Электрическая схема защиты двигателей от токов перегрузки
Электрическая защита асинхронных электродвигателей
Самым распространенным видом электродвигателей бесспорно можно назвать трёхфазные электродвигатели переменного тока, напряжение которых составляет до 500 В при мощностях от 0,05 до 350 — 400 кВт.
Так как требуется обеспечить бесперебойное и надежное функционирование электродвигателей, то наибольшее внимание в первую очередь следует уделить выбору электродвигателей по режиму работы, номинальной мощности и форме исполнения. Нужно не забывать о том, что немалое значение имеет соблюдение требований и необходимых правил во время разработки принципиальной электрической схемы, подборе пускорегулирующей аппаратуры, кабелей и проводов, эксплуатации и монтаже электропривода.
Работа электродвигателей в аварийных режимах
Как известно, даже в случае, если электроприводы спроектированы в соответствии со всеми нормами и эксплуатируются с соблюдением всех правил, то все равно при их работе всегда остается пусть небольшая, но все-таки вероятность появления аварийных режимов или режимов, которые характеризуются ненормальной работой для двигателей и другого электрооборудования.
Среди различных аварийных режимов можно перечислить следующие:
1. Короткие замыкания, которые в свою очередь делятся на:
- короткие замыкания, которые происходят в обмотках электродвигателя. Они могут быть однофазными и многофазными, а именно двухфазными и трехфазными;
- многофазные короткие замыкания, которые происходят в выводной коробке электродвигателя и во внешней силовой цепи (например, в ящиках сопротивлений, на контактах коммутационных аппаратов, в проводах и кабелях);
- короткие замыкания фазы на нулевой провод или корпус во внешней цепи (в электросетях с заземленной нейтралью) или внутри двигателя;
- короткие замыкания, возникающие в цепи управления;
- короткие замыкания, возникающие в обмотке двигателя между витками. Этот тип замыканий часто называют витковыми замыканиями.
Короткие замыкания, возникающие в электроустановках, считаются самым опасным типом аварийных режимов из всех существующих. Как правило, чаще всего они появляются по причине перекрытия изоляции или пробоя. Токи короткого замыкания могут достичь таких амплитуд, которые в десятки и сотни раз превышают значения токов при нормальном режиме работы. Тепловое воздействие и динамические усилия, вызванные токами короткого замыкания, которым подвергаются токоведущие части, способны вывести из строя всю электроустановку целиком.
2. тепловые перегрузки электродвигателя, которые появляются из-за того, что по его обмоткам происходит прохождение повышенных токов. Это может происходить в следующих ситуациях:
- когда по различным технологическим причинам происходят перегрузки рабочего механизма;
- когда имеют место быть при застопоривании или, наоборот, пуске двигателя под нагрузкой особо тяжелые условия;
- когда случается длительное понижение напряжения сети;
- когда произошло выпадение одной из фаз внешней силовой цепи;
- когда в обмотке электродвигателя случился обрыв провода;
- когда имели место быть механические повреждения в рабочем механизме или в самом двигателе;
- когда по причине ухудшения условий охлаждения двигателя произошли тепловые перегрузки.
Тепловые перегрузки отрицательно сказываются на работе электродвигателя. Главной причиной этого является то, что они вызывают ускоренное разрушение и старение изоляции двигателя, что в свою очередь влечет частое возникновение коротких замыканий. То есть все это приводит к серьезным авариям и слишком быстрому выходу двигателя из строя.
Виды защиты электродвигателей асинхронного типа
Для защиты электродвигателей от различных повреждений, возникающих во время работы двигателя в условиях, отличных от нормальных, разрабатываются всевозможные средства защиты. Один из принципов, применяемый в таких средствах защиты, предусматривает своевременное отключение неисправного двигателя от сети, ограничивая, тем самым, или полностью предотвращая развитие аварии.
Основным и самым действенным средством бесспорно считается электрическая защита двигателей, которая соответствуем требованиям ПУЭ (нормативный документ, «Правила устройства электроустановок»).
Если за основу классификации взять характер ненормальных режимов работы и повреждений, которые могут возникнуть, то можно назвать несколько основных наиболее часто встречающихся типов электрозащиты для двигателей асинхронного типа.
Защита электродвигателей асинхронного типа от коротких замыканий
Когда в главной силовой цепи электродвигателя или в цепи управления токов появляется аварийный режим короткого замыкания, то происходит отключение двигателя. В этом и заключается защита от короткого замыкания.
Срабатывание всех аппаратов, которые используются для осуществления защиты электродвигателей асинхронного типа от коротких замыканий, происходит практически мгновенно, без задержки во времени. К таким аппаратам относятся, например, предохранители плавкие, реле электромагнитные, выключатели автоматические с расцепителем электромагнитного типа.
Защита электродвигателей асинхронного типа от перегрузок
Благодаря наличию защиты от перегрузки двигатель предохраняется от чрезмерного перегрева, возникающего, в частности, при относительно малых по величине, но растянутых во времени тепловых перегрузках. Защиту от перегрузки нужно использовать только для электродвигателей не всех рабочих механизмов, а только тех, у которых возможны ненормальные скачки нагрузки в случае нарушения стандартного рабочего процесса.
Аппараты, которые разработаны с целью защитить сеть от перегрузки, например, электромагнитные реле, температурные и тепловые реле, автоматические выключатели с часовым механизмом или с тепловым расцепителем, в случае возникновения перегрузки способствуют отключению двигателя. При этом такое отключение происходит с определенной конкретной выдержкой времени. Выдержка прямо пропорционально зависит от величины перегрузки. Иными словами, чем больше перегрузка, тем меньше выдержка, и наоборот. Иногда даже происходит мгновенное отключение, это происходит при существенных перегрузках.
Защита электродвигателей асинхронного типа от понижения уровня напряжения или его исчезновения
Защиту от понижения уровня напряжения или его исчезновения также часто называют нулевой защитой. Выполняемая с помощью нескольких (или одного) электромагнитных аппаратов, защита подобного рода отключает электродвигатель при снижении уровня напряжения сети ниже минимально допустимого (возможно установить требуемый уровень минимально допустимого напряжения самостоятельно) значения или при перебоях напряжения питания, а также защищает электродвигатель от самопроизвольного включения после обеспечения допустимого напряжения в сети или устранения перерыва питания.
Для режима работы электродвигателей асинхронного типа на двух фазах также существует защита. Срабатывая, она отключает двигатель, тем самым защищая его от «опрокидывания» (остановка под током из-за понижения момента, развиваемого двигателем, в случае обрыва линий электропитания в одной из фаз главной цепи) и от перегрева.
Электромагнитные и тепловые реле применяются в качестве аппаратов защиты двигателей асинхронного типа. При использовании электромагнитного реле защита может не иметь выдержки времени.
Другие виды электрической защиты электродвигателей асинхронного типа
Не менее эффективные, но реже используемые средства защиты также существуют. Они применяются для защиты от однофазных замыканий на землю в IT сетях (у которых нейтраль изолирована), от повышения уровня напряжения, от увеличения скорости вращения привода и т.п.
Электрические аппараты, применяемые для защиты электродвигателей
В зависимости от функциональной сложности аппараты для электрической защиты электродвигателей асинхронного типа могут применяться для предохранения от одного или нескольких одновременно типов угроз. Защиту от коротких замыканий или перегрузок обеспечивают различные автоматические выключатели. Бывают аппараты защиты однократного или многократного действия. К первым относятся, например, плавкие предохранители. Их недостатком можно считать то, что после выполнения своей функции, такие средства защиты подлежат замене и не могут использоваться повторно. Более подходящими могут оказаться перезаряжаемые средства защиты однократного действия. Что касается аппаратов многократного действия, они отличаются способом возврата в состояния готовности на два типа: с ручным возвратом и автоматическим. Примером таких устройств служат тепловые и электромагнитные реле.
Выбор вида электрической защиты электродвигателей асинхронного типа
Для каждого электродвигателя асинхронного типа необходимо выбирать подходящий ему вид электрической защиты. Нужно учитывать условия работы, степень важности привода, его мощность и порядок обслуживания электродвигателя в целом (наличие закрепленного за двигателем сервис-инженера). Может быть выбран как один, так и сразу несколько видов защиты электродвигателей.
Хорошая защита – это та, которая в итоге окажется надежной и простой в эксплуатации. Для грамотного подбора вариантов защиты необходимо провести аудит электрооборудования. Особенное внимание следует уделить данным, касающимся аварийности оборудования в мастерских, на строительных площадках, в цехах и т.д. В результате подобного анализа будет выявлено множество нарушений нормальной работы технологического оборудования и электродвигателей, что позволит подобрать наиболее соответствующее ситуации средство электрической защиты двигателя.
Защита электродвигателей асинхронного типа от коротких замыканий обязательно должна быть предусмотрена вне зависимости от его характеристик (напряжения и мощности). В данном случае защиту нужно организовать комплексным путем в два приема. В одном случае будет необходимо обеспечивать защиту при значениях тока меньших, чем значения пусковых токов. Это подходит в некоторых случаях возникновения коротких замыканий, например замыкания на корпус внутри двигателя или при витковых замыканиях. Во втором случае защиту нужно отстроить от пусковых и тормозных токов двигателя, которые могут в 5—10 раз превышать его номинальный ток
Наиболее доступные и функционально простые средства защиты не позволят одновременного выполнения этих приемов. Поэтому защита с применением подобного рода аппаратов всегда строится на основании сознательного допущения, что при возникновении вышеуказанных повреждений в двигателе, он отключится не мгновенно, а постепенно, причем при условии дальнейшего развития подобных повреждений, когда ток, потребляемый двигателем из сети, возрастет многократно.
Все аппараты электрической защиты двигателей должны быть тщательным образом отрегулированы и правильно подобраны с учетом всех особенностей в каждом конкретном случае. Не допускается, чтобы средства защиты выдавали ложное срабатывание.
2.5. Узлы электрической защиты двигателей и схем управления
Для предотвращения выхода из строя электрооборудования и повышения надежности работы электроприводов применяют целый ряд узлов электрической защиты, в том числе: защиту при коротком замыкании (к.з.) в силовых цепях и схемах управления, защиту при недопустимо больших толчках тока двигателей, защиту двигателей от перегрева, от самозапуска, защиту при обрыве цепи обмотки возбуждения, защиту от перенапряжений, от затянувшегося пуска синхронных двигателей, от выпадения их из синхронизма, а также защитные блокировки.
Рассмотрим реализацию некоторых видов защит.
Защита при к.з. (максимально-токовая защита) обеспечивает немедленное отключение цепи, в которой произошло короткое замыкание. В силовых цепях она осуществляется: плавкими предохранителями Пр (рис. 2.15, а), автоматами В1 с электромагнитными расцепителями рис. 2.15, б, и максимальными токовыми реле РМ1 и РМ2 (рис. 2.15, в). Цепи управления защищают при к.з. либо теми же аппаратами, что и силовые цепи (обычно при мощности двигателей 1до 10 кВт), либо своими плавкими предохранителями Пр или автоматами (рис. 2.15, в).
Рис. 2.15. Узел схемы управления, реализующий защиту от токов к.з.
Максимально-токовые реле РМ1 и РМ2 одновременно защищают двигатель постоянного тока или асинхронный двигатель с контактными кольцами от недопустимо больших толчков тока.
Номинальный ток плавкой вставки Iвст н предохранителей и ток уставки (ток срабатывания) Iуст автоматов и максимальных токовых реле определяют по приведенным далее формулам.
Для защиты короткозамкнутых асинхронных двигателей с начальным пусковым током Iп при нормальных условиях пуска (tп 5 с) или при большой частоте пусков
независимо от условий пуска
Для защиты асинхронных двигателей с контактными кольцами и двигателей постоянного тока:
Значение номинального тока двигателя Iном для двигателей повторно-кратковременного режима работы берут при ПВ = 25%.
Для защиты цепей управления
где IΣ кат суммарный ток катушек максимального количества одновременно включенных аппаратов.
Защита двигателей от перегрева, вызванного перегрузкой по току, реализуется: при продолжительном режиме работы — посредством тепловых реле (рис. 2.16, а) или автоматов с тепловым расцепителем (двигатель постоянного тока защищают одним тепловым реле); при повторно-кратковременном режиме работы — с помощью двух максимальных токовых реле РМ1 и РМ2 (рис. 2.16, б), поскольку в этом режиме
Рис. 2.16. Узел схемы, реализующий тепловую защиту
трудно согласовать тепловые характеристики двигателя и теплового реле. Применение для защиты асинхронных двигателей двух тепловых или максимальных токовых реле позволяет одновременно обеспечить защиту двигателя от работы на двух фазах. Реле времени РВ вводится в схему на рис. 2.16, б для того, чтобы реле РМ1 и PM2 не отключали двигатель при пуске. На время пуска контакт реле РВ шунтирует размыкающие контакты РМ1 и РМ2. Реле РМЗ в этой схеме служит для защиты при к.з. Номинальный ток нагревательного элемента теплового реле Iнагр и теплового расцепителя автомата Iрасц.н выбирают из условия
Ток уставки максимальных токовых реле I3ф 13 / 45 13 14 15 16 17 18 19 20 21 > Следующая > >>
Как устроен и работает электровоз, тяговый подвижной состав
Наши дополнительные сервисы и сайты:
![]() e-mail: | office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru |
![]() icq: | 613603564 |
![]() skype: | matrixplus2012 |
![]() телефон | +79173107414 +79173107418 |
г. С аратов
Защита оборудования электровозов от коротких замыканий и перегрузок
В процессе эксплуатации любой электрической установки в ней могут возникнуть короткие замыкания, недопустимые перегрузки или может резко снизиться напряжение. Последствиями этих режимов могут быть серьезные повреждения оборудования электровозов; чтобы предотвратить их, применяют различные защиты.
С двумя аппаратами защиты от коротких замыканий и перегрузок мы уже познакомились — это быстродействующий выключатель на электровозах постоянного тока и главный выключатель на электровозах переменного тока.
Быстродействующий и главный выключатели не могут защищать силовую цепь во всех ненормальных режимах. Поэтому для контроля за действиями электротехнических устройств, работой сигнализации о нарушении нормального режима их работы, автоматическим отключением цепей или всей установки применяют специальные защиты. Основным аппаратом в них являются реле.
По принципу действия реле могут быть электромагнитными, тепловыми, электродинамическими и др. Благодаря простоте устройства, возможности применения как при постоянном, так и при переменном токе наибольшее распространение в электрических системах, в том числе и на электровозах, получили электромагнитные реле.
Принцип действия такого реле, защищающего, например, электрический двигатель М (рис. 96) от перегрузки, заключается в следующем. В случае возрастания тока в двигателе сверх максимального допустимого якорь реле, по катушке которого проходит ток защищаемой цепи, притягивается к сердечнику, преодолевая усилие пружины. При этом контакты а и б, замыкаясь, включают сигнальную лампу; загораясь, она сигнализирует машинисту о перегрузке тяговых двигателей. Контакты в и г вызывают отключение главного или быстродействующего выключателя, разрывая цепи удерживающих катушек.
Рис. 96. Схема включения электромагнитного реле
Ток, при котором срабатывает реле, называют током уставки. Его регулируют, изменяя натяжение пружины. Электромагнитное реле при соответствующей уставке может быть использовано как реле максимального напряжения или как реле пониженного тока либо напряжения. В первом случае при повышении напряжения сверх допустимого якорь притягивается и контакты реле, допустим, замыкаются, во втором — якорь отпадает и контакты, наоборот, размыкаются.
На электровозах ВЛ11, ВЛЮ, ВЛ8 контакты реле перегрузки не введены в цепь удерживающей катушки быстродействующего выключателя. При замыкании они включают сигнальную лампу, загорание которой свидетельствует о перегрузке какой-либо цепи тяговых двигателей. Если перегрузка произошла в режиме ослабленного возбуждения, то под действием реле выключаются контакторы ослабления возбуждения. Число реле перегрузки соответствует числу цепей параллельно включенных двигателей (см. рис. 48 и 68, где показаны реле перегрузки РП).
Если короткое замыкание на электровозах постоянного тока произойдет в цепи за тяговыми двигателями, соединенными последовательно, то быстродействующий выключатель может не сработать, так как э. д. с. исправных двигателей, включенных в начале цепи, возрастет вследствие увеличения тока. Ток короткого замыкания будет невелик. Учитывая это, на электровозах ВЛ11, ВЛ10, ВЛ8, ВЛ23 применяют чувствительную дифференциальную защиту, выполненную на специальном реле.
Рассмотрим принцип действия этого реле. Через окно магнитопровода дифференциального реле РДф проходят кабели начала и конца защищаемого участка силовой цепи двигателей (см. рис. 48), ток которых направлен встречно (рис. 97). На одном конце магнитопровода установлена включающая катушка, питающаяся от источника электроэнергии напряжением 50 В. Под действием ее магнитного потока притягивается якорь, в результате чего замыкаются контакты, включенные в цепь удерживающей катушки быстродействующего выключателя. При нормальном режиме магнитные потоки, возникающие вокруг кабелей ввода и вывода, взаимно уничтожаются. На рис. 97 условно сечение кабелей, проходящих через окно магнитопровода, показано окружностями; на остальных участках цепи кабели изображены в виде соединительных линий электрической связи. Направление тока в кабелях из плоскости чертежа к нам, как принято в электротехнике, показано точкой, а от нас в плоскость чертежа — крестиком.
В случае короткого замыкания на землю, например в точке К, ток, проходящий по кабелю ввода, а следовательно, и создаваемый им магнитный поток резко возрастут. В кабеле вывода, наоборот, ток и магнитный поток уменьшатся до нуля. Магнитный поток кабеля ввода направлен встречно по отношению к потоку включающей катушки.
Рис. 97. Схема дифференциальной защиты электровозов постоянного тока
Вследствие этого якорь реле под действием пружины оторвется от магнитопровода и разорвет цепь удерживающей катушки БВ.
Как было показано на рис. 29, ток короткого замыкания прерывается быстродействующим выключателем не сразу и после срабатывания дифференциального реле некоторое время продолжает увеличиваться. Поэтому магнитный поток, создаваемый током кабеля ввода, может вновь притянуть якорь реле. Чтобы не допустить этого, в средней части магнитопровода реле установлен магнитный шунт. Воздушные зазоры 6| этого шунта меньше, чем зазор 82 между отключенными якорем и торцом магнитопровода. Поэтому после отключения реле магнитный поток, создаваемый током кабеля ввода, будет замыкаться через магнитный шунт.
Дифференциальное реле не может защитить тяговые двигатели от перегрузки, так как неравенства, или, как говорят, небаланса токов, в кабелях при этом не будет. Небаланс токов возможен только при коротком замыкании на землю.
На электровозах переменного тока дифференциальная защита тяговых двигателей не нужна, так как они соединены всегда параллельно и в их цепь включено реле перегрузки. Она используется для защиты от коротких замыканий выпрямительных установок. В этом случае катушку блока дифференциальных реле (БРД, см. рис. 68) вместе с дросселем включают между двумя точками цепи вторичных обмоток тягового трансформатора, имеющими равные потенциалы. Не останавливаясь подробно на действии защиты, отметим, что она реагирует на скорость нарастания тока короткого замыкания в выпрямительной установке. При быстром нарастании тока дроссель в цепи, где он установлен, задержит нарастание тока. Поэтому основная часть тока будет проходить по цепи катушек реле. Следовательно, магнитный поток удерживающей катушки будет значительно отличаться от магнитного потока, вызванного током короткого замыкания. Реле сработает и его контакты разорвут цепь удерживающей катушки главного выключателя.
Рис. 98. Схема защиты силовой пепи от замыканий на землю
На электровозах переменного тока необходимо защищать силовые цепи от замыканий на землю, точнее, на корпус (кузов) электровоза. Это объясняется тем, что вторичная обмотка трансформатора, выпрямители и тяговые двигатели не соединены с землей, как на электровозе постоянного тока, где замыкание на землю вызывает срабатывание быстродействующего выключателя или дифференциальной защиты. Нарушение изоляции в одной точке силовой цепи не приведет к повреждению, но замыкание в двух точках уже создает аварийный режим. Поэтому нужно контролировать состояние изоляции силовой цепи.
Это осуществляют с помощью реле заземления РЗ — так называемой земляной защиты. Обмотка реле РЗ (рис. 98) соединена с корпусом локомотива и включена в цепь выпрямленного напряжения селенового выпрямителя СВ. Выпрямитель питается от вторичной обмотки напряжением 380 В тягового трансформатора. Чтобы можно было использовать одно и то же реле для двух групп тяговых двигателей, его подключают через два одинаковых резистора R к точкам силовой цепи, имеющим равные потенциалы. В случае короткого замыкания, допустим, в точке а образуется цепь выпрямленного тока, реле срабатывает и отключает главный выключатель.
Цепи вспомогательных машин защищают с помощью реле перегрузки, которые вызывают отключение главного или быстродействующего выключателя, а также плавкими предохранителями и дифференциальной защитой. Асинхронные двигатели вспомогательных машин электровозов переменного тока имеют тепловую защиту РТ от перегрузки (см. рис. 80). В тепловом реле (рис. 99) использованы биметаллические пластины, на которых установлены размыкающие блок-контакты. Металлы, из которых изготовлены пластины, имеют разные коэффициенты линейного расширения. В случае длительной перегрузки или короткого замыкания элементы нагреваются и изгибаются. После того как прогиб пластин достигнет определенного значения, блок-контакты разорвут цепь включающей катушки и контактор отключится. Когда установится нормальная температура, элементы займут исходное положение. Реле тепловой защиты включают в каждые два провода, подводимые к двигателю.
Особенности нарушений режимов электрического торможения зависят от системы торможения — реостатного или рекуперативного, схемы соединения и системы возбуждения двигателей.
В режиме реостатного торможения при последовательном возбуждении двигателей (см. рис. 46) перегрузка может возникнуть, как и в тяговом режиме, в случае чрезмерно быстрого выключения ступеней реостата. Чтобы предотвратить такую перегрузку, обычно используют те же реле, что и в тяговом режиме.
При защите от токов короткого замыкания в режиме реостатного торможения, как и в режиме тяги, могут быть использованы дифференциальные реле и реле заземления.
Защита от коротких замыканий в режиме рекуперативного торможения на электровозах ВЛ8, ВЛЮ и ВЛ11 осуществляется быстродействующими электромагнитными контакторами КБ, имеющими дугогасительные камеры. При их выключении меняется направление тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей и происходит интенсивное гашение магнитного потока. Способ включения быстродействующих контакторов в схеме циклической стабилизации при возбудителе с противо-возбуждением, создаваемым обмотками ОВГ в цепи якорей тяговых двигателей, пояснен на рис. 100.
Отключающие катушки быстродействующих контакторов КБ1 и КБ2 через ограничивающие резисторы Ra включены параллельно катушкам индуктивных шунтов ИШ. Увеличение тока короткого замыкания в цепи тяговых двигателей вызывает резкое повышение напряжения на индуктивных шунтах.
99. Схема тепловой защиты
Рис. 100. Схема защиты тяговых электродвигателей от токов короткого замыкания в рекуперативном режиме
По отключающей катушке проходит ток, превышающий ток уставки контактора, в результате чего его силовые контакты размыкаются. Контакторы не размыкают цепь полностью, а вводят в нее резисторы R3, сопротивление которых выбирают таким, при котором не возникают опасные перенапряжения. После размыкания контактов контакторов КБ большая часть тока iK3 тяговых двигателей проходит через их обмотки возбуждения встречно по отношению к току возбуждения в, вызывая быстрое размагничивание двигателей.
Для защиты от короткого замыкания на электровозах переменного тока с рекуперативным торможением устанавливают быстродействующие выключатели в цепи выпрямленного тока. На электровозах ВЛ80Р в цепь каждого двигателя введены индивидуальные быстродействующие выключатели.
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
rcl-radio.ru
Сайт для радиолюбителей
Устройство защиты цепей постоянного тока от перегрузок
Устройство предназначено для защиты от перегрузки (по силе тока) и коротких замыканий в цепи нагрузки.
Его подключают между источником питания постоянного тока и потребителем. Во многих системах управления нагрузкой электронных блоков являются электромагнитные механизмы, в которых возможно частичное замыкание между собой витков обмотки или полное короткое замыкание цепи обмотки.
Данное устройство имеет малое падение напряжения в рабочем режиме и является системой защиты с «защелкой”, особенность которой состоит в том, что после ее срабатывания и ликвидации причины перегрузки система нуждается в принудительном запуске.
Основные технические характеристики
Напряжение питания . . . . . . . . . . . . . . . . 12 В
Номинальный ток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 А
Ток срабатывания (при указанном на схеме сопротивлении резистора R1) . 1,6 А
Падение напряжения при номинальном токе . . . . . . . . . . . . . . 0,4 В
Электрическая принципиальная схема устройства защиты цепей постоянного тока от перегрузок показана на рис.2. Устройство содержит транзисторный ключ, узлы защиты, запуска и индикации. Ключ выполнен на транзисторе VT2, узел защиты – на транзисторе VT1, диодах VD1, VD2, резисторах R1–R3, R6. Узел запуска собран на транзисторах VT3, VT4, резисторах R4, R5, R7, в него же входит кнопка SB1. Транзистор VT3 и резисторы R4, R5 являются защитными элементами узла запуска. Узел индикации состоит из светодиодов HL1, HL2 и резисторов R8, R9.
Принцип работы.
После подключения питания на вход устройства (контакт 1 разъема ХР1) загорается светодиод HL2 «Выкл.”, через нагрузку протекает небольшой ток, задаваемый резистором R9. При замыкании кнопки SB1 «Пуск” открывается транзистор VT4, вследствие протекания тока базы через резистор R7. При включении транзистора VT4 закрывается диод VD1, транзистор VT1 также закрывается, а транзистор VT2 открывается. Устройство самоблокируется, и на нагрузке появляется напряжение, равное разности Uпит=(UкэVT2+UR1). Загорается светодиодный индикатор HL1 «Вкл.”, а индикатор HL2 «Выкл.” гаснет. Кнопку SB1 можно отпустить.
При токовой перегрузке или коротком замыкании происходит следующее: увеличивается падение напряжения на резисторе R1, транзистор VT1 открывается и закрывает транзистор VT2, шунтируя его эмиттерный переход, диод VD2 закрыт. Включенное состояние транзистора VT2 поддерживает цепь VD1, R6. Светодиодный индикатор HL1 «Вкл.” гаснет, а индикатор HL2 «Выкл.” загорается. Когда аварийный режим ликвидирован, чтобы вновь запустить устройство, необходимо кратковременно замкнуть
кнопку SB1. Диод VD3 служит для защиты ключа VT2 от импульсов напряжения обратной полярности в случае индуктивной нагрузки.
Как было сказано выше, транзистор VT3 и резисторы R4, R5 образуют узел защиты транзистора VT4, благодаря которому через транзистор VT4 ограничивается ток перегрузки, в случае если таковая возникла в момент запуска устройства. При этом индикаторы HL1, HL2 светят в половину накала, что свидетельствует о перегрузке, либо светит только один индикатор HL2, что указывает на короткое замыкание. В этом случае кнопку SB1 необходимо держать в нажатом положении 1…3 с, чтобы избежать выхода из строя транзистора VT4 от перегрева. Индикация режимов работы устройства в зависимости от того, нажата или отпущена кнопка SB1, приведена в таблице.
Устройство собирают на печатной плате размерами 40х50 мм, показанной на рис.3, и монтируют в корпусе из стеклотекстолита. Точки «а”, «в” на печатной плате нужно соединить перемычкой. Размеры корпуса устройства 25х45х55 мм.
- ж. Радiоаматор 200512 Автор:О.Л. Сидорович, г. Львов