Что такое типоразмер двигателя
Кодировка размеров и мощностей асинхронных электродвигателей по NEMA и IEC. Сопоставимые ряды.
Кодировка размеров и мощностей асинхронных электродвигателей по NEMA и IEC. Сопоставимые ряды
- NEMA – основной стандарт электрооборудования в Северной Америке. IEC стандарты покрывают Европу (накрывая сверху национальные стандарты), и большинство других мировых стандартов похожи либо на клонов IEC, либо на близкие производные от оного.
- И NEMA и IEC используют буквенные коды для обозначения специфицированных присоединительных размеров, плюс цифровой код, для обозначения размера от центра основания электродвигателя до центра вала. Буквы вызывают наибольше число недоразумений, к примеру, » D » в NEMA – это » H » в IEC , в то время, как » H » в NEMA – это » K » в IEC. С высотами ситуация лучше: только в одном случае — 56 высота (56 frame ), и IEC и NEMA используют одно обозначение с различным смыслом. IEC размер 56 это скорее «дополнительный/переходный» размер, в то время, как NEMA размер 56 исключительно популярен, покрывая диапазон мощностей от ¼ до 1,5 л.с (0,37-1 КВт).
В Таблице 1. (ниже) приведены перекрестные сочетания наиболее похожих механических параметров, все размеры в миллиметрах во избежание дополнительной путаницы. ( IEC — метрический стандарт, NEMA — дюймовый). Заметим, что, хотя размеры и не идентичны, они довольно близки. Наибольшие расхождения, как Вы увидите сами, находятся в ряду NEMA «N — W » ( IEC » E «) — это размер выступающей части вала электродвигателя. В большинстве случаев NEMA специфицирует намного больший по отношению к IEC размер.
Киловатты и лошадиные силы.
- Для северных американцев ватт является единицей потребляемой электрической мощности, а лошадиная сила – единицей любой механической мощности. Поэтому, идея использования кВт в качестве единицы мехянической мощности для них неожиданна. Европейцы в киловатт-часах о работе думают легко.
- 1 л.с. = 745.7 Вт = 0.7457кВт
- IEC использует киловатты; NEMA — лошадиные силы. Как и NEMA, IEC сопоставляет допустимые уровни мощности и габаритные размеры.
Индексы присоединительных и габаритных размеров электродвигателей NEMA (размеры — см. чертеж и таблицу ниже) .
Буква до цифры ничего стандартного не обозначает. Это буква от производителя мотора, и у него и следует узнавать, что она обозначает.
- Для небольших электродвигателей (менее 1 л .с.) высота от основания электродвигателя до центра вала указывается как 16х(расстояние в дюймах).
- Для средних (от 1 л .с.) высота от основания электродвигателя до центра вала указывается как 4х(расстояние в дюймах).
A | = | NEMA промышленный электродвигатель постоянного тока ( DC ) |
C | = | NEMA C под торцевое соединение (требуется оговорить тип основания: с или без рамы) |
D | = | NEMA D под фланцевое соединение (требуется оговорить тип основания: с или без рамы) |
H | = | Указывает, что основание имеет размер F больший, чем на той же раме без индекса H . Например, электродвигатель 56 H имеет на раме и присоединительные отверстия по NEMA 56 и NEMA 143-5 T и стандартный шток NEMA 56. |
J | = | NEMA C (торцевое соединение) насосный электродвигатель + шток с резьбой. |
JM | = | Насосный электродвигатель с глухим подсоединением, со специфическими размерами и подшипниками. |
JP | = | Насосный электродвигатель с глухим подсоединением, со специфическими размерами и подшипниками. |
M | = | Под 6 3/4″ фланец (мазутная горелка) |
N | = | Под 7 1/4″ фланец (мазутная горелка) |
T, TS | = | Номинированный в л.с. наиболее стандартный электродвигатель NEMA со стандартными размерами штока, если никакие дополнительные индексы не следуют за » T » или » TS .» |
TS | = | То же, но NEMA со стандартным «коротким штоком» под ременные передачи |
Y | = | Не соответствующие по габаритам NEMA стандарту электродвигатели; требуйте чертеж для выверки размеров. Может означать как специфический торец (фланец), так и раму. |
Z | = | Не соответствующие NEMA стандарту штоки; требуйте чертеж для выверки размеров. |
Что такое IM code ?
Это IEC тип конструкции по типу монтажа электродвигателя. Например: B 5 – «без рамы, присоединительный фланец со свободными отверстиями». Иногда еще называется классификацией по IEC ( МЭК ) 60 034-7.
Индексы присоединительных и габаритных размеров электродвигателей IEC (размеры — см. чертеж и таблицу ниже) .
- Высота от основания электродвигателя до центра вала указывается в мм.
- Три индекса для обозначения стандарта расстояния между отверстиями основания:
- S – «маленькое»
- M – «среднее»
- L — «большое»
- Диаметр вала электродвигателя указывается в мм.
- Индекс FT для присоединительного фланца с резьбовыми отверстиями, или индекс FF для присоединительного фланца с отверстиями без резьбы. Этот индекс сопровождается диаметром окружности проходящей через центры отверстий во фланце.
! Если электродвигатель даже не будет установлен на раму, то размер высоты от центра основания до центра вала указывается так, как если бы рама была.
Таблица 1. Сравнение похожих присоединительных и габаритных размеров IEC и NEMA
Размеры электродвигателей | предписанные (кВт) /л.с. (размер IEC) размер NEMA | ||||||||||
Номер рамы | (размер IEC) размер NEMA | 3- фазные – TEFC=Totally Enclosed Fan Cooled (NEMA) | |||||||||
IEC | NEMA | (H)D | (A)E | (B)F | (K)H | (D)U | (C)BA | (E)N-W | 2- х полюсные | 4-х полюсные | 6-ти полюсные |
56 | — | (56)- | (45)- | (35,5)- | (5,8)- | (9)- | (36)- | (20)- | — | — | — |
63 | 42 | (63)66,7 | (50)44,5 | (40)21,4 | (7)7,1 | (11)9,5 | (40)52,4 | (23)28,6 | (0,25)1/3 | (0,18)1/4 | — |
71 | 48 | (71)76,2 | (56)54 | (45)34,9 | (7)8,7 | (14)12,7 | (45)63,5 | (30)38,1 | (0,55)2/3 | (0,37)1/2 | — |
80 | 56 | (80)88,9 | (62,5)61,9 | (50)38,1 | (10)8,7 | (19)50,9 | (50)69,9 | (40)47,6 | (1,1)1 1/2 | (0,75)1 | (0,55)2/3 |
90S | 143T | (90)88,9 | (70)69,8 | (50)50,8 | (10)8,7 | (24)22,2 | (56)57,2 | (50)57,2 | (1,5)2 | (1,1)1 1/2 | (0,75)1 |
90L | 145T | (90)88,9 | (70)69,8 | (62,5)63,5 | (10)8,7 | (24)22,2 | (56)57,2 | (50)57,2 | (2,2)3 | (1,5)2 | (1,1)1 1/2 |
100L | — | (100)- | (80)- | (70)- | (12)- | (28)- | (63)- | (60)- | (3)4 | (2,2)3 | (1,5)2 |
112S | 182T | (112)114,3 | (95)95 ,2 | (57)57,2 | (12)10,7 | (28)28 | (70)70 | (60)69,9 | (3,7)5 | (2,2)3 | (1,5)2 |
112M | 184T | (112)114,3 | (95)95 ,2 | (70)68,2 | (12)10,7 | (28)28 | (70)70 | (60)69,9 | (3,7)5 | (4)5 4/5 | (2,2)- |
132S | 213T | (132)133,4 | (108)108 | (70)69,8 | (12)10,7 | (38)44,9 | (89)89 | (80)85,7 | (7,5)10 | (5,5)7 1/2 | (3)- |
132M | 215T | (132)133,4 | (108)108 | (89)88,8 | (12)10,7 | (38)44,9 | (89)89 | (80)85,7 | (-)- | (7,5)10 | (5,5)7 1/2 |
160M* | 254T | (160)158,8 | (127)127 | (105)104,5 | (15)13,5 | (42)41,3 | (108)108 | (110)101,6 | (15)20 | (11)15 | (7,5)10 |
160L* | 256T | (160)158,8 | (127)127 | (127)127 | (15)13,5 | (42)41,3 | (108)108 | (110)101,6 | (18,5)25 | (15)20 | (11)15 |
Размеры электродвигателей | предписанные (кВт) /л.с. (размер IEC) размер NEMA | ||||||||||
Номер рамы | (размер IEC) размер NEMA | 3- фазные – TEFC=Totally Enclosed Fan Cooled (NEMA) | |||||||||
IEC | NEMA | (H)D | (A)E | (B)F | (K)H | (D)U | (C)BA | (E)N-W | 2- х полюсные | 4-х полюсные | 6-ти полюсные |
180M* | 284T | (180)177,8 | (139/5)139,8 | (120)120,2 | (15)13,5 | (48)47,6 | (121)121 | (110)117,5 | (22)- | (18,5)25 | (-)- |
180L* | 286T | (180)177,8 | (139/5)139,8 | (139)138,8,2 | (15)13,5 | (48)47,6 | (121)121 | (110)117,5 | (22)30 | (22)30 | (15)20 |
200M* | 324T | (200)203,3 | (159)158,8 | (133,5)133,4 | (19)16,7 | (55)54 | (133)133 | (110)133,4 | (30)40 | (30)40 | (-)- |
200L* | 326T | (200)203,2 | (159)158,8 | (152,5)152,4 | (19)16,7 | (55)54 | (133)133 | (110)133,4 | (37)50 | (37)50 | (22)30 |
225S* | 364T | (225)228,6 | (178)117,8 | (143)142,8 | (19)16,7 | (60)60,3 | (149)149 | (140)149,2 | (-)- | (37)50/75** | (30)40 |
225M* | 365T | (225)228,6 | (178)117,8 | (155,5)155,6 | (19)16,7 | (60)60,3 | (149)149 | (140)149,2 | (45)60/75** | (45)60/75** | (37)50 |
250M* | 405T | (250)254 | (203)203,2 | (174,5)174,6 | (24)20,6 | (65)73 | (168)168 | (140)184,2 | (55)75/100** | (55)75/100** | (-)- |
280S* | 444T | (280)279,4 | (228,5)228,6 | (184)184,2 | (24)20,6 | (75)85,7 | (190)190 | (140)215,9 | (-)- | (-)- | (45)60/100** |
280M* | 445T | (280)279,4 | (228,5)228,6 | (209,5)209,6 | (24)20,6 | (75)85,7 | (190)190 | (140)215,9 | (-)- | (-)- | (55)75/125** |
*Высота от оси штока для этих рядов IEC на практике могут отличаться от производителя к производителю. | |||||||||||
** Указанная мощность в л.с. это наиболее похожий ряд NEMA с наиболее похожими размерами. некоторых случаях мощность ряда NEMA существенно выше аналогичной IEC. |
Соотношение габариты/ мощность в IEC и NEMA хорошо совпадают в начале таблицы, но в больших размерах они отличаются настолько, что вызывают сомнения в возможности применения одного из стандартов. Посмотрим соотношение IEC 115 S / NEMA 364 T для 4-х полюсных электродвигателей. NEMA декларирует 75 л .с. для того же присоединительного размера рамы, где IEC декларирует 50 л .с. Если 50 л.с. достаточно то Вы, конечно, могли бы взять и раму согласно NEMA 326 T, но как быть с присоединительными размерами? Если же взять нужную раму (364 T) то следует подумать, не повредит ли слишком мощный мотор приводной механизм, или даже нагрузку.
Стандарты размеров электродвигателей:
IEC 60034 – Номиналы и рабочие характеристики и все с этим связанное (испытания, размеры габаритные, конструкции…
IEC 60072 – Размеры и ряды выходных мощностей.
NEMA MG – Электродвигатели и генераторы.
Что такое типоразмер двигателя
Каталоги асинхронных двигателей содержат все необходимые данные для выбора двигателей.
В каталогах указываются: типоразмер двигателя, номинальная мощность для режима S1 (длительный режим), частота вращения при номинальной мощности, ток статора при номинальной мощности, коэффициент полезного действия при номинальной мощности, коэффициент мощности при номинальной мощности, кратность начального пускового тока, т. е. отношение начального пускового тока к номинальному, или кратность пусковой мощности, т. е. отношение полной мощности при пуске к номинальной мощности, кратность начального пускового момента, кратности минимального момента, динамический момент инерции ротора.
Кроме этих данных, относящихся к номинальному или пусковому режимам, в каталогах сообщаются более подробные данные об изменении КПД и коэффициента мощности при изменении нагрузки на валу электродвигателя. Эти данные приводятся в табличной или графической форме. Пользуясь этими данными, можно рассчитать также ток статора и скольжение при различных значениях нагрузки на валу.
В каталогах указываются также размеры, необходимые для установки двигателя на объекте и присоединения его к питающей сети.
На различных этапах создания, распределения, установки, эксплуатации и ремонта двигателей требуется различная детальность описания. Для большинства целей достаточна детализация на уровне типоразмера. Каталожное описание типоразмера двигателей серий 4А и АИ содержит признаки, обозначаемые максимально 24 символами.
Примеры. 4А160М4УЗ — асинхронный двигатель серии 4А, со степенью защиты IP44, станина и щиты чугунные, высота оси вращения 160 мм, выполнен в станине средней длины М, четырехполюсный, предназначен для эксплуатации в умеренном климате, категория размещения 3.
4АА56В4СХУ1 — асинхронный двигатель серии 4А со степенью защиты IP44, станина и щиты алюминиевые, высота оси вращения 56 мм, имеет длинный сердечник, четырехполюсный, сельскохозяйственная модификация по условиям окружающей среды, предназначен для эксплуатации в умеренном климате, категория размещения 1.
Номинальной мощностью двигателя называют механическую мощность на валу в режиме работы, для которого он предназначен предприятием-изготовителем.
Ряд номинальных мощностей электродвигателей: 0,06; 0,09; 0,12; 0,18; 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3,7; 5,5; 7,5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75; 90; 110; 132; 160; 200; 250; 315; 400 кВт.
Предельно допустимая мощность двигателя может изменяться при изменении режима работы, температуры охлаждающего агента и высоты установки над уровнем моря.
Двигатели должны сохранять номинальную мощность при отклонениях напряжения сети от номинального значения в пределах ±5 % при номинальной частоте сети и при отклонениях частоты сети в пределах ±2,5 % при номинальном напряжении. При одновременном отклонении напряжения и частоты сети от номинальных значений двигатели должны сохранять номинальную мощность, если сумма абсолютных отклонений не превосходит 6 % и каждое из отклонений не превышает нормы.
Синхронная частота вращения электродвигателя
Ряд синхронных частот вращения асинхронных двигателей установлен ГОСТ и при частоте сети 50 Гц имеет следующие значения: 500, 600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Динамический момент инерции ротора электродвигателя
Мерой инерционности тела при вращательном движении является момент инерции, равный сумме произведений масс всех точечных элементов на квадрат их расстояний от оси вращения. Момент инерции ротора асинхронного двигателя равен сумме моментов инерции многоступенчатого вала, сердечника, обмотки, вентилятора, шпонки, вращающихся частей подшипников качения, обмоткодержателей и нажимных шайб для фазного ротора и т. д.
Крепление электрических электродвигателей на объекте производится посредством лап, фланцев или лап и фланцев одновременно.
Установочные размеры асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором на лампах (а) и с флянцем (б)
Электрические электродвигатели на лапах имеют четыре главных установочных размера:
h(H) — расстояние от оси вала до опорной поверхности лап (основной размер),
b 10 ( A ) — расстояние между осями крепительных отверстий,
l 10 ( B ) — расстояние между осями крепительных отверстий (боковой вид),
l 31 ( C ) — расстояние от опорного торца свободного конца вала до оси ближайших крепительных отверстий в лапах.
Электрические электродвигатели с фланцами имеют четыре главных установочных размера:
d(M) — диаметр окружности центров крепительных отверстий,
d25(N) — диаметр центрирующей заточки,
d24(P) — внешний диаметр фланца,
l 39(R) — расстояние от опорной поверхности фланца до опорной поверхности свободного конца вала.
Характеристики электродвигателей
Механические характеристики и пусковые свойства двигателя
Механическая характеристика представляет зависимость вращающего момента двигателя от его частоты вращения при неизменных напряжении, частоте питающей сети и внешних сопротивлениях в цепях обмоток двигателя.
Пусковые свойства характеризуются значениями пускового момента Мп, минимального момента М min , максимального (критического) момента Мкр, пускового тока I п или пусковой мощности Рп или их кратностями. Зависимость момента, отнесенного к номинальному моменту, от скольжения называется относительной механической характеристикой электродвигателя .
Номинальный вращающий момент электродвигателя , Н/м, определяется по формуле
Мном = 9550 (Рном / n ном)
где Рном — номинальная мощность, кВт; n ном — номинальная частота вращения, об/мин.
Разновидности механических характеристик для различных модификаций асинхронных двигателей показаны на рисунке.
Механические характеристики асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором: 1 — базового рада, 2 — с повышенным пусковым моментом, 3 — с повышенным скольжением.
Механические характеристики группы двигателей, представляющих отрезок серии, укладываются в некоторую зону. Среднюю линию этой зоны назовем групповой механической характеристикой отрезка серии. Ширина зоны групповой характеристики не превышает поля допуска на моменты.
Рабочие характеристики электродвигателей
Рабочие характеристики — это зависимости подводимой мощности P1, тока в обмотке статора I , вращающего момента М, КПД, коэффициента мощности cos ф и скольжения s от полезной мощности двигателя Р2 при неизменных напряжении на выводах обмотки статора, частоте сети и внешних сопротивлениях в цепях обмоток двигателя. Если такие зависимости отсутствуют, то значения КПД и cos ф могут быть приближенно определены по рисункам.
Типовые рабочие характеристики асинхронных электродвигателей
Коэффициент полезного действия электродвигателя при частичных нагрузках: 1 — Р2 / Р2ном = 0,5, 2 — Р2 / Р2ном = 0,75, 3 — Р2 / Р2ном = 1,25
Коэффициент мощности электродвигателя при частичных нагрузках: 1 — Р2 / Р2ном = 0,5, 2 — Р2 / Р2ном = 0,75, 3 — Р2 / Р2ном = 1,25
Скольжениение электродвигателя приближенно может быть определено по формуле:
s ном = s 2 ( P 2 / P ном),
а линейный ток статора электродвигателя — по формуле:
где I — ток статора, А, cos ф — коэффициент мощности, U ном — номинальное линейное напряжение, В.
Частота вращения ротора электродвигателя :
где nc — синхронная частота вращения электродвигателя, об/мин.
Конструкция электродвигателей
Степень защиты электродвигателей
Степень защиты для электрических электродвигателей установлена в ГОСТ 17494-72. Характеристики степеней защиты и их обозначения определены в ГОСТ 14254-80. Этот стандарт устанавливает степени защиты персонала от соприкосновения с находящимися под напряжением или движущимися частями, находящимися внутри электродвигателей, и от попадания твердых посторонних тел и воды внутрь электродвигателей.
Степени защиты обозначаются двумя латинскими буквами IP (International Protection) и двумя цифрами. Первая цифра обозначает степень защиты персонала от соприкосновения с движущимися или находящимися под напряжением частями, а также степень защиты от попадания внутрь электродвигателей твердых посторонних тел. Вторая цифра обозначает степень защиты от проникновения воды внутрь электродвигателей
Способы охлаждения электродвигателей
Способы охлаждения обозначаются двумя латинскими буквами 1С (International Cooling) и характеристикой цепи охлаждения.
Каждая цепь охлаждения электродвигателей имеет характеристику, обозначаемую латинской буквой, указывающей вид хладагента, и двумя цифрами. Первая цифра обозначает устройство цепи для циркуляции хладагента, вторая — способ подвода энергии для циркуляции хладагента. Если электродвигатель имеет две или более цепи охлаждения, то в обозначении указываются характеристики всех цепей охлаждения. Если воздух является единственным хладагентом электродвигателя, то разрешается опускать букву, обозначающую природу газа.
В асинхронных двигателях применяются следующие способы охлаждения: IC01 —двигатели со степенями защиты IP20, IP22, IP23 с вентилятором, расположенным на валу двигателя, IC05 —двигатели со степенями защиты IP20, IP22, IP23 с пристроенным вентилятором, имеющим независимый привод, IC0041 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с естественным охлаждением; IC0141 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с наружным вентилятором, расположенным на валу двигателя, IC0541 —двигатели со степенями защиты IP43, IP44, IP54 с пристроенным вентилятором, имеющим независимый привод.
Классы нагревостойкости системы изоляции электродвигателей
Изоляционные материалы, применяемые в электрических электродвигателях, разделяются по нагревостойкости на классы.
Изоляционный материал относится к тому или иному классу в зависимости от максимальной допустимой температуры. Двигатели работают при различных температурах окружающего воздуха.
За номинальную температуру окружающего воздуха для умеренного климата, если не оговорено противное принимают температуру 40 °С. Предельно допустимое превышение температуры обмотки двигателя получается вычитанием из температурного индекса системы изоляции числа 40.
При выборе более высокого класса нагревостойкости (например, F вместо В) могут быть достигнуты на выбор две цели:
1) увеличение мощности двигателя при неизменном теоретическом сроке службы,
Общие технические условия
Термины и определения. В соответствии с ГОСТ 27471-87, ГОСТ Р 51689-2000 приняты следующие термины и определения.
Вращающийся электродвигатель (электродвигатель) — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для преобразования электрической энергии в механическую.
Асинхронная машина — бесколлекторная машина переменного тока, у которой отношение частоты вращения ротора к частоте тока в цепи, подключенной к машине, зависит от нагрузок.
Асинхронная машина с фазным ротором — асинхронная машина, у которой обмотка ротора присоединена к контактным кольцам.
Асинхронная машина с короткозамкнутым ротором — асинхронная машина, у которой ротор выполнен с короткозамкнутой обмоткой в виде беличьей клетки.
Двигатель общего назначения — двигатель, удовлетворяющий совокупности технических требований, общих для большинства случаев применения.
Единая серия — ряд асинхронных двигателей общего назначения, объединенных общностью конструкции и технологии производства с закономерно возрастающими основными параметрами: высотой оси вращения и номинальной мощностью.
Базовое (основное) исполнение — конструкция двигателей, на базе которой разрабатываются модификации для различных случаев применения.
Типоразмер — совокупность двигателей, имеющих одинаковую высоту оси вращения и одинаковые рабочие свойства: мощность, синхронную частоту вращения и механическую характеристику. Например: двигатель АИР160М4.
Габарит — геометрическая характеристика двигателя, определяющая его размер в поперечном направлении и численно равная оси вращения.
Модификация — разновидность двигателя, создаваемая на основе двигателя, принятого за базовое исполнение, с целью расширения или специализации сферы его использования.
Номинальная мощность — полезная механическая мощность на валу, выражаемая в ваттах (Вт). Во многих странах принято выражать механическую мощность на валу в лошадиных силах (1 британская л. с. эквивалентна 745,7Вт; 1 метрическая л. с. — 736Вт).
Сервис-фактор — допустимая перегрузка двигателя при номинальных напряжении и частоте. При этом превышение температуры обмотки не должно быть более допустимого для данного класса нагревостойкости изоляции на 10%.
Вариант I — увязка мощностей с установочными размерами, принятая для выпускаемых в Российской Федерации в настоящее время серий двигателей.
Вариант II — увязка мощностей с установочными размерами, принятая Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (CENELEK, документ 2В/64.)
Основные параметры и размеры. Одним из основных параметров является мощность двигателя.
В соответствии с ГОСТ 12139-84 номинальные мощности двигателей в диапазоне от 0,12 до 900кВт включительно должны соответствовать приведенным в табл. 1 значениям.
Значения, указанные в табл. 1 в скобках, применяют по согласованию между изготовителем и потребителем.
1. Номинальные мощности двигателей, кВт
Допускается вместо мощности двигателей указывать момент на валу в Н·м, при этом численное значение номинального момента должно соответствовать указанному в табл. 1.
Для нужд народного хозяйства и экспорта в соответствии с ГОСТ Р 51689-2000 изготовляют асинхронные двигатели (АД) общего назначения для работы от сети переменного тока напряжением до 690В.
Виды климатических исполнений двигателей: У2; У3; У5; УХЛ2; УХЛ3; УХЛ4; Т2; Т3; ОМ2; ОМ5; О4, а также (для химостойких исполнений) У3, У5 по ГОСТ 15150-69. По требованию заказчика двигатели могут быть зготовлены видов климатических исполнений: У1, УХЛ1.Т1.
Общие технические требования к асинхронным двигателям номинальной мощностью в диапазоне от 0,12 до 400кВт регламентированы ГОСТ Р 51689-2000, мощностью до 1кВт — ГОСТ 16264.0-85 и ГОСТ 16264.1-85. Номинальные мощности двигателей должны соответствовать требованиям ГОСТ 12139-84. В части двигателей мощностью от 0,025 до 1кВт включительно требования ГОСТ Р 51689-2000 распространяются только на двигатели единых серий.
Двигатели изготовляют на номинальные частоты электрической сети 50 и 60Гц, на синхронные частоты вращения в соответствии с ГОСТ 12139-84:
— 500, 600, 750, 1000, 1500, 3000 об/мин — для частоты 50Гц;
— 600, 720, 900, 1200, 1800, 3600 об/мин — для частоты 60Гц.
По согласованию с заказчиком двигатели могут быть изготовлены на другие частоты по ГОСТ 12139-84, ГОСТ 28596-90.
Двигатели рассчитаны на напряжения: 220, 380, 660В; схемы соединения обмотки статора: «треугольник», «звезда», «треугольник-звезда».
При необходимости двигатели могут быть изготовлены на другие стандартные напряжения и схемы соединения, в том числе 230, 400, 690В (двигатели в экспортном исполнении).
Энергетические показатели двигателей (коэффициент полезного действия, коэффициент мощности) — по ГОСТ Р 51677-2000.
Моментные характеристики двигателей — по ГОСТ 28327-89. Относительные значения документов двигателей единых серий должны быть не ниже установленных в технических условиях на двигатели конкретных типов.
Средний уровень звука и звуковой мощности двигателей мощностью до 0,25кВт устанавливают в технических условиях на конкретные типы двигателей. Значения уровня звука (звуковой мощности) остальных двигателей должны быть не хуже, чем по классу 3 ГОСТ 16372—93. Для двигателей мощностью от 15 до 400кВт, имеющих на валу со стороны привода роликоподшипники, допускается класс 2 по ГОСТ 16372-93.
Высоту оси вращения (габарит) в диапазоне от 45 до 355мм устанавливают из ряда R20 по ГОСТ 13267-73.
Двигатели изготовляют со степенями защиты IP23, IP44, IP54, IP55 по ГОСТ 17494-87. По согласованию между изготовителем и заказчиком двигатели могут быть изготовлены и с другими степенями защиты.
Исполнение двигателей по способу монтажа: IM1001, IM1002, IM1081, IM1082, IM1083, IM1084, IM2001, IM2002, IM2081, IM2082, IM2083, IM2084, IM2181, IM2182, IM3001, IM3002, IM3011, IM3012, IM3031, IM3032, IM3081, IM3082, IM3083, IM3084, IM3111, IM3131, IM3181, IM3601, IM3681, IM4611, 1М5010 по ГОСТ 2479-79 и МЭК 60034-7.
Способ охлаждения двигателей выбирают из ряда: 1С-1, IC06, IC041, IC411, IC4/6 в соответствии с МЭК 60034-6.
Условные обозначения двигателей указывают в технических условиях на конкретные типы двигателей.
Для двигателей со встроенной температурной защитой проверку работы зашиты при перегрузке проводят при испытании двигателя на нагревание. После того как двигатель достигнет установившейся температуры, устанавливают перегрузку, при которой скорость нарастания температуры не превышает 1°С за 5мин. В момент срабатывания защиты измеряют температуру обмотки статора методом сопротивления.
Проверку работы защиты при коротком замыкании проводят на двигателе с заторможенным ротором, включенном на номинальное напряжение с холодного состояния. В момент срабатывания защиты измеряют температуру обмотки двигателя методом сопротивления.
Температура обмотки при срабатывании защиты, в зависимости от класса нагревостой-кости изоляции двигателя, не должна превышать значений, приведенных в табл. 2.
2. Температура обмотки при срабатывании зашиты, °С
Номер двигателя автомобиля: где находится, как расшифровывается, как узнать (по ВИН, через ГИБДД, осмотр ТС)
Маркировка у каждого двигателя уникальна. Поэтому силовой агрегат можно идентифицировать по номеру, что и делают при постановке машины на учет.
Главные агрегаты авто, которые имеют индивидуальную маркировку, – это двигатель и рама. Цифровое обозначение присваивается деталям на заводе-изготовителе. Номер двигателя автомобиля указан непосредственно на агрегате, дублируется в технической документации. По индивидуальному знаку мотора можно узнать мощность, класс, для какой марки предназначен. Косвенно номер двигателя автомобиля расскажет историю ТС, порядок эксплуатации.
Где расположен номер в иномарках, российских авто, грузовиках
Российский производитель грузовых и легковых авто использует код двигателя не только для его маркировки, но и в качестве идентификатора агрегата. Поэтому номер двигателя записывается в ПТС, выбивается на самом ДВС. У большинства машин отечественного производства – на левой стороне блока цилиндров.
Не существует единого стандарта, где должен находиться номер двигателя автомобиля. Цифровое обозначение для иномарок может быть выбито прямо на силовом блоке или на дублирующей табличке в моторном отсеке.
Где посмотреть
Есть несколько мест, где можно посмотреть номер двигателя на машине. Сверка выбитого и указанного в базе данных кода будет дополнительной гарантией, что на ТС установлен оригинальный ДВС. Тот, который предлагался заводом-изготовителем в качестве оптимального силового блока для конкретного авто.
При осмотре ТС
Кроме документов на авто (ПТС и техпаспорт), номер двигателя автомобиля находится на самом агрегате. Чаще всего на боковой или верхней части головки блока. Но разные марки могут иметь свои индивидуальные места, которые производитель определил для маркировки. Найти ее можно после тщательного осмотра агрегата и смежных узлов. Как правило, идентификатор находится на:
- месте стыка ДВС и вала трансмиссии (как на «Ауди А4», «Фольксвагене Гольфе», «Пассате», «Шкоде Фабиа» и др.);
- кожухе ремня ГРМ;
- коллекторе (впускном, охлаждения радиатора);
- около щупа для определения уровня масла (как на «Шевроле Ланос», например).
Очень редко – на колесной арке, как в автомобилях «Ленд Крузер».
Где находится номер двигателя на автомобиле ВАЗ 2112
На автомобилях, которым более 10 лет, на грузовых авто посмотреть маркировку бывает сложно из-за коррозии металлической пластины: штампованный номер может быть частично стерт. В этом случае рекомендуется вычислять идентификатор ДВС по эксплуатационным документам.
Например, бренд «Мерседес» для своих моделей, независимо от года выпуска, набивает идентификатор на табличку, которую устанавливает выше кронштейна подвески мотора слева. Некоторые модели авто до 2005 года имеют набивку кода на ГБЦ на задней стенке. У дизельных моторов Mercedes табличка всегда находится слева.
У всех моделей ВАЗ, начиная с 2101 и до 2107, номер двигателя выбит между третьей и четвертой свечой зажигания.
По ВИН-коду
Через ВИН-код можно расшифровывать только класс и тип двигателя. Чтобы узнать, родной ДВС стоит на авто или контрактный после ремонта, необходимо сверять базу данных производителя и информацию с тех. документации на конкретную модель.
За технические характеристики ТС отвечает вторая часть ВИН-кода, которая состоит из 6 символов и относится к описательной части. Указанный символ пятого знака означает тип и модель мотора, но не несет информации об идентификационном заводском номере бригады сборки.
Через ГИБДД
По базе ГИБДД можно узнать по номеру двигателя, в угоне авто или нет. Проверка осуществляется онлайн, бесплатно. База данных ГИБДД дает полную информацию о том, числится ли авто с таким мотором в угоне в том случае, если машина официально зарегистрирована в стране.
Информацию о том, стоит ли на авто родной мотор или была подмена агрегата, по данной базе узнать нельзя.
Через специализированные сервисы
Узнать данные по движку автомобиля можно через специализированные онлайн-сервисы: «Автокод», «Автобот». Предоставляемые услуги ― расшифровка ВИН-кода автомобиля, предоставление данных о конкретной модели и агрегатах, которыми автомобиль комплектовался с завода.
Узнать оригинальный номер ДВС можно через каталоги интернет-магазинов запчастей. В указанную форму вбивается ВИН, заполняется форма дополнительных сведений об авто – через 10-15 минут раскрывается форма с каталожными запчастями и кодами оригинальных узлов.
Пример номера двигателя и его расшифровка
Российские производители маркируют свои моторы в соответствии с собственным регламентом. Это же справедливо и для агрегатов европейского и американского производства.
Для американских авто
У американских автомобилей нет кода двигателя, производитель никак не идентифицирует свои агрегаты. Указывается только класс и тип. Например, компания «Форд» дополнительно указывает совместимость двигателя с другими моделями.
Всю информацию о комплектации можно узнать только по VIN-коду, в описательной и специальной части которого зашифрованы:
- страна и завод-изготовитель;
- класс и тип ДВС;
- дата выпуска.
Номер двигателя на автомобиле Ford Focus
По этим данным проводится подбор ДВС при ремонте. Сложившаяся ситуация связана с тем, что в США не распространен такой вид криминального бизнеса, как продажа авто на запчасти. Высокие страховки покрывают расходы собственника, если авто украли или оно попало в аварию. Поэтому разбирать авто на запчасти нерентабельно.
Для европейских
На европейских агрегатах идентификаторы выбиваются в двух местах: на стыке мотора и коробки, на блоке цилиндров. Для моделей Volkswagen производитель определил девяти- и восьмизначную маркировку: первые две или три буквы и шесть цифр, которые обозначают оснащение мотора, мощность, крутящий момент и тип используемого топлива.
Номер двигателя на автомобиле Volkswagen
Пример номера двигателя автомобиля «Фольксваген Пассат» 2010 года: VRL008264. Выбивается знак специальной иглой непосредственно на головке блоков. Такой же набор символов указывается на дублирующих табличках, которые расположены на кузове и в моторном отсеке. Аналогичный номер записывается в техдокументацию.
Для РФ
Лидер по производству отечественных легковых авто – компания АвтоВАЗ – маркирует свои двигатели пятнадцатизначным кодом, в котором указывает конкретную комплектацию, даты (месяц и год) отливки блока и сборки агрегата. Выглядит номер ДВС на ВАЗ так: FВАЗ06 10 82 K 2103. Расшифровка:
- F (А, В, С, Д, Н) ― используемая методика или способ изготовления мотора;
- ВАЗ ― завод (головное предприятие или филиалы);
- 06 10 82 ― дата отливки блока
- 2103 ― тип и модель мотора;
- К ― шифр бригады изготовителя.
Такая маркировка наиболее удобна при прохождении контроля качества и при подборе ремкомплекта.
Производитель КАМАЗ маркирует свои ДВС табличками с указанием модели мотора и полным кодом, который выбивается непосредственно на блоке и состоит из 15 символов. Они всегда наносятся в две строки ударным методом между коренными опорами.
Табличка с номером двигателя на Камаз
Расшифровка номера двигателя автомобиля 740622 Х ХХХХХХХХ:
- 740 ― код базовой модели ДВС;
- 622 ― модификация мотора;
- Х ― дата выпуска;
- ХХХХХХХХ ― идентификатор.
Для корейских и японских машин
Корейские и японские маркировки двигателей остаются самыми информативными для водителя. Кроме идентификационного номера агрегата, в коде указана мощность, момент, агрегация смежными узлами, тип топлива, система впрыска и многое другое.
Для бренда «Тойота» на официальной странице компании можно посмотреть полную информацию об авто, межсервисное обслуживание, наличие или отсутствие ремкомплектов, каталожные номера любой детали. Например, код ДВС на «Тойоте Прадо» состоит из 12 символов (латинских букв и цифр) и дает следующую информацию:
- определенный номер ДВС в серии;
- код серии моторов;
- особенности головки блока, наличие/отсутствие форсировок;
- мощность;
- наличие/отсутствие турбонагнетателя;
- вид впрыска;
- тип топлива;
- определение гибридной силовой установки;
- тип системы подачи топлива.
Номер двигателя на автомобиле Toyota
Номер мотора выбит ударным способом непосредственно на стойках агрегата и дублируется в сертификате транспортного средства и техдокументации.
Зачем может понадобиться номер двигателя автомобиля
Если ВИН-номер позволяет полностью идентифицировать автомобиль, то номер двигателя помогает дополнительно обезопасить владельца при покупке и обеспечивает быстрый и правильный подбор запчастей
При покупке/продаже
Основное внимание ГИБДД уделяет наличию ВИН-кода и совпадению маркировки на кузове и в ПТС. Но кроме VIN, в техпаспорт записывают также и номер двигателя, рамы или шасси. Это позволяет обезопасить будущего владельца при покупке автомобиля. Совпадение всех номеров гарантирует, что авто не ворованное и не собиралось по частям.
Номер двигателя проверяют при покупке для того, чтобы:
- удостовериться, что ДВС с такими характеристиками можно эксплуатировать в стране;
- проверить, не угнан ли автомобиль, не украдены ли детали.
Маркировка у каждого двигателя уникальна. Поэтому силовой агрегат можно идентифицировать по номеру, что и делают при постановке машины на учет.
Замена ДВС или подбор запчастей
Замена ДВС на контрактный проводится после того как штатный агрегат исчерпал ресурс и не подлежит капремонту. В этом случае по коду оригинального мотора просто подобрать аналогичный узел, который ставился на модельный ряд авто в определенных годах.
История авто по номеру двигателя
Полную историю автомобиля чаще всего узнают после расшифровки ВИН-кода машины. Но номер ДВС также может многое рассказать о ТС. В частности, если в ПТС указан год выпуска, который не совпадает с годом отливки блока цилиндров, вероятно, что на ТС стоит не родной мотор.
Что делать, если номера агрегата нет
Проблемы с отсутствием маркировки ДВС возникают, если приходится ставить на учет машины американского производителя. Поскольку экспертиза в ГИБДД требует наличие данного кода. В таких случаях в техдокументации на ТС пишут, что агрегат не номерной.
При покупке авто без кода ДВС необходимо уточнить у настоящего владельца причину отсутствия и дополнительно проверить ТС на предмет угона и честности владения. Номера двигателя может не быть, если ДВС пострадал в аварии и был отремонтирован вручную.