Как поменять тросик переключения скоростей на велосипеде
Как поменять тросик переключения скоростей на велосипеде
- Предназначение тросика и рубашки
- Какие тросики и оплетки используют на современных великах
- В каких случаях нужна замена тросика переключателя скоростей
- Этапы замены тросика
- На что стоит обратить внимание при покупке тросика
- Заключение
Детали двухколесного транспорта со временем изнашиваются, поэтому замена тросика переключения скоростей на велосипеде — одна из наиболее распространенных ремонтных работ. При обнаружении поломки необязательно обращаться к мастерам. Процесс замены троса не отнимает много времени и не требует наличия профессиональных навыков. Ознакомившись с материалом, вы поймете, как установить тросик переключения скоростей на велосипеде без усилий.
Предназначение тросиков и оплёток
Трос для переключения скоростей на велосипеде является соединительной нитью между манеткой и переключателем. Он представляет собой очень прочную металлическую прямую нить. Задача этого кабеля — принять все усилия и передать их на механизм, благодаря чему приходит в действие переключатель передач. В зависимости от того, какая передача выбрана — нажатием на рычажок натяжение тросика становится сильнее или слабее. При оптимальном натяжении троса переключатель находится в рабочем состоянии.
С помощью оплётки тросиков (рубашки) передаётся усилие на механизм в заднее перо. Оплётка также предохраняет кабель от механических повреждений. Представляет собой скрученную проволоку из металла, сверху обычно покрытую полимером. В концах располагаются наконечники, из которых появляется участок троса для регулировок.
Тросик — это множество тонких нитей из стали, которые переплетены между собой и вместе формируются в надёжное, стойкое к повреждениям, металлическое волокно. Со временем нити могут изнашиваться и прочность некоторых из них снижается, таким образом, появляются повреждённые участки с разрывами, перегибами и вылезанием отдельных проволок. Поэтому волокно покрывается слоем полимера или нержавеющей стали, это улучшает износостойкость и значительно продлевает срок службы тросика.
Кроме механических воздействий, на износ тросика также оказывают влияние внешние факторы — влага, грязь, пыль. Для того чтоб защитить металл от внешних воздействий, используются смазки, такие как тефлон — одна из наиболее прочных и выносливых.
Оплётки на рынке представлены в трёх видах: витого типа, тип SIS и усовершенствованный тип SIS-SP.
Витой тип рубашки представляет собой пружину из металлической проволоки, покрытую пластиком с верхней стороны. Внутри металлические пружины обрабатывают смазкой, чтоб трос меньше тёрся о рубашку. Тросики с такой рубашкой наиболее бюджетные и на сегодняшний день практически не выпускаются.
Рубашка типа SIS по типу похожа с витой, но материал, из которого скручивается пружина, более прочный — листы металла. Внутри также используется более стойкий и чистый материал — тефлон. Это наиболее встречающийся тип оплёток на сегодня.
Оплётка SIS-SP — параллельно сплетённая. Нити сдерживаются с помощью полимерной прослойки. Длина этой оплётки, в отличие от предыдущих, не изменяется, при этом регулируется натяжение тросика. Это обеспечивает более точную работу манеток. Внутри обрабатываются силиконом.
Велосипеду нужна замена тросика переключения скоростей
Как понять, что нужна замена троса? Главный индикатор — это сбой в работе заднего переключателя. Как только обнаружили сбой, проверяем состояние троса.
Причинами неисправности могут быть как элементарный износ, так и попадание грязи и воды. Пока велосипед новый — деталь будет защищена заводской смазкой. Затем в ходе эксплуатации и грамотного ухода помогают аэрозольные смазки. Правильный уход включает в себя несколько этапов. Специальным инструментом (это может быть зубило, ножовка или специальные ножницы) обрезаем концы, которые растрепались. Не реже раза в сезон смазываем тросики. Следим, чтоб колпачки плотно закрывали их от внешней среды. Потрепавшиеся части оплётки обрезаем болгаркой или точильным камнем. После обрезки поправляем тонкие ниточки изнутри, чтоб трос о них не истирался.
Смазываем привод переключения передач
Тросик требует замены, если вы обнаружили, что есть какие-то разрывы, проволочки вылезли в разные стороны или перегнуты. Ржавые участки на оплётке и тросике, повреждения на оплётке также требуют замены. В целом, если чувствуется напряжение хода внутри оплётки, некорректно переключаются скорости или же заедает переключение — это признак того, что необходима замена.
Этот процесс несложный и не займёт много времени. Для того чтоб сделать всё правильно и логично — вашему вниманию предлагается инструкция.
Смазывание
Смазывание тросиков
Не так давно, до появления современных рубашек, была необходимость смазывать тросики густым маслом. Сегодня рубашки изготавливаются со специальным пластиковым внутренним покрытием, которое сделало смазку не нужным. А в некоторых случаях (современные (дискретные) переключатели) смазка может испортить четкость работы.
Но если планируется использовать велосипед во влажных условиях, небольшое количество смазки всё-таки следует нанести. Смазка, в этом случае замедлит ржавление. Также, небольшое количество смазки может помочь при небрежном проведении тросиков. Когда рубашка входит в держатель под острым углом можно смазать это место.
Смазка деталей
Большинство деталей, связанных с тросиками, тоже должны быть смазаны.
- Нужно смазать резьбу регулировочных барабанов, тогда ими будет легче пользоваться.
- Резьбу болтов зажимающих тросики тоже нужно смазать.
Функция тросиков и рубашек на переключателях и тормозах
Тросик – прямая металлическая нить, обладающая повышенной прочностью. Принимает и передает все усилия на механизм. Благодаря этой передаче, собственно, происходит срабатывание переключателя или тормоза.
Тросик переключения скоростей соединяет манетки и переключатели. При нажатии на рычажок он подтягивается или ослабляется, в зависимости от выбора передачи. Оптимальное натяжение поддерживает рабочее состояние переключателя и мгновенный переброс цепи по звездам.
Тормозной приводной трос толще и прочнее предыдущего, так как принимает на себя больше усилий. Постоянное стягивание и ослабление со временем увеличивает его длину, из-за чего требуется периодическая регулировка натяжения. Принцип действия: нажатие на ручку заставляет металлическую нить перемещаться. Закрепленный другим концом к корпусу тормозов (калиперу), трос заставляет колодки сближаться с тормозной поверхностью. При отпускании ручки он сдвигается в противоположную сторону.
Рубашка – оплетка тросиков. Оболочка позволяет передавать усилие троса на механизм там, где точка передачи не зафиксирована:
- заднее перо – переключатель;
- тормозной рычаг – передний тормоз;
- рычаг – задний тормоз;
- руль – рама.
Простейший вариант оплеток – скрученная металлическая проволока, покрытая сверху гибким полимером. По концам рубашки снабжаются наконечниками, откуда выходит оголенный (регулировочный) участок троса. Еще одна функция оболочки – защита тросика от механических повреждений.
МЕТОДИКА: КАК ПРАВИЛЬНО НАСТРОИТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ СКОРОСТЕЙ ШИМАНО?
Процесс ремонта и отладки узлов цепной передачи должен проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:
- Почистить переключатель и кассету звездочек.
- Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
- Вымыть и смазать цепь.
Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.
КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ВЫСОКИХ ПЕРЕДАЧ?
КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ОГРАНИЧИТЕЛЬ НИЗКИХ ПЕРЕДАЧ?
Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:
НАСТРОЙКА НАТЯЖЕНИЕ ТРОСА
Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:
- натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
- окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.
По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.
НАСТРОЙКА НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ
Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.
Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:
- Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
- Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
- Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.
Что нужно знать про тросики и рубашки?
Две этих детали обуславливают одну и ту же функцию — передача усиления от тормозной ручки либо переключателя. Трос располагается внутри рубашки и изготавливается из тефлона либо проволоки. Причем проволока должна быть скрученной и стальной. Что касается рубашек, их делают из гибкой стали, которую сворачивают в спираль. Тросики и рубашки друг без друга не способны функционировать, так как рубашка находится поверх троса. Поэтому обеим деталям нужно уделить достаточно внимания.
Так как конструкция из тросика и рубашки несет определенную весовую нагрузку, на некоторых моделях велосипедов предусмотрено понижение веса через держатели. Они делят рубашку на несколько секций и располагаются на вилке и раме. Каждый держатель представляет из себя небольшое углубление, куда вставляется трос. Рубашки подразделяются на 2 вида:
- Классические спиральные. Из-за прочно сплетенной проволоки рубашка почти не растягивается и не сгибается. Чтобы не возникало чрезмерного трения тросика и спиральной рубашки, последнюю обертывают тонким слоем пластика. Иногда, чтобы свести трение практически к нулю, пластиком обертывают и тросик. Кстати говоря, раньше приходилось обе детали смазывать маслом за неимением пластика.
- Несжатые рубашки для переключателей. Относительно новое изобретение, являющееся отличной альтернативой спиральным рубашкам. Здесь проволока располагается не по спирали, а почти параллельно длине. Их соединяют, используя два слоя пластика. Преимуществами данной системы является неизменная длина в процессе сгибания, а также стабильно передаваемый сигнал к переключателю передается максимально четкий.
Виды оплёток (рубашек) .
Регулировка
Прежде, чем регулировать передний переключатель передач, необходимо его почистить и смазать.
- Выньте рубашку тросика из упоров на раме.
- Установите рамку на 1-3 мм выше самых длинных зубьев большой звезды системы. На новых переключателях для этого есть прозрачная наклейка. Немного подтяните хомут.
- Добейтесь строгой параллельности рамки переключателя звездам системы. При окончательной затяжке хомута переключатель может немного поворачиваться — придерживайте его.
- Вставьте рубашку тросика в упоры. Если тросик еще не присоединен к переключателю, завинтите бобышку на манетке до упора и отверните на один оборот. Натяните тросик и, аккуратно уложив его в канавку, затяните болт крепящий тросик.
- Установите цепь, если она снималась.
- Установите цепь на малую звезду системы и большую звезду кассеты. Вращая ограничитель L, установите рамку так, чтобы цепь была расположена в 1 мм от внутренней пластины. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к средней звезде.
- Переключитесь на самую большую звезду системы и малую кассеты. Вращая ограничитель H, установите, держа тросик в натяжении, рамку так, чтобы цепь располагалась в 1 мм от наружной пластины. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к средней звезде.
- Вращая педали, попробуйте переключать передачи в обе стороны по одной. Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая бобышку регулировки натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.
После того, как вы добьетесь четкого переключения, прокатитесь немного. Под нагрузкой четкость переключения несколько ниже. Если необходимо, произведите подстройку.
При сильно диагональных положениях цепи, например, 3-1, 2-9, 1-7, 1-8, 1-9, цепь может тереться о рамку переключателя. Это допустимо, т. к. данные передачи являются нежелательными для использования.
Колёса:
Сборка и правка колёс производится с тензометром (прибор для измерения натяжения спиц). Это необходимо для равномерного натяжения, что позволяет дольше ездить без «восьмёрок» и других искривлений.
При переспицовке на старые спицы, все резьбы спиц и спицевые ниппеля промываются, так же ниппеля смазываются в месте контакта с ободом. Это продлевает срок службы колеса и снижает вероятность прикипания и срыва спицевых ниппелей в будущем.
Все работы с плоскими (аэро) спицами производятся только со спецключом, который помогает избежать их повреждения.