0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что является двигателем развития человека

Что такое развитие

В каждом мире, в каждой цивилизации формы жизни не просто существуют, но обязательно развиваются. В нашей вселенной развивается всё одухотворённое.

Ещё совсем недавно человек считал, что развитие заключается только в приобретении знаний, повышении эрудиции. Оно помогает приобретать профессиональные навыки, зарабатывать средства существования, решать какие-то проблемы. Жизнь показывает, что человек много знающий решает проблемы быстрее, чем тот, который плохо учится и мало что знает. Хотя многие считают, что можно спокойно жить и без всякого развития, достаточно всю жизнь пахать землю, выращивать урожай и этого вполне хватит для спокойного существования. А в каких мировых процессах участвует душа индивида и есть ли она вообще — не имеет никакого значения. Однако часто случается, что жизнь человека меняется очень круто и в такие моменты перехода от прежнего существования к новому требуются и знания, и сноровка, и практический опыт. Иногда же жизнь забрасывает человека в такие условия, что он начинает явственно ощущать нехватку знаний и умения жить в новых условиях.

Но нельзя ориентироваться на точку зрения какого-либо одного человека или даже определённого народа (например, племени каких-либо дикарей, спокойно живущих в тропическом климате). Человек должен ориентироваться на требования Высших, если не хочет быть однажды уничтоженным полностью, как брак Их эксперимента. И чтобы подобного не случилось, он должен понять, что такое развитие, в чём оно заключается и что следует делать, чтобы не выпасть из звена эволюции.

Дадим несколько формулировок понятию «развитие».

1. Развитие, иначе совершенствование души, есть бесконечное последовательное продвижение во времени с наращиванием определённых показателей.

2. Развитие — это постоянное увеличение энергетических накоплений матрицы души и её тонких оболочек.

3. Развитие — это процесс, позволяющий живой форме перемещаться в эволюционном потоке с нижней ступени на вышестоящую.

Противоположный процесс — деградация, понижающий положение формы в эволюции с вышестоящей ступени на нижестоящую. Развитие сопровождается наращиванием энергии души, а деградация — её потерей.

Важным для развития души является её работа с энергиями. Что бы человек ни делал: копал землю, строил дом, пел песни, изучал биологию, радовался или грустил — он будет перерабатывать одни типы энергий в другие особыми механизмами души. А это будет сопровождаться или приобретением им новых порций энергии или их потерей. И здесь можно дать следующую формулировку данному понятию.

4. Развитие — это процесс переработки энергий мира душой с повышением её личного Уровня. При деградации происходит понижение Уровня и человека, а также Уровня энергий.

Способов развития души в земном мире — бесчисленное множество. Вся жизнь человека построена таким образом, чтобы он постепенно развивался от момента рождения и до момента смерти. Ребёнок начинает развиваться ещё до своего рождения по невербальным каналам общения с матерью. И когда появляется на свет, то развитие продолжается. У каждого возраста имеются свои способы и методы совершенствования.

Каждый человек может наблюдать результаты своей жизненной деятельности по ряду факторов.

Развитие человека можно наблюдать в изменениях, которые с ним происходят на протяжении жизни. Человек меняется постоянно внешне и внутренне. Внешние изменения наиболее заметны, а внутренние можно наблюдать по поступкам, действиям, мыслям индивида. Со временем меняется характер личности, его взгляды, вкусы, и всё это — признаки или его противоположности — деградации. Внутренние изменения связаны с теми процессами, которые происходят в его душе, меняются качества личности, меняются его поступки, то есть внутреннее состояние обязательно отражается на внешних проявлениях.

Качества души формируют характер личности. Но на протяжении жизни человек может приобретать одни качества и терять другие, а это как раз способствует изменению характера. В основном на протяжении своего существования индивид строит себя, свой характер, обогащаясь практическим опытом.

Характер человека, с одной стороны, постоянно формируется от жизни к жизни, с другой стороны, основной окрас характера задаётся Высшими Учителями в целях ускорения его развития. Например, будет человек оптимистом или пессимистом, холериком или сангвиником задаётся Свыше в программе как повышение или понижение активности индивида. Разная жизненная активность помогает личности нарабатывать одни качества души и избегать приобретения других. Характер служит совершенствованию человека. Будет он весёлый или грустный — обязательно повлияет на его развитие.

Таким образом, всё внутри человека и вокруг него служит процессу его развития. Но сам человек должен стремиться развивать своё низшее начало с помощью высшего, чем является знания, посылаемые Учителями человечества.

«Развитие Человека», авторы Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова, изд. Амрита-Русь.
Все права защищены. Никакая часть данной информации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без разрешения авторов книги.

Индекс человеческого развития: ключевые моменты

Наверняка вы часто слышали от своих друзей, знакомых или родных, что они хотели бы жить в другом государстве, что их мечтой является переезд в Штаты или какое-нибудь европейское государство, что счастье ждет их на самом деле на далеком австралийском материке или среди трудолюбивых азиатов. Возможно, вы и сами частенько мечтаете о смене места жительства или хотя бы получении нового иностранного опыта.

Очевидно, такие мысли продиктованы набором ассоциативных и довольно абстрактных умозаключений. Мы полагаем, что в Германии люди живут достойнее, чем в Бразилии, а французские граждане получают больше удовольствия от жизни, нежели россияне, но на чем основаны эти выводы? На мнении знакомых? На общепринятых стандартах?

Вышеприведенные примеры действительно правдивы, однако, чтобы не быть голословными, нужно найти доказательную базу. Одной из составляющих этой базы являются различные индексы, существующие в большом количестве и пользующиеся стабильным спросом, особенно аналитиков, экспертов, членов международных организаций и т.д. К примерам таких индексов можно отнести:

  • индекс качества жизни;
  • индекс образования;
  • демографические индексы;
  • индекс здравоохранения;
  • индекс преступности;
  • индекс счастья и т.д.

Ознакомиться с альтернативными индексами вы можете в следующем видеоролике:

А сейчас мы с вами познакомимся с комплексным индексом, являющимся очень популярным в силу своей высокой практической ориентированности.

Появление индекса

Впервые об Индексе развития человеческого потенциала люди услышали в 1990 году благодаря работам пакистанского экономиста Махбуба уль-Хак. Под этим названием он просуществовал до 2013 года, после чего был переименован в Индекс человеческого развития. С самого своего появления и по сей день он рассчитывается экспертами, черпающими информацию из отдельных национальных институтов.

Согласно классическим экономическим концепциям, человек, его способности и труд рассматривались как средство увеличения национального дохода, как двигатель общественного прогресса. Революционность же данного индекса заключалась в том, что он был ориентирован на раскрытие потенциала личности. Таким образом происходило постепенное смещение внимания с публичности на частность, с социума на индивидуальность.

Отголоски этих тенденций мы можем наблюдать сегодня очень явно. Практически все коммерческие структуры, предлагающие тот или иной товар, услугу, работу пытаются индивидуализировать его (ее) под вас. К примеру, они все чаще предлагают персональную сборку, пошив, какую-нибудь образовательную программу, готовку блюда, проводят различного рода опросы, чтобы узнать побольше о потребностях своих клиентов, которые в свою очередь становятся все более капризными и изощренными в своих запросах. Поэтому отчасти Махбуб уль-Хак стал двигателем тренда индивидуализации.

Немного о сущности Индекса

В самом названии Индекса, согласитесь, нет четкого понимания того, что он в себе несет. «Человеческое развитие» – понятие довольно многоаспектное, трактуемое всеми по-разному. В связи с этим следует добавить немного конкретики.

Сначала под «человеческим развитием» понималось расширение границ выбора, состоящего, главным образом, из трех компонентов: долголетия (но не простого, а здорового), достойного образования и соответствующего качества жизни. К дополнительным факторам расширения выбора следует отнести гарантированные права человека, самоуважение и политические свободы.

Тем не менее в 2010 году данное понятие было изменено, а если быть точнее, дополнено. К нему добавили такие аспекты как социальная справедливость, уважение к правам человека и стабильность. Приведем оригинальное определение, используемое по сей день:

«Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, осуществлять другие цели, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

Именно в таком ракурсе эксперты ПРООН (Программы развития ООН) оценивают возможности того или иного государства обеспечить высокий уровень жизни своим гражданам. Давайте теперь посмотрим, как рассчитывать индекс человеческого развития (ИЧР).

Расчеты Индекса

Как отмечалось выше, индекс человеческого развития – понятие самое по себе комплексное, и состоит оно из трех индексов:

Индекс ожидаемой продолжительности жизни (Life expectancy index, LEI)

LEI = (LE – 20)/(85 – 20)

Как видно из формулы, максимальная средняя ожидаемая продолжительность жизни выбрана 85 лет, в то время как нижний порог этого показателя отмечен на уровне 20 лет. Очевидно, это связано с различными факторами, к примеру, уровнем развития медицины, экологическим состоянием окружающей среды, демографическими показателями и т.д. Соответственно, вычитая в числителе ту или иную величину ожидаемой продолжительности жизни в данной стране, мы соотносим его с 65 – разницей между максимально и минимальной взятыми показателями продолжительности жизни.

Читать еще:  Что происходит если тосол попадает в двигатель

Не трудно догадаться, что, если показатель LE равен или выше 85, то индекс будет равен 1 (или больше). Чем же ближе эта величина к 20, тем больше ожидаемая продолжительность жизни стремится к нулю.

Индекс образования (Education index, EI)

(√(MYSI*ESI)-0)/(0,95-0)

MYSI – индекс средней продолжительности обучения (mean years of schooling index),

ESI – индекс ожидаемой продолжительности обучения (expected years of schooling index).

Этот показатель характеризуется двумя главными величинами, выражающими количество грамотного взрослого населения и совокупную долю учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях. Затем они сводятся в единую формулу с весом 2/3 и 1/3 соответственно каждый показатель (это означает, что в конечной формуле индекс MYSI умножается на 2/3, а ESI – на 1/3), и получается индекс, показывающий уровень образованности в стране.

Индекс дохода (Income index, II)

(ln⁡(GNIpc)-ln⁡(100) )/(ln⁡(75.000)-ln⁡(100))

GNIpc – Валовый национальный доход (ВНД) по паритету покупательной способности (Gross national income per capita).

Данный индекс включает в себя ВНД по паритету покупательной способности, отражающий уровень дохода населения. Соответственно, если в стране ВНД равен $100, то индекс будет равен нулю, что покажет очень низкий уровень дохода граждан страны. В свою очередь, ВНД в размере $75 000 приближает значение индекса к единице.

Среднее геометрическое трех данных показателей и является базой для расчета индекса человеческого развития:

HDI=∛(LEI*EI*II)

После расчета индекса составляется ранжирование всех стран мира.

Результаты подсчетов Индекса

Подсчеты Индекса осуществляются в рамках Программы, итоги которой публикуются как на региональном и национальном, так и на международном уровнях. При этом учитывается достаточно широкий круг факторов, к примеру, возможность участия человека в общественной жизни, территориальная и социальная мобильность населения страны, доступ к информации, уровень культурного развития, преступность, экологическая составляющая и т.д. После анализа всей этой совокупности факторов появляется рейтинг стран, поделенных на четыре группы:

  1. От 0,8 до 1 – очень высокий ИЧР.
  2. От 0,7 до 0,799 – высокий ИЧР.
  3. От 0,550 до 0,699 – средний ИЧР.
  4. От 0,350 до 0,549 – низкий ИЧР.

К сожалению, по многим странам отсутствует релевантная информация, служащая базой для расчета ИЧР, поэтому список стран может быть неполным, а познакомиться с ним можно по этой ссылке.

Многие эксперты также приводят ряд критических замечаний по поводу данного индекса. Давайте посмотрим, какие именно.

Критика Индекса

Во-первых, некоторые страны, а точнее, их статистические органы склонны приукрашивать информацию с целью выглядеть лучше на фоне мирового сообщества. Казалось бы, это совершенно неприемлемо и в какой-то степени невозможно. Однако происходит и такое.

Во-вторых, в индексах задействованы средние величины, а, как известно, это слабое отражение реального положения дел. Ведь средние величины искажают всю представительность выборки и сглаживают большие разбросы индивидуальных случаев.

В-третьих, в Индекс человеческого развития включается показатель образования, не учитывающий, однако, его качества, а обращающий внимание исключительно на количественные характеристики.

В-четвертых, Индекс не учитывает социального неравенства, политической ситуации в стране, полной экономической картины. Соответственно, из поля анализа выпадает большой круг существенных моментов.

Поэтому следует помнить, что не существует единого мерила, оценивающего потенциал развития гражданина того или иного государства. Тем не менее, в силу высокой значимости и авторитетности ИЧР, приведем наиболее актуальную информацию по данному показателю.

Рейтинг 2019

Обратимся к горячей десятке стран с самым высоким ИЧР на 2019 год:

  1. Норвегия – 0,954.
  2. Швейцария – 0,946.
  3. Ирландия – 0,942.
  4. Германия, Гонконг – 0,939.
  5. Австралия, Исландия – 0,938.
  6. Швеция – 0,937.
  7. Сингапур – 0,935.
  8. Нидерланды – 0,933.
  9. Дания – 0,930.
  10. Финляндия – 0,925.

Россия, к сожалению, находится только на 49 позиции с показателем 0,824. Всего рейтинг включает 189 стран, а замыкают его Чад (0,401), Центральноафриканская Республика (0,381) и Нигер (0,377).

Заключение

ИЧР – это комплексный показатель, отображающий, главным образом, три составляющие: образование, здравоохранение, доход. Именно эти три компонента ставятся самой влиятельной международной организацией во главу угла при определении развития отдельной личности, пребывающей на той или иной территории.

Но можно ли среди широкого разнообразия факторов, влияющих на нашу с вами жизнь, выбрать только три? Очевидно, что жизнь каждого человека гораздо более разнообразна и подвержена влиянию большего количества переменных. Соответственно, изучать индексы – дело полезное, но подходить к этому нужно с умом. А вы как думаете? Оставляйте свои мысли в комментариях. А мы, как всегда…

Человеческое развитие (экономика) — Human development (economics)

Человеческое развитие включает в себя исследования условий жизни человека, в основе которых лежит подход, основанный на возможностях . Индекс человеческого развития с поправкой на неравенство используется как способ измерения фактического прогресса в человеческом развитии Организацией Объединенных Наций . Это альтернативный подход к единому вниманию к экономическому росту, больше ориентированный на социальную справедливость как способ понимания прогресса.

Программа развития Организации Объединенных Наций определяет человеческое развитие как «процесс расширения возможностей людей», при этом говорится, что выбор, позволяющий им «вести долгую и здоровую жизнь, получать образование, иметь достойный уровень жизни», а также «политическую свободу. , другие гарантированные права человека и различные составляющие самоуважения ». Таким образом, человеческое развитие — это гораздо больше, чем экономический рост, который является лишь средством расширения выбора людей. Фундаментом для расширения этих возможностей является развитие человеческих способностей — диапазона вещей, которые люди могут делать или которыми могут быть в жизни. Возможности — это «основные свободы, которыми [человек] пользуется, чтобы вести такой образ жизни, который [у него] есть основания ценить».

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Измерение
  • 3 столпа
  • 4 Права человека
  • 5 Здоровье
  • 6 Отчет о человеческом развитии
  • 7 Индекс человеческого развития
  • 8 Индекс человеческой бедности
  • 9 Индекс социального прогресса
  • 10 Саммиты Земли, Повестка дня на XXI век, Цели развития тысячелетия и Цели в области устойчивого развития
  • 11 Переосмысление человеческого развития
  • 12 Расширенный индекс человеческого развития
  • 13 См. Также
  • 14 Ссылки
  • 15 Внешние ссылки

История

Теория человеческого развития уходит корнями в древнюю философию и раннюю экономическую теорию. Аристотель отмечал, что «очевидно, что богатство — это не то благо, которое мы ищем, поскольку оно просто полезно для чего-то другого», а Адам Смит и Карл Маркс интересовались человеческими способностями. Теория приобрела важность в 1980-х годах благодаря работе Амартия Сена и его взглядам на человеческие способности, которые сыграли роль в получении ему Нобелевской премии по экономике 1998 года. Известными ранними активными экономистами, сформулировавшими современную концепцию теории человеческого развития, были Махбуб уль Хак , Юнер Кирдар и Амартия Сен . Индекс человеческого развития, разработанный для Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), является результатом этого раннего исследования. В 2000 году Сен и Судхир Ананд опубликовали заметное развитие теории, направленной на решение проблем устойчивости.

Публикации Марты Нуссбаум в конце 1990-х и 2000-х годах подтолкнули теоретиков к тому, чтобы уделять больше внимания человеку в теории, и особенно человеческим эмоциям. Отдельный подход частично проистекает из психологических теорий потребностей, которые частично были начаты Абрахамом Маслоу (1968). Примером этого является подход к человеческому развитию, разработанный Манфредом Макс-Нифом в середине-конце 1980-х годов, который обращается к человеческим потребностям и их удовлетворяющим, более или менее статичным во времени и контексте.

Антропологи и социологи также подвергли сомнению взгляды на теорию человеческого развития, которые восходят к неоклассической экономике. Примеры ученых: Дайан Элсон , Раймонд Апторп, Ирен ван Ставерен и Ананта Гири. Элсон (1997) предлагает, чтобы человеческое развитие двигалось в сторону более разнообразного подхода к индивидуальным стимулам. Это повлечет за собой отказ от восприятия людей как агентов, контролирующих свой выбор, выбирающих из набора возможностей использования человеческого капитала как одного из многих активов. Вместо этого теоретики должны рассматривать людей как имеющих более изменчивый выбор под влиянием социальных структур и изменчивых способностей и использовать гуманистический подход к теории, включая факторы, связанные с культурой человека, возрастом, полом и семейными ролями. Эти расширения выражают динамический подход к теории, динамизм, который отстаивали Уль Хак и Сен, несмотря на неявную критику этих двух фигур.

Измерение

Одним из показателей человеческого развития является Индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный Программой развития Организации Объединенных Наций . Индекс включает статистические данные, такие как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, индекс образования (рассчитанный с использованием средней продолжительности обучения и ожидаемой продолжительности обучения) и валовой национальный доход на душу населения. Хотя этот индекс не охватывает все аспекты, влияющие на человеческие способности, это стандартизированный способ количественной оценки человеческих возможностей в разных странах и сообществах. Аспекты, которые можно не учитывать при расчетах, включают доходы, которые невозможно измерить количественно, такие как пребывание дома для воспитания детей или обмен товаров / услуг, а также восприятие отдельными людьми своего собственного благополучия. К другим показателям человеческого развития относятся Индекс человеческой бедности (HPI) и показатель расширения прав и возможностей мужчин и женщин . Он измеряет многие аспекты развития.

Читать еще:  Sp3321 быстрый запуск двигателя

Столбы

Существует шесть основных столпов человеческого развития: справедливость, устойчивость, производительность, расширение прав и возможностей, сотрудничество и безопасность.

  • Равенство — это идея справедливости для каждого человека, в отношениях между мужчинами и женщинами; каждый из нас имеет право на образование и здравоохранение.
  • Устойчивое развитие — это точка зрения, согласно которой мы все имеем право зарабатывать себе на жизнь, чтобы поддерживать нашу жизнь и иметь доступ к более равномерному распределению товаров.
  • Производительность означает полное участие людей в процессе получения дохода. Это также означает, что правительству нужны более эффективные социальные программы для людей.
  • Расширение прав и возможностей — это свобода людей влиять на развитие и решения, влияющие на их жизнь.
  • Сотрудничество предполагает участие и принадлежность к сообществам и группам как средство взаимного обогащения и источник социального значения.
  • Безопасность предлагает людям возможности свободного и безопасного развития с уверенностью, что они не исчезнут внезапно в будущем.

Права человека

В поисках чего-то другого человеческое развитие разделяет видение прав человека . Цель — свобода человека. Следовательно, человеческое развитие взаимосвязано с правами человека и свободой человека, потому что в тюрьмах с хорошим управлением продолжительность жизни и грамотность, измеряемые Индексом человеческого развития, могут быть довольно высокими. И для реализации возможностей и реализации прав эта свобода жизненно важна. Люди должны иметь право осуществлять свой выбор и участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Человеческое развитие и права человека взаимно усиливают друг друга, помогая обеспечить благополучие и достоинство всех людей, укрепляя самоуважение и уважение других. В дни быстрой глобализации проблемы прав человека возникают по отношению к многосторонним корпорациям и проблемам бедности. Идея человеческого развития требует образования, лучших условий для работы и большего выбора для людей. Идея связана с правами человека. Эти две концепции одновременно продвигаются, во-первых, посредством надлежащего управления, реализации политики в области прав человека и формирования участия сообщества в процессах принятия решений, во-вторых, путем продвижения гражданских и политических прав, а также экономических и социальных прав, которые являются компонентами уровня разработка. Например, право на образование связано с интеллектуальным развитием, а политические права связаны с уровнем политического развития этого общества.

Здоровье

Ось развития заключается в том, что оно может принести вред или принести пользу здоровью человека и, в конечном итоге, развитию человека по мере своего продвижения. Что касается здоровья, мы разделили его на проблемы с болезнями и бедностью. 16 июня 2006 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила отчет «Предотвращение болезней с помощью здоровой окружающей среды». Никто в мире не обходится без проблем, связанных со здоровьем окружающей среды и проблемами благосостояния. Сначала к развитию относились как к будущему исцеления и надежды. Однако критика приводит такие побочные эффекты, как загрязнение окружающей среды и разрыв между ростом благосостояния и бедностью. Мировое сообщество должно признать неэффективность многих стратегий общественного здравоохранения с точки зрения проблем неравенства в отношении здоровья и социальных проблем. Следовательно, конечной целью является достижение экологической устойчивости. Некоторые критики говорят, что развитие подрывается проблемами со здоровьем, поскольку оно как прямо, так и косвенно влияет на замедление роста. ВИЧ / СПИД , помимо малярии , отрицательно сказался на развитии и увеличил бедность во многих местах, особенно в Африке . Достижение адекватных стандартов здоровья важно для успеха развития и искоренения бедности.

Отчет о человеческом развитии

Глобальные отчеты о человеческом развитии (HDR) — это ежегодная публикация, выпускаемая Управлением Доклада о человеческом развитии ПРООН и содержащая Индекс человеческого развития. В рамках глобального ДЧР существует четыре основных индекса: индекс человеческого развития, индекс гендерного развития, показатель расширения прав и возможностей женщин и индекс бедности населения. Существуют не только глобальные отчеты о человеческом развитии, но также региональные и национальные отчеты. В региональных, национальных и субнациональных (для отдельных стран) ДРЧ используются различные подходы в соответствии со стратегическим мышлением отдельных авторских групп, которые готовят отдельные отчеты. В Соединенных Штатах, например, Measure of America публикует отчеты о человеческом развитии с 2008 года с модифицированным индексом, индексом человеческого развития American Human Development Index , который измеряет те же три основных параметра, но использует несколько иные показатели, чтобы лучше отражать данные по США. контекст и максимально использовать доступные данные.

Индекс человеческого развития — это способ для людей и наций увидеть недостатки политики регионов и стран. Хотя считается, что публикация этой информации побуждает страны изменить свою политику, нет свидетельств, демонстрирующих изменения, и у стран нет какой-либо мотивации для этого.

Основные направления развития человека

«Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к миру воспитанника влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить, ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»

Основные направления развития человека.

Когда говорят о развитии человека, обычно рассматривают не развитие вообще, а лишь некоторые его отдельные направления. Чаще всего в педагогике упоминают следующие основные направления развития человека (рис. 1):

Рис 1. Основные направления развития человека

Каждое из этих направлений, безусловно, заслуживает отдельного внимания, и для каждого из них существуют свои методы развивающего обучения. Однако целесообразно поискать некоторую общую теоретическую основу этих методов, найти общие закономерности развития, вне зависимости от вида направления развития.

Если сравнить приведенные выше направления развития между собой, то можно заметить, что все они так или иначе связаны с различными сторонами поведения человека. Поведение человека регулируется особым механизмом, который называется психикой. И эмоция, вызываемая произведением искусства, и героический поступок, и решение сложной математической задачи все это суть поведенческие явления, которые возникают и управляются психикой человека.

Итак, психика — свойство организма отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать поведение субъекта.

Все поведенческие проявления, как наблюдаемые, так и скрытые определяются психикой, зависят от психики, то есть являются психическими функциями.

К психическим функциям относятся и простейшие реакции типа отдергивания руки при прикосновении к горячему чайнику и такие сложные внутренние процессы как размышления по поводу решения научной проблемы.

Таким образом, психика является своеобразным дирижером, под руководством которого функционирует как весь организм в целом, так и его подсистемы, а также решаются различные задачи, связанные, прежде всего с выживанием на уровне организма, рода и популяции.

Поэтому закономерности психического развития могут стать той теоретической основой, благодаря которой можно описать большинство направлений развития человека, в том числе и развитие, происходящее в процессе обучения.

Однако нельзя забывать, что с психикой человека тесно связаны такие системы организма как нервная, кровеносная, опорно-двигательная, половая и т. д. Эти системы также участвуют в процессе развития организма и играют в нем существенную роль.

Поэтому психическое развитие следует рассматривать не изолированно, а в контексте процесса общего развития организма от рождения до конца жизни.

Развитие личности и его закономерности

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Свойства и закономерности развития:

    Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности. Биогенность: психическое развитие личности во многом определяется механизмом наследственности. Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности. Психогенность: человек – саморегулирующая и самоуправляющая система, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению. Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития. Стадийность: развитие личности подчиняется стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка. Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).

Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ И ФУНКЦИНАЛЬНОЕ: ЦЕЛИ, СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТ

Может ли обучение быть не развивающим? Парадоксальность такой постановки вопроса почти очевидна. В самом деле, чему бы мы ни учили ребенка, так или иначе он развивается, происходят какие-то изменения его сознания, личности, способностей. Разное обучение может вносить разный вклад в развитие, давать разный развивающий эффект, но это уже другой вопрос — оценка развивающего эффекта. Дает ли это основание делить обучение на развивающее и не развивающее? Бесспорно, всякое обучение внутренне связано с развитием и одним из результатов имеет развитие. Проблема же в том, как связаны между собой обучение и развитие.

Читать еще:  4а91 двигатель какое лить масло

Соотношение процессов обучения и развития может быть разное. Результатом любого обучения всегда являются некоторые сдвиги в развитии, но они — либо прямой результат, продукт, на который направлено обучение, либо — всего лишь побочное следствие. Обучение может быть направлено не на развитие, а на функциональную подготовку человека, и оно вовсе не задается вопросом о том, как развивается человек. Там есть другой критерий: как он выполняет определенные функции. Цель такого обучения — некий минимум, оптимум знаний, умений, навыков, так называемых «зунов». Происходит ли при этом развитие? Да, но оно не планируется, оно происходит стихийно и непредсказуемо, оно может быть большим, меньшим и т. д. Развитие здесь имеется в виду как некая предпосылка обучения. Оно эксплуатирует стихийные результаты, стихийные достижения развития, приспосабливается к ним, учитывает их и т. д. (например, дифференциация обучения в зависимости от интересов, способностей; тестирование, отбор и др.) Но само обучение вовсе не планирует развитие, не направлено и не рассчитано на него.

Другой вариант — обучение, которое специально рассчитано на некий уровень развития детей. Будет ли в этом обучении ребенок получать умения, знания, навыки? Бесспорно, но различие с первым вариантом заключается только в одном: если там развитие является непредсказуемым, стихийным следствием, то здесь оно — прямой, планируемый результат. А знания, умения и навыки из цели превращаются в средства достижения результатов. Они перестают быть самоцелью.

Эти два вида обучения, по-видимому, различны не только по своим целевым установкам, но и по своим средствам.

Если целью является обеспечение знаний, умений и навыков, обучение должно опираться на осознанные (или неосознанные — это не так важно) закономерности усвоения.

Если мы хотим обеспечить некий гарантированный результат в развитии, естественно, необходимо реализовать закономерности развития. Нужно ли при этом учитывать закономерности, возможности усвоения? Да, бесспорно, иначе все наши попытки окажутся с негодными средствами, они будут обречены на неудачу. Но сами закономерности и возможности усвоения могут быть различными в зависимости от того, как реализуются закономерности развития. Закономерности развития выступают как критерий доступности, причем, критерий мощнейший. Мы можем провозглашать какие угодно требования к образованию, но первый вопрос, который возникает при организации процесса — доступность. Если это детям не доступно, все остальные критерии: научность, последовательность, историзм — утрачивают всякий смысл. Критерий доступности определяет содержание и методы, то есть, реализуя закономерности развития, мы меняем условия и возможности (критерий доступности) для использования тех или иных методов обучения и реализации тех или иных закономерностей усвоения знаний, умений, навыков.

Дело, конечно, не в том, чтобы провозгласить приоритет развития над усвоением. От таких деклараций жизнь не меняется. Вопрос заключается в другом: в реальной ориентации обучения на те или иные закономерности. Традиционное обучение вплоть до сегодняшнего дня целиком и полностью ориентировано на «вооружение» подрастающего поколения определенным набором «зунов» или еще более интригующую цель — «подготовку к жизни». Отсюда вытекает, что жизнь начинается после школы, а то, что в школе — некий пролог к ней. Такой подход начисто исключает сам принцип гуманизации обучения. Получается негуманное обучение. Именно оно получило постоянную «прописку» в наших школах. Однако право на существование имеет и другой вид обучения, который рассчитан на развитие ребенка, рассматривая его как индивида, живущего сегодня, и создавая максимально благоприятные условия для его развития. Только в этом смысле возможно разграничивать понятия: развивающее обучение и не развивающее обучение (иначе — функциональное).

Основная направленность функционального обучения — подготовка к выполнению определенных функций. Этой же цели подчинены и задачи воспитания. По существу это — та же функциональная дрессировка, только не ума и рук (как в обучении), а души. Раскол на два процесса: воспитание и обучение — отражает сам факт функциональности. Старательно дополняя учебный процесс воспитательным, мы пытаемся совместить несовместимое. Функциональное обучение, по сути, антивоспитательно, ибо воспитывает функционера, то есть человека, который действует по рецептам и предписаниям. С печальными результатами воспитания идеологизированных функционеров мы сейчас сталкиваемся: когда идеология лопается, человек оказывается беспомощным.

Проблема, которая в настоящее время стоит перед образованием, заключается в том, чтобы попытаться перейти от функционального обучения, обучения-дрессировки к развивающему, которое давало бы ребенку возможность быть не просто исполнителем каких-то ролей в обществе, а полноценным участником различных форм общественной жизни.

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Да, любое обучение развивает, так как…»

Может ли обучение быть не развивающим? Парадоксальность такой постановки вопроса почти очевидна. В самом деле, чему бы мы ни учили ребенка, так или иначе он развивается, происходят какие-то изменения его сознания, личности, способностей. Разное обучение может вносить разный вклад в развитие, давать разный развивающий эффект, но это уже другой вопрос — оценка развивающего эффекта. Дает ли это основание делить обучение на развивающее и не развивающее? Бесспорно, всякое обучение внутренне связано с развитием и одним из результатов имеет развитие. Проблема же в том, как связаны между собой обучение и развитие.

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Нет, далеко не любое обучение развивает, так как …»

Обучение может быть направлено не на развитие, а на функциональную подготовку человека, и оно вовсе не задается вопросом о том, как развивается человек. Там есть другой критерий: как он выполняет определенные функции. Цель такого обучения — некий минимум, оптимум знаний, умений, навыков, так называемых «зунов». Происходит ли при этом развитие? Да, но оно не планируется, оно происходит стихийно и непредсказуемо, оно может быть большим, меньшим и т. д. Развитие здесь имеется в виду как некая предпосылка обучения. Оно эксплуатирует стихийные результаты, стихийные достижения развития, приспосабливается к ним, учитывает их и т. д. (например, дифференциация обучения в зависимости от интересов, способностей; тестирование, отбор и др.) Но само обучение вовсе не планирует развитие, не направлено и не рассчитано на него.

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Любое обучение развивает, но при определенных условиях…»

Если целью является обеспечение знаний, умений и навыков, обучение должно опираться на осознанные (или неосознанные — это не так важно) закономерности усвоения.

Если мы хотим обеспечить некий гарантированный результат в развитии, естественно, необходимо реализовать закономерности развития. Нужно ли при этом учитывать закономерности, возможности усвоения? Да, бесспорно, иначе все наши попытки окажутся с негодными средствами, они будут обречены на неудачу. Но сами закономерности и возможности усвоения могут быть различными в зависимости от того, как реализуются закономерности развития. Закономерности развития выступают как критерий доступности, причем, критерий мощнейший. Мы можем провозглашать какие угодно требования к образованию, но первый вопрос, который возникает при организации процесса — доступность. Если это детям не доступно, все остальные критерии: научность, последовательность, историзм — утрачивают всякий смысл. Критерий доступности определяет содержание и методы, то есть, реализуя закономерности развития, мы меняем условия и возможности (критерий доступности) для использования тех или иных методов обучения и реализации тех или иных закономерностей усвоения знаний, умений, навыков.

Дело, конечно, не в том, чтобы провозгласить приоритет развития над усвоением. От таких деклараций жизнь не меняется. Вопрос заключается в другом: в реальной ориентации обучения на те или иные закономерности. Традиционное обучение вплоть до сегодняшнего дня целиком и полностью ориентировано на «вооружение» подрастающего поколения определенным набором «зунов» или еще более интригующую цель — «подготовку к жизни». Отсюда вытекает, что жизнь начинается после школы, а то, что в школе — некий пролог к ней. Такой подход начисто исключает сам принцип гуманизации обучения. Получается негуманное обучение. Именно оно получило постоянную «прописку» в наших школах. Однако право на существование имеет и другой вид обучения, который рассчитан на развитие ребенка, рассматривая его как индивида, живущего сегодня, и создавая максимально благоприятные условия для его развития. Только в этом смысле возможно разграничивать понятия: развивающее обучение и не развивающее обучение (иначе — функциональное).

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Да, любое обучение развивает, так как…»

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Нет, далеко не любое обучение развивает, так как …»

Приведите аргументы и примеры, подтверждающие высказывание:

«Любое обучение развивает, но при определенных условиях…»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector