6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маз 500 технические характеристики. Технические характеристики МАЗ-500А ‘1970–77

Самосвал МАЗ-500

Самосвал МАЗ-500 является одним из базовых автомобилей советского времени. Многочисленные переработки и модернизация техники дали жизнь десяткам новых автомобилей. Сегодня МАЗ-500 с самосвальным механизмом кузова снят с производства и заменен более совершенными с точки зрения комфорта и эффективности моделями. Однако техника продолжает эксплуатироваться на территории России.

Самосвал МАЗ-500. Технические характеристики МАЗ-500

Первые образцы самосвала МАЗ-500 с кабиной над двигателем были собраны в ноябре 1958 года. Дизель ЯМЗ-236 для этой машины ещё серийно не выпускался Ярославским моторным заводом, где первый, ещё экспериментальный, четырёхтактный дизель был изготовлен в декабре 1958 г. Серийный же выпуск шестицилиндрового (11 150см3, 180л. с. при 2100 об/мин) V-образного ЯМЗ-236 начался только в октябре 1961 г.

Пока шла доводка нового самосвала МАЗ-500, завод с 1962 г. освоил производство переходной машины МАЗ-200П с дизелем ЯМЗ-236. Её снаряжённая масса чуть меньше, чем у МАЗ-200,- 6300 кг, остальные показатели — идентичны.

Пробная сборка МАЗ-500 на конвейере состоялась в марте 1963 г., а через два года — в марте 1965 г. началось производство новой машины, а в декабре того же года конвейер покинул последний МАЗ-200П.

Самосвал МАЗ-500 явился в техническом отношении большим шагом вперёд по сравнению с МАЗ-200. И не только благодаря компоновке с кабиной над двигателем, позволившей при уменьшении на 290 мм общей длины установить грузовую платформу длиннее на 310 мм и перевозить на 500 кг. больше груза. Переход на принципиально новую конструкцию без унификации с прежней, устаревшей, открыл возможность внедрить немало прогрессивных технических решений. В их числе — планетарные редукторы в ступицах задних колес, бездисковые колеса, гидроусилитель руля, телескопические амортизаторы, откидывающаяся вперёд кабина.

Характеристика МАЗ-500

Самосвал МАЗ-500 имел грузоподъёмность 7500 кг благодаря мощному четырёхтактному дизелю ЯМЗ-236 и мог буксировать прицеп полной массой 12000 кг, преодолевать подъёмы крутизной 14°, развивать скорость до 75 км/ч. И, что немаловажно, эксплуатационный расход топлива им составлял 25 л /100 км, в то время как у его предшественника МАЗ-200 он был на 10% больше.

Габариты МАЗ-500: длина — 7330 мм, ширина — 2650 мм, высота — 2640 мм; база — 3850 мм; колея колес: передних -1950 мм, задних — 1900 мм; дорожный просвет — 270 мм; погрузочная высота — 1450 мм.

После модернизации с 1970 г. на смену МАЗ-500 пришёл МАЗ-500А. У него двигатель остался неизменным, но прежняя коробка передач уступила место более совершенной, тоже с пятью ступенями. Благодаря иным передаточным числам в сочетании с изменённым передаточным числом заднего моста она обеспечила автомобилю более высокие тяговые качества. Возросла и наибольшая скорость — до 85 км/ч.

Вместе с новой коробкой передач МАЗ-500А обрёл новое, уже двухдисковое, сцепление, радиальные шины размером 11,00-20″ вместо прежних 12,00-20″, получил ряд усовершенствований, позволивших поднять грузоподъемность до 8000 кг. При этом несколько возросла снаряженная масса — до 6600 кг. Модернизация сказалась на габаритах: длина стала меньше — 7140 мм, ширину привели в соответствие с европейскими нормами — 2500 мм.

Двухосные автомобили МАЗ-500А, благодаря своим высоким эксплуатационным показателям, снискали высокую репутацию среди автотранспортников. Труд работников МАЗа по созданию и организации производства этих машин в 1970 г. отмечен Государственной премией СССР.

Технические характеристики тягача

Основные размеры

  • Д х Ш х В — 7,1 х 2,6 х 2,65 м,
  • колесная база — 3,85 м,
  • задняя колея — 1,9 м,
  • передняя колея — 1,950 м,
  • дорожный просвет — 290 мм,
  • размеры платформы — 4,86 х 2,48 х 6,7 м,
  • объем кузова — 8,05 м3.

Грузоподъемность и масса

  • грузоподъемность — 7,5 т, (у ЗИЛ-157 – 4,5т)
  • собственная масса — 6,5 т,
  • максимальная масса прицепа — 12 т,
  • полная масса — 14,8 т.

Для сравнения можете ознакомиться с грузоподъемностью БелАЗа.

Эксплуатационные характеристики

  • максимальная скорость — 75 км/ч,
  • тормозной путь — 18 м,
  • мощность – 180 л. с.,
  • объем двигателя – 11,1 л,
  • объем бензобака – 175 л,
  • расход топлива — 25 л/100 км,
  • радиус разворота — 9,5 м.

Модификации и улучшения

МАЗ-500 сталь столь же универсальным агрегатом, что и «200». Модификаций было множество. Для самых различных целей разрабатывались и разрабатывались новые версии:

  • МАЗ-500Ш – улучшенное шасси для грузового отсека. Кроме кузова устанавливались такие модули как: бетономешалка и топливозаправщик;
  • МАЗ-500В – армейская версия, разработанная для транспортировки грузов и личного состава. Была переработана подвеска, и появились направляющие для тента. Кузов был разработан цельнометаллический;
  • МАЗ-500Г – данная модификация была выпущена ограниченной серией, и встречается крайне редко. Разработана для транспортировки крупногабаритного груза;
  • МАЗ-500С – для северной части СССР машину оборудовали дополнительными средствами обогрева, а саму кабину более тщательно утеплили. Также в мотор был встроен пусковой подогреватель. На случай плохой видимости в полярных условиях присутствовали дополнительные прожекторы. Позднее модель переименовали в МАЗ-512;
  • МАЗ-500Ю – обратная «500С». Предназначалась для работы в жарких условиях. Оборудована дополнительной вентиляцией и термоизоляцией кабины. Сейчас именуется как МАЗ-513;
  • МАЗ-500А – более совершенная базовая вариация. В габаритах стала уже для соответствия требованиям экспорта. Механическая часть была оптимизирована в коробке переключения передач. Внешне разработчики изменили только радиаторную решетку. Стала машина мощнее, максимальная скорость теперь была 85 км/ч. А вес перевозимого груза увеличился до 8 тонн. Модификация вышла с конвейера в 1970 году;
  • МАЗ-504 – тягач на двух осях. Основным отличием был дополнительный топливный бак на 175 литров;
  • МАЗ-504В – модификация имела более мощный двигатель – ЯМЗ-238. Сил в нем было 240, что существенно увеличивало его перевозную способность. Помимо загруженного кузова мог тянуть полуприцеп общим весом до 20 тонн;
  • МАЗ-503 – самосвал. Полностью все элементы корпуса уже были сделаны из метала. Предназначался для эксплуатации в карьерах;
  • МАЗ-511 – самосвал. Отличительной способностью являлась боковая разгрузка. Редкая модель, так как выпуск был ограниченный;
  • МАЗ-509 – лесовоз. Улучшенная трансмиссия — двухдисковое сцепление, увеличенное число ступеней КПП и редуктор в переднем мосту;
  • МАЗ-505 – экспериментальная военная версия. Отличалась полным приводом;
  • МАЗ-508 – седельный тягач с полным приводом. Ограниченная серия.
Читать еще:  Самые быстрые машины в Forza Horizon 4

Так как грузовики из серии «500» отлично сохранились, их до сих пор можно встретить на различных предприятиях. По большинству бывших советских республик еще колесят МАЗ-500 70-х годов производства. Цена на модели с пробегом сейчас в диапазоне 150-300 тысяч русских рублей.

Апгрейд

Особые любители МАЗ-500 модифицирую его до сих пор. Для увеличения мощности ставится ЯМЗ-238. Соответственно, приходится и менять коробку, так как необходимо наличие делителя. Если же модель полноприводная, то раздатка также подвергается модификации. Замена коробки также требуется для меньшего расхода топлива (без замены до 35/100). Конечно, апгрейд «влетает в копеечку», но отзывы говорят о том, что оно того стоит. Улучшают и задний мост, точнее, просто меняют его на более современный и ставят новые амортизаторы.

В случае с кабиной список будет очень длинным. Обустройство может включить в себя все — от занавесок и сидений до подогрева и электрооборудования. Есть, даже, те, кто ставит кондиционер. Назначения, в которых используется МАЗ-500, настолько широки, что их невозможно перечислить без отдельной статьи. Уникальность этого грузовика уже внесла его в историю Минского автозавода и советского автопроизводства. Однако, он до сих пор выполняет задачи с требованиями гораздо выше тех, которые были при его создании.

Устройство

МАЗ 5335 имеет схожую с МАЗ 550А конструкцию. Переднее расположение мотора и задний привод увеличивают проходимость машины. Автомобиль построен на основе колесной схемы 4 на 2, но оборудован удлиненными передними рессорами и доработанными телескопическими амортизаторами. За счет этого транспорт без груза уверенно держит прямую полосу при движении. Среди других конструкторских находок значится модернизированный задний мост, сделанный так, что при смене числа зубьев в колесных редукторах и размерности шин можно поменять передаточное число.

На всех модификациях используется 5-ступенчатая механическая КПП ЯМЗ-236 с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах и 3-ходовой схемой. Применение в трансмиссии сухого 2-дискового сцепления обеспечивает плавность и четкость переключения скоростей. Передаточное число главной пары – 4,89. У главной передачи в колесных ступицах присутствуют планетарные редукторы. Рычаг выбора скорости располагается на полу справа от водительского кресла. Новая коробка передач позволила нарастить ресурс работы машины до 320000 км и сократить трудоемкость обслуживания.

МАЗ 5335 оказался одним из первых продуктов Минского автозавода с 2-контурной тормозной системой, дополненной раздельным приводом по осям. Нововведение положительно сказалось на безопасности движения и позволило увеличить скорость. В основе тормозной системы по-прежнему лежали барабанные механизмы.

Конструкция МАЗ 5335 была доработана для соответствия международным требованиям. Фары установили в ниши бампера, что улучшило освещение пространства перед автомобилем. Благодаря новому расположению ослепление водителей встречного транспорта не происходило. Указатели поворота сохранили прежнее место, а радиаторная решетка преобразилась, увеличившись в размерах.

3-местная кабина была довольно просторной, хотя и предоставляла минимум комфорта. Сиденья монтировались на рессоры, компенсирующие вибрации, возникающие при движении по неровностям. Для водительского кресла была доступна настройка дистанции до передней панели и регулировка угла наклона спинки. За креслами имелась возможность оборудования спального места. Кондиционер в МАЗ 5335 не устанавливали, потому в жаркую погоду единственным спасением было открытие форточек. Отопитель значился в базовом исполнении и отличался высокой эффективностью. С ним водителю машины не страшны были даже сильные морозы. Наличие гидроусилителя руля упрощало управление автомобилем. У рулевого механизма имелся собственный масляный бак на 5 л. Долив смазывающей жидкости при нормальной работе выполнялся 1 раз за 100000 км.

Кузов МАЗ 5335 подвергся серьезным изменениям. На машину устанавливали платформу с металлическими бортами (ранее использовались деревянные борта). Однако низкое качество металла и покраски приводило к быстрому появлению коррозии.

1965–19701970–1977основныерасположение руляслеваколичество дверей2количество мествсего32из них неполноценных

Советский 7.5-тонный грузовой автомобиль МАЗ-500, серийно выпускавшийся Минским автозаводом с 1963 по 1977 годы. Благодаря своей неприхотливости, простоте в эксплуатации, надежности, высокой проходимости и живучести, машина приобрела славу «неубиваемой» легенды советского автопрома. Автомобиль, ставший первенцем среди грузовиков бескапотной компоновки в СССР, выпускался в ряде модификаций, чтобы максимально расширить сферы его эксплуатации.

Читать еще:  Список авто с оцинкованным кузовом и различными способами нанесения покрытия

Содержание:

История модели

Предшественником «пятисотки» стал 7-тонный грузовик МАЗ-200, разработанный ярославскими автомобилестроителями еще в годы Великой Отечественной войны. К началу 60-х годов грузовик технически и морально устарел, уступая по всем характеристикам западным аналогам.

Специалисты Минского автозавода с середины 20 века приступили к проектированию новой модели МАЗ-500, а в 1961-м году на заводе была собрана пилотная партия грузовиков, включающая больше ста машин, выполненных в двух модификациях.

Особенностью нового автомобиля стала его бескапотная компоновка с расположением кабины над двигателем. Отметим, что подобная компоновка к тому времени уже был обычной практикой для западного автопрома. Однако в СССР эта идея долгое время не внедрялась из-за отсутствия в стране широкой дорожной сети с твердым покрытием. Автомобили МАЗ-500 с завышенной нагрузкой на переднюю пару считались менее приспособленными для передвижения по грунтовым дорогам. К началу 60-х годов ситуация с дорогами в стране улучшилась, и конструкторы МАЗа, несмотря на неоднозначное отношение и даже сопротивление скептиков, реализовали идею грузовика с бескапотной компоновкой. Примечательно, что окончательное решение по запуску грузовика в серийное производство принимало партийное руководство Белоруссии.

«Пятисотка» стала для своего времени весьма инновационной и технологичной моделью, в конструкции которой были реализованы передовые идеи мирового грузового автомобилестроения. Так, в числе прочего, автомобиль получил цельнометаллическую кабину со спальным отсеком для водителя, бездисковые колеса, увеличенную грузовую платформу, двухскоростную заднюю пару, мощный и экономичный 180-сильный дизельный двигатель.

С 1963 года на заводе стартовало мелкосерийное производство новых грузовых машин МАЗ-500. Тщательный анализ их опытной эксплуатации в экстремальных условиях Крайнего Севера, высокогорья, песчаных и каменистых пустынь позволил специалистам внести в конструкцию доработки, и запустить преодолевшую «детские болезни» модель в серию в начале 1965 года. Для налаживания бесперебойного выпуска новой автомашины на Минском автозаводе была проведена широкомасштабная реконструкция мощностей, благодаря чему уже в 1967 году предприятие сумело выйти на плановую мощность, наладив ежегодный выпуск 24 тысяч автомобилей.

Модификации МАЗ-500

На платформе был налажен выпуск целого семейства автомобилей различного назначения, базовыми из которых стали бортовой грузовик, седельный тягач и самосвал.

Базовой моделью семейства стал бортовой грузовик с деревянной платформой, усиленной стальным каркасом. Бортовой грузовик с цельнометаллической платформой получил индекс МАЗ-500В, а МАЗ-500-Ш выпускался в качестве шасси для установки всевозможных надстроек.

Самосвалы МАЗ-500С, выпускались в базовой версии и в варианте для перевозки каменистых пород.

Седельные тягачи, под индексом МАЗ-504, производились в двухосной и трехосной версиях, также выпускались тягачи для эксплуатации в составе автопоездов, буксирования прицепов и полуприцепов.

Отдельные партии грузовиков выпускались в специальном северном и тропическом вариантах. Также на заводе была произведена специальная партия полноприводных грузовиков МАЗ-505 для Вооруженных сил СССР.

На Минском автозаводе действовал отлично оснащенный экспериментальный участок, благодаря чему автомобиль постоянно совершенствовался, а на его базе создавались многочисленные мелкосерийные модификации, необходимые для разных отраслей народного хозяйства и армии.

В 1970 году в серию была запущена обновленная модель МАЗ-500А с увеличенной на 10 см. колесной базой, доведенной до 8 тонн грузоподъемностью и возросшей до 85 км/час максимальной скоростью. Размеры и светотехническое оборудование автомобиля были приведены в соответствие с действующими евростандартами. Определенные изменения произошли и в дизайне грузовика.

Обновленная модель продержалась на главном конвейере Минского автозавода до 1977 года, когда на ее смену пришло новый модельный ряд грузовых автомобилей МАЗ-5335.

Кабина

Из-за неординарного для того времени дизайна кабины с обтекаемыми формами и плавными обводами «пятисотка» получила среди шоферов неофициальные прозвища «глобус» и «лобастый».

Внешними доминантами кабины МАЗ-500 стали масштабная облицовка радиатора с вертикально расположенными ребрами и кожух, закрепленный на задней стенке.

Цельнометаллическая кабина, расположенная над моторным отсеком, выпускалась в трехместной версии для транспортников и тягачей, а самосвалы оснащались двухместной кабиной. Салон отличался достаточным уровнем комфорта, удачной компоновкой органов управления и приборной панели, отличным обзором, удобными креслами.

Автомобили, предусмотренные для выполнения дальнемагистральных рейсов, оснащались регулируемыми подрессоренными креслами, модернизированной приборной панелью, улучшенной шумо- и термоизоляцией, шторами и противобликовыми козырьками, оптимизированным спальным отсеком с системой освещения, мощным отопителем. В целом, по уровню комфорта кабина МАЗ-500 мало в чем уступала зарубежным конкурентам.

Кабина располагалась над двигательным отсеком и была оснащена системой откидывания вперед. При ремонте и обслуживании двигателя кабина откидывалась вперед на 45 градусов и удерживалась в необходимом положении с помощью уравновешивающих ее пружин.

Сама кабина была построена на основании поперечной рамы с двумя литыми кронштейнами, сочлененными по оси с проушинами расположенной рядом пары кронштейнов.

Двигатель и коробка передач

ХарактеристикиПоказатели
Максимальная скорость, км/ч85
ДвигательДизельный
Рабочий объем, см311150
Мощность, л.с. / оборотах180/2100
Момент, н·м / оборотах667/1500
Расход комби, л на 100 км25.0
Тип коробки передачМеханическая, 5 передач
ПриводЗадний

Специально для новой модели грузовика ярославскими моторостроителями был построен дизельный двигатель ЯМЗ-236. Этим простым и надежным мотором оснащалось большинство грузовиков МАЗ-500 базовой версии «пятисотого» семейства. 6-цилиндровый 4-тактный силовой агрегат с V-образным расположением цилиндров имел рабочий объем 11 литров и обладал номинальной мощностью в 180 лошадей.

Новый двигатель обладал высокими характеристиками – большой мощностью, топливной эффективностью, надежностью и большим межремонтным ресурсом.

Оптимальное расположение основных узлов и агрегатов двигателя обеспечивали удобный доступ для их обслуживания и ремонта. В передней части мотора устанавливались компрессор, генератор и три фильтра масляной системы. В торцевой части находится вентилятор, а снизу расположены насосы охладителя и гидроусилителя руля. Здесь же установлен предпусковой обогреватель силового агрегата МАЗ-500. В развале цилиндров находятся насос высокого давления и насос подкачки топлива.

Эффективность двигателя была обусловлена наличием неразделенной камеры сгорания в поршнях, обеспечивающей смесеобразование и эффективное сгорание топлива.

В отличие от предыдущих моделей, в двигателе ЯМЗ-236 реализована более надежная компоновка топливной аппаратуры. Насосы высокого давления, собранные в единый блок, отделены от топливных форсунок, находящихся на головках цилиндров и соединенных с насосом посредством топливопроводов.

Позже версии повышенной грузоподъемности стали комплектоваться более мощными 8-цилиндровыми 240-сильными двигателями ЯМЗ-238.

МАЗ-500 комплектуется трехходовой 5-ступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Главная передача ведущих мостов представляет собой конструкцию с планетарными редукторами, установленными на ступицах колес. Конструкция включает пару конических шестерен с зубом спиральной конфигурации. Конструкция дифференциала коническая, с четырьмя сателлитами.

Шасси

Грузовики построены на базе стальной рамы с клепаными соединениями продольных швеллерных лонжеронов и пяти поперечин. К передней части рамы крепится стальной буфер, а на задней поперечине расположен буксирный крюк с защелкой.

Конструкция передней оси МАЗ-500 – стальной кованый двутавр, подвешенный к раме через полуэллиптические рессоры. На законцовках передней оси закреплены поворотные кулачки с цапфами, к которым крепятся бездисковые литые ступицы колес.

Передние рессоры МАЗ-500 крепятся к передней оси через стремянки. Передняя законцовка рессоры соединяется с рамой посредством пальца, находящегося в ушке рессоры.

Задний мост крепится к раме через пары полуэллиптических рессор с подрессорниками.

Колеса заднего моста сдвоенные, ободы колесной пары закреплены на ступице специальными прижимами. Между ободами установлено распорное кольцо.

Автомобили семейства комплектуются основной, рабочей системой колодочных тормзов с пневмоприводом и резиновыми диафрагмами на все колеса, а также ручным (стояночным) тормозом, воздействующим на трансмиссию. Стояночный тормоз колодочной конструкции закреплен на фланце ведущей шестерни заднего моста МАЗ-500. Помимо того, грузовики снабжены моторным тормозом с передвигающейся заслонкой, позволяющим притормаживать разогнавшуюся машину при передвижении по затяжным спускам.

На автомобилях установлен рулевой механизм с гидроусилителем и автономным силовым цилиндром. Конструкция реализована в форме винта с гайкой и плавающими между ними шариками, а также реечной планкой с зубчатой передачей.

Гидроусилитель включает в себя лопастной насос, распределитель с золотниковым механизмом и силовой цилиндр. Насос гидроусилителя расположен на левой стенке силового агрегата. Он приводится в действие ременной передачей, соединенной со шкивом коленвала. Распределитель управления и силовой цилиндр соединены в единый агрегат. К распределительному каналу проведены маслопроводы.

Преимущества и недостатки МАЗ-500

Как было отмечено выше, «пятисотка» отличалась своей надежностью и простотой. Именно благодаря этим качествам в 60-70 годы она стала самой востребованной моделью грузовиков в СССР и ряде других стран. Опытные водители отмечали, что вывести из строя автомобиль невозможно – даже с целым «букетом» неисправностей машина была способна выполнять свои основные функции. Достаточно сказать, что даже при полном выходе из строя всего электрооборудования, двигатель можно было запустить посредством ручного толкача и продолжить рейс. Кстати, это свойство МАЗ-500 высоко ценилось военными – с отключенными электроприборами автомобиль было невозможно демаскировать посредством радиопомех.

Не лишена была «пятисотка» и недостатков, среди которых можно отметить высокий расход топлива в загруженном состоянии, недостаточная маневренность, частые поломки гидроусилителя руля, тяжелое переключение скоростей, недостаточно комфортная, «спартанская» кабина.

За годы серийного производства с конвейера Минского автозавода сошло огромное количество всевозможных версий и модификаций. Несмотря на свой более чем солидный возраст, немало «пятисоток» и сегодня остается в строю – многие водители предпочитают их более современным моделям. Своим поразительным «долголетием» МАЗы 500 обязаны инженерам и конструкторам, которые еще на этапе проектирования и разработки заложили в машину огромный задел надежности и живучести, позволивший их детищу оставаться в строю на протяжении нескольких десятилетий.

Видео

Для своего времени МАЗ-5335 был достаточно прогрессивным. Конструкторы внесли немало улучшений, за которые впоследствии им были благодарны и те, кто водит эти машины, и те, кто их эксплуатирует. «Пятисотое» семейство стало одним из самых массовых в Советском Союзе. «Лобастые» минские грузовики были повсюду, включая Крайний Север и Среднюю Азию.

Хотя, конечно, не обошлось и без недостатков, к числу которых относятся в первую очередь жёсткая подвеска, неудачная система отопления и чрезмерно шумный дизель.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector