4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тип блока двигателя

Блок цилиндров двигателя: назначение, конструкция, работа и нумерация цилиндров

У блока цилиндров две основные задачи:

  • он используется как основа для деталей двигателя, которые нуждаются в корпусе для крепления, например, для подвешивания головки блока цилиндров и картера;
  • также блок цилиндров является корпусом, который вмещает в себе все составляющие двигатель детали и механизмы.

Из какого материала он сделан?

Блок цилиндров изготавливается из трех видов металла, с использованием специальных технологий:

  1. Первый — самый известный и практичный — это чугунный сплав, в чугун в нужных пропорциях добавлялись хром и никель. Плюсом чугунного блока является безупречная прочность и жесткость, к тому же устойчивость к температуре. Для блока цилиндров прочность при очень высоких нагрузках на двигатель, едва ли ни самый высокий показатель.
  2. Второй вид металла по популярности — это алюминий, этот металл отличается легкостью и быстрым охлаждением. Конечно, алюминий не такой простой металл, и его нужно тщательно отбирать для изготовления блока. Именно поэтому есть специальная технология Locasil, благодаря ей алюминий и кремний запрессовываются в виде готовых по размеру гильз. В этой же серии есть еще одна технология — Nicasil, разница в том, что алюминиевые гильзы покрываются слоем никеля. Конечно, такие передовые технологии делают блоки цилиндров очень надежными, однако не без изъяна. Все может поломаться, так вот, в случае никелевого покрытия, если например, шатун оборвется или прогорит поршень, то о ремонте речь уже не идет. И тогда владелец попадет на круглую сумму, т.к. сталкивается с полной заменой блока цилиндров. В случае же с чугунным блоком, при такой поломке он растачивается и в него вставляется гильза. Ремонт, конечно, занимает меньше финансовых затрат;
  3. Третий вид — это сплав магния. Конечно, у магния много достоинств, он прочен как чугун и при этом легок как алюминий, но ценник на такой блок очень высокий. Магниевые блоки цилиндров не делают в качестве базовых, это только индивидуальный заказ.

Конечно же, любой блок цилиндров из выше перечисленных материалов имеет свои плюсы и минусы.

К блоку цилиндров есть обязательные требования

  • Каждая постель должна быть одного диаметра, исключение составляют некоторые конструкции специальных размеров;
  • Постельные отверстия должны быть по одной оси;
  • Оси всех постелей и плоскость блока должны находиться в идеале параллельно по отношению друг к другу.

Что входит в блок цилиндров

Основная часть блока, это гильзы и они бывают двух видов:

  • съемная гильза может быть так называемой «мокрой» или «сухой»;
  • впрессованные гильзы, как правило, устанавливаются в алюминиевых блоках.

Головка блока имеет несколько мест для крепления, к которым крепится камера сгорания, ГРМ, здесь же находятся отверстия для свечей или форсунок. Также на головке блоков крепится рубашка охлаждения, плюс ко всему тут есть отверстия для каналов впуска и выпуска.

Расположена головка на верху блока цилиндров, закрепляется она с применением специальной технологии. Здесь важно следовать специальной очередности и инструкции, которую предоставляет производитель. Также важно использовать болты определенной конфигурации, которые поставляются в комплекте. Эти болты, учитывая их особенность, могут быть закручены только динамометрическим ключом. Более того, есть определенная схема затяжки, очередность и сила затяжки.

Следующая деталь блока цилиндров — это картер. Он представляет из себя корпус, именно в нем находится кривошипно-шатунный механизм. К блоку цилиндров картер прикручивается снизу, а затем снизу же закрывается поддоном.

Расположение и нумерация цилиндров

Расположение и нумерация напрямую зависят от типа двигателя:

  • как известно они бывают рядовые или же V образные;
  • от установки двигателя, вдоль или же поперек;
  • от типа привода, передний или задний;
  • от стороны вращения двигателя, против или по часовой стрелке.

В двигателях, в которых цилиндров более двух, они так располагаются:

  • вертикально и однорядно;
  • расположение может быть под углом в 20°;
  • V образно, т.е. в два ряда под углом в 75° или 90°;
  • расположение может быть горизонтальным, при этом угол между цилиндрами равен 180°. Такой вид двигателя применяется в машинах без выступающего капота и в автобусах. Увеличивается пассажирская площадь автомобиля, такие двигатели находятся в задних стенках, а чаще всего под полом.

Нумерация цилиндров

По сути единого стандарта для нумерации нет, а поэтому, если вы самостоятельно решили заняться починкой двигателя, то вам стоит иметь инструкцию к эксплуатации.

Что касается двигателя под задний привод с цилиндрами в 4 и 6 рядов, то тут нумерация первого цилиндра начинается со стороны радиатора и далее по очереди к салону. Хотя есть порядок с точностью до наоборот, такое положение соответствует автомобилям производства США.

Что касается французских марок, то у них модно нумеровать цилиндры от коробки передач, а V образные двигатели нумеруются от крутящего момента, это получается справа.

Если автомобиль переднеприводный, то двигатель, как правило, ставится поперек от пассажирского сидения, а отсчет цилиндров начинается с любой стороны.

Говоря о V образных двигателях, отсчет начинается со стороны, которая находится ближе к салону, со стороны от водителя, от радиатора стоят четные цилиндры.

В каком порядке работают цилиндры

Порядок работы двигателя — это такты работы цилиндров, тут все зависит от типа двигателя, у V образного или рядного, естественно, различный порядок работы. Кроме этого, на порядок работы влияет то, как расположены шатунные шейки коленвала, а также кулачки распредвала.

Читать еще:  Электронное регулирование оборотов двигателя

Процесс внутри цилиндра

Цикл, протекающий в цилиндрах, имеет фазы газораспределения. Эти фазы открывают или закрывают клапаны, все это происходит относительно нижней и верхней точки цилиндра. Один рабочий цикл сжигает однократно воздушно топливную смесь. Важно знать, что чем меньше интервал, в который происходит сжигание, тем равномернее получается работа двигателя. И конечно же, чем больше цилиндров, тем меньше интервал и тем равномернее работа двигателя.

Разные двигатели и работа цилиндров в них

Стоит отметить, что у двигателей с разными цилиндрами есть свой тон, и хороший механик, даже не глядя на двигатель, по такту цилиндров скажет, сколько их и какой двигатель установлен.

  • порядок 1-3-4-2 или 1-2-3-4 — это характерно для двигателей с 4 цилиндрами, где шейки коленвала смещены на 180°;
  • 1-5-3-6-2-4 -это соответственно 6 цилиндровый двигатель со смещением шейки на 120°;
  • для V образного двигателя с 8 цилиндрами характерен такт 1-5-4-8-6-3-7-2.

Какая бы схема ни была, всегда работа начинается с первого цилиндра.

Все про блок цилиндров ДВС

Блок цилиндров – это основа двигателя внутреннего сгорания, так как в нем размещаются все важнейшие узлы и агрегаты двигателя. Именно на эту деталь приходится большая часть нагрузок (до 50 процентов). Поэтому блок цилиндров (ВАЗ 2114 в том числе) должен изготавливаться из максимально прочной и износостойкой стали, на специальных высокоточных станках.

Функции

Данный механизм выполняет сразу несколько функций: является основой для навесных частей мотора (ГБЦ, картер и т.д.), а также служит корпусом для размещения всех деталей двигателя.

Материал

Большая часть современных автомобилей укомплектовывается чугунными блоками цилиндров. Чугун разбавляется никелевыми и хромовыми добавками, благодаря чему становится прочным и износостойким. Основными преимуществами данного материала являются его стойкость к перегреву и жесткость, которая нужна при высокой степени форсировки мотора. Единственным недостатком чугунного блока является его тяжелый вес, за счет которого существенно ухудшается динамика автомобиля. Чтобы разогнать машину до нужной скорости, двигателю приходится вырабатывать больше мощности, а это, в свою очередь, влечет повышенный расход бензина. Но, как правило, автомобиль теряет не более 1-2 процентов от общего количества потребляемого топлива.

Алюминий является менее популярным материалом для изготовления данных изделий. Ярким примером применения алюминиевых блоков являются отечественные ГАЗели и некоторые модели Жигулей. Основные преимущества данного материала заключаются в его легком весе и лучших свойствах охлаждения. Однако вместе с этим автолюбители отмечают проблему с поиском необходимого материала, из которого изготавливается цилиндр.

Устройство механизма

Конструкция блока цилиндров предполагает размещение следующих деталей:

  • цилиндры двигателя;
  • ГБЦ;
  • картер.

А теперь более подробно об этих устройствах. Цилиндры двигателя включают в свой состав специальные гильзы, которые могут впрессовываться непосредственно в блок цилиндров (чаще всего в алюминиевых устройствах) либо быть съемными (в случае с чугунным механизмом). В свою очередь, съемные инструменты подразделяются на «сухие» и «мокрые».

ГБЦ представляет собой комплекс деталей, которые располагаются в верхней части устройства. В головку блока входит рубашка охлаждения, каналы смазки, а также отверстия для свечей (если это бензиновый) и форсунок (если это дизельный двигатель). Также в ГБЦ есть отверстия впускного и выпускного клапана. Между головкой и самим блоком есть небольшой соединительный зазор, в котором размещается прокладка блока цилиндров. При несвоевременной ее замене мотор начинает терять свою мощность и тягу, при этом повышается риск выхода из строя других деталей.

Картер – это основная комплектующая часть такой детали, как блок цилиндров. Она представляет собой корпус для КШМ. Снизу картер закрепляется специальным поддоном. Относительно блока двигателя внутреннего сгорания располагается в нижней части.

Основа основ: как выбрать блок двигателя так, чтобы он прослужил вдвое дольше?

Каждый владелец машины мечтает, чтобы его “железный конь” максимально долго был на ходу и радовал высокой производительностью. Многие знают, что для этого необходимо, но редкий автолюбитель пригоняет машину на СТО для профилактической диагностики. Чаще всего к специалистам обращаются уже с поломкой. Для избежания подобных неприятностей иногда достаточно просто ПРАВИЛЬНО выбрать основные запчасти автомобиля.

В сегодняшней статье мы поговорим о том, как выбрать блок двигателя для вашей машины, рассмотрим их классификацию и определим оптимальный функционал.

Что такое блок двигателя?

Важнейшей частью любого автомобиля, определяющего его технические характеристики является двигатель, а в основным его элементом — блок двигателя или блок цилиндров, как его чаще называют специалисты. Говоря простыми словами, это безусловная деталь мотора, его основное “обрамление”. Составляющая, не содержащая “начинки” в виде головки блока цилиндров, поршней, шатунов и других запчастей.

Логично, что компании-производители большое внимание уделяют качеству конструкции и уникальности технологии изготовления именно этих элементов как важнейших для моторной системы. Исходя из этого, несложно догадаться, что рынок довольно насыщен предложениями, и главным при выборе остается качество материалов и бренд-производитель.

Как работает?

Блок двигателя является основной частью “тела” мотора, где сосредоточено большинство компонентов двигателя (поршни, головка блока, вал, и другие), и состоит из многочисленных каналов и проходов, изнутри включающих линию охлаждения двигателя и предназначеных для подачи антифриза на все горячие части двигателя, предотвращая его перегрев. После того, как охлаждающая жидкость проциркулировала около двигателя, она возвращается для охлаждения вентилятора, а затем снова возвращается к двигателю.

Читать еще:  Что такое кавитация в системе охлаждения двигателя

Как понять что нужен новый блок двигателя?

В процессе эксплуатации блок цилиндров находится под огромными ударными и вибрационными нагрузками. Как и любая важная деталь автомобиля на ходу, он может устаревать, не выполнять прежних функций.

Процесс выявления “изношенности” — ответственный, требующий внимания со стороны водителя. Необходимость приобретения возникает в случае повреждения, которое не подлежит ремонту, что делает дальнейшую эксплуатацию двигателя опасной.

Классификация блоков цилиндров

Те, кто хочет приобрести БЦ, должны четко знать, для какого двигателя какого автомобиля приобретается деталь. Это условие обязательно, т.к. эти детали классифицируют:

  • по виду транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль и т.д.);
  • по модели автомобиля;
  • по расположению цилиндров.

Классификации по виду ТС и модели машины скорее существует во имя удобства продажи. Для легкового, грузового и прочих видов транспортных средств необходимы соответственно разные блоки цилиндров, т.к. размеры двигателей будут разные, как и сами двигатели у разных моделей машин.

По расположению цилиндров, блоки двигателей делятся на:

  • оппозитный блок цилиндров;
  • V-образный блок цилиндров;
  • рядный блок цилиндров.

Как выбрать блок цилиндров?

Чтобы обеспечить необходимую прочность и жесткость блок цилиндров зачастую изготовлен ​​из чугуна путем литья. Однако такой материал значительно увеличивает вес автомобиля, и изменяет баланс распределения нагрузки на оси.

Для облегчения работы двигателя допускается блок из алюминия. Это увеличивает теплообмен с системой охлаждения и ускоряет прогрев двигателя, что является безусловным преимуществом в пользу алюминия как материала, из которого будет изготовлен блок вашего двигателя.

Также стоит обратить внимание на фирму-производителя. На данном этапе на рынке представлены как премиум, так и бюджетные аналоги. Лидерами остаются блоки цилиндров BAW, Foton, Hyundai, ВАЗ и ЗМЗ.

Небольшой совет: перед покупкой обратитесь к знакомому автомеханику за консультацией.

А если у вас нет такого друга, то советуем посетить интернет-магазин Buscentr. Здесь вы сможете получить профессиональную консультацию и помощь при выборе интересующей детали.

Что такое ГБЦ

Многие автовладельцы любят свои большие четырехколесные игрушки до такой степени, что стремятся ознакомиться со всеми узлами и системами, из которых состоит транспортное средство. Дойдя до подкапотного пространства, можно обнаружить там много на первый взгляд непонятных элементов. Например, под капотом имеется ГБЦ, что это такое в машине, знают не многие начинающие автолюбители.

Описание

На автомобильных курсах и в транспортных учебных заведениях более подробно можно узнать про ГБЦ автомобиля, расшифровка понятия там приводится и технические параметры. Под данной аббревиатурой принято понимать Головку Блока Цилиндров силовой установки. Она представляет собой крышку, которая герметично укрывает мотор от негативного внешнего воздействия.

Деталь в большинстве случаев имеет довольно сложную литую форму. В большинстве случаев основным материалом для нее служат алюминиевые сплавы. Также встречаются изделия, изготовленные на основе легированных чугунов.

Необходимо знать, что литая головка после этапа литья подвергается искусственному старению материала, таким образом снимаются все физические напряжения, установившиеся во время приобретения заготовкой своей формы.

Подобная операция является обязательной, так как заготовка проходит несколько ступеней механической высокоточной обработки. Если пропустить этап старения, то со временем головка блока цилиндров двигателя из-за остаточного напряжения деформируется произвольно самостоятельно.

Особенности конструкции

Разбираясь, что такое ГБЦ в автомобиле, и какую роль она играет, необходимо учесть, что этот элемент сопрягается с большим числом дополнительных узлов:

  • впускные/выпускные клапаны газораспределения;
  • форсунки;
  • система зажигания в бензиновых авто;
  • распределительный вал и пр.

Нужно знать, что головка располагается непосредственно над блоком цилиндров.

Фактически она укрывает все цилиндры одновременно, являясь их небольшим продолжением. Исходя из этого, для классических рядных моторов автомобильные инженеры обходятся одной ГБЦ, а для V-образных конструкций необходимо ставить пару штук.

Привод газораспределительного механизма, являющийся частью головки, включает клапаны. Конструкционно они располагаются в один ряд напротив цилиндров. Для правильной работы системы их устанавливают в большинстве автомобилей под углом примерно в 20.

Функционал узла

Головка блока двигателя защищает одновременно все камеры сгорания. Алюминиевую или чугунную деталь ставят на блок, располагаю между ними специальную жаропрочную прокладку. Последняя обеспечивает максимальную герметизацию системе. В некоторых случаях дополнительный наносят слой герметика, повышающий эксплуатационные характеристики прокладки.

Во время текущих или капитальных ремонтов прокладку под головкой необходимо менять. Для повторного использования она не годится.

Алюминиевая деталь подвергается высокотемпературным воздействиям, так как сопрягается непосредственно с камерами сгорания. Смесь топлива и воздуха во время взрывов также оказывает силовое воздействие на внутреннюю поверхность.

В корпусе имеются резьбовые отверстия. В них вкручиваются свечи зажигания (для бензиновых силовых установок) или форсунки (для дизельных двигателей). Также имеются отверстия, благодаря которым свои операции выполняет распредвал. В его случае приходится устанавливать:

  • втулки;
  • пружины;
  • клапаны;
  • опорные шайбы;
  • подшипники вращения и пр.

Для каждого из этих элементов создается своя форма или отверстие в ГБЦ. Все они являются частями сложного газораспределительного механизма.

Стоит учесть, что несвоевременное либо несоответствующее обслуживание узла, либо некорректная эксплуатация приведет к быстрому выходу из строя. Что повлечет за собой дорогостоящий ремонт. На специализированных станциях он обойдется в крупную сумму. Даже при самостоятельном проведении ремонта, операция окажется трудоемкой и длительной. Одной из первых сложностей является отвинчивание крепежных элементов.

Передняя часть головки используется для монтажа цепного привода. Также там учитывается необходимость в натяжителе цепи.

Читать еще:  Что такое epr двигателя

Поверхность головки, сопрягаемая с прокладкой и блоком цилиндров, подвергается специальной механической обработке. Обеспечивается единая горизонтальная плоскость без впадин и выступов. Впоследствии от температурных перепадов она будет деформироваться, поэтому в качестве ремонта ее подвергают дополнительной шлифовке. Таким образом восстанавливается первоначальная геометрическая форма. В противном случае даже наличие прокладки не спасет от разгерметизации камер сгорания.

Особая форма имеется у частей головки, сопрягаемых с камерами сгорания. Поршни обеспечивают сжатие топливной смеси в наивысшей своей точке, а форма камеры способствует обеспечению наилучшего завихрения газов. Это позитивно влияет на процесс горения с максимальной отдачей энергии.

К тыльной стороне прилегает фланец особой формы. Он соединен с несколькими патрубками, уходящими дальше под автомобиль. Там же установлены впускные и выпускные коллекторы.

В полостях циркулирует охладительная жидкость — антифриз. Благодаря ей понижается температура головки и блока.

Головка имеет ряд несъемных элементов, к которым относятся седла клапанов. Они необходимы для создания герметичности системы газораспределительного механизма. К несъемными стоит отнести направляющие втулки клапанов.

Их монтируют за счет прессования на спецоборудовании. Провести подобную операцию в домашних условиях весьма проблематично. Потребуется наличие особых инструментов и оборудование для термической обработки.

Иногда такую операцию «умельцы» предлагают провести в гаражных условиях, но подобный процесс может привести к перегреванию детали и последующей ее деформации. При этом безвозвратно потеряется геометрия изделия, а также возможно образуются микротрещины. В результате придется покупать новый узел.

Особенности прокладок

Большинство проблем возникает от разгерметизации, которая происходит часто при выходе из строя прокладки. Ее необходимо правильно подобрать, чтобы избавиться от дорогостоящего ремонта. В результате прогорания будет слышаться стук поршней, а также это приведет к отказу в работе мотора. Производители предлагают два типа головок:

  • на основе паронита;
  • из металла.

Лучше справляется со своими функциями металлическая, но она не подходит определенным типам моторов. В частности, ее не принято ставить на атмосферные силовые установки. Там необходимо обходиться паранитовой, справляющейся с большинством неровностей поверхности.

Техобслуживание системы

Необходимо учитывать, что в любом случае всем автомобильным системам и деталям требуется со временем обслуживание, включая и ГБЦ. Важным фактором в подобной ситуации является своевременная диагностика. Особое внимание стоит уделять следующим факторам:

  • качественной работе прокладки, обеспечивающей герметичность;
  • отрабатыванию клапанов;
  • важно проверять работоспособность сальников клапанов;
  • нужно контролировать качество сальников распредвала.

Если с прокладкой случатся неприятности, то масло из системы смазки проникнет в систему охлаждения, а антифриз попадет в полости циркуляции масла. При таком взаимном проникновении мотор станет работать с пониженной эффективностью.

Когда часть масла станет циркулировать с антифризом, то проявится такое явление, как строение двигателя. Через некоторое время двигатель просто перестанет заводиться. Одновременно на приборной панели по индикаторам будет проявляться повышенная температура мотора.

Наличие антифриза в системе смазки окажет негативное влияние на состояние свечей. При выкручивании их можно заметить по нагару, что их «заливает».

Правильная эксплуатация

Важно после ремонта или диагностики корректно повести сборку всех элементов головки, так как даже неверно зафиксированная деталь на блоке цилиндров способна деформироваться в процессе работы. В определенных ситуациях без демонтажа ГБЦ не удастся обойтись:

  1. расточка цилиндров блока;
  2. проблема с клапанами, при которой потребуется их замена или ремонт;
  3. проведение опрессовки клапанных втулок либо седел;
  4. потеря геометрических параметров поверхности сопряжения;
  5. прокладка пробита (потеряла герметичность);
  6. необходимость устранения микротещин.

Благодаря тому, что автомобилисту виден момент достижения необходимого усилия, обеспечивается достаточный натяг резьбы и не срываются витки. Категорически не допускается применять дополнительного наращивания ключей при завинчивании. Также важно соблюдать очередность при закручивании гаек на шпильках.

Как проявляется неисправность

Вывить неработоспособность узла необходимо своевременно. В противном случае поломка приведет к повышенному расходу бензина либо даже к полной остановке ДВС, требующего капремонта. Чтобы своевременно выявить проблему, необходимо обратить внимание на косвенные признаки явления:

  • из-под прокладки появляются подтеки масла;
  • щуп во время диагностики имеет небольшое количество белой пены;
  • выхлопы теряют прозрачность, и появляется былая дымка из трубы;
  • масляные пятна и потеки заметны в радиаторе и расширительном бачке.

При выявлении одного из признаков, рекомендуем обратиться на СТО для диагностики состояния всех узлов. Также можно выявить пробитую прокладку, у которой нарушена целостность. При ее установке не должно быть посторонних элементов с одной стороны между ней и ГБЦ, а также между прокладкой и блоком. Вкручивая шпильки, нужно обезопасить прокладку от повреждения, так как это сократит срок ее службы.

Нестандартный звук в виде постороннего стука является свидетельством того, что присутствует повреждение. Полный пробой прокладки способен остановить мотор и повредить ГБЦ. Чаще всего неприятности возникают в следующих случаях:

  • перегрев силовой установки;
  • неверный монтаж самой прокладки;
  • повышенные значения компрессии.

Каким образом вычистить головку блока цилиндров

Чтобы избавиться от нагара на металлической части головки, можно воспользоваться различными химическими средствами. Она является достаточно стойкой к большинству из бытовой слабоагрессивной «химии». Бывалые автомобилисты применяют такие составы:

  • ацетон;
  • солярка;
  • бытовые моющие средства;
  • стиральные порошки и пр.

Главное — использовать персональные средства защиты от химпрепаратов. Также необходимо будет хорошо прополоскать металл от остатков очистителя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector