Что такое система активного торможения двигателем aeb
BAS – система помощи при экстренном торможении
Аварийные ситуации бывают разные. В одних случаях водитель может просто растеряться, и тогда его реакция на критическую ситуацию будет неадекватной либо вовсе отсутствовать. Но очень часто печальные последствия ДТП происходят только потому, что находящийся за рулём тормозил недостаточно сильно, используя мощь тормозной системы на 70-80%. Безусловно, сила нажатия на педаль тормоза зависит от нескольких факторов, но в любом случае эти недостающие 20-30% – это очень весомая величина, которая позволила бы спасти огромное количество жизней. И автопроизводители не могли пройти мимо столь важного фактора. В результате появились первые устройства оказания помощи водителям при вынужденном экстренном торможении, предоставляющие возможность сокращения тормозного пути примерно на 25-40%.
Несмотря на впечатляющее количество реализаций таких систем, все они подразделяются на две большие подгруппы: те, которые помогают затормозить эффективнее посредством дожатия педали, и системы, притормаживающие автотранспортное средство самостоятельно, до момента полной его остановки.
Мы рассмотрим особенности каждого из этих подкатегорий.
Что такое BAS
Brake assistant – наиболее ёмкое название этих устройств – дословно переводится как «помощник (ассистент) при торможении». Но с подачи автоконцерна Mercedes-Benz, впервые применившую такую систему в серийном автомобиле в 2005 году, за ними закрепилось более ёмкое название – Brake assist system, или сокращённо BAS. Но это, так сказать, обобщённое название группы – каждый автопроизводитель именует свою систему по-своему.
В рамках устройств данного типа различают две подгруппы:
- системы оказания помощи водителю при вынужденном резком нажатии на тормоз в результате возникновения аварийной ситуации;
- автоматические ассистенты, производящие экстренное торможение ТС в автоматическом режиме, без участия водителя.
Задача первых – усилить резкое нажатие на тормоз (которое, как уже говорилось, редко когда бывает полным) до максимально возможного. Вторые выполняют практически ту же работу, но полностью автономно, не рассчитывая на реакцию водителя. Рассмотрим, что такое ассистент BAS в автомобиле, выбрав устройства первого типа.
Системы, усиливающие тормозное усилие, делают это посредством использования пневматического или гидравлического механизма.
Пневматическая система BAS
Её основные элементы располагаются в вакуумном усилителе. Собственно задача устройств пневматического типа сводится к увеличению КПД ВУ. Состав типичной пневмосистемы:
- датчик измерения скорости движения штока ВУ, расположен внутри усилителя;
- исполнительное устройство – электромагнитный привод штока;
- бортовой компьютер.
Как правило, пневматический ассистент работает в паре с ABS.
Принцип действия заключается в распознавании ассистентом характера торможения транспортного средства. Экстренность определяется при превышении скорости перемещения штока ВУ некоего порогового значения. Эта величина измеряется датчиком и передается в ЭБУ, который и принимает решение об активации BAS.
Происходит это посредством включения электромагнитного привода, толкающего шток до упора, причём скорость срабатывания системы выше, чем у ABS, что и позволяет усилить торможение до максимального, при котором, как уже отмечалось, тормозной путь сокращается минимум на четверть.
Гидравлическая система
Функционирование системы вспомогательного торможения гидравлического ассистента BAS основана на взаимодействии ассистента со штатным устройством курсовой устойчивости: рост усилия, прикладываемого к педали находящегося за рулём водителя до максимального уровня происходит за счёт увеличения уровня давления ТЖ в узлах системы ESC.
Состав гидравлического ассистента:
- датчик давления, устанавливаемый в ТЦ;
- датчик разрежения, устанавливаемый в ВУ (или датчик, измеряющий скорость вращения колёс);
- реле-выключатель стоп-сигнала.
Анализируя информацию, поступающую от датчиков, бортовой компьютер при необходимости запуска экстренного торможения активирует гидронасос системы ESC, формируя максимальное давление в ТЦ в режиме реального времени, которое поддерживается до остановки транспортного средства.
Особенности функционирования автоматической системы BAS
В отличие от ассистентов, максимализирующих тормозное усилие, автоматическая система BAS оказания водителю экстренной помощи при выполнении торможения представляет собой более совершенное устройство, реагирующее не столько на нажатие педали, могущее оказаться запоздалым, сколько принимающая во внимание дорожную обстановку с помощью радаров и высокоскоростных видеокамер. В случае снижения расстояния между машиной и любым другим препятствием, расположенным перед камерами, начинается торможение авто с целью увеличения расстояния до безопасного. При критическом уменьшении расстояния торможение будет максимально возможным, вне зависимости от того, среагировал ли на ситуацию водитель.
Автоматический ассистент, кроме функции экстренного торможения, может выполнять и другую работу. Например, заранее предупреждать водителя о недопустимом сближении с впереди едущим автотранспортным средством, а также активировать срабатывание пассивных средств безопасности. Неслучайно системы подобного тира иногда именуют превентивными.
Работа автоматической системы BAS основана на использовании элементов других систем:
- ACC (контроль за безопасным расстоянием до объекта, или адаптивный круиз-контроль);
- ESC (устройство автоматического торможения, входящее в состав средства курсовой устойчивости).
С тоски зрения конструктивной реализации автономная система вспомогательного торможения, спроектированная по типу BAS, может иметь и гидравлический, и пневмопривод. Единственная разница – в использовании большего количества информации, поступающей в ЭБУ, включая такие факторы, как расстояние до препятствия спереди. В данном случае на бортовой компьютер приходится большая часть работы, поскольку он должен в режиме реального времени регулировать силу торможения в зависимости от дорожной обстановки.
В целом всё большее количество автопроизводителей оснащает свои машины такими активными средствами безопасности, позволяющими эффективно тормозить начинающим водителям, у которых отсутствует опыт правильного поведения в критических ситуациях, а также физически слабым людям (прежде всего – женщинам), которые в случае необходимости просто не могут до упора выжать тормозную педаль.
Отметим, что система BAS активации помощи при торможении, независимо от типа, наиболее эффективно срабатывает в связке с другими устройствами:
- EBD, цель которой – распределение тормозного усилия, направляемого на отдельные колёса в зависимости от дорожной обстановки;
- ABS, предотвращающей заносы при блокировке колёс.
Применение устройств экстренного торможения
Исторически первой внедрённой активной системой безопасности стала ABS, появившееся в конце 70-х годов прошлого столетия и первоначально устанавливающаяся исключительно на элитные модели. Помощники типа BAS начали внедряться гораздо позже, когда антиблокировочные системы уже стали стандартом для среднего класса автомобилей. Но со временем удешевление электронных компонентов и старт массового производства привели к тому, что и устройства, обеспечивающие экстренное торможение, сегодня уже далеко не редкость.
Этому способствовало и то обстоятельство, что, начиная с 2014 года, получить максимальную оценку в краш-тестировании, проводимому под эгидой EuroNCAP, невозможно, если автомобиль не оснащён системой экстренного торможения типа BAS, что заставило многих автопроизводителей заняться её внедрением на большей части моделей, за исключением наиболее бюджетного уровня.
Впрочем, только усиления нажатия на тормоз стало недостаточно, ведь нередко водители попадают в ситуации, когда просто не успевают, или не имеют возможности среагировать на неожиданное возникновение препятствия.
Такие ассистенты представляют собой достаточно сложные комплексы, оснащённые, кроме стандартных датчиков, устройствами, позволяющими определить расстояние до объектов по ходу движения транспортного средства (радарами, лазерными дальномерами, скоростными видеокамерами).
Для их нормальной работы к бортовому компьютеру предъявляются повышенные требования, ведь нагрузка на него с каждым годом увеличивается, как и количество различных датчиков, информацию от которых он должен обрабатывать фактически одновременно.
Многие автопроизводители дают таким устройствам оригинальные названия. В частности, в настоящее время существуют следующие системы BAS пневматического типа:
- EBA (сокращение от Emergency Brake Assist) – такое наименование применяют на авто марок БМВ, Вольво, Мерседес-Бенц, Тойота;
- AFU (сокращение от Aide Freinage d’Urgence) – устанавливается на легковые авто французского происхождения.
У систем BAS гидравлического типа тоже имеется несколько реализаций с разными наименованиями:
- HBA (сокращение от Hydraulic Braking Assistance) – такую аббревиатуру используют для своих авто компании Ауди и Фольксваген;
- HBB (сокращение от Hydraulic Brake Booster) – другая разновидность гидравлических ассистентов при торможении от брендов Ауди/Фольксваген;
- SBC (сокращение от Sensotronic Brake Control) используется автоконцерном Мерседес;
- BA Plus (аббревиатура, произошедшая от Brake Assist Plus) – очередная прерогатива бренда Мерседес;
- DBC (сокращение от Dynamic Brake Control) – BAS, используемая автоконцерном БМВ.
Хотя в целом принцип работы таких помощников одинаков, их реализация может отличаться. В частности, система SBC принимает во внимание не только скорость нажатия ногой на тормозную педаль, но и прикладываемое водителем усилие, а также состояние дороги и вектор движения автомобиля. ЭБУ анализирует эту информацию, формируя наиболее эффективное тормозное усилие в конкретный момент времени, причём оно может быть разным для разных колёс.
Усилитель BAS экстренного торможения в варианте BA Plus умеет также определять расстояние до расположенного впереди объекта, предупреждая водителя о появлении опасности и в случае необходимости – дотормаживая машину.
Разумеется, подобными устройствами оснащают далеко не все модели – в основном только самые топовые комплектации. Остаётся надеяться, что в скором времени помощники торможения станут такими же обыденными, как подушки безопасности и системы АБС.
Еще более сложными и дорогими считаются автоматические BAS. На сегодня можно встретить следующие их модификации:
- PSB (сокращение от наименования Pre-Safe Brake), разработка автоконцерна Mercedex-Benz;
- CMBS (сокращение от наименования Collision Mitigation BrakingSystem), устанавливается на машины Honda;
- CBC (сокращение от наименования City Brake Control), разработка инженеров компании Fiat;
- ACS и FA (системы Activ City Stop и ForwardAlert) можно встретить на продукции автоконцерна Ford;
- FCM (сокращение от наименования Forward Collision Mitigation) ставится на авто под маркой Mitsubishi;
- CEB (сокращение от наименования City Emergency Brake) – разработка инженеров-конструкторов из Volkswagen;
- CWAB и CS (Collision Warning AutoBrake, City Safety) – автоматические BAS от Volvo;
- PEBS (сокращение от наименования Predictive Emergency BrakingSystem) – одно из немногих устройств, разработанных не автопроизводителем – немецкой компанией Bosch;
- AEB (сокращение от наименования Automatic Emergency Braking) – помощник от TRW.
Во многих из представленных систем BAS для автомобиля, кроме функции автоматического включения экстренного торможения, наличествуют и другие возможности, включая оповещение водителя о ситуации, грозящей столкновением с другим объектом, а также активация пассивных СБ.
Обслуживание BAS
Состояние помощников типа Brake assist в принципе входит в базовую диагностику любой ЭБУ, поддерживающей работу таких систем. На автомобилях марки Мерседес, если на дисплее появляется фраза «BrakeAssist visit workshop», вам следует обратиться в автосервис, о чем, собственно и говорит такая надпись, свидетельствующая о возникновении неисправности. Работа тормозной системы в этом случае не нарушена, речь идёт только об экстренном торможении.
Иногда после выключения/включения силового агрегата предупреждение исчезает, но в большинстве случаев со временем появляется вновь.
Самостоятельно выявить причину отказа достаточно сложно, особенно в случае наличия автоматизированной BAS. Дело в том, что здесь задействовано немалое количество датчиков, некоторые из которых проверить без наличия современного диагностического оборудования непросто или вовсе невозможно.
Наиболее точно установить причину отказа устройства экстренного торможения можно, анализируя коды ошибок, выдаваемых автосканером. При этом следует учесть, что подобный прибор может оказаться несовместимым с программным обеспечением, используемом в конкретной модели авто.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Автоматические операции тормозной системы
Экстренное торможение — это торможение, применяемое для остановки автомобиля при критических ситуациях, связанных с дефицитом времени и расстояния.
Описанные ниже дополнительные функции используют инфраструктуру системы ESP, за исключением пневмо-механической системы экстренного торможения. Сюда входят датчики, исполнительные механизмы и ЭБУ.
Операции системы экстренного торможения
Исследования манеры торможения у различных водителей, проведенные в 1990-х годах, показали, что водители различаются тем, что по-разному реагируют на ситуации торможения. Большинство — «среднестатистические водители» — не тормозят слишком резко в экстренной ситуации, иными словами, им требуется неоправданно длинный тормозной путь (рис. «Сравнение торможения с системой экстренного торможения и без нее» ). Это можно устранить с помощью системы экстренного торможения, появившейся на рынке в 1995 году. Ее основные задачи следующие:
- Интерпретация определенной скорости движения педали (быстрое нажатие на тормоз), не способной создать максимальное тормозное усилие, задаваемое водителем для выполнения полного торможения; в этом случае она создает тормозное давление, необходимое для достижения эффекта полного торможения;
- Она позволяет водителю в любой момент «отменить» операцию полного торможения;
- Поведение усилителя тормозов и, следовательно, обратная связь на педали не изменяются при обычных условиях торможения;
- При отказе этой системы основная функция тормозной системы не уменьшается;
- Система имеет защиту от случайной активации.
Пневматическая система экстренного торможения
Для этой системы требуется модифицированный усилитель тормозов, повышающий усиление согласно скорости движения педали и усилию нажатия на педаль. Это приводит к более быстрому и интенсивному нагнетанию давления в колесных тормозах.
В альтернативной версии в усилитель тормозов добавляется электронноактивируемый клапан. Это позволяет ЭБУ влиять на разность давления между камерами усилителя тормозов и, соответственно, на усиление тормозной силы. Это дает больше возможностей для оптимизации порога срабатывания и характеристик реагирования.
Гидравлическая система экстренного торможения
Гидравлическая система экстренного торможения использует аппаратные средства ESP. Датчик давления определяет намерение водителя затормозить; ЭБУ анализирует сигнал на основе заданных критериев срабатывания и инициирует соответствующее нагнетание тормозного давления в гидравлической системе. Расположенный перед ней усилитель тормозов является стандартным блоком и не требует модификаций.
В качестве общего наблюдения следует отметить, что абсолютным требованием является использование всех вариантов систем экстренного торможения в сочетании с ABS, TCS или ESP из-за активного роста тормозного давления сверх порога блокировки колес.
Автоматическое повышение тормозного давления на задних колесах
Эта функция помогает водителю дополнительным серво-торможением задних колес, если передними колесами управляет ABS. Эта функция появилась в связи с тем, что многие водители не увеличивают усилие на педали в начале вмешательства ABS, несмотря на то, что этого требует ситуация. При вмешательстве ABS на передних колесах давление на колесах задней оси повышается с помощью возвратного насоса гидравлического модулятора, пока на них также не будет достигнут порог блокирования и не произойдет вмешательство ABS (рис. «Автоматическое увеличение тормозного давления» ). Поэтому торможение происходит физически оптимально. В этом случае давление в рабочих цилиндрах колес задней оси может превысить давление в главном тормозном цилиндре, также и при вмешательстве ABS.
Условие отсечки выполняется, когда ABS прекращает регулировать колеса передней оси или, когда давление в главном тормозном цилиндре падает ниже порога отсечки.
Автоматическое повышение тормозного давления мощным нажатием педали тормоза
Эта функция поддерживает водителя дополнительным серво-торможением. Она активируется, если не удается достичь максимально возможного замедления автомобиля даже при настолько сильном нажатии педали, когда обычно создается давление блокирования колес (первичное давление более 80 бар). Это происходит, к примеру, при высокой температуре тормозного диска или значительном снижении коэффициента трения тормозных колодок.
При активации этой функции давление в рабочих цилиндрах колес растет до тех пор, пока на всех колесах не будет достигнуто давление блокирования и не произойдет вмешательство ABS (рис. «Автоматическое увеличение тормозного давления» ). Поэтому торможение происходит физически оптимально. В этом случае давление в рабочих цилиндрах колес может превысить давление в главном тормозном цилиндре, также и при вмешательстве ABS.
Если водитель уменьшит желаемый уровень торможения до величины, которая будет ниже конкретного порогового значения, то замедление автомобиля уменьшится соответственно усилию на педали тормоза. Поэтому водитель может точно модулировать замедление автомобиля после торможения. Условие отсечки выполняется при падении первичного давления или скорости автомобиля ниже соответствующего порога отсечки.
Очиститель тормозного диска
Эта функция обеспечивает циклическое удаление брызг воды с тормозных дисков в дождливую погоду или на мокрой дороге. Это достигается путем автоматической установки низкого тормозного давления на колесных тормозах. Таким образом, эта функция помогает обеспечить минимальное время реакции тормозов при езде в сырую погоду. Для определения наличия сырости используются сигналы очистителей лобового стекла или датчика дождя.
Уровень давления регулируется таким образом, чтобы замедление автомобиля не воспринималось водителем. Приведение в действие повторяется через определенные интервалы, пока система не определит, что идет дождь или дорога мокрая. При необходимости могут очищаться только диски на передней оси. Процедура очищения прекращается при нажатии на педаль тормоза.
Автоматическое наполнение гидросистемы
Эта функция уменьшает общий тормозной путь в экстренных ситуациях, при этом водитель нажимает на педаль тормоза сразу после отпускания педали газа. Это достигается путем заполнения гидравлического контура тормозной системы после отпускания педали газа, что означает значительно более динамичное нагнетание давления при последующем торможении. Соответственно, сильное замедление автомобиля начинается раньше.
Заполнение гидравлического контура тормозной системы регулируется возвратным насосом гидравлического модулятора ESP. При этом тормозные колодки плотно прилегают к тормозным дискам. Если сразу после резкого отпускания педали газа не будет нажата педаль тормоза, то давление в тормозной системе снова упадет. Это не ухудшает общую управляемость автомобиля.
Электромеханический стояночный тормоз
Электромеханический стояночный тормоз (ЕМР) создает силу для включения стояночного тормоза электромеханическими средствами. Функция ручного или ножного стояночного тормоза выполняется при помощи ручки управления с комбинацией электродвигателя и редуктора. Когда водитель поворачивает ручку управления, в случае обнаружения системой неподвижного положения автомобиля активируется электродвигатель. Когда автомобиль паркуется на горизонтальной поверхности, натяжение троса устанавливается меньшим, чем при полной загрузке автомобиля, припаркованного на уклоне. Для определения припаркованного (т.е. неподвижного) состояния используются активные колесные датчики. Кроме того, специальным датчиком может определяться угол уклона.
Стояночный тормоз отпускается с помощью той же ручки управления. Однако для предотвращения случайного отпускания стояночного тормоза детьми или животными должны выполняться различные правила и требования к безопасности.
Управляемое торможение гидравлической системой ESP
При активации электромеханического стояночного тормоза во время движения автомобиль должен безопасным образом тормозиться до полной остановки. Необходимое тормозное давление нагнетается возвратным насосом гидравлического модулятора ESP. Системы ABS и ESP обеспечивают безопасное торможение даже на скользкой и мокрой дороге. Когда автомобиль останавливается, электромеханический стояночный тормоз выполняет функцию удерживания автомобиля в неподвижном состоянии.
Во время замедления водитель должен непрерывно нажимать кнопку активации автоматического стояночного тормоза.
Система помощи при трогании на подъеме
(ННС)
Эта система упрощает трогание с места на подъемах. Она предотвращает откатывание автомобиля после отпускания педали тормоза. Это особенно полезно на тяжелых загруженных автомобилях с механической трансмиссией и на автомобилях с прицепами. Задействовать стояночный тормоз в этом случае не нужно. Эта функция также работает при трогании с места на подъемах задним ходом.
Система определяет намерение водителя тронуться с места (рис. «Система помощи при трогании на подъеме» ). После отпускания педали тормоза остается примерно две секунды до начала трогания. При этом тормоз отпускается автоматически, если крутящий момент привода больше крутящего момента откатывающей силы.
Система ННС базируется на аппаратной части ESP с дополнительными датчиками — датчик наклона определяет угол уклона дороги, датчик передачи определяет, включена ли задняя передача, а датчик сцепления определяет, нажата ли педаль сцепления.
Автоматическое торможение на спуске
(HDC)
Эта система помогает водителю на внедорожных спусках с уклоном 8-50% посредством автоматического торможения. Это позволяет водителю полностью сконцентрироваться на рулевом управлении, не отвлекаясь на торможение. Педаль тормоза нажимать не нужно.
При активации этой системы, например, нажатием кнопки или выключателя, во всем диапазоне заданного тормозного давления поддерживается предустановленная скорость. При необходимости водитель может изменить предустановленную скорость, нажав педали тормоза и газа или с помощью кнопок управления системы регулировки скорости.
Система остается активной до её выключения повторным нажатием кнопки или выключателя, т.е. она не отключается автоматически.
Автоматическое торможение для систем адаптивного круиз-контроля
Это дополнительная функция для активного торможения с адаптивным круиз-контролем (АСС), т.е. для автоматического выбора дистанции. Водителю не нужно нажимать на педаль тормоза — торможение происходит автоматически, как только дистанция до движущегося впереди автомобиля сокращается до определенной величины (рис. «Принцип работы автоматического торможения для ACC» ). В основе лежат гидравлическая тормозная система и система ESP.
Эта функция получает запрос на торможение автомобиля до определенной степени (вводная переменная). Торможение вычисляется системой АСС. Автоматическое торможение поддерживает торможение автомобиля посредством соответствующего тормозного давления, регулируемого с помощью гидравлического модулятора ESP.
Что такое система экстренного торможения автомобиля
За последние годы возросло количество аварий на дорогах. Этот факт заставляет задуматься, какие же средства защиты при аварийной ситуации может использовать водитель для предотвращения ДТП. Безусловно, главной такой защитой будет система экстренного торможения автомобиля.
Она значительно сокращает путь торможения на автомобиле. На английском языке эту систему называют Brake assistant. В переводе это значит «помощник в торможении».
Какие бывают конструкции
Такие механизмы условно разделяют на два класса:
- помощник в полном вжатии акселератора тормоза;
- независимый помощник в торможении.
Если говорить о первом типе, то такой механизм создает полный зажим воздуха в педали тормоза автомобиля при натиске на нее водителем. Что это значит, говоря простым языком? То, что она «заканчивает торможение» автомобиля за водителя. Во втором случае торможение происходит в автоматическом режиме, и водитель в этом случае не принимает участия.
Типы системы стопора
Работа системы экстренного торможения автомобиля состоит в том, чтобы обусловить предельно сильное давление на педаль стопора в аварийной ситуации.
Делят такой механизм на два типа:
- пневматический;
- гидравлический.
Механизм пневматического типа
Такая система позволяет вакуумному твистрону КПД работать в усиленном режиме. Комплектуется из следующих элементов:
- ЭБУ (электроблок питания);
- электромагнитный штофной привод;
- измеритель (встроен внутри усилителя вакуума).
Этот вариант устанавливают на машины с механизмом анти-блокировки оборудования. Механизм пневматического вида определит срочное торможение, определив стремительность натиска на педаль стопора. Сила нажима фиксируется специальным преобразователем, передающим команду в механизм стопора.
Если сила натиска превысила нормальный показатель, механизм вжимает педаль до самого упора, таким образом происходит срочное торможение автомобиля. Интересно, что так же устроена система экстренного торможения грузовика.
Пневматический тип стопора
Он подразделяется на:
- BA — BAS (Assist System);
- EBA (Emergency Brake Assist);
- помещается на Volvo, BMW, Mercedes-Benz;
- AFU – устанавливается на Peugeot, Citroën, Renault Group.
Гидравлический механизм. Такой вид механизмов как BA создаст предельно сильное влияние на тормозное вещество механизма при воздействии курсовки и устойчивого покрытия дороги.
Что входит в эту систему помощи при экстренном торможении?
- Электронный пульт регулировки.Кнопка стоп-коммуникатора.Регулятор, отвечающий за измерение давления в тормозной педали.Преобразователь, который считает количество оборотов колес.
За счет звуков из переключателей ЭБУ отключает гидромеханический насос механизма ESC и поднимает натиск на тормозном устройстве до самого максимального уровня. Кроме скорости напора на рычаг тормозного механизма SBC, берется во внимание мощность давления на тормоз, покрытие дороги, направленность движения и остальные возможные причины. В зависимости от определенных критериев ЭБУ развивает максимальное тормозное увеличение на все колеса.
Вариация BA Plus анализирует промежуток до автомобиля, движущегося впереди. Если есть угроза аварии, она подает сигнал водителю или же увеличивает давление на тормозную педаль за него, что существенно снижает риск ДТП.
Механизм непроизвольного экстренного торможения
Система предупреждения об экстренном торможении этого типа более усовершенствована. Она идентифицирует автомобиль, который едет впереди, и другую преграду при поддержке локатора и видеонаблюдения. Механизм сам определяет промежуток до препятствия и, если обнаружен высокий риск ДТП, понижает скорость автомобиля. Даже если случится авария, поломки будут не столь страшными.
Кроме автоматического неотложного торможения, механизм обеспечен и другими обязанностями. Например, он предупреждает водителя о риске возникновения аварии посредством сигнализации. Также включаются отдельные клапаны пассивной защиты, за счет чего механизм получил название «превентивный механизм безопасности».
Детально этот тип механизма неотложного стопора основывается на иных механизмах успешной защиты — адаптивного круиз-контроля (курсовой выносливости).
Анализ подтвердил — в большинстве машин в аварийных ситуациях тормоза срабатывают недостаточно быстро. А водители не зажимают рычаг с нужной силой в тех случаях, когда возникает острая потребность.
В поддержку пришла общая система Daimler-Benz и Lucas. А бортовой электронный вычислитель, по некоторым штатным данным, горазд вычислить и отметить стиль и силу торможения отдельного водителя. Если у него не все хорошо с реакцией, то пульт регулировки переместит фазы износа механизма на секунды быстрее.
Алгоритм манипуляций механизма БАС базируется на изучении последствий ДТП, проводившихся владельцами марки Mercedes-Benz.
Анализ
В ходе изучения установлено, что в аварийной обстановке, когда водителю нужно срочно остановить машину, тот зажимает стопор тормоза достаточно быстро, но не всегда этого оказывается достаточно. В этом случае на выручку придет система БАС. В ее функции входит постоянная слежка за давлением в педали, а пульт регулировки механизма без перерывов анализирует полученные данные.
Если нажатие рычага стопора превышает нормальный показатель, пульт регулировки дает сигнал электромагнитному поршню в вакуумном усилителе стопора, который объединяет одну из частей усилителя с атмосферами. Как следствие, вакуумный усилитель производит самое высокое напряжение и, таким образом, сила давления в стопорном механизме тоже поднимается до самого максимального уровня.
Активные системы безопасности для грузовых автомобилей
Помимо повышения и улучшения эксплуатационных и технических показателей автомобилей, конструкторы уделяют немало внимания обеспечению безопасности. Современные технологии позволяют оснастить машины значительным количеством систем, которые обеспечивают контроль поведения авто в экстренных ситуациях, а также максимально возможную защиту водителя и пассажиров от получения травм при ДТП.
Пассивные системы направлены на уменьшение последствий при случившейся аварии. К ним относятся ремни, подушки и шторки безопасности. Активная безопасность автомобиля направлена на возможное устранение аварийной ситуации и сохранение контроля за поведением авто в экстренных случаях. Причем они действуют автоматически, то есть, вносят свои коррективы, несмотря на действия водителя.
Стандартные системы активной безопасности
Первой системой активной безопасности на авто является антиблокировочная (АБС). Она также выступает основой для многих видов активных систем. В целом, на автомобилях могут использоваться такие системы активной безопасности, как:
Антиблокировочная (ABS)
Это, пожалуй, единственная система, которая у всех автопроизводителей обозначается одинаково – аббревиатурой ABS. В задачу АБС, как понятно из названия, входит предотвращение полной блокировки колес во время торможения. Это в свою очередь не дает колесам потерять контакт с полотном дороги, и авто не уходит в юз. АБС является частью тормозной системы.
Суть функционирования АБС сводится к тому, что блок управления посредством датчиков отслеживает скорость вращения каждого колеса и при определении, что одно из них замедляется быстрее других, посредством исполнительного блока сбрасывает давление в магистрали этого колеса, и оно перестает замедляться. АБС действует полностью автоматически. То есть, водитель, как обычно, просто нажимает на педаль, а АБС уже самостоятельно контролирует процесс замедления всех колес по отдельности.
Противобуксовочная (ASR)
Противобуксовочная система направлена на предотвращение пробуксовки ведущих колес, что исключает уход авто в занос. Работает она на всех режимах движения, но имеет возможность отключения. Разные автопроизводители эту систему обозначают по-разному – ASR, ASC, DTC, TRC и другие. Работает ASR на базе ABS, то есть она воздействует на тормозную систему.
Дополнительно она управляет также электронной блокировкой дифференциала и некоторыми параметрами силовой установки. При небольшой скорости ASR отслеживает, посредством датчиков ABS, скорость вращения колес и если отмечается, что одно из них вращается быстрее, то притормаживает его. На высоких скоростях ASR подает сигналы на ЭБУ, а тот в свою очередь, обеспечивает снижение крутящего момента двигателя.
Распределения усилий на тормозах (EDB)
Распределение тормозных усилий – это не полноценная система, а лишь расширение функционала ABS. Но все же она имеет свое обозначение – EDB или EBV. Она выполняет функцию предотвращения блокировки колес задней оси. При торможении центр тяжести авто смещается на передок, из-за чего задние колеса получаются разгруженными, поэтому для их блокировки требуется меньше усилия тормозных механизмов. При торможении EDB задействует задние тормоза с небольшой задержкой, а также следит за усилием, создаваемым на тормозных механизмах колес, и предотвращает их блокировку.
Экстренного торможения (BAS)
Система экстренного торможения необходима для максимально эффективного срабатывания тормозов при резком торможении. Она обозначается разными аббревиатурами – BA, BAS, EBA, AFU. Эта система бывает двух типов.
В первом варианте суть работы BA сводится к тому, что она отслеживает скорость перемещения штока тормозного цилиндра. И при обнаружении его быстрого движения, что бывает, когда водитель «бьет» по тормозам в экстренном случае, BA задействует электромагнитный привод штока, дожимая его и обеспечивая максимальное усилие.
Во втором варианте BAS работает вместе с ABS. Здесь все работает по описанному выше принципу, но исполнение несколько иное. При определении экстренного торможения она подает сигнал на исполнительный механизм ABS, а тот создает максимальное давление в тормозных магистралях.
Курсовой устойчивости (ESP)
Система курсовой устойчивости направлена на стабилизацию поведения авто и сохранения направления движения при возникновении внештатных ситуаций. У разных автопроизводителей она обозначается как ESP, ESC, DSC, VSA и прочие. По сути, ESP представляет собой комплекс, включающий в себя ABS, BA, ASR, а также электронную блокировку дифференциала.
Также для работы она использует системы управления силовой установкой и АКПП, в некоторых случаях также и датчики угла поворота колес и руля. Все вместе они постоянно оценивают поведение авто, действия водителя и при обнаружении каких-либо отклонений от параметров, которые считаются нормой, вносят необходимые коррективы в режим работы систем двигателя, КПП, тормозов.
Обнаружения препятствий и пешеходов (PDS)
Система предотвращения столкновения с пешеходами контролирует пространство перед авто и при обнаружении пешеходов в автоматическом режиме включает тормоза, обеспечивая замедление авто. У автопроизводителей она обозначается как PDS, APDS, Eyesight. PDS является сравнительно новой и применяется она далеко не всеми производителями грузовых машин. Для работы PDS используются камеры или радары, а в качестве исполнительного механизма выступает BAS.
Блокировки дифференциала (EDS)
Электронная блокировка дифференциала работает на базе ABS. В ее задачу входит предотвращение пробуксовки и повышение проходимости за счет перераспределения крутящего момента на ведущих колесах. EDS работает по тому же принципу, что и BAS, то есть она с помощью датчиков фиксирует скорость вращения ведущих колес и при выявлении повышенной скорости вращения на одном из них, задействует тормозной механизм. Многие автопроизводители патентуют свои системы. Но в большинстве своем они работают по единому принципу, и разница сводится лишь к названиям.
Системы-ассистенты
Выше описаны только основные системы, но активная безопасность автомобиля включает еще ряд вспомогательных, так называемых «ассистентов». Их количество тоже немалое, и к ним относятся такие системы как:
- Кругового обзора (камеры, установленные по периметру, позволяют контролировать «слепые» зоны);
- Круиз-контроля (позволяет авто удерживать заданную скорость, без участия водителя);
- Аварийного рулевого управления (позволяет в автоматическом режиме избежать автомобилю столкновения с препятствием);
- Помощи движению по полосе (обеспечивает движение авто исключительно по заданной полосе);
- Помощи при перестроении (контролирует слепые зоны и при изменении полосы движения сигнализирует о возможном препятствии);
- Ночного виденья (позволяет контролировать пространство вокруг авто в темное время суток);
- Распознавания дорожных знаков (распознает знаки и информирует водителя о них);
- Контроля усталости водителя (при обнаружении признаков усталости водителя сигнализирует о необходимости отдыха);
- Помощи при начале движения со спуска и в подъем (помогает начать движение, не используя тормоза или ручник).
Это основные ассистенты. Но конструкторы постоянно совершенствуют их и создают новые, повышая общее количество систем авто, обеспечивающих безопасность во время движения.
В современном автопроизводстве активная безопасность играет значительную роль для сохранения здоровья людей в автомобиле и вне его, а также исключает множество ситуаций, которые раньше привели бы к повреждению авто. Поэтому не стоит недооценивать их значимость и пренебрегать наличием таких помощников в комплектации.
В статье использованы материалы сайта Аutoleek.ru.