подыскивать работу. Признаться, особо не спешил, так как служил в «горячей точке», платили так называемые «боевые». Пока был холостой, на жизнь хватало. А когда решил жениться, о постоянной работе задумался всерьез, нужна была стабильность. У моей тогда еще будущей супруги родители работали на МГОКе. «Может, к нам?» – предложил будущий тесть. Если и идти на комбинат, то по специальности, решил я. Так и сел за руль бортового ЗИЛа, вскоре пересел на самосвал, а потом мне стали доверять 45-, 130- и даже 180-тонные большегрузы. А это совсем другая техника, к ней особый подход нужен. Даже мысль появлялась: смогу ли с таким монстром справиться. А все получилось сразу же. Просто я с детства увлекался техникой, отец водил КамАЗ, так что большие машины диковинкой никогда не были».

Когда на комбинат пришли новые автомобили, стали их распределять среди опытных водителей. «Чтобы сесть на большую машину, нужен опыт, – поясняет наш собеседник. – Даже на 45-тонный БЕЛАЗ вас никто не посадит без соответствующей подготовки и опыта. Надо заслужить право управлять карьерным самосвалом».

В прошлом году на МГОК поступили первые 240-тонные БЕЛАЗы. Их доверили тем, кто хорошо себя зарекомендовал за годы работы. «Да, я оказался в их числе, – не без гордости замечает Андрей Миронов. – Конечно, те, кто работает в карьере, привыкли к размерам техники, но для людей, далеких от горнорудного производства, это что-то невообразимое. А как иначе можно относиться к машине, только колесо которой больше чем в два раза выше человеческого роста? Внедорожник рядом с таким БЕЛАЗом похож на игрушечную машинку!»

Читать еще:  Горит лампа давления масла на прогретом двигателе приора

– Сидя за рулем, ощущаете, какая мощь у вас в руках?

– У 240-тонного БЕЛАЗа под капотом 2500 лошадей, – поясняет Андрей. – Его длина – 14 метров, ширина – почти 8,5 метра, высота – 6,72 метра. Получается, что я сижу даже выше, чем на уровне второго этажа, почти на третьем. Конечно, первое время все это казалось чем-то космическим. Впечатляло то, что БЕЛАЗ может перевозить вес, который в полтора раза превышает его собственный! Помню, первое время, глядя на компьютер, который показывает, сколько тонн руды экскаватор уже засыпал в кузов, думал, что тронуться будет нелегко. Ничего подобного! Несмотря на то, что вместе с грузом самосвал весит больше 400 тонн, с места он трогается очень легко и плавно.

Мы привыкли думать, что грузовые машины в оснащении отстают от легковых – уступают им в управляемости, маневренности, комфорте. Но если речь идет о самосвалах, особенно тех, что работают на производстве, все изменилось. Находиться в кабине этого современного гиганта очень комфортно: все в мониторах, датчиках. Так, в новом БЕЛАЗе установлен не просто кондиционер, а климат-контроль, панель приборов понятная, информативная. Бортовой компьютер контролирует все параметры работы машины, команды от диспетчера приходят на планшет. Все четко и ясно.

2500 лошадейпод капотом

– Как эта машина в управлении? Наверняка непросто совладать с монстром, под капотом которого 2500 лошадей? – поинтересовались мы у Миронова.

– Когда ты 20 лет за рулем, то знаешь, что ожидать от машины. 240-тонники оптимально сочетают грузоподъемность, высокие технические характеристики и комфорт. У БЕЛАЗов плавный ход, они устойчивы на дороге, надежные колесные шины выдерживают большую нагрузку. Дизельный двигатель с электронным управлением обеспечивает высокую удельную мощность, соответственно, и скорость самосвала на подъеме. Отдельно хотел бы сказать о четком срабатывании тормозов на крутых спусках. Когда только начинал работать на 240-тоннике, думал, что с торможением возникнут проблемы. Ведь даже у легковушки, в которой находятся пять человек, тормозной путь существенно увеличивается. А тут громада в 400 тонн! И был приятно удивлен, когда огромный самосвал при легком нажатии на педаль тормоза на серпантине остановился моментально. Так что я уверен не только в надежности «железного гиганта», но и в безопасности. Работать на такой машине – одно удовольствие!

Также в новых БЕЛАЗах, которые работают в карьере МГОКа, внедрен пилотный проект – система контроля бдительности водителя. Камеры в кабине фиксируют мимику, движение глаз и повороты головы водителя. Информация о срабатываниях сохраняется в базе данных устройства и передаётся в онлайн-кабинет диспетчера. Если эта система покажет свою эффективность, то ее могут внедрить и на другой карьерной технике.

Есть еще один важный момент, о котором нам рассказал Андрей Миронов. Оказывается, на МГОК приезжали представители завода «БЕЛАЗ», чтобы поговорить с теми, кто управляет их техникой, узнать, всё ли водителей устраивает, нет ли каких нареканий. «Например, раньше на БЕЛАЗах блок вентилятора располагался в неудобном месте, – поясняет Андрей. – Если он вдруг выходил из строя, приходилось разбирать много деталей, не один час требовался на его замену. Когда представители завода приехали к нам, мы рассказали об этом недочете. И к нашим словам прислушались! В современных машинах, которые пришли к нам на комбинат, в случае поломки блока понадобится минут 20 на его замену!»

Поезд для БЕЛАЗа

Карьерные самосвалы в Железногорск приходят в разобранном виде. Добраться своим ходом БЕЛАЗы просто не смогут – нет дорог, способных вместить гигантов для горной промышленности. Выручает железная дорога. А чтобы доставить комплектующие одного 240-тонного БЕЛАЗа на комбинат, требуется семь железнодорожных платформ! По сути, целый поезд!

Собирают самосвалы уже на месте, в гараже большегрузных машин. С этой сложной задачей справляются представители подрядной организации при участии работников центра технического обслуживания и ремонтов автотракторного управления МГОКа. Тоже, кстати, работа интересная, для настоящих мужчин.

– На МГОКе созданы все условия для эффективного труда с достойной заработной платой, – резюмирует Андрей Миронов. – У нас ощущается та уникальная атмосфера, которая позволяет с утра с удовольствием идти на работу, а вечером с радостью возвращаться домой. Так что ни разу не пожалел о сделанном 20 лет назад выборе. Теперь моя жизнь и жизнь моей семьи неразрывно связана с МГОКом.

СПРАВКА «ДДД»

• Первую тонну руды в 1960 году вывезли дизелисты бригады Петра Глинчикова.

• 500-миллионную тонну руды в 1989 году отгрузил БЕЛАЗ, водителем которого был Алексей Чаплыгин.

• В 2015 году на 180-тонном «Катерпиллере» №7 водитель Роман Маслов вывез 1,5-миллиардную тонну руды.

Цены на медь и железо упали и не могут подняться

Август становится черным месяцем для меди и железной руды – цены на них обвалились в последнем месяце лета почти на треть.

И вновь во всем «виноват» Китай. Сначала Поднебесная способствовала резкому повышению спроса на медь и железную руду за счет быстрого восстановления китайской экономики после пандемии. Однако в текущем месяце она жеразвернула цены на это важнейшее сырье вспять — они сизились почти на 30% после того, как Пекин ввел ограничения на объемы стали, выплавляемой китайскими металлургическими заводами.

Цена на железную руду с содержанием железа на уровне 62% упала в августе приблизительно на 26%, сообщает Bloomberg. Сейчас тонна такой руды продается немногим дороже 156 долларов. Так дешево она не стоила с февраля, т.е. уже полгода.

Падение цен на медь оказалось не таким значительным – более 8%. Сейчас фунт меди (453 грамма) продают за 4,111 доллара. И все же это самая низкая цена приблизительно за четыре последних месяца.

Конечно, цены на металлы, которые неуклонно росли с марта прошлого года, вечно расти не могут. Полтора года назад, перед тем как начать подъем, они сначала сильно упали вместе с ценами акций на американских биржах. Обвал произошел весной 2020 года из-за страха перед возможностью коллапса глобальной экономики, вызванного коронавирусной пандемией.

Железная руда так же, как медь, является очень важным для промышленности металлом. Ее главное применение – выплавка стали. По объемам добычи – около 2 млрд тонн, из которых в районе 1,5 млрд идут на экспорт – она является третьим видом сырья и уступает только нефти и углю, а по объемам торговли уступает, по данным Всемирной ассоциации стали (WSA), только нефти.

Вакцинация и программы помощи экономикам, проводившиеся подавляющим большинством стран, помогли поддержать рост цен на металлы, но сейчас ситуация изменилась. Инвесторы со все большей опаской следят за новыми волнами пандемии – распространением агрессивного штамма «Дельта» и замедлением темпов восстановления как экономик большинства стран в частности, так и глобальной экономики в целом.

Читать еще:  Двигатель 406 и его неисправности и их устранение

С другой стороны, ФРС все прозрачнее намекает на сокращение уже в этом году объемов покупки гособлигаций – то есть, на начало постепенного сворачивания программы количественного смягчения. Это, конечно, тоже настораживает инвесторов, которые видят в покупке американским центробанком активов средство для восстановления экономики и поддержку спроса на такие металлы, как, скажем, медь, росту цен на которую в этом году способствовали и ограничительные меры на ее поставки.

Снижение цен на железную руду аналитики и экономисты Bank of America (BoA) на днях частично объяснили тем, что предложение начало догонять спрос. Выплавка стали в Китае с июня 2020 года росла благодаря восстановлению китайской экономики после пандемии, но сейчас темпы восстановления заметно уменьшились.

«Если посмотреть на спрос, – поясняет старший экономист ВоА Майкл Видмер, – то его рост остановился, потому что промышленная активность замедлилась. Особенно это замедление заметно в строительстве и автомобильной промышленности».

К этому следует добавить и распоряжение китайского правительства металлургическим комбинатам ограничить выплавку стали. Одно из объяснений – желание сократить выбросы СО2 в атмосферу: Пекин старается играть активную роль в борьбе с глобальным потеплением и не отставать от «законодателя мод» в этом направлении – Европы. Кроме того, Китай в мае и июле внес некоторые изменения в налоговое законодательство для того, чтобы легче и эффективнее контролировать выплавку стали.

Специалисты считают, что для возвращения цен на железную руду в Китае к июльским максимумам (что наверняка приведет к росту и на глобальных рынках) можно, например, вернуть программу поддержки всей китайской экономики, а также начать пополнять запасы стали в преддверии зимней Олимпиады, которая пройдет в начале следующего года в КНР.

Минералы руды (что такое образование)

Минералы руды это химические соединения простых и сложных веществ.

К примеру если в соединении участвует один, два элемента кремний и кислород, это простое соединение, а если более трех Аl2O3 • 2SiO2 • 2Н2O то это сложные.

Минералом также считаются самородные химические элементы: сера, углерод (алмаз), золото, серебро и т.д.

Что такое минералы руды и рудные месторождения

Как известно, металлы получают в основном из руд, добываемых из недр земли. Твердая оболочка земного шара — литосфера состоит из разных горных пород, сложенных минералами — химическими соединениями, твердыми растворами и иными образованиями из химических элементов, возникшими в результате природных геохимических процессов.

Минералы в большинстве своем твердые кристаллические вещества: они различаются по составу, структуре, цвету, блеску, плотности, твердости и иным признакам.

В зависимости от состава минералы подразделяются на окислы, сульфиды, силикаты и др.

Например, халькопирит CuFeS2 относят к сульфидам, гематит Fe2O3 к окислам, смитсонит ZnCO3 к карбонатам, каолинит Аl2O3 • 2SiO2 • 2Н2O к алюмосиликатам.

Реже встречаются самородные минералы, представленные свободными элементами или их сплавами. В числе последних можно назвать самородную медь, серебро, самородные сплавы золота или платины с другими металлами.

Содержание минералов

В доступной нам части литосферы толщиной около 16 км приблизительное содержание минералов следующее, %:

  1. Силикаты и алюмосиликаты … 75
  2. Окислы и гидроокиси . . 17
  3. Карбонаты …… 1,7
  4. Фосфаты, арсенаты, ванадаты . 0,7
  5. Галогениды……… 0,5
  6. Сульфиды и сульфаты … . . 3,5
  7. Самородные элементы….. 0,1

Многие из них имеют переменный состав из-за образования твердых растворов и изоморфных включений примесей, часто весьма ценных. Помимо кристаллических минералов, в породе широко представлены золи и гели — дисперсные системы и продукты их коагуляции.

Групповые — парогенетические ассоциации — возникают в результате взаимодействия с окружающей средой в ходе генезиса (образования) минералов. Примерами тому могут быть совместные скопления галенита PbS, сфалерита ZnS, хальколирита или пирротина Fe(1-X)S, пентландита (Ni, Fe)gS8, магнетита Fe3О4 и халькопирита.

Ядро нашей планеты диаметром около 6000 км, нагретое до-2000—3000° С и сжатое давлением порядка 1011 Па, отделено от литосферы мантией, температура и давление в которой по направлению к поверхности постепенно понижаются.

Литосфера, в основном состоящая из базальтов и гранитов, покрыта осадочными породами, преобразованными воздействием воды и воздуха.

Жидкий расплав — магма, проникающий в литосферу из мантии, постепенно охлаждается, выделяя газы и первичные твердые фазы, обогащенные элементами (Fe, Mg, Cr, Ti, St, Ni, Co, Pt).

При этом возникают минералы: магнетит, титано-магнетит, сульфиды железа, никеля, меди и др., входящие в основные и ультраосновные горные породы.

Образование минералов в природе

Остаточный сравнительно кислый расплав, богатый силикатами, затвердевает, образуя сначала полевые шпаты и кварц, а затем пегматиты, несущие литий, бериллий, торий, ниобий, тантал.

Из газов и паров возникают месторождения олова, вольфрама и других металлов.

Из перегретых под давлением водных растворов в трещинах горных пород выделяются гидротермальным путем сульфиды железа, сурьмы, цинка , ртути, мышьяка, карбонаты, золото, серебро и другие вещества.

При охлаждении газов и паров конденсируются рудные минералы олова, вольфрама и сопутствующих элементов.

В результате сезонных изменений температуры, действия грунтовых вод, бактерий, углекислоты и кислорода воздуха происходит выветривание — поверхностное преобразование литосферы.

Сульфиды превращаются в окислы, гидроокиси, карбонаты и другие соединения. Хлориды, сульфаты и прочие растворимые соли металлов уносятся водой в моря и океаны.

Высыхание морских бассейнов оставляет залежи солей натрия,, калия, магния и иных растворимых соединений.

Что такое руда

Рудами считают горные породы, которые при современном уровне техники выгодно перерабатывать для получения металлов.

Первым основанием для такой оценки служит содержание ценных составляющих. Оно дополняется расчетом стоимости добычи из недр, перевозки и переработки.

Руды называют по извлекаемым из них металлам, например медная, свинцовая, никелевая и дополнительно — по преобладающему типу минералов: сульфидная, окисленная. Некоторые из-них служат сырьем для получения нескольких металлов, например свинцово-цинковая, медно-никелевая, медно-свинцово-цинковая.

Минералы, содержащие ценные элементы, извлекаемые при комплексной переработке, считают рудными, а остальные — пустой породой.

Различие между теми и другими условно, оно зависит от уровня техники и связанной с этим доступной комплексностью.

По мере совершенствования металлургического производства к пустой породе относят все меньшее число минералов.

Образование рудных месторождений

При формировании земной коры металлы распределялись неравномерно — они скопились в некоторых ее участках и образовали руды. Так возникли рудные месторождения.

Миграция — перемещение элементов наблюдается и поныне. Средние содержания металлов в земной коре (кларки) в большинстве весьма невелики: это видно из табл. 5, где они приведены в процентах от массы литосферы.

Сравнивая, например, среднее содержание меди в рудах, (1—2%) с кларком меди, легко убедиться, что рудные месторождения встречаются нечасто.

Найдя руду, геологи начинают разведку месторождения: определяют качество руд и их запасы.

Если последние достаточно велики и могут оправдать строительство горно-металлургического предприятия, месторождение начинают разрабатывать.

Иногда руда залегает неглубоко и ее можно добывать сравнительно дешевыми открытыми способами с помощью экскаваторов, бульдозеров, гидромониторов и других механизмов.

Нередко, однако, залегание бывает глубоким. Тогда добычу ведут сравнительно сложным, но не всегда более дорогим подземным способом — строят шахты.

Металлургические заводы стараются размещать близ месторождений, стремясь избежать дальних перевозок, но это не всегда возможно, например из-за отсутствия в данном районе топлива, в связи со сложными климатическими условиями и по другим причинам.

Статья на тему Минералы руды и рудные месторождения

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector