5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем отличие бензинового двигателя от газового

Газовый двигатель

Газовый двигатель работает по тепловому циклу Отто, когда теплота подводится к рабочему телу при постоянном объёме. Отличие от бензиновых двигателей, работающих по этому циклу — более высокая степень сжатия (около 17-ти). Объясняется это тем, что используемые газы имеют более высокое октановое число, чем бензин.

В 1930-е—1940-е годы в связи с нехваткой бензина широкое распространение получили газогенераторные автомобили. На автомобиль устанавливался Газогенератор, из древесных чурок производился генераторный газ. В связи с низкой калорийностью газа (состав: окись углерода и водород) эти типы двигателей ушли в прошлое.

Как правило, газовые двигатели редко выпускаются серийно, за исключением применения их для специализированных задач в науке и технике.

Для работы на транспорте используются газовые двигатели, переоборудованные из традиционных бензиновых, а с недавнего времени — после развития в Европе соответствующих технологий — и из традиционных дизельных.

По причине более высокой степени сжатия дизельные двигатели более полно раскрывают потенциал газового двигателя по сравнению с бензиновыми «собратьями». Однако, переоборудование дизелей под использование газа имеет свои особенности. По причине того, что газ не воспламеняется, подобно дизельному топливу, при увеличении давления в цилиндре на такте сжатия, необходимо дооборудование дизелей системой зажигания (подобно бензиновым вариантам), либо использование в топливо-воздушной смеси части дизельного топлива в виде т. н. «запальной дозы» (от 30 до 50 % от всего количества топлива). В остальном, применение газа на дизельных двигателях все больше приобретает популярность, и обещает в ближайшие годы получить широкое распространение, как в виде газовых двигателей в «чистом виде», так и в универсальных газодизелях.

В целом, переоборудование двигателей внутреннего сгорания на транспорте под газовый двигатель существенно экономит средства их владельцам по причине более низкой отпускной цены на такой вид топлива.

Устройство и принцип работы газобалонного автомобиля

На автомобиле сжиженная пропан—бутановая смесь находится в стальных цельнотянутых (без сварных швов) баллонах, установленных на раме, под полом салона автобуса или в багажнике легкового автомобиля. Сжиженный газ находится в баллоне под давлением 16 атмосфер (балон рассчитан на максимальное давление 25 атмосфер).

Баллоны для сжиженного газа имеют унифицированный заправочный вентиль, предохранительный клапан (стравливает газ при высоком давлении, например при перегреве баллона), также имеется пробка из легкоплавкого сплава (не допустить взрыва баллона при пожаре, сбросить газ в атмосферу, чтобы он просто сгорел) вентиль контроля наполнения (баллон заполняется жидкой фазой только на 90 %, 10 % должна составлять паровая подушка) и два расходных вентиля — отбор в двигатель паровой фазы при запуске холодного двигателя и отбор жидкого топлива на прогретом двигателе. В баллоне установлен датчик уровня, устроенный аналогично датчику уровня в бензобаке (поплавок на рычаге и переменный резистор).

Баллоны для сжатого природного газа находятся на раме, под полом салона автобуса или на его крыше (на легковых автомобилях сжатый газ не применяется — очень мало места для громоздких и тяжёлых баллонов). Сжатый метан находится под давлением до 150 атмосфер. Несколько баллонов объединены в общую магистраль, имеется общий заправочный вентиль, каждый баллон также имеет собственный вентиль.

Газ из общей магистрали поступает в испаритель (подогреватель) — теплообменник, включен в систему жидкостного охлаждения, после прогрева двигателя газ подогревается (сжиженный газ испаряется) до температуры ≈75 °C. Далее газ проходит через магистральный фильтр.

Затем газ поступает в двухступенчатый газовый редуктор, где его давление снижается до рабочего.

Далее, газ поступает в смеситель (или в карбюратор-смеситель или в смесительную проставку под штатным карбюратором, определяется конструкцией топливной аппаратуры). Смесители устроены аналогично карбюраторам, имеют дроссельную и воздушную заслонку, систему холостого хода, систему работы на полной мощности и др.

Двигатели разделяются на:

  • специальные (или модифицированные), предназначенные только для работы на газе, бензин используется краткосрочно при неисправности газовой аппаратуры, когда нет возможности произвести ремонт на месте;
  • универсальные, рассчитанные на длительную работу как на газе, так и на бензине.

Бензобак и топливный насос на автомобилях с газовыми двигателями сохраняются.

В холодное время года запуск двигателя, работающего на сжиженном газе производится путём отбора паровой фазы, после прогрева испарителя происходит переключение на жидкую фазу.

Жми на газ

Как в России развиваются силовые установки на альтернативном топливе

Последние несколько лет в России и за рубежом все большей популярностью пользуются автономные электростанции с газопоршневыми двигателями. Такие установки просты в обслуживании и расходуют меньше топлива, чем традиционные дизельные агрегаты. Кроме того, на основе газопоршневого двигателя можно собрать комбинированную станцию, одновременно вырабатывающую тепло и электричество. О том, чем газопоршневая установка отличается от бензинового или дизельного двигателя и можно ли ее поставить на обыкновенный автомобиль, мы поговорили с разработчиками из «Трансмашхолдинга», генерального партнера фестиваля «Политех 360». На наши вопросы отвечали Александр Терехин — руководитель управления по развитию дизелестроения АО «Трансмашхолдинг» и Игорь Овчинников — руководитель проектов по развитию дизелестроения АО «Трансмашхолдинг».

N + 1: В составе каких установок используются газопоршневые двигатели и зачем?

Газопоршневые двигатели используются в силовых установках практически всех применений: стационарные двигатель-генераторы и электростанции, локомотивные, автомобильные, транспортно-технологические (для тракторов, карьерной техники) и другие.

Запасы природного газа в нашей стране и в мире существенно превышают запасы жидкого углеводородного топлива всех видов. Естественно, и стоимость газового топлива существенно ниже, чем у жидкого углеводородного. В нашей стране многие поколения смогут пользоваться этим видом топлива.

На чем работают такие двигатели?

Для них используется газовое топливо двух видов. Во-первых, это природный газ (в нем большая часть метана), который мы сжигаем, в частности, у себя на кухне. И, во-вторых, нефтяной газ, получаемый при переработке нефти (в нем большая часть пропана и бутана). Именно последний в сжиженном состоянии в большей степени используется в качестве моторного топлива для автомобилей или в баллонах для газовых дачных плит.

Читать еще:  Что экономичней дизельный двигатель или бензиновый двигатель

Промышленные двигатели, двигатели грузовых автомобилей и автобусов по большей части используют природный сжатый или сжиженный газ. В последнее время появились предложения по переоборудованию легковых автомобилей для использования природного газа.

А чем вообще такой двигатель отличается от двигателя внутреннего сгорания?

Газопоршневой двигатель — тот же двигатель внутреннего сгорания, но с некоторыми конструктивными особенностями, касающимися применения другого вида топлива.

В первую очередь, на конечном изделии (автомобиле, тепловозе и прочем) должны быть смонтированы система хранения газа и газовое оборудование для изменения параметров газа (давление, температура) и подачи его к двигателю.

Изменения в самом двигателе можно разделить на две части. Те, что относятся к первой из них, носят конструктивный характер и касаются изменения степени сжатия, конструкции деталей цилиндро-поршневой группы, настроек воздухоснабжения и турбокомпрессора и других элементов. Вторые связаны с оборудованием двигателя устройствами подачи газа во впускной коллектор или камеру сгорания.

Можно ли поставить газопоршневой двигатель на обычный автомобиль?

Можно. Многие ставят и с успехом ездят. Такие решения используются в автомобилях, тракторах, на локомотивах, коммерческих судах малого дедвейта и других транспортных средствах.

Трансмашхолдинг и газовые двигатели

В 2013 году на заводе Трансмашхолдинга в Брянске был выпущен маневровый тепловоз ТЭМ19. Это первый в мире тепловоз, чей поршневой двигатель работает на природном газе, автономный запас которого хранится в жидком виде, в криогенной емкости.

В настоящее время ТМХ приступил к проекту создания нового газового маневрового тепловоза ТЭМ29 повышенной мощности. В основу его конструкции будет заложен принцип модульности основного оборудования. Он нацелен на снижение затрат привлекаемых ресурсов при проведении технического обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации благодаря использованию агрегатированного ремонта.

На своем предприятии в Коломне ТМХ реализует ряд проектов с использованием альтернативных видов топлива, осваивает производство принципиально нового вида продукции — газовых моторов, предназначенных для выработки электрической и тепловой энергии в электростанциях базового, резервного и аварийного назначения.

В настоящее время на Коломенском заводе в стадии создания находится газовый двигатель-генератор 9ГМГ для маневрового тепловоза ТЭМ29.

Двигатели, создаваемые на Коломенском заводе ТМХ, будут использовать в качестве основного топлива дизельное топливо, природный топливный или нефтяной попутный газ, а также сырую нефть в мощностном диапазоне от 1000 до 3500 киловатт.

ТМХ также намерен разработать газовые модификации новых дизелей, созданных при реализации подпрограммы развития дизелестроения ФЦП «Национальная технологическая база».

А почему эти двигатели не используются повсеместно?

Просто исторически сложилось так, что в качестве моторного топлива в основном используются разные виды жидкого углеводородного топлива. Под них создана широкая инфраструктура. Соответственно, для расширения использования газа необходимо расширить инфраструктуру, связанную с его доставкой к месту заправки и, в конечном итоге, к месту сжигания. Этим сейчас активно занимаются.

На настоящий момент наиболее перспективным для эксплуатации локомотивов, работающих на газомоторном топливе, является неэлектрифицированный северный полигон Свердловской железной дороги. В этом регионе имеются все необходимые условия: равнинный профиль, большие объемы грузов, наличие дешевого природного газа, а также производственные мощности, на базе которых можно развернуть производство сжиженного природного газа.

Вообще же применение газа в качестве моторного топлива на всех видах транспорта и создание отечественной газовой транспортной и стационарной техники имеют сегодня большое значение для обновления парка подвижного состава, который должен отвечать международным стандартам безопасности, экологичности и надежности.

По какой причине их часто используют в составе небольших электростанций?

Это выгодно и экономично. Важными вопросами для владельца станции являются расход топлива и эксплуатационные затраты. У газопоршневой установки удельный расход топлива на выработанный киловатт в час при любом нагрузочном режиме меньше, чем у газотурбинной. Это объясняется тем, что КПД поршневых машин составляет 36-45 процентов, а у турбин — лишь 25-34 процентов.

Основное преимущество газопоршневых двигателей перед дизельными — более дешевое топливо. Даже при использовании в качестве резервного топлива газовой смеси пропан-бутан стоимость единицы электрической энергии, произведенной на газопоршневой установке, в 1,3 раза меньше, чем на дизельной.

Для эксплуатации и технического обслуживания газопоршневого агрегата, в отличие от газотурбинного, не требуются высококвалифицированные инженерные кадры. Регламентное обслуживание, промежуточные и капитальные ремонты газопоршневого двигателя могут быть проведены на месте эксплуатации без перемещения агрегата на площадку завода-изготовителя или специализированного предприятия.

Чем обусловлен рост популярности газопоршневых установок в последнее время, при том что сама технология существует уже давно?

Анализ рынка потребителей электрической и тепловой энергии выявил, что около 30 процентов потребителей не нуждаются в десятках и сотнях мегаватт мощности и, следовательно, в обязательном централизованном энергоснабжении, общие потери которого при транспортировке по сетям до потребителя составляют до 25–30 процентов.

Кроме того, пользователей не устраивает высокая цена на подключение к централизованным сетям, и вообще либерализация энергетического рынка в России привела к кризису в эксплуатации крупных систем централизованного энергоснабжения.

Газопоршневые же технологии хорошо подходят для малой энергетики, очень эффективно реализуют концепции «экономной» энергетики с минимальными потерями вырабатываемой тепловой и электрической энергии. Локальные автономные децентрализованные источники комбинированного производства электроэнергии и тепла на базе газопоршневых установок обладают высоким КПД, полностью независимы от региональных энергосетей, а следовательно, и от роста тарифов, надежны, не требуют затрат для строительства подводящих и распределительных сетей.

Читать еще:  Чем опасно перегрев двигателя

Газопоршневые двигатели возможно объединять последовательно. Что дает такое объединение по сравнению с раздельным использованием установок?

Объединять в «батареи» можно не только газопоршневые двигатели, но и дизельные. Все зависит от особенностей и требований к стационарной электростанции. В частности, очень часто отдельные модули можно доставить к месту монтажа и эксплуатации только вертолетом. Но есть специальные электростанции, основным требованием к которым является максимально возможная мощность в одном агрегате.

Беседовал Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Виды двигателей внутреннего сгорания

Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания был изобретён ещё 5 веков назад, легендарным инженером и конструктором Леонардо да Винчи. Но, после первого чертежа потребовалось ещё 300 лет, чтобы были созданы первые прототипы, которые могли полноценно работать.

Виды двигателей

Первый полноценный прототип двигателя внутреннего сгорания был сконструирован в далёком 1806 году, который принадлежал братьям Ньепсье. После этого важного исторического факта было недолгое затишье.

Но, в конце 19 века три легендарным немца положили старт автомобилестроению — Николас Отто, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. После этого двигатели внутреннего сгорания получили много модификаций и вариантов, которые используются по сегодняшний день.

Рассмотрим, какие существуют виды автомобильных ДВС, а также укажем типы двигателей:

  • Паровая машина
  • Бензиновый двигатель
  • Карбюраторная система впрыска
  • Инжектор
  • Дизельные двигатели
  • Газовый двигатель
  • Электрические моторы
  • Роторно-поршневые ДВС

Паровая машина

Первым представителем полноценного двигателя внутреннего сгорания следует считать паровую машину, которая устанавливалась на все транспортные средства 19 века, до момента изобретения остальных видов моторов.

На то время паровыми движками оснащались паровозы, автомобили и даже примитивные трёхколёсные самоходные машины (напоминающие мотоциклы). Изобретение такого класса завоевало весь мир, но к концу 19 — начало 20 века стало неэффективное, поскольку транспортные средства на пару не могли развивать достаточно большую скорость.

Бензиновый двигатель

Бензиновый двигатель — это ДВС средством питания, которого является бензин. Горючее подаётся с топливного бака при помощи насоса (механического или электрического) на систему впрыска. Итак, рассмотрим, какие бывают типы бензиновых моторов:

  • С карбюратором.
  • Инжекторного типа.

Современный мир привык, что большинство автомобилей имеет электронную систему впрыска топлива (инжектор).

Карбюраторная система впрыска

Карбюратор — это тип впрыскового устройства горючего во впускной коллектор с дальнейшим распределением по цилиндрам. Первый примитивный карбюратор был разработан в Германии ещё в конце 19 века и имеет почти 100 летнюю историю развития.

Карбюраторы бывают — одно-, двух-, четырех- и шестикамерные. Кроме этого существует достаточно много прототипов.

Принцип работы карбюратора достаточно простой: бензонасос подаёт топливо в поплавковую камеру, где бензин проходит сквозь жиклёры механическим путём (количество впрыскиваемого топлива регулирует водитель при помощи педали акселератора), и подаётся во впускной коллектор. Недостатком карбюратора стало то, что он чувствительный к регулировкам, а также не соответствует экологическим международным нормам.

Инжектор

Инжекторный двигатель — это тип впрыскового устройства горючего в цилиндры двигателя. Инжекторный впрыск бывает моно и разделённым Данная система на сегодняшний день все больше совершенствуется, чтобы уменьшит выбросы СО2 в атмосферу. Для впрыска используются форсунки, которые ещё ранее начали использоваться на дизельных двигателях.

С переходом на данную систему транспортные средства стали оснащать электронными блоками управления двигателем, чтобы корректировать состав воздушно-топливной смеси, а также сигнализировать о неисправностях внутри системы.

Дизельные двигатели

Дизельный мотор — это вид двигателя, который расходует как горючее дизельное топливо. Основные системы и элементы движка идентичны бензиновому брату, различие состоит в системе впрыска и воспламенении смеси. В дизельном моторе отсутствуют свечи зажигания, поскольку воспламенение смеси от искры не нужно.

На моторах такого типа устанавливаются свечи накала, которые разогревают воздух в камере сгорания, который превышает температуру воспламенения. После этого через форсунки подаётся распылённое топливо, которое сгорает, чем создаёт достаточное давление для привода в движения поршня, который раскручивает коленчатый вал.

Дизель с турбонаддувом

Одним из подвидов дизельного ДВС считается турбодизель. На этом моторе установлена турбина, которая имеет вид улитки. При помощи турбины в мотор подаётся больше количество сжатого воздуха, который даёт больше детонационный эффект, за счёт чего движок можно быстрее разогнать.

Газовый двигатель

Газовые двигатели на сегодняшний день в автоиндустрии в чистом виде почти не используются, поскольку частые поломки моторов, стали причиной полного отказа от них. Вместо этого, газовые установки зачастую можно встретить на бензиновых автомобилях, что значительно экономит расход денег на горючее.

Газ с баллона подаётся на редуктор, который распределяет топливо по цилиндрам, а затем горючее попадает непосредственно в камеры сгорания. После этого с помощью свечей зажигания газ воспламеняется. Единственным недостатком использования газовой установки считается то, что мотор теряет 20% своего потенциального ресурса.

Электрические моторы

Николас Тесла впервые предложил использовать для автомобилей электроэнергию. Электрические моторы на сегодняшний день не распространены, поскольку заряда батареи хватает только до 200 км пути, а заправочных станций, которые могут предоставить услугу зарядки автомобиля — практически нет.

Известная мировая компания, производитель электрических автомобилей «Тесла» продолжает совершенствовать электродвигатели, и каждый год дарит потребителям новинки, которые имеют больший запас хода без дозарядки.

Гибриды

Наверное, самые желаемые двигатели на сегодняшний день. Это смесь бензинового двигателя внутреннего сгорания и электромотора. Существует несколько вариантов работы такого движка.

  1. Мотор может работать на попеременном питании. Сначала движение производится на бензине, пока генератор заряжает батарею, а затем водитель может переключиться на электропитание.
  2. Двигатель и электромотор работают одновременно, что помогает сэкономить расход горючего на одно, и тоже расстояние с другими типами ДВС.
Читать еще:  Что такое двигатели awp

Роторно-поршневые ДВС

Роторно-поршневой силовой агрегат в автомобилестроении не нашёл широкого распространения, хотя можно встретить модели автомобилей, которые используют такой тип ДВС. Предложил создание такого мотора — конструктор Ванкель.

Движение осуществляется за счёт вращения трёхзубчатого ротора, который позволяет осуществить любой 4-тактный цикл Дизеля, Стирлинга или Отто без применения специального механизма газораспределения. Данный мотор активно использовался в 80-е годы 20 ст.

Водородный мотор

НОУ-ХАУ современного мира считается водородный двигатель. В автомобиль устанавливается установка водородного типа. Отличие от бензиновых моторов заключается в подаче топлива. Если у бензина топливо подаётся вовремя возврата поршня к ВТМ, то у водородного силового агрегата в момент, когда поршень возвращается к НТМ.

В будущем планируется создать водородный двигатель закрытого типа, когда не будет требоваться выброс отработанных газов, а также на 500 км автолюбитель сможет забить о заправке автомобиле.

Стоит понимать, что автомобили с таким мотором будут стоить весьма не дёшево, пока они полностью не вытеснят бензинового брата.

Вывод

Двигатели внутреннего сгорания имеют достаточно большое количество видов и типов, на любой вкус. Так, самыми популярными, по мировой статистике, считают бензиновые, дизельные и гибридные силовые агрегата. Но, все движется к тому, что человек хочет отойти от использования бензина и его аналогов и перейти полностью на электрику.

Двигатель внутреннего сгорания

Сколько марок автомобилей колесит по дорогам нашей матушки Земли? Уже трудно посчитать. А сколько двигателей понаизобретали? Это уже за пределами современной статистики. Поэтому нужна классификация двигателей внутреннего сгорания, чтобы хотя бы иметь представление о различии их конструкций и принципиальных особенностей.

Так уж случилось, что в современном автомобилестроении победу одержали энергетические установки, содержащие в себе принцип внутреннего сгорания, преобразующие тепловую энергию сгоревшего топлива в цилиндре, в механическую работу. Вот мы и рассмотрим эти самые ДВС.

Октановое число топлива

Энергия передаётся на коленчатый вал двигателя от расширяющихся газов во время рабочего хода. Сжатие топливо-воздушной смеси до объёма камеры сгорания повышает эффективность работы двигателя и увеличивает его КПД, но увеличение степени сжатия также увеличивает вызываемое сжатием нагревание рабочей смеси согласно закону Шарля.

Если топливо легковоспламеняемое, вспышка происходит до достижения поршнем ВМТ. Это, в свою очередь, заставит поршень провернуть коленвал в обратном направлении — такое явление называют обратной вспышкой.

Октановое число является мерой процентного содержания изооктана в гептан-октановой смеси и отражает способность топлива противостоять самовоспламенению под воздействием температуры. Топливо с более высокими октановыми числами позволяют двигателю с высокой степенью сжатия работать без склонности к самовоспламенению и детонации и, стало быть, иметь более высокую степень сжатия и более высокий КПД.

Работа дизельных двигателей обеспечивается самовоспламенением от сжатия в цилиндре чистого воздуха или бедной газовоздушной смеси, неспособной к самостоятельному горению (газодизель) и отсутствия в заряде топлива до последнего момента.

Классификация двигателей

Классификация двигателей будет понятна, если мы её рассмотрим на основе их признаков: по их назначению, конструктивным особенностям, физическим процессам и другим характерным особенностям.

По топливу

  • бензин, дизель, керосин;
  • газ

Тактовый рабочий цикл.

  • Двухтактные ДВС;
  • Четырехтактные ДВС

По типу смесеобразования

  • внешнее смесеобразование (карбюраторные или газовые двигатели). Нужно обратить внимание на то, что карбюраторные двигатели потребляют легкое жидкое топлив (бензин) и в камеру сгорания поступает уже готовая смесь паров топлива с воздухом;
  • внутреннее смесеобразование (бензиновые и дизельные с непосредственным впрыском топлива) дизели работают на жидком тяжелом топливе (дизельное). Оно поступает через форсунки в камеру сгорания в тот момент, когда воздух максимально сжат поршнем, находится в верхней мертвой точке (ВМТ), и соответственно перегрет до высокой температуры, достаточной для поджига смеси;

По способу воспламенения смеси.

  • с непосредственным поджиганием смеси в цилиндре в нужный момент, будь то карбюраторные или двигатели с впрыском бензина.;
  • с воспламенением от сжатия в цилиндре (дизель).

По конструкции расположения и числа цилиндров.

  • однорядные, двухрядные (V-образные, оппозитные);
  • n — цилиндровые. Количество цилиндров в двигателе автомобилей может быть любым, но самые распространенные в автомобилестроении — четырехцилиндровые двигатели.

По системам охлаждения двигателя

  • воздушное (с естественным атмосферным обдувом и принудительным);
  • жидкостное (специальная система двигателя, имеющая по всему двигателю каналы, по которым принудительно перекачивается охлаждающая жидкость, охлаждая её с помощью радиатора). На блоге подробно описана работа охлаждающей системы.

Это и есть краткое пояснение по теме классификация ДВС. По каждому пункту на блоге имеется подробная статья.

Газовые двигатели

Двигатель, сжигающий в качестве топлива углеводороды, находящиеся в газообразном состоянии при нормальных условиях:

  • смеси сжиженных газов — хранятся в баллоне под давлением насыщенных паров (до 16 атм). Испарённая в испарителе жидкая фаза или паровая фаза смеси ступенчато теряет давление в газовом редукторе до близкого атмосферному, и всасывается двигателем во впускной коллектор через воздушно-газовый смеситель или впрыскивается во впускной коллектор посредством электрических форсунок. Зажигание осуществляется при помощи искры, проскакивающей между электродами свечи.
  • сжатые природные газы — хранятся в баллоне под давлением 150—200 атм. Устройство систем питания аналогично системам питания сжиженным газом, отличие — отсутствие испарителя.
  • генераторный газ — газ, полученный превращением твёрдого топлива в газообразное. В качестве твёрдого топлива используются:
    • уголь
    • торф
    • древесина

Итоги

Сегодня разработано множество разных типов двигателей для легковых автомобилей, каждый из которых имеет особенности, минусы и плюсы. При этом практика применения и действующие требования способствуют выбору только лучших вариантов, которые и применяются на современном транспорте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector