Ява 634 схема двигателя
Ява 634 схема двигателя
В 1973 г. специалисты народного предприятия «ЯВА» разработали новую модель мотоцикла — 634, он выпускался только с двигателем объемом 350 куб. см.
Существовавшая до сих пор конструкция силового агрегата мотоциклов ЯВА была настолько удачна, что и в мотоцикле новой мод. 634 она сохранилась. Два цилиндра, расположенных в ряд поперек оси мотоцикла, наклонены вперед на 25°. Расположение кривошипно-шатунного механизма, коробки передач и моторной передней передачи в общем картере двигателя осталось таким же, как в предыдущих моделях. Однако для повышения надежности работы и увеличения срока службы их несколько изменили. В сочленении поршневого пальца с шатуном вместо бронзовой втулки в верхней головке шатуна применили игольчатый подшипник с иглами INA, зафиксированными от осевого смещения. В нижней головке шатуна установили подшипник INA с сепаратором, зафиксированный в осевом направлении стальными калеными шайбами. Средний подшипник коленчатого вала можно повторно смазывать пластичным смазочным материалом.
Изменением и конструктивным улучшением можно считать применение двойной втулочной цепи в передней цепной передаче (вместо прежней простой). Двойная цепь имеет больший срок службы, не удлиняется и не вызывает ударов, передаваемых на пары зубчатых колес коробки передач. Зубчатые муфты на зубчатых колесах коробки передач были внедрены уже на мотоциклах моделей 623 и 633 и на мод. 362 «Калифорниан IV». Однако двойная цепь переднего привода, простой механим выключения сцепления и использование игольчатого подшипника INA в верхней и нижней головках шатуна были введены на последних мотоциклах ЯВА-350 мод. 634.
Наиболее характерным признаком мотоцикла новой модели 634/4 является совершенно новая рама с качающейся вилкой, при использовании которой было из менено расположение остальных узлов и деталей ходовой части.
Рама сдвоенная закрытого типа, сварена из стальных труб круглого сечения. Оба нижних кронштейна имеют U-образную форму, которая сверху замыкается головкой рамы и двумя соединенными между собой трубчатыми кронштейнами. Дополняет конструкцию и придает жесткость всей сварной системе кронштейн седла в форме стремени, к которому при помощи приваренных косынок присоединены задние концы нижних кронштейнов. Единое целое раме придают поперечные трубки, которые распирают в четырех местах нижние кронштейны-трубы и в то же время служат местом для крепления двигателя и некоторых деталей ходовой части. Задний узел крепления двигателя расположен на кронштейнах, прессованных из листовой стали и приваренных в местах заднего выгиба нижних кронштейнов-труб. К кронштейнам присоединяют также заднюю качающуюся вилку, через полую ось которой проходит вал педали заднего тормоза. Соединение вилки не требуется смазывать, так как в нем применяют металлопластмассовые втулки с резиновыми кольцами для предотвращения проникания пыли. Качающаяся вилка заднего колеса выполнена из трубы диаметром 32 мм. В ее вертикально сплюснутых концах выштампованы продольные отверстия для оси заднего колеса, обеспечивающие его перемещение при натяжении цепи привода заднего колеса.
Рама спроектирована и технологически проработана для обеспечения необходимой ее прочности и жесткости не только как основной несущей детали ходовой части мотоцикла, но и как детали присоединения коляски.
Передняя вилка мотоциклов ЯВА прежних моделей оказалась удовлетворительной и для новой модели 634/4. Поэтому ее не изменили, за исключением нижнего мостика, который заменен жестким кованым. Топливному баку приданы новые формы, а его крепление к раме стало практически новым. Сзади бак захватывается двумя обыкновенными резиновыми блоками с распорными винтами. Переднюю часть пространства под седлом заполняет глушитель шума впуска с фильтрующим цилиндрическим элементом, установленным горизонтально. При этом решении обеспечивается хороший доступ к элементу воздушного фильтра после снятия правой боковой крышки. Всасываемый воздух поступает в глушитель шума впуска через съемную лабиринтную вставку. Вставку устанавливают в глушитель шума только в варианте с пониженным уровнем шума для ЧССР и для экспорта в страны с жесткими нормами на уровень шума, создаваемого мотоциклами.
Тенденция использования больших (восемнадцатидюймовых) колес до сих пор сохраняется. Этим, а также хорошими ходовыми качествами обусловливается такой размер колес и для новой модели-ЯВА-350/634, даже если на прежнем поколении мотоциклов ЯВА-350 установлены колеса 16″, за исключением мотоциклов последнего исполнения, известных под названием «Калифорниан». Цепь привода заднего колеса целиком закрыта кожухом. Передняя (ведущая) звездочка на двигателе и звездочка на заднем колесе мотоцикла заключены в кожухи из двух половин с наставками, которые вверху и внизу взаимно соединены резиновыми муфтами,имеющими форму четырехгранной трубки с гофрированными сзади концами. Цепь таким способом хорошо защищена от пыли и воды.
Пространство ящика под седлом и глушитель шума впуска закрывают боковые легкосъемные крышки. На левой крышке находится еще плоский в форме кармана ящик для инструмента. Седло изготовлено из пенистого латекса, обтянутого искусственной кожей. Основу седла образует фигурный штампованный стальной лист.
Источником питания служат шестивольтовая аккумуляторная батарея и шестиполюсный генератор, аналогичный прежним. Применив улучшенные изоляционные материалы, мощность генератора увеличили до 75 Вт без изменения его габаритных размеров и снижения срока службы. Вместо прежнего однокатушечного (одноякорного) реле-регулятора в электрической системе нового типа применяют реле-регулятор двухъякорный, размещенный отдельно от генератора в ящике под седлом. В корпусе фары, выштампованном из пластмассы, установлены параболическое зеркало диаметром 160 мм, спидометр, выключатель зажигания, контрольные лампы заряда и дальнего света и прерыватель указателя поворота с собственным предохранителем. Мотоцикл оборудован световыми указателями поворота. Передние указатели укреплены на кронштейне фары, задние на кронштейне седла.
Мотоцикл ЯВА-350/634/4 приспособлен для присоединения коляски мод. ЯВА-560/3. Поэтому на раме стандартного исполнения имеются два отверстия для крепления двух задних тяг коляски. Передние тяги коляски крепят, во-первых, к самой верхней поперечине нижних труб рамы и, во-вторых, к переднему узлу крепления двигателя. Мотоциклы без коляски и с присоединенной коляской испытывали на долговечность и прочность. Мотоциклы успешно выдержали эти испытания, В результате изменений в двигателе и ходовой части, а также использования новых деталей удалось сохранить целостность внешнего вида мотоцикла. Мотоцикл ЯВА новой модели имеет удачное эстетическое решение внешнего вида некоторых узлов (двигателя, фары). Это подтверждает, что получаемые любой ценой модернистские формы обычно не обеспечивают популярности мотоцикла. Наоборот, традиционные для мотоциклов ЯВА элегантные формы, принятые опять для новой модели, наряду с изменениями конструкции и технологии составляют основу качества мотоцикла при его изготовлении. Работники народного предприятия «ЯВА» создали удачную модель, которая достойно представляет его славную марку.
Новый мотоцикл ЯВА-350 мод. 634/4/03 подготовлен для внутреннего (Чехословацкого) рынка. Мощность его двигателя преднамеренно снижена до 14,7 кВт (20 л. с.) для того, чтобы уровень шума не превышал норму (84 дБ), Совершенно идентична этой модели мод. 634/4/01 с мощностью двигателя 16,2 кВт (22 л. с.), которая является базовым вариантом для экспорта в СССР. Мотоцикл мод. 634/4/01 представляет собой опытный вариант мотоцикла с однокулачковым передним тормозом и двигателем мощностью 16,2 кВт (22 л. с.), предназначенный для испытаний на надежность, тогда как мотоцикл мод. 634/4/02-серийный вариант с тем же двигателем и двухкулачковым передним тормозом.
Параллельно с мотоциклами этих моделей народное предприятие «ЯВА» производит мотоциклы других модификаций. Их отличают плоская фара и отдельная панель со спидометром и тахометром и несколько других незначительных дополнений по требованиям заказчиков. Мотоциклы имеют номер 634/5. Мотоцикл последней модели 634/6 представляетсобой известный вариант мотоцикла с раздельной смазочной системой и отдельным масляным насосом «Ойлмастер», поставляемым по заказам некоторых торговых организаций.
Модель 634-4-03 634-01 634-5
Мощность 19 л.с./5000 об.мин 22 л.с./5000 об.мин. 28л.с./5250 об.мин
Максимальный крутящий момент 2,95/4250 3,2/4250 3,4/4750 Мкг/мин
Максимальная скорость 110/120 120/130 125/135 км/ч
Проводка Ява 350 с деталями ИЖ: цветная схема
Мотоцикл марки JAWA из Чехословакии оказался супер популярным в СССР, особенно в эпоху всеобщего дефицита. Но вот с поставками запчастей не все было отлажено.
А в наших суровых условиях эксплуатации проводка Ява 634 и электрические соединения быстро приходили в негодность, что вынуждало владельцев изыскивать способы ремонта из доступных материалов.
Заводская цветная схема электропроводки Ява 634
Справочно: данная марка появилась в 1973 году и поставлялась в СССР до 1982 года. Вначале это была модель «634» с 6В оборудованием, а потом ей на смену пришла «638» с 12-ти вольтовой электрической схемой. Цена стартовала от 950 рублей за новую технику, и редко когда снижалась ниже 450 рублей за подержанный экземпляр.
ИЖ в качестве донора запчастей
Рассмотрим, к примеру, переход с 6 вольт на 12-ти вольтовую схему электрооборудования, причем, детали для такой переделки мы позаимствуем от мотоцикла ИЖ – благо их достаточно много продается на постсоветском пространстве.
Обратите внимание! Производитель мотоциклов JAWA сам изменил вольтаж на следующих своих моделях. И логичнее было бы использовать оригинальные детали, но, как говорилось выше – отсутствие запчастей и их заоблачная цена не дают такой возможности.
Проводка на Яву при этом останется прежней – если ее состояние удовлетворительное, а вот лампы и катушку придется заменить. Но зато вы получите более мощную систему, что отразится на всех характеристиках мотоцикла.
Схема с расшифровкой
Совет! Если решились на подобную переделку – вам потребуется и схема проводки Ява 12 В, представленная выше в большом разрешении (1000х700)
- Устранение слабого света фары – явление, свойственное всем Явам с 6В оборудованием;
- Устранение недозарядки аккумулятора при продолжительной езде с малыми оборотами;
- Поломки и отказы вследствие износа родных 6V деталей;
- Отсутствие возможности приобретения оригинальных узлов и расходных материалов;
Что берем у отечественного мотопрома
Обратите внимание! 12-вольтовые узлы ИЖа довольно легко приспособить к 634-му мотору своими руками. Именно поэтому данную переделку и стоит рассматривать в качестве рабочего варианта.
Вам предстоит «вживить» отечественные детали в схему Явы
Совет: Существуют переделки и с применением деталей от китайских скутеров и мопедов Дельта. Но мы их не рекомендуем, поскольку качество деталей не на высоте.
Фактически от ИЖа нам потребуется минимальный набор деталей:
- реле-регулятор, обозначен на фото ниже под №1;
- ротор генератора (под №2);
- обмотки статора (под №3);
- подающий провод к замку зажигания на клемму 54 (под №4).
Справочно: также на схеме инсталляции «ижевских» деталей в электросхему Явы обозначена маркировка клемм блоке реле-регулятора (с Х1 по Х8).
Заказные детали
Планшайба для генератора – ее можно заказать у знакомого токаря
Без помощи токаря не обойтись. А раз так, то начните с его поиска по знакомым или по газетным объявлениям.
Ему вы закажете:
- Переходную шайбу (планшайбу) для установки генератора;
- Доработку статора – обращенную к коленвалу сторону придется укорачивать;
- Проточку посадочного места.
Обратите внимание! Дорабатывать в гаражных условиях статор не следует, т.к. точно выдержать посадочный диаметр будет сложно. И в дальнейшем, после сборки ротор наверняка будет задевать за катушки статора, что приведет к их повышенному износу.
На видео ниже демонстрируется работа мотоцикла Ява с генератором от ИЖ на 12 вольт.
Именно такой результат и получится, если придерживаться предлагаемой процедуры модернизации вашей Явы.
Эксплуатационные особенности
Именно мотоцикл в нашей стране стал ярким подтверждением того, что двухколесное транспортное средство действительно является средством передвижения.
Владельцев и их «железных коней» можно было встретить везде:
- В лесной чаще;
- В горах;
- На городских магистралях;
- В сельской глубинке;
- На спортивных соревнованиях и т.п.
На мотоцикле JAWA можно было легко уехать за 1000 км от дома
Его выносливость и безотказность на самых длительных маршрутах способствовала столь высокой популярности марки в целом. Даже перепродажа 5-ти летнего экземпляра приносила бывшему владельцу не менее 500 рублей.
Справочно: Покупка новых отечественных двухколесных мотоциклов обходилась в более скромные суммы для семейного бюджета. Дефицит запчастей, отсутствующая инструкция и мелкие поломки не останавливали от покупки мотоцикла-мечты.
Тем не менее, сложности с деталями и простая конструкция способствовали тому, что владельцы обслуживали мототехнику своими руками в самых разных местах:
- В частных гаражах;
- В подсобках;
- На балконах;
- В квартирах и т.п.
Отсутствие гаража никогда не было помехой настоящему мотолюбителю
Работы по переделке
Приступаем к непосредственной работе на Яве.
Инструкция по переделке будет следующей:
- Прикручиваем планшайбу болтами М6. Используем только с утапливаемыми заподлицо головками, поскольку обычные болты будут мешать работе ротора.
- Устанавливаем ротор и проверяем его вращение. Он должен свободно и без люфтов прокручиваться на оси.
Если планшайба установлена правильно – ротор будет свободно вращаться
- Зажимаем его вместе с фланцем под модулятор с помощью болта.
- Монтируем статор. Вначале выводим клемму центра обмоток статора – она потребуется для реле контрольной лампы работы генератора.
Выводим клеммы для подключения автомобильного реле от ВАЗ 2101 на контрольную лампу
Обратите внимание! Использование деталей от ВАЗ практикуется и в переделках на автомобилях других отечественных марок. В частности схема электропроводки УАЗ 31514 построена с использованием коммутатора от ВАЗ 2108.
- Подключаем провода.
- Устанавливаем пластину-прерыватель.
Установка пластины. Данный вариант выполнен с датчиком Холла
Совет: установка зажигания с применением датчика Холла делает момент искрообразования более прогнозируемым, что улучшает воспламенение смеси. Раз уж мы модернизируем электрооборудование, то имеет смысл и улучшить заодно систему зажигания.
На этом все. Остается только проверить работоспособность нашей модернизации, для чего запускаем двигатель со снятой крышкой. При необходимости, выставляем и регулируем угол зажигания.
Электрооборудование мотоцикла
Несмотря на высокое качество сборки и долговечность основных узлов и агрегатов, за техническим состоянием мотоцикла необходимо было постоянно следить.
В частности, требовалось регулярное техническое обслуживание:
- Аккумуляторной батареи;
- Системы зажигания;
- Системы подачи топлива;
- Системы смазки.
Производитель наглядно указывал в документации на узлы, требующие постоянного внимания
Аккумулятор
На мотоциклах чехословацкого производства устанавливалась фирменная АКБ TREPCHA 6А5. Ее обслуживание сводилось к:
- Проверке уровня электролита в каждом элементе;
- Проверке его плотности (номинальная величина — 1,26 г/см3);
- Зарядке АКБ при снижении разряда на клеммах ниже допустимых (в полностью заряженой напряжение составляет 7,8—8,1 вольт). Зарядку аккумулятора производят током 0,6 А.
Аккумулятор TREPCHA 6А5 устанавливался под сиденьем
Проводка
Схема проводки Ява 634 6в также требовала пристального внимания от владельцев.
- Все провода необходимо осматривать время от времени, и в случае обрыва или повреждения изоляции отремонтировать либо заменить.
- Проверять свечной провод. При появлении трещин в изоляции или на защитных колпачках провод следовало заменить.
Справочно: в трещинах изоляции скапливалась грязь и служила мостиком утечки тока, что влияло на искрообразование системы зажигания.
- Проверять работу выключателя стоп-сигнала, привод которого расположен довольно низко к дорожному полотну.
- Проверять состояние контактов плавкого предохранителя на 15 А;
- Проверять работу фары головного света.
За проводами мотоцикла следовало тщательно следить
Особенности электрооборудования
По многим параметрам узлы и агрегаты чешского мотоцикла были схожи с отечественными изделиями, но при этом отличались:
Совет: обслуживая мотоцикл своими руками, владельцы нередко сталкиваются с дефицитом оригинальных запчастей. При необходимости использования неоригинальных электроприборов следует тщательно подбирать их технические параметры.
В те годы мотоциклы Ява были в дефиците, поэтому нередко продавались с рук. И при этом, цена оставалась достаточно высокой. Новые владельцы могли тут же садиться за руль и эксплуатировать технику без всяких ограничений, поскольку:
Однако, производитель постоянно модернизировал свои модели мотоциклов, и каждый раз вносил изменения в узлы и агрегаты. В частности, в разные годы на территорию СССР поставлялись:
Оборудование 6W
Первые 8 лет поставок из Чехословакии, мотоциклы JAWA укомплектовывались оборудованием, рассчитанным на ток в 6В.
На представленной выше схеме есть отличия, связанные с модификацией. В частности, у модели JAWA 634.8.00 отсутствуют:
На последующих мотоциклах эти электрические детали устанавливались в заводских условиях. А отечественные умельцы самостоятельно доукомплектовывали своих «железных коней», используя новую схему.
Справочно: неоценимую помощь мотоциклистам оказывал журнал «За рулем», публиковавший цветные схемы электрооборудования с учетом вносимых поправок, получаемых официально от чешского производителя.
Различия в вольтаже не являлись препятствием для владельцев, которые нередко самостоятельно переоборудовали электропитание мотоцикла с 6В на 12В. При этом требовалось:
Оборудование 12W
Позже производитель признал перспективность 12-ти вольтового оборудования и стал комплектовать им свои изделия. Благодаря этому:
Помогите с поворотниками
Регистрация: 09.04.2008 Сообщения: 155 Темы: 17 Откуда: Вязники, Владимирская обл. Мото: JAWA 634, 1979 г.
Регистрация: 15.09.2008 Сообщения: 1 Темы: 0 Откуда: Беларусь, Брест Мото: Ява 638
Регистрация: 06.04.2008 Сообщения: 85 Темы: 2 Откуда: Псков Мото: JAWA 350|633
Регистрация: 09.04.2008 Сообщения: 155 Темы: 17 Откуда: Вязники, Владимирская обл. Мото: JAWA 634, 1979 г.
Регистрация: 06.04.2008 Сообщения: 85 Темы: 2 Откуда: Псков Мото: JAWA 350|633
Регистрация: 09.04.2008 Сообщения: 155 Темы: 17 Откуда: Вязники, Владимирская обл. Мото: JAWA 634, 1979 г.
Регистрация: 24.01.2008 Сообщения: 8 Темы: 1 Откуда: Пензенская обл., пос. Чаадаевка. Мото: Ява-634
Регистрация: 09.04.2008 Сообщения: 155 Темы: 17 Откуда: Вязники, Владимирская обл. Мото: JAWA 634, 1979 г.
Регистрация: 23.11.2005 Сообщения: 377 Темы: 18 Откуда: Тамбов Мото: CZ-350, suzuki sv400s
Регистрация: 09.04.2008 Сообщения: 155 Темы: 17 Откуда: Вязники, Владимирская обл. Мото: JAWA 634, 1979 г.
Регистрация: 23.11.2005 Сообщения: 377 Темы: 18 Откуда: Тамбов Мото: CZ-350, suzuki sv400s
Регистрация: 26.12.2007 Сообщения: 119 Темы: 11 Откуда: івано-франківськ Мото: ява-350 634
Регистрация: 09.04.2008 Сообщения: 155 Темы: 17 Откуда: Вязники, Владимирская обл. Мото: JAWA 634, 1979 г.
Регистрация: 20.04.2005 Сообщения: 10588 Темы: 88 Откуда: Севастополь Мото: Ява «360», 1967 г.в.
ВСЕ О МОЦИКЛАХ «ЯВА»,»ВОСХОД» и т.д
среда, 22 апреля 2015 г.
характеристика ява 350 634
Мотоцикл ЯВА 350/634 (производитель – одноименная чешская фирма «JAWA») – это двухколесная модель семейства мотоциклов грузоподъемностью до 180 килограммов. Он – вседорожник.
К ЯВА 350/634 можно подцепить боковой прицеп (например, от ЯВА 562) или задний прицеп (модели ПАВ 40).
Технические параметры:
Двигатель модели ЯВА 350/634 имеет (см. рисунок 1) блочную компоновку, так как сцепление и коробка передач составляют одно целое в его картере. Цилиндры чугунные, а поршни и головки цилиндров — из легкого сплава. Поршни имеют по три компрессионных кольца. Поршневые пальцы сделаны из стали, шатунные головки установлены на игольчатом подшипнике, проволочные замки кольцевой формы фиксируют палец в поршне. Шатуны с втулками кованые, стальные. Коленчатый вал составной, состоит из маховиков (щек), пальцев и цапф.
Мотоцикл ЯВА 350/634 имеет многодисковое сцепление, состоящее из стальных дисков и дисков с несгораемыми асбестовыми накладками. Оно функционирует в масляной ванне. С левой стороны руля есть рычаг для управления сцеплением.
У коробки передач имеются скользящие шестерни и четыре ступени передач. Переключение ножное — рычагом (педалью) с левой стороны.
Обратите внимание, что двигатель запускается тем же рычагом, который переключает передачи.
Передняя и задняя передачи осуществляются цепями. Задняя передача постоянно смазывается консистентной смазкой и плотно закрыта кожухом, а передняя — расположена в картере, в масляной ванне.
На левом заднем кронштейне двигателя выбит заводской номер рамы. Фирменная табличка находится спереди на головке рамы. Рама — сдвоенная, дуплексная, трубчатая, имеет маятниковую вилку для заднего колеса.
Топливный бак мотоцикла ЯВА 350/634 изготовлен из штампованных стальных деталей. На нем есть наливная горловина с крышкой, имеется и топливный резервный бак, обеспечивающий дополнительное топливо на 30-50 км.
Колеса на спицах легко снимаются, вращаются на шарикоподшипниках. Обе колесные оси выдвижные. Резиновый гаситель крутящих колебаний соединяет заднее колесо с ведомой звездочкой. Заднее колесо можно снять без разъединения цепи.
Переднее колесо зафиксировано в телескопической вилке.
Заднее колесо зафиксировано в маятниковой вилке, на двух пружинах, соединенной с рамой с помощью двух пружинно-гидравлических амортизаторов.
Различия модификаций:
Модель | 634-4-03 | 634-01 | 634-5 | |
Мощность | 19 л.с./5000 об.мин | 22 л.с./5000 об.мин. | 28л.с./5250 об.мин | |
Максимальный крутящий момент | Мкг/мин | 2,95/4250 | 3,2/4250 | 3,4/4750 |
Максимальная скорость | км/ч | 110/120 | 120/130 | 125/135 |
Года выпуска:
Модель Год начала производства
Jawa 897 Long track
Техническое описание мотоцикла Ява 634 ( Jawa 634
Книга: Руководство по обслуживанию мотоцикла Ява 350 634
I. Техническое описание мотоцикла Ява 634 ( Jawa 634)
1. Техническая характеристика мотоцикла Ява 634 ( Jawa 350 634 модификация 8 15 )
2. Описание мотоцикла
3. Описание электрооборудования
4. Перечень инструмента
1. Техническая характеристика мотоцикла Ява 350 634
Максимальный крутящий момент при 4500 об/мин, кгс. м
Расход топлива при движении со скоростью 80 км/час
4,5 л Емкость топливного бака, л 17 В том числе резерв, л 3 Максимальная скорость, км/час 115—125 Максимальный преодолеваемый подъем пути с водителем на первой передаче, проценты 55 Габаритные размеры, мм длина 2080 высота 1065 ширина 710 Сухой вес, кг 160 Грузоподъемность, кг 180 Максимальная нагрузка, кгс: на переднюю ось 116 на заднюю ось 237
Передняя передача цепь 2 х 9,525 х 4,77
Задняя передача цепь 1 х 12,7 х 7,75
число звеньев, включая замок
128 Передаточные числа: передней передачи 1 : 1,62 (47/29) задней передачи 1 : 2,89 (52/18) Передаточные числа коробки передач: первой передачи 1 : 3,15 (10/12X24/12) второй передачи 1 : 1,88 (19/12Х 19/10) третьей передачи 1 : 1,33 (19/12X10/19) четвертой передачи 1 : 1 (прямая) Общие передаточные числа: первой передачи 1 : 14,82 второй передачи 1 : 8,8 третьей передачи 1 : 0,24 четвертой передачи 1 : 4,68 Общее передаточное число пускового механизма 1 : 2,77 Передаточное число привода спидометра 5/12 Передача привода механического тахометра 3/12 зубьев Тормоза: тип колодочные диаметр барабана, мм 160 ширина колодок, мм 35 Ход подвески, мм передней вилки 150 задней вилки 90 Карбюратор, тип Йиков Jikov 2926 СБДб Колеса: размеры обода, дюймы, впереди 2.15Б х 18 взади 2,15Б х 18 размеры шин, дюймы, впереди 3,25 x 18 сзади 3,50 X 18
2. Описание мотоцикла
Мотоциклы ЯВА — это одноколейные механические транспортные средства, рассчитанные для перевозки одного или двух человек с багажом общим весом до 180 кг. Максимальная нагрузка одобренного изготовителем типа багажника не должна превышать 15 кг. В случае перегрузки гарантия не распространяется на поврежденные части.
К мотоциклам может быть укреплена коляска Велорекс ( Velorex ) модель 562 крепежными частями, которые поставляются с коляской для инструкции изготовителя колясок.
В качестве силового агрегата используется двухтактный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением в сборе с коробкой передач. Двигатель обладает хорошей приемистостью, работает практически бесшумно, хорошо сбалансирован во всем диапазоне числа оборотов. Для смазки изпользуется масло, которое смешивается с бензином в пропорции 1 : 33 (во время обкатки 1 : 25).
Двигатель (рис. 2) имеет блочную компоновку, т. е. его картер объединяет в одно целое сцепление и коробку передач. Цилиндры отлиты из серого чугуна, головки цилиндров и поршни — из легкого сплава. Поршни снабжены тремя компрессионными кольцами. Поршневые пальцы стальные, установлены в шатунных головках на игольчатом подшипнике; в поршне палец зафиксирован проволочными замками. Шатуны кованые, стальные, со втулками. Коленчатый вал составной, собран из маховиков (щек кривошипа), пальцев и цапф.
Сцепление многодисковое со стальными дисками и с дисками с огнеупорной накладкой. Сцепление работает в масляной ванне. Для управления сцеплением служит рычаг с левой стороны руля и полуавтоматическое выключение при переключении ступеней передач.
Коробка передач — четырехступенчатая со скользящими шестернями. Переключение передач ножное, при помощи рычага (педали), расположенной с левой стороны, 1-ая передача переключается путем отжимы рычага вниз, остальные ступени, по направлению вверх.
Пуск двигателя производится той же педалью, что и переключение передач.
Для передней и задней передач использованы цепи. Передняя передача находится в картере и работает в масляной ванне. Задняя передача полностью закрыта кожухом и постоянно смазывается консистентной смазкой.
Рис. 3. Указатель номера мотора и рамы
Заводской номер двигателя выбит с левой стороны картера двигателя (рис. 3).
Заводской номер рамы выбит на левом заднем кронштейне двигателя. Фирменная табличка помещена спереди на головке рамы (рис. 3).
Рама — сдвоенная, дуплексная, трубчатая, с задней маятниковой вилкой.
Топливный бак сварен из штампованных стальных деталей. Бак имеет наливную горловину с крышкой диаметром 60 мм и топливный бак, обеспечивающий резерв топлива на пробег — 30—50 км (в зависимости от режима движения).
Спицевые колеса — легкосъемные, установлены на шарикоподшипниках. Передняя и задняя оси выдвижные. Заднее колесо соединено со звездочкой при помощи резинового гасителя крутильных колебании. Заднее колесо можно снимать без разъединения цепи.
Т ормоза — барабанные, колодочные, с механическим приводом. Диаметр барабана 160 мм, ширина колодок 35 мм. Задний тормоз приводится педалью, расположенной с правой стороны двигателя, передний — рычагом, находящимся на правой стороне руля. На тормозных крышках с колодками установлены указатели, показывающие состояние износа тормозных накладок. (Рис. 4, 6).
Рис. 4. Указатель износа тормозных накладок
Рис. 5. Руль с переключателями
Рис. 6. Указатель износа тормозных накладок
Двойное седло — подушечного типа удобной формы. Вместе с задней подвеской оно обеспечивает комфортабельную поездку как для водителя, так и для пассажира. Седло, запираемое замком, можно снять; под ним находился ящик для инструмента, аккумуляторной батареи, регуляторов напряжения и насоса для накачивания шин. Боковые крышки можно снять лишь после снятия седла.
Подложки: Передняя и задняя подложки откидные.
Подставка: Мотоцикл оснащен упорной подставкой в креплении левой передней части рамы.
Руль (Рис. 5) — спортивного типа, с регулируемым углом наклона. На руле установлено зеркало заднего вида. А если зеркало не установлено, то оно поставлено в дополнительной упаковке. Перед передачей машины покупателю его необходимо смонтировать. В оборудование руля входят переключатели. Левая сторона — переключатель света, показатель поворотов, звуковой и световой сигнал. Правая сторона — здесь находится кнопка выключателя зажигания.
Переднее колесо закреплено в телескопической вилке со стальными спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ход вилки составляет 150 мм. Элементы подвески закрыты.
Заднее колесо закреплено в маятниковой вилке, на двух пружинящих элементах.
Задняя маятниковая вилка имеет широкую опору, обеспечивающую хорошую устойчивость машины особенно при движении на мокрых и скользких дорогах. Опора мало нуждается в смазке, так как ее ось установлена в насыщенных смазкой втулках из комбинированного бронзово-пластмассового материала. Ось можно вынуть без разъединения цепи.
Рис. 7. Двухприборная панель
Измерительные приборы: мотоцикл оснащен спидометром до 180 км/час (110 миль/ч.), или же спидометром и механический тахометром до 10000 об./мин. Приборы установлены упруго в панелях и обеспечены собственным освещением. (Рис. 7.)
Защита от посторонних лиц
С левой стороны головки рамы встроен цилиндровый замок. Он действует при повороте руля вправо до упора. Для этого нужно вставить ключ в замок, повернуть его вправо и вдвинуть ключ с замком внутрь головки рамы. Затем повернуть влево и вынуть его из замка. Открывание производится в обратной последовательности, причем замок достаточно только выдвинуть.
Задний щиток: Снабжен грязеуловителем.
Отражательные стекла: Помимо заднего отражательного стекла мотоцикл снабжен и боковыми отражательными стеклами.
Мотоцикл дополнен хромовыми или лакированными защитными рамами.
Важное примечание!
Национальное предприятие ЯВА не поставляет и не выпускает запасные ключи замков седла и руля. Поэтому запасной комплект следует тщательно хранить и по этому в случае потери одного из ключей нужно сделать запасной.
Все запасные части следует требовать исключительно от торговых пунктов импортных организаций и генеральных представительств. Национальное предприятие ЯВА поставляет запасные части непосредственно отдельным владельцам мотоциклов.
3. Описание электрооборудования (рис. 8)
Система зажигании — батарейная. Генератор шестиполюсный, марки ЯВА. Номинальная мощность генератора составляет 75 вт, напряжение 6 в.
Рис. 8. Схема электрооборудования
Корпус генератора прикреплен к картеру двигателя. На корпусе установлены прерыватели, щетки и конденсаторы.
Я корь генератора надет на цапфу коленчатого вала и закреплен болтом М6 вместе с кулачком прерывателя.
Регулятор напряжения с реле обратного тока установлен под седлом с правой стороны в ящике для инструмента. Любое неквалифицированное вмешательство в этот прибор воспрещается: ни завод-изготовитель мотоциклов, ни завод-изготовитель регуляторов не несет ответственность за генераторы и регуляторы, у которых нарушена заводская регулировка. В случае необходимости регулировку можно поручить специализированной мастерской, оснащенной необходимыми приборами.
Аккумуляторная батарея (6 В, 14 а-ч) расположена под седлом и подключена к массе с отрицательным полюсом (—).
Вблизи аккумуляторной батареи расположен кронштейн с предохранителем 15 а. Аккумуляторная батарея оснащена вентиляционным устройством, шланг от которого выведен под мотоцикл.
Центральный переключатель «Лал» закреплен в специальном держателе на головке руля. Он служит для включения и выключения потребителей. На панели с тахометром помещены 4 контрольные лампочки в 6 V 2 W. Красная контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет, как только генератор начинает подавать ток в аккумуляторную батарею (контрольная лампа зарядки). Синяя контрольная лампа горит при включении дальнего света фары. Зеленая лампочка сигнализирует о работе мигающего указателя поворота. Желтая контрольная лампочка сигнализирует о переключении рычага в нейтральное положение между первой и второй ступенью скоростной передачи.
Контрольные лампы — на панели расположены 4 контрольные лампы по 6 В 2 Вт. Красная контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет тогда, как только генератор начнет подавать ток в аккумуляторную батарею. Синяя контрольная лампа направо дает знать о работе фар дальнего света. Зеленая контрольная лампа путем прерывания света дает знать о работе указателей поворота. Желтая контрольная лампа сигнализирует о включении нейтрального положения между 1-ой и 2-ой передачами.
Положение ключа центрального переключателя
Положение ключа Ключ вставлен частично Ключ вставлен полностью Выключено зажигание и указатели поворота. Включен акустический и световой сигнал Включено зажигание и указатели поворота (в случае неисправности батареи снять предохранитель, включить вторую передачу и запустить двигатель, толкая мотоцикл. Включен аккустическии и световой сигнал
Выключено зажигание и указатели поворота. Включен стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал. Включено зажигание и указатели поворота. Стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал а также сигнальная лампочка тормоза.
Выключено зажигание и указатели поворота. Включен дальный свет, стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал. Включено зажигание и указатели поворота. Дальный свет, стояночный свет и задний фонарь. Включен акустический и световой сигнал а также сигнальная лампочка тормоза.
Ключ центрального переключателя можно вынуть в любом положении.
Переключатель (СТОП) общий для обоих тормозов и закреплен па левой катушке зажигания под топливным баком. Управляется тросом боудена, укрепленным в правом рычаге переднего тормоза и в рычаге переключателя ножного тормоза на левой стороне. (Рис. 9.)
Рис. 9. Место расположения переключателя стоп сигнала
У указателя поворота тройное положение и он прикреплен на левой стороне руля.
Соединения выполнены с помощью проводов. Концы проводов имеют контактные соединения или запаяны. Для облегчения монтажа провода имеют различную расцветку (см. рисунок).
ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ]
В фаре установлена двухнитиевая лампа 6 В, 35/35 Вт. Стояночная лампа — 6 В/4 Вт.
Лампа заднего фонаря 6 в/5 вт п лампа стоп-сигпала 6 в 15 Вт. В указателях поворота света использованы лампы 6 В/15 Вт или 21 Вт. Контрольные лампы и лампы освещения тахометра или спидометра 6 В/2 Вт.
Звуковой сигнал включается кнопкой установленной на переключателе света, находящиеся на руле.
Свечи зажигания: У типов 350 см3 применяются свечи без подавления помех ПАЛ-Н8 или Н9 ( PAL N8 / N9 ). К данным свечам устанавливаются экранированные помехозащитные концевые кабельные муфты свечей зажигания. Или же мотоцикл поставляется с помехозащитными свечами ПАЛ Н8Р или Н9Р ( PAN N8R / N9R ) и незащищенными от помех концевыми кабельными муфтами ТЕСЛА НК1 ( TESLA NK1 ). Во время обкатки и при езде в зимнее время можно использовать свечи ПАЛ Н7 или же Н7Р ( PAL N7 / N7R ) — в зависимости от степени помохозащиты.
Реле прерывателя блинкеров закреплено на задней стороне фары.
4. Перечень инструмента
9. Мотоцикл ЯВА-350 мод. 634
Новое поколение мотоциклов ЯВА, Непрерывное повышение мощности двигателей мотоциклов ЯВА, а также необходимость увеличения безопасности эксплуатации двухколесных машин наземного транспорта уже и раньше наводили на мысль, что при разработке мотоциклов ЯВА новых моделей следовало бы приступить к коренной реконструкции и модернизации ходовой части. Применявшаяся до сих пор простая плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества при скорости, не превышающей 115-120 км/ч. При более высоких скоростях у мотоцикла проявлялись признаки неустойчивости даже на прямом участке дороги, и для управления им необходим был большой опыт. Причина заключалась в конструкции рамы и в ее соединении с задней качающейся вилкой. Имеющийся поперечный зазор в узком соединении задней вилки с рамой обусловливал при нормальном износе втулок и оси соединения, а также высоких скоростях движения неблагоприятные явления при управлении мотоциклом. Мотоцикл начинало на ходу «кидать», повороты невозможно было проехать по ровной дуге, водитель терял чувство уверенности и безопасности.
Эти недостатки были устранены при использовании двойной пространственной рамы с широкой опорой качающейся задней вилки. Если не учитывать краткий период производства мотоциклов моделей 623 и 633, когда их выпускали параллельно с мотоциклами ЯВА-250 мод. 629/00 и ЯВА-350 мод. 360, то новую конструкцию ходовой части с двойной закрытой рамой специалисты народного предприятия «ЯВА» разработали уже в 1973 г. Этот новый мотоцикл класса 350 см^ мод. 634 выпускают с двигателем только такого рабочего объема. Целесообразная простота присущая мотоциклам ЯВА, бьши сохранены в этой модели (рис. 34). которым подходит слово «заслуженный», уходит, а новый мотоцикл мод 634 несколько в принципе измененный, дает начало новому поколению мотоциклов ЯВА.
Силовой агрегат.
Существовавшая до сих пор конструкция силового агрегата мотоциклов ЯВА настолько удачна, что и в мотоцикле новой мод. 634-4 она сохранена. Два цилиндра, расположенных в ряд поперек оси мотоцикла, наклонены вперед на 25°. Расположение кривошипно-шатунно-го механизма, коробки передач и моторной передней передачи в общем картере двигателя осталось таким же, как в предыдущих моделях. Однако для повышения надежности работы и увеличения срока службы их несколько изменили. В сочленении поршневого пальца с шатуном вместо бронзовой втулки в верхней головке шатуна применили игольчатый подшипник с иглами INA, зафиксированными от осевого смещения. В нижней головке шатуна установили подшипник INA с сепаратором, зафиксированный в осевом направлении стальными калеными шайбами. Средний подшипник коленчатого вала можно повторно смазывать пластичным смазочным материалом.
Изменением и конструктивным улучшением можно считать применение двойной втулочной цепи в передней цепной передаче (вместо прежней простой). Двойная цепь имеет больший срок службы, не удлиняется и не вызывает ударов, передаваемых на пары зубчатых колес коробки передач. Продольный разрез двигателя с двойными звездочками переднего привода, зубчатыми муфтами зубчатых колес коробки передач и с простым механизмом выключения сцепления показан на рис. 35. Зубчатые муфты на зубчатых колесах коробки передач были внедрены уже на мотоциклах моделей 623 и 633 и на мод. 362 «Калифорниан IV» (см. рис. 30). Однако двойная цепь переднего привода, простой механим выключения сцепления и использование игольчатого подшипника INA в верхней и нижней головках шатуна были введены на последних мотоциклах ЯВА-350 мод. 634.
Для того чтобы была полная ясность в обозначении моделей мотоциклов и их двигателей’, в табл. 2 дан полный перечень номеров моделей. Из системы нумерации выпадает обозначение мод. 634/01, изготовленной для СССР, которая в целом идентична (за исключением незначительных деталей) мод. ЯВА-350/634/4/01. Обозначения моделей изменены не по техническим соображениям, а только по экономическим.
Пробковые вставки ведущих дисков сцепления заменены приклеенными фрикционными пластинками из термостойкого материала. Механизмом выключения сцепления управляют только рычагом на левой рукоятке руля. Он не соединен с полуавтоматическим механизмом выключения, как это было у мотоциклов ЯВА всех прежних моделей. Это упрощение не создает никаких затруднений при работе муфты и переключении передач. Большинство водителей в равной мере использовало при переключении передач ручной привод. При использовании взаимодействующих ручного и полуавтоматического ножного механизма выключения необходима была более трудоемкая его регулировка. На двигателе был изменен способ крепления выпускных трубопроводов к цилиндрам. В выпускных патрубках цилиндров нарезана мелкая внутренняя резьба, в которую завертывают накидную гайку (подобное крепление выпускных трубопроводов было введено у одноцилиндрового двигателя ЯВА-250 мод. 559/02 и его дальнейших модификаций). Изменена прежняя яйцевидная форма боковых крышек картера двигателя, они стали прямоугольными с закругленными ребрами и вершинами (рис. 36).
Ходовая часть. Наиболее характерным признаком мотоцикла новой модели 634/4 является совершенно новая рама с качающейся вилкой, при использовании которой было из менено расположение остальных узлов и деталей ходовой части.
Рама сдвоенная закрытого типа, сварена из стальных труб круглого сечения (рис. 37). Оба нижних кронштейна имеют U-образную форму, которая сверху замыкается головкой рамы и двумя соединенными между собой трубчатыми кронштейнами. Дополняет конструкцию и придает жесткость всей сварной системе кронштейн седла в форме стремени, к которому при помощи приваренных косынок присоединены задние концы нижних кронштейнов. Единое целое раме придают поперечные трубки, которые распирают в четырех местах нижние кронштейнытрубы и в то же время служат местом для крепления двигателя и некоторых деталей ходовой части. Задний узел крепления двигателя расположен на кронштейнах, прессованных из листовой стали и приваренных в местах заднего выгиба нижних кронштейнов-труб. К кронштейнам присоединяют также заднюю качающуюся вилку, через полую ось которой проходит вал педали заднего тормоза. Соединение вилки не требуется смазывать, так как в нем применяют металлопластмассовые втулки с резиновыми кольцами для предотвращения проникания пыли. Качающаяся вилка заднего колеса выполнена из трубы диаметром 32 мм. В ее вертикально сплюснутых концах выш-тампованы продольные отверстия для оси заднего колеса, обеспечивающие его перемещение при натяжении цепи привода заднего колеса.
Рама спроектирована и технологически проработана для обеспечения необходимой ее прочности и жесткости не только как основной несущей детали ходовой части мотоцикла, но и как детали присоединения коляски.
Передняя вилка мотоциклов ЯВА прежних моделей оказалась удовлетворительной и для новой модели 634/4. Поэтому ее не изменили, за исключением нижнего мостика, который заменен жестким кованым. Топливному баку приданы новые формы, а его крепление к раме стало практически новым. Сзади бак захватывается двумя обыкновенными резиновыми блоками с распорными винтами. Спереди бак опирается на резиновый упор верхней трубы рамы и удерживается в этом положении пружиной. После отсоединения пружины и ослабления крепления задних резиновых блоков бак легко откидывают спереди по направлению вверх. Этим обеспечивается хороший доступ к головкам цилиндров и свечам. Ведение ремонтных работ на двигателе и контроль опережения зажигания при этом намного облегчаются. Под седлом, которое можно откинуть вдоль правого бокового ребра, подседельный ящик (рис. 38). В нем размещена
аккумуляторная батарея, предохранитель электрической системы и реле-регулятор (рис. 39). Переднюю часть пространства под седлом заполняет глушитель шума впуска с фильтрующим цилиндрическим элементом, установленным горизонтально. При этом решении обеспечивается хороший доступ к элементу воздушного фильтра после снятия правой боковой крышки (рис. 40). Всасываемый воздух поступает в глушитель шума впуска через съемную лабиринтную вставку. Вставку устанавливают в глушитель шума только в варианте с пониженным уровнем шума для ЧССР и для экспорта в страны с жесткими нормами на уровень шума, создаваемого мотоциклами.
Тенденция использования больших (восемнадцатидюймовых) колес до сих пор сохраняется. Этим, а также хорошими ходовыми качествами обусловливается такой размер колес и для новой модели-ЯВА-350/634, даже если на прежнем поколении мотоциклов ЯВА-350 установлены колеса 16″, за исключением мотоциклов последнего исполнения, известных под названием «Калифорниан». Цепь привода заднего колеса целиком закрыта кожухом. Передняя (ведущая) звездочка на двигателе и звездочка на заднем колесе мотоцикла заключены в кожухи из двух половин с наставками, которые вверху и внизу взаимно соединены резиновыми муфтами,
имеющими форму четырехгранной трубки с гофрированными сзади концами. Цепь таким способом хорошо защищена от пыли и воды (рис. 41).
Пространство ящика под седлом и глушитель шума впуска закрывают боковые легкосъемные крышки. На левой крышке находится еще плоский в форме кармана ящик для инструмента. Седло изготовлено из пенистого латекса, обтянутого искусственной кожей. Основу седла образует фигурный штампованный стальной лист.
Электрическое оборудование. Источником питания служат шестивольтовая аккумуляторная батарея и шестипо-люсный генератор, аналогичный прежним. Применив улучшенные изоляционные материалы, мощность генератора увеличили до 75 Вт без изменения его габаритных размеров и снижения срока службы. Вместо прежнего однокатушечно-го (одноякорного) реле-регулятора в электрической системе нового типа применяют реле-регулятор двухъякорный, размещенный отдельно от генератора в ящике под седлом. В корпусе фары, выштампованном из пластмассы, установлены параболическое зеркало диаметром 160 мм, спидометр, выключатель зажигания, контрольные лампы заряда и дальнего света и прерыватель указателя поворота с собственным предохранителем (рис. 42). Мотоцикл оборудован световыми указателями поворота. Передние указатели укреплены на кронштейне фары, задние-на кронштейне седла (рис. 43). Ими управляют при помощи переключателя на правой стороне руля. К предметам обычного оснащения мотоцикла относятся также зеркало заднего вида, резиновый фартук за задним колесом и электрический разъем в подседельном ящике для присоединения электрической системы коляски.
Мотоцикл ЯВА-350/634/4 приспособлен для присоединения коляски мод. ЯВА-560/3. Поэтому на раме стандартного исполнения имеются два отверстия для крепления двух задних тяг коляски. Передние тяги коляски крепят, во-первых, к самой верхней поперечине нижних труб рамы и, во-вторых, к переднему узлу крепления двигателя. Мотоциклы без коляски и с присоединенной коляской испытывали на долговечность и прочность. Мотоциклы успешно выдержали эти испытания, В результате изменений в двигателе и ходовой части, а также использования новых деталей удалось сохранить целостность внешнего вида мотоцикла. Мотоцикл ЯВА новой модели имеет удачное эстетическое решение внешнего вида некоторых узлов (двигателя, фары). Это подтверждает, что получаемые любой ценой модернистские формы обычно не обеспечивают популярности мотоцикла. Наоборот, традиционные для мотоциклов ЯВА элегантные формы, принятые опять для новой модели, наряду с изменениями конструкции и технологии составляют основу качества мотоцикла при его изготовлении. Работники народного предприятия «ЯВА» создали удачную модель, которая достойно представляет его славную марку (рис. 44).
Новый мотоцикл ЯВА-350 мод. 634/4/03 подготовлен для внутреннего рынка. Мощность его двигателя преднамеренно снижена до 14,7 кВт (20 л. с.) для того, чтобы уровень шума не превышал норму (84 дБ), Совершенно идентична этой модели мод. 634/4/01 с мощностью двигателя 16,2 кВт (22 л. с.), которая является базовым вариантом для экспорта в СССР.
Мотоцикл мод. 634/4/01 представляет собой опытный вариант мотоцикла с однокулачко-вым передним тормозом и двигателем мощностью 16,2 кВт (22 л. с.), предназначенный для испытаний на надежность, тогда как мотоцикл мод. 634/4/02-серийный вариант с тем же двигателем и двухкулачковым передним тормозом.
Параллельно с мотоциклами этих моделей народное предприятие «ЯВА» производит мотоциклы других модификаций. Их отличают плоская фара и отдельная панель со спидометром и тахометром и несколько других незначительных дополнений по требованиям заказчиков. Мотоциклы имеют номер 634/5 (рис. 45 и 46). Мотоцикл последней модели 634/6 представляет
собой известный вариант мотоцикла с раздельной смазочной системой и отдельным масляным насосом «Ойлмастер», поставляемым по заказам некоторых торговых организаций.