0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое троллинговый двигатель

Что такое троллинговый двигатель

Лодка и мотор для троллинга.

Прежде, чем вести разговор, какая лодка и мотор подходят для ловли троллингом, я задам вам один вопрос: если у вас есть лодка с мотором, может ли она двигаться при наименьших оборотах со скоростью 2-3 километра в час? Если может, то этого условия вполне достаточно, чтобы ловить троллингом. Другое дело место, условия, в которых происходит ловля. Вы же не поедите на маленькой надувной лодке с электромотором в глубь Ладожского озера! А на маленькой медленно текущей равнинной речке в центре России — вполне неплохой вариант.

То есть, разговор надо начать с того, где вы будете ловить, в каких водоемах, сколько человек будет в вашей лодке чаще всего, каковы ваши личные заявки на удобство и комфорт. Размеры водоемов можно условно разделить на 2 категории, это большие водные пространства, как некоторые места реки Волга, ее водохранилища, другие крупные реки, большие озера. И небольшие водоемы, как малые и средние реки.

В первом случае, при достаточно сильном ветре, такие лодки, как Казанка, Южанка и им подобные не могут обеспечить полной безопасности на воде. Та же самая популярная Казанка, нахватавшись воды, может легко перевернуться, оставив над водой торчащий нос. Поэтому, на больших водных пространствах необходимо иметь катер, приспособленный к плаванию при большой волне. Всем остальным маломерным судам желательно держаться рядом с берегом и при малейшей опасности покидать водоем.

Припоминается один случай, когда знакомый рыболов, имея лодку ПВХ с 8-сильным мотором, решил все таки переправиться через Волгу (в районе впадения Енотаевки). Дело шло к вечеру и нужно было выбирать, либо заночевать на том берегу, либо переправиться при все усиливающемся ветре. Так как дело было ранней весной, то перспектива ночевки его не устраивала и он решил не спеша переправиться. Ближе к середине Волги волна разгулялась так, что стала захлестывать в лодку, обдавая его с ног до головы приличной порцией леденящей воды. Но мотор работал, лодка, мало помалу двигалась, все больше наполняясь водой. Вычерпывать ее было уже бесполезно, для этого нужно было ставить пятерых специально обученных человек. Сидя по колено в воде и промокший насквозь, он все-таки переправился через Волгу, правда, потеряв ящик с воблерами, который просто смыло при очередной волне. Лодка была заполнена водой полностью. Да, для большой волны лодки ПВХ не предназначены, но у них есть один неоспоримый плюс — они не потопляемы. Даже, если у вас пробит один из трех баллонов, всегда можно на медленном ходу двигаться под мотором. Думаю, здесь все понятно, большая вода — большие лодки.

На средних и малых реках в последние годы лодки ПВХ занимают уже более половины всего маломерного флота в сравнении с катерами, лодками типа Казанки и самодельными деревянными (фанерными) лодками. Популярность их вполне понятна, компактны в сложенном виде, не требуют специальных средств для перевозки в виде трейлеров, поэтому не привязаны к конкретному водоему, не требуют много места для хранения, легки в обслуживании и долговечны.

Поэтому на подобных водоемах выбор, прежде всего, встает между традиционными Казанками — Южанками и лодками ПВХ. Так как количество лодок в рыболовных магазинах просто огромное, на любой вкус и кошелек, то останавливаться на конкретных моделях не будем. Как подобрать лодку под лодочный мотор мы уже описывали в предыдущей статье. Напомню, что там приведены расчеты для выбора мощности мотора под определенную лодку с полной загрузкой и без нее.

Остается только определиться электромотор, двухтактный бензиновый или четырехтактный. По опыту эксплуатации могу сказать, что для реки со средним и быстрым течением электромотор не подойдет. Слишком быстро будет садиться аккумулятор. В небольших водоемах без течения такой мотор будет идеальным вариантом. К примеру, во время рыбалки на чебоксарском водохранилище, мой товарищ ловил на кружки вдоль берега, передвигаясь весь световой день на лодке с электромотором. Во время вечерних посиделок, после рыбалки, заряжал его от бензинового генератора, который мы брали для освещения лагеря, на весь следующий день. И так целую неделю.

По поводу, какой выбрать бензиновый мотор, двухтактный или четырехтактный, мнений много. И у тех и у других моторов есть и плюсы и минусы, так что, в конечном итоге, выбор остается за вами. Перечислим некоторые из них.

Плюсы четырехтактных лодочных моторов: не нужно беспокоиться о масле для бензина, оно не нужно, на холостых и ближе к средним оборотам двигатель работает тише двухтактных (на высоких оборотах без разницы), менее дымный выхлоп на малых оборотах, более устойчивая работа.

Минусы четырехтактных моторов: постоянно нужно контролировать положение мотора, так как при определенных положениях у вас может вытечь масло из картера. Еще один минус — масса четырехтактного мотора существенно больше двухтактного. Нужно также учитывать, что четырехтактник имеет более сложную конструкцию. Так что нужно быть готовым, что обслуживание и ремонт вам встанет дороже.

Теперь, учитывая все плюсы и минусы, вы можете отдать предпочтение тому или иному мотору.

В следующей статье перейдем к оборудованию лодки навигатором и эхолотом.

Троллинговый электромотор. Аспекты выбора и установки

Троллинговый электромотор. Аспекты выбора и установки

Длина, м345678
Скорость, км/час91112131415

Это устройство обеспечивает защиту от разряда основной батареи (пусковой) и контролирует заряд вторичных батарей при работающем подвесном моторе.

Читать еще:  Что такое рекуперативный режим двигателя

Это же устройство можно использовать для контроля заряда аккумулятора электрического мотора с напряжением питания 12 вольт.

LBS10% мощности25% мощности50% мощности75% мощности100% мощности
3017.511.6774.673.5
3216.5116.64.43.3
351510643
40138.675.23.472.6
4412.58.3353.332.5
4612.58.3353.332.5
501284.83.22.4
11010.574.22.82.1
16510.574.22.82.1

Эти данные ориентировочные и, в большинстве случаев, зависят от особенностей конструкции электрического мотора.

И последнее. Как на воде определить, насколько разряжена наша батарея?
Самый простой вариант – установить вольтметр.
Показания вольтметра будут служить косвенным индикатором степени разряда батареи. Для тяговых аккумуляторов разработаны приборы (принцип вольтметра), которые уже имеют шкалу, отградуированную в процентах заряда батареи.

Лодочный мотор для троллинга

Для троллинга надо выбрать такой мотор, который обеспечит все необходимые свойства для данного вида рыбной ловли.

Выбор мощности мотора. Необходим такой мотор по мощности, который не только обеспечит стабильное движение на скорости траления 3,5 — 4,0 км/час, но так же должен давать выход на глиссирование для быстрого перемещения между начальными точками отлова. Для лодок с уплощенным дном для глиссирования на каждые 25 килограмм веса загрузки требуется 1 лошадиная сила мотора. Например если взять надувную лодку длиной 4,2 м с собственной массой 100 килограмм и с загрузкой три человека. Расчет мощности = вес лодки 100кг + вес трех рыбаков 270 кг разделить на 25. Выходит что на такую лодку при рыбалке втроем необходим мотор с минимальной мощностью 15 л.с. Ставить мотор намного мощнее нецелесообразно, так как будет большой расход топлива и сложность при плавании на больших скоростях. Для троллинга чаще всего используются надувные лодки от 3,5 м до 4,2 м, которые не предназначены для плавания на больших скоростях. Так же необходимо помнить , что управление лодкой в течении длительного времени румпельными мотором с большой мощностью свыше 25 л.с. отнимает много сил у рулевого, и для комфортного плавания требуется устанавливать дистанционное управление. Если предстоит дальний поход по воде всегда берите с собой резервную канистру с топливом и набор ключей для экстренного ремонта мотора.

Надежность и ресурс мотора. По надежности эксплуатации и моторесурсу наиболее выделяются американские и японские моторы. Их средний ресурс не менее 2 000 моточасов, такого количества гарантированной работы двигателя хватает на несколько лет. Важный момент при выборе марки мотора — это наличие в магазинах запчастей и расходных материалов для своевременной замены или при экстренной поломке. Если марка неизвестная, не имеет постоянных поставок в Россию, то при срочной необходимости купить детали придется ждать более месяца, и все это время не пользоваться мотором.

Четырехтактные моторы — в чем их плюсы. В двухтактном моторе при плавании на малых скоростях для троллинга идет большая вибрация, иногда бывают самопроизвольные остановки мотора при работе на минимальных оборотах. Кроме того двухтактные моторы потребляют больше топлива и имеют более токсичный выхлоп. А при плавании и тралении на четырехтактном моторе идет экономия топлива до 20 процентов, намного менее токсичный выхлоп, стабильная работа двигателя на самых малых оборотах, практически полное отсутствие вредных вибраций. Для объективности надо так-же отметить, что в сравнении с двухтактными моторами четырехтактные имеют вес на 20 процентов больше, стоимость на 25 процентов больше и более дорогое регламентное обслуживание. Но все опытные любители троллинга знают, хороший четырехтактный мотор — это всегда хороший улов, поэтому не экономят при покупке.

Для любителей рыбалки и водных походов рекомендуем раздел паспорта на лодочные моторы.

Уважаемые посетители сайта!
Если Вы не нашли у нас то, что искали — не уходите сразу.

Обратите внимание на большой ассортимент предлагаемых товаров:
электроинструмент Quattro Elementi , расходные материалы Практика , автоинструмент Forsage , наборы инструмента KingTul (самые дешевые в РФ). А так-же насосное, компрессорное, сварочное и тепловое оборудование, ручной инструмент и комплектующие. У нас есть товары для дачников и садоводов, для автолюбителей и фермеров, для ремонта или строительства, есть подарки для мужчин на любой праздник.
Наш интернет-магазин предложит отличную цену в Санкт-Петербурге , а так-же доставку в другие города. Для оптовых покупателей предоставляем отсрочку платежа, доставку товара и другие необходимые условия сотрудничества. Выберите на сайте что-то необходимое и мы будем рады продать Вам этот товар по отличной цене.

Самый мощный электромотор для лодки

Какой лодочный электромотор считать самым мощным? Тот, который потребляет большую мощность от аккумуляторной батареи? Или может быть тот, который легко толкает вперед даже тяжелую лодку, потребляет маленький ток и долго работает от аккумуляторов?

Бензиновый и электрический моторы для лодки

Лодочные электромоторы могут развивать ту же тягу, что и двигатели внутреннего сгорания обладая при этом значительно меньшей мощностью на валу. Это происходит благодаря различной форме кривых крутящего момента электрического и бензинового двигателей. У двигателя внутреннего сгорания график крутящего момента имеет выраженный пик, из-за которого максимальный момент доступен только в ограниченном диапазоне оборотов вала. Зависимость крутящего момента от оборотов у электродвигателя гораздо более плоская и его достаточно при любой частоте вращения

Максимальный крутящий момент и мощность – это важные характеристики двигателя. Момент определяет способность быстро ускоряться и тянуть груз, а мощность (приведенная к весу) максимальную скорость. Крутящий момент зависит от числа оборотов вала. У разных типов двигателей эта зависимость имеет свой вид. У электродвигателя скорость преобразования энергии от аккумуляторной батареи не связана с частотой вращения вала. В двигателях внутреннего сгорания с ростом числа оборотов давление и температура возрастают и достигают оптимального сочетания при определенной частоте вращения на которую и приходится пик крутящего момента.

Читать еще:  Что такое сила тяги в тяговом двигателе

Пологая характеристика момента позволяет устанавливать на лодочные электромоторы более эффективные гребные винты. КПД гребного винта у некоторых электромоторов для небольших лодок в три раза выше, чем у подвесных бензиновых двигателей того же класса.

Какая бывает мощность

Производители лодочных моторов используют разные виды мощности. Встречаются мощность на валу, потребляемая мощность и даже тяга. Поэтому прежде чем сравнивать лодочные электромоторы различных марок нужно привести имеющиеся данные к «общему знаменателю»

Единый критерий для сравнения важен. Мощности, измеренные в разных местах, существенно отличаются друг от друга. Мотор, развивающий на валу 4 л. с., на винте выдает всего 1 л.с.

Потребляемая мощность, на валу и на винте

Потребляемая мощность – часто используется как характеристика электродвигателя для лодки (мощность = ток х напряжение). Измеряется в Ваттах или лошадиных силах. Производители бензиновых или дизельных лодочных моторов этот вид мощности не используют. Однако для двигателя внутреннего сгорания потребляемую мощность также можно посчитать, если умножить теплотворную способность топлива на его расход.

Мощность на валу – используют производители подвесных бензиновых лодочных моторов. Этот вид мощности считается также как у автомобиля (мощность = крутящий момент х угловая скорость). Единица измерения – лошадиные силы или ватты. Мощность на валу учитывает потери в редукторе, но не учитывает потери на винте, которые составляют от 20 до 70%.

Мощность на винте – более ста лет служит общепринятой характеристикой двигателя в судостроении. Учитывает все потери мощности и определяет энергию, передаваемую лодке двигателем.

Тяга лодочного электромотора

Во время вращения винта на поверхностях лопастей возникает подъемная сила. Составляющая этой силы направленная по оси движения лодки называется упором или тягой. Она характеризует ту часть подъемной силы, которая толкает судно вперед.

Полезная мощность, производимая лодочным винтом, равна его тяге, умноженной на текущую скорость лодки. В характеристиках электромоторов производители всегда указывают максимальное значение тяги. Сделать по ней вывод о мощности электромотора на винте без установки датчиков и проведения измерений нельзя.

Тягу определяют в ходе испытаний, во время которых лодку соединяют с пирсом динамометром и заставляют двигаться вперед. Проверку проводят на спокойной воде, в безветренную погоду, на достаточной глубине и расстоянии от берега. Для носовых лодочных электромоторов значение тяги чаще всего указывают в фунтах силы (lbs).

Потери мощности в лодочном электромоторе

Общая эффективность силовой установке на лодке с двигателем внутреннего сгорания около 15%. Для судна с электромотором такой показатель – непозволительная роскошь. Считается, что лодочный электродвигатель работает эффективно, если с учетом потерь на винте его КПД около 50 %. При этом КПД электромотора должен быть не менее 80%, а винта не мене 63%.

Потери мощности пропорциональны сопротивлению проводника и квадрату протекающего через него тока. Если ток возрастает вдвое, потери возрастают в четыре раза. Если ток растет в десять раз, потери увеличиваются в сто. Уменьшить ток и потери можно, если повысить напряжение в цепи.

Общепринятое на сегодня напряжение мощных лодочных электромоторов 48 вольт, но для небольших лодок подходят и 24-вольтовые модели. При силе тока 50 А максимальная мощность электромотора в 12-вольтовой системе составит 600 Ватт, а в 24 Вольтовой – 1200 Ватт

Второй способ снизить потери в цепи постоянного тока – это увеличить сечение кабеля. Правильно подобранный кабель повышает эффективность и безопасность электрической системы, устраняет локальный перегрев и снижает потери энергии.

Высокий КПД имеет винт с большим диаметром, шагом и низкой скоростью вращения. Однако с таким винтом может работать только мотор, развивающий высокий крутящий момент.

Редуктор служит источником дополнительного шума и потерь. В профессиональных электромоторах их стараются не использовать

Большинство гребных винтов для подвесных моторов небольших лодок созданы на основе испытаний проведенных еще в 1940–1960-х годах прошлого века. Общие принципы проектирования, появившиеся тогда, систематизированы в виде таблиц и графиков и используются изготовителями до сих пор.

При разработке современных винтов используют другой подход. Сначала на компьютере создают трехмерную модель, а затем шаг и кривизну профиля винта оптимизируют для каждого сечения с учетом изменяющихся вдоль диаметра условий обтекания потоком воды. Винты этого типа называют винтами с переменным шагом. Их потери меньше, а КПД выше.

Виды электромоторов

Подвесные

Подвесные электромоторы устанавливают на транце или реже на носу лодки. В стандартном исполнении электромотор соединяется с системой рулевого управления, в моделях с румпелем лодкой управляют поворачивая двигатель. Мощность румпельных электромоторов варьируется от 1 до 4 кВт, а у моделей с рулевым управлением достигает 15 кВт.

Как правило мощные подвесные электромоторы рассчитаны на напряжение 24-48 Вольт. 24 вольтовый электрический двигатель мощностью 2,2 кВт развивает на винте тягу 124 lbs и сопоставим по этому показателю с подвесным бензиновым мотором мощностью 6,5 л.с. Двигатель мощностью 15 кВт эквивалентен бензиновому мотору 35 л.с

В подвесных лодочных электромоторах используют асинхронные двигатели переменного тока или синхронные двигатели на постоянных магнитах. Оба типа двигателей бесщеточные, не имеют изнашивающихся частей и не требуют обслуживания.

Читать еще:  Вольво s40 стук двигателя

Pod электромоторы

POD электромоторы подходят как для однокорпусных лодок и катеров, так и для катамаранов

Фиксированные POD электромоторы бывают мощностью от 1 до 25 кВт. Они подходят как для небольших лодок, сдающихся в прокат, так и для судов весом несколько тонн

Электромотор состоит из блока управления и гондолы внутри которой установлен асинхронный или BLDC электродвигатель. Гондола аэродинамической формы крепится к днищу судна фланцами из нержавеющей стали между килем и рулем. Чтобы избежать вибрации на руле, вызванной турбулентностью за винтом, и снизить сопротивление потоку воды гондолу стараются располагать ближе к килю.

Фиксированный (слева) и поворотный Pod электромоторы. Внутри корпуса, находящегося под водой, находится только двигатель. Электроника и органы управления расположены на борту судна

Производится две модификации POD электромоторов — фиксированная и поворотная. Поворотная модель соединяется с системой рулевого управления или румпелем и обеспечивает более высокую маневренность судна

Электрические лодочные моторы типа Pod выпускаются мощностью от 1 до 25 кВт.

Бортовые лодочные электромоторы

В бортовой силовой установке электродвигатель устанавливают внутри судна и соединяют с винтом валопроводом. Бортовым моторам требуется принудительное охлаждение. В зависимости мощности электродвигателя оно может быть воздушным или водяным.

Установка бортового электромотора на лодку сложнее чем подвесного или POD. Дополнительно потребуется вал, муфта, сальник, втулка Гудрича (дейдвудный подшипник), дейдвудная труба. Валы электромотора и винта необходимо центрировать – они должны иметь общую ось. При неправильной установке возможны протечки через сальник

Электромоторы для профессионального использования

Если лодка или катер используется для перевозки туристов, организации экскурсий или водных прогулок, то электрическая установка может оказаться выгоднее двигателя внутреннего сгорания. Экономия достигается из-за более низкой стоимости энергии и практически нулевых затрат на техническое обслуживание.

Установка подвесного лодочного электромотора для профессионального использования Aquamot на небольшой катамаран

Сравнение показывает, что при коммерческой эксплуатации судна переход с бензинового на электрический двигатель окупается за 1-2 года. Однако для этого профессиональный лодочный электромотор должен отвечать определенным требованиям:

  • Иметь высокий КПД – это позволит эксплуатировать его с аккумуляторной батареей меньшей емкости, снизит первоначальные затраты, время зарядки и стоимость потребляемой электроэнергии
  • Быть простым и надежным — электромотор должен выдерживать ежедневную интенсивную нагрузку и иметь минимум лишних функций. Дополнительные возможности, такие как встроенный компьютер c GPS, повышают цену и могут стать источником неисправностей в будущем.
  • Стоимость ремонта и технического обслуживания в течении периода эксплуатации должна быть минимальной Катамаран с установленным лодочным электромотором отправляется к месту эксплуатации

Надежность

Корпуса профессиональных лодочных электромоторов отливают из алюминия, а затем дополнительно наносят многослойное антикоррозионное покрытие. Вал делают из нержавеющей стали, а винт из бронзы. Для защиты от коррозии устанавливают жертвенный анод

В мощных электромоторах для лодок используют асинхронные двигатели переменного тока или BLDC PM электродвигатели, которые также называют вентильными. Питание вентильных двигателей осуществляется от импульсных источников энергии. При этом импульсы напряжения подаются на обмотки статора в заданные моменты времени – при определенном положении ротора относительно статора. Положение ротора определяют датчики, которые, как и импульсный источник питания, в моторах небольшой мощности находятся на печатной плате, расположенной внутри подводной части электромотора.

Зеленая плата в центре электромотора — электронный коммутатор, который заменяет щетки и кольца. Слева та же плата в увеличенном виде. В окружении воды электронные компоненты иногда работают не стабильно и отказ всего одного элемента на плате влечет за собой выход из строя всего электромотора. Заменять приходится плату целиком — это увеличивает стоимость ремонта, время простоя электромотора и срок его окупаемости при профессиональном использовании

Внутри корпуса трехфазного асинхронного двигателя дополнительных электронных компонентов нет. На долговечность двигателя влияют только подшипники и обмотки, однако качество этих элементов в настоящее время таково, что асинхронные двигатели служат до 50 000 часов без осмотра и ремонта. Асинхронные двигатели просты, надежны и эффективны. КПД мощного электродвигателя 85-92%, что на 30% выше, чем у двигателя постоянного тока, и на 40-50% больше, чем у двигателя внутреннего сгорания.

Система безопасности электромотора для коммерческих лодок имеет как механические, например, заданный предел прочности киля, так и электронные средства защиты. Электромотор отключается при перегрузке по току, при пониженном и повышенном напряжении аккумуляторов

Экономичность

Высокий КПД достигается только при последовательном и тщательном улучшении всех элементов электромотора. Потерь мощности стараются избежать во всех узлах. Воздушный зазор в двигателе, конструкция ротора, изоляция обмоток оптимизируют на компьютере так, чтобы электродвигатель подходил для использования на лодках.

Корпуса двигателей и винты проектируют по тем же правилам, что и в коммерческом судостроении. Сначала рассчитывают обтекание подводных частей по трехмерной модели, а затем результаты проверяют на натурных гидродинамических испытаниях.

Редуктор, который устанавливают на некоторых моделях лодочных электромоторов не используют. Вместо этого вал электродвигателя напрямую соединяют с винтом, и конструируют двигатель таким образом, чтобы его обороты совпадали с оптимальными для винта

В результате во время движения электромотор не теряет мощность, не создает дополнительное сопротивление и способен долго работать на одной зарядке аккумулятора

Задайте вопрос,

и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector