Правильная эксплуатация машины с турбодвигателем: особенности, правила
Автожурнал
Известно ли вам, дорогой читатель, что практически все владельцы автомобилей с турбодвигателем допускают ошибки в процессе его эксплуатации? Бензиновый турбированный двигатель — это не шутки, и знать, как им управлять, дело важное. Например, уделить тщательное внимание рекомендуется системе впуска или масла, поскольку в ряде случаев именно они и становятся камнем преткновения для нормального функционирования мотора.
Правильно эксплуатировать турбодвигатель означает, что нужно всегда следить за уровнем и качеством заливаемого масла, правильно запускать и останавливать мотор, а также выполнять другие важные правила.
Бензиновый двигатель с двойным турбонаддувом
- Уровень масла
- Не дави на газ часто при запуске!
- Качество масла
- Если турбомотор побывал в ремонте
- Дизель
- Способы запуска и остановки турбодвигателя
- Грамотная манера езды
- Недостатки турбированного двигателя
Уровень масла
Рекомендаций по обслуживанию турбомоторов большое количество. Первая касается уровня смазки. Нужно непрерывно следить за ним, так как турбомотору масляное «голодание» грозит тяжелыми последствиями. Масло в турбинном двигателе играет огромную роль, оно обеспечивает эффективную работу подшипников и других важнейших агрегатов.
Любому понятно, что при падении уровня смазки и ее нехватке, подшипники требуемого количества ее не имеют, а значит, происходит быстрый износ, что приводит к поломке. Особенно тщательно следует контролировать наличие желательного уровня масла турбомотора, а при выяснении отклонения от нормы, это нужно исправить. Следует установить причины прожорливости и безотлагательно их устранить, так как возможна поломка маслонасоса или другого существенного элемента.
Не жми на газ часто при запуске!
Следующий совет подразумевает не увлекаться педалью газа, когда заводится такой двигатель. Долго держать ногу на педали нельзя, так как турбодвигателю, для того чтобы достичь нормального давления, достаточно нескольких секунд. Если же она будет работать впустую, даже несколько секунд, то может быстро выйти из строя.
Это не относится к тем владельцам автомобилей, у которых установлена штатная система запуска/остановки Start&Stop, зарекомендовавшая себя только с лучшей стороны.
На видео — устройство и неисправности турбины:
Запуск турбодвигателя
Правильный запуск турбодвигателя имеет важное значение для его срока службы. При запуске непрогретого турбированного мотора нельзя увлекаться педалью газа – турбодвигатель должен спокойно поработать на холостых оборотах не менее двух-трех минут, без «прогазовки».
При «газовке» с непрогретым двигателем ротор турбины будет работать (на начальном этапе) с недостаточным количеством смазки. Если турбина будет часто работать на максимальных оборотах даже несколько секунд без достаточного количества смазки, это приведет либо к ее поломке либо к существенному сокращению срока ее службы.
Запуск турбодвигателя при низкой температуре
Запускать турбодвигатель при низкой температуре рекомендуется с предварительной прокруткой. Сначала стартером делаются 2 – 3 короткие прокрутки, после чего производится запуск турбодвигателя на холостых оборотах. Предварительная прокрутка позволяет запустить циркуляцию масла в двигателе и начать постепенное заполнение системы маслом, что предотвратит резкое возникновение внутренней нагрузки.
И, конечно же, после запуска турбомотора в морозную погоду ему нужно дать время прогреться, чтобы нагрелось масло. В противном случае холодное масло не будет иметь нужной вязкости, что при подаче нагрузки станет причиной «кавитации» (пустоты), которая окажет разрушительное воздействие на подшипники.
Какие ошибки допускают при эксплуатации турбомотора?
Инородные предметы в моторе
Одной из частых причин поломки турбины является попадание каких-то предметов, это вызывает поломку компрессора или крыльчатки турбины. При добавлении оборотов может появиться вибрация двигателя.
Недостаточное поступление масла
Нужно отметить несколько причин недостаточной подачи масла:
- двигатель долго не был в работе;
- компрессор установили неправильно;
- поломка всей смазочной системы: при этом создается низкое давление;
- сломана или засорилась трубка, по которой поступает масло;
- проникновение, в каналы подающие масло, герметика;
- в масляный фильтр не поступает масло при заправке.
Грязное масло
Загрязненное масло является причиной проникновения посторонних частичек, а это приводит к поломке подшипников и вала турбины. Нужно заливать проверенное масло, вовремя менять его и фильтры, для того чтобы потом не проводить ремонт турбин.
Карбонизация масла
Нельзя выключать мотор сразу после запуска, так как при этом образуется карбоновый налет. Для того, чтобы налета не было, нужно дать двигателю поработать 2-3 минуты, а затем выключить. Еще налет может появиться при перегреве нагнетателя.
Недостатки турбокомпрессоров
Принцип работы турбины на дизельном двигателе создает и негативные факторы:
- Повышенный расход горючего. Возможность сжечь большее количество солярки за счет увеличенного объема подачи воздуха, вместе с мощностью повышает и «прожорливость» машины. Уменьшить аппетит до разумных пределов позволяет правильная регулировка системы.
- Положительные стороны наддува приводят к многократному повышению температуры во время такта сжатия, что может вызвать детонацию в двигателе. Решается эта проблема установкой охладителей, регуляторов и прочих элементов.
Что такое турбированный двигатель в автомобиле
Первые турбированные двигатели были сконструированы ещё в 1905 году, однако на легковые автомобили их начали устанавливать во второй половине 20-го века. Турбонаддув – система нагнетания в цилиндры атмосферного двигателя дополнительного воздуха, вследствие чего происходит повышение среднего эффективного давления в цилиндрах. Это увеличивает мощность мотора без внесения изменений в его конструкцию. Работу мотора с турбонаддувом обеспечивает приводной нагнетатель, использующий энергию отработанных газов. Они приводят в движение колесо турбины, которая в свою очередь вращает колесо компрессора с помощью роторного вала. Компрессорное колесо сжимает воздух, который нагревается, а после поступления в интеркулер охлаждается и подаётся в цилиндры.
Это важно! Энергия отработанных газов растёт по мере увеличения числа вращения движка. Чем интенсивнее работает мотор, тем больше становится энергетический потенциал и растёт подача сжатого воздуха.
До недавнего времени двигатели с турбонаддувом устанавливались исключительно на дорогостоящие спортивные модели автомобилей. Но, по утверждению маркетологов, в настоящее время доля моделей с такими моторами стремительно увеличивается, и турбина становится практически обязательным элементов престижных марок авто.
Турбины устанавливают гораздо чаще на дизельных двигателях, чем на бензиновых
Производители машин делают акцент на том, что турбодвигатели беспощадно теснят «атмосферники», и большинство покупателей хороших машин предпочитают именно такой тип двигателя. Но так ли хорош турбомотор, как это расписывают конструкторы и инженеры автопредприятий? Чтобы сделать выводы, стоит рассмотреть его конструктивные особенности и поближе познакомиться с принципом действия.
Конструктивные особенности
Система турбонаддува состоит из компрессора, интеркулера, регулятора давления наддува и других узлов. Главная деталь – турбокомпрессор, регулирующий рост давления в системе впуска воздуха. Интеркулер охлаждает воздух и повышает его плотность.
Схема движения воздуха во время работы турбированного двигателя
Всей системой управляет регулятор наддува. Это перепускной клапан, ограничивающий давление отработанных газов. Отсекая некоторое их количество, клапан делает давление наддува оптимальным.
Турбокомпрессор работает следующим образом:
- Воздух проходит через воздушный фильтр и поступает во входное отверстие.
- Происходит сжатие воздуха, и в нём увеличивается содержание кислорода. Воздух нагревается, и его плотность снижается.
- Массы воздуха покидают турбокомпрессор и попадают в интеркулер, в котором происходит охлаждение.
- Сжатый воздух проникает через дроссель и впускной коллектор в цилиндры мотора.
- Часть выхлопных газов, образовавшихся при сгорании топлива в цилиндрах, передаётся турбодвигателем назад в коллектор турбины. Этот поток воздуха запускает движение вала, на противоположном конце которого расположен компрессор. Здесь начинается повторное сжатие воздуха.
Это важно! Результат работы турбонаддува – увеличение уровня сжатия кислорода при сохранении объёма цилиндров. За один такт работы турбомотор сжигает больше топливной смеси, чем атмосферный двигатель того же объёма.
1. Запуск турбодвигателя.
Запуская двигатель, не увлекайтесь педалью газа, старайтесь держать мотор на холостых оборотах как минимум на протяжении минуты. Для того чтобы достичь рабочего давления турбодвигателя достаточно считанных секунд, однако разогнать вращающиеся части турбины лишь в случае необходимого количества смазки. Если турбина, установленная на двигателе, поработает несколько секунд без необходимого количества смазки на максимальных оборотах, этого будет достаточно для ее выхода из строя или существенного сокращения срока эксплуатации.
5 основных правил эксплуатации и обслуживания турбированного двигателя
Применять использованные ресурсы для того, чтобы получать очевидную выгоду человечество научилось достаточно давно. Один из подобных методов – это метод турбонаддува. Основной элемент турбонаддува – это турбокомпрессор, который впервые был запатентован в США в 1911 году. С тех пор многое изменилось, турбокомпрессор стал более современным и отвечает всем существующим требованиям снижения потребления топлива. Если раньше турбокомпрессоры использовали только в грузовых машинах, то сегодня такие компрессоры есть во многих легковых автомобилях.
Есть мнение, что турбокомпрессор имеет меньший срок эксплуатации, чем атмосферные моторы. Возможно, подобные выводы сделаны преждевременно. По мнению экспертов компании TurboDay, срок эксплуатации любых частей двигателя напрямую зависит от того, каким именно образом владелец эксплуатирует автомобиль в целом. Своевременное техническое обслуживание, использование качественных масел, утверждают специалисты, могут значительно увеличить срок эксплуатации любой турбины.
Как устроена современная турбина?
Для человека непосвященного может показаться, что турбокомпрессор – это очень сложная конструкция. Для профессионала нет ничего сложного в этой конструкции. Самая главная деталь в данной конструкции – это картридж. Он представляет собой заменяемую часть, которую можно починить в случае возникновения неисправностей. Внутри картриджа расположен вал, имеющий два конца, к которым крепятся турбинные колеса. Под большим давлением масло подается к валу, что обеспечивает мягкое скольжение. Это важно, так как колесо турбины может «разгоняться» до 250 000 оборотов в минуту.
Еде одна «составляющая» конструкции турбокомпрессора это, так называемые, «улитки». Они крепятся по бокам картриджа, и одна из них называется «холодной», а другая – «горячей». В горячую улитку поступают отработавшие выхлопные газы, обеспечивающие вращение, после чего «улетающие» в выхлопную трубу. Через холодную улитку, поток сжатого воздуха идет к цилиндрам двигателя. Благодаря такой конструкции значительно увеличивается мощность двигателя любого автомобиля.
Большинство современных авто имеют турбокомпрессор такой конструкции, исключая лишь некоторые модели, в которых масло подается под более низким давлением, а валы оснащены прочными, современными, но достаточно дорогими шариковыми подшипниками. Но это – скорее исключение, нежели правило.
Какой средний ресурс турбины?
Как и любая другая часть двигателя, турбокомпрессоры имеют определенный срок эксплуатации и собственный ресурс. В большинстве случаев, стандартная турбина на бензиновом двигателе имеет ресурс около 150 000 километров. Если стиль вашей езды достаточно спокойный и вы не планируете участвовать в гонках по трассе, именно таким будет срок эксплуатации. В том случае, если вы поклонник быстрой езды, то ресурс турбины может сократиться даже в 2 раза и составить от 60 до 100 тысяч километров. Для сравнения, ресурс турбины на дизельном двигателе составляет 250 000 километров.
Таким образом, можно резюмировать, что ресурс вашей турбины напрямую зависит от того, каким именно способом вы будете эксплуатировать автомобиль.
Может ли исправная турбина гнать масло?
Часто определить неисправность турбины можно по причине того, что турбина начинает «гнать масло». Дословно это означает, что через холодную или горячую улитку происходит утечка масла в один из коллекторов двигателя. Эксперты компании TurboDay утверждают, что происходит это, как правило, по следующим причинам:
- при неправильном обслуживании двигателя;
- при некорректной его эксплуатации;
- при большой степени износа двигателя и турбины.
Определить неисправность можно в сервисе, где специалисты сначала обязательно проверят все узлы двигателя, его системы и агрегаты на предмет наличия тех или иных неисправностей. Если таких неисправностей обнаружено не будет, далее производится диагностика турбины и делаются определенные выводы.
Когда турбина исправна, все ее части подогнаны настолько тщательно, что в норме масло не должно сочиться через валы или втулки. Со временем, зазоры между частями турбины постепенно увеличиваются в результате эксплуатации и масло начинает сочиться. Если не произвести своевременный ремонт, это может привести к необходимости капитального ремонта или полной замены турбины. Если у двигателя есть засоры, то угар масла на 100 км может составлять до нескольких литров. Конечно, это создает не только дискомфорт при езде, но и достаточно ощутимо «бьет по карману».
Как определить необходимость ремонта или замены турбины?
Как и у любого другого механизма, у турбокомпрессора есть свой ресурс и когда он истекает, может понадобиться ремонт или замена. Здесь, как можно заметить, у владельца авто есть альтернатива. Если за дело берутся профессионалы, то отремонтировать можно любую турбину, вне зависимости от степени ее повреждений. Любые запчасти можно поменять на новые и оригинальные. Ремонт обойдется автовладельцу на 50-70% дешевле, чем покупка новой турбины, а в итоге ресурс у отремонтированной турбины будет таким же, как если бы вы купили новую.
Главный признак того, что турбина вашего автомобиля «гонит масло» или «приказала долго жить» – это нехарактерный синеватый дым из выхлопной трубы вашего авто. Это означает, что в цилиндрах, одновременно с топливовоздушной, смесью сгорает масло. Кроме того, неисправная турбина издают нехарактерный «воющий» звук. Если вы заметили подобное «нехорошее поведение» вашей турбины, то вы всегда можете отправить ее на бесплатную диагностика в компанию TurboDay, которая работает по всей Украине и занимается ремонтом турбин на высоком профессиональном уровне.
Сравнение цен на новые и восстановленные турбины для популярных авто
Ниже приведена таблица актуальных цен на ремонт и новые (оригинальные) турбины по состоянию на июнь 2020 года.
Популярные авто с турбинами | Цена новой оригинальной турбины | Цена восстановленной б/у турбины (новый картридж) | Цена капитального ремонта турбины (от старой турбины остается только корпус) |
Renault Trafic 1.9 TDI | 17 500 грн. | 6 200 грн | 3 900 грн |
Renault Laguna 1.9 TDI | 19 000 грн. | 6 900 грн | 4 200 грн |
Ford Transit 2.4 TDI | 22 600 грн. | 7 200 грн | 4 500 грн |
Volkswagen Passat B6 1.9 TDI | 25 300 грн | 7 200 грн | 4 500 грн |
Volkswagen T4 1.9 TDI | 17 700 грн | 6 500 грн | 3 900 грн |
Volkswagen T5 2.5 TDI | 20 700 грн | 6 900 грн | 4 300 грн |
Audi A6 3.0 TDI | 25 600 грн | 7 600 грн | 4 900 грн |
Opel Astra 1.7 TDI | 19 200 грн | 6 900 грн | 4 300 грн |
Volkswagen Passat B5 1.8 (бензин) | 18 600 грн | 6 500 грн | 4 200 грн |
Mazda CX7 2.3 (бензин) | 20 700 грн | 7 200 грн | 4 200 грн |
В таблице сравниваются: стоимость новых турбин, стоимость восстановленных турбин и стоимость ремонта вашей турбины. Решение всегда остается за вами, но специалисты TurboDay рекомендуют воспользоваться возможностью и отремонтировать турбокомпрессор. После диагностики и ремонта владелец получает новый ресурс в 200 000 километров, как и у новой турбины.
Если вам нужна консультация по ремонту турбин или по поводу актуальной стоимости новых турбокомпрессоров вы можете её получить на официальном сайте компании TurboDay.com.ua. Наши специалисты работают по всей Украине и предоставляют квалифицированные консультации по ремонту и обслуживанию.
Этапы ремонта турбины и примерная стоимость
Если турбина неисправна, чаще ее не меняют на новую, по причине ее достаточно высокой стоимости, а отдают в ремонт. Ремонт, по словам специалистов TurboDay, может заключаться в следующем:
- замена картриджа в сборе на новый оригинальный (от старой турбины остается только корпус);
- замена неисправных деталей (вал, колесо компрессора, ремкомплект).
Стоимость ремонта зависит от многих факторов и определяется в каждом конкретном случае индивидуально. Но это всегда дешевле, чем заказать новую оригинальную турбину у производителя. Во время ремонта производится диагностика всех узлов турбокомпрессора, проверяется давление подачи масла и многие другие тонкости. Неисправные части меняют на оригинальные новые и турбина начинает работать снова как новая.
Как продлить жизнь турбины: правила эксплуатации
Продолжительность жизни любой турбины, при наличии такого желания, может продлить каждый автолюбитель, если будет соблюдать следующие нехитрые правила эксплуатации:
- Когда вы отправляетесь в дорогу, прежде чем ехать, немного прогрейте мотор (1-2 минуты) и только тогда отправляйтесь в путь.
- Если вы преодолели долгий путь на своем автомобиле, в течение 3-5 минут охладите турбину.
- Если вы долго стояли в пробке, категорически не рекомендуется резко увеличивать скорость, делайте это постепенно, чтобы не повредить узлы турбокомпрессора.
- Своевременно производите замены масляных и воздушных фильтров.
- Чаще меняйте масло. Следите за его уровнем и температурой. В некоторых автомобилях эти показатели отражаются на панели управления.
- Следите за уровнем охлаждающей жидкости.
- Не пренебрегайте своевременным плановым обслуживанием двигателя автомобиля. Необходимо чаще обслуживать систему вентиляции картера и проверять состояние трубки подачи масла.
- Поможет продлить срок эксплуатации, согласно рекомендациям специалистов TurboDay, регулярная профессиональная чистка интеркуллера.
Все это делать достаточно просто и если подобные действия войдут у вас в привычку, то замену турбокомпрессора можно будет отложить на достаточно продолжительный срок. Когда вы покупаете автомобиль, в особенности уже имеющий определенный пробег, обратите внимание на состояние турбокомпрессора, так как если он окажется неисправным, то ремонт или замена этого элемента может стоит достаточно дорого. TurboDay рекомендует перед совершением подобной покупки проверить состояние турбины и ее возможности, чтобы избежать незапланированных трат.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.