0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что является двигателем власти

Вопрос 2. Г осударственная власть как разновидность социальной власти

Власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства.

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть есть явление социальное, оно изначально присуще обществу и является его атрибутом, т.е. неотъемлемым компонентом. Предназначение власти в обществе состоит в организации и управлении социальными процессами, что обеспечивает единство общества и его нормальное существование и развитие.

2. Власть может существовать и функционировать только между людьми. Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным. Данное свойство обусловлено тем, что осуществление власти — это интеллектуально-волевой процесс и предполагает необходимость осознания властного предписания и направление волевого усилия на его реализацию.

3. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, называются властеотношениями. Они представляют собой двухсторонне отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным (объектом).

4. Власть всегда основана на силе. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения и т.п., но именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.

5. Сознательно-волевой характер властеотношения предполагает, что условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом является сознательное подчинение. Когда веление, исходящее от властвующего субъекта, должно быть осознано и воспринято сознанием подвластного, а его воля подчинена воле властвующего субъекта. Сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Власть можно разделить на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров.

К неполитической власти относятся родительская власть, экономическая

Г осударственную власть отличают следующие свойства:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична, т.е. выступает от имени всего общества и имеет «публичную» основу своей деятельности — имущество, налоги и т.д.

3. Государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

4. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны.

5. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

6. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

7. Государственная власть обладает свойствами легитимности и легальности.

Легитимной (в узком смысле слова) — признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

В широком смысле это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность государственной власти.

Первоисточник власти находит свое отражение в Конституции РФ. Ст. 3.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по- разному. Представительные органы — на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Органы управления — путем конкурсного отбора; назначение чаще всего осуществляется представительными органами в порядке, предусмотренном законом.

Легальная власть, т.е. узаконенная в своей деятельности. Легальность — это юридическое выражение легитимности.

Легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Государственная власть — представляет собой организующее воздействие на общество с помощью государственного аппарата, в целях достижения определенного социального порядка и обеспечения условий для нормального функционирования общества.

Какими бывают власти:

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова кармин (существительное):

Ассоциации к слову «власти&raquo

Синонимы к слову «власти&raquo

Предложения со словом «власть&raquo

  • Кроме того, следует иметь в виду, что подобная практика – участие в деятельности важнейших органов государственной власти представителей различных партий – в то время была характерна практически повсеместно.

Цитаты из русской классики со словом «власти»

  • Формально принятые, эти две сентенции — чистая таутология, но, таутология или нет, — она прямо вела к признанию предержащих властей , к тому, чтоб человек сложил руки, этого-то и хотели берлинские буддаисты.

Значение слова «власть&raquo

ВЛАСТЬ , -и, ж. 1. Право управления государством, политическое господство. Советская власть. Прийти к власти. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «власть&raquo

  • Власть, основанная только на любви народа, — слабая власть… Но власть, основанная только на страхе, тоже неустойчивая власть. Устойчива власть, основанная и на страхе перед диктатором, и на любви к нему. Великий правитель тот, кто через страх сумел внушить любовь к себе.
Читать еще:  Высокие обороты двигателя после чистки дроссельной заслонки

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «власть»
  • Разбор по составу слова «власть» (морфемный разбор)
  • Перевод слова «власти» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «власть&raquo

ВЛАСТЬ , -и, ж. 1. Право управления государством, политическое господство. Советская власть. Прийти к власти.

Предложения со словом «власть&raquo

Кроме того, следует иметь в виду, что подобная практика – участие в деятельности важнейших органов государственной власти представителей различных партий – в то время была характерна практически повсеместно.

В первые годы советской власти государственная политика была направлена на то, чтобы создать особые условия для детей рабочих и крестьян, выучить их на инженеров, врачей, учителей, строителей и других специалистов.

Если получателем безвозмездной помощи является исполнительный орган власти федерального уровня, в налоговую инспекцию предоставляется контракт федерального органа и организации.

Власть: понятие, подходы, виды власти, субъекты, функции и принципы власти.

Власть– общественное отношение между двумя и более субъектами, при котором один имеет право приказывать, а другой обязан подчиняться.

Подходы к исследованию власти:

1. Теологический. Власть присуща не только человеку, она присутствует там, где есть живое.

2. Психологический. Власть рассматривается как субъективное восприятие ее индивидами. Это восприятие основано на особой психологии людей, их способности подчиняться.

3. Социологический. Власть сводится к полит. Влиянию одной группы над другой.

4. Антропологический. Понятие власти распространяется на все социальное, в том числе и на доклассовое образование.

5. Философский. Власть рассматривается как способность и возможность субъекта осуществлять свою волю и оказывать воздействие на людей с помощью авторитета, права насилия.

Еже Вятр выделил 5 направлений исследования власти:

1. Бихевиористское. Власть – особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения одних людей под воздействием других.

2. Инструментальное. Власть – возможность использования определенных средств воздействия на субъект.

3. Теологическое. Власть – постановка и достижение определенных заданных целей и получение намеченных результатов.

4. Конфликтное. Власть – возможность принятия решений, регулирующих распределение в конфликтных ситуациях с целью их стабилизации.

5. Структуралистское. Власть – особого рода отношения между управляющим и управляемым.

Виды власти:

Субъекты власти:

1. Первичные индивиды.

2. Вторичные индивиды (полит. организации).

3. Субъекты высшего уровня (народ, гос. структуры).

4. Субъекты максимально высокого уровня (международные организации: ООН, ЕС).

Субъект должен обладать волей к власти, компетенцией, умением и готовностью нести ответственность за принимаемое решение.

Функции власти:

Принципы власти:

1. Сохранение – требование стабильности, удержания и умножения власти.

3. Действенность (активность).

5. Разделение властей.

7. Разумная сдержанность или внутренняя несвобода.

8. Толерантность (терпимость).

Легитимность власти.

Легитимность –определенное состояние психики индивида в четко определенный промежуток времени, который выражает уровень удовлетворенности функционированием соц.- полит. структур.

Легитимность– положительная оценка населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться.

Легитимация– процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события.

Объектами легитимности выступают политические элиты, нормы, бюрократия, полит. институты.

Легитимность рассматривается в системе отношений: народ – власть.

1. Нормативный подход. Источники легитимности лежат вне властных отношений. К ним относят:

Легитимность власти– соответствие полит. институтов и отношений определенным законам и правилам.

Существует 3 уровня доверия:

1. Общественно мнение (легитимность непрочная).

2. Интересы народа и отдельных социальных слоев, которые готовы поддерживать власть, если ожидают от нее удовлетворение своих нужд.

3. Социальные ценности и традиции, играющие большую роль в отношении народа к власти.

2. Функциональный подход исходит из самого процесса осуществления властных полномочий, т.е. основы легитимности лежат внутри власти.

Легитимность– способность власти обеспечивать стабильное функционирование соц. и полит. институтов и способность убедить население в том, что эти институты и структуры наиболее соответствуют состоянию общества и интересам народа.

В основе легитимности лежат 3 принципа:

Типы легитимности (по Веберу):

1. Традиционная легитимность. Власть традиции такова, что если правитель нарушает традиции, то он теряет легитимность в глазах массы.

2. Харизматическая легитимность развивается в условиях революции и связана с деятельностью отдельных личностей.

3. Легальная (рационально-правовая) легитимность. Предполагает строгое соблюдение закона всеми, в том числе государственными органами.

Признаками падения легитимности власти являются:

1. Рост степени принуждения.

2. Ограничение прав и свобод.

3. Запрещение политических партий и независимой прессы.

4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами.

5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти.

Политическая система общества: понятие, структура, функции, типы.

Политическая система– совокупность государственных и негосударственных социальных институтов осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между государством и соц. общностями.

Читать еще:  Электрическая схема двигателя scania

Политическая система– система отношений, действий, идей, институтов связанных с формированием и практическим осуществлением политики.

Структура политической системы:

1. Политические институты (государство, полит. партии, группы интересов, группы давления, СМИ).

2. Политические отношения.

3. Политико-правовые нормы и принципы.

4. Политическая культура и политическое сознание.

1. Институциональная подсистема (включает определенный набор институтов, способы выявления соц. групп).

2. Нормативная подсистема.

3. Информационная подсистема (включает тип культуры, язык, традиции, обычаи, символы).

Функции политической системы:

1. Определение целей и задач общества, выработка программы его жизнедеятельности.

2. Интегративная функция (объединение всех групп вокруг соц.-полит. целей и ценностей).

3. Функция распределения ценностей в обществе в соответствии с интересами сохранения данной системы собственности и власти.

4. Функция контроля за выполнением законов и правил.

5. Функция мобилизации ресурсов общества на достижение поставленных целей.

6. Функция управления полит. процессами.

Типы политических систем (ПС):

1. Взаимодействие со средой:

· открытые ПС (более отзывчивые к внешней среде);

· закрытые ПС (более жесткие, репрессивные).

· ПС модернизированные демократией.

а) Англоамериканские ПС (США, Великобритания, Канада):

· однородная полит. культура;

· автономные полит. партии;

· наличие групп защиты интересов;

· развитые средства коммуникации;

б) Континентально-европейская ПС (Италия):

· сегментарность полит. культуры;

· взаимозависимость между полит. партиями;

в) Доиндустриальная ПС (развивающиеся страны):

· конфликтность между соц. группами;

· этническая и расовая разделенность населения;

г) Тоталитарная ПС:

· однородная полит. культура;

· высокий уровень интеграции общества.

4. По характеру политического режима:

5. С точки зрения формального подхода:

6. С точки зрения цивилизационного подхода:

7. С точки зрения состояния ПС:

а) Переходная революционно-демократическая ПС (социалистическая):

· активное стремление изменить сложившуюся систему;

· борьба за власть в форме межпартийной борьбы;

· падение уровня жизни;

· разрушение духовности общества.

б) Постколониальная ПС:

· многообразие полит. режимов и форм государственности;

· неравномерность соц.-экономического развития и уровня жизни населения;

· пассивность масс, приводящая к установлению диктатуры.

Власть

Вла́сть — это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению [1] [2] .

Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и так далее [3] . Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе [4] . Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и другой), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Содержание

  • 1 Теория общественного договора
  • 2 Источники власти
  • 3 Структура власти
  • 4 Власть и компетентность
  • 5 Борьба за власть
  • 6 Виды власти
  • 7 Функции власти
  • 8 Формы проявления власти
  • 9 Технологии власти
  • 10 Формы правления, политические режимы и системы
  • 11 См. также
  • 12 Примечания
  • 13 Литература

Теория общественного договора

Наиболее яркими представителями концепций власти, получивших обобщённое название «теория общественного договора», являются Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632—1704), Ж.-Ж. Руссо (1712—1788).

Согласно Т. Гоббсу, государство возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства. Забота о мире — основа естественного права, созданного общественным договором.

Дж. Локк рисует неизбежность государственной власти с позиции теории естественного права и «общественного договора». Правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений). Причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Ж.-Ж. Руссо определял общественный договор как исторически необходимое состояние человечества, осуществляющего народный суверенитет и фактическое равенство путём подчинения общей воле, которая выражает объективные интересы народа. Основной принцип политической системы состоит в реализации прямой демократии через республиканское государство, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан.

Источники власти

М. Вебер источниками власти считал:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы).
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера).
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция).
Читать еще:  Двигатель lifan какой бензин

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Структура власти

  1. Субъект власти. Это человек, общность людей, организация, осуществляющие власть;
  2. Приказ субъекта власти. Это выражение субъектом власти его воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождающееся угрозой применения различных санкций при неповиновении;
  3. Объект власти. Это человек, общность людей или организация, над которыми осуществляется власть;
  4. Подчинение объекта власти приказу субъекта власти;
  5. Общественные нормы. Это нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть. [5]

Власть и компетентность

Компетентность человека основывается на его личных навыках и знаниях. Компетентность может быть элементом достижения иерархического положения, которое обладает компетенцией — правом принимать решения по оговорённым вопросам. Такое положение основано уже на статусе и силе, зависимых от иерархического положения, а не от индивидуальной способности. Реальная или приписываемая первоначальная компетентность переносится на должность и становится независимой от индивидов, институционализированной.

Борьба за власть

В древнегреческой мифологии первый бог Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли, однако родившийся последним Кронос по наущению матери оскопил отца и воцарился вместо него, став верховным богом. Сам Кронос, вняв предсказанию, что его лишит власти кто-то из его детей, проглатывал их, как только они рождались. Но однажды его супруга Рея вместо очередного новорождённого дала ему проглотить завёрнутый в пелёнки камень: так остался жить бог Зевс, свергнувший Кроноса и занявший его место. В свою очередь самому Зевсу предсказали, что его первая жена Метида родит ему сына, который займёт его место — чтобы избежать этого, он проглотил забеременевшую супругу.

В новейшей истории России особо выделяется борьба за власть в 1917 году, завершившаяся Октябрьской революцией и приходом к власти большевиков, утвердивших свои позиции в ходе последовавшей затем Гражданской войны. Из более недавних событий следует отметить провалившийся августовский путч 1991 года и Конституционный кризис в России (1992—1993), кульминацией которого стали события 3—4 октября 1993 года в Москве.

Виды власти

Некоторые определяют следующие виды власти:

  • Верховная власть
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть
  • Политическая власть
  • Управленческая власть
  • Публичная власть
  • Символическая власть
  • Государственная власть

Функции власти

Некоторые [ кто? ] определяют следующие функции власти:

  • Регулятивная
  • Контролирующая
  • Управленческая
  • Координационная
  • Воспитательная

Формы проявления власти

Некоторые [ кто? ] определяют следующие формы проявления власти:

  • Бигменство
  • Доминирование
  • Социальный контроль
  • Руководство
  • Организация

Технологии власти

Некоторые [ кто? ] определяют следующие технологии власти:

  • Иерархия
  • Социальная иерархия
  • Самоуправление

Формы правления, политические режимы и системы

Некоторые определяют следующие формы правления, политические режимы и системы власти:

  • Аристократия
  • Бюрократия
  • Геронтократия
  • Демархия
  • Демократия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Диктатура
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Критократия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Монархия
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Патриархат
  • Плутократия
  • Социализм
  • Республика
  • Талассократия
  • Теллурократия
  • Теократия
  • Технократия
  • Тимократия
  • Тирания
  • Тоталитаризм
  • Хунта
  • Этнократия

Не являющиеся или не рассматриваемые как форма власти:

См. также

В Викисловаре есть статья « власть »
  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Политическая власть
  • Управление

Примечания

Макс Вебер, «Хозяйство и общество», гл. 1, §16 :

Власть означает любую возможность навязать свою волю в рамках социальных отношений вопреки сопротивлению и независимо от того, на чём эта возможность основана.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector