2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Magic для запуска двигателя

Современный подход к выбору автосигнализации (алгоритм MAGIC CODE PRO 2)

На территории России по официальной статистике МВД до 55% успешных угонов происходит с машинами без каких-либо дополнительных охранных устройств кроме штатных. Получается, что это автомобили как раз тех самых «фаталистов» или прижимистых хозяев, которые рассчитывали на заводскую охранную систему и пожалели денег на установку дополнительной сигнализации.

Происходит такое в силу того, что угон это бизнес, естественно, криминальный, но, все же, бизнес. И когда речь идет о массовых машинах, задача угонщика, извиняемся за тавтологию, угнать как можно быстрее. Не станет он ковыряться с автомобилем, который оборудован опциональной сигнализацией, когда рядом есть такой же, но «пустой», его украсть проще, так сказать «дешевле», используя примитивные, самые незамысловатые способы угона.

В настоящий момент автовладелец, подходящий к выбору сигнализации осознано и ответственно, изучая различные источники информации, вероятно, столкнется с темой защиты от радиоэлектронного взлома. Именно вокруг этого аспекта автосигнализаций возникло огромное количество спекуляций, недобросовестной конкурентной борьбы, откровенных передергиваний и так называемого черного пиара.

В действительности по заявлениям сотрудников Департамента уголовного розыска МВД доля угонов с использованием «интеллектуального» взлома не превышает 5%. При этом был ли использован пресловутый код-граббер или машина была вскрыта другим способом, например, дополнительным несанкционированно прописанным брелоком, достоверно установить невозможно, тем не менее, и такой способ взлома можно назвать «интеллектуальным», было бы желание.

Одновременно значимость и самое главное распространенность этого способа угона искусственно раздувается – если послушать продавцов некоторых марок автосигнализаций то получается, что каждый угонщик – это радиоинженер высочайшей квалификации. Правда на вопрос, почему эти криминальные «гении» предпочитают преодолевать абсолютно любую сигнализацию, «дедовскими» методами, разбивая или продавливая стекла и срывая личины замков, они Вам не ответят.

Мы ни в коей мере не ставим под сомнение существование метода интеллектуального взлома и, следовательно, необходимость защиты от него. Однако сводить все охранные свойства сигнализации только к успешному противодействию код-грабберам, по меньшей мере, однобоко и недальновидно. Интеллектуальный способ весьма затратен в финансовом отношении, требует изучения типа сигнализации, в отдельных случаях надо знать даже конкретную модель, установленную на машине. Кроме того интеллектуальный взлом может и не сработать, то есть все вложения не оправдаются (помним, что угон это бизнес). И даже обойдя все барьеры сигнализации, угонщик столкнется с другими элементами противоугонной защиты автомобиля: штатным иммобилайзером, дополнительными электронными и механическими блокировками или даже с кнопками-секретками.

Завершая тему кодирования радиосигнала, хотим указать, что принципиальную устойчивость к взлому демонстрируют различные алгоритмы шифрования. Например, российские разработчики сигнализации Scher — Khan внедрили новый фирменный алгоритм кодирования радиосигнала MAGIC CODE PRO 2 с чрезвычайно высоким уровнем криптостойкости. Этот алгоритм по принципам шифрования близок к стандарту AES-128, который в настоящее время, является установленным стандартом для кодирования информации в США и ряде стран Западной Европы.

В охранных системах с новым кодом MAGIC CODE PRO 2 используется блочно-потоковое шифрование всего отправляемого в эфир пакета. При этом сами уникальные ключи, в отличие от большинства существующих систем кодирования радиосигнала, не передаются в открытый радиоэфир, что делает абсолютно бессмысленным перехват кодовых посылок со стороны злоумышленников. В качестве дополнительной защиты от кодоподмены в ряде режимов работы систем использована синхронизация по времени, то есть снятие системы с охраны возможно только при совпадении времени на таймерах блока и брелока сигнализации.

Кроме того, в MAGIC CODE PRO 2 была усовершенствована функция исправления ошибок, что позволило уверенно воспринимать и исполнять даже искаженные помехами команды. В итоге охранные системы с новым алгоритмом кодировки характеризуются улучшенной помехозащищенностью, увеличенной дальностью приема сигналов до 2000 метров и четко реагируют на каждую команду брелока.

Помимо этого сигнализации Scher — Khan обладают функцией введения PIN -кода для подтверждения прав на снятие автомобиля с охраны. Этот уникальный способ защиты позволяет оградить машину не только от интеллектуального взлома, но и от гораздо более распространенного способа угона путем кражи ключей и брелока сигнализации у владельца. При активации этой функции после нажатия на кнопку брелока «снятие с охраны» система сообщит о переходе в режим ожидания ввода PIN-кода, известного только владельцу. Таким образом, автомобиль откроется и разблокируется лишь после того, как охранная система получит уникальную последовательность сигналов, соответствующую цифрам на кнопках брелока. Подчеркнем – доля угонов путем кражи ключей и брелока сигнализации составляет 23%. Если сопоставить с долей, где применятся интеллектуальный взлом, то становится видно, с каким способом угона может столкнуться рядовой автовладелец вероятней всего, и какая сигнализация лучше приспособлена для отражения наиболее явных угроз.

Продолжая тему защиты, которая предусмотрена в системах Scher — Khan от самых распространенных способов угона, следует упомянуть и так называемый «человеческий фактор». По официальной статистике именно безалаберность и прочие аспекты поведения незадачливых автовладельцев являются решающими в 25% случаев угонов. Например, водителей, забывающих включать сигнализацию, сможет выручить предусмотренная в системах Scher — Khan , функция автоматической постановки в охрану. В случае ее активации, автомобиль будет автоматически ставится на охрану спустя непродолжительное время после того, как водитель выключит двигатель и покинет салон, закрыв дверь.

Разумеется, ограждают системы Scher — Khan и от угонов, совершаемых путем механического вскрытия дверей с последующей заменой штатных автомобильных агрегатов и блоков управления двигателем. К этому способу угонщики прибегают в 37% случаев, но у автосигнализаций Scher — Khan предусмотрено несколько скрытых независимых блокировок электрических цепей, ответственных за запуск и работу двигателя. Что же касается попыток насильственного угона в результате разбойного нападения, на чью долю приходится до 10%, то в подобных ситуациях поможет заложенная функция JackStop , позволяющая заглушить двигатель дистанционно.

Читать еще:  Starline смс запуск двигателя

Резюмируем – охранные системы Scher — Khan способны не только противостоять интеллектуальному взлому, но и защищают от всех распространенных способов угона. Ведь в итоге проведенного анализа становится очевидным, что нужно выбирать только ту сигнализацию, которая «закрывает» большую часть возможных опасностей. Это будет гораздо эффективнее. Поскольку несколько способов защиты однозначно более действенны, чем один. Главное – это знать о них и правильно пользоваться!

Пресс-служба Группы компаний « Мега-Ф «

Тел .: (495) 649-71-73

Инструкция по эксплуатации MAGIC SYSTEMS MS-BAIKAL2

Страница 9

  • Текст
  • Оригинал

Примечания. 1. На время работы двигателя отключаются датчик удара и внешняя

зона МКВ датчика.

2. Если при постановке на охрану будет обнаружена неисправная зона,

двигатель будет выключен и заблокирован.

3. Если в режиме охраны при работающем двигателе произойдет нару-

шение какой-либо контактной зоны, то двигатель будет выключен и
заблокирован, система подаст сигнал тревоги и перейдет в режим

полной охраны (включится датчик удара и внешняя зона МКВ датчика).

4.4. Отпирание дверей после выключения зажигания

Если запрограммирована эта функция (пункт 7 первой таблицы программирова-

ния), то после каждого выключения замка зажигания в режиме «СНЯТО С ОХРАНЫ»
автоматически будут отпираться замки дверей.

5. АВТОМАТИЧЕСКИЙ И ДИСТАНЦИОННЫЙ ЗАПУСК

Автоматический запуск двигателя (АЗ) используется, если необходимо поддержи-

вать автомобиль в постоянной готовности к поездке. При холодной погоде рекомендуе-
мый период запуска 3-4 часа, при морозах – 1-2 часа. Установленный период АЗ (1, 2,
3, 4 часа) будет показан количеством дополнительных вспышек указателей поворотов
при постановке на охрану: 1, 2, 3, 4 раза соответственно. Период — время от остановки до
следующего запуска двигателя.

Дистанционный запуск (ДЗ) позволит прогреть двигатель командой с брелока не-

посредственно перед поездкой. Длительность прогрева двигателя при АЗ и ДЗ програм-
мируется и может быть 5, 10, 15 или 20 минут (пункт 5 первой таблицы программиро-
вания). В случае, если необходимо неограниченное время нахождения двигателя на
прогреве, необходимо пользоваться постановкой на охрану с работающим двигателем
(см. п.2.4).

АЗ и ДЗ могут быть реализованы как для впрысковых бензиновых, так и для ди-

зельных двигателей, для автомобилей с АКПП и МКПП.

ВНИМАНИЕ! ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АЗ/ДЗ ВЛАДЕЛЕЦ ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ
МЕРЫ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЕ:
– САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В МОМЕНТ ЗАПУСКА ДВИ-
ГАТЕЛЯ;
– НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ РОСТ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕ ЗАПУСКА.

5.1. Разрешение и оперативная отмена АЗ и ДЗ

Для успешного АЗ и ДЗ тумблер разрешения АЗ/ДЗ (рис.3) должен быть включен до

включения зажигания. В процессе АЗ/ДЗ проводятся:

– проверка исправности цепей контроля двигателя;
– проверка разрешения или отмены АЗ/ДЗ в момент выключения замка зажигания;
– программная проверка нейтрали для автомобилей с МКПП.
Отменить АЗ на любой период без входа в режим программирования можно:
– выключив тумблер разрешения АЗ/ДЗ до включения зажигания;
– при включенном зажигании 5 раз нажать кн.3 брелока и выключить зажигание.

Примечание: Если зажигание не будет выключено в течение 2 мин. после последнего
нажатия кнопки брелока, АЗ не будет отменен.

Оперативно отменить АЗ (до следующей постановки на охрану) можно:
– длинным нажатием кн.3 брелока при включенном зажигании в режиме «СНЯТО

С ОХРАНЫ». При нажатии кнопки прозвучит короткий звуковой сигнал (признак нача-
ла установки АЗ), не отпускать кнопку до 2-х коротких звуковых сигналов. Затем вык-
лючить зажигание;

– включением/выключением зажигания без запуска двигателя.
Отменить ДЗ на любой период можно выключив тумблер разрешения АЗ/ДЗ до

Оперативно отменить ДЗ (до следующей постановки на охрану) можно:
– включением/выключением зажигания без запуска двигателя.
Процедура программной проверки нейтрали для автомобилей с МКПП:
Тумблер разрешения АЗ/ДЗ включен, замок зажигания включен, двигатель работа-

ет. Выключить замок зажигания (двигатель должен оставаться работающим). В течение
1 мин. после выключения зажигания выйти из автомобиля, закрыть двери/капот/ба-
гажник. Включить режим «ОХРАНА» (система включает режим охраны при работаю-
щем двигателе, гарантируя нейтральное положение КПП). При постановке в охрану дви-
гатель остановится.

Если двигатель остановится до окончания процедуры – разрешение АЗ/ДЗ отменя-

Запуск двигателя ключом зажигания считается признаком исправности двигателя

и разрешает АЗ/ДЗ. Если замок зажигания был включен и выключен, но двигатель не
заводился, то разрешение АЗ/ДЗ отменяется.
Примечания: 1. Если при постановке на охрану будет обнаружена неисправная зона
(прозвучат 3 коротких звуковых сигнала, см. п.2.1.1), то разрешение АЗ/ДЗ отменяется.
2. Если в режиме «ОХРАНА» произойдет нарушение какой-либо контактной зоны, то
разрешение АЗ и ДЗ будет отменено. Если идет прогрев, то двигатель будет выключен
и заблокирован, система подаст сигнал тревоги и перейдет в режим полной охраны
(включится датчик удара и МКВ датчик).
3. В режиме охраны с работающим двигателем АЗ и ДЗ невозможны.

5.2. Установка периода автоматического запуска

Автоматический запуск (АЗ) производится по внутреннему или по внешнему тай-

меру (пункт 5 второй таблицы программирования). При использовании внешнего тай-
мера период запуска и длительность прогрева устанавливаются на нем.

При использовании внутреннего таймера можно установить период прогрева двига-

теля с помощью брелока — через каждые 1, 2, 3 или 4 часа (заводская установка периода
АЗ 2 часа). Отсчет времени производится с момента постановки на охрану до момента
окончания каждого прогрева.

Читать еще:  Что такое двигатель джм

Для установки периода АЗ нужно:
– в режиме «СНЯТО С ОХРАНЫ» при заведенном двигателе нажать кн. 3 брелока

от 1 до 4 раз (5 нажатий кн.3 запрещают АЗ);

– выключить зажигание в течение 2 мин., иначе будет восстановлено значение

периода, которое было до включения зажигания.

Каждое нажатие кн.3 сопровождается коротким звуковым сигналом и вспышкой ука-

Установленный период АЗ будет показан дополнительными вспышками (1-4 соот-

ветственно) указателей поворотов при постановке на охрану (см.п.2.1).
Примечание: При использовании внешнего таймера установка периода АЗ

Как правильно запускать авто от CARKU?

Использование многофункциональных пуско-зарядных устройств CARKU для запуска двигателя автомобиля при севшей штатной АКБ аналогично стандартному «прикуриванию» от другого транспортного средства, однако имеет ряд особенностей, понимание которых позволит вам использовать портативные бустеры максимально эффективно и правильно. Обращаем внимание, что все необходимые указания по запуску представлены также в инструкциях по эксплуатации, поэтому перед использованием ПЗУ CARKU настоятельно рекомендуем ознакомиться с ними.

Алгоритм действий

1. Во-первых, необходимо использовать CARKU для запуска автомобилей с объемом двигателей не более тех, которые указаны в инструкциях по эксплуатации на соответствующую модель. При использовании устройств зимой дополнительно необходимо руководствоваться рекомендациями по объему запускаемых двигателей, указанными у нас на сайте. Иначе устройство может не завести ваш автомобиль или даже повредиться, испытывая чрезмерную нагрузку.

2. Убедитесь, что горят три или более трех световых индикаторов заряда батареи! Убедитесь, что все электропотребители в автомобиле отключены (фары, печка, радио и т.п.)!

3. Подключите красный зажим «+» к положительному полюсу аккумулятора, затем подключите черный зажим «-» к отрицательному полюсу аккумулятора.

4. Подсоедините штекер силовых зажимов к устройству до упора. Убедитесь, что на блоке силовых зажимов загорелся ЗЕЛЕНЫЙ индикатор.

5. Убедитесь, что силовые зажимы (крокодилы) максимально плотно присоединены к клеммам АКБ. Обращаем внимание, что запуск двигателя автомобиля при помощи данного устройства без штатного аккумулятора или со скинутыми клеммами запрещен! В противном случае может пострадать электроника вашего автомобиля. Даже сильно разряженная штатная АКБ выступает в роли буфера, который выравнивает напряжение в сети, не допуская скачков напряжения. В демонстрационных роликах часто запуск производится с откинутой плюсовой клеммой – это делается только для того, чтобы показать, что устройство способно завести двигатель даже без какой-либо помощи штатной АКБ. В большинстве случаев запуск с откинутой клеммой не навредит автомобилю, но все-таки такая вероятность есть, поэтому настоятельно не рекомендуем этого делать.

6. Если горит зеленый или красный индикатор, и вы слышите звуковой сигнал, то это говорит об определенной неисправности, и значит необходимо обратиться к пошаговой инструкции (см. ниже).

7. Включать устройство перед пуском не нужно, так как разъем для подключения пусковых проводов находится под напряжением.

8. Запуск двигателя производите в соответствии с рекомендациями завода изготовителя вашего автомобиля. Опыт показывает, если двигатель автомобиля не запустился после 3-5 секунд работы стартера, то надо сделать паузу не менее 1 минуты, а затем повторить запуск. Настоятельно не рекомендуется крутить стартер более 5 секунд, чтобы не разрядить в пустую батарею устройства или даже испортить ее чрезмерными нагрузками. В течение минуты между запусками заряд устройства хорошо восстанавливается, поэтому гораздо эффективнее сделать 3 запуска по 5 секунд с положенным минутным интервалом, чем 1 запуск на 15 секунд.

9. Если ваш автомобиль не удалось завести с 3-х попыток, то дальше не стоит насиловать устройство во избежание его повреждения, а лучше проверить ваш автомобиль в автомастерской.

10. Отсоедините силовые зажимы от аккумулятора.

Алгоритм действий по запуску двигателя других транспортных средств аналогичен представленному алгоритму по запуску для автомобиля.

Обращаем внимание, что нельзя использовать для запуска двигателя ПЗУ CARKU, которое хранилось в машине или в другом месте при минусовой температуре. Толку от такого замерзшего устройства не будет никакого – оно гарантированно не заведет ваш автомобиль. Устройства необходимо хранить при температуре от 0° до 30° С. Если же все-таки так оказалось, что CARKU замерзшее, то перед использованием его сначала необходимо обогреть при комнатной температуре в течение нескольких часов, чтобы оно согрелось и испарился конденсат. Стоит иметь в виду, что длительное хранение при минусовой температуре приводит к снижению емкости устройства.

На самом деле все перечисленные действия по запуску от CARKU предельно просты и понятны, и их просто надо хотя бы раз прочитать, чтобы избежать распространенных ошибок и досадных недоразумений. Соблюдение описанных правил эксплуатации позволит вам использовать потенциал устройства на всю мощь и существенно повысит вероятность успешного пуска двигателя вашего автомобиля.

Ставим кнопку Start-Stop своими руками

Современный автомобиль можно заводить не только ключом. Кнопка Start-stop — это небольшое изделие, которое устанавливается вместо замка зажигания или в другую часть салона. Чтобы завести машину, достаточно одного нажатия. Всё просто и удобно. О том, как установить кнопку «Старт-стоп» своими руками, речь пойдёт ниже.

Как работает кнопка «Старт-стоп»

В большинстве случаев принцип такой: вы снимаете автомобиль с сигнализации, садитесь в авто и нажимаете педаль тормоза, затем один раз жмёте кнопку запуска машины. Примерно спустя полсекунды работы стартера двигатель запустится. Нередко кнопки оснащаются светодиодными индикаторами, которые свидетельствуют об успешном пуске. Нужно заглушить двигатель? Никаких проблем, просто снова нажмите педаль тормоза и кнопку.

В чём плюсы и минусы монтажа в автомобиле

Какие преимущества обеспечивает использование кнопки?

  1. Для запуска двигателя достаточно лёгкого нажатия.
  2. Больше не нужно носить с собой ключ зажигания.
  3. Кнопка устанавливается в любом месте, в том числе прямо под рукой, что повышает удобство использования.
  4. Ряд вариантов совмещается с автосигнализацией, иммобилайзером и другими системами безопасности.
  5. Можно закрывать автомобиль простым нажатием кнопки на двери, без необходимости ставить её на сигнализацию — это экономит время, если вы покидаете салон ненадолго.
Читать еще:  Шевроле авео где находиться датчик температуры двигателя

При отсутствии элементарных навыков работы с электрикой лучше обратиться за услугами на СТО

Есть ли недостатки? Увы, да.

  1. Чтобы завести машину, нужно сесть в неё и нажать педаль тормоза. С непривычки многие водители забывают об этом.
  2. Возможны затруднения при установке сигнализации с прогревом. Так, потребуется как минимум два брелока — один из них нужно отдать мастерам. Они разберут его, достанут микросхему и установят её в автомобиль. Питание будет подаваться только в момент запуска.
  3. Установка сигнализации на машину с кнопкой, как правило, стоит дороже.

Есть мнение, что если батарейка в брелоке сядет, машину не удастся завести кнопкой, но это не так. Достаточно поднести изделие к кнопке, и всё сработает. Если же сядет аккумулятор, можно будет открыть автомобиль ключом.

Варианты установки своими руками

Существует множество схем монтажа изделия, каждый имеет свои особенности.

  • Вариант с ключом зажигания. В этом случае для запуска понадобится ключ. Его поворот приводит к включению зажигания, а чтобы завести двигатель, нужно будет нажать кнопку. Возможен вариант без ключа — он проще, нужно только нажать кнопку.
  • «Кратковременное» и «длительное» нажатие. В первом варианте нужно нажать кнопку ненадолго — стартер будет крутиться, пока двигатель не активируется. Второй подразумевает удержание кнопки — стартер вращается, только пока она нажата.
  • Разные варианты включения зажигания. Первый вариант — включение зажигания при нажатии кнопки. Второй — возможность активировать его только вместе со стартером.

Так обычно выглядит инструкция по установке

Опытные автолюбители комбинируют разные варианты, получая интересные схемы. Для установки кнопки Start-stop не нужно быть опытным автомехаником — достаточно обычных знаний в области эксплуатации авто. А вот если вы хотите реализовать сложную схему, с таймером, задержкой запуска и другими нюансами, потребуются серьёзные усилия и большое количество дополнительных компонентов.

Как установить

Вне зависимости от выбранного варианта сначала нужно подготовить место установки. Для этого надо либо снять замок зажигания, либо вырезать на торпеде отдельное отверстие. Делать это можно паяльником, дрелью, канцелярским ножом и другими приспособлениями. Чтобы получить доступ к проводке, разберите консоль. Если вы планируете установить кнопку не в замок зажигания, не забудьте скрыть его заглушкой.

Рассмотрим вариант установки на ВАЗ 21214 (Нива). Используемая система будет работать таким образом: при первом нажатии кнопки с зажатой педалью тормоза двигатель включается, при втором — выключается. Если нажимать её без педали тормоза, осуществляются запуск и остановка силового агрегата. При нажатии с запущенным ДВС мотор останавливается.

Инструменты и расходники

Потребуются следующие компоненты:

  • сама кнопка без фиксатора;
  • три четырёхконтактных реле с открытыми контактами;
  • одно пятиконтактное реле с закрытыми контактами;
  • реле задних противотуманных фар;
  • провода и клеммы.

Вот что понадобится для установки кнопки

Схема подключения

  • Рабочий контакт реле «+» присоединяется к +12В аккумулятора (окрашен в коричневый цвет).
  • Разрешающий сигнал «+» подключается туда же.
  • Общий «-» – на массу.
  • Рабочий контакт реле нагрузки устанавливается на +12В при включённом зажигании (провод голубого цвета).
  • Управляющий сигнал «–» подключается к кнопке Start-stop.
  • Разрешающий сигнал «+» остаётся пустым.

В автомобиле создаётся 3 точки подключения: к колодке замка зажигания, к концевику педали тормоза и проводу управления. Благодаря этому стартер не будет работать после активации двигателя.

Как устанавливать кнопку

В других автомобилях принцип установки примерно схож. Провода кнопки окрашены в разные цвета, так что ориентироваться нужно на гамму. Затруднения иногда возникают с оранжевыми проводами, поскольку их обычно несколько. Тонкий, на жгуте, отвечает за тормоз — его нужно кинуть на соответствующее место автомобиля. Парные — на «плюс», они отвечают за зажигание. Также есть фиолетовый провод на жгуте, отвечающий за запуск двигателя — размещаем его на бензонасосе. Красный кидается на «минус» АКБ, чёрный — на «плюс». Синий используется для подключения сигнализации и присоединяется к «плюсу». Жёлтый отвечает за соединение кнопки со стартером и отправляется туда же.

Схема установки кнопки «Старт-стоп»

Универсальные комплекты кнопок

Не обязательно искать компоненты по отдельности — можно приобрести готовый комплект. В него входят блок управления, провода и кнопка.

Всё, что нужно — в одной коробке

Процесс установки прост:

    Снимаем личинку замка и сам замок;

Снимаем личинку и замок

Нужно срезать провода

Частично изолируем провода

Видео о том, как подключить устройство

Как механизм влияет на защиту машину от угона

Многие водители опасаются использовать этот компонент, считая, что он нарушает безопасность машины, однако это не так — ключ в брелоке понадобится в любом случае. Если дверь открыта не ключом, кнопка просто не сработает, так что защита от угона не снижается.

Кнопка старт-стоп — интересная альтернатива обычному ключу. С ней можно завести двигатель гораздо быстрее и удобнее. Устанавливать её или нет — личное дело каждого водителя, это скорее вопрос привычки и желания попробовать что-то новое.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector