1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчики температуры двигателей универсал

Датчик температуры воздуха газ 31105 406 двигатель

Двигатель любого автомобиля является основным его устройством, которое помогает комфортному и быстрому передвижению, а также поддерживает работу многих других систем авто. Одним из показателей исправности мотора является его рабочая температура. Поддерживать оптимальное состояние движка, предохранять его от перегрева или переохлаждения, очищать от загрязнений, а также предотвращать процессы коррозии должна особенная жидкость — охлаждающая (антифриз, тосол и т.д).

Но без должного контроля за температурой, даже при наличии качественной охлаждающей жидкости, бесперебойная работа системы невозможна.

Отслеживание нагрева ОЖ лежит на плечах маленького прибора, который называется датчик температуры охлаждающей жидкости.

Это небольшое устройство отслеживает температуру охладителя и передает полученные данные на приборную панель в салоне автомобиля.

Где расположен ДТОЖ?

Основным условием корректной работы прибора измерения подобного типа является его непосредственный контакт со средой измерения. Проще говоря — чтобы датчик правильно измерял температуру охлаждающей жидкости, чувствительный его элемент должен быть в эту жидкость погружен.

Как правило, термодатчик располагается в блоке цилиндров в корпусе термостата. Реже — в головке блока. Иногда в системе присутствуют два прибора в обоих местах, измеряющие разные показатели — температуру жидкости на выходе из двигателя и на выходе из радиатора.

Расположение, в зависимости от того, какая это марка и какой движок, может варьироваться, но главное условие всегда должно оставаться неизменным — контакт ДТОЖ с жидкостью.

Процессы, которые регулируются системой автомобиля, основываясь на данных, получаемых с детектора температуры ОЖ:

  • регулировка опережения угла зажигания;
  • корректировка состава горючей смеси, подаваемой в мотор;
  • контроль за системой вентиляции и многое другое.

Как проверить и заменить датчик температуры охлаждающей жидкости ЗМЗ 406

Датчик температуры охлаждающей жидкости или (ДТОЖ) ЗМЗ 406 устанавливается на модели автомобилей «Газель» как с карбюраторным, так и с инжекторным двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости или (ДТОЖ) считывает информацию о температуре двигателя и считается одним из важнейших элементов вашего автомобиля.

В сегодняшней статье я расскажу вам все о ДТОЖ ЗМЗ 406 а точнее его номер в каталоге, за что он отвечает и функционирует. Так же дам пошаговую инструкцию как проверить его работоспособность и заменить в случае неисправности.

Виды измерителей температуры охлаждающей жидкости

  1. Магнитный. Представляет собой две катушки по бокам якоря. Одна из катушек присоединяется к термочувствительному кабелю, а вторая к контактам приборного щитка. Магнитное поле, которое изменяется при нагревании ОЖ, приводит к движению якоря.
  2. Биметаллический. Представляет собой устройство, составленное из двух металлов с различным показателем температурного сопротивления. На разнице реакций и строится определение уровня нагрева и передача соответствующей информации.
  3. Полупроводниковый. Один из самых распространенных типов датчиков. Принцип работы основывается на снижении показателя сопротивления при нагреве в случае с отрицательным коэффициентом прибора, либо повышении, если детектор имеет положительный коэффициент сопротивления.
  4. Капиллярный. Последний тип, не самый распространенный на сегодняшний день тип устройства, считается устаревшим в силу того, что является не самым точным и прочным прибором, по сравнению с другими типами детекторов температуры ОЖ. Принцип работы заключается в закипании вещества, расположенного в корпусе измерителя, в результате чего повышается давление, которое приводит стрелку индикатора в движение.

Датчик температуры ОЖ 405

Устройства и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости ЗМЗ 406

На автомобилях Газель с двигателем ЗМЗ 406 установлены два разных по назначению датчика. Первый отвечает за передачу информацию о температуре ДВС электронному блоку, то второй просто информирует водителя.

Устройство датчика ДТОЖ довольно простое и представляет из себя терморезистор, который подает электрические импульсы в ЭБУ в случае изменения температуры окружающей среды.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ЗМЗ 406

Несмотря на свою простоту, датчик очень часто выходит из строя и об этом вам скажут следующие признаки:

  • Будут плавать обороты, и глохнуть двигатель на холостом ходу.
  • Двигатель будет очень часто выходить за рамки нормальной рабочей температуры
  • Длительное прогревание ДВС
  • Черный густой дым из выхлопной трубы
  • Неустойчивая работа мотора

Наверное, вы поняли, что выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести много хлопот, поэтому в случае выхода его из строя рекомендуется его замена.

Признаки неисправности термодатчика ОЖ

На что следует обратить свое внимание при возможной поломке измерительного прибора в двигателе автомобиля:

  1. код ошибки или текстовое сообщение, напрямую указывающие на характер и место неисправности;
  2. мигание индикатора термодатчика;
  3. затрудненный запуск двигателя, независимо от погодных условий;
  4. сложности с остановкой горячего двигателя на холостых оборотах;
  5. остановка мотора и сложности при его повторном запуске;
  6. значительный перерасход топлива;
  7. нехарактерный цвет выхлопных газов.

Стоит знать, что подобные признаки могут быть вызваны не только неисправность ДТОЖ. Так что, прежде чем приобретать новый датчик, стоит в первую очередь, проверить уровень и качество охлаждающей жидкости. Вполне возможно, что она просто уже отработала свое и требуется ее замена.

Также необходимо продиагностировать качество контактов на пути к датчику и исправность системы вентиляции.

После этого, если все вышеописанные моменты в порядке, необходимо провести диагностику детектора при помощи мультиметра и градусника.

Прибор необходимо демонтировать, подключить его к измерителю в режиме омметра, погрузить в ОЖ и начать ее нагревать. В ту же субстанцию опускается термометр и путем сравнения со специальной таблицей (соотношение градусов Цельсия и Ом) делаем выводы о работоспособности прибора.

Перед снятием ДТОЖ необходимо остудить двигатель, слить охлаждающую жидкость и отключить аккумуляторную батарею.

Чтобы проверить датчик температуры 405 двигатель также должен быть охлажден, а система обесточена.

Если у данного автомобиля вдруг стал неисправен ДТОЖ, бортовой компьютер начинает считать температуру запуска движка равной нулю и подает топливную смесь соответствующего уровня обогащения. Так как данный уровень не подходит для реальной температуры системы, запуск двигателя может оказаться проблематичным, либо не станет производиться совсем.

Признаки неисправности датчики температуры ОЖ: топ распространенных причин

Данный элемент часто является головной болью водителей: если температура двигателя растет и мотор не охлаждается, то в первую очередь необходимо проверить функциональность датчика ТОЖ. Факторами, предшествующими поломку индикатора температуры антифриза в двигателе, являются:

  • Текст на бортовом компьютере автомобиля и загорание лампы контрольного чека на приборной панели;
  • Мигание контрольной лампы термодатчика на щитке приборной панели;
  • Проблемный запуск двигателя, несмотря на степень прогретости силового агрегата или температуры окружающей среды;
  • Резкое изменение выхлопных газов в двигателе;
  • Наличие трудностей при повторном запуске силового агрегата;
  • Самопроизвольное стопорение двигателя, независимо от уровня его нагрузки;
  • Увеличение расхода топлива.
Читать еще:  Mitsubishi lancer 9 обороты двигателя на холостом ходу

Датчик температуры 402

Охлаждающий комплекс в автомобилях модели 402 прогоняет ОЖ при помощи водного насоса по системе, которая имеет вид кольца.

Пункты по которым проходит жидкость, омывая систему:

  • радиатор;
  • патрубок;
  • термостат;
  • водяная рубашка;
  • насос;
  • патрубки;
  • радиатор.

Помимо вышеописанных пунктов, в систему охлаждения также входят вентиляторы и термодатчики.

Если выходит из строя датчик температуры 402 двигатель перестает корректно функционировать из-за того, что его температура не соответствует рабочим нормам. Это нужно своевременно обнаружить и устранить неполадку до того, как она приведет к еще большим поломкам.

Как заменить ДТОЖ в 402 движке?

Для начала необходимо слить ОЖ в заранее подготовленную тару.

После этого отсоединить от прибора измерения температуры провода и выкрутить его ключом подходящего размера (у данной машины это 21).

Для облегчения замены прибора можно снять головку блока цилиндров, после чего отсоединяем провода от открывшегося нам датчика и откручиваем уже его (ключом на 19).

Заменяем прибор на исправный, проводим обратные манипуляции и запускаем мотор для проверки работоспособности системы.

Не стоит забывать и о том, что возможность диагностики исправности ДТОЖ при помощи мультиметра облегчает ремонт и избавляет от необходимости собирать-разбирать систему лишний раз.

Пошаговая инструкция замены датчика температуры охлаждающей жидкости ЗМЗ 406

И так мы убедились, что датчик неисправен, переходим к его замене. Но для начала я расскажу вам, где он находится.

    ДТОЖ на двигателях ЗМЗ 406 расположен он на боковой крышке ДВС

Сливаем тосол (охлаждающею жидкость) так как датчики находятся рядом с термостатом.

Выкручиваем датчики ДТОЖ и заменяем на новый.

  • Собираем все в обратном порядке и заливаем охлаждающую жидкость
  • Датчик температуры змз 409

    На ДТОЖ для двигателей Е-3, Е-4 я хочу остановиться подробнее. В отличии от датчиков Е-0, Е-2, в данном случае русским датчикам есть хорошая альтернатива. Датчики импортных производителей (Bosch, Febi, Vernet). Их большой плюс в следующем. У всех датчиков температуры есть определенная временная инерционность показаний. У хороших импортных аналогов этот параметр почти в два раза ниже. И если на двигателе стоит не вискомуфта, а вентиляторы, то данный параметр становится очень-очень важным. К сожалению импортных аналогов, ДТОЖ змз 406 для Е-0, Е-2 мне неизвестно. Приходилось изгаляться, как только можно. В частности, я брал несколько датчиков, отдавал на завод токарю, и он максимально уменьшал толщину стенки до термоэлемента. Эффект это конечно дает.

    Важно. После того, как заменен датчик температуры змз 409, 405 (особенно Е-3, Е-4), крайне желательно провести процедуру «сброс и инициализация ЭБУ». Это можно сделать или при помощи бортового компьютера, или с подключением диагностического оборудования.

    Датчик температуры воздуха ЗМЗ 406 – где находится и за что отвечает

    На автомобилях Газель с двигателем ЗМЗ 406 используется несколько датчиков, которые контролируют работоспособность системы. Одним из таких датчиков и является ДТВВ или датчик температуры воздуха.

    Как я уже успел заметить выше ДТВВ установлен за воздушным фильтром в впускном коллекторе.

    Датчик температуры воздуха ЗМЗ 406

    Его роль в работе автомобиля небольшая, он дает корректировку поступления топливно воздушной смеси в зависимости от температуры воздуха на впуске. То есть измеряет температуру воздуха, которая проходит через короб воздушного фильтра.

    Так как у нас летом воздух более разряженный (теплый воздух), а зимой холодный воздух более плотный, ЭБУ считывает показания этого датчика и вносит небольшие изменения в количество подаваемый массы топлива в ДВС.

    Поддержка

    Защита электродвигателя

    В электродвигателях, как и в многих других электротехнических, устройствах, могут возникать аварийные ситуации. Если вовремя не принять меры, то в худшем случае, из-за поломки электродвигателя, могут выйти из строя и другие элементы энергосистемы.

    Для повышения ресурса безаварийной работы двигателя и повышения эксплуатационной надежности, концерн Русэлпром предлагает использовать защиту двигателей.

    Применение защиты удорожает двигатель, поэтому выбор типа и количества защит определяется не только технической, но и экономической целесообразностью их установки. Правильный выбор защиты двигателя позволяет получить необходимый эффект с обоснованными затратами.

    Как правило, для двигателей напряжением до 1000 Вт предусматривается:

    • защита от коротких замыканий;
    • защита от перегрузки.

    Короткое замыкание в электродвигателе может привести к росту тока, более чем в 12 раз в течение очень короткого промежутка времени (около 10 мс). Для защиты двигателей от коротких замыканий должны применяться предохранители или автоматические выключатели.

    Защита от перегрузки устанавливается в тех случаях, когда возможна перегрузка механизма по технологическим причинам, а также при тяжелых условиях пуска и для ограничения длительности пуска при пониженном напряжении.

    Для защиты двигателя от перегрузки используется:

    • Тепловая защита;
    • Температурная защита;
    • Максимально токовая защита;
    • Минимально токовая защита;
    • Фазочувствительная защита.

    Температурная защита

    Наиболее эффективной защитой двигателей является температурная защита.

    Температурная защита реагирует на увеличение температуры наиболее нагретых частей двигателя с мощью встроенных температурных датчиков и через устройства температурной защиты воздействует на цепь управления контактора или пускателя и отключает двигатель.

    Любой двигатель производства концерна «Русэлпром» по заказу потребителя может быть укомплектован встроенными температурными датчиками для защиты двигателей в аварийных режимах, следствием которых может быть нагрев обмотки до недопустимой температуры.

    В качестве датчиков используются полупроводниковые терморезисторы с положительным температурным коэффициентом — позисторы. Датчики встраиваются в лобовые части обмотки статора со стороны противоположной вентилятору наружного обдува по одному в каждую фазу, соединяются последовательно. Концы цепи датчиков выводятся на специальные клеммы в коробке выводов. К этим клеммам подключают реле или иной аппарат, реагирующий на сигнал датчиков.

    Читать еще:  Бензиновый двигатель работает как дизельный в рено

    Датчики реагируют только на температуру, и их действие не зависит от причин возникновения опасного нагрева. Поэтому такая система обеспечивает защиту двигателя как в режимах с медленным нагреванием (перегрузка, работа на двух фазах), так и в режимах с быстрым нагреванием (заклинивание ротора, выход из строя подшипников и другое).

    Согласно требованиям ГОСТ 27895 (МЭК 60034$11) температура срабатывания защиты должна соответствовать значениям, приведенным в таблице.

    Пороги термозащиты

    Тепловой режимЗначение температуры обмотки статора для систем изоляции класса нагревостойкости, град. С
    BFH
    Установившийся (Предельно допустимое среднее значение)120140165
    Медленной нагревание (Срабатывание защиты)145170195
    Быстрое нагревание (Срабатывание защиты)200225250

    Характеристики датчиков температурной защиты

    Двигатели с датчиками температурной защиты имеют встроенные в каждую фазу обмотки и соединённые последовательно терморезисторы типа СТ14-2-145 по ТУ11-85 ОЖО468.165ТУ или другие терморезисторы с аналогичными параметрами.

    В вводном устройстве двигателей предусмотрены клеммы для подсоединения цепи терморезисторов к исполнительному устройству температурной защиты.

    Температура срабатывания датчиков температурной защиты:

    Класс нагревостойкости изоляции двигателяОбозначения типа позистора по ТУ11-85 ОЖО468.165ТУПороговая температура срабатывания позистора, град. С.
    ВCТ-14А-2-130130
    FCТ-14А-2-145145
    HCТ-14А-2-160160

    Срабатывание температурной защиты происходит при возрастании температуры обмотки до значения, указанного в таблице 13, и температуре позистора, указанной в таблице 13.1. Время срабатывания защиты не превышает 15 с. Исполнительное устройство температурной защиты должно отключать силовую цепь двигателя при достижении сопротивления цепи термодатчиков 2100- 450 Ом.

    Сопротивление одного позистора составляет 30 — 140 Ом при 25 градусах C, сопротивление цепи из 3 позисторов составляет 250±160 Ом.

    Сопротивление изоляции цепи терморезисторов относительно обмоток статора двигателя при температуре окружающей среды (25 +5)°C составляет:

    • В практически холодном состоянии двигателя находится в пределах от 120 до 480 Ом. Измерительное напряжение при контроле не более 2,5 В.
    • В номинальном режиме работы двигателей при установившемся тепловом состоянии (температура обмотки двигателя

    Датчики двигателя.

    Для контроля за работой двигателя устанавливаются следующие датчики двигателя:

    1. Датчик температуры двигателя. Датчиком температуры мотора является датчик температуры охлаждающей жидкости. Он представляет собой термистор (полупроводниковый резистор, в котором в зависимости от температуры изменяется его сопротивление). Этот датчик двигателя устанавливается в проточный патрубок системы охлаждения мотора и постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости. При низкой температуре жидкости датчик имеет высокое сопротивление, которое составляет около 100 кОм при температуре — 44 °С). При высоких температурах датчик имеет низкое сопротивление: примерно 11—34 Ом при 140 °С). Когда охлаждающая жидкость имеет низкую температуру ЭБУ мотора через сопротивление определенной величины начинает подавать стабилизированное напряжение в размере 5 В к датчику и с помощью делителя измеряет уровень падения напряжения на приборе. На холодном двигателе его показатель будет высоким, если же мотор достаточно прогрет — низким. В зависимости от уровня снижения напряжения на приборе, блок управления определяет температурный показатель охлаждающей жидкости. Данный показатель оказывает влияние на нормальную работу большого количества систем, управляемых автоматикой.

    Система питания инжекторного двигателя.

    • 1- электронный блок управления двигателем (ЭБУ);
    • 2- топливный насос;
    • 3- датчик массового расхода воздуха;
    • 4- датчик положения коленчатого вала (датчик Холла);
    • 5- датчик температуры охлаждающей жидкости;
    • 6 — форсунки (электрические, пьезоэлектрические);
    • 7 — датчик детонации;
    • 8 — дроссельный узел;
    • 9 — датчик давления в топливной рампе;
    • 10 — клапан регулирования давления в топливной рампе;
    • 11 — кислородный датчик (лямбда-зонд);
    • 12 — адсорбер;
    • 13 — топливная рампа (топливный аккумулятор);
    • 14 — топливный бак.

    В случае обрыва (либо плохого соединения) охлаждающей жидкости в цепи датчика двигателя данные передаются в блок управления как низкая температура мотора. При этом ВТ-смесь сильно обогащается и двигатель начинает работать неэкономично, при этом загрязняя окружающую среду. Одновременно с этим в память ЭБУ-Д (по другому — регистратор неисправностей) записывается код. Данная ошибка расшифровывается как: «Работа мотора на более богатой ВТ-смеси».

    Работа датчика температуры двигателя.

    При возникновении неисправностей датчика температуры жидкости или замыкание в цепи, данная информация в ЭБУ мотора определяется как перегрев. В этом случае система впрыска горючего формирует обедненную ВТ-смесь, которая сделает работу двигателя неустойчивой. В память ЭБУ-Д записывается следующий код неисправности: «Работа мотора на бедной ВТ-смеси».

    Диагностика датчиков температуры жидкости при помощи сканера Bosch KTS.

    Фирма производитель BOSCH (Германия) является мировым лидером на рынке датчиков диагностики двигателей автомобилей. Благодаря использованию передовых технологий, большому опыту работы и тесному сотрудничеству с различными автомобильными концернами фирма BOSCH смогла зарекомендовать себя как изготовитель надежного и качественного оборудования. Одним из примеров выполненной работы можно назвать системную диагностику ESI [tronic] и KTS.

    Данные устройства включают в себя наборы, которые необходимы для работы кабелей и аппаратной части мультиплекора. Система ESI постоянно развивается, благодаря чему список диагностируемых блоков управления машиной регулярно обновлять. Это позволяет работать практически с любой машиной. На сегодняшний день система диагностики охватывает: около 65 марок автомобилей, 1350 типов автомобилей, 145 автомобильных систем, около 17000 блоков управления.

    Данные датчики диагностики двигателя удобны в использовании и управлении и дают возможность быстро освоить все возможности. На данный момент, данный продукт можно считать самой универсальной и качественной системой диагностических датчиков.

    2. Датчик положения заслонки дросселя. Устанавливается сбоку на дроссельном патрубке и связывается с осью дроссельной заслонки. По своему внешнему виду данный датчик двигателя представляет собой трехвыводной потенциометр. На один вывод подается плюсовое стабилизированное напряжение величиной в 6 В. Другой вывод представляет собой массу. С третьего вывода от ползунка (так называемого потенциометра) подается сигнал в блок управления. Во время воздействия на педаль управления заслонка дросселя начинает поворачиваться и на выходе датчика изменяется напряжение. При закрытой заслонке напряжение составляет менее 1 В. При открытии заслонки, на выходе датчика напряжение начинает повышаться. Когда заслонка открыта полностью напряжение должно составлять более 5 В. ЭБУ отслеживает показатель уровня напряжения датчика на выходе и, в зависимости от градуса угла открытия заслонки дросселя, корректируется количество топлива впрыскиваемого форсунками. Таким образом выполняется акселерация в системах питания топлива с впрыском управляемым электронным образом. Зачастую нет необходимости регулировки датчика положения заслонки дросселя, поскольку ЭБУ воспринимает холостой ход в качестве начальной отметки. Однако датчики положения заслонки дросселя некоторых производителей требуется немного настраивать. В этом случае корректировка должна быть выполнена в соответствии с методикой и спецификацией изготовителя. Данная процедура проверки не очень подходит для проведения диагностики заслонки дросселя с электронным управлением.

    3. Датчик концентрации кислорода. Некоторые современные автомобильные двигатели снабжаются каталитическим нейтрализатором и системой впрыска топлива. В этом случае необходимо контролировать состав топливовоздушной смеси и поддерживать коэффициенты переобогащения воздуха на допустимом уровне (Лямбда равна 1), что позволяет уменьшить содержание токсичных веществ и экономить топливо. Для этих целей используются датчики управления концентрацией кислорода (ДКК). Они устанавливаются в систему отвода выхлопных газов и подают сигнал в зависимости от уровня концентрации кислорода в выхлопных газах. При изменении уровня концентрация кислорода в выхлопных газах, датчик формирует выходное напряжение, которое изменяется примерно на 0,1В (при высоком содержании кислорода смесь считается бедной), до 0,9 В (в случае низкого содержания кислорода смесь является богатой). Для того чтобы этот датчик двигателя правильно работал, его температура должна быть свыше 300 °С. Для того, чтобы он быстро прогрелся после запуска двигателя, датчик снабжен нагревательным прибором. Сигнал, подаваемый ДКК, используется в блоке управления мотором для изменения длительности состояния форсунок в открытом положении и контроля стехиометрического состава смеси.

    Как правила в двигателях используются титановые и циркониевые датчики концентрации кислорода. В основе их работы лежит тот факт, что у них выходное напряжение остается неизменным (составляет 0,45 В, при а равном примерно 1). В случае изменения коэффициента избытка воздуха (в диапазоне Лямбда равном от 0,99 до 1,1), напряжение может измениться скачком от 0,1 В до 0,9 В.

    Термисторная защита электродвигателей

    2021-04-03 Промышленное Один комментарий

    Наряду с автоматами защиты двигателей, тепловыми реле, в современных двигателях для защиты от перегрева применяются температурные датчики на основе термисторов и позисторов.

    В отличии от традиционных способов, например тех же тепловых реле, где защита асинхронных двигателей от перегрузки осуществляется на основе теплового воздействия тока, нагревающего биметаллическую пластину реле, термисторная защита реагирует непосредственно на температуру обмоток двигателя.

    Защита при помощи тепловых реле, автоматов защиты двигателей, является косвенной тепловой защитой, так как не взаимодействует непосредственно с обмотками двигателя. То есть она реагирует не на фактическую температуру нагрева обмоток статора, а на количество выделенного тепла без учета времени работы в зоне перегрузок и реальных условий охлаждения двигателя.

    В определенных случаях такая защита может быть не достаточно эффективна, так как не позволяет определить с достаточной точностью действительную температуру нагрева электродвигателя. Это относится, в частности, к электродвигателям с продолжительным периодом запуска, частыми включениями-выключениями и т.д.

    В случае защиты на основе PTC-датчиков, контроль за степенью нагрева обмоток статора осуществляется напрямую, так как датчики встроены в обмотки, то есть имеют с ней непосредственный контакт.

    Благодаря этому обеспечивается защита двигателя от перегрузки, асимметрии и обрыва фаз, недостаточного охлаждения, так как все эти причины так или иначе приводят к нагреву обмоток, а следовательно к срабатыванию датчиков.

    Также важной особенностью такого типа защиты является то, что срабатывание зависит только от температуры двигателя и не зависит от нагрузки на сам двигатель.

    Термисторные датчики не защищают электродвигатель в случае короткого замыкания, а также пробоя изоляции.

    Принцип действия терморезисторов

    Термисторы и позисторы относятся к полупроводниковым термосопротивлениям, принцип работы которых основан на изменении сопротивления в зависимости от температуры. В зависимости от типа, они могут иметь как прямую, так и обратную нелинейную характеристику зависимости сопротивления от температуры.

    NTC (Negative Temperature Coefficient) датчики, они же термисторы представляют собой полупроводниковые резисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС). То есть при при достижении заданной температуры их сопротивление резко уменьшается.

    PTC (Positive Temperature Coefficient ) позисторы наоборот, имеют положительный температурный коэффициент сопротивления (ТКС). Для данного типа характерно резкое увеличение своего сопротивления при достижении заданной температуры. Для электродвигателей чаще применяется именно этот тип защиты.

    На каждую обмотку асинхронного двигателя монтируется по одному температурному датчику, то есть всего получается три датчика. Подключение датчиков, в зависимости от типа, может быть выполнено как параллельно, в случае применения термисторов, так и последовательно, в случае позисторов.

    Помимо достоинств, есть у данной защиты и один недостаток, если это можно назвать недостатком. Дело в том, что датчики нельзя напрямую подключить к коммутационному устройству, например контактору. Требуется некое промежуточное звено, которое в начале проанализирует значение температуры с датчика, а потом уже выдаст сигнал на включение или отключение. Таким устройством является реле термисторной защиты.

    Реле термисторной защиты

    Реле термисторной защиты обеспечивает прямое измерение температуры обмотки двигателя, некоторые модели имеют функцию контроля исправности датчиков (обрыв и короткое замыкания).

    Рассмотрим работу термисторного реле на примере устройства Siemens 3RN1012-1CK00.

    Для индикации работы встроены два светодиода (READY/TRIPPED), сигнализирующие соответственно о рабочем состоянии реле и его срабатывании. Данный тип реле имеет возможность ручного, автоматического и дистанционного сброса в исходное состояние. По умолчанию осуществляется автоматический сброс. Ручной сброс производится кнопкой TEST/RESET на передней панели реле. При нажатии кнопки TEST/RESET более 2 секунд вызывается функция тестирования и происходит симуляция расцепления. Для дистанционного сброса необходимо подключить внешний выключатель на клеммы Y1 и Y2.

    В нормальном режиме работы, пока сопротивление подключенных датчиков не достигает порога срабатывания, исполнительное реле включено и через NO контакты сигнал приходит на контактор. При превышении температурного порога, хотя бы одного из датчиков, реле выключается. Возврат в исходное рабочее состояние происходит автоматически после охлаждения термисторов.

    Число включаемых последовательно температурных датчиков зависит от суммарного сопротивления в холодном состоянии и не должно превышать 1,5 кОм — Rобщ = R1+R2…+Rn

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector