0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель а41 давление масла

Технологический процесс очистки и промывки масляной центрифуги двигателя A-41

Фильтр тонкой очистки масла промывают в таком порядке.

Отвертывают гайкукрепления колпака центробежного фильтра

и, сняв медную уплотнительную шайбу, снимают колпак. Вынимают

шплинт, снимают упорную шайбуи снимают ротор с оси корпуса.

Снимают крышкуротора. Для этого отвертывают гайку, крепящую

крышку к корпусу ротора. Очищают внутреннюю полость колпака

ротора от грязевых отложений при помощи деревянного скребка.

Колпак ротора и ротор промывают в керосине или дизельном топливе.

Осматривают и промывают масло заборные трубки и сопларотора.

Если необходимо, прочищают сопла медной проволокой.

Ротор центрифуги собирают в обратном порядке. При сборке резиновое

уплотнительное кольцо должно быть поставлено целое, не поврежденное.

Поврежденное резиновое уплотнительное кольцо следует заменить.

Собранный ротор тщательно протирают снаружи, устанавливают

на ось. Убедившись в легком вращении ротора от руки, ставят упорную

шайбу и закрепляют ее шплинтом.

Устанавливают колпак центрифуги, убедившись в целостности прокладки

колпака в корпусе. Закрепляют колпак гайкой, подставив

под нее медную уплотнительную шайбу. Не следует сильно затягивать

гайку крепления колпака. Не разрешается запускать двигатель

при снятом колпаке центрифуги.

Работу центрифуги проверяют на работающем прогретом двигателе

на слух по времени вращения (выбега) ротора центрифуги после остановки

двигателя. После остановки двигателя ротор должен вращаться

не менее 40 сек.

Полно поточную центрифугу промывают и очищают роторы от грязевых

отложений через 240 мото-часов работы двигателя, а при работе

в тяжелых условиях (повышенная запыленность, высокая температура

окружающего воздуха, частые перегрузки двигателя, при работе на маслах-

заменителях и т. д. ) — через каждые 120 мото-часов.

Внутреннюю полость крышки ротора центрифуги нужно очищать

от грязевых отложений деревянными скребками.

Ротор полно поточной центрифуги разбирают в следующем порядке:

снимают колпакотвернув гайкуколпака;

снимают ротор, отвернув гайку;

снимают крышку ротора, отвернув гайку.

Ротор собирают в обратной последовательности.

При сборке ротора уплотнительное кольцосмазывают солидолом.

Штифт на остове ротора и паз на крышке ротора совмещают.

Гайкукрышки ротора следует затягивать с небольшим усилием. Пользоваться

тисками при сборке не рекомендуется. После установки ротора

на осьпроверяют вращение ротора от руки. Ротор должен вращаться

легко, без рывков и заедания. Проверяют состояние прокладки, она не должна быть повреждена. После установки колпака

гайкуследует затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки

Число оборотов ротора центрифуги должно быть в пределах 4500—

5000 в минуту. После остановки двигателя ротор центрифуги должен

вращаться не менее 40 сек. Наиболее точно число оборотов ротора замеряют

Если число оборотов ротора центрифуги менее указанных, необходимо:

проверить состояние шеек осии подшипников ротора. Забоины

или задиры тщательно зачистить;

проверить, не засорены ли сопла форсунок.Если нужно, их вывертывают

и прочищают медной проволокой диаметром 2 мм;

проверить состояние резинового уплотнительного кольца 15

проверить состояние прокладки колпака, повреждение ее может

привести к перекосу колпака и оси ротора.

Через каждые 240 мото-часов работы двигателя заменить масло в

картере (поддоне) двигателя. Масла-заменители заменяют через 120

Через каждые 960 мото-часов работы двигателя необходимо:

слить масло, снять и промыть дизельным топливом картер (поддон)

двигателя; очистить и промыть маслозаборник масляного насоса;

проверить крепление масляного насоса, трубок масляного насоса,

затяжку болта крепления оси промежуточной шестерни; момент затяжки

болта 7—8 кГм.

В случае низкого давления и перегрева масла снять и проверить

масляный насос на стенде, снять и проверить узлы системы смазки. Если

давление масла ниже нормального, а система смазки исправна, то

нужно разобрать коренные и шатунные подшипники и проверить зазоры.

При засорении и

заедании редукционного клапана нагнетающей

секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной

секции масляного насоса, перепускного клапана масляного фильтра

грубой очистки или сливного клапана системы смазки неисправный

клапан вывернуть из посадочного места, предварительно рас контрив, и

тщательно промыть в дизельном топливе.

При перегреве масла в двигателе, снижении давления масла, выходе

из строя указателей давления масла отрегулировать шайбами на

редукционный клапан нагнетающей секции масляного

насоса — 9 + 0,5 кГ/см2;

предохранительный клапанрадиаторной секции

масляного насоса — 2,5—3,2 кГ)см2

сливной клапан 21 (см. рис. 31) системы смазки—4,5—5 кГ/см2;

перепускной клапанмасляного фильтра и перепускной клапан

(см. рис. 30) полно поточной центрифуги соответственно 2,2Ѓ>0,25 кГ/см2

и 5,5 Ѓ>0,25 кГ1см2.

После промывки и регулировки клапаны установить на место, з а стопори

R отсамо отворачивания.

Во время работы двигателя следить за плотностью соединений в

системе смазки и устранять течь масла.

При переходе на осенне-зимний период эксплуатации, если при

полной загрузке двигателя температура масла не превышает 70—75° С,

отключить масляный радиатор.Масляный радиатор отключают переключателем ≪зима-лето≫.

При отключении буквуна переключателе

устанавливают против стрелки на блоке.

При переходе на весенне-летний период эксплуатации, если температура

масла превышает 100 С, включить масляный радиатор.

При включении масляного радиатора букву Лна переключателе устанавливают

против стрелки на блоке.

Промывка сапуна. Сапун двигателя проверяют, очищают и промывают

через каждые 240 мото-часов работы двигателя. Засорение сапуна

ухудшает вентиляцию масляной полости двигателя, вследствие чего

масло теряет смазочные свойства и увеличивается износ деталей двигателя.

Сапун промывают в следующем порядке:

снимают сапуны с колпаков головок цилиндров, отвернув гайки их

крепления,и разбирают их;

промывают диафрагму перегородкуи набивку

в керосине или дизельном топливе;

укладывают перегородку, набивку, диафрагму и ставят стопорное

кольцо. Набивку следует уложить равномерно по всему сечению;устанавливают сапуны на место, завернув ганки их крепления.__

Центрифуга является фильтром тонкой очистки масла. До центрифуги масло очищается только сеткой приемника масла. Чугунный корпус центрифуги установлен на передней шейке коленчатого вала, фиксируется на шпонке и крепится вместе с маслоотражателем специальным болтом. Усилие затяжки болта 12 кгм. Через сверление в этом болте очищенное масло поступает в коленчатый вал, а из него в центральную масляную магистраль.Масло для очистки подается из масляного насоса по полости, образованной лыской на передней шейке коленчатого вала и набором шестерен, установленных на коленвале и уплотненных по торцам.Крышка центрифуги из алюминиевого сплава является одновременно шкивом привода вентилятора, крепится к корпусу гайкой усилием 3,5—4 кгм и уплотняется резиновым кольцом по контуру и шайбой под гайкой. Снаружи в болт крепления корпуса центрифуги вворачивается храповик для проворота коленчатого вала вручную.В процессе работы двигателя за счет центробежных сил от масла отделяется грязь и оседает на стенках, специальных приливах корпуса и крышки центрифуги. Поэтому центрифугу надо периодически очищать.

Очистку центрифуги производите следующим образом.

а) ослабьте натяжение ремня привода вентилятора и снимите его (см. «Регулировка натяжения ремня»);б) включите первую передачу;в) отверните храповик и снимите прокладку;г) отверните гайку крепления крышки центрифуги, снимите прокладку, крышку центрифуги (следите за сохранностью резинового уплотнительного кольца);д) очистите от грязи и промойте крышку центрифуги и внутреннюю полость корпуса.Сборку производите в обратном порядке. При установке крышки центрифуги необходимо обратить особое внимание на ее правильное положение относительно корпуса 11 — риска ВМТ на крышке должна совпадать с серединой выступа на корпусе, в противном случае это приведет к ошибке в установке зажигания и неправильной регулировке зазоров между коромыслами и клапанами.На двигателях последнего выпуска положение крышки относительно корпуса фиксируется штифтом.Необходимо также обратить внимание на правильную установку резинового уплотнительного кольца (не допускать его повреждения и перекручивания)

1. В.А.Родичев — Грузовые автомобили. Москва, изд. «Академия», 2003 г.

2. С.И.Румянцев, Ю.Л.Штоль, А.Ф.Синельников — Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Москва, изд. «Машиностроение», 1989 г.

3. И.М.Юрковский — Неисправности грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями. Москва, изд. «Транспорт», 1987 г.

4. С.И.Румянцев — Ремонт автомобилей. Москва, изд. «Транспорт», 1988 г.

5. В.И.Карагодин, С.К.Шестопалов — Слесарь по ремонту автомобилей. Москва, изд. «Высшая школа», 1985 г.

Устройство и работа двигателя А-01М трактора Т-4А

Обзор и особенности — Двигатель А-41

90-сильный двигатель обладает солидным объемом цилиндров в 7.43 литра, что позволяет базовой модели А 41 выдать такую мощность на относительно малых оборотах, около 1750. Следуя за тенденциями моторостроения, разработчики внесли в А 41 блок электронной системы непосредственного впрыска: топливоподача полностью контролируется электроникой.

Важная особенность мотора А 41 – двухклапанный газораспределительный механизм. Инженеры использовали его, чтобы придать двигателю максимально возможный КПД, отдачу и эффективность.

Читать еще:  Двигатель gsxr 1000 характеристики

Чтобы сделать агрегат надежнее, в А 41 использованы высокопрочные чугунные гильзы, поверхность которых обработана методом вершинного хонингования. Это увеличивает ресурс мотора, вкупе с продуманной системой охлаждения (правда, растет и вес). В качестве таковой используется внешний масляно-жидкостный теплообменник, одинаково хорошо охлаждающий двигатель и в холостом режиме, и при максимальных нагрузках. Благодаря поддержанию стабильно-комфортной рабочей температуры надежность двигателя была дополнительно улучшена.

Интересная особенность двигателя: клапаны при работе двигателя способны проворачиваться от воздействия собственных пружин и сопутствующих рабочим циклам двигателя вибраций. Это можно отнести к плюсам конструкции, поскольку клапанный стержень изнашивается равномернее (хотя фаска тарелки клапана изнашивается тоже).

Распредвал двигателя должен выдерживать весомые нагрузки, поэтому его закаляют высокочастотными токами. На распредвалу имеются 7 шеек и 12 кулачков, обеспечивающих работу механизма. Узел приводится в движение от коленвала посредством шестеренчатой передачи.

Разработчики позаботились и об экологичности силового агрегата: вышедший из цехов АМЗ двигатель соответствует отечественному стандарту Р 41.96-2005 по отсутствию нарушений в выбросе загрязняющих и вредных веществ.

Масляные насосы в двигателях тракторов

В системах смазки тракторов применяют шестеренчатые масляные насосы. Основные рабочие части насоса — шестерни 6 и 7 (рис. ниже) — с небольшими зазорами установлены в расточках корпуса 5 под крышкой 4.

Масляный насос двигателя Д-50 (а) и схема работы шестеренчатого насоса (б):

1 — шестерня привода; 2 — валик ведущей шестерни; 3 — отводящая трубка; 4 — крышка; 5 — корпус; 6 и 7 — ведущая и ведомая шестерни; 8 — маслоприемник; 9 — пружинная скоба; 10 — сетка; 11 — трубка маслоприемника

При вращении шестерен масло, находящееся во всасывающей полости А расточек корпуса, захватывается зубьями и в промежутках между ними и стенками перегоняется в нагнетательную полость Б. Из впадин оно выдавливается зубьями, входящими в зацепление, и по трубке нагнетается в систему смазки.

В определенные моменты одна пара зубьев шестерен еще не вышла из зацепления, а вторая пара уже зацепилась. Тогда между зубьями образуется замкнутое пространство, объем которого на некотором угле поворота продолжает уменьшаться. Масло, заполняющее замкнутый объем, не сжимается, поэтому возникает очень большое давление. В результате этого опоры шестерен испытывают большую пульсирующую нагрузку и быстро изнашиваются.

Чтобы предотвратить износ, у всех шестеренчатых насосов делают разгрузочный канал в корпусе или крышке, по которому масло из замкнутого пространства перепускается в нагнетательную полость.

Насос двигателя Д-50. Ведущая шестерня 6 шпонкой закреплена на валике 2, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в корпусе и крышке. Ведомая шестерня 7 вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Шестерня 1 привода насоса, прикрепленного к крышке переднего коренного подшипника, получает вращение от шестерни коленчатого вала. К корпусу насоса присоединена трубка 11 маслоприемника 5, который размещается в средней части поддона картера. Снизу маслоприемник закрыт сеткой 10.

Масляные насосы других изучаемых двигателей имеют свои особенности.

Насосы двигателей Д-37М и Д-21. Масло-приемники этих насосов выполнены в виде сетчатой трубки, прикрепленной к крышке сливного отверстия поддона картера, что позволяет промывать сетку при каждой смене масла.

Редукционный клапан двигателя Д-50 смонтирован в корпусе центрифуги, а двигателей Д-37М и Д-21 — в специальном корпусе, прикрепленном снаружи. Такое расположение клапана позволяет проверять и регулировать его, не снимая масляного насоса. Редукционный клапан остальных двигателей находится непосредственно в масляном насосе.

Масляный насос двигателя СМД-14. Для уменьшения перебалтывания масла в поддоне шестерня 1 (рис. ниже) привода заключена в лоток 2, отштампованный из листовой стали и привинченный к крышке 3.

Масляный насос двигателя СМД-14 (а) и его детали (б):

1 — шестерня привода; 2 — лоток; 3 — крышка; 4 и 13 — втулки; 5 и 14 — ведомая и ведущая шестерни; 6 — корпус; 7 — редукционный клапан; 8 — пружина; 9 — нагнетательный штуцер; 10 — пробка; 11 — нагнетательный маслопровод; 12 — валик; А — всасывающее отверстие; Б — нагнетательное отверстие

Шестерня 1 закреплена шпонкой и гайкой на валике 12. Ведущая шестерня 14у напрессованная на этот же валик, находится в зацеплении с ведомой шестерней 5. Последняя вместе со своей бронзовой втулкой вращается на пальце, запрессованном в корпусе.

Нагнетательный маслопровод 11 присоединен к насосу посредством штуцера 9, внутри которого помещен клапан 7. Пружину 8 клапана регулируют резьбовой пробкой 10.

Масляный насос двигателей АМ-01 и АМ-41.

Насос этих двигателей — двухсекционный. Корпус основной 1 (рис. а) и радиаторной 4 секций вместе с разделяющей их проставкой 3 стянуты болтами и точно сцентрированы пустотелыми штифтами 2.

Масляные насосы с несколькими секциями:

а — двухсекционный насос двигателя АМ-01; б — трехсекционный насос двигателя Д-108; 1 — корпус основной секции; 2 — штифт; 3 — проставка; 4 — корпус радиаторной секции; 5 — втулка; 6 и 7 — ведущая и ведомая шестерни радиаторной секции; 8 — корпус клапана; 9— редукционный клапан радиаторной секции; 10 — пружина; 11 — регулировочные прокладки; 12 — ось ведомых шестерен; 13 и 15 — ведомая и ведущая шестерни основной секции; 14 — вал ведущих шестерен; 16 — корпус клапана; 17 — регулировочные прокладки; 18 — редукционный клапан основной секции; 19— шестерня привода; 20 — промежуточная шестерня привода; 21— задний маслоприемник; 22— маслоподводящая трубка; 23 — задняя крышка; 24 и 25 — задняя и передняя откачивающие секции; 26 — средний маслоприемник; 27 — нагнетательная секция; 28 — передняя крышка; 29 — маслоподводящая трубка; 30 — поддон картера; 31 — передний маслоприемник; 32 — шестерня привода. Отверстия: А — соединительное; Б — всасывающее; В — нагнетательное радиаторной секции; Г — нагнетательное основной секции; Д — канал подвода смазки ко втулке промежуточной шестерни

Ведущие шестерни 6 к 15 обеих секций закреплены на общем валу 14, а ведомые шестерни 7 и 13 насажены на общую ось.

Масло через отверстие Б попадает во всасывающую полость радиаторной секции. Отсюда меньшая часть масла шестернями этой секции через отверстие В нагнетается к радиатору. Большая же часть масла через соединительное отверстие А в проставке попадает во всасывающую полость основной секции и ее шестернями нагнетается через отверстие Г в систему смазки.

В резьбовые сверления обеих секций, расположенные против нагнетательных полостей, ввинчены корпуса 8 и 16 редукционных клапанов. Клапан 9 радиаторной и клапан 18 основной секций устроены одинаково. Давление, обеспечиваемое клапанами (см. табл. 7), регулируют прокладками 11 и 17. Их помещают между торцами пружин и пробками, которые удерживаются в корпусах клапанов шплинтами.

Масляный насос двигателя Д-108. Этот насос трехсекционный. Все ведущие шестерни закреплены на общем валике, а ведомые — вращаются на общей оси. Каждая пара шестерен, установленная в своем корпусе, отделена от соседних пар проставками и образует самостоятельную секцию. При работе передняя 25 и задняя 24 откачивающие секции забирают масло из соответствующих маслосборников поддона 30 и перекачивают его в средний маслосборник. Отсюда шестерни нагнетательной секции 27 подают масло в систему смазки. Непрерывная подача масла в средний маслосборник обеспечивает надежную работу системы смазки во время преодоления трактором уклонов, когда вследствие большой длины поддона все масло могло бы оказаться в передней либо в задней его части.

Техобслуживание

Как уже упоминалось, А 41 и его модификации неприхотливы к условиям работы и сервису. Квалифицированный техник вполне справится с задачами текущего обслуживания самостоятельно.

По сути, для долгой и бесперебойной работы мотора необходимо, в основном, следить за температурой масла и давлением в масляной магистрали, не позволяя уровню смазки падать ниже критического уровня, и промывать . Замена масла проводится регулярно, каждые 240 моточасов наработки двигателя.

Важная регулярная операция – регулировка сцепления, поскольку при постепенном износе накладок дисков увеличиваются зазоры отвода среднего диска и свободный ход муфты. Схематическое устройство сцепления на примере такового в тракторе ДТ-75:

Это двухдисковая муфта сухого исполнения, постоянно-замкнутого типа. Регулировка сцепления ДТ 75 с двигателем А 41 должна производиться, при необходимости по результату проверки, примерно каждые 240 моточасов.

Со временем может также потребоваться регулировка клапанов двигателя А 41. Допускается зазор в 0.25… 0.3 мм, для обоих клапанов этого двигателя.

Обслуживать мотор следует также ежесменно, при окончании смены или перед ее началом. Интервал текущего сервиса – около 10 моточасов. В набор манипуляций входит:

  • очистка двигателя от грязи, скопившейся пыли;
  • проверка креплений и состояния герметичности стыков;
  • контроль отсутствия посторонних шумов;
  • проверка на протечки топлива, воды и моторного масла.
  • Охлаждающую систему двигателя также следует своевременно обслуживать. В набор сервисных операций входят:
  • удаление накипи из блока охлаждения, промывка системы;
  • проверка на течи и герметизация слабых мест радиатора, при необходимости.
Читать еще:  Датчик расхода воздуха двигателя afb

Типичные неисправности

Мотору свойственные некоторые характерные проблемы.

В качестве хладагента системы охлаждения двигателя используется в основном вода, которая оставляет отложения кальция на сотах радиатора и осадок в трубках и полостях системы. Поэтому следует регулярно проверять, в каком состоянии находится радиатор, и промывать его, особенно если предполагается эксплуатация двигателя на высоких нагрузках. Иногда, в запущенных случаях, необходимо менять вышедшую из строя помпу или переставший работать термостат двигателя А 41.

  • Аномально высокий расход моторного масла на угар.

Причина этого – негерметичная клапанная крышка, своя для отдельной цилиндровой группы. Именно для исправления данного недостатка в новых моделях использованы блоки картера германского производства.

  • Потеря мощности двигателя, сильные вибрации при работе мотора.

Вероятная причина – дефект в узле коленвала или поршнях. Следует также проверить подшипники балансировки, им свойственно ломаться с последующей обязательной заменой таковых.

  • Плохой пуск двигателя, перебои при работе.

Причинами этого могут стать неполадки системы впрыска или забившийся грязью топливный фильтр. Следует диагностировать топливную систему, прочистить или заменить фильтр, а если эта операция не возымеет эффекта, вскрыть двигатель и проверять внутренние компоненты.

Модификации мотора

Двигатель выпускается в различных вариациях, предназначенных для работы с определенной спецтехникой.

Базовая модель двигателя и модификации ставятся на трактора и прочую технику, по согласованию с производителем. Всего существует более 11 вариаций мотора, отличающиеся, в основном, дополнительным оборудованием. Можно поставить:

  • два гидронасоса;
  • модернизированную муфту блока сцепления;
  • глушитель;
  • пневмокомпрессор;
  • предпусковой электрофакельный подогреватель;
  • увеличенный теплообменник системы охлаждения моторного масла, и т.д.

Модификации двигателя А-41СИ1, 02 и 03 отличаются друг от друга расположением цилиндров: последний получил рядную компоновку, благодаря чему номинальная развиваемая двигателем мощность выросла до 100 сил, а запас момента – до 20%, по сравнению с собратьями. На популярные трактора серии ДТ-75, согласно каталогу завода, ставятся моторы А 41И, СИ, С.

Начиная с 2001 года двигатели при сборке компонуются собственной головкой для отдельных цилиндровых групп, благодаря чему улучшилась надежность газового стыка и упал расход моторного масла «на угар». В 2003 была создана модификация с запуском от электростартера, благодаря чему вырос моторесурс. А в 2012 картерный блок двигателя А 41 заменили на лицензированные немецкие картеры, что сделало двигатель еще надежнее.

У А-41 существует родственный двигатель А-01, также предназначенный для работы на спецтехнике. В отличие от А-41, у второго двигателя 6 цилиндров.

Устройство и работа двигателя А-01М трактора Т-4А

Дизельный двигатель А-01МСИ

6-ти цилиндровый дизельный двигатель

Головка цилиндров: раздельная

Номинальная мощность: 99 кВт (135 л.с.)

Применяемость: автогрейдер ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаватор ЭО-121, ЭО-4124, дорожный укладчик ДУ-58, ДУ-62, трактор ТТ-4, ТТ-4М, Т-4А

Технические характеристики

Моторы класса А01 имеют высокие технические характеристики и надёжность. Этот силовой агрегат не оснащается турбонаддувом, но при этом дизельной мощности хватает с излишком. Этот силовой агрегат пришёл на смену известного СМД-7. Разработан двигатель был ещё в средине 60-х годов по чертежам Харьковского .

На этот момент выпускается модернизированная версия мотора А-01 МРСИ-1. Применяется он на Трактор -Т-4А, ТТ-4, ТТ-4М, Автогрейдер ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, Погрузчики ТО-18, ТО-28, Экскаватор ЭО-121, ЭО-4124, Дорожные укладчики ДУ-58, ДУ-62 , а также МТП-71А, МТП-7, ЛП-19А.

Экскаватор с мотором А01

Основные технические характеристики:

НаименованиеХарактеристика
Завод
Марка двигателяА-01
Объем7,43 литра
Количество цилиндров6
КонфигурацияРядник
Количество клапанов12
ОхлаждениеЖидкостное
Мощность135 л.с.
Блок и головка, исполнениеалюминий
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
ТопливоДизельное топливо
Диаметр стандартного поршня130 мм
Ход поршня140 мм
ПитаниеТНВД

Безнаддувные дизели типа А-01 оснащены 2-х клапанным механизмом газораспределения. Отличаются простотой конструкции и надёжностью. Дизели соответствуют по выбросам вредных веществ ГОСТ Р 41.96-2005.

Погрузчик с двигателем А01

В дизелях применены гильзы из спецчугуна с обработкой рабочей поверхности методом плосковершинного хонингования, поршни с трехколечным комплектом поршневых колец, оптимизированным профилем боковой поверхности и графитизированной юбкой, блок-картер с увеличенной прочностью и с улучшенным охлаждением гильз цилиндров.

Усовершенствование конструкции дизелей, выполненные в последние годы, позволили уменьшить расход масла на угар и увеличить моторесурс до 12000 моточасов.

Также, по заказу потребителей возможны следующие опции:

Мотор серии А01

  • муфта сцепления;
  • глушитель шума выпуска;
  • жидкостно-масляный теплообменник для охлаждения моторного масла;
  • генератор мощностью от 800 Вт до 3000 Вт и напряжением 12 или 24 В;
  • пневмокомпрессор с ременным приводом;
  • электрофакельный предпусковой подогрев воздуха;
  • два гидронасоса типа НШ-10 и НШ-32.

Двигатель а 01м

содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..

Глава 4. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

Система смазки обеспечивает подачу предварительно очищенного масла к трущимся поверхностям деталей двигателя. Слой смазки на поршне и поршневых кольцах способствует уплотнению цилиндра. Кроме уменьшения потерь мощности двигателя на трение, обеспечения долговечности деталей и их охлаждения, смазка служит также для удаления продуктов износа с трущихся поверхностей. Система смазки двигателя комбинированная, т. е. часть деталей смазывается под давлением (от масляного насоса), а часть — разбрызгиванием или самотеком. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала,, подшипники промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса (двигатель А-41), поршневые пальцы, втулки толкателей и коромысел, наконечники штанг. Остальные трущиеся детали (зеркало цилиндров, поршни, кулачки распределительного вала, стержни клапанов, бойки коромысел, шестерни распределения и механизма уравновешивания) смазываются разбрызгиванием. Детали пускового двигателя смазываются маслом, растворенным в бензине. Вспомогательные механизмы (редуктор пускового двигателя, топливный насос с регулятором) смазываются путем разбрызгивания дизельного масла, залитого в их полости. Водяной насос, подшипники натяжного ролика, подшипники муфты сцепления периодически смазываются консистентной смазкой через масленки. В систему смазки (рис. 30 и 31) входят масляный насос с маслоза-борником и маслоподводящими трубопроводами, агрегаты очистки масла, масляный радиатор, масляный картер, маслозаливной патрубок, маслоизмерительный стержень, манометр, клапан переключателя, каналы, трубки, штуцера масляных магистралей. Масло из картера через маслозаборник подается масляным насосом к блоку цилиндров и по каналам подводится к масляному фильтру — полнопоточной центрифуге. В центрифуге часть масла (до 20—25%) прокачивается через реактивный привод ротора центрифуги и сливается в картер двигателя. Основная часть масла, очищенная в роторе центрифуги от примесей, поступает по центральному каналу в оси ротора в масляную магистраль блока цилиндров. К масляной центрифуге масло подводится под давлением 8— 8,5 кГ/см2, а после нее давление падает до 3,5—5 кГ/см2 вследствие частичной утечки через сопла форсунки ротора и дросселирования в масляных каналах. Из масляной магистрали очищенное масло распределяется по каналам в блоке и поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. Через сверления в теле коленчатого вала по кольцевой канавке в коренных вкладышах масло непрерывно подается к шатунным подшипникам. Под действием центробежных сил масло, попадая в полости шатунных шеек, дополнительно очищается от продуктов износа и механических примесей. В масляное отверстие шатунной шейки запрессована сепарирующая трубка, торец которой выходит на середину полости шатун-ной шейки для устранения прямого попадания механических частиц на поверхность вкладыша. Через сверление в шатуне масло под давлением подается к поршневому пальцу.

К деталям газораспределения масло поступает через сверление в блоке от масляной магистрали. Одной из опор оси толкателей является маслоподводящая опора, к ней масло подводится из блока и затем

попадает внутрь полой оси толкателей, из которой по сверлениям нэп* равляется к каждому толкателю. По сверлению в толкателе смазка подается к пяте штанги и через полую штангу — ко втулке каждого коромысла. Боек коромысла и направляющая клапана смазываются маслом, поступающим из отверстия, просверленного в коромысле, путем разбрызгивания. При установке двигателя на трактор в систему смазки необходимо включать масляный радиатор для поддержания нормальной температуры масла. Для присоединения масляного радиатора на блоке цилиндров с правой и левой стороны имеется по одному резьбовому отверстию: с правой стороны (по ходу трактора) для подвода масла к масляному радиатору, а с левой — для слива из него масла в картер двигателя. Масло прокачивается через радиатор при помощи специальной, радиаторной, секции масляного насоса. Количество масла, проходящего через радиатор, регулируется клапаном, установленным на радиаторной секции масляного насоса. Этот клапан открывается при давлении 2,5— 3,2 кГ/см2. Сопротивление масляного радиатора при горячем масле не должно превышать 1,3 кГ/см2. При достижении давления перед радиатором свыше 3,2 кГ/см2 масло сливается через клапан в картер двигателя. При пуске и в холодное время года такая регулировка способствует быстрому прогреву масла и поддержанию его нормальной температуры. В холодное время года (ниже —10° С) масляный радиатор может быть полностью отключен при помощи переключателя «зима — лето», установленного в блоке цилиндров в месте подвода масла к радиатору. На корпусе переключателя нанесены две буквы — «3» (зимняя эксплуатация) и «Л» (летняя эксплуатация). Для отключения радиатора корпус переключателя необходимо установить так, чтобы буква «3» находилась против стрелки (указателя), отлитой на стенке блока. Практически регулировка теплового режима масла обеспечивается клапанами радиаторной секции, поэтому на двигателях выпуска после 1972 г. переключателя может и не быть. При помощи масляного радиатора должна поддерживаться температура масла в системе в пределах 80—95° С на всех режимах работы двигателя. На щитке приборов управления трактором должен быть указатель температуры масла. На некоторых моделях тракторов (например, на тракторах ДТ-75М) установлена контрольная лампа типа ПД-20Е, загорающаяся в случае, если температура масла превышает 100° С. Конструкция и охлаждающие поверхности водяного и масляного радиаторов трактора ДТ-75М подобраны так, что температура масла близка к температуре воды, а при изменении режимов работы двигателя и температуры окружающего воздуха разница в температурах воды и масла не превышает 5—7° С. В этом случае для аварийной остановки двигателя достаточно применять контрольную лампу, загорающуюся при недопустимо высокой температуре масла. Маслоизмерительный стержень установлен на блоке цилиндров, со стороны маслозаливной горловины и переключателя масляного радиатора. На стержне нанесены четыре метки, обозначенные цифрами «41» и «01» (рис. 32), две из них, имеющие обозначение «01», предназначены для верхнего и нижнего уровней масла всех шестицилиндровых двигателей типа А-01, а метки «41» — верхний и нижний уровни масла в картере двигателей типа А-41. На двигателях выпуска с октября 1971 года введен стержень с двумя метками. Штуцера под датчики давления и температуры масла (рис. 33) установлены в корпусе масляного фильтра. Масло сливают через отверстие в нижней части масляного картера. Отверстие закрывают резьбовой пробкой с медной прокладкой. Емкость масляного картера при заливке масла до верхней метки стержня (без учета масляного радиатора и внешних трубопроводов) составляет для шестицилиндровых двигателей 26 л, для четырехцилиндровых — 19 л. После прокручивания двигателя часть масла заполнит масляные фильтры, трубопроводы, масляные каналы и уровень масла в картере несколько снизится (на 1,5—2,0л).

Читать еще:  Что такое допуск производителя масла в двигатель

Поэтому доливать масло до верхней метки и проверять уровень масла нужно не раньше, чем через 10 мин после остановки двигателя, когда большая часть масла стечет в картер со стенок, из каналов и зазоров. При проверке уровня масла трактор должен быть установлен на ровной горизонтальной площадке, без крена.

Рис. 30. Схема системы смазки с полнопоточной центрифугой: 1 перепускной клапан; 2 штуцер указателя давления масла; 3— датчик температуры масла; 4 — сливной клапан; 5 — редукционный клапан масляного насоса;

6 — основная секция масляного насоса; 7 — радиаторная секция масляного насоса; 8 — предохранительный клапан радиаторной секции; 9 — переключатель масляного радиатора; 10— главная масляная магистраль

Рис. 31. Схема системы смазки с комбинированным масляным фильтром: 1 — маслозаборник; 2— маслоизмерительный стержень; 3 — трубопровод подвода горячего масла в радиатор; 4 — трубопровод отвода масла от насоса в радиатор; 5 —клапан переключателя; 6 — полость для центробежной очистки масла; 7 — канал для подвода масла к коренным подшипникам; 8 — канал для подвода масла к шейкам распределительного вала; 9 — главная масляная магистраль; 10—маслозаливной патрубок; 11 — сапун; 12—полость для слива масла из клапанного механизма в картер; 13 — маслосъемные поршневые кольца; 14 — канал для подвода масла к клапанному механизму; 15 — полость для масла в оси толкателей; 16 — фильтр тонкой очистки масла (центрифуга); 17 — фильтр грубой очистки масла; 18—манометр давления масла; 19 — перепускной клапан; 20 — датчик дистанционного термометра масла; 21 — сливной клапан; 22 — полость для слива масла из центрифуги в картер; 23 — дистанционный термометр; 24 — трубопровод подвода масла в фильтры; 25 — труба отвода охлажденного масла от радиатора; 26 — масляный радиатор.

Рис. 32. Маслоизмерительный стержень: 1 — верхняя метка для двигателя А-01 в его модификаций; 2 — верхняя метка для двигателя А-41 и его модификаций; 3 — нижняя метка для двигателя А-01 и его модификаций; 4 — нижняя метка для двигателя А-41 и его модификаций.

Рис. 33. Штуцера для подсоединения датчиков: а — температуры масла; б — давления масла.

содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..

Дизель А-01: быстроходный двигатель Алтайского моторного завода

Мощный дизельный двигатель серии А-01 был разработан на Алтайском моторном заводе в 1963 году.

Этот рядный шестицилиндровый атмосферный двигатель водяного охлаждения, с двумя головками, выпускался в двух модификациях: А-01

и
А-01М
(отметим, что первоначальный заводской индекс двигателя был
АМ-01
).

Многие узлы и детали двигателя А-01 унифицированы с дизельными двигателями ЯМЗ-238 производства Ярославского моторного завода (поршни, гильзы, клапаны, распылители форсунок и некоторые вспомогательные агрегаты).

Измерение давления масла в смазочной системе двигателя

Давление масла проверяют устройством КИ-13936 или КИ-4940. При исправном состоянии двигателя давление и температура моторного масла на­ходятся во взаимосвязи. После пуска двигателя из-за высокой вязкости масла давление может достигать 0,3. 1,0 МПа. По мере прогрева двигателя давле­ние снижается. На давление и температуру масла также влияет износ сопря­жений кривошипно-шатунного механизма, состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режимы двигателя, сорт масла, исправность клапа­нов и износ насоса.

Порядок выполнения измерений:

Присоединяют прибор КИ-13936 с помощью переходника к магистрали смазочной системы двигателя (рис. 5.1).

Проверяют давление масла при холодном двигателе, для чего запуска­ют его, устанавливают минимально устойчивую частоту вращения коленча­того вала и определяют давление масла по манометру.

Прогревают двигатель до номинального температурного режима, опре­деляют давление масла при минимальной и номинальной частоте вращения коленчатого вала.

Сравнивают показания давления масла в магистрали с данными табли­цы 10.4, а также по манометру устройства и штатному манометру трактора на номинальной и минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала. Показание штатного манометра не должно отличаться от показаний контрольного более чем на ±5% от измеряемого давления.

Если целью измерения является определение вероятностного ресурса работы смазочной системы и кривошипно-шатунного механизма тракторных двигателей, то необходимо использовать для этого данные таблицы 10.5

Если давление масла не соответствует рекомендуемым (табл. 10.4, 10.5), регулируют клапаны (сливной, предохранительный, редукционный) проверяют износ масляного насоса и подшипников коленчатого вала.

Таблица 10.4. Основные показатели и регулировочные данные по системам смазки двигателей

Минималь­наяНоминальнаяПри минимальной частоте вращения колен, валаПри номинальной частоте вращения колен, вала

На холодном двигателеНа прогретом двигателеНоминальн.Допустимое

Таблица 10.5 — Допускаемые значения давления масла в магистрали.

ДвигательТракторНомин-ая частота вращения кол.вала мин -1Давление масла, МПа, Д1Давление масла, МПа, Д2Давление масла, МПа, Д3
ЯМЗ-240БК-7010,170,200,25
ЯМЗ-238НБK-7000,170,200,25
СМД-62 СМД-60Т-150 Т-150К0,120,150,19
А-01МТ-4А0,120,160,22
Д-160Т-1300,120,150,19
А-41ДТ-75М0,120,160,22
Д-240Т Д-240МТЗ-100 МТЗ-800,100,120,15
Д-65НЮМЗ-6ЛЛ0,100,120,15
Д-144Т-40М0,100,120,15
Д-21А1Т-25А, Т-160,100,120,15

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 5793 ;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector