30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Золотой век наступившего будущего: история летающих автомобилей (1890-1968)

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ

Сегодня почти четверть вредных выбросов в атмосферу создает глобальный транспортный сектор. В связи с этим во всем мире активно внедряются новые стандарты, требующие использования экологически чистых видов транспорта. На улицах крупнейших городов уже курсируют сотни тысяч электробусов, и их количество неуклонно растет. Российская столица не отстает от мирового тренда – уже сейчас по московским дорогам можно прокатиться на электробусах, а с 2021 года столичные власти и вовсе планируют отказаться от закупок дизельных автобусов. Планы по внедрению электробусов озвучили и десятки других городов России.

О том, как использование современного электротранспорта улучшает экологическое благополучие и сколько еще электробусов выйдет на столичные маршруты – в нашем материале.

Золотой век наступившего будущего: история летающих автомобилей (1890-1968)

Еще до того, как братья Райт совершили свой первый полет в 1903 году, люди широко представляли себе будущее, в котором летающие автомобили – или аэрокары – это жизненная реалия, которая избавит общество от дорожных заторов и суеты.

Первый патент на аэрокар запросил Джон Эмори Гарриман в 1910 году, но его автомобиль так и не был построен.

Год спустя Уолдо Уотерман спроектировал машину под странным названием «Waterman Whatsit». Она оставалась недостроенной до 1932 года, затем изобретатель переработал её и переименован в «Arrowplane», а ещё позже в «Arrowbile». В 1937 году этот проект стал первым летающим автомобилем.

«Помяните мое слово: сочетание самолета и автомобиля придет. Вы можете улыбаться, но оно все равно придет.
Генри Форд, 1940

Ноябрь 1947
Летающий автомобиль ConVairCar Model 118 во время испытательного полета. Гибридное авто разработал Теодор П. Холл для компании Consolidated Vultee Aircraft из Сан-Диего, штат Калифорния, но машина так и не поступила в серийное производство. При тестировании пилот был вынужден совершить аварийную посадку, когда в транспортном средстве неожиданно закончилось топливо – он ориентировался на топливный датчик автомобиля, а не самолёта.
Фото: FPG / Hulton Archive / Getty Images

1890
Компания «Au Bon Marche» выпустила в Париже это забавное футуристическое объявление примерно в 1890 году.
Фото: Transcendental graphics / Getty Images

«К 1953 году автомобили устареют, потому что самолёты будут курсировать по земле, а также летать над ней».
Сэр Филипп Гиббс, «Послезавтра: Что будет с миром», 1928.

Апрель 1924
Автомобиль с крыльями и пропеллером, торчащим из решетки радиатора, на Таймс-Сквер, Нью-Йорк. Это изобретение A. Х. Рассела из города Натли, Нью-Джерси.
Фото: Hulton Archive / Getty Images

1924
Машина А.Х. Рассела, вид сбоку.
Фото: Ullstein Bild / Getty Images

1928
Этот аэрокар с неподтвержденной способностью летать теоретически имел тройную функцию: автомобиль, самолет и лодка.
Фото: Keystone / Getty Images

1937
Задняя часть аэромобиля Уотермана, крылья удалены.
Фото: Sdasm Archives

1937
Аэромобиль Уотермана в полете.
Фото: Sdasm Archives

«Вместо автомобиля в каждом гараже, будет стоять «вертолет». Эти крошечные «вертолеты» будут заполнить небо, как велосипеды во времена нашей юности заполняли довоенные дороги».
Гарри Бруно, Aviation Publicist, 1943.

1937
Аэрокар Gwinn был разработан как небольшой, легкий в использовании, персональный биплан. Построили всего два таких аэрокара.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives

1937
Разработки резко прекратились, когда одна из двух единиц техники разбилась и погиб прославленный летчик Фрэнк Хоукс и его пассажирка Нэнси Лав.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives

Если говорить о «золотом веке летающих автомобилей», то он пришелся на 1940-е и 1950-е годы. В 1946 журнал LIFE написал об аэрокаре Роберта Фултона, что он может взлететь с взлетно-посадочной полосы у себя за домом и долетать до аэропорта Ла-Гуардия (в северной части Куинса в Нью-Йорке). Там машине удаляли крылья, хвост и пропеллер, а затем автолюбитель ехал на Бродвей, чтобы посмотреть шоу. Расстояние в 96.5 км (60 миль) преодолевалось всего за 25 минут.

У «Аэрофибии» (Airphibian) Фултона был существенный недостаток: крылья и хвостовую часть приходилось оставлять в аэропорту, а затем возвращаться, чтобы забрать их и лететь обратно домой.

То же самое можно сказать о ConVairCar Теодора Холла. Крылья и хвостовая часть прикреплялись к крыше прототипа, построенного в 1946 году. Были разработаны две модели Convair: 116 и улучшенная 118. Но интерес к ним оказался не так велик, и производственную программу пришлось свернуть.

Январь 1946
Авто NX59711 Теда Холла. Максимальная скорость движения достигала 60 миль в час, а скорость полета 110mph. Холл разработал его для десантников и спецназовцев.
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images

1947
Обломки разбившегося Convair Model 118, который совершил вынужденную посадку в Нэшнл-Сити, Калифорния.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives

1950
Модель воздушной машины фирмы «Stout» со снятыми крыльями припаркована у обочины дороги.
Фото: San Diego AIR & Space Museum Archives

Читать еще:  Ремонт Volkswagen Pointer (Фольксваген Поинтер) в Москве

«Ваш летающий автомобиль будущего – это уже настоящее».
Motor Trend Magazine, ноябрь 1957 год.

29 ноября 1966
У аэрокара Мултона Тейлора имелись крылья, которые можно было снять и сложить в буксируемый прицеп.
Фото: Уолт Уорон / The Enthusiast Network / Getty Images

Совсем недавние прототипы летающего автомобиля были построены с вентиляторами в кольцевом обтекателе и лётным модулем вертикального взлёта и посадки (СВВП). Но они столкнулись с (по-видимому) непреодолимыми проблемами: невыносимым шумом, высоким расходом топлива и запредельной ценой.

Пожалуй, безопасность была и остаётся величайшим камнем преткновения для производства летающих автомобилей. Люди с большим трудом и непостоянным успехом избегают аварий на суше, что уж и говорить о воздушном пространстве.

29 ноября 1966
«Аэрокар» Молтона Тейлора.
Фото: Стивен Келли / The Enthusiast Network / Getty Images

1968
Плакат с летающим автомобилем для детского музыкального фильма «Читти-читти бэнг-бэнг».
Фото: Movie poster image art / Getty Images.

Лидеры и новички мирового автопрома осознали, что будущее — за электрическими двигателями, и при государственной поддержке форсируют исторический переход на новую технологию. (19.10.2016)

Румынский изобретатель и пионер авиации Траян Вуя уехал в 1903 году из Будапешта в Париж, чтобы найти спонсоров для строительства своего первого «самолета-автомобиля». Французская академия наук отклонила его проект. Несогласный Вуя подал заявку на патент, который ему предоставили 17 августа 1903 года, и спустя почти три года все-таки пролетел на первом в истории моноплане с двигателем расстояние примерно 12 метров на высоте чуть более метра.

Идея объединить самолет и автомобиль появилась и у известного американского инженера и изобретателя Гленна Хаммонда Кертисса, строившего серийные гидросамолеты и тренировочные трипланы. Один из своих самолетов он снабдил съемными хвостом и крыльями, чтобы тот не только летал, но и ездил по дорогам.

«Автоплан Кертисса», 1928

Трехместный «автоплан Кертисса», представленный в 1917 году не столько летал и ездил, сколько прыгал по дорогам, считается, однако, прадедушкой современных летающих автомобилей. У Вуя и Кертисса появилось множество последователей, и дерзкая мечта за минувшие сто лет приобрела вполне реальные очертания.

Новая мания — пассажирские дроны

Современные разработки гибридной техники уже не считаются фантастикой. Инженеры, в чьем распоряжении имеются неизвестные в прошлом материалы и технологии, которые помогают оптимально сочетать достоинства автомобилей и самолетов или вертолетов в едином средстве передвижения, пророчат, что летающие машины заменят традиционные уже в ближайшем будущем.

Обожающий технические новшества Дубай, например, собирается вступить в фантастическое будущее уже в июле 2017 года, пишет журнал Der Spiegel. Одноместный летательный аппарат на колесах «Ehang 184» с виду похож на яйцо, оснащен восемью винтами, восемью электродвигателями и внутри напичкан электроникой. Работающее полностью в автоматическом режиме, это роскошное «летающее такси» взмывает в небо вертикально на высоту в 1000 метров, со скоростью 60 километров в час доставляет пассажира по месту назначения, которое он ранее выбрал на дисплее, и приземляется также быстро и мягко. Пассажирские дроны такого рода, как заверяют китайские разработчики, безопасны и абсолютно надежны: летают в любое время суток, в жару и при наличии ветра. Только во время грозы пользоваться «летающими такси» не рекомендуется. До 2030 года в Дубае каждая четвертая поездка будет совершаться на беспилотном полностью автоматизированном транспортном средстве, включая поезда без машинистов и воздушные такси без водителей.

Эскиз модели «Vahana», Airbus

В Европе царят примерно такие же настроения. Глава авиаконцерна Airbus Том Эндерс (Tom Enders) еще в 2016 году заявил, что подобная автономная летающая техника появится в городах уже в следующем десятилетии. «Это будет революция», — сказал он в интервью журналу Der Spiegel. Airbus строит свой «аппарат из будущего» в американской Кремниевой долине. Машина под названием «Vahana» с восемью винтами и складываемыми крыльями будет взлетать и приземляться вертикально, летать в автономном режиме, прилетать по вызову, для осуществления которого достаточно будет нажатия кнопки в программном приложении для смартфона. Пробный полет намечен на конец 2017 года, сдача в эксплуатацию — 2020 год.

Летающие такси

Машина вертикального взлета и посадки VTOL (vertical take-off and landing) считается на сегодняшний день самым перспективным направлением разработок. В Германии такой гибрид из вертолета и автомобиля построили и опробовали в полете уже год назад. «Volocopter» — сверхлегкий двухместный аппарат, похожий на вертолет, с 18 винтами и джойстиком для управления — разработал стартап из Карлсруэ. Лет через десять фирма намерена продавать по 10-20 тысяч волокоптеров в год по цене примерно 100 000 евро за штуку, сообщает журнал Der Spiegel.

Еще одна немецкая компания, Lilium Aviation, строит также на юге Германии летательный аппарат с электромотором, способный нести двух пассажиров на 36 винтах на расстояние в 300 километров. Пробных полетов этот аппарат пока еще не совершал и существует лишь в виде красивых компьютерных моделей. За фирмой, однако, стоят мощные спонсоры, включая европейское космическое агентство (ESA).

Читать еще:  ЛуАЗ-969: 5 причин покупать и не покупать

В США разработки летающих такси для городов ближайшего будущего также идет полным ходом, и за ними стоят как отдельные предприниматели-миллиардеры, так и корпорации масштабов Boeing.

Между тем, техническая сторона гибридной техники уже не вызывает сегодня больших проблем. Летающий автомобиль можно считать уже построенным и почти готовым к массовому производству. Другое дело — использование его в воздушном пространстве. До того, как первое летающее такси поднимется в воздух, должны будут разработаны и приняты законы и правила, регулирующие перемещение чудо-техники на земле и в воздухе. Ведь преимущество этого нового вида транспорта — невиданная ранее мобильность. Но ее надо сделать обозримой, предсказуемой и безопасной. Разработки ведутся и в этом направлении.

Как летающий транспорт изменит город

Летающие автомобили уже скоро могут стать реальностью — их разработкой занимаются десятки компаний, некоторые из них уже тестируют прототипы. Теперь вопрос не столько за технологиями как таковыми, сколько за составлением правил, обеспечением безопасности полетов и ценой такого рода аппаратов.

Не человек для транспорта, а транспорт для человека

Разговоры о том, что автомобили скоро начнут летать, идут не первый год. Но если раньше проблемой были технологии, то теперь ситуация изменилась: все больше компаний-разработчиков заявляют о том, что начали тестировать свои летательные аппараты. Так что уже скоро города смогут выглядеть как в «Пятом элементе» или «Бегущем по лезвию» (кстати, действие в нем происходит уже в прошлом, 2019 году) — с воздушными такси и летающими автомобилями над улицами города.

Летающие автомобили давно стали одной из визитных карточек фантастики. Кадр из фильма «Пятый элемент»

Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Летающие автомобили давно стали одной из визитных карточек фантастики. Кадр из фильма «Пятый элемент»

Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Распространение летающих автомобилей не только изменит вид городов, сделав их более футуристическими, но и может серьезно повлиять на городскую жизнь в целом. Фабьен Нестманн, вице-президент по связям с общественностью немецкой компании Volocopter, специализирующейся на создании летающих автомобилей, говорит, что, хотя изначально билеты на разработанное ими летающее такси будут дороги, цель компании сделать такие полеты конкурентоспособными. «Мы хотим, чтобы это была не игрушка для богатых, а часть интегрированной (в транспортную систему.— “Ъ” ) поездки в городе для каждого. У каждого должна быть возможность идти пешком, ехать на машине или велосипеде — или лететь»,— считает он.

«Сейчас большинство людей подстраивает свою жизнь под доступность транспорта. VTOL (летательные аппараты вертикального взлета и посадки.— “Ъ” ) и беспилотники позволят добираться куда угодно, так что это транспорт будет подстроен под жизнь,— считает директор Института аэронавтики NASA при Исследовательском центре Эймса Паримал Копардекар.— Хотя, возможно, мы никогда не ликвидируем метро и дороги, мы можем уменьшить занимаемую ими площадь с помощью этих машин». В числе прочего распространение электрических летающих автомобилей (а почти все они именно электрические) позволит снизить выбросы и спрос на дизельное топливо, а также сократить расходы на развитие дорожной инфраструктуры. «На макроуровне постоянно растущие города создают растущую потребность в мобильности у жителей этих городов. Это ведет к переосмыслению города, потому что создание инфраструктуры для автомобилей не улучшает качество жизни»,— отмечает Нестманн.

Развитие частного летающего транспорта изменит и вид городов

Десятки компаний и триллионный рынок

Создание летающих автомобилей, которые можно будет полноценно использовать в городе,— огромный рынок.

Разработкой летающих автомобилей разного рода сейчас занимается несколько десятков компаний, от небольших стартапов до крупных корпораций. Большинство разрабатываемых летающих автомобилей выглядит не как коммерческие беспилотники или небольшие вертолеты. Они взлетают и садятся вертикально и снабжены не крыльями, а винтами — это и есть летательные аппараты вертикального взлета и посадки, VTOL.

В октябре южнокорейская корпорация Hyundai, уже сотрудничающая с Uber в разработке летающего такси, объявила о планах создания целой линейки таких аппаратов — она собирается представить их к 2028 году. Разработками такого рода занимаются Toyota, Porsche, Audi, Daimler, Geely, Airbus, Boeing, Uber и многие другие крупные компании. Много и компаний, специализирующихся именно на разработке таких летающих автомобилей, это, например, Lillium, Wisk, Joby Aviation и Bell.

Разработкой летающих автомобилей заняты множество компаний не только в Америке и Европе, но и в Азии

Фото: Koji Sasahara / AP

Притом нельзя сказать, что все это лишь планы и проекты,— в августе японская компания SkyDrive, сотрудничающая с Toyota, провела испытания своего электрического VTOL SD-03 с пилотом на борту. Полет длился четыре минуты, летательный аппарат поднимался на три метра над поверхностью земли. SkyDrive планирует выпустить свой двухместный летающий автомобиль на рынок в 2023 году, стоить он будет от $300 тыс. до $500 тыс.

Еще в прошлом году Volocopter провела испытания своего беспилотного летающего такси. Коммерческое использование одного из разработанных компанией летающих автомобилей, одноместного VoloCity, должно начаться уже в 2022 году. Предполагается, что изначально один билет будет стоить €300.

Читать еще:  История немецкой автомобильной марки Horch

На этой неделе стало известно о планах другой немецкой компании, Lilium, создать огромный «вертипорт» — так называют своего рода аэропорты для летающих автомобилей — в аэропорте Орландо во Флориде. Он должен быть готов к 2025 году, и, по замыслу Lilium, через него с помощью летающих такси пассажиры, прилетающие в Орландо, смогут лететь в другие города штата вместо того, чтобы ехать туда на автомобиле.

Летающие машины не смогут обойтись без вертипорт — специальных посадочных мест

Помехи на дорогах

Проблемы же с распространением нового вида транспорта связаны не столько с технологиями как таковыми, сколько с тем, что такие аппараты необходимо сделать безопаснее, дешевле, а также провести масштабную бюрократическую реформу. Ведь нынешние законы, инструкции и правила как для наземного, так и для воздушного транспорта составлялись еще в те времена, когда летающие автомобили были исключительной прерогативой писателей-фантастов, и не будут подходить для столь серьезных изменений.

Например, Uber, который уже несколько лет говорит о разработке летающего такси, пришел к выводу, что создать его настолько быстро не получится. Сначала компания обещала начать пробные полеты уже в 2020 году, теперь срок сдвинут на 2023 год. Такого рода задержки есть и у других компаний, разрабатывающих летающие автомобили.

Обеспечение безопасности — одно из важнейших препятствий на пути летающих автомобилей как коммерческого транспорта, особенно это касается беспилотных летательных аппаратов такого рода. Как отмечает преподаватель аэрокосмической техники и механики Университета Миннесоты Дерья Аксарай, безопасные технологии автономного полета для VTOL пока еще находятся на стадии разработки. «Такие автомобили должны осматривать окружающую среду, оценивать ситуацию и действовать соответствующе. Они не могут ждать, пока пилот или оператор скажут: сделай так, а теперь так»,— считает она.

«Вы не можете предоставлять коммерческие услуги без крайне строгих режимов тестирования. Часть этого — развитие инфраструктуры для таких машин»,— отмечает Фабьен Нестманн. Это означает, что нужно не просто построить сам летательный аппарат — нужны вертипорты и специальные гаражи для таких автомобилей, в которых они могут заряжаться. Также необходима разработка соответствующего ПО, позволяющего автоматизировать такую транспортную систему и с помощью систем отслеживания обеспечить безопасность полетов. В числе прочего нужно будет выработать систему воздушных коридоров в городском небе, сходную с той, которая действует для обычных самолетов сейчас, но более сложную, так как в городе больше объектов для возможного столкновения — высотные здания, деревья, птицы, а в случае роста популярности технологии и другие летающие автомобили.

Развитие летающего транспорта может привести к появлению старой проблемы современных городов — автомобильных пробок, но уже в воздухе

Фото: Дмитрий Костюков, Коммерсантъ

Сложностью в развитии этой сферы, как и в случае с беспилотными автомобилями, являются и регуляторные вопросы. Власти разных стран уже сейчас работают над созданием соответствующих правил и стандартов безопасности. NASA совместно с Федеральным управлением гражданской авиации США работает над протоколами, которые должны регулировать такое воздушное движение. Сходный проект есть и у Airbus, и у Европейского агентства по авиационной безопасности. Для создания транспортной системы с участием летающих автомобилей нужны и разработанные правила, и сертифицированные властями аппараты, и люди, готовые летать на них.

Необходимость сочетать несочетаемое

Для того чтобы летающие автомобили стали повседневной реальностью, и в целом нужно сочетание целого ряда факторов. Одна из сложностей состоит в том, что такие летательные аппараты должны сочетать сразу несколько свойств, которые не так легко совместить друг с другом. Они должны быть достаточно мощными, чтобы поднимать и переносить значительный вес, довольно тихими, чтобы летать на малых высотах в населенных пунктах, а кроме того, не должны быть чрезмерно дорогими, ведь тогда их массовое применение было бы затруднительно. «Они будут более энергоэффективными, чем вертолеты, которые используют много топлива, но менее энергоэффективными, чем автомобили, потому что им нужно подниматься в воздух»,— комментирует эту проблему профессор аэрокосмической техники Мичиганского университета Элла Аткинс.

«Что касается стоимости, летать на них в магазин за продуктами будет непрактично»,— считает Аткинс. По ее мнению, вряд ли в ближайшие 20 лет летающие автомобили станут доступны людям со средним доходом. Аткинс считает, что более реалистичная возможность их использования связана с возможностью достигать тех населенных пунктов и мест, в которые сложно попасть с помощью других транспортных средств.

Еще в середине двадцатого века создание летающего транспорта казалось делом нескольких десятилетий

Фото: Getty Images

Еще в середине двадцатого века создание летающего транспорта казалось делом нескольких десятилетий

Фото: Illustration by GraphicaArtis / Getty Images

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты