Что такое система смазки двигателя д 240
Основные системы двигателя Д-240
Система охлаждения Д-240
В двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, 82 реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан).
Система охлаждения с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная). Действует она следующим образом.
Рис. 1. Система охлаждения Д-240
1 — амортизатор; 2 — патрубок; 3 — нижний бак; 4 — спускной кран: 5 — шторка; 6 — ремень; 7 — радиатор системы смазки; 8 — насос системы охлаждения; 9 — шланг термостата; 10 вентилятор; 11 — кожух; 12 — сердцевина радиатора; 13 -стойка радиатора: 14 – верхний бак; 15 — датчик термостата; 16 — пробка радиатора; 17 — указатель термометра; 18 — пароотводящая трубка; 19 — шланг подводящий; 20 — термостат; 21 — труба; 22 и 24 — патрубки; 23 — рубашка охлаждения пускового двигателя; А — канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров; Б — каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров;
Насос водяной (помпа) двигателя Д-240 (8 на рис. 1) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии — и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую.
Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10.
Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80. 97°С.
Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5.
В холодном двигателе трактора МТЗ-80, 82 термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к водяному насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе.
Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами. Помпа конструктивно объединена с вентилятором.
Водяной насос (помпа) Д-240
Выделение обильного количества пара, течь воды или масла из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки указывают на неисправность системы охлаждения, в частности на неисправность помпы.
Работоспособность системы охлаждения зависит от количества жидкости, степени изношенности лопастей крыльчатки и стенок насоса, натяжения ремней привода вентилятора, состояния сердцевины радиатора и других причин.
Количество жидкости в системе охлаждения трактора МТЗ-80, 82 может уменьшаться в результате негерметичности соединений, нарушения регулировок паровоздушного клапана, разрушения уплотнений водяного насоса.
Потеря охлаждающей жидкости приводит к перегреву деталей головки цилиндров, выходу из строя уплотнений стаканов форсунок, гильз цилиндров, прогоранию прокладок головки цилиндров и др.
Появление значительного зазора в подшипниках или его разрушение может привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.
При наличии трещин на корпусе водяного насоса Д-240, обнаруженных внешним осмотром, его заменяют на новый или отремонтированный.
Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников водяного насоса, ослабление посадочного места под приводной шкив.
Появление течи охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следов масла на шкиве привода свидетельствует о разрушении манжет, уплотнений валика водяного насоса.
При появлении этих неисправностей водяной насос снимают с двигателя для замены изношенных деталей.
Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то его заменяют в сборе с подшипниками.
При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют. Из крыльчатки извлекают торцевое уплотнение и проверяют его техническое состояние.
На уплотняющей шайбе допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм, толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.
Осматривают корпус водяного насоса. При наличии трещин его выбраковывают. Измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика.
Если на торцевой поверхности опорной втулки корпуса насоса есть следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм или величина А более допустимого размера, то ее выпрессовывают и заменяют новой.
При сборке водяного насоса (помпы) резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников.
Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16. 19 Нм. После сборки водяного насоса валик должен легко вращаться от руки, без заеданий крыльчатки.
Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.
Система смазки двигателя Д-240
На двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, 82 применена комбинированная одноконтурная система смазки. Насос 2 (рис. 1) засасывает масло через маслозаборник 1 и нагнетает в полнопоточную активно-реактивную (бессопловую) центрифугу 4.
Дальше масло через радиатор 5 или минуя его поступает в магистраль блок-картера к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.
От коренных подшипников по сверлениям в щеках оно подводится к шатунным. От шейки распределительного вала масло пульсирующим потоком поступает во внутреннюю полость оси коромысел, а через отверстия в ней — к втулкам коромысел.
По имеющимся в коромыслах каналах масло поступает к сферическим поверхностям штанг толкателей.
Рис.1. Взаимодействие устройств системы смазки Д-240
1 — маслозаборник; 2 — насос; 3 — предохранительный клапан; 4 — центифуга; 5 — радиатор; 6 — указатель манометра; 7 — сливной клапан; 8 — клапан-термостат радиатора; К и Ш — коренные и шатунные подшипники; Р — опоры распределительного вала; ПН и ПШ — шестерни привода топливного насоса и промежуточная: ВК — втулки коромысел
Гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распределительного вала, зубья шестерен и другие детали двигателя смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников. Предохранительный клапан 3 ограничивает давление масла на входе в фильтр не более 0,7 МПа.
Редукционный клапан (термостат) 8 перепускает холодное масло в магистраль мимо радиатора. Это ускоряет прогрев масла и двигателя.
Сливной клапан 7 ограничивает рабочее давление в главной магистрали в пределах 0,2. 0,3 МПа. Для контроля давления масла в системе смазки Д-240 служит манометр 6. Топливный насос с регулятором и пусковой двигатель с редуктором имеют автономные системы смазки.
Рис. 2. Схема действия активно-реактивной центрифуги Д-240
1 — ось; 2 — колпак; 3 — ротор; 4 — корпус центрифуги; 5 — подводной канал; 6 — отводная трубка: 7 — насадок; 8 — колонка ротора; 9 — гайка специальная; 10 — шайба; 11 — гайка: ВП и НП — верхняя и нижняя полости; В и Н- каналы
Ротор активно-реактивной центрифуги трактора МТЗ-80, 82 свободно посажен на ось 1 (рис. 2.). К ней неподвижно прикреплен насадок 7, имеющий каналы Н, расположенные по касательной к его окружности. Аналогично выполнены и каналы В в верхней части колонки ротора.
Нагнетаемое насосом масло по каналу 5, кольцевому каналу и отверстиям в оси поступает в насадок 7, а оттуда выходит через каналы Н в полость НП колонки ротора.
Струи масла, которые выходят с большой скоростью и направляются каналами Н по касательной и внутренней стенке колонки, создают активный момент, заставляющий ротор вращаться. Из полости НП колонки через ее радиальные отверстия масло поступает в полость ротора 3, где очищается от посторонних примесей (как описано выше).
Очищаемое масло через каналы В в верхней части колонки проходит в полость ВП. При этом возникают реактивные силы, крутящий момент которых совпадает с активным моментом.
Эти крутящие моменты, слагаясь, обеспечивают вращение ротора с частотой около 6000 мин’. Очищаемое масло из полости ВП по каналу и трубке в оси направляется для смазки трущихся поверхностей.
Охлаждают масло с целью недопущения уменьшения вязкости ниже предельной и замедления процесса окисления. Применяемые в настоящее время радиаторы позволяют снизить температуру масла на 10-15°С.
Система питания двигателя Д-240
Система питания Д-240 трактора МТЗ-80, 82 состоит из устройств, обеспечивающих раздельную подачу в цилиндры дизеля топлива и воздуха, а также выпуск отработанных продуктов в атмосферу.
Рис. 3. Общее устройство системы питания дизеля Д-240
1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5 — электрофакельный подогреватель; 6 — топливная трубка к электрофакельному подогревателю; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 -топливные баки; 11 — топливомерная трубка; 12 — сливной кран; 13 — трубка от топливного бака; 14 — фильтр грубой очистки топлива; 15 — рукоятка продувочного вентиля; 16 — фильтр тонкой очистки топлива; 17-трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 18 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 19 — регулятор топливного насоса; 20 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 21 — подкачивающий насос; 22 — перепускная трубка; 23 — топливный насос; 24 — форсунки; 25 — выхлопной коллектор; 26 — нижний фильтрующий элемент; 27 — средний фильтрующий элемент; 28 — верхний фильтрующий элемент
Топливо из баков 10 (рис. 3) поступает в фильтр грубой очистки 14. Очищенное от грубых механических примесей топливо отсасывается подкачивающим насосом 21 и нагнетается под давлением около 0,2 МПа в фильтр тонкой очистки 16.
От фильтра тонкой очистки топливо подается трубкой 17 к распределительному каналу головки ТНВД 23, так как к насосу топливо подается с избытком, часть его пропускается через клапан и возвращается трубкой 22 к подкачивающему насосу.
Секции ТНВД в необходимом количестве и в соответствии с порядком работы цилиндров дизеля подают топливо трубками высокого давления к форсункам 24, которые впрыскивают его в камере сгорания. Часть топлива просачивается через зазоры деталей форсунок и отводится дренажными трубками 7 в бак.
Заданный скоростной режим поддерживается регулятором 19. Воздух, поступающий в цилиндры дизеля, очищается в комбинированном воздухоочистителе 2.
К электрофакельному подогревателю 5, которым пользуются при пуске двигателя в холодное время года, топливо поступает от фильтра тонкой очистки трубкой 6.
Фильтр грубой очистки топлива рассматриваемых дизелей комбинированный (инерционная очистка и фильтрация через латунную сетку с ячейками размером 0,25×0,25 мм) и состоит из корпуса 5 (рис. 4.), стакана 15, направляющего конуса 2 с сеткой, успокоителя 16.
Рис.4. Фильтр грубой очистки топлива Д-240
Корпус и стакан топливного фильтра грубой очистки соединяют болтами 4 при помощи кольца 3. Уплотнение их осуществляется паронитовой прокладкой 11.
В корпус завернуты штуцерные болты 6 и 7, а также пробка 10,закрывающая отверстие, предназначенное для удаления воздуха из полости фильтра при заполнении его топливом.
Топливо очищается следующим образом. Через штуцерный болт 6 оно поступает в кольцевую полость 9, откуда через многодырчатую распределительную шайбу 12 на поверхность направляющего конуса 2.
Затем стекает к кольцевой щели между конусом и стаканом. Топливо забирается из фильтра-отстойника через штуцерный болт 7 благодаря отсасывающему действию подкачивающего насоса.
Стекая с кромки направляющего конуса, оно резко изменяет направление движения и проходит через сетку фильтрующего элемента, направляясь вверх.
Механические примеси и вода (более тяжелые частицы) продолжают двигаться по инерции вниз и собираются под успокоителем 16. Успокоитель ограничивает взбалтывание примесей при движении трактора.
Рис.5. Фильтр тонкой очистки топлива двигателя Д-240
Фильтр тонкой очистки топлива дизеля состоит из корпуса 3 (рис. 5), крышки 2 с продувочным вентилем 1, трех бумажных фильтрующих элементов 4, работающих параллельно, и уплотнителя 6.
Фильтрующие элементы нанизаны на шипы уплотнителя и крышки и уплотнены резиновыми кольцами 7.
МТЗ Двигатель Д 240,242,243,245. Страница 140 из 248
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
наверное редукционный, может и вам в том направлении внимательно посмотреть?
Сегодня его разбирали промыть продуть, так на всякий случай. Ничего в нем не было. На той неделе его новый установили.
Хрень какая-то происходит.
наверное редукционный, может и вам в том направлении внимательно посмотреть?
Сегодня его разбирали промыть продуть, так на всякий случай. Ничего в нем не было. На той неделе его новый установили.
Хрень какая-то происходит.
Предлагаю кардинальный способ. Каким то образом подключится манометром к отверстию в блоке, куда прикручивается центрифуга фильтр, где выходит масло от насоса.И кратковременно завести. Если давление покажет хорошее, то поэтапно подключатся дальше по линии давления и искать, где упадет. Если будет плохое, то вам сузит круг поиска. Будет только насос и канал в блоке.
Трактор под опытным трактористом в одних руках, другие не ездят.
В начале весны был свидетелем как тракторист 1 класса тоже ничего не мог поделать с давлением и температурой.Всё перепробовал.Вплоть до замены радиатора на новый потому что зимой при небольшой нагрузке тосол начинало выбивать.Что не пробовал-толку 0. Оказалось что не той стороной был внедрён вентилятор на водяную помпу. Надо чтобы выпуклой стороной лопасти были к радиатору и при вращении тянули воздух от радиатора.Проверьте-чем чёрт не шутит.
Манометр/датчик давления подключены в масляную магистраль,т.е позади остаются фильтр с теплообменником, клапан сброса, насос.
Попробовать подключить манометр перед фильтром?
Надо чтобы выпуклой стороной лопасти были к радиатору и при вращении тянули воздух от радиатора.Проверьте-чем чёрт не шутит.
Так с температурой проблем нет, она как раз в норме, 80 градусов и на улице к тому же прохладно, а года три назад в это время было 30 град тепла и он даже с кондиционером работал и давление было в норме.
Про лопасти — видал я такое, проходили.
Надо чтобы выпуклой стороной лопасти были к радиатору и при вращении тянули воздух от радиатора.Проверьте-чем чёрт не шутит.
Так с температурой проблем нет, она как раз в норме, 80 градусов и на улице к тому же прохладно, а года три назад в это время было 30 град тепла и он даже с кондиционером работал и давление было в норме.
Про лопасти — видал я такое, проходили.
Отличается ли температура ОЖ от температуры масла ?
Предлагаю кардинальный способ
Это разве кардинальный?Кардинальный-это электронасос дополнительный вживить.
Сформулировать мысль может и дурак, только по-дурацки. (. )
Ищущий,да обрящет.
Отличается ли температура ОЖ от температуры масла ?
Не могу точно сказать, температуру масла не замеряли. Но у нас создается предположение, что масло каким-то образом перегревается под нагрузкой, поэтому и подсунули пока термостат на 72 градуса.
Ну если на разворотах стало давление колебаться,то 95% внизу что то не того.
Не согласен с Вами коллега.Давление в движке зависит от температуры. И если,к примеру, из-за трещины в ГБЦ или пробитой прокладки газы идут в масло, то оно может нагреться чрезмерно И давление упадёт.При абсолютно исправной маслосистеме.
Отличается ли температура ОЖ от температуры масла ?
Не могу точно сказать, температуру масла не замеряли. Но у нас создается предположение, что масло каким-то образом перегревается под нагрузкой, поэтому и подсунули пока термостат на 72 градуса.
По книжке разница в температуре масла и ОЖ должна быть примерно равна. Масло может быть теплее на +5 градусов.
Отличается ли температура ОЖ от температуры масла ?
Отличается под нагрузкой.
Да. Но незначительно.
Отличается ли температура ОЖ от температуры масла ?
Не могу точно сказать, температуру масла не замеряли. Но у нас создается предположение, что масло каким-то образом перегревается под нагрузкой, поэтому и подсунули пока термостат на 72 градуса.
Масло циркулирует через маслянный радиатор?
газы идут в масло, то оно может нагреться чрезмерно И давление упадёт.
Может поршневую новую пора поставить, так как замечаем что движок как -то сильнее сапунит что ли в последнее время на полной мощности.
Масло циркулирует через маслянный радиатор?
Конечно, сначала оно проходит через теплообменник, далее в фильтр, другого пути нет.
газы идут в масло, то оно может нагреться чрезмерно И давление упадёт.
Может поршневую новую пора поставить, так как замечаем что движок как -то сильнее сапунит что ли в последнее время на полной мощности.
Компрессию в каждом цилиндре проверяли ?
По книжке разница в температуре масла и ОЖ должна быть примерно равна. Масло может быть теплее на +5 градусов.
Ну в два раза отличаться не будет, конечно. В одном же блоке плещутся.
Тосол 80 градусов, масло получается не более, чем 85, край 90.
Компрессию в каждом цилиндре проверяли ?
Нет, компрессию не меряли, повода такого нет, масло не жрет особо. Подливаем, только когда на максимальной мощности с фрезой целыми днями работает, но тут и обороты и нагрузка.
90-95, масло нагревается до 117
Ну значит на турбодвигателе нашем, может и до 120 нагреться под нагрузкой. Подозрения есть такие.
Компрессию в каждом цилиндре проверяли ?
Нет, компрессию не меряли, повода такого нет, масло не жрет особо. Подливаем, только когда на максимальной мощности с фрезой целыми днями работает, но тут и обороты и нагрузка.
Часом не после замены коленвала движок стал греться ?
90-95, масло нагревается до 117
Ну значит на турбодвигателе нашем, может и до 120 нагреться под нагрузкой. Подозрения есть такие.
По книжке у турбодизеля 245 при 100 градусах ОЖ, масло должно укладываться в 115 градусов. Так 100 ОЖ уже многовато.
Мож клапан новый клинит .срарый поставь попробуй.А движок какой?
наверное редукционный, может и вам в том направлении внимательно посмотреть?
Сегодня его разбирали промыть продуть, так на всякий случай. Ничего в нем не было. На той неделе его новый установили.
Хрень какая-то происходит.
Чувствую что в очередной раз чем сложнее задача, тем проще будет её решение.
Ну могу ещё предположить заглушки в коленвалу, на 245х форсунки охлаждения днища поршней стоят может с ними чё. Про заглушку распредвала у вас спрашивали, но чтобы её посмотреть нужно трактор раскатить или лобовину вскрыть, вы точно её проверили? А то чел который видео в инете про нее снимал говорит что они в продаже даже есть, значит проблема не такая уж редкая. Из за нее коромысла плохо смазываются, так ещё проверить
. я тихонечко партизаню по ошметкам родных полей.
Про заглушку распредвала у вас спрашивали, но чтобы её посмотреть нужно трактор раскатить или лобовину вскрыть, вы точно её проверили?
Мы, чтобы эту заглушку гребаную посмотреть снимали двигатель с трактора (об том я уже писал выше. ). Короче, сняли движок, разобрали, перед, сняли ГБЦ, шейки КВ как новые, но вкладыши сменили, раз уж так вышло.
РВ идеальный просто. Заглушки КВ на месте, Форсунки охлаждения поршней тоже на месте и в порядке. Ничего не нашли все собрали обратно. Вчера новый насос добавили, плюс промыли и проверили клапан сливной на герметичность закрытия.
Дурно стает уже.
Может ЖМТ теплообменник чего-нибудь не того? Хотя на холодном масле давление любое, какое душе угодно, можно поставить. Норма 2,8-3,2 для этого двигателя на больших оборотах.
Двигатель Д245 2S2 с интеркулером, 122 л.с., трактор МТЗ-1220, 2500 м/ч. Масло Авангард 15W-40 всегда. Внутри движка чистота идеалная, смена каждые 150 м/ч. Любили мы его и берегли через чур.
Часом не после замены коленвала движок стал греться ?
Движок не грется выше положенного, даже под нагрузкой. За чистотой радиатора следили с новья.
Под нагрузкой набирает разрешенные ему 85-95 градусов, даже если за бортом 30 градусов тепла.
Т.к. лета у нас в этом году еще нет, то он вообще работает на 85-90 градусах. Теперь еще и термостат на 72, есть возможность остывать.
Есть подозрение, что греется масло выше положенного, как-то бы замерить. Может ЖМТ теплообменник не работает, так без вскрытия не понять что там у него внутри. Ездим только на тосоле, воду не заливали никогда. 2500 м/ч.
Иногда специалисты первого класса начинают «удивлять»)))
Все на моих глазах происходит, вместе ковыряемся-разбираемся, когда что-то не так, сам пока не посмотрю, собирать обратно не разрешаю. Тут важно то, что трактор никто не эксплуатировал кроме нас, поэтому я уверен, что не было ничего экстремального, типа ездить без масла, потому что оно вытекло из двигателя или с пониженным уровнем, или залить в движок не то масло, или т.п. нелепые вещи.
Есть подозрение, что греется масло выше положенного, как-то бы замерить. Может ЖМТ теплообменник не работает, так без вскрытия не понять что там у него внутри. Ездим только на тосоле, воду не заливали никогда. 2500 м/ч.
На ДТ-75 с А-41 к центрифуге наряду с прибором давления подключался прибор температуры масла.И тракторист должен был эту температуру контролировать. Так и у 1220 можно, при желании, организовать измерение той масляной температуры.
Тут важно то, что трактор никто не эксплуатировал кроме нас, поэтому я уверен, что не было ничего экстремального, типа ездить без масла, потому что оно вытекло из двигателя или с пониженным уровнем, или залить в движок не то масло, или т.п. нелепые вещи.
Нельзя согласиться, коллега, с Вашей уверенностью.Допустим выскочило стопорное кольцо поршневого пальца из канавки.Подошло к цилиндру и набило на зеркале две вертикальные полоски.Прорыв газов, масло быстро греется, давление падает.
Компрессию Вы не измеряли, разницу температур ОЖ и масла-тоже.
Иногда специалисты первого класса начинают «удивлять»)))
К ним у меня нет претензий-претензия к себе.Потому что мужик когда прознал что вентилятор не правильно стоит, то меня позвал и сказал что трактор неисправен.Предложил понять почему.И пока он мне не подсказал, хрен я увидел сразу неисправность.
Иногда специалисты первого класса начинают «удивлять»)))
К ним у меня нет претензий-претензия к себе.Потому что мужик когда прознал что вентилятор не правильно стоит, то меня позвал и сказал что трактор неисправен.Предложил понять почему.И пока он мне не подсказал, хрен я увидел сразу неисправность.
Так то на тракторе со стороны вентилятора солому какую нить набивало, да и на работающем если постоять рядом то явно бут чувствоваться куда ветер дует
. я тихонечко партизаню по ошметкам родных полей.
Про заглушку распредвала у вас спрашивали, но чтобы её посмотреть нужно трактор раскатить или лобовину вскрыть, вы точно её проверили?
Мы, чтобы эту заглушку гребаную посмотреть снимали двигатель с трактора (об том я уже писал выше. ). Короче, сняли движок, разобрали, перед, сняли ГБЦ, шейки КВ как новые, но вкладыши сменили, раз уж так вышло.
РВ идеальный просто. Заглушки КВ на месте, Форсунки охлаждения поршней тоже на месте и в порядке. Ничего не нашли все собрали обратно. Вчера новый насос добавили, плюс промыли и проверили клапан сливной на герметичность закрытия.
Дурно стает уже.
Может ЖМТ теплообменник чего-нибудь не того? Хотя на холодном масле давление любое, какое душе угодно, можно поставить. Норма 2,8-3,2 для этого двигателя на больших оборотах.
Двигатель Д245 2S2 с интеркулером, 122 л.с., трактор МТЗ-1220, 2500 м/ч. Масло Авангард 15W-40 всегда. Внутри движка чистота идеалная, смена каждые 150 м/ч. Любили мы его и берегли через чур.
У семи нянек дитё без глазу, а у вас без давления)))) ну теперь осталось только турбину поменять и будет новый мотор.
На мой взгляд остаётся трещина где то в чем то, которую на глаз не различить
. я тихонечко партизаню по ошметкам родных полей.
Двигатель серии Д 240: характеристики, неисправности и тюнинг
Четырехцилиндровый 4-тактный дизельный двигатель Д 240 оснащается воздушным охлаждением и имеет непосредственный впрыск топлива. Этот силовой агрегат устанавливался на трактор МТЗ 80 и пользовался заслуженной любовью у автовладельцев.
Надежный, ремонтопригодный, мощный и простой в эксплуатации мотор продержался на конвейере в течение нескольких десятков лет и сегодня также встречается на тракторах МТЗ.
Описание двигателя Д 240
Прежде чем разобрать основные технические характеристики Д 240, необходимо более подробно ознакомиться с особенностями этого двигателя. Его массовый выпуск начался в конце 70-ых годов прошлого века, а превосходные рабочие показатели двигателя сделали его оптимальным вариантом для эксплуатации в составе конструкции тракторов МТЗ.
Изделие относится к категории дизельных агрегатов, что позволяет существенно сократить затраты на топливо, увеличить проходимость транспортных средств. Его устройство предусматривает наличие 6 цилиндров, расположенных вертикально. Среди характерных особенностей двигателя следует упомянуть:
- низкую стоимость обслуживания и ремонта;
- длительный срок службы;
- высокая мощность, достаточная для применения в тяжелых транспортных средствах;
- система непосредственного впрыска топлива;
- множество модификаций, позволяющая подобрать оптимальный вариант для конкретных задач.
Двигатель используется на различной технике
Также упоминания заслуживает система жидкостного охлаждения, позволяющая устройству стабильно работать в широком диапазоне температур, что особенно актуально для районов с жаркими и холодными климатическими условиями. Особого внимания заслуживает материал блока цилиндров — чугун, который позволял избежать появления механических повреждений этого важного узла даже при продолжительных, интенсивных нагрузках.
Устройство двигателя
Для того чтобы оценить все преимущества мотора, следует ознакомиться с основными элементами его конструкции с помощью фото или видео сборки двигателя Д 240. Она была спроектирована с учетом требований, предъявляемых к подобной категории моторов, и позволяет устройству эффективно работать даже в сложных условиях.
Главными узлами силового агрегата данной серии являются:
- система охлаждения и смазки;
- элементы, ответственные за подачу топлива;
- пусковые устройства.
Каждая из систем представляет собой набор множества комплектующих, в связи с чем их целесообразно изучить подробнее.
Пусковой узел позволяет гарантировать уверенный старт двигателя с помощью электростартера, а также подогревающего устройства, что особенно актуально при эксплуатации изделия в условиях низких температур.
Конструкция изделия предусматривает наличие камеры сгорания неразделенного типа, предусматривающая образование рабочей смести по объемно пленочному принципу. В момент затяжки одна из частей горючего распыляется по узлу, в то время как другая покрывает её поверхность, формируя пленочное покрытие.
Д-240, как и аналогичные силовые агрегаты дизельного типа, предусматривает наличие газораспределительного, кривошипно-шатунного механизмов. Упоминания заслуживает и блок цилиндров, изготовленный из особой разновидности чугуна. Гильзы цилиндров производятся из легированного чугуна, что позволяет значительно увеличить их срок службы.
Для монтажа головки цилиндров используется 16 крепежных элементов. Охлаждение блока осуществляется с помощью специальной жидкости, которая поступает по каналу к участкам механизма, больше других подверженным нагреву, что позволяет избежать повреждений. Порядок работы мотора данной серии полностью соответствует большинству аналогов того же типа.
Технические характеристики Д 240
Превосходные рабочие показатели устройства сделали его невероятно востребованным среди потребителей. Модели производятся до сих пор, успешно конкурируя с более новыми отечественными и зарубежными аналогами. Среди наиболее значимых технических параметров силового агрегата целесообразно упомянуть:
- тип агрегата — четырехтактный;
- охлаждение мотора — жидкостное;
- модификации — стандартная, а также серия «Л», оборудованная отдельным пусковым двигателем;
- мощность — 80 л.с.;
- объем — 4,75л;
- вес силового агрегата — 430/390 кг, в зависимости от модификации;
- частота вращения — 2200 об./мин.
Упоминания заслуживает экономичность мотора, поскольку он использует в своей работе дизель, который значительно дешевле, нежели бензин. При этом уровень его потребления сравнительно невелик, что позволяет дополнительно сэкономить.
Коленвал Д245
Для двигателей внутреннего сгорания неотъемлемой функциональной частью служит коленчатый вал. Модели Д245 производят из стали с 5 коренными и 4 шатунными шейками. Очистка масла происходит в полостях, закрытых заглушками. Через алюминиевые или биметаллические полукольца происходит передача на вал осевых усилий. Эти элементы установлены в блок цилиндров и в крышку 5 коренного подшипника. Механизм уплотнен манжетами, а инерционная сила регулируются противовесами. На переднем конце вала установлены шестерни приводов:
- Газораспределительных.
- Масляного и водяного насосов.
- На заднем фланце прикреплен маховик.
Производят и устанавливают Д245 по двум производственным размерам. Чтобы определить необходимость в ремонте, выявляют основные нарушения в системе. В каком состоянии по уровню износа находятся коренные и шатунные шейки. При критичном изменении нормативов, коленчатый вал шлифуют и вновь используют в эксплуатации.
Топливная система мотора
Подача горючего осуществляется с помощью топливного насоса, распылителей, трубок, а также фильтрующих элементов. При этом конструкция предусматривает наличие сразу 2-х фильтров, предназначенных для тонкой очистки топлива, а также 1 для грубой. Это позволяет исключить попадание примесей, избежать появления серьезных проблем с двигателем.
Чертеж Д-240
Технические характеристики
Завод производитель | ЯМЗ | МТЗ |
Технические параметры | ||
Мощность, л.с. | 59/80 | 59/80 |
Частота вращения, об/мин | 2200 | 2200 |
Количество цилиндров | 12 | 4 |
Диаметр поршня, мм | 130 | 110 |
Ход поршня, мм | 140 | 125 |
Объем Д 240, л | 4,75 | 4,75 |
Расход топлива, г/кВт∙ч | 238 | 238 |
Обслуживание агрегата
Благодаря высокому качеству сборки и продуманной конструкции изделие не требует выполнение серьезного ремонта на протяжении долго времени, однако лишь при условии регулярного выполнения техобслуживания. Оно предполагает выполнение простейшего алгоритма действий:
- Осмотр устройства на предмет наличия подтеков необходимо выполнять каждые 60 часов работы.
- Смена масла требуется каждые 240 часов эксплуатации.
- Капитальный осмотр ключевых узлов и деталей на наличие повреждений следует осуществлять каждые 960 часов.
При выявлении каких-либо неполадок либо изношенных элементов следует их незамедлительно заменять, что поможет продлить срок работы мотора, избежать более серьезных проблем, требующих больших вложений. В некоторых ситуациях может потребоваться регулировка зазора клапанов.
Система смазки двигателя Д 240
Система смазки двигателя Д 240 работает по одноконтурному принципу, поскольку ключевые узлы обрабатываются самотеком либо путем распыления. Основными составляющими системы представляется механизм забора масла, помпа, прочие устройства, необходимые для её работы, очищающие элементы.
Удачная конструкция системы позволяет снизить трение между ключевыми узлами, продлевая срок их службы и одновременно уменьшая температуру работы всего двигателя, что позволяет использовать его даже в жарких условиях.
Что общего между Д240 и Д245
Прежде всего, как без Д240, так и без Д245 работа двигателя невозможна, коленвал является основной частью. Одинаковый принцип работы и технический состав механизмов по:
- Количеству коренных и шатунных шеек.
- Подходу к отверстию под крепление маховика.
- Материалу изготовления.
- Передний носок оборудован шкивом с приводами.
- На задней части установлен маховик.
- Стальные шатуны связывают поршни с коленвалом.
- Через запрессованную втулку в шатун подаются смазочные материалы.
- Масло очищается центробежной силой в полостях, закрытых пробками.
Руководство по ремонту
Вместе с силовым агрегатом производитель поставляет специальные справочные материалы, в которых подробно описан процесс технического обслуживания, а также ремонта обнаруженных неисправностей. Однако, при приобретении б/у мотора либо при утере данного издания при самостоятельном ремонте могут возникнуть проблемы.
В связи с этим следует разобрать наиболее распространенные неисправности, характерные для Д-240, а также их ремонт. Если двигатель не развивает своей нормальной мощности, это может быть связано с наличием воздуха в системе либо его подсоса.
Устранить это можно с помощью насоса ручной подкачки путем продувания узлов. Каталог запчастей позволяет быстро подобрать нужный элемент и самостоятельно заменить его, сэкономив на услугах профессионалов.
Также подобная проблема может быть связана с неисправностью топливного насоса, который потребуется заменить на новый. Другой распространенной проблемой представляется появление дыма от агрегата во всех режимах работы. Для её устранения следует:
- заменить фильтры;
- промыть и отрегулировать форсунки;
- выполнить обслуживание воздухоочистителя.
При выявлении более серьезных неисправностей, например, когда требуется установка зажигания, может потребоваться обращение в специализированные мастерские, поскольку для их устранения необходимы определенные навыки и умения.
Наиболее частые поломки моделей
К типичным неисправностям тракторных двигателей относят:
- Воздух в ТС. Для устранения проблемы ее прокачивают помпой ручной подкачки, устраняют подсос.
- Неполадки и дефекты ТС. Снимают насос и отправляют на СТО для диагностики и ремонта.
- Отсутствие тяги. Ремонтируют ТС — регулировка насоса, замена фильтра при засорении, промывка распылителей, очистка сопла, проверка воздухоочистителя, турбокомпрессора, р егулировка зазоров газораспределительного механизма.
- Появление черного дыма. Возможные причины — засорение воздухоочистителя, неисправность насоса подачи топлива и форсунок, неправильная регулировка тепловых зазоров механизма газораспределения. Производят ТО или замену элементов и соответствующие регулировки.
- Появление белого дыма. Причина- попадание в камеру сгорания двигателя охлаждающей жидкости. Неисправность — пробита прокладка между блоком двигателя и головкой газораспределения. Устранение — демонтаж головки и замена прокладки.
- Закипание охлаждающей радиаторной жидкости. Производят очистку радиатора и водяной рубашки блока цилиндров от накипи , регулируют натяжение ремня вентилятора .
Для предупреждения выше перечисленных неисправностей дизельного агрегата, необходимо производить своевременное ТО, придерживаться правил эксплуатации и обслуживания двигателя, установленных заводом производителем.
Чем отличается коленвал Д240 от Д245
В основном размеры коленвалов одинаковые, но они могут отличаться исполнением шкивов, нужно смотреть в техпаспорте, какое выполнено соединение – шпоночное или шлицевое.
Маховик Д245 может крепиться на 7 или 9 болтов, для Д240 предусмотрено 6 отверстий. Но они подойдут, так как на Д245 2 штифта, а на Д240 –1. Поэтому в отверстие попадет один из метизов. Прежде всего Д240 отличается от Д245 креплением шкивов и отверстиями под маховик.
Каждый из коленвалов предназначен для определенного типа двигателя. А в дизеле Д245 в отличие от Д240 присутствуют:
- Изменения в конструкции патрубков в коллекторах.
- Дополнения в виде клинового ремня для приводов.
- Форсунки охлаждают поршни с масляными струями.
- Вставлены в головки цилиндров седла клапанов из износостойких сплавов.
- Материал для коленчатого вала и шатунов подобран более прочный.
При этом двигатель Д240 обладает:
- Высокой мощностью.
- Долговечностью.
- Долгими сроками эксплуатации подшипников на коленчатом вале.
- Сложным ремонтом.
- Большим расходом топлива.
Механики рекомендуют не допускать правку вала трактора МТЗ механической обработкой. Для шатунных подшипников подбирать вкладыши в соответствии с диаметром шейки механизма.
Сфера применения устройств
Мотор прост в эксплуатации, неприхотлив, не доставляет трудностей в обслуживании. За счет универсальности и преимуществ двигатели получили широкое применение. В настоящее время они устанавливаются в следующие виды машин:
- Трактор ТТЗ-80.10 от Ташкентского завода;
- Тракторы МТЗ 80/82 и современные модификации;
- Погрузчик ТО-18Б АО белорусского производства;
- Экскаватор ЭО-3323А от Тверского завода;
- Дизельные электрические станции АД-12/16/20/30.
Подобная модификация имеет ту же сферу применения, что прочие разновидности данного дизельного двигателя.
Двигатель МТЗ 80; устройство и характеристики Д-240
Описание двигателя Д 240
Прежде чем разобрать основные технические характеристики Д 240, необходимо более подробно ознакомиться с особенностями этого двигателя. Его массовый выпуск начался в конце 70-ых годов прошлого века, а превосходные рабочие показатели двигателя сделали его оптимальным вариантом для эксплуатации в составе конструкции тракторов МТЗ.
Изделие относится к категории дизельных агрегатов, что позволяет существенно сократить затраты на топливо, увеличить проходимость транспортных средств. Его устройство предусматривает наличие 6 цилиндров, расположенных вертикально. Среди характерных особенностей двигателя следует упомянуть:
- низкую стоимость обслуживания и ремонта;
- длительный срок службы;
- высокая мощность, достаточная для применения в тяжелых транспортных средствах;
- система непосредственного впрыска топлива;
- множество модификаций, позволяющая подобрать оптимальный вариант для конкретных задач.
Двигатель используется на различной технике
Также упоминания заслуживает система жидкостного охлаждения, позволяющая устройству стабильно работать в широком диапазоне температур, что особенно актуально для районов с жаркими и холодными климатическими условиями. Особого внимания заслуживает материал блока цилиндров — чугун, который позволял избежать появления механических повреждений этого важного узла даже при продолжительных, интенсивных нагрузках.
Устройство двигателя
Для того чтобы оценить все преимущества мотора, следует ознакомиться с основными элементами его конструкции с помощью фото или видео сборки двигателя Д 240. Она была спроектирована с учетом требований, предъявляемых к подобной категории моторов, и позволяет устройству эффективно работать даже в сложных условиях.
Обязательно почитайте: Трактор МТЗ 82
Главными узлами силового агрегата данной серии являются:
- система охлаждения и смазки;
- элементы, ответственные за подачу топлива;
- пусковые устройства.
Каждая из систем представляет собой набор множества комплектующих, в связи с чем их целесообразно изучить подробнее.
Пусковой узел позволяет гарантировать уверенный старт двигателя с помощью электростартера, а также подогревающего устройства, что особенно актуально при эксплуатации изделия в условиях низких температур.
Конструкция изделия предусматривает наличие камеры сгорания неразделенного типа, предусматривающая образование рабочей смести по объемно пленочному принципу. В момент затяжки одна из частей горючего распыляется по узлу, в то время как другая покрывает её поверхность, формируя пленочное покрытие.
Д-240, как и аналогичные силовые агрегаты дизельного типа, предусматривает наличие газораспределительного, кривошипно-шатунного механизмов. Упоминания заслуживает и блок цилиндров, изготовленный из особой разновидности чугуна. Гильзы цилиндров производятся из легированного чугуна, что позволяет значительно увеличить их срок службы.
Для монтажа головки цилиндров используется 16 крепежных элементов. Охлаждение блока осуществляется с помощью специальной жидкости, которая поступает по каналу к участкам механизма, больше других подверженным нагреву, что позволяет избежать повреждений. Порядок работы мотора данной серии полностью соответствует большинству аналогов того же типа.
Технические характеристики Д 240
Превосходные рабочие показатели устройства сделали его невероятно востребованным среди потребителей. Модели производятся до сих пор, успешно конкурируя с более новыми отечественными и зарубежными аналогами. Среди наиболее значимых технических параметров силового агрегата целесообразно упомянуть:
- тип агрегата — четырехтактный;
- охлаждение мотора — жидкостное;
- модификации — стандартная, а также серия «Л», оборудованная отдельным пусковым двигателем;
- мощность — 80 л.с.;
- объем — 4,75л;
- вес силового агрегата — 430/390 кг, в зависимости от модификации;
- частота вращения — 2200 об./мин.
Обязательно почитайте: Официальный сайт Липецкий тракторного завода
Упоминания заслуживает экономичность мотора, поскольку он использует в своей работе дизель, который значительно дешевле, нежели бензин. При этом уровень его потребления сравнительно невелик, что позволяет дополнительно сэкономить.
Назначение и устройство газораспределительного механизма Д-240
Головка цилиндров Д-240 представляет собой чугунную обработанную отливку. Сбоку к головке прикреплены впускной и выпускной коллекторы.
Между головкой Д-240 и коллектором установлены прокладки из асбостального полотна.
Сверху в головке цилиндров Д-240 запрессованы восемь направляющих втулок, в которые вставлены впускные и выпускные клапаны. Снизу в головке
Д-240 имеются гнезда под тарелки клапанов. Для улучшения охлаждения форсунок они размещаются в латунных стаканах. Снизу под донышки стаканов установлены уплотнительные шайбы. Стаканы поджаты к шайбам гайками, ввернутыми в головку.
Нижняя головка шатуна Д-240 разъемная. Разъем выполнен косым для обеспечения прохода нижней части через гильзу при монтаже. Крышка прикреплена к шатуну двумя болтами из высококачественной стали, застопоренными контровочной пластиной.
К основным дефектам головки цилиндров относятся: коробление плоскости разъема, износ внутренних поверхностей направляющих втулок, рабочих фасок клапанов и клапанных гнезд; наличие трещин в их перемычках; прогар посадочных мест под уплотнения форсунок или ее стакана.
При проведении технической экспертизы головки цилиндров пользуются таблицей. Утопание клапанов в гнездах головки без снятия ее с блока цилиндров можно определить по выступанию стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки блока цилиндров. Для этого поочередно устанавливают поршни в в. м. т. на такте сжатия и измеряют расстояние от торца стержня клапана до головки блока.
Одновременно можно определить степень износа кулачков распределительного вала. Для этого прокручивают коленчатый вал дизеля до полного открытия клапана (при установленном для холодного дизеля тепловом зазоре) и проводят замер расстояния от стержня до головки блока цилиндров.
По разнице расстояний, измеренных при закрытых и полностью открытых клапанах, определяют величину перемещения каждого клапана. Если величина перемещения клапана превышает допустимые значения, распределительный вал дизеля заменяют.
После этих замеров головку блока цилиндров снимают с дизеля и подвергают дальнейшей экспертизе.
Замеряют коробление плоскости разъема головки цилиндров щупом и поверочной линейкой.
При утопании тарелок клапанов более допустимых размеров, приведенных в таблице 4, головку заменяют. Если эти размеры не превышают допустимых, то разбирают головку цилиндров и ремонтируют.
Для впуска воздуха и выпуска продуктов сгорания необходимо при определенном угле поворота коленчатого вала соединять цилиндры двигателя Д-240 с впускными и выпускными коллекторами. Это обеспечивается верхнеклапанным механизмом газораспределения (ГРМ).
Во время работы двигателя Д-240 коленчатый вал через шестерни 1, 2 и 14, в соответствии с рисунком 1, вращает распределительный вал, имеющий кулачки 13. В нужный момент кулачок подходит к толкателю 12, поднимает его, штангу 11 и короткое плечо коромысла 7.
При этом коромысло поворачивается вокруг оси 8 и длинным плечом нажимает на стержень клапана 3, дополнительно сжимая, пружину 5 и открывает клапан. Закрывается клапан под действием этой же пружины.
Необходимая последовательность открывания клапана достигается соответствующим размещение кулачков на валу.
Так как рабочий цикл четырехтактного двигателя происходит за два оборота коленчатого вала, а впускной и выпускной клапаны за это время должны открываться только по одному разу, распределительный вал вращается вдвое медленнее коленчатого. Достигается это установкой на распределительном валу приводной шестерни 14, имеющей вдвое больше зубьев, чем шестерня коленчатого вала.
Клапан должен открываться при определенном положении поршня в цилиндре. Согласованность действия газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов Д-240 обеспечивается соединением распределительных шестерен по специально нанесенным меткам.
Во время работы двигателя Д-240 детали механизма нагреваются и расширяются. Чтобы при этом не нарушалась плотная посадка клапана в седле, между клапаном и бойком коромысла регулировочным винтом 10 устанавливают тепловой зазор (для разных двигателей он находится в пределах от 0,3 до 0,5 мм).
Малый зазор, а, следовательно, и неплотная посадка клапана в седле, приводит к прорыву горячих газов через щели и перегреву клапана (возможно коробление тарелки клапана и обгорание ее фаски).
В случае увеличения зазора возникают звонкие стуки, которые хорошо прослушиваются при работающем двигателе. Кроме того, сокращается время и уменьшается величина открытия клапанов, вследствие чего ухудшается очистка цилиндров от продуктов сгорания и уменьшается наполнение их свежим зарядом.
Чтобы продлить время открытия клапанов и улучшить наполнение, очистку цилиндра, клапаны открываются с некоторым опережением (до того, как поршень придет н.м.т.), а закрывается с запаздыванием (после того, как поршень пройдет м.т,), то есть продолжительность открытия клапана составляет более 180 градусов поворота коленчатого вала.
Топливная система мотора
Подача горючего осуществляется с помощью топливного насоса, распылителей, трубок, а также фильтрующих элементов. При этом конструкция предусматривает наличие сразу 2-х фильтров, предназначенных для тонкой очистки топлива, а также 1 для грубой. Это позволяет исключить попадание примесей, избежать появления серьезных проблем с двигателем.
Чертеж Д-240
Регулировка клапанов отдельно на каждом цилиндре
Он заключается в подведении каждого поршня в ВМТ в момент сжатия. Достаточно только помнить порядок работы цилиндров двигателя.
Порядок работы цилиндров д240.
1 – 3 – 4 – 2
Положение поршня первого цилиндра
Порядок регулировки клапанов каждого цилиндра
Регулируются клапана первого цилиндра.
Затем коленчатый вал проворачивается на половину оборота и регулируются клапана 3 цилиндра.
Еще половина оборота или 180 градусов. Регулируются клапана 4 цилиндра.
половина оборота вала и регулируем клапана 2 цилиндра.
Проворачивать вал можно за болт крепления передней ступицы шкива коленвала при помощи головки и трещётки.
Обслуживание агрегата
Благодаря высокому качеству сборки и продуманной конструкции изделие не требует выполнение серьезного ремонта на протяжении долго времени, однако лишь при условии регулярного выполнения техобслуживания. Оно предполагает выполнение простейшего алгоритма действий:
- Осмотр устройства на предмет наличия подтеков необходимо выполнять каждые 60 часов работы.
- Смена масла требуется каждые 240 часов эксплуатации.
- Капитальный осмотр ключевых узлов и деталей на наличие повреждений следует осуществлять каждые 960 часов.
При выявлении каких-либо неполадок либо изношенных элементов следует их незамедлительно заменять, что поможет продлить срок работы мотора, избежать более серьезных проблем, требующих больших вложений. В некоторых ситуациях может потребоваться регулировка зазора клапанов.
Система смазки двигателя Д 240
Система смазки двигателя Д 240 работает по одноконтурному принципу, поскольку ключевые узлы обрабатываются самотеком либо путем распыления. Основными составляющими системы представляется механизм забора масла, помпа, прочие устройства, необходимые для её работы, очищающие элементы.
Обязательно почитайте: ЛТЗ 60: выбрать б/у и новый
Удачная конструкция системы позволяет снизить трение между ключевыми узлами, продлевая срок их службы и одновременно уменьшая температуру работы всего двигателя, что позволяет использовать его даже в жарких условиях.
Руководство по ремонту
Вместе с силовым агрегатом производитель поставляет специальные справочные материалы, в которых подробно описан процесс технического обслуживания, а также ремонта обнаруженных неисправностей. Однако, при приобретении б/у мотора либо при утере данного издания при самостоятельном ремонте могут возникнуть проблемы.
В связи с этим следует разобрать наиболее распространенные неисправности, характерные для Д-240, а также их ремонт. Если двигатель не развивает своей нормальной мощности, это может быть связано с наличием воздуха в системе либо его подсоса.
Устранить это можно с помощью насоса ручной подкачки путем продувания узлов. Каталог запчастей позволяет быстро подобрать нужный элемент и самостоятельно заменить его, сэкономив на услугах профессионалов.
Также подобная проблема может быть связана с неисправностью топливного насоса, который потребуется заменить на новый. Другой распространенной проблемой представляется появление дыма от агрегата во всех режимах работы. Для её устранения следует:
- заменить фильтры;
- промыть и отрегулировать форсунки;
- выполнить обслуживание воздухоочистителя.
При выявлении более серьезных неисправностей, например, когда требуется установка зажигания, может потребоваться обращение в специализированные мастерские, поскольку для их устранения необходимы определенные навыки и умения.