Шестерня двигателя камаз схема
Устройство, работа системы смазки двигателя КАМАЗ-740.
Система смазки двигателя КамАЗ
Каталог и цены на двигатели КамАЗ
В двигателях автомобилей КамАЗ применена комбинированная система смазки, с «мокрым» картером. В зависимости от размещения и условий работы деталей масло подается либо под давлением, либо разбрызгиванием, либо самотеком. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, к остальным — разбрызгиванием и самотеком.
Различные комплектации двигателя могут отличаться формой картера масляного, расположением и глубиной копильника масла. Соответственно, масляный насос имеет различные маслозаборники. Двигатели могут оснащаться маслозаливной горловиной и указателем уровня масла расположенными в передней крышке или картере маховика.
Схема системы смазки КамАЗ
1 — насос масляный; 2 — клапан; 3 — фильтр; 4 — перепускной клапан; 5 — частично-поточный фильтроэлемент; 6 — водомасляный теплообменник; 7,8 и 9 — приборы контроля; 10 — форсунки охлаждения поршней; 11 — термоклапан; 12 — полнопоточный фильтроэлемент; 13 — картер масляный; 14 — клапан предохранительный.
Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, и далее к потребителям. В смазочную систему также включены клапан 2 системы, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 392…539 кПа (4,0…5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и температуре масла 80…95 °С, перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 147…216 кПа (1,5…2,2 кгс/см 2) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.
При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник. При температуре масла более 110 °С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой. Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации. Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра. Максимальная температура масла в системе смазки 120 °С.
Насос масляный
Насос масляный закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний носок коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52.
1 — крышка; 2 — корпус; 3 — шестерня ведущая; 4 — ведомое зубчатое колесо; 5 — шпонка; 6 — гайка; 7 — зубчатое колесо; 8 — ось; 9 — шплинт; 10 — пробка; 11,12 — пружины; 13 — клапан; 14 — шарик; 15 — шайбы регулировочные.
Зазор 0,15…0,35 мм в зацеплении зубчатых колес привода регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочной плоскостью насоса и блока цилиндров. Момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49…68,6 Н м (5…7 кгс м).
Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1, шестерни 3 и 7. В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11, отрегулированный на давление срабатывания 392 …439 кПа (4,0…4,5 кгс/см2). Также насос имеет предохранительный клапан выполненный в виде шарика 14 подпружиненного пружиной 12. Давление срабатывания клапана 931… 1127 кПа (9,5… 11,5 кгс/см2).
Фильтр масляный
Закреплен на правой стороне блока цилиндров. Состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.
1 — корпус фильтра; 2,3 — уплотнительные кольца; 4 — частично-поточный фильтрующий элемент; 5 — теплообменник; 6 — термосиловой датчик; 7 — прокладка; 8 — полнопоточный фильтрующий элемент; 9,11 — колпаки; 10 — упорная пружина; 15 — перепускной клапан; 16 — пружина перепускного клапана.
Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпако» в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.
В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника. Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей, при этом, составляет 40 мкм. Через частично-поточный фильтроэлемент 4 проходит 3 …5 л/мин, где удаляются примеси размерами более 5 мкм. Из частично-поточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.
Допускается применять только фильтроэлементы имеющие официальное положительное заключение ПАО «КАМАЗ» на поставку запасных частей.
ТЕРМОКЛАПАН включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня с термосиловым датчиком. При температуре ниже 95 °С поршень находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель. При достижении температуры масла 95…97 °С омывающего термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень. При температуре масла 110…112 °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник. При превышении температуры масла выше 120 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорится сигнальная лампочка.
Водомасляный теплообменник установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный. Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи — масло. Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.
Картер масляный крепиться к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления масляного картера согласно приложению А.
Система вентиляции картера открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник, в котором установлен завихритель. При работе двигателя картерные газы проходят через завихритель и получают винтовое движение. За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы и в маслоотделителе происходит разделение.
Каталог и цены на двигатели КамАЗ
Для разборки, сборки и проверки масляного насоса двигателя КамАЗ:
- слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;
- снимите всасывающую трубку 1 (рис. 98) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и трубку подводящую клапана системы смазывания;
- выверните болты крепления насоса 3, снимите масляный насос;
- снимите шестерню 4 масляного насоса съемником И80 1.02.000 (рис. 99), для этого болты 3 вверните до упора их в шестерню 5, винт 1 уприте в торец вала. Вращая рукоятку, вверните винт в траверсу до полного снятия шестерни;
- выверните болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и разберите его;
- замерьте радиальный и торцовый зазоры нагнетающей и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и нагнетающей секциях, между ведущим валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;
- при сборке масляного насоса не допускайте повторное использование отгибных шайб. После сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;
- испытайте масляный насос с использованием моторного масла М10Г2К при температуре 80… 85°С. При вращении вала с частотой 2750… 2800 мин-1 и разрежении на всасывании 11,99… 14,67 кПa (90… 110 мм рт. ст.) производительность нагнетающей секции должна быть не менее 82 l/мин (при давлении на выходе из насоса 343,2… 392,3 кПa (3,5… 4 кгс/см2) и радиаторной секции — не менее 27 l/мин (при давлении на выходе из насоса 686,5… 735,3 кПa (7… 7,5 кгс/см2);
- проверьте клапаны насоса на давление начала открытия, которое зафиксируйте по началу вытекания струи масла нз отверстия за клапаном. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия 834… 932 кПa (8,5… 9,5 кгс/см2) у предохранительных клапанов нагнетающей и радиаторной секции, 392… 441 кПa (4… 4,5 кгс/см2) — у клапана системы смазывания.
При несоответствии давления начала открытия клапанов требуемым величинам, замените пружины клапанов.
Рис. 98. Вид двигателя КамАЗ снизу со снятым масляным картером: 1 — трубка всасывающая; 2 — трубка подводящая клапана системы смазывания; 3 — насос масляный; 4 — шестерня ведомая привода масляного насоса
Рис. 99. Снятие ведомой шестерни привода масляного насоса съемником И801.02.000: 1 — винт; 2 — рукоятка; 3 — болт; 4 — траверса; 5 — шестерня
Для разборки, сборки и проверки работы центробежного фильтра:
- выверните болты и снимите фильтр с двигателя;
- отверните гайку крепления колпака фильтра и снимите колпак;
- поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстие ротора;
- отворачивая гайку крепления колпака ротора, снимите колпак и промойте его;
- отверните гайку крепления ротора на оси, снимите ротор, после чего снимите упорный подшипник.
Замерьте диаметры оси и втулок ротора, изношенные детали замените. Ротор заменяйте комплектно с колпаком.
При сборке фильтра упорный подшипник установите так, чтобы кольцо с большим внутренним диаметром было снизу. Метки на колпаке ротора и роторе совместите.
После сборки ротор фильтра должен вращаться на оси легко, без заеданий, частота вращения его должна быть не менее 5000мин-1 при перепаде давления в фильтре не более 490 кПa (5 кгс/см2) и давления на выходе до 98 кПa (1 кгс/см2);
- проверьте клапаны (фильтра на давление начала открытия, момент которого зафиксируйте по началу вытекания струи масла из отверстий за клапанами. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия 588… 637 кПa (6… 6,5 кгс/см2) — у перепускного клапана, 49… 69 кПa (0,5… 0,7 кгс/см2) у сливного клапана.
При других величинах давления начала открытия замените пружины клапанов.
Для разборки, сборки и проверки работы полнопоточного фильтра очистки масла:
- выверните сливные пробки на колпаках и слейте масло из фильтра; выверните болты крепления и снимите фильтр; снимите колпаки с фильтроэлементами; выверните резьбовые втулки на корпусе.
При наличии в корпусе трещин, сколов, сквозных раковин и других дефектов замените корпус;
- собранный фильтр проверьте на герметичность, для этого через впускное отверстие подведите воздух под давлением не менее 490 кПa (5 кгс/см2) и опустите фильтр в воду, температура которой должна быть не ниже 60 °С.
Если негерметичность в соединениях между колпаками и корпусом невозможно устранить подтяжкой болтов, замените прокладки колпаков;
- проверьте давление начала открытия перепускного клапана и срабатывания сигнализатора засоренности фильтра. Работу датчика светового сигнализатора проверяйте в электроцепи с напряжением: 12 и 24 В. Момент открытия клапана зафиксируйте по началу вытекания струи масла из отверстия за клапаном. Регулирование считается правильным (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление начала открытия клапана 245… 294 кПa (2,5… 3 кгс/см2), давление срабатывания сигнализатора (загорания контрольной лампочки) равно или меньше давления открытия перепускного клапана, но не ниже 196 кПa (2 кгс/см2). Если величина давления начала открытия не соответствует требуемой, замените пружину клапана.
Размеры деталей и допустимый износ, mm
Насос масляный | |
Диаметр шестерен нагнетающей и радиаторной секции | 42,850… 42,875 |
Допустимый диаметр шестерен | 42,8 |
Радиальный зазор между зубьями шестерен и стенкой корпуса | 0,063… 0,100 |
Допустимый радиальный зазор | 0,14 |
Высота шестерен нагнетающей секции | 34,915… 34,950 |
Допустимая высота шестерен нагнетающей секции | 34,9 |
Торцовый зазор между шестернями и корпусом в нагнетающей секции | 0,050… 0,124 |
Допустимый торцовый зазор в нагнетающей секции | 0,16 |
Высота шестерен радиаторной секции | 13,925… 13,955 |
Допустимая высота шестерен радиаторной секции | 13,91 |
Торцовый зазор между шестернями и корпусом в радиаторной секции | 0,045… 0,102 |
Допустимый торцовый зазор в радиаторной секции | 0,13 |
Окружной зазор в зацеплении зубьев шестерен | 0,085… 0,265 |
Диаметр опорных шеек ведущего вала | 15,988… 16,000 |
Допустимый диаметр ведущего вала | 15,98 |
Диаметр втулок в корпусе насоса под опорные шейки вала | 16,03… 16,06 |
Допустимый диаметр втулок | 16,07 |
Диаметр оси ведомых шестерен | 15,988… 16,000 |
Допустимый диаметр оси | 15,98 |
Диаметр втулки ведомых шестерен | 16,03… 16,06 |
Допустимый диаметр втулки ведомых шестерен | 16,08 |
Фильтр центробежный масляный | ||
Диаметр | Номинальный | Предельно допустимый |
оси ротора: | ||
верхней шейки | 14,967… 14,984 | 14,96 |
нижней шейки | 29,93 .. . 29,96 | 29,92 |
втулка ротора внутренний: | ||
верхней | 15,00… 15,019 | 15,03 |
нижней | 30,00… 30,023 | 30,04 |
Зазор между осью и втулкой ротора: | ||
верхней | 0,016… 0,052 | 0,07 |
нижней | 0,04… 0,093 | 0,12 |
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)
Механизм газораспределения КАМАЗ 740.10
На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним расположением распределительного вала.
· Блок шестерен КамАЗ
· Коромысла клапанов КамАЗ
· Пружины клапанов КамАЗ
· Распределительный вал КамАЗ
· Толкатели, штанга толкателя КамАЗ
Блок шестерен, расположенный на заднем торце блока двигателя, является приводом вала газораспределительного механизма, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля. Газораспределительный механизм приводится во вращение промежуточной шестерней 2, связанной с прямозубчатой шестерней 1, установленной с натягом на коленчатом валу. Блок промежуточных шестерен вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Ведомая шестерня 4 привода газораспределительного механизма установлена на шейку вала с натягом и находится в зацеплении с шестерней 5 привода топливного насоса. Сборка шестерен выполнена так, что метки находящихся в зацеплении шестерен (показано в кружочках) совмещены. Вал привода топливного насоса высокого давления — карданный, с, упругими элементами диафрагменного типа, компенсирующими несоосность установки вала топливного насоса и вала шестерни.
Рисунок 8. Блок распределительных шестерен КамАЗ: 1 — ведущая шестерня; 2 и 3 — промежуточные шестерни; 4 — шестерня распределительного вала; 5 — шестерня привода топливного насоса; 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 7 — шестерня привода компрессора.
С шестерней 5 находятся в зацеплении установленные на валах шестерни 7 и 6 приводов компрессора и насоса гидроусилителя руля.
Клапаныизготовлены из жаропрочной стали. Каждый цилиндр имеет один впускной 9 и один выпускной 6 клапаны. Конструктивно исполнение впускного и выпускного клапанов одинаковое. Стержень клапана перед установкой графитируют. Угол рабочей фаски клапанов 91°. Диаметр тарелки впускного клапана 51,5 мм, выпускного 46,5 мм; высота подъема клапанов 13,5 мм. Клапаны перемещаются в изготовленных из металлокерамики направляющих втулках 4. Для предотвращения попадания масла в цилиндр по зазору стержень — втулка на втулке впускного клапана установлена манжета 12.
Привод клапановсостоит из толкателей, штанг, коромысел. Клапаны при работе двигателя проворачиваются.
Рисунок 9. Головка цилиндров с впускным и выпускным клапанами КамАЗ: 1 — опорное кольцо; 2 — седло впускного клапана; 3 — седло выпускного клапана; 4, 5 и 14 — втулки; 6 — выпускной клапан; 7 — тарелка; 8 — сухарь; 9 — впускной клапан; 10 и 11 пружины; 12 — манжета с пружиной; 13 — шайба.
Коромысла клапановстальные, штампованные двуплечие рычаги, у которых отношение большего плеча к меньшему составляет 1,55. Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фиксатором. Подшипниками коромысел служат бронзовые втулки. Стойки коромысел фиксируют двумя штифтами и крепят на головке цилиндра двумя шпильками.
Рисунок 10. Коромысло клапана КамАЗ в сборе: 1 – регулировочный винт; 2 – гайка; 3 – коромысло; 4 – втулка.
Пружины клапановвинтовые (по две на каждый клапан) с различным направлением навивки. Диаметр проволоки: наружной пружины 4,8 мм, внутренней 3,5 мм. Предварительно устанавливаемое усилие пружин 36 кгс, суммарное рабочее — 83 кгс. Нижними концами пружины опираются через стальную шайбу 13 на головку блока, верхними — на тарелку 7 клапана. Тарелка в свою очередь опирается на стальную втулку 5, которая соединяется со стержнем клапана двумя конусными сухарями 8. Во время работы двигателя под действием вибрации клапан проворачивается относительно седла.
Распределительный валстальной; поверхностный слой кулачков цементирован, а опорные шейки подвергнуты термообработке ТВЧ. Он установлен в развале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные залитые антифрикционным сплавом втулки. Профиль кулачков безударный, неодинаковый для впускных и выпускных кулачков. На задний конец распределительного вала напрессована прямозубая шестерня 3. Распределительный вал приводится во вращение промежуточными шестернями, связанными с шестерней коленчатого вала. Шестерни имеют на торцах метки, которые используют при сборке для обеспечения заданных фаз газораспределения. Шестерни ,стальные, штампованные с термообработанными зубьями. Осевому перемещению вала препятствует корпус 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами.
Рисунок 11. Распределительный вал КамАЗ в сборе: 1 — распределительный вал; 2 — корпус подшипника; 3 — распределительная шестерня; 4 — шпонка.
Толкатели тарельчатого типа с цилиндрической направляющей частью, изготовлены из стали с последующей наплавкой на поверхность тарелки отбеленного чугуна.
Рисунок 12. Толкатель КамАЗ: 1 — наплавка.
Направляющие толкателей,изготовленные из серого чугуна, съемные, что обеспечивает технологичность и ремонтоспособность блока. На двигатель устанавливают четыре направляющих, в которых размещены четыре толкателя. Каждая направляющая зафиксирована двумя штифтами и прикреплена к блоку двигателя двумя болтами. Болты зафиксированы стопорными шайбами.
Штанги толкателей стальные, пустотелые, со вставными наконечниками 1 и 3.
Рисунок 13. Штанга толкателя КамАЗ: 1 – верхний наконечник; 2 – стержень; 3 – нижний наконечник.
Схема двигателя КамАЗ
В базовой комплектации общая схема КамАЗ 65115 предусматривает использование «заморского» двигателя Cammins 6ISBe. Среди преимуществ конкретно этого мотора повышенный крутящий момент, увеличенная мощность и изменения в системе подачи топлива. В отношении последнего следует отметить большую удобность и надежность в эксплуатации. Дело в том, что на таких двигателях ТНДВ как таковой отсутствует, вместо него используется система «Common Rail» механического типа.
В более позднем варианте используются тоже «Камминсы», но уже другой модели – L325. Подобная схема двигателя КамАЗ кроме уже упомянутых преимуществ отличается еще большей мощностью. Внутри Cammins L325 скрываются сразу 325 «лошадок», что очень неплохо для самосвала, считающегося одним из самых слабых. Правда подобная «слабость» целиком компенсируется удобностью в эксплуатации, в частности, максимальной маневренностью автомобиля, за что он даже получил прозвище «городской самосвал».
Противники импортных комплектующих часто указывают на трудности, связанные с ремонтом и обслуживанием такого двигателя. Плюс, схема двигателя КамАЗ 740 (а такие моторы тоже ставят на 4310-е) более проста, и это не недостаток, ведь они не менее надежны, но выигрывают в плане ремонтопригодности. К тому же, 740-е изначально задумывались, как «армейские» моторы, а это означает большую неприхотливость. Например, схема системы охлаждения двигателя КамАЗ сделана таким образом, что при утечке «штатного» антифриза можно временно восполнить объемы жидкости в системе, залив туда простую воду, устройство коробки КАМАЗ отличается простотой и высокой ремонтопригодностью .
Естественно, надолго в таком состоянии систему оставлять нельзя, но водитель получает неплохой зазор во времени, чтобы без последствий добраться до сервиса (гаража, стоянки) и там отремонтировать систему охлаждения. А еще, на таких «модифицированных» авто КамАЗ схема смазки двигателя более подходит для российских реалий, нежели та, по которой проводится смазка импортных моторов.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич
Устройство двигателя КАМАЗ
1 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
2 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
2 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
3 740.1009010 Картер масляный в сборе (сварка)
4 740.1009040 Прокладка картера масляного
5 740.1012010-01 Фильтр очистки масла в сборе
6 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
6 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
7 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
7 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
7 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
8 1/55419/21 Болт М12х1,25х130
9 1/55421/21 Болт М12х1,25х150
10 740.1012100-20 Прокладка корпуса масляного фильтра
11 740.1002010 Блок цилиндров в сборе
12 870884 Пробка КГ 1/8″ масляного канала
13 740.3904012 Табличка заводская двигателя
14 33.1111910 Гвоздь нарезной
15 870623 Шайба 17 регулировочная
16 740.1002053 Рым-болт
17 1/55416/21 Болт М12х1,25-6gх100
18 14.1703242 Кронштейн рычага
19 740.1002500 Трубка сливная в сборе
20 740.1002502 Трубка
21 740.1002501 Трубка сливная
22 1/60434/21 Болт М8-6gх20
23 870882 Пробка коническая транспортная КГ 3/8″
24 870625 Прокладка уплотнительная 28х34х2
25 870886 Пробка М28х1,5 сливная
1 1/59707/21 Болт М10х1,25-6gх25
2 870851 Шайба замковая 10
2 870851 Шайба замковая 10
3 740-1005544 Шайба
4 740.1005106 Болт М10х1,25-6gх26
5 740.1005534 Полумуфта отбора мощности
6 740.1005008 Вал коленчатый в сборе
7 740.1005170 Вкладыш подшипника коленвала верхний
7 740.1005170 Вкладыш подшипника коленвала верхний
8 740.1005184 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала верхнее
8 740.1005184 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала верхнее
9 740.1005127-10 Болт крепления маховика
10 740.1005115-10 Маховик в сборе
11 864709 Подшипник шариковый
12 740.1005183 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее
12 740.1005183 Полукольцо упорного подшипника коленчатого вала нижнее
13 740.1005171 Вкладыш подшипника коленвала нижний
13 740.1005171 Вкладыш подшипника коленвала нижний
1 740.1002011 Блок цилиндров в сборе
2 1/03389/26 Штифт цилиндрический 10х25
2 1/03389/26 Штифт цилиндрический 10х25
3 740.1002075 Штифт установочный 10х25
3 740.1002075 Штифт установочный 10х25
4 870882 Пробка коническая транспортная КГ 3/8″
5 740.1002523 Кольцо уплотнительное
6 740.1002524 Заглушка отверстия распределительного вала
7 262519 Пробка КГ 1/2″
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
8 1/60434/21 Болт М8-6gх20
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
10 740.1002404 Заглушка водяной полости
10 740.1002404 Заглушка водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
11 740.1002406 Прокладка заглушки водяной полости
12 870884 Пробка КГ 1/8″ масляного канала
13 740.1003035 Втулка с уплотнительными кольцами в сборе
13 740.1003035 Втулка с уплотнительными кольцами в сборе
14 1/45172/23 Штифт цилиндрический 14х25
14 1/45172/23 Штифт цилиндрический 14х25
15 740.1014506 Угольник сапуна
16 740.1014494 Кольцо уплотнительное
17 740.1014504 Угольник сапуна в сборе
18 Пробка КГ 1/4″ Пробка КГ 1/4″
19 740.1002084 Заглушка водяной полости
20 740.1002080 Заглушка водяной полости в сборе
20 740.1002080 Заглушка водяной полости в сборе
21 870771 Штифт цилиндрический 8х16
22 853829 Заглушка чашечная 20
23 740.1003040 Кольцо уплотнительное
23 740.1003040 Кольцо уплотнительное
24 740.1003037 Втулка
25 740.1002024 Кольцо уплотнительное гильзы
26 740.1002031 Кольцо уплотнительное гильзы верхнее
27 740.1002021 Гильза цилиндра
Устройство и ремонт КПП КАМАЗ с делителем
Коробка переключения передач — один из ключевых узлов автомобиля. Она выполняет две функции: изменение крутящего момента двигателя и передача его на ведущие мосты. Дорожные условия и загрузка грузовых автомобилей ежедневно меняются. Поэтому здесь особенно важна возможность регулировки тяговых и скоростных характеристик. КПП КАМАЗ с делителем повышает диапазон настроек режима и обеспечивает максимальную эффективность использования двигателя.
Устройство КПП КАМАЗ
Коробки переключения передач, которыми оснащены автомобили КАМАЗ, принципиально ничем не отличаются от аналогичных агрегатов других тягачей. Однако они не взаимозаменяемы и имеют определенные особенности конструкции.
Наиболее распространены два варианта КПП КАМАЗ — 14-я (141, 142, 144) и 15-я (152, 154) модели.
В картере обеих коробок установлены сразу три вала:
- ведущий;
- промежуточный;
- ведомый.
Как любые современные механические КПП они оснащены синхронизаторами и имеют шестеренчатую передачу. Шестерни задней передачи устанавливаются в отдельном блоке. Механизм изменения скоростей расположен в обособленном блоке, который находится в верхней части коробки.
Устройство делителя КПП КАМАЗ
Делитель — механизм, понижающий передаточное отношение коробки переключения передач.
В его конструкцию входят такие компоненты:
- блокирующие кольца синхронизатора, установленные с двух сторон;
- муфта с зубчиками, синхронизирующая вращение элементов;
- две шестерни;
- два вала;
- корпус;
- вилка переключения скоростей;
- рычаг;
- вилочный валик.
Для уменьшения износа и увеличения срока службы детали работают в масляной среде.
Если вы собрались самостоятельно выполнить ремонт КПП КАМАЗ с делителем, схема устройства должна быть хорошо изучена и находиться под рукой.
Схема КПП КАМАЗ с делителем
1 | Гайка М12х1,25-6Н | 28 | Шайба 8 пружинная |
2 | Шайба замковая 12,3 | 29 | Крышка люка картера делителя передач |
3 | Крышка переднего подшипника промежуточного вала | 30 | Шпилька картера М16х1,5х22х45 |
4 | Шайба замковая 10 | 31 | Шайба 16 пружинная |
5 | Болт М10х1,25-6gх30 | 32 | Гайка М16х1,5-6Н |
6 | Крышка подшипника первичного вала в сборе | 33 | Синхронизатор делителя передач в сборе |
7 | Прокладка крышки первичного вала | 34 | Прокладка картера делителя передач |
8 | Прокладка регулировочная | 35 | Вал промежуточный делителя передач в сборе |
9 | Прокладка регулировочная | 36 | Гнездо заднего подшипника промежуточного вала |
10 | Вал первичный делителя передач в сборе | 37 | Винт М6-6gх16 |
11 | Гайка специальная М52х2-Л-6Н | 38 | Подшипник роликовый |
12 | Кольцо маслонагнетающее первичного вала | 39 | Крышка картера сцепления верхняя |
13 | Штифт 4х12 | 40 | Вал промежуточный делителя передач |
14 | Подшипник роликовый радиальный с длинными цилиндрическими роликами двухрядный без колец | 41 | Шестерня промежуточного вала |
15 | Кольцо стопорное | 42 | Делитель передач с управлением в сборе |
16 | Подшипник шариковый радиальный однорядный ГОСТ 520-89 | 43 | Штифт 12х35 |
17 | Вал первичный делителя передач | 44 | Шпилька М16х1,5х22х35 |
18 | Шпонка призматическая 6х8х13 | 45 | Подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце |
19 | Втулка заднего подшипника первичного вала | 46 | Кольцо упорное переднего подшипника |
20 | Шестерня первичного вала делителя передач в сборе | 47 | Шайба упорная |
21 | Пробка сливная с магнитом в сборе | 48 | Шпилька М12х1,25х18х30 |
22 | Картер делителя передач со втулками в сборе | 49 | Планка стопорная |
23 | Масленка КГ/8″ 45 (45916751064) | 50 | Болт М12х1,25-6gх30 |
24 | Рым-болт | 51 | Прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала |
25 | Заглушка 28 | 52 | Кольцо уплотнительное крышки подшипника |
26 | Прокладка | 53 | Крышка смотрового люка сцепления нижняя |
27 | Болт М8-6gх16 | 54 | Крышка картера сцепления |
Ремонт делителя КПП КАМАЗ
Ремонтные работы включают четыре этапа:
- разборка агрегата;
- дефектовка деталей;
- замена изношенных элементов;
- сборка коробки передач.
Чтобы выполнить ремонт коробки передач с делителем, нужно проделать такие операции:
- снять воздушный переключатель;
- расстопорить и выкрутить болты крепления;
- извлечь валик;
- демонтировать вилку переключения скоростей;
- снять синхронизатор;
- демонтировать вал и вилку выжимного механизма;
- открутить крепежные элементы, удерживающие на первичном валу крышку заднего подшипника;
- снять крышку;
- демонтировать задний подшипник и вал (для этого придется совместить зубчики на ведущей шестерне и валу);
- снять крышку подшипника, используя резьбовые отверстия, выполненные в промежуточном валу;
- раскрутить и расстопорить элементы крепления;
- демонтировать опорную роликовую шайбу;
- открутить болты стакана, закрывающего роликовый подшипник;
- снять роликовый подшипник и стакан с ведомого вала;
- с помощью деревянного бруска выбить вал и извлечь подшипник из корпуса делителя.
Важно: нельзя выбивать вал молотком. Это повредит деталь и ее придется менять.
- зажать шлицевую часть первичного вала в тиски;
- открутить стяжную гайку;
- демонтировать с вала маслонагнетательную гайку;
- снять роликовый подшипник, втулку и ведущую шестерню.
Далее необходимо проверить и заменить изношенные детали, а затем собрать делитель. Для сборки нужно проделать операции в обратной последовательности.
Перед установкой делителя на машину нужно убедиться, что он собран правильно и валы свободно вращаются.
Последний этап ремонта — тест-драйв. Он позволяет проверить работоспособность делителя в режиме реальной эксплуатации. Это помогает выявить неисправности, которые не удалось устранить во время ремонта.