Как ухаживать за двигателем при низких температурах?
Запуск бензинового двигателя при низкой температуре воздуха (рекомендации инженеров компании Рольф)
Материал из Mitsubishi Lancer Club F.A.Q.
В заводских условиях автомобиль подготавливают для эксплуатации при температуре не ниже – 25ºС. Для эксплуатации автомобиля при более низких температурах его необходимо подготовить специально, а именно:
- Залейте моторное масло с соответствующей вязкостно-температурной характеристикой – для температур ниже – 25ºС SAE 5W-40, 0W-40, 5W-50 и т.д. (см. Раздел 9 Руководства по эксплуатации Вашего автомобиля);
- Проверьте уровень электролита в аккумуляторной батарее, при необходимости долейте воду до отметки MAX. Аккумуляторная батарея должна быть хорошо заряжена (плотность электролита 1,28–1,29; для температур ниже -30ºС – 1,30);
- Проверьте концентрацию антифриза – для низких температур она должна составлять примерно 60% (но не выше, иначе падает эффективность антифриза);
- В холодное время года необходимо заправлять автомобиль качественным «зимним» бензином соответствующей марки (для большинства автомобилей Mitsubishi с бензиновым двигателем рекомендуется использовать бензин АИ-95), который отличается увеличенным давлением насыщенных паров. В соответствии с ТУ 38.401–58–171–96, введенных в г. Москве с 15 декабря 1996 г., в период с 1 октября по 1 апреля давление насыщенных паров бензина всех марок должно соответствовать диапазону от 65 до 100 кПа. Заправка качественным бензином позволяет существенно улучшить пусковые и эксплуатационные свойства двигателя и продлить срок службы свечей зажигания. Постарайтесь найти в Вашем районе заправочную станцию, продающую качественный бензин, и заправляйтесь только на ней.
При низкой температуре воздуха:
- Перед запуском двигателя отключить все потребители электроэнергии (освещение, обогрев заднего стекла, сидений, магнитолу и т.п.).
- Перед запуском двигателя выжмите педаль сцепления (для автомобилей с механической коробкой передач) – это позволит немного уменьшить инерционные нагрузки на двигатель. Отпустите педаль сцепления после начала устойчивой работы двигателя.
- При прокручивании двигателя стартером выжмите педаль акселератора приблизительно до половины ее хода. При первых вспышках в цилиндрах двигателя отпустите педаль акселератора.
- При затрудненном запуске не отпускайте ключ зажигания из положения START сразу после первых вспышек, прокрутите запускающийся двигатель стартером несколько секунд до появления равномерных вспышек в цилиндрах, (в это время двигатель может работать не на штатных оборотах холостого хода, а на пониженных, но равномерно). При этом общее время работы стартера за одну попытку запуска не должно превышать 10 секунд.
- Если двигатель не запустился с первой попытки, не пытайтесь запустить его снова тут же, подождите примерно 20 секунд. Это позволит аккумулятору восстановиться и выдать при следующей попытке максимальный пусковой ток, а также даст возможность впрыснутому при неудачной попытке запуска бензину испариться и лучше перемешаться с воздухом, что создаст лучшие условия для запуска двигателя.
Переобогащение топливовоздушной смеси («заливание свечей»)
Если двигатель не удалось запустить со второй попытки и при этом не происходит вспышек в цилиндрах, вероятно, произошло переобогащение топливовоздушной смеси (так называемое «заливание свечей»). В этом случае вначале включите стартер на 5–6 секунд при полностью нажатой педали акселератора (т.е. произведите «продувку свечей»), после чего подождите примерно 20 секунд и запустите двигатель, не нажимая на педаль акселератора или нажимая ее до половины хода.
Как ухаживать за автомобилем зимой
В случае, если снег, низкие температуры и необходимость носить теплую одежду еще ничего вам не говорит, подскажем — зима уже на дворе. А это значит, что есть явная необходимость уделить особое внимание машине.
Автомобили — довольно выносливые конструкции — не считая Jeep Compass, конечно, — но суровая зима может не очень хорошо сказаться даже на хорошо сделанных и в целом надежных автомобилях. К счастью, для того, чтобы поддерживать их в отличном состоянии зимой, не требуется много времени. Мы решили напомнить вам некоторые прописные истины.
Замените масло.
Свежее моторное масло — это действительно то, что не помешает автомобилю зимой. Когда вязкость и состояние масла позволяют не сильно реагировать на снижение температур (не сильно загустевать), двигатель работает легче и меньше изнашивается.
Держите автомобиль в чистоте.
Зима — тот сезон, когда лучше согласиться на нанесение воска после мойки кузова. Воск защищает лакокрасочное покрытие от реагентов и грязи, позволяет быстрее отмывать весь налет, который прилепился к кузову в промежутках между мойками. Кто-то предпочитает наоборот, как можно реже мыть автомобиль зимой, но это как раз самый короткий путь к коррозии.
Кстати, имеет смысл хотя бы раз в месяц заезжать на мойку днища под давлением. С той же целью — вычищать всю грязь из труднодоступных мест.
Будьте аккуратны с лобовым стеклом.
Не стоит размораживать лобовое стекло горячей водой. Честно. Не факт, что оно треснет, все же это довольно прочные штуки, но менять их не такое и дешевое дело, так что лучше не рисковать. Лучше запустить двигатель, включить обдув или обогрев лобового стекла, а затем счистить оттаявшее скребком.
Также имеет смысл запастись незамерзающей жидкостью, чтобы не волноваться, когда она заканчивается в самый неподходящий момент.
Следите за охлаждающей жидкостью
Да, мы знаем. Это кажется немного странным — беспокоиться о охлаждающей жидкости, когда на улице уже достаточно прохладно. Но если у вас ее недостаточно, нет нужного сорта или вы доливаете в радиатор воду еще летом, вас ждут серьезные неприятности типа «сломанный двигатель».
Как ни странно, наиболее вероятным сценарием является перегрев двигателя. Охлаждающая жидкость может наполовину замерзнуть, превратившись в своего рода маслянистую жидкость, которая засоряет магистрали и препятствует правильному прохождению потока через двигатель и радиатор.
Достаточно всегда следить за уровнем охлаждающей жидкости и вовремя обслуживать систему (менять патрубки и т.д.). Ну и не нужно лить в систему воду. Пожалуйста.
Проверьте аккумулятор.
Лучше сделать диагностику, но в любом случае, при первых же симптомах затруднения запуска двигателя зимой, стоит озаботиться заменой батареи. Довольно неприятно будет, если одним морозным утром батарея просто не вывезет запуск двигателя. И следите за возможными утечками заряда — тут можно менять аккумулятор сколько угодно — все равно он будет разряжаться.
На всякий случай, рекомендуем обзавестись «бустером» — батареей с «крокодилами», которая помогает запустить двигатель даже при разряженном аккумуляторе. Эффективность этих устройств уже доказана, однако не храните их в машине — они чувствительны к холоду и теряют заряд в этом случае. Лучше сбегать домой или в офис, если что, чем вообще остаться без возможности завестись.
Лучше, если бак будет с достаточным количеством топлива.
Во-первых, зимой чаще возникают серьезные пробки, толкаться в которых можно несколько часов. И тогда запас топлива поможет добраться до дома или заправки своим ходом, и не замерзнуть при этом.
Также, чем меньше воздуха в баке, тем меньше пространства для образования конденсата, и тем меньше воды поступает в топливную систему. За годы работы в автомобильной промышленности мы заметили, что вода — гораздо худшее топливо для обычного двигателя, чем, скажем, бензин.
Купите зимнюю резину.
Кроме шуток. Зимой не стоит экспериментировать с удачей. Выбор — шипованные или фрикционные — это уже второй вопрос. Главное — не сильно изношенная и зимняя. Тогда вы в большей степени будете в безопасности в сложных зимних условиях.
Это основные моменты, которые позволят вам пережить очередную зиму.
Оптимальная рабочая температура двигателя и советы по охлаждению и перегреванию
Температура моторов
Оказывается, температурный режим, в котором работают ДВС, очень слабо зависит от температуры окружающей среды. В большей степени на этот показатель влияет конструкция, а также особенности функционирования того или иного агрегата.
С точки зрения конструкции, моторы различают по способу охлаждения, устройству, типу используемых жидкостей, материалов, компрессии, наличию наддува, скорости работы, уровню износа. Так, в каждом отдельном случае рабочая температура двигателя разная. Факторов, которые влияют на режим, тоже достаточно много.
Высокие температуры очень вредны для любых моторов, вне зависимости от их устройства. А поэтому нужно соблюдать правильный температурный режим.
Причины низкой температуры двигателя
Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:
- применение несоответствующего термостата (температура открытия слишком ранняя)
- высокая производительность вентиляторов охлаждения, или их принудительная работа с момента запуска двигателя
- неисправность термостата
- несоблюдение пропорции смешивания антифриза с водой.
Если вы приобретаете антифриз концентрат, то его обязательно нужно разбавлять с дистиллированной водой. Если в вашем регионе t° снижалась, максимум, чем до -30°, то приобретайте антифриз с пометкой “-80” и разбавляйте его 1:1 с водой. В этом случае, полученная жидкость будет вовремя нагреваться и охлаждаться, а также не потеряет смазочных свойств, что крайне необходимо для помпы.
Роль охлаждения в создании благоприятного температурного режима
Рабочая температура двигателя зависит от эффективности системы охлаждения. Она представляет собой комплекс всех устройств, которые подводят охлаждающую жидкость в технологические места, а затем отводят тепло в атмосферу.
Целью ОЖ является обеспечение максимально благоприятных условий для функционирования моторов. А также для того, чтобы при работе в любых условиях температурный режим поддерживался на одном уровне. Когда топливо сгорает, температура в этот момент составляет порядка 2000 градусов. А система охлаждения позволяет снизить ее до уровня 90 градусов. Это считается оптимальной температурой.
Какая рабочая температура двигателя и почему она поднимается
Поддержание рабочей температуры мотора — важная задача системы охлаждения. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев мотора сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать — узнаете далее.
Чем опасен перегрев?
Если сильно греется двигатель, то это может привести в итоге к ужаснейшим для автовладельца последствиям. Перегрев приводит к повышенному износу деталей и узлов.
Если мотор недолго работал при высоких температурах, тогда бояться нечего. За 5 минут с ним ничего не случится. Причины этого – различные неисправности с вентилятором или неправильная работа термостата. Если вовремя остановить машину, то максимум последствий – это оплавление поршней. Для новой машины кратковременный перегрев и вовсе не страшен.
Если рабочая температура двигателя превышает норму около 20 минут и больше, тогда есть серьезные риски деформации ГБЦ, прогорания прокладок. Также могут прийти в негодность межкольцевые перегородки.
Если двигатель основательно перегрелся – это настоящая катастрофа. Подобное приводит к повреждению каждой детали, каждого узла. Мотор даже мог бы взорваться, если бы узлы были немного надежнее. При сильном перегреве поршневая группа обязательно расплавится, а жидкий металл попадет на цилиндры. Это сделает ход поршней значительно жестче, а значит, приведет к большему износу. Также часто диагностика двигателя после перегрева позволяет выявить неизбежные проблемы в работе смазочной системы. Перегретое масло не будет иметь своих изначальных свойств, а трущиеся пары разрушат сами себя. Поршни могут пробить ГБЦ, а коленчатый вал часто ломается на две части.
Цель слежения за температурой
В каждом двигателе внутреннего сгорания находятся поршни, при направлении поршня в нижнюю мертвую точку затрачивается очень много энергии, которая, в свою очередь, отдает большое количество тепла, имеющее высокую температуру. Как все знают, двигатель состоит из металлического материала, а металл считается очень чувствительным к температуре, материалом.
При высоких температурах металл имеет свойство расширения, что влечет за собой деформацию участков, для которых необходимо иметь точные размеры, обеспечивающие идеальную работу мотора. В каждом автомобиле находится специальная система охлаждения двигателя, обеспечивающая оптимальную температуру для работы, избегая деформации необходимых частей.
Что ведет к перегреву двигателя?
В большинстве случаев греется мотор в летнее время. Но также наблюдаются подобные случаи и зимой, и осенью. Причины могут быть самые разные. А перегрев может быть внешним или же внутренним.
Определить внешний перегрев можно по росту температуры охлаждающей смеси. Это водитель может заметить и сразу отреагировать. А когда греется двигатель изнутри, то трудно заметить тут же. Высокая температура остается внутри мотора, температура ОЖ не растет. А агрегат резко теряет мощность.
Первой причиной является недостаток охлаждающей смеси в системе. Жидкость может вытекать из системы из-за разгерметизации. Охлаждение двигателя в современных автомобилях – это множество всевозможных трубок, патрубков, хомутов, прокладок. Утечка может произойти где угодно. Протечку можно диагностировать просто. Это белые пятна или потеки на внешних частях мотора. Это и капли жидкости под машиной после стоянки. Но утечка — это ерунда. Хуже, когда охлаждающая жидкость уходит в систему смазки. Здесь есть риск получить гидроудар или — еще хуже – заклинивший коленчатый вал.
Вторая из причин – это неэффективный обдув радиатора. Здесь можно выделить несколько возможных проблем. Если вентилятор не электрический, а работает от коленвала, то стоит проверить натяжение ремня. Если обдув электрический, то проблемы нужно искать в термостате. Еще один виновник – это радиатор двигателя. В его ребра легко попадает грязь, и он забивается. Это можно диагностировать, если температура нормализуется слабо после стоянки.
Нарушения в работе термостата тоже ведут к перегреву. В системе охлаждения скапливаются различные отложения, а это приводит к ухудшению работы упругого элемента термостата. Он просто больше не фиксирует температуру охлаждающей смеси. Если он установится в одном положении, то будет качать смесь в большом контуре или же в малом. Еще термостат очень не любит воздействие нашей жесткой воды.
Насколько эффективно будет работать охлаждение, зависит от уровня расхода ОЖ, которая качается по системе. Расход ее зависит от оборотов коленвала. Но лето, жара, трасса… Впереди длинный и серьезный подъем и «КамАЗ». Обогнать его невозможно из-за встречного потока. ДВС закипает. А все почему? Скорости нет, воздушный поток слабый, обороты малые, охлаждение практически не дает эффекта, а мотор работает в жестком режиме при том, что оптимальная рабочая температура двигателя ВАЗ – 90 градусов. Здесь все и сразу.
Есть еще и другие причины, но эти – самые популярные.
Утепление двигателя
Для ускоренного прогрева двигателя в зимнее время и для поддержания оптимальной температуры стоит его утеплить. Существует несколько способ утепления:
- Авто одеяло — представляет собой покрывало, с наполнением из специальной ваты, используемой в огнеупорных щитах и в утеплении газо- и нефтепровода. Такое одеяло можно купить, или при наличии материала, сделать самим. Польза одеяла заключается в том, что его состав выдерживает высокую температуру и обладает маленькой теплопроводностью.
- Электропрогреватель — считается продвинутым вариантом прогрева. Минус такого способа заключается в том, что для его использования требуется питание в 220 вольт, что заставляет владельца, держать авто рядом с розеткой. Также для электропрогрева требуется 20-30 минут, чтобы полностью прогреть двигатель.
- Автономный прогреватель — самый лучший способ прогрева перед запуском, но и самый дорогой. Такой прогреватель представляет собой систему запуска двигателя, когда он остыл, и отключать его, при достижении определенной температуры. Как правило, автономный прогреватель настраивается по времени, или по определенной температуре.
Не перегревом единым…
Кроме перегрева, существует еще и переохлаждение. Но это не так вредит узлам мотора. Зачастую данное явление происходит из-за низкой температуры за бортом автомобиля. В переохлажденном агрегате масло густеет и имеет слабые смазывающие свойства. Это причина повышенного износа. Также переохлаждение приводит к попаданию топлива в картер. Когда топливо течет, оно смывает смазку с важных деталей. Здесь повышенный износ поршневой и цилиндровой группы. При всем при этом двигатель теряет свою мощность.
Замерзание двигателя
Если в системе охлаждения отсутствует тосол или антифриз, но вместо них используется вода, это не страшно, если вовремя поддерживать уровень. Но не страшно это только в теплое время года. Зимой, вода, вместо антифриза может навредить двигателю максимально серьезно.
Вода может замерзнуть при температуре ноль градусов, что при любом похолодании плохо скажется не только на системе охлаждения, но и на самом двигателе.
Максимально, двигатель останется целым, с залитой водой, при температуре ?3 градуса. При наличии воды в радиаторе и системе охлаждения, при очень низкой температуре, присутствует шанс раскола двигателя, восстановление которого, в данном случае считается нереальным.
Если случился перегрев
Когда вдруг ваш двигатель перегрелся или система охлаждения вдруг перестала работать, то следующие действия смогут предотвратить катастрофические последствия.
Если вы можете безопасно припарковаться на обочине, то становитесь прямо у бордюра и заглушите мотор. Как только стрелка температуры двигателя вышла из опасной зоны, а температура находится в оптимальных значениях, можно продолжить движение.
Чтобы помочь вашему агрегату быстрее прийти в норму, лучше откройте капот. Так тепло сможет очень быстро выйти. Стоит делать это предельно аккуратно – есть риск обжечься.
Не нужно делать попыток открыть крышку радиатора. Если открыть ее, из радиатора выйдет пар и охлаждающая жидкость. Она находится под давлением – вы можете серьезно пострадать.
Что делать, чтобы восстановилась нормальная температура двигателя?
Первым делом стоит проверить количество охлаждающей жидкости. Если жидкости в бачке недостаточно, ее нужно долить. Современные автомобили имеют пластиковые бачки. В них есть метки, по которым можно оценить уровень.
Если бачка в машине нет, то в радиатор лить воду сразу не стоит. Есть риск получить серьезные ожоги. Также обязательно стоит проверить охлаждающую систему на предмет утечек. Нелишним будет осмотр радиатора. А также диагностика двигателя, если он подвергся серьезному перегреву.
Какой должна быть рабочая температура двигателя
Считается, что нормальная рабочая температура ДВС от 87° до 105°. Для каждого двигателя рабочая температура определяется своя, при которой он работает наиболее стабильно. Силовые агрегаты современных автомобилей работают при температуре 100°-105°. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, камера сгорания нагревается до 2500 градусов, и задача охлаждающей жидкости — поддерживать оптимальное значение температуры, не выходящей за пределы норм.
Процесс прогрева
Достаточно прогретым агрегат можно считать в том случае, когда все узлы, механизмы и жидкости выйдут на рабочие температуры. Первой нагревается охлаждающая смесь. Это видно по стрелке. Она же нагревает поршне-цилиндровую группу. Масло нагревается значительно медленнее. Владельцы тех автомобилей, которые оснащены бортовыми компьютерами, могли заметить, что после выхода на рабочий температурный режим расход топлива, даже если это холостой ход двигателя, может уменьшаться. Это из-за медленного нагревания масла.
Уход за системой охлаждения двигателя автомобиля
Уход за системой охлаждения автомобиля включает:
1) проверку уровня воды и ее доливку;
2) подтяжку всех соединений и сальников;
3) смазку подшипников вентилятора и насоса;
4) регулировку натяжения ремня вентилятора;
5) проверку работы термостата;
6) удаление накипи.
Проверка уровня воды и ее доливка
Ежедневно, а при тяжелых условиях работы несколько раз в день надо проверять уровень воды в системе охлаждения и в случае необходимости доливать воду. Уровень воды должен всегда доходить до края заливной горловины. Вследствие понижения уровня воды в системе может нарушиться циркуляция воды, что вызовет перегрев двигателя.
При снятии пробки радиатора надо соблюдать предосторожность, чтобы не получить ожога паром. Снимать пробку радиатора на перегретом двигателе не следует. При закрытой системе охлаждения сначала надо повернуть пробку влево до упора в предохранительные выступы патрубка, не нажимая на нее, и, только переждав немного, что необходимо для понижения давления в системе, снимать пробку, нажав на нее и повернув ее влево до отказа.
Воду для заливки в систему охлаждения надо применять мягкую, т. е. дающую малое отложение накипи, и чистую (если воду берут не из водопровода). Менять воду рекомендуется как можно реже.
Подтяжка соединений и сальников
Для того, чтобы избежать подтекания воды, необходимо проверять затяжку головки цилиндров, крепление и соединения водяного насоса и патрубков и плотность затяжки соединительных шлангов. Подтекание воды в шлангах устраняют подтягиванием стяжных хомутиков.
Шланги, имеющие трещины и прорывы, необходимо заменять. На состояние шлангов и плотность их соединений оказывает влияние состояние крепления радиатора к раме, поэтому крепление радиатора надо проверять и подтягивать.
В случае подтекания самоподжимного сальника водяного насоса, что заметно по подтеканию воды через сливное отверстие корпуса насоса необходимо разобрать, осмотреть и сменить детали сальника. Подшипники вентилятора и водяного насоса надо смазывать смазкой согласно указаниям заводской инструкции. Смазку следует подавать в подшипники до тех пока она не появится в контрольном отверстии на корпусе насоса. Конические подшипники ступицы вентилятора в случае необходимости следует регулировать.
Натяжение ремня вентилятора
Нельзя допускать попадания на ремень вентилятора масла или бензина.
Необходимо периодически протирать ремень сухой тряпкой.
Систематически надо проверять крепление вентилятора и натяжени ремня. При ослаблении ремня следует его подтянуть. При подтяжке ремня перемещением генератора необходимо ослабить болты, крепящие генератор, повернуть генератор для получения требуемого натяжения ремня и закрепить его в установленном положении. При нормальном натяжении ремень на участке между шкивом вентилятора и генератора должен иметь при нажатии на ремень рукой прогиб не более 15—20 мм. Более слабое натяжение вызовет буксование ремня и перегрев двигателя; более тугое натяжение приведет к быстрому износу ремня и подшипников вентилятора и генератора. При сильном вытягивании, износе или обрыве ремня необходимо его заменить.
Промывка системы охлаждения
При длительной работе двигателя внутренняя поверхность системы охлаждения покрывается коркой накипи, появляющейся особенно быстро в случае применения жесткой воды. При появлении накипи уменьшается сечение проходов для воды, ухудшается ее циркуляция и вследствие плохой теплопроводности слоя накипи ухудшается отвод тепла от стенок цилиндров. Кроме того, система охлаждения загрязняется. Все это вызывает перегрев двигателя.
У двигателей автомобилей, имеющих алюминиевую головку, для удаления накипи и грязи систему охлаждения следует промывать сильной струей чистой воды в направлении, противоположном направлению нормальной циркуляции.
Проверка термостата
В случае неудовлетворительной работы системы охлаждения следует проверить исправность термостата. Для проверки необходимо снять корпус термостата и, вынув термостат, осмотреть его и опустить в таз с водой. Постепенно подогревая воду, нужно измерять температуру и наблюдать за клапаном термостата. Начало открытия клапана термостата и полное его открытие должны соответствовать определенным температурам.
Так, для двухклапанного термостата унифицированного типа основной клапан должен начать открываться при температуре 68—72° С и полностью открыться при температуре 81—85° С. Неисправный термостат надо заменить.