Замена вакуумного усилителя на автомобиле Лада Калина
Ремонт тормозной системы ВАЗ
Своевременный и профессиональный ремонт тормозной системы ВАЗ (Лада) является обязательным требованием, необходимым для хорошего торможения транспортного средства, а также удовлетворительного уровня безопасности при использовании вашего авто. Перед ремонтом специалисты нашего автосервиса обязательно проводят комплексную диагностику работы данной системы, после чего мастер определяет сложность поломки и подбирает наиболее правильный и выгодный для клиента способ устранения неполадки.
Автотехцентр Motul Expert приглашает провести у нас:
Наш автотехцентр авторизован международным производителем Motul. Мы обладаем достаточным и подтвержденным уровнем компетенции для диагностики и ремонта автомобилей. А в распоряжении наших мастеров практический стаж от 10 лет и полный набор необходимого для этого оборудования – ремонтного и диагностического, расходных материалов, технических жидкостей.
Мы регулярно обновляем оборудование и специализированное программное обеспечение к нему, производим все работы в кратчайшие сроки.
Типовые поломки, их признаки
Вакуумный усилитель тормозов Калина выходит из строя по трем причинам:
- разгерметизация главной рабочей камеры;
- разгерметизация магистралей, обеспечивающих разрежение;
- нарушение функционального состояния рабочего клапана.
Вне зависимости от типа неполадки, «симптоматика» всегда одинаковая — чрезвычайно тугой выжим педали тормоза. Если при нажатии слышится явное шипение, это означает то, что система утратила герметичность. Еще один признак поломки вакуумного усилителя — резкое падение оборотов мотора при нажатии педали тормоза.
Обычно, на «Калине» герметичность нарушается в месте стыка шланга и штуцера; также для усилителя тормозов «Лады» характерно повреждение мембраны (в этом случае усилитель становится непригодным для ремонта, требуется замена).
Если усилитель дополнительно оснащен вакуумным насосом, то его поломка будет сопровождаться скрежетом при нажатии педали, прочими посторонними шумами.
Порядок операций
Снятие вакуумного усилителя ВАЗ 2110 и установка нового устройства аналогична работам на 2111 и 2112. Для выполнения ремонта не требуются специальные условия. Машина устанавливается на ровную поверхность, и последовательно выполняются такие операции:
- Откручиваются крепежи шумоизоляции. Затем нужно отстегнуть ремень расширительного бочка, приподнять его, отодвинуть в сторону, отложить и зафиксировать. Левую часть шумоизоляции нужно изъять и тоже отложить в сторону.
После того, как шумоизоляция изъята, от датчика, показывающего уровень жидкости в тормозной системе, отключается колодка с проводами.
Теперь можно от обратного клапана вакуумника снять шланг, открутить два крепежа цилиндра к усилителю.
Теперь снимается стопорная пластина пальца. Его нужно поддеть отверткой. Затем выталкивается палец, он из металла, его легко вытащить, нажав снизу или сверху. Затем от педали отсоединяется толкатель усилителя.
Теперь нужно снять усилитель с кронштейна, предварительно отвернув два крепежа от кронштейна.
На этом процедура снятия вышедшего из строя вакуумного усилителя завершена. Новый узел устанавливается в обратной последовательности. Нужно точно соблюдать порядок. Ошибки – не допустимы. Операции установки выполняются до этапа обратного монтажа шумоизоляционного материала. Здесь нужно остановиться и протестировать усилитель в работе. Если результаты проверки – положительные, можно полностью завершать работы. Не нужно забывать о плавном ходе педали, он должен варьироваться в пределах между 3 и 5 сантиметрами.
Инструменты для замены вакуумного усилителя
Для замены потребуется:
- Набор ключей.
- Отвертки.
- Головки с воротком.
Процесс замены
Этапы проведения работ:
- Выкрутить все винты, которыми крепится термозащита.
Надо открутить кучу болтиков, которые указаны стрелочками. И снять защиту
Аналогичные работы потребуется провести и на правой части авто. Там придется снять бачок стеклоомывателя.
- После этого следует отсоединить провода от крышки тормозного бачка.
- Отсоединить обратный клапан вакуумника и открутить две гайки, которыми крепится главный тормозной цилиндр. После этого цилиндр следует отвести в сторону, так, чтобы не повредить на нем патрубки тормозной системы.
Две гайки крепления главного тормозного цилиндра к ВУТ
Отводим в сторону бачок главного тормозного цилиндра
Болты отмечены стрелочками. Можно снять вместе с педалью, тогда отсоедините и фишку на педали тормоза
Открутите шток с педали тормоза, если хотите снять только усилитель
Демонтаж шланга впускного коллектора ВУТ
Расположение гаек которые крепят кронштейн к штоку вакуумного усилителя
На этом работу можно считать завершенной.
Установка
Новый вакуумник установлен и готов к работе
Устанавливать новую запчасть надо в аналогичном порядке. После завершения работ надо проверить, как он функционирует. Если всё нормально, то следует продолжить сборку автомобиля.
Типовые поломки, их признаки
Вакуумный усилитель тормозов Калина выходит из строя по трем причинам:
- разгерметизация главной рабочей камеры;
- разгерметизация магистралей, обеспечивающих разрежение;
- нарушение функционального состояния рабочего клапана.
Вне зависимости от типа неполадки, «симптоматика» всегда одинаковая — чрезвычайно тугой выжим педали тормоза. Если при нажатии слышится явное шипение, это означает то, что система утратила герметичность. Еще один признак поломки вакуумного усилителя — резкое падение оборотов мотора при нажатии педали тормоза.
Обычно, на «Калине» герметичность нарушается в месте стыка шланга и штуцера; также для усилителя тормозов «Лады» характерно повреждение мембраны (в этом случае усилитель становится непригодным для ремонта, требуется замена).
Если усилитель дополнительно оснащен вакуумным насосом, то его поломка будет сопровождаться скрежетом при нажатии педали, прочими посторонними шумами.
Гидропривод тормозов Лада Калина, Гранта
Рис.34. Регулятор давления жидкости в задних тормозных механизмах Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
1 — серьга крепления упругого рычага к заднему мосту; 2 — фиксатор упругого рычага в серьге; 3 — упругий рычаг; 4 — кронштейн крепления регулятора; 5 — выступ регулировочного кронштейна пластины; 6 — болт переднего крепления регулятора; 7 — регулировочный кронштейн пластины; 8 — пластина; 9 — рычаг; 10 — регулятор; 11 — контрольное отверстие, закрытое заглушкой; 12 — стрелка на корпусе регулятора, указывающая направление потока жидкости в подсоединяемой трубке
Привод рабочей тормозной системы Лада Гранта/Калина гидравлический, состоит из педали тормоза, главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех рабочих тормозных цилиндров и регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах.
Главный тормозной цилиндр связан с рабочими цилиндрами тормозных механизмов колес металлическими трубками.
Внутренняя полость главного тормозного цилиндра поршнями делится на две отдельные камеры. Каждая из камер обслуживает свой контур. При нажатии педали тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, вытесняя под давлением жидкость из камер в тормозные трубки и далее в колесные тормозные цилиндры.
Благодаря тому, что камеры главного тормозного цилиндра Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 не сообщаются, при разгерметизации одного из контуров, второй тормозной контур остается работоспособным.
Усилие, прикладываемое к тормозной педали, увеличивается вакуумным усилителем, использующим разрежение, создающееся в ресивере при работе двигателя. Если в процессе движения автомобиля двигатель заглохнет, для остановки машины к педали тормоза придется прикладывать значительно большее усилие.
Трубки, идущие к рабочим цилиндрам задних тормозных механизмов, проходят через регулятор давления. При резком торможении, происходит увеличение нагрузки на переднюю ось автомобиля и уменьшение нагрузки на заднюю ось.
При этом сцепление с дорогой передних колес улучшается, а задних — ухудшается, и они легко блокируются, что делает заднюю ось автомобиля склонной к заносу.
Чтобы этого не происходило, регулятор давления при разгрузке задней оси ограничивает давление жидкости в цилиндрах задних тормозных механизмов и предотвращает их мгновенную блокировку.
В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое заглушкой. Подтекание жидкости из этого отверстия свидетельствует о негерметичности манжет регулятора и о необходимости его ремонта или замены.
Прокачка гидравлического привод тормозов Лада Гранта/Калина
Прокачку гидравлического привода тормозной системы Лада Гранта/Калина проводим после его ремонта, повлекшего нарушение герметичности системы и при подозрении на попадание в систему воздуха.
В последнем случае сначала следует определить и устранить причину попадания воздуха в гидравлический привод и только затем приступать к его прокачке.
Наличие воздуха в гидравлическом приводе тормозной системы определяется по «поведению» педали тормоза: она становится «мягкой» (не ощущается упор в конце хода педали) и опускается ниже своего обычного положения.
— Отсоединяем колодку жгута проводов от разъема датчика недостаточного уровня тормозной жидкости и снимаем крышку бачка.
— Во избежание попадания воздуха в гидравлический привод тормозной системы Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 во время прокачки привода следим за тем, чтобы уровень тормозной жидкости в бачке не опускался ниже отметки MIN.
— Если задняя ось автомобиля вывешена (автомобиль находится на подъемнике или установлен на подставках), регулятор давления перекроет путь тормозной жидкости к задним колесным цилиндрам. Поэтому для прокачки задних колесных цилиндров необходимо открыть клапан регулятора.
— Для открытия клапана регулятора давления вставляем лезвие шлицевой отвертки между рычагом и пластиной, утапливая шток регулятора.
— Очищаем штуцер тормозного цилиндра заднего правого колеса Лада Гранта/Калина и поверхность вокруг него от грязи.
— Снимаем защитный резиновый колпачок со штуцера прокачки.
— Надеваем на штуцер прокачки специальный или накидной ключ на 8 мм, а затем прозрачную виниловую трубку (диаметр трубки должен быть таким, чтобы она плотно сидела на штуцере). Другой конец трубки опускаем в прозрачную емкость, частично заполненную тормозной жидкостью.
— Помощник несколько раз нажимает педаль тормоза и после последнего нажатия удерживает педаль в нижнем положении.
— Ослабив затяжку штуцера, отворачиваем его приблизительно на пол-оборота до начала выхода жидкости из штуцера.
— После того как тормозная жидкость перестанет выходить из трубки, заворачиваем штуцер.
— Помощник опять несколько раз нажимает педаль и удерживает ее в нажатом положении.
— Прокачку проводим до тех пор, пока не прекратится выход тормозной жидкости с пузырьками воздуха из штуцера цилиндра, после чего окончательно затягиваем штуцер.
— Снимаем со штуцера виниловую трубку и накидной ключ, надеваем на штуцер защитный резиновый колпачок.
— Далее прокачиваем тормозной цилиндр переднего левого колеса.
— Аналогичным образом прокачиваем цилиндры второго контура: заднего левого и переднего правого колес в указанной очередности, следя за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.
— Нажав педаль тормоза, проверяем работу гидропривода и отсутствие подтекания жидкости из штуцеров прокачки. Если педаль «мягкая» или она опускается ниже своего обычного рабочего положения, повторно убеждаемся в герметичности системы и повторяем прокачку гидропривода.
Замена главного тормозного цилиндра Лада Гранта/Калина
— Снимаем аккумуляторную батарею.
— Снимаем шланг подвода воздуха к дроссельной заслонке.
— Резиновой грушей или шприцем отбираем тормозную жидкость из бачка главного тормозного цилиндра.
— Ослабляем затяжку штуцеров четырех тормозных трубок главного тормозного цилиндра. Рожковым ключом на 10 мм полностью выворачиваем штуцеры четырех трубок.
— Осторожно, не изгибая сильно трубки, отводим их от главного тормозного цилиндра.
— Отворачиваем две гайки крепления главного тормозного цилиндра Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 к корпусу вакуумного усилителя.
— Главный тормозной цилиндр в сборе с бачком снимаем с вакуумного усилителя
— При необходимости освободив два фиксатора, выводим патрубки бачка из резиновых уплотнительных втулок.
— Собираем и устанавливаем главный тормозной цилиндр в обратной последовательности.
— Перед установкой бачка на новый тормозной цилиндр смачиваем патрубки бачка чистой тормозной жидкостью.
— Штуцеры тормозных трубок затягиваем специальным ключом.
— Заполняем бачок свежей тормозной жидкостью, и прокачиваем гидравлический привод тормозной системы.
— Проверяем отсутствие утечек жидкости в местах подсоединения тормозных трубок к главному тормозному цилиндру.
Замена вакуумного усилителя тормозов Лада Гранта/Калина
— Отворачиваем две гайки крепления главного тормозного цилиндра к корпусу вакуумного усилителя.
— Осторожно, не изгибая сильно трубки, отводим цилиндр вперед и снимаем его со шпилек вакуумного усилителя.
— Извлекаем штуцер обратного клапана из отверстия вакуумного усилителя.
— Под панелью приборов снимаем пружинный фиксатор с пальца штока вакуумного усилителя и извлекаем палец.
— Отворачиваем две гайки крепления кронштейна вакуумного усилителя к кузову автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
— Устанавливаем усилитель в обратной последовательности.
— Устанавливаем на место главный тормозной цилиндр
— Проверяем работу вакуумного усилителя.
— Проверяем работоспособность гидропривода тормозов, при необходимости прокачиваем систему.
Замена регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах Лада Гранта/Калина
— Очищаем регулятор давления и механизм привода регулятора от грязи.
— Обрабатываем ввернутые в регулятор штуцеры тормозных трубок проникающей смазкой.
— Шлицевой отверткой отгибаем края фиксатора рычага.
— Выводим рычаг из серьги.
— К регулятору подходят четыре тормозные трубки: две подводящие (от главного тормозного цилиндра) и две отводящие (к рабочим цилиндрам). На корпусе регулятора имеются рельефные стрелки, указывающие места подсоединения подводящих и отводящих трубок. Для облегчения сборки помечаем порядок подсоединения тормозных трубок к регулятору.
— Специальным ключом ослабляем затяжку штуцера тормозной трубки, подходящей к регулятору давления с торца, удерживая наконечник регулятора рожковым ключом на 21 мм.
— Специальным ключом ослабляем затяжку штуцеров трех тормозных трубок, подходящих к регулятору сбоку.
— Окончательно отворачиваем штуцеры рожковым ключом того же размера.
— При отсоединении трубок от регулятора следите за тем, чтобы трубки не вращались вместе со штуцерами. Если трубки «закисли» в штуцерах, замените их.
— Отворачиваем две гайки крепления кронштейна регулятора к кузову автомобиля Лада Гранта/Калина.
— Снимаем регулятор давления в сборе с кронштейном и упругим рычагом.
— Отворачиваем болт заднего крепления регулятора к кронштейну.
— Отворачиваем болт переднего крепления регулятора.
— Снимаем кронштейны и рычаги с регулятора.
— Собираем и устанавливаем регулятор в обратной последовательности.
— Подсоединяем тормозные трубки в соответствии с нанесенными при разборке метками.
— Затягиваем штуцеры трубок специальным ключом.
— Прокачиваем гидравлический привод тормозной системы.
— Регулируем привод регулятора давления.
Вакуумный усилитель тормоза
Снятие
Внимание:
При снятии вакуумного усилителя тормозов, главный цилиндр гидропривода тормозов не отсоединять от гидросистемы, во избежание попадания в нее воздуха.
Установить автомобиль на рабочий пост, затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание.
Открыть капот, отсоединить клеммы «плюс» и «минус» от аккумуляторной батареи (ключ гаечный 10).
Отвернуть две гайки, снять планку, две стяжки и аккумуляторную батарею (головки сменные 10, 13, удлинитель, ключ трещоточный).
Отвернуть две гайки крепления 1, рисунок 7, главного цилиндра тормозов 2 к вакуумному усилителю тормозов 4, снять главный цилиндр тормозов со шпилек вакуумного усилителя и отвести в сторону, осторожно, не повредив трубопроводы (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный).
Отсоединить от вакуумного усилителя тормозов шланг отбора разрежения (отвертка плоская).
Рисунок 7 – Вакуумный усилитель тормозов и главный цилиндр тормозов:
- гайка крепления главного цилиндра тормозов к вакуумному усилителю тормозов
- главный цилиндр тормозов
- бачок главного цилиндра тормозов с датчиком аварийного уровня тормозной жидкости
- вакуумный усилитель тормозов
Удалить скобу стопорную, извлечь палец из отверстий педали тормоза и толкателя вакуумного усилителя тормозов (отвертка плоская, плоскогубцы).
Отвернуть две гайки крепления вакуумного усилителя к щитку передка кузова автомобиля и снять вакуумный усилитель тормозов (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный).
Установка
Примечание:
Предварительно нанести на сопрягаемую поверхность вакуумного усилителя и кузова жидкий герметик ПС 1 ТУ 2252-003-11512695-99.
Установить на место вакуумный усилитель тормозов 4, рисунок 7, завернуть две гайки крепления вакуумного усилителя к щитку передка кузова автомобиля.
Примечание:
Момент затяжки гаек крепления вакуумного усилителя: от 21 до 24 Н · м. (от 2,1 до 2,4 кгс · м).
Установить палец в отверстие толкателя вакуумного усилителя тормозов и педали тормоза, надеть скобу стопорную.
Присоединить шланг отбора разрежения к вакуумному усилителю тормозов.
Осторожно, чтобы не повредить трубопроводы, установить главный цилиндр тормозов на шпильки вакуумного усилителя тормозов, завернуть две гайки крепления 1, рисунок 7, главного цилиндра тормозов к вакуумному усилителю тормозов.