Шумит гидроусилитель на холодном двигателе
Гудит ГУР при повороте руля
Жужжащий или скрежещущий звук из-под капота с изменяющейся тональностью при повороте руля говорит о проблемах в гидроусилителе руля. Почему гудит ГУР, можно ли эксплуатировать авто с этой поломкой и также как исправить ситуацию? Об этом читайте ниже.
Причины шума
Есть пять причин, из-за которых гудит ГУР:
- Залита неподходящая жидкость. Масло в гидравлическом усилителе руля переносит давление от насоса к рейке, смазывает систему и отводит избыточное тепло от разогретых деталей. Если жидкость изначально не будет подходить для ГУРа вашего авто или выработается до предельного состояния, она не сможет эффективно выполнять эти функции. В масле появится пена. Увеличится трение между лопастями гидронасоса и его корпусом, что приведет к интенсивному разогреву и износу. Совокупность этих факторов и вызывает шум при работе гидроусилителя.
- В расширительном бачке недостаточно жидкости. Если уровень масла упадет ниже минимальной отметки, в систему периодически будет всасываться воздух, который и создаст гул.
- В системе есть подсос воздуха. В масло гидроусилителя добавлены противопенные присадки. Эти присадки предотвращают образование в жидкости мелкодисперсных пузырьков воздуха при нормальной работе ГУРа. Но если где-то есть систематический подсос воздуха, например, в контуре забора из расширительного бачка, то противопенные добавки не смогут с достаточной скоростью выгонять пузырьки. Воздух в жидкости при прокачке через насос и движении по магистралям с переменным давлением и вызывает шум.
- Критически изношен насос гидроусилителя. Гидронасос на большинстве автомобилей лопастного типа. Барабан с подпружиненными лопастями, утопленными в его пазы, вращается в корпусе со смещением относительно его оси и перекачивает жидкость из одной полости в другую. При критическом износе лопатки создают скрежет о поверхность корпуса. Усугубляет ситуацию вибрация вала ротора, вращающегося в выработанных подшипниках.
- Неисправен перепускной клапан гидронасоса. Если при повороте руля слышен гул гидроусилителя, особенно усиливающийся в крайних положениях, причина может заключаться в неисправном перепускном клапане. Насос ГУР создает давление около 10 атмосфер (в зависимости от модели). На это давление рассчитана и рейка. Ограничивает работу гидронасоса пружинный шариковый клапан. Если он заклинит – насос будет нагнетать давление в магистраль с характерным гулом до тех пор, пока не начнет проскальзывать приводной ремень. Это редкая и опасная неисправность, при которой могут повредиться сальники рейки.
Существует несколько причин неисправностей ГУРа
Если «на холодную» гудит гидроусилитель руля, но после прогрева шум исчезает, то, вероятнее всего, залита жидкость с повышенной низкотемпературной вязкостью или масло выработало свой ресурс.
Можно ли ездить при гудящем ГУРе
При гудящем ГУРе ездить можно, но нежелательно. Объясним почему. Рулевое колесо напрямую или через крестовину соединено с червячным валом, который одновременно является валом распределителя усилий в гидроусилителе. Червячный вал входит в зацепление со штоком рулевой рейки. На концах штока закреплены тяги. Они непосредственно воздействуют на поворотный кулак ступицы.
В этой кинематической цепи все связи жесткие. И ни одна из этих связей не разорвется, если ГУР будет плохо работать или даже полностью откажет. Единственное, что может случиться – руль станет более тугим. С другой стороны, гул в насосе гидроусилителя указывает на проблемы в системе. И если не принять мер, гидроусилитель откажет. Стоимость нового гидронасоса достигает 30 тысяч рублей.
Как исправить неполадки
Примерно в половине случаев гул в насосе гидроусилителя говорит о его износе. Узнать это наверняка без разборки и осмотра внутренних деталей невозможно. Поэтому существует алгоритм действий, который исключает более простые причины:
- Откройте пробку расширительного бачка. Проверьте уровень жидкости. В случае недостаточного уровня долейте масло до отметки Max. Обязательно узнайте, какая жидкость нужна для гидроусилителя вашего авто. После этого ищите утечку. В системе гидравлического усилителя чаще всего нарушается герметичность сальников рейки или вала насоса.
- Запустите двигатель. Обратите внимание, нет ли пузырьков в бачке при работе ГУРа. Обнаружили пузырьки – 5-10 раз выверните руль в крайнее положение. Эта процедура выгонит воздух из системы. Если на некоторое время посторонний звук станет тише или исчезнет – причина, скорее всего, кроется не в изношенном насосе, а в плохой рабочей жидкости или подсосе воздуха.
- Оцените состояние масла в расширительном бачке. Жидкости для гидроусилителя производители окрашивают в красный, желтый или зеленый цвет. Если масло потеряло прозрачность, в нем появились заметные инородные включения или оно стало черным – замените.
После вышеописанных процедур гул примерно в половине случаев затихает или исчезает полностью. В противном случае потребуется демонтаж гидронасоса, его переборка или его замена.
Продлят жизнь изношенному насосу ГУРа специальные присадки. Использовать добавки в масло гидроусилителя можно в том случае, если планируете замену гидронасоса, а не его переборку. Образованный на рабочих поверхностях слой металлокерамики усложнит или исключит ремонт. По анализу многочисленных отзывов автовладельцев, присадки действительно помогают устранить гул гидроусилителя, но не во всех случаях и на короткий срок.
Подведем итог. Шумный насос гидроусилителя не скажется на управляемости авто, а лишь вызовет дискомфорт от постороннего гула. Устранить причину громкой работы гидроусилителя без серьезных ремонтных операций в некоторых случаях можно заменой (доливкой) рабочей жидкости или устранением подсоса воздуха. Если это не поможет – потребуется замена или переборка насоса.
Можно ли самостоятельно устранить гул в ГУР?
Гидроусилитель руля существенно упрощает работу автомобилисту. С гидравликой рулевое колесо поворачивать намного легче, даже у стоящего авто. Но если раздается гул из насоса гидроусилителя, то возникают проблемы: от не весть откуда взявшегося шума хорошего ждать не стоит, и вероятнее всего, придется делать ремонт. Источник гула бывает разный, сам же вой бывает как постоянным, так и периодическим. Все зависит от положения рулевого колеса. Отчего же возникает гул, и можно ли эту проблему устранить без ремонта?
Почему шумит ГУР. Каковы причины?
Гидроусилитель на машине ставился еще во времена СССР. Вначале гидравликой оснащался МАЗ. Первой же «легковушкой» в нашей стране, оборудованный ГУР, стал ЗИЛ-111 выпуска 1958 г. коли ранее на легковых автомобилях ставился червячный редуктор, то сегодня практически все машины оснащаются рулевым приводом типа «шестерня — рейка», и вся гидравлика герметична. Кроме рейки, в рулевом механизме есть:
— трубки из металла и шланги из резины;
Насос гидроусилителя приводится в действие ремнем от агрегата, создавая необходимое давление. Ограничивает высший предел давления располагающийся в насосе гидравлический дроссель. Система заполняется специальным жидким составом. На некоторых марках автомашин используется трансмиссионное масло для коробки-автомат.
Шум в ГУР может появиться если:
— происходит утечка жидкости и ее в системе очень мало;
— вышла из строя рулевая рейка;
— в систему попал воздух;
— произошел износ насос гидроусилителя;
— ослаб приводной ремень;
— использовалась некачественная жидкость.
Гул в ГУР допустим при полном повороте руля. При вывернутых колесах в гидросистеме поднимается высокое давление, и слишком долго держать вывернутым до самого конца рулевое колесо не рекомендуется, ибо насос запросто может сгореть.
ГУР шумит на холодной машине
Часто автомобилистам приходится наблюдать такое – гидроусилитель гудит на холодную в момент запуска мотора, и чем холоднее, тем сильнее слышен шум. Вой иногда продолжается 20 секунд до пяти минут, а потом посторонние шумы стихают. Причину происходящего объяснить невозможно, так что каждый из случаев должен быть рассмотрен в индивидуальном порядке. Самые возможные причины данного явления:
— жидкость плохого качества густеет на холоде;
— недостаточно жидкости в самой системе;
— гул издает не насос ГУР, а подшипник водяной помпы.
В гидравлике используются различные виды жидкостей, которые отличаются по вязкости.
Гидравлика шумит при вращении рулевого колеса
Она может гудеть при вращении руля. Но когда автомашина едет прямо, шума не слышно. Аналогичное происходит и тогда, когда авто стоит:
— если руль неподвижен работу ГУР не слышно;
— при повороте руля слышен вой.
Причин появления посторонних шумов несколько:
— в систему попал воздух;
— необходим ремонта или замена помпы;
— вышел из строя рулевой механизм.
Если жидкости недостаточно, шум руля пропадает, но само рулевое колесо тяжелеет и стает неповоротливым. Некоторые автомобилисты это оставляют бе внимания и дальше ездят на автомобиле. Это в конце концов приводит к износу рулевой рейки.
Нужна ли починка, если шумит ГУР?
Если гидравлика зашумела, а неисправность пока не обнаружена, то можно попытаться самому осуществить диагностику. Для этого нужно:
— поставить машину на ровное место;
— посмотреть не подтекает ли жидкость;
— убрать крышку расширительного бака и проверить уровень;
— посмотреть какого цвета жидкость;
— при поворачивании рулевого колеса следует убедиться, что в бачке нет воздуха.
Если же жидкость пропала, надо разобраться с причиной неполадки, а жидкость долить.
Как только жидкость будет долита, систему надо прокачать и выдавить весь воздух. Если этого не сделать гидроусилитель будет и дальше продолжать гудеть. Прокачивается гидравлика таким образом:
— нужно завести мотор и повращать несколько раз из стороны в сторону рулевым колесом;
— если жидкость уходит то ее нужно долить;
— после многократного вращения рулевого колеса следует убедиться, что вой прекратился, а в системе нет воздуха.
К большому сожалению, не всегда получается восстановить работоспособность рулевого управления. Если же гудение, как и прежде продолжается, причина здесь, скорей всего, в насосе гидроусилителя.
Смена жидкости в гидроусилителе руля
Каждому ТС рано или поздно необходим ремонт. ГУР тоже должен содержаться исправным. Дабы он подольше не беспокоил, в нем следует вовремя менять жидкость, которую, как правило, меняют дважды в год. Это выполняется, если:
жидкость стала темной или грязной;
авто еще новое, и не ясно, чем именно залит расширительный бачок;
Жидкость в нем поменять просто, для этого только нужно:
— заглушить силовой агрегат и открыть автомобильный капот;
— приподнять передок автомашины, дабы передние колеса вращались свободно;
— у бачка гидроусилителя открутить крышку;
— шприцем надо выкачать содержимое расширительного бачка;
— плоскогубцами разжать хомут, а потом сдернуть обратку;
— сделать заглушку и закрепить ее на штуцере;
— затем нужно промыть систему;
— убрать заглушку, поставить на место глушитель и закрепить его хомутом;
— заменить в системе жидкость;
— как только воздух прекратит выходить из расширительного бачка, дело можно сказать, сделано. Воздух нужно будет выгнать весь, поскольку после запуска мотора жидкость может покрыться пеной, а помпа ГУР загудеть.
Заводить агрегат в момент прокачивания воздуха не надо.
TCM-Club
Официальный форум TCM-Club (Toyota Ceres Marino Club)
- Вход
- Регистрация
- Ссылки
Текущее время: Вт сен 07, 2021 11:33 am
Загудел ГУР на холодную
- Автор
- Сообщение
Загудел ГУР на холодную
Сообщение MadSpeed » Вт дек 17, 2013 4:38 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение NeedAngel » Вт дек 17, 2013 4:40 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение васо » Вт дек 17, 2013 4:47 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение MadSpeed » Вт дек 17, 2013 4:56 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение васо » Вт дек 17, 2013 5:58 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение Эльфийский рыцарь » Вт дек 17, 2013 6:05 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение romariokm » Вт дек 17, 2013 7:27 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение Эльфийский рыцарь » Вт дек 17, 2013 7:50 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение NeedAngel » Вт дек 17, 2013 8:42 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение NeedAngel » Вт дек 17, 2013 8:43 pm
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение MadSpeed » Вт дек 17, 2013 9:03 pm
Ну естестно протёр на место поставил, посмотрел ещё раз на отметке hold почти максимуме.
Что на холодном что на горячем руль лёгкий ППЦ, мизинцем крутить можно. Нигде никогда не подклинивает. Разве ГУру помирать пора? В моём представление перед тем как помереть какие либо существенные симптомы в работе должны быть. А то что 15 секунд пожужжал потом прогрелся, всё норм. Конечно не всё в поряке, ну думается мне что проживёт ещё не один год. Скорее всего щуп немного врёт и жидкости там маловато, сёдня долил, завтра посмторю как заведётся.
Re: Загудел ГУР на холодную
Сообщение romariokm » Ср дек 18, 2013 5:10 am
Гур начал гудеть! что делать — сообщество «chevrolet niva» на drive2
Гидравлический усилитель рулевого управления значительно облегчает работу водителю, с гидравликой руль поворачивается легко, даже если машина стоит на месте. Но когда гудит насос гидроусилителя, начинаются проблемы: появившийся посторонний шум ничего хорошего не предвещает, и скорее всего, предстоит ремонт. Причины возникшего гула могут быть разными, и сам вой бывает не только постоянным, а порой возникает периодически, при определенных условиях, в разном положении руля. Откуда берется гул, можно ли его устранить самостоятельно и обойтись без ремонта – с этим и разберемся в данной статье.
Почему шумит гидроусилитель, основные причины
ГУР на автомобилях ставился еще в Советском Союзе, сначала гидравлика применялась на грузовиках МАЗ. Первый легковой авто в России, оборудованный гидроусилителем – представительский ЗИЛ-111, который выпускался с 1958 года. Если раньше на легковушках ставился редуктор червячного типа, то почти все современные авто оснащаются рулевым механизмом типа «рейка», вся гидравлическая система герметична. Кроме рейки, в рулевом управлении имеются:
- металлические трубки и резиновые шланги, по которым протекает жидкость;
- насос высокого давления;
- заливной бачок.
Насос ГУР приводится в движение от двигателя с помощью ремня, создает определенное давление, и для каждой модели авто оно может быть разным, но в среднем – от 80 до 150 Бар (от 8 до 15 Мпа). Ограничивает верхний порог давления редукционный клапан, находящийся в насосе, в систему заливается специальная жидкость, на некоторых моделях машин применяется трансмиссионное масло для АКПП.
Гул в гидроусилителе руля может возникать в следующих случаях:
- жидкость вытекает, и ее недостаточно в системе;
- неисправна рулевая рейка;
- система завоздушена;
- изношен насос ГУР, его необходимо менять;
- слабо натянут приводной ремень;
- залита жидкость, не соответствующая техническим условиям.
Гудение в рулевом управлении с гидравликой допустимо в крайних положениях руля, независимо от того, какой автомобиль – ВАЗ, Ауди или БМВ. Дело в том, что при вывернутых до упора колесах вправо или влево в гидравлической системе создается максимальное давление, и долго держать руль до конца повернутым не рекомендуется, может сгореть насос.
Гидроусилитель шумит на непрогретом автомобиле
Нередко автовладельцы замечают такое явление – ГУР шумит на холодную при запуске двигателя, и чем ниже температура, тем сильнее заметен вой. Гудение может продолжаться от 20-30 секунд до 5 минут, затем посторонние звуки исчезают. Почему подобное происходит, однозначно ответить нельзя, каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально. Наиболее вероятные причины такого явления:
- залита не слишком качественная жидкость, густеющая на морозе;
- возможно, жидкости в системе мало, нужно проверить ее уровень;
- гудит не насос гидроусилителя, а например, подшипник водяного насоса.
В гидроусилителях используются разные типы жидкостей, отличающиеся вязкостью, поэтому заливать необходимо то, что рекомендовано заводом-изготовителем. Например, для заправки и доливки ГУР Шевроле Круз рекомендован Dexron VI, еще допустимо применять масло для автоматических КПП типа ATF.
Гидроусилитель гудит при вращении руля
ГУР может выть при вращении руля, а когда машина движется прямо, гула не слышно. То же самое происходит, если автомобиль стоит на месте:
- при неподвижном состоянии руля гидроусилитель работает тихо;
- при повороте рулевого колеса раздается гудение.
Причин возникновения посторонних звуков здесь также несколько:
- жидкости мало (она течет), или ее необходимо менять;
- в системе появился воздух;
- насос требует ремонта или замены;
- неисправен рулевой механизм.
Когда жидкости совсем мало, или она полностью вытекла, гул рулевого управления пропадает, но рулевое колесо становится тяжелым, неповоротливым. Встречаются водители, которые не обращают на тугой руль внимания и продолжают дальше ездить на машине, но это ничем хорошим не заканчивается: начинают интенсивно изнашиваться детали рулевой рейки, и ее достаточно скоро приходится менять.
Необходим ли ремонт, если гудит ГУР
Если гидроусилитель зашумел, и причина неисправности еще не выявлена, можно попробовать самостоятельно провести диагностику. Для этого следует:
- установить автомобиль на сухое ровное место;
- запустить двигатель;
- произвести внешний осмотр на предмет подтекания жидкости;
- снять крышку заливного бачка ГУР и проверить в нем уровень;
- обратить внимание на цвет жидкости, не потемнела ли она;
- поворачивая руль, убедиться в том, что в бачке не появляются пузырьки воздуха (такую диагностику нужно делать вдвоем).
Если жидкость ушла, ее следует долить, но прежде нужно найти причину течи, устранить неполадку.
После доливки нужно обязательно прокачать систему, выгнать из нее воздух, иначе вой гидроусилителя будет продолжаться. Прокачивается ГУР просто, но такую работу выполнять также удобнее вдвоем. Поступаем следующим образом:
- один из участников запускает ДВС, вращает до упора руль вправо и влево несколько раз;
- другой смотрит, есть ли в бачке ГУР воздух, и уходит ли жидкость, при необходимости производит доливку;
- после 5-ти или 6-кратного вращения руля нужно убедиться в том, что гул прекратился, а система больше не воздушит;
- если дефект не устранен, стоит попробовать еще несколько раз выполнить данную процедуру.
К сожалению, восстановить нормальную работу рулевого управления удается не всегда, и если гудение продолжается, виноват здесь, вероятно, насос гидроусилителя. Обычно эту деталь меняют, а в автосервисах даже ремонтируют (существуют ремкомплекты), только ремонт далеко не всегда оправдан – какой будет результат, неизвестно. На многие модели автомобилей насос стоит недорого, тем более, если он неоригинальный. Например, насос ГУР Форд Фокус-1 может стоить примерно 60-80 долларов, не исключено, что восстановление узла обойдется не дешевле.
Замена жидкости в рулевом механизме
Любому транспортному средству периодически требуется ремонт и обслуживание, и рулевое управление также нужно поддерживать в исправном техническом состоянии. Чтобы гидроусилитель дольше работал, в механизме необходимо своевременно менять жидкость, обычно замена производится в два года один раз. Еще подобную работу выполняют, если:
- жидкость потемнела, в ней обнаружены грязь, различные примеси, или присутствует запах гари;
- машина куплена недавно, и неизвестно, что залито в бачок ГУР;
- загудел гидроусилитель, есть предположение, что после произведенной замены жидкости гул пропадет.
Жидкость в гидросистеме рулевого управления поменять несложно, работу выполняем в следующем порядке (на примере Хендай Гетц):
- глушим мотор, открываем капот;
- поддомкрачиваем переднюю часть машины, вывешиваем ее на козлах так, чтобы передние колеса могли вращаться свободно;
- у бачка ГУР отворачиваем крышку;
- подготавливаем емкость для отработки (пластиковую бутылку), берем шприц, выкачиваем с помощью его содержимое бачка;
- плоскогубцами разжимаем хомут, затем сдергиваем шланг обратки;
- делаем самодельную заглушку (ее можно изготовить из отрезка старого шланга и ненужной свечи), крепим это приспособление на штуцере;
- конец снятого патрубка с бачка гидроусилителя опускаем в пластиковую бутылку, и дальше работу нужно производить вдвоем – один человек держит емкость, второй вращает руль вправо и влево, ненадолго его задерживая в крайних положениях;
- жидкость из системы начнет выкачиваться в бутылку, из рулевого управления ее должно выйти примерно 0,5 л;
- затем можно промыть систему – наливаем в бачок около 0,2 л свежей жидкости, повторяем всю операцию заново;
- после промывки удаляем заглушку, ставим на место патрубок, закрепляем хомут;
- заправляем систему новой жидкостью, одновременно вращая рулем, также удерживая его несколько секунд в крайних положениях;
- после того как воздушные пузырьки перестанут выходить из бачка, операцию можно считать законченной. Воздух необходимо выгнать весь, иначе после запуска двигателя жидкость вспенится, а насос ГУР загудит.
Запускать двигатель при прокачивании воздуха не нужно, а новой жидкости следует залить столько, чтобы она была на уровне между метками MIN и MAX. Обычно для заправки с учетом промывки на автомобиле Hyundai Getz требуется не более 1 л жидкости, по окончании проведенной операции опускаем передние колеса на место, а после запуска двигателя производим доливку системы, если это потребуется.
Почему холодный ГУР работает нормально, а когда прогреется, руль тяжело крутить
«Пока автомобиль холодный, гидроусилитель работает нормально, но как только масло прогревается, руль тяжело крутить на холостых оборотах. Если добавляешь обороты двигателя — все нормально. Уровень масла в бачке ГУР в норме, но масло темного цвета, с небольшим запахом гари. Можно ли обойтись банальной заменой масла, или проблема в чем-то другом? Автомобиль Citroёn C8, 2005 г.в., 2.2. НDi. В книге по ремонту кроме насоса гидроусилителя идет речь еще о каком-то электронасосе гидроусилителя».
Похоже, что просто заменой масла обойтись не удастся, а чтобы понять почему, надо представлять, как работает гидроусилитель.
![]() |
Силовой цилиндр ГУР встроен прямо в рулевую рейку. На штоке рейки помимо зубьев, находящихся в зацеплении с червяком рулевого вала, предусмотрен поршень, и в зависимости от того, в какую сторону водитель поворачивает руль, в правую или левую от поршня полость подается масло и давлением на поршень помогает передним колесам повернуться куда надо.
![]() |
Давление создает насос. Он приводится от двигателя, его производительность зависит от частоты вращения коленчатого вала. Однако пока насос не изношен, он будет создавать необходимое давление независимо от оборотов двигателя и температуры масла. Обратная ситуация указывает на то, что насосу может понадобиться замена.
![]() |
В насосе изнашивается поверхность рабочей камеры в корпусе, контактирующие с этой поверхностью грани лопаток ротора, торцевые поверхности лопаток, ротора и контактирующие с ними поверхности крышек насоса. Потемнение масла как раз и означает, что в нем появились продукты износа указанных деталей. Специалисты по ремонту ГУР в таких случаях говорят, что насос погнал стружку. Пока масло холодное, оно остается вязким, из-за чего хуже просачивается через появившиеся в насосе зазоры, насос давление создает. Но как только масло прогрелось и стало жидким, насос начинает перепускать масло внутри себя, производительность падает, что сказывается в первую очередь в режимах, когда производительность и без того невелика, то есть при работе двигателя на холостых оборотах. Добавили обороты — дело улучшилось.
Однако долго так продолжаться не может. Жидкость, заправленную в ГУР, неслучайно называют маслом. Смазывать все трущиеся детали ГУР — тоже ее назначение, но какая же это смазка, если в ней столько механических включений, что она потемнела.
![]() |
Кроме того, есть другие узлы, готовые внести свою лепту в ухудшение работы ГУР. В рулевой рейке имеется золотниковое устройство, направляющее поток жидкости в ту или иную полость силового цилиндра в зависимости от того, куда водитель поворачивает руль.
![]() |
Если изношены пластиковые уплотнения, золотник работает корректно, лишь пока масло не перепускается через эти уплотнения. Это возможно опять-таки тогда, когда масло холодное и густое, но как только оно прогрелось, начинаются проблемы. Есть подобное уплотнение и на поршне штока рейки. Вероятность его износа и перепускания масла между полостями силового цилиндра тоже не исключена.