5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаг винта лодочного мотора и обороты двигателя

Настройка лодочного мотора. Как выбрать гребной винт. Часть 1

На автомобиле с ручной коробкой передач мы, обычно, не пытаемся передвигаться на первой передаче на скоростях, для которых она не предназначена. 50 км/ч — и у нас уже как минимум, третья. Да и не хватит передаточных чисел первой передаче. Мотор будет раскручен до предельных оборотов, а машина ехать быстро не сможет.

С лодочным мотором почти все тоже самое. На больших судах роль коробки передач может выполнять дистанционное изменение угла атаки лопастей гребного винта, на наших маленьких лодках мы можем играть нагрузкой на мотор, только переставляя сам винт.

В большинстве случаев, мы выбираем основной гребной винт для крейсерского режима передвижения при средней загрузке лодки и запасной, как правило, грузовой.
Исключая заблуждения о назначении «грузовых» и «скоростных» гребных винтов, основная цель в его подборе — дать возможность работать мотору в его нормальном диапазоне оборотов, выдавать свою полную мощность и крутящий момент.

Для подбора винта необходим тахометр, если определение частоты вращения коленвала мотора на слух является проблемой. Подойдет даже цифровой дешевый китайский, установка которого занимает минуты полторы. Единственная мелочь — не все показывают точное значение, а так же надо смотреть, совместим ли он с четырехтактными или с двухтактными моторами. Впрочем, если нет — то можно изменить схему подключения, либо перемножить значения на два.

Но этот вариант — для маломощных лодочных моторов, на которых игра с винтами особого смысла не имеет, да и выбор характеристик там более, чем скромный. А на лодках с моторами помощней — тахометры, как правило, врезаны в приборную консоль.

Самым нежелательным явлением для двигателя является перекрут — превышение максимально допустимых паспортных оборотов. Вызывает огромные нагрузки на узлы мотора, на которые производитель не рассчитывал. При этом нарушается внутренняя работа смазочного механизма.

Из-за большой скорости вращательных и поступательных движений, нарушается целостность масляной пленки, покрывающая детали, задиры поршней и цилиндров, разрушение деталей ДВС — обычное дело для режимов работы выше расчетных. При постоянном проявлении — вызван параметрами гребного винта. При кратковременном — вентиляцией и кавитацией.

На небольших лодочных моторчиках перекрут — довольно редкое явление, чаще встречается обратное — недокрут, как следствие выбора слишком большой и тяжелой лодки для данного мотора. Самое бы время изменить одну из характеристик винта.

Диаметр — один из основных параметров. Для портативных лодочных моторов существует только возможность прикупить винт от предшествующей по мощности модели. На нем же будет изменен и еще один параметр — шаг винта. Это теоретическое расстояние в дюймах или в мм, пройденное винтом за один оборот в условно твердой среде без учета коэффициента скольжения, как если бы мы вкручивали его в пенопласт.

Каждый пройденный винтом в пенопласте дюйм за один оборот — снизит количество оборотов коленвала мотора на 180 — 220 об/мин, добавив на мотор дополнительную нагрузку и увеличив недокрут. Соответственно, что бы вернуть лодочному мотору номинальный режим его работы, для большинства лодочных моторов — 5000-5700 об/мин, следует уменьшить либо шаг винта, либо его диаметр.

Для решения проблем, связанных со скоростью выхода лодки в режим глиссирования, при использовании шага и диаметра, позволяющих работать мотору без перегрузок в своем номинальном диапазоне оборотов, можно применить не трех-, а четырехлопастные винты. Время выхода уменьшится, на крейсерском режиме может сократиться расход топлива, хотя конечная максимальная скорость может стать несколько ниже из-за дополнительного сопротивления и меньшего КПД относительно трехлопастного. Зато работа винта станет более плавной и менее шумной.

К тому же при использовании четырех лопастей, гораздо позже наступает явление кавитации. Кавитация — процесс, проявляющийся при увеличении разницы давления, в нашем случае, на разных сторонах лопастей. В какой-то момент времени, на передней стороне лопасти создается сильное разряжение, при котором происходит закипание и парообразование внутрь воды.

При встрече этой смеси на границе лопасти с областью высокого давления, происходят микровзрывы из-за схлопывания пузырьков воздуха. КПД такого микровзрыва довольно высок. Примерно, как у зубила и молотка. Это иногда чувствуется через корпус судна. Происходит выкрашивание кромок лопастей. Поэтому этот процесс так же называют кавитационной эрозией.

При ее частом воздействии, побитые кромки лопастей начинают еще более способствовать ее созданию, в конечном счете, разумеется, сильно теряя свой КПД. Увеличение площади лопастей и диаметра винта отодвигают момент ее появления, но на скоростных судах избежать ее не представляется возможным. Поэтому проектируются гребные винты, способные работать в условиях кавитации.

Подбор гребного винта

К чему следует стремиться при подборе гребного винта? Ответить на этот вопрос, можно рассмотрев сначала задачи, которые мы ставим перед своим катером. Кому — то важна максимальная скорость, кому то важен уверенный выход на глиссер с максимальной загрузкой, а кто то заинтересован в скорости оптимальной для троллинга. К сожалению, не всегда возможно решить все эти задачи одним винтом, однако всегда можно подобрать компромиссный вариант, т.е. подобрать оптимально комфортный винт. Можно, конечно, иметь два или три винта, на все случаи жизни, но практика показывает, что нам просто лениво заниматься переустановкой винтов.

Прежде всего, мы определяемся с материалом, из которого выполнен винт:

Стальной или алюминиевый?

Стальной винт — плюсы

КПД стального винта выше, чем у алюминиевого это достигается за счет уменьшения толщины лопасти, более сложной математической модели крыльчатки и более высокой чистоты обработки поверхности. Стальной винт значительно меньше подвержен кавитации. Как следствие он имеет более высокие скоростные характеристики (до 5% прибавка в скорости по отношению к алюминиевому аналогу).

Прочность стального винта позволяем ему не «стираться» о песчаное дно водоемов, на нем не образуется, выщерблен или каверн. Стальной винт может без изменения геометрии лопастей справиться с небольшим топляком.

Стальной винт не коррозирует в соленой воде.

Стальной винт — минусы

Стоимость стального винта значительно выше, чем алюминиевого. В случае «жесткого» удара о камень стальной винт окажет намного большее сопротивление, чем алюминиевый и значительная часть разрушительной энергии удара пойдет «гулять» по редуктору. Следствием м.б. деформация отдельных частей редуктора.

Алюминиевый винт – плюсы

Относительно невысокая цена (особенно у неоригинальных винтов производства SOLAS) Ремонтопригодность. В случае «жесткого» удара о камень — минимальный ущерб для дорогостоящих деталей редуктора двигателя.

Алюминиевый винт – минусы.

Сравнительно мягкий алюминиевый винт «стирается» о песчаное дно, образующиеся на его лопастях выщерблены (причина – мелкие фрагменты, поднимаемые водяным потоком при движении по мелководью) создают дополнительную турбулентность и уменьшают КПД. Геометрия лопастей страдает при столкновении с незначительными препятствиями – затопленные ветки, коряги, бутылки. Подбор винта по шагу

Шаг винта – это его основная техническая характеристика (измеряется в дюймах). Шаг винта соответствует расстоянию, которое пройдет винт в плотной среде (без проскальзывания) за один полный оборот. Или это угол наклона лопасти к горизонтальной оси крыльчатки. Чем больше шаг (угол наклона лопасти) тем больший упор создает лопасть (винт) при вращении.

Читать еще:  Что такое диапазон регулирования частоты вращения двигателя

Упор создаваемый винтом при вращении переходит в энергию движения судна. Шаг винта напрямую влияет на максимальные обороты двигателя. Чем шаг меньше – тем большие максимальные обороты может развить двигатель. Наша задача подобрать шаг винта так, что бы при максимально открытой дроссельной заслонке обороты двигателя находились в рабочем диапазоне рекомендованным производителем данного двигателя.

При соблюдении этого условия мы получим и хороший выход на глиссирование, и достойную максимальную скорость и самое главное – правильную работу двигателя без повышенного износа.

Катер пластиковый длинной 5.5 метра с рубкой. (без транцевых плит) Мотор 115 л.с. четырех тактный (рабочий диапазон 5400 – 5900 об в мин.) Загрузка – 5 человек на борту.

Шаг винта Максимальные обороты Макс. Скорость Выводы 15 6200 65 км .ч Очень быстрый выход на глиссирование, после 5500 оборотов скорость не увеличивается. Тенденция к перекручиванию двигателя. Повышенная нагрузка на шатуны. Винт слишком гидродинамически легкий. 17 5900 72 Нормальный выход на глиссирование, скорость равномерно увеличивается до 5700 об в мин. Двигатель работает комфортно. Винт оптимальный. 19 5400 75 Затяжной выход на глиссирование (перераспределяли нагрузку), скорость равномерно увеличивается до 5400 об в мин. Показано максимальное значение скорости. Двигатель работал с явным натягом. Повышенный расход топлива. Винт тяжеловат. Но если высадить трех пассажиров, то нормально. Скорость не вырастает, но выход на глиссер уверенный. 21 5000 65 На глиссер вышли, только оставшись вдвоем на катере. Повышенная нагрузка на поршневую группу двигателя. Повышенный расход топлива. Винт гидродинамически тяжелый.

В данном примере умышленно не указаны водоизмещение катера, его обводы, марка двигателя – это у каждого будет индивидуально, но принцип изменения технических показателей будет одинаков.

Правило – изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает (добавляет) у двигателя 150 – 200 оборотов в минуту. Четырехлопастные винты.

Все выше написанное относилось к самым распространенным – трех лопастным винтам. Однако в природе существуют винты с четырьмя и более лопастями. Винты с четырьмя лопастями активно применяются в маломерном флоте. Например компания HONDA изначально комплектует свои подвесные лодочные моторы именно четырех лопастными винтами.

Что дает наличие еще одной лопасти:
Плюсы – меньшая скорость глиссирования (можно экономить топливо), устойчивая, мягкая работа на малом ходу особенно на скорости троллинга (4 – 7 км в час). Возможность при тех же оборотах что и с трех лопастным винтом, выводить на глиссер катер с большим грузом.

Минусы – меньшая максимальная скорость достигаемая катером по сравнению с трех лопастным винтом того же шага. (до 10% потеря скорости)

Правило — изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает (добавляет) у двигателя 250 – 300 оборотов в минуту.

Подбор винта дело очень индивидуальное. Желательно что бы двигатель был оборудован тахометром.

Поскольку мы имеем более чем пятилетний опыт продажи винтов, конечно, нам известны варианты оптимального подбора винтов для различных комплектаций катер – двигатель.

Наши менеджеры всегда готовы оказать помощь.

Как подобрать винт к лодочному мотору Suzuki?

Являясь владельцем судна с надежным мотором от Suzuki, надо знать о необходимости правильной его эксплуатации. Стоит научиться грамотному обращению с ним, уходу и правилам подбора комплектующих. При соблюдении таких условий, вы обеспечите себе безопасный выход на воду, а также стабильную работу двигателя в процессе эксплуатации.

Свойства и преимущества

Защитит от излишних перегрузок и обеспечит максимальную эффективность в работе точный подбор комплектующих деталей для мотора Сузуки. Гребной винт – главная деталь, выбрать которую стоит с учетом оптимальных показателей.

Для реализации мощности любого двигателя служат винты гребные с идеально подобранными параметрами. Уместно выбранный винт на Сузуки поможет улучшить следующие характеристики транспортного средства:

· предельные обороты, рекомендуемые производителем двигателя;

· выход на глиссирование.

Также оптимальные гребные винты для лодочных моторов Сузуки однозначно помогут:

· увеличить ресурс двигателя;

· в оптимизированной, менее шумной работе мотора, без резких и опасных перепадов нагрузки;

· в экономии топлива.

Разновидности

Главными параметрами, на которые следует опираться, чтобы выбрать необходимый винт на Сузуки, являются:

· шаг. Это расстояние, равное одному обороту винта. Здесь не берется в расчет процесс скольжения;

· общий диаметр детали;

· дисковое отношение. В расчете принимают участие площадь всех лопастей и площадь поверхности диска;

· численность лопастей. Больше распространены детали с тремя. Также часто используют гребные винты для лодочных моторов Сузуки с четырьмя штуками. Иные варианты фактически не применяются в повседневной жизни;

· материал, использованный при изготовлении детали;

· диаметр и устройство ступицы. Наличие или отсутствие у нее сменных частей. Варианты выхода выхлопа.

Варианты расчетов

Как же рассчитать какой именно подойдет винт на Сузуки 30? Какие характеристики гребневого винта идеально совместимы для полной эргономичности двигателя такой мощности? На помощь придут определенные расчеты, которые мы приведем ниже.

Можно пользоваться готовыми диаграммами Папмеля. Они сконструированы с учетом всех важных аспектов, чтобы прийти на помощь в таком важном вопросе.

Окончательно подобрать гребные винты для лодочных моторов Сузуки поможет метод с использованием тестового заезда судна. Для этого надо поочередно менять более подходящие варианты деталей с разницей в шаге и диаметре, учитывая:

· размещение самого судна;

· нахождение и курс в зоне ватерлинии;

· обороты и мощность двигателя марки Сузуки;

· работу мотора при полном открытии заслонки дроссельной.

Имея в наличии тахометр, можно отказаться от тестовых заездов. Шаг винта будет главной характеристикой. После прохождения обратки, надо добавить газ на полную и следить за показателями на тахометре. В инструкции к мотору внесены данные с максимальными оборотами, которые он может выдать при таких обстоятельствах. Необходимо сопоставить нормативные данные с фактическими показателями.

Если двигатель не докручивает – стоит убавить шаг, который дает ранее установленный винт на Сузуки 30. При перекручивании оборотов – добавить шаг.

Подбором шага, а также диаметра ищем нужный вариант винта. Существуют такие стандарты по вышеописанным характеристикам:

· при 0,5 дюймах получим 250 оборотов;

· 1 дюйм дает 500 оборотов.

Стоит также участь, что винт на Сузуки с большим шагом сгодится для легких и быстроходных видов суден. Меньший шаг, соответственно, подойдет для катеров и лодок с большим весом и тихоходных.

При расчете шага можно также взять за основу формулу H = 750V/n. Где значение V – наибольшая скорость, n – количество оборотов вала. Для расчета показателя n необходимо взять соотношение максимальной частоты вала коленчатого (по паспорту двигателя – об/мин.) к числу придаточного отношения (по паспорту к двигателю).

Читать еще:  Чем моют двигатель паром

Учитывая, что шаг и диаметр винта имеют взаимосвязь, существует возможность в пределах имеющегося шага выбрать 2-3 варианта винта по диаметру. Проще смотреть по мощность мотора. Если используется максимально разрешенная – стоит выбрать диаметр побольше. В случаях эксплуатации его со средними и минимальными показателями – диаметр может быть меньше.

Выбор производственного материала

Материал, из которого произведены гребные винты для лодочных моторов Сузуки, имеет не меньшее значение при выборе наилучшего варианта детали, чем иные факторы. Можно встретить следующие:

· винты из нержавеющей стали, имеющие идеальную отполированную поверхность, являются не просто отличным дизайнерским решением в оформлении. Присущая им прочность обеспечит более долговечную работу двигателю и продлит эксплуатацию детали;

· углеродистая сталь;

· приобретая на мотор Сузуки гребной винт в алюминиевом исполнении, можно рассчитывать на экономию средств во время приобретения. Это не говорит о значимой эффективности в работе двигателя, но для некоторых людей является значимым фактором, влияющим на выбор товара;

· пластиковые варианты.

Подбирая винт, исходя из своих предпочтений, стоит учитывать также место производства и оригинальность товара. Не лишним будет изучить образцы маркировки, которая штампуется на большинстве подлинных деталей. Наносится на лопасть или ступицу. Содержит информацию с указанием диаметра лопасти, шага винта. Может также указывать номер по каталогу, который будет иметь расшифровку на упаковке к товару.

Гребные винты для лодочных моторов Сузуки являются надежными в эксплуатации. Поэтому следует быть очень внимательными делая ответственный шаг в выборе комплектующих. Это положительно скажется на сроке эксплуатации.

Гребные винты для лодочных моторов Ямаха

Гребной винт для лодочного мотора – аксессуар, который поможет вам реализовать возможности двигателя на полную мощность. Такое приспособление способствует уменьшению шумности мотора, увеличивает ресурс двигателя, а также помогает экономить топливо. Из этой статьи вы узнаете как правильно выбрать гребной винт.

Для чего нужно подбирать гребной винт

Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет переключения передач, то есть передаточное число постоянно. Чтобы максимально эффективно реализовать мощность двигателя, нужно правильно подобрать гребной винт, то есть найти такие параметры, при которых достигается:

  • лучший выход на глиссирование;
  • максимальные обороты двигателя в пределах, установленных заводом – изготовителем;
  • максимальная скорость либо грузоподъёмность (в зависимости от требуемого результата).

Помимо очевидных показателей, оптимальный винт способствует:

  • экономии топлива;
  • увеличению ресурса мотора;
  • снижению шумности двигателя.

Как выбрать винт

Гребной винт на любом моторизированном плав-средстве – самая важная составляющая силовой установки. От его правильного выбора зависит приемистость, скорость, экономичность.
На рынке России представлены различные производители гребных винтов. Коротко об основных направлениях в производстве и отличиях продукции разных производителей. Большинство производителей моторов устанавливает винты собственного производства. Это понятно, потому как лучший способ преобразовать мощность мотора в эффективную скорость – проектирование и разработка гребного винта, соответствующего характеристикам самого мотора.

Нужно заметить, что все производители силовых установок (как подвесных моторов, так и стационарных двигателей с угловыми колонками) рекомендуют устанавливать оригинальные винты. Но мы то люди “себе на уме” и не собираемся просто так на слово верить каким-то дядям, которые, к сожалению, стараются не только продать нам винт, но при этом еще и заработать.

По поводу “хорошести” оригинальных винтов поговорим ниже, но тут нужно заметить, что устанавливая на свой мотор гребной винт с другим шагом, всегда удобнее устанавливать именно оригинальный винт, поскольку кроме шага винт имеет еще несколько важных характеристик, которые у разных производителей могут отличаться. В результате, заменив оригинальный винт на винт другого производителя с тем же шагом, вы можете не получить ожидаемый эффект (если установите, например, на мотор Yamaha винт Solas). Попытаемся разобраться, что намудрили производители гребных винтов, и зачем они вообще это сделали.

Разновидности гребных винтов

Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они различаются по:

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Композитные винты

Многим известны гребные винты Solas, Michigan. Менее известны композитные винты Компроп (неразборные четырехлопастные) и Пиранья (разборные трех- и четырехлопастные). Начнем с последних. Композитные (в народе – пластмассовые) винты отличаются коррозионостойкостью, полной неремонтопригодностью, низким КПД (толстый профиль лопасти – и с этим ничего здесь не поделаешь) и относительно невысокой ценой.

Вряд ли можно посоветовать покупать такие винты, если вы собираетесь эксплуатировать их сами (подарите их лучше врагу в красивой упаковке с блестящей ленточкой). Разница в цене быстро растает из-за повышенного расхода топлива и начнет незаметно “доить” ваш карман. Если вы богаты, не любите скорость, а может просто вам нравится пластмасса – это ваш выбор.

Винты Michigan

Каждый, кто ими интересовался, уже знает, что компания Michigan производит гребные винты уже более 100 лет. Руководство компании объявило это всем, напечатав новость на первой странице каталога на 2003 год. Мелочь, а приятно (если вы остановили свой выбор на винтах этой марки). Можно заявить друзьям, мол: “Истории моего винта – сто лет!”. Тем не менее, нужно отметить факт, что компания Michigan – крупнейший и авторитетнейший производитель. Опыта у них не отнять.

При производстве гребных винтов компания придерживается лучшей тактики – производит точные копии оригинальных винтов всех производителей (т.е., например, винт для мотора Yamaha 50 шагом на 13 имеет такие же геометрию и характеристики, как и оригинальный).

Кроме того, компания имеет собственные разработки и воплощает их в сериях винтов, имеющих те или иные плюсы. Это алюминиевые винты серии Michigan Match, сборные винты серии Vortex (алюминиевые трех- и четырехлопастные), нержавеющие винты серий Michigan Match, Apollo и Ballistic.

Алюминиевые и нержавеющие винты серии Michigan Match имеют обычные характеристики, соответствующие характеристикам винтов большинства производителей моторов. Серия Vortex – это алюминиевые винты, имеющие сборную конструкцию втулки, позволяющую устанавливать эти винты на моторы разных производителей. Серия Apollo – это вентилируемые (для редукторов 4.25 дюйма и больше, т.е. для моторов мощности от 90 лс) полированные винты повышенного качества (с ними можно рассчитывать на прирост скорости до 5 % и соответствующую экономию топлива).

Серия Ballistic имеет высокий КПД на больших скоростях и рекомендуется для установки на судах с большой энерговооруженностью (рассчитывайте на прирост скорости до 8% и, само собой, экономию топлива). Таким образом, среди плюсов винтов Michigan: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, 100% совпадение характеристик алюминиевых винтов с винтами оригинальных производителей, индивидуальный подход при проектировании винтов для конкретных моторов, большой опыт в производстве и, как следствие, – высокие качественные характеристики (обычно КПД или не ниже или выше, чем у конкурентов). Минус – алюминиевые винты окрашиваются без предварительного грунтования.

Читать еще:  Что такое торец в двигателе

Винты Power Tech

Гребные винты данной марки представлены производителем в очень широком диапазоне.
Особенно это касается нержавеющих винтов. Можно сказать, что Power Tech Propellers производит самый широкий спектр нержавеющих винтов в мире.

Есть винты со сборными ступицами, с различным количеством лопастей (большее кол-во лопастей может быть полезно при большой энерговооруженности), есть винты, используемые на двигателях, имеющих гидравлический «лифт» и меняющих угол атаки корпуса в зависимости от степени погружения винта, есть винты, улучшающие разгон, есть винты, снижающие путевой расход топлива. Т.е. винт подобрать можно для любых условий эксплуатации. А поскольку выбор очень большой, то и, как правило, всегда можно это сделать с положительным результатом.

Алюминиевые винты представлены несколькими сериями. Часть винтов является копиями винтов оригинальных производителей, а другая – универсальными под сборную втулку.

Винты Solas

Тактика компании проста – делать винты, которые можно приспособить для различных моторов (этот момент объяснить можно только стремлением удешевить производство). Геометрия винтов – собственная разработка компании Solas. Нельзя сказать, что характеристики гребных винтов плохи, с этим порядок. Но есть несколько минусов, часто напрочь отбивающих охоту использовать эти гребные винты. Первый – несоответствие характеристик винтов этой компании характеристикам винтов оригинальных производителей. Чаще всего это оборачивается падением скорости.

Избежать этого недостатка вам может помочь специалист (проведя тесты винтов различных производителей, измерив геометрию и узнав точные характеристики, специалисты компании East Marine могут грамотно аргументировать, в чем различие винтов, и посоветовать в выборе винта), но и его успех ограничен – чудес не бывает, универсальность не лучшее решение.

В результате, например, для мотора Ямаха 30 предлагается винт с диаметром ступицы на 11 (!) мм больше, чем диаметр редуктора. А это большое дополнительное сопротивление. Итак плюсы винтов Solas: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, хорошее качество окраски. Минус – универсальность.

Маркировка винтов

Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.

Обычно выглядит следующим образом:

11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.

Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.

Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:

13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, где цифра «3» – количество лопастей, RH или R – правое вращение.

Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:

  • Material: Stainless Steel
  • Pitch (шаг): 15
  • Blade (лопасти):
  • Diameter: 10
  • Engine (мотор): Yamaha

Расчет гребного винта

Существует множество программ для расчета параметров гребного винта глиссирующего судна. Некоторые из них способны справиться с поставленной задачей с приемлемой точностью, например, используя диаграммы Папмеля, однако окончательный подбор характеристик производится эмпирическим путём, то есть методом тестовых заездов.

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  1. Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  2. Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  3. Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97″. Округляем до 21″.

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Выбор оптимального винта

Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.

Тяжёлый винт. Двигатель не развивает полных оборотов, выход на глиссирование затруднен. Необходимо уменьшать шаг.

  • Скоростной винт. Максимальные обороты и скорость достигаются только с малой загрузкой и верхнем положении гидроподъёма («трима»).
  • Универсальный. С минимальной загрузкой мотор развивает максимальные обороты, с полной загрузкой позволяет выйти на глиссирование.
  • Грузовой винт. Позволяет легко выходить на глиссирование с полной загрузкой путём некоторой потери скорости, максимальные обороты достигаются уже со средней нагрузкой.
  • Слишком лёгкий винт. Лодка сильно недобирает в скорости, мотор превышает максимально допустимые обороты (т.н. «перекрут»), срабатывает ограничитель оборотов. В этом случае нужен винт с большим шагом.
  • Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.

    В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.

    Типы оригинальных гребных винтов Yamaha

    Компания предлагает следующие разновидности гребных винтов ямаха для лодочных моторов:

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector